Были и другие идеи. Но…
В понедельник, 12 мая 2014 года, в 14.22 минут этот домик (квартира) загорелся.
Пламя огня было видно за несколько кварталов, дым столбом поднимался к небу. Пожарные прибыли сюда очень быстро, общим числом 24 человека. С ними была основная и специальная техника в количестве шести единиц. За дело они принялись в 14.22, а уже в 14.34 завершили. На соседние деревянные постройки перекинуться пламени не позволили.
Все близлежащие дома в сторону Волги уже сгорели раньше. На радость бизнесменов известного пошиба, кто приобрёл эти участки под застройки. Не иначе как землица понадобилась для личного обогащения. В Самаре пожары в таких ситуациях тогда были чуть ли не обыденностью, и виновных практически никогда не находили.
Слово «поджог» повисло сразу же с дымовой гарью, но в СМИ его почти не озвучивали. Даже в местных новостях о нём упоминали в разряде мелких происшествий, несмотря на широчайшую известность дома и его важном значении для каждого православного человека.
В социальных сетях, да и в прочих СМИ, потом высказывались мнения, что пожар вовсе не случаен. Было отмечено, что он произошёл чуть ли не сразу после показа по одному из телеканалов фильма об этом доме. Получается, приурочили?..
Не слышал об установлении виновных в данном пожаре, который по сути уничтожил памятный для очень многих горожан дом. А жаль, его можно было сделать одним из очень притягательных центров Самары, побывать тут захотели бы очень многие люди. Как местные, так и туристы. Увы, этого не случилось.
В интернете я открыл сайт – «Карта Самары: улицы, дома и организации города – 2ГИС». На ней зоиного дома (квартиры), где произошло чудесное стояние, не нашёл. Не было указано. А прежде он был. С формальной точки зрения всё правильно: он же сгорел, его уже нет. А на нет и суда нет.
Но как быть с душой, нелегко на ней от мысли, что умышленный или случайный пожар унёс все тайны. Теперь она известна только небесам.
Зачарованные сокровища атамана
Я мог получить клад Степана Разина за бутылку дешёвой водки. Вернее, за такую цену мне предлагали «верную» карту с указанием места захоронения клада легендарного атамана. Позже я немного пожалел, что отказался от неё, но об этом речь ниже…
Магические клады
Народные предания говорят о несметных сокровищах, спрятанных в пещерах Жигулей и прочих местах Самарской Луки лихими людьми. Исстари они селились тут, были известны как ушкуйники, «русские выкинги», шарпальники, казаки и т.п.
Казаки начали прибывать сюда по некоторым сведениям с XIV века. Край именовался Жигулёвской вольницей. Лихие удальцы грабили проходящие по Волге купеческие суда, совершали набеги на сопредельные территории и более удалённые. Нападали на Великий Булгар, столицу Золотой Орды – город Сарай-Берке, добирались и до Персии.
Самый большой упрятанный здесь клад – даже клады! – приписывают известному казацкому атаману Степану Разину и его легендарной подруге атаманше Катьки Манчихи. Именем последней названа гора у села Подгоры в Самарской Луке. Говорят, будто именно вблизи неё ватага бравой атаманши спрятала множество ящиков с несметными сокровищами. Искали их часто, но по сей день не нашли. Кстати, возле горы имеется глубокий колодец, который называется Серебряным. Местное население считает воду в нём целебной. Исследования показали, что серебра в ней содержится более чем в сто раз выше нормы. Может быть, в глубине жигулёвских недр находятся серебряные руды или это просто вода протекает через большие сундуки Манчихи с серебряными монетами?..
О сокровищах Степана Разина говорят не только народные предания, но и официальные документы. В 1667 году атаман сходил в Персию «за зипунами», о чём историк XIX века Н. Всеволжский написал: «Стенька опустошает берега Гиляни и Мазандерана. Разбивает посланные против него персидские суда…» Тогда атаман прошёл на стругах от Красного Яра к Гурьеву, от последнего двинулся на Дербент – Баку: далее маршрут был таковым – Орешт – Гилянь – Фарабад. Вернулся к островам Дуванный и Свиной вблизи Баку, где казаки отдохнули, затем поднялись вверх по Волге и через Дон возвратились в Кагальницкий городок с неслыханной славой и фантастически богатой добычей.
Именно со времени персидского похода пошла молва о кладах атамана. Это и понятно, не мог же он с сотоварищами творить свои лихие дела, таская с собой немалое имущество, ценности, деньги. Они же страшная обуза. Где-то он их оставлял в укромных местах, хорошо прятал.
Вот что по этому поводу пишет С.В. Максимов в своей книге «Нечистая и неведомая сила»:
«Тревожная жизнь, среди поисков новой добычи и преследований со стороны властей вынуждала Стеньку зарывать в землю награбленные сокровища. И всё длинное побережье, от Симбирска до Астрахани, все эти лесистые Жигулёвские горы и песчаные голые бугры Стеньки Разина – в народном воображении до сих пор считаются местами, где зарыты бесчисленные клады: там лодка с серебром затёрта илом в песках, здесь, в Жигулях, у Разина в дупле – сундук полон платья, а сверху, как жар горит, икона, и заклята та поклажа на 300 лет; там в полугоре, у спуска к Волге, зарыто 12 нош (ноша – мера того, сколько может унести на себе сильный бурлак) серебра в чугуне, покрытом железным листом, здесь, в Шиловской шишке (горе близ г. Сенгилея), подвал, а в нём на цепях четыре бочки золота, охраняемые большим медведем…»
Наиболее часто местами упрятанных кладов называют горные жигулёвские гряды, а точнее – пещеры в них. Их тут превеликое множество, как нельзя лучше годились они для подобных дел. Впрочем, одна из легенд повествует о немалом кладе атамана в Царевом кургане, что высится на противоположном берегу Волги от Жигулей.
В преданиях клады Степана Разина называют зачарованными, заколдованными. Этот признак – магия, волшебство – указывает на два места наиболее вероятного захоронения сокровищ. Во-первых, Молодецкий курган, с которого открывается самый лучший обзор Самарской Луки, а под его скалами находится множество гротов. Они являются началом больших пещер, уходящих в глубину недр. Это жуткое местечко и называется соответственно – «Берег скелетов», так как тут происходило множество несчастных случаев с лодками и судами… Во-вторых, пещеры в Сокольих горах, о которых ходит недобрая слава «нечистого места». В обоих указанных местах обычны разного рода феномены – миражи, фата-моргана, НЛО, столбы света, нередки встречи с чудищами или существами диковинного вида.
«Он слово знал…»
Легенда о «заговорённости» атамана возникла ещё при его жизни. Его именовали колдуном, чернокнижником, чародеем, оборотнем. Особенно подчёркивалась магическая неуязвимость. Говорили, что «у Стеньки кроме людской и другая сила была – он себя с малых лет нечистому продал – не боялся ни пули, ни железа; на огне не горел и в воде не тонул. Бывало, сядет в кош, по Волге плывёт и вдруг на воздух на нём поднимался, потому как был он чернокнижник… Его в острог не раз садили за решётки, да на запоры. А он возьмёт уголь, напишет на стене лодку, спросит воды испить, плеснёт на стену этой водой – река станет! Сядет он в лодку, кликнет товарищей – глянь, уж на Волге Стенька!..»
В выше названной книге «Нечистая и неведомая сила» С.В. Максимова упомянуто о природном или чародейном даре атамана:
«Разину, например, этому поволжскому богатырю-чародею сам Илья Муромец годится только в есаулы. И неудивительно, конечно, что, обладая такой сверхъестественной силой, Разин обогащался и откупами с проходящих торговых судов, и даже царскою казною с разграбленного и сожжённого им первого русского корабля «Орла»….
В 1670 году царицынский воевода доносил царю: «Того атамана есаула Разина ни пищаль, ни сабля, ничего не берёт…»
Есть и такое в документах того времени: «В Персии воевал он два года, набрал много богатства, так что ни счесть, ни сметать невозможно было. Ворочался он мимо Астрахани, воеводы не хотели его пропустить и велели палить в него из ружей и из пушек; только Стенька был чернокнижник, так его нельзя было донять ничем: он такое слово знал, что ядра и пули от него отскакивали…»
В молодые годы у Степана Разина вышла ссора с атаманом, тот выпалил в него из пищали, а юноша вынул из груди пуля и вернул со словами: «На, ещё пригодится стрелять».
Когда казаки стали выбирать атамана, то Степан Разин крикнул: «Лес, пригнись!» Смотрят казаки, а деревья все на землю легли. Потому и сделали его своим атаманом. Ещё он легко управлял водой. Мог бросить на поверхность моря кошму, сесть и играть на ней в шахматы. Превращал кошму в корабль, на котором перевозил свой отряд даже с лошадьми куда хотел.
Способен был Степан Разин ходить под водой. Только его шляпа порой виделась. Только кто её тронет, как он тут же появляется с вопросом: «Что тебе от меня надо?..»
Всегда носил под ногтем спрыг-траву, которая была способна открыть любые запоры, замки, двери. Потому мог проникнуть, куда желал, и никакие камеры, оковы его не удерживали.
Способен был Степан Разин и на другие дела. Например, в одном месте в Нижнем Поволжье заговорил змей и комаров, чтобы они не кусали людей, а лягушки перестали квакать.
Писатель девятнадцатого века Дмитрий Николаевич Садовников в книге «Жигули и Усолье на Волге» изложена ниже следующая история:
Ещё в юности Степан Разин ослушался отца, направился совсем в иную сторону, что ему указывал отец. Там столкнулся с «огромной чудой Волкодиром». Страшный зверь накинулся на него, намеревался заглотить, но Степан Разин принялся шашкой отбиваться, разрубил челюсти, а потом и голову отсёк. Разрезал брюхо Волкодира, а там обнаружил чудесный камень величиной с кулак. Долго дивовался, потом случайно лизнул и узнал всё, что происходит на свете – стал всезнайкой. Потому камнем очень дорожил, таил от всех.
Наверное, стоит упомянуть интересную версию о бессмертии Степана Разина, потому его встречают в самых разных местах, где он раньше побывал спустя много времени спустя. В некоторых его видят особенно часто. Атаман способен представать в новом обличии, в котором его никто не узнаёт. Например, он позже якобы жил под именем Емельяна Пугачёва, пытался поднять народ на бунт против власти, но был снова разгромлен…
Разин в Самаре
У Самары ватаги Стеньки Разина объявились 31 мая 1670 года. Тогда наш город был скорее городком, как поётся в песне: «Ах, Самара-городок!..» Он состоял из крепости, которую защищал высокий частокол со сторожевыми башнями по углам. К нему примыкали посадские и крестьянские дворы, торговые лавки, мастерские, базар.
Оборону держал воевода Иван Алфимов, у него имелось около двухсот пеших стрельцов и сто конных. Было какое-то количество пушкарей.
Местные края давно слыли Волжской вольницей, сюда стекались казаки и все те, кто не терпел над собой чужой власти. Потому вольнолюбивые горожане фактически без сопротивления признали атамана хозяином Самары и окрестностей.
Самарский воевода с верными ему людьми укрылся в крепости. Казаки попробовали взять её штурмом, им удалось сжечь две сторожевые башни, но внутрь стен им пробиться не удалось, несмотря на все усилия. Крепость оставили в покое.
В конце лета, 26 августа, к нему прибыли новые отряды яицких казаков под начальством атамана Максима Бешеного. К тому времени идеологическая работы с защитниками крепости – «прелестные письма» и какие-то контакты – сделали своё дело. Потому 28 августа при очередном штурме стрельцы сотников Михаила Хомутова и Алексея Торшилова открыли ворота и встретили казаков как дорогих гостей-хлебом-солью и колокольным звоном. Иван Алфимов, ряд дворян и подьячих были утоплены.
Управлять Самарой стал местный посадский житель Игнат Говорухин, военных возглавил выборный атаман Иван Константинов. В Самаре провозгласили казачье градоустроение, объявили всем вольную и свободу населения от податей.
Воодушевлённый атаман со своим окружением принялся строить дальнейшие планы – он намеревался идти на Симбирск, а затем на Казань и Нижний Новгород.
Далее Степан Разин повёл свои отряды, в которые добровольно вошли небольшое количество самарских добровольцев – 50 пехотинцев и 40 конных стрельцов.
К Симбирску 4 (14) сентября 1670 года подошло войско численностью в 5 000 человек. Осада продолжалась около месяца, происходили локальные сражения.
Однажды Степан Разин оказался дважды ранен, его едва не зарезал кинжалом предатель, но того своевременно убили казаки.
После неудачного приступа 4 (14) октября 1670 года атаман решил прекратить военные действия и отбыл на своих стругах обратно вниз по Волге только с одними донскими казаками, оставив всех прочих. Проплыл мимо Самары 22 октября, остановился ниже города. Тут пополнил запасы, затем отправился дальше.
В Самаре же продолжалась вольная жизнь, платить налоги Москве никто не желал и никаких товаров в столицу не слал. Схожее положение было и в некоторых других городах. Терпеть это царь Алексей Михайлович повелел собрать войско, чтобы «вора Стеньку изловить, а воров холопов в Самаре, Саратове, Царицыне и Астрахани повесить».
В Самару были засланы лазутчики, но их выловили и долгое время держали в тюрьме в кандалах. Намеревались казнить, но затем узникам помогли бежать оставшиеся верными царю люди и они донесли властям, что в самарской крепости «90 яицких, 10 донских и около 300 новоприборных казаков… А всего в Самаре народу 700 человек, пять пушек, но нет пороха, и мало хлебных запасов».
Скоро город был взят правительственными войсками, Константинов, Говорухин и некоторые другие самые известные мятежники были казнены, свыше сотни горожан сослали на вечное поселение в Холмогоры. Самарским воеводой был назначен стольник Вавил Эверлаков. По некоторым данным, он назначен против своей воли. После Самара принесла повинную царю и несколько лет платила немалую пошлину в царскую казну.
После своего последнего посещения Самары Степан Разин отправился на Дон, где в городе Кагальник атамана предало его ближайшее окружение, и 14 апреля 1671 года он был схвачен вместе со своим братом Фролом бывшим соратником атаманом Константином Яковлевым. Не помогло ему колдовское умение, если он, конечно, им обладал, Степан Разин оказался в плену и был передан царским властям. При нём даже походной казны не нашли, не говоря о чём-то большем.
Его подвергли страшным пыткам. Он их выдержал без единого стона, чем поразил даже опытных палачей. Даже жестоко истязуемый атаман не выдал тайны своих кладов, бесстрашно приняв смерть.
А вот его родной брат Фрол в последний момент на эшафоте дрогнул, закричал «Государево слово и дело!»: мол, он знает и укажет, где укрыты клады. Говорят, в этот момент уже умирающий Степан выкрикнул; «Молчи, собака!..»
По царскому указу в 1671 году к Жигулям отправилась экспедиция. Фрол пять лет водил её по разным местам, искал тайные подземелья, но никак не находил. Уверял, что забыл места, спутал приметы, придумывал различные отговорки, но в конце концом его вернули в столицу и прилюдно обезглавили на Болотной площади в 1676 году.
Призрак атамана
Говорят о кладах атамана уже века, но найти никому не удаётся. Простому смертному их трудно добыть. Большинство сокровищ заговорено особым способом. Но, несмотря на это, клады всё же продолжают искать.
«Разинских кладов бесчисленное множество. По берегам Волги, где он некогда гулял со своей вольницей, некоторые холмы носят названия: Стол, Шапка, Бугры Стеньки Разина, а одно ущелье слывёт его тюрьмою. В Разинских буграх, по народному поверью, знаменитый разбойник спрятал своё богатство в глубоких погребах, за железными дверями, и теперь оно лежит там заклятое. Сам Стенька Разин жив до сих пор, сидит где-то в горах, стережёт свои поклажи…» – написал знаменитый русский этнограф и собиратель сказок В.Н. Афанасьев.
По одному из преданий, когда изловили сотоварищей атамана, то он исхитрился и ушёл-таки от преследователей. Спрятался там, где схоронены его сокровища, мхом оброс, но до сих живёт, ибо его отторгает от себя земля из-за многих тяжких грехов.
Возвращавшиеся из «тюркменского плена в чужедальних басурманских сторонах» русские матросы рассказали историку Н.И. Костомарову, что они повстречали Степана Разина в… 1858 году! Описывали это так: из каменной расщелине на берегу Каспийского моря вылез седой-преседой старик, аж мохом поросший. В разговоре с моряками открылся: «Так знайте же, я – Стенька Разин. Меня земля не приняла…»
Он сам себя навечно приточил к кладам. И, будто бы, будет жить до тех пор, пока не найдут его сокровища. Ещё говорят, что свои зачарованные сокровища многогрешный атаман стережёт не просто так, а надеется откупиться ими на Страшном суде. Ночами он объезжает или обходит их, проверяет, никто не пытается ими завладеть? И худо тому, кто такое замыслил.
Встречали атамана в его в заломленной папахе на белом бешеном коне, он проносился так быстро, что его только глазами проводили: вот он был – и уже нет. Бывало, Степана Разин плыл в струге под белыми шёлковыми парусами. Как правило, он находился на носу корабля, внимательно всматриваясь в вспениваемую воду. Возможно, выискивал место, где утопил персидскую княжну, сильно жалея о своём поступке.
Встречи с ним кладоискателям ничего хорошего не сулят. Но обаяние укрытых в потаённых местах несметных сокровищ привлекает всё новых и новых желающих, охваченных жаждой наживы. Романтики в красивейших и легендарных Жигулях, Самарской Луке предостаточно, а вот богатые клады в руки не даются. Возможно, пока. Слишком уж много тут укромных мест, пещер не счесть. Только с именем Степана Разина таких пещер аж пять, а сколько ещё прочих. Имеются рудники, карьеры, копи, штольни, галереи, напоминающие подземные лабиринты.
Возможно, сие связано с наложенными на клады заклятиями. Наткнёшься, а взять не сможешь. Или всё же получишь, но вместе с сокровищами достанутся проклятия. «Захоронил свой клад в пещере и сверху положил камень с надписью: «Кто отвалит сей камень, найдет много золота, но сам он весь облысеет, и род его весь переведется, – написано в статье «Предания о кладах» Николая Аристова (1867 г.), которой присуждена серебряная медаль от Географического общества. – Разин сам охраняет спрятанные сокровища, ночами «объезжает все места, где положил свои клады по городищам и пещерам, по горам и курганам, а то и просто вдоль Волги… Бережет эти сокровища, дабы воспользоваться ими, когда в конце света вновь появится на земле антихрист. Ведь клады то все заговорены до пришествия антихриста; как он, окаянный, придёт, ему и богатство готово». Дабы заполучить зачарованный клад искатель должен провести магические ритуалы, которые нужно знать. По некоторым сведениям, необходимо святотатство или жертва. Возможно, человеческая…
Бывает, что Степан Разин совсем не мешает завладеть кладом, а оказывает всемерную помощь, ибо, как пишет Николай Арестов («Предание о кладах») поскольку после изъятия должны прекратиться муки великого грешника: «Если бы кто-нибудь достал мой клад в Шатрашанах, тогда бы я умер; тогда бы и все, положенные мною, клады вышли наружу, а их одних главных двадцать».
В 1872 году писатель Д.Н. Садовников опубликовал предание о жигулевских кладах в своей книге «Жигули и Усолье на Волге». Желающие найти их обязательно штудируют её, чуть ли не знают наизусть.
По некоторым легендам Степан Разин не прятал клады в Жигулях, он сам таковой тут сумел отыскать, и впоследствии хорошо им распорядился, привлёк к себе много сторонников, развернул широкую деятельность. Помните, резонные слова в известном кинофильме: «Хлопцы мною недовольны. Говорят, какой же ты атаман, если у тебя нет золотого запасу?!.» Степан Разин нашёл «золотой запас», и стал атаманом. Хотя, вероятно, позже уже сам прятал клады в здешних местах.
Клад за бутылку водки
…Теперь расскажу про то, что обещал в самом начале повествования.
Летом 1999 года пройдя весь Загородный парк в Самаре, я спустился на тогда ещё практически дикий берег Волги. Было совершенно пустынно. Чуть прошёл по грязному песку влево и тут меня окликнул бомж, который сидел у маленького костерка:
– Закурить не найдётся?
Я ответил, что не курю. Намеревался продолжить свой путь, но он протянул мне грязную бумагу:
– Не хочешь купить?
– А зачем она мне?
– Это карта. На ней указан клад Степана Разина. Он недалеко отсюда, спрятан в Царь-кургане. Немного прошу, дай на бутылку. Мне дорогой водки не нужно, самую обычную! Опохмелиться нужно.
Предложение меня рассмешило:
– Сокровище за бутылку водки! А что так дешёво?
– Клад заговорённый. Кто его найдёт, тот вместе с ним примет на свою душу все грехи атамана и пойдёт в ад.
Оглашённая перспектива меня не прельстила, я покачал головой:
– Нет, с такой «нагрузкой» мне никакие сокровища не нужны.
– Мне тоже, – эти слова бомж произнёс столь серьёзно, что мне стало не по себе. Он вздохнул и вдруг, словно наконец-то решившись, бросил бумагу в костёр. – Пусть горит проклятая!
Карта задымилась не сразу, какое-то время лежала на углях. Я поразился: «что это ещё за бумага, что не горит?..» На она всё же, словно нехотя, задымилась. Мне показалось, что в воздухе повеяло запахом серы. Вдруг карта вспыхнула огнём, загорелась и через минуту от неё ничего не осталось, распалась в мелкий пепел.
– Откуда она у тебя?
– Мой кореш Кирюха на прошлой неделе мне отдал. – Видя мой недоумённый взгляд, пояснил: – Он с кем-то искал клады в Сокольих горах. Во сне к нему пришёл древний старец. Сказал, что он – Степан Разин. Посулил, что отдаст свой главный клад, который находится в Царь-кургане. Но с условием, что он примет все его превеликие грехи на себя. И тогда проживёт вдвое против теперешнего, а затем окажется в аду. Грозил, в ином случае и месяца не протянет. Старик не только сказал про клад, но и показал: снял пласты земли, показал корешу глубинные ходы, палаты, где стояли чугунные котлы с золотом, серебром и драгоценными камнями…
Когда Кирюха проснулся, то по памяти зарисовал план. Но искать сокровища не осмелился. А далее всё случилось так, как было предсказано ему во сне: прошло чуть больше трёх недель, он выпил какую-то отраву и помер… Перед смертью сказал, что я могу взять его карту себе. Вчера с корешами мы сорок дней отмечали. Тебе по слабости душевной предложил. Давно карту следовало сжечь, чтобы не вводить никого в искушение. Только рука не поднималась, лишь сейчас решился. Ты сильно прав: никакие клады не стоят будущего ада!..
Признаюсь, ушёл я в больших сомнениях. Бомж легко мог наврать мне всё это. Но мог и сказать правду. Как говорится, за что купил, за то и продаю. А как было на самом деле, не знаю.
Гора тайн
Много загадок древности хранит гора Маяк около деревни Сиделькино в Чёлно-Вершинском районе Самарской области. Они начали открываться с началом археологических раскопок…
Селение охотников
В 1960 году на склонах правого берега реки Большой Черемшан казанские археологи открыли поселение, которое позже получило название – именьковской культуры. Такая была распространена в IV—VII веках на территории Среднего Поволжья (Самарская и Ульяновская области, Татария). Специалисты установили близость именьковской культуры к зарубинецкой культуре, особенно – к его полесскому лесному варианту. А это уже современные территории юга и востока Белоруссии, севера, центра и запада Украины. Этого мнения придерживается, в том числе, и известный археолог Г.И. Матвеева. Посмотрите на карту: где Самарская область, а где Полесье…
Также тут были обнаружены культуры самых разных эпох, невольно рождается образ слоеного пирога. Учёные выявили там следы не только праславян, но и сарматов, гуннов, угров, волжских болгар, хазар и более поздних народов. Имеются многочисленные орудия труда, осколки керамики, кости различных животных. А именно: железные ножи и булавки, пряслицы, части глиняных тиглей и посуды, серёжки, фибулы, бусины и пр.
Место это издревле полюбилось нашим предкам, и манило оно к себе далеко не случайно. Возможно нахождение здесь крепости и святилища. С возвышенности открывается отличная панорама местности, что просто необходимо при обороне или охоте. В те времена местность изобиловала дичью. Вполне вероятно, что иные племена приходили сюда временно, в период весеннего половодья. Когда-то из недр земли тут били родники, имелись озерца, где водилась рыба. Это лишь недавно они исчезли, после строительства лет тринадцать назад насыпной автотрассы, которая в этом плане изменила местность далеко не в лучшую сторону.
Но природные ключи, озерца – не единственные потери от наступления цивилизации. Есть и куда худшее: гору Маяк сделали карьером, начав добывать здесь щебень и глину, уничтожив немало культурных слоёв.
Остановились лишь тогда, когда вдруг обнаружили костяк человека. Без головы, которую снесли ковшом, даже не заметив совершённого «аутодафе», и она затерялась в отвалах. Только после этого вызвали археологов. И тогда начались такие открытия, что впору трубить о них на весь белый свет.