Согласно ст. 214 ГК РФ (п. 2) от имени Российской Федерации права собственника в отношении государственного имущества осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Кодекса. При этом часть государственного имущества закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 4 ст. 214 ГК РФ). Другая часть государственной собственности – не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями имущество и средства соответствующего бюджета составляют государственную казну.
Поскольку имущество Банка России не закреплено за Банком России на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то можно сказать, что имущество Банка России включено в состав государственной казны.
Аналогичное мнение высказывается также некоторыми учеными-юристами. По мнению Е.А. Суханова, государственную казну Российской Федерации составляют средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования и др.), а также средства ЦБ РФ, золотой запас, алмазный и валютный фонды Российской Федерации[9].
Теперь обратимся к ст. 125 ГК РФ, к которой отсылает п. 2 ст. 214 ГК РФ. Пункт 3 ст. 125 ГК РФ устанавливает, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, по их специальному поручению и от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане.
Согласно ст. 2 Федерального закона о Банке России собственником имущества Банка России является государство, а полномочия Банка России в отношении указанного имущества определены законом.
Исходя из изложенного, представляется правомерным утверждение, что имущество Банка России является федеральной собственностью, управление которой в рамках закона осуществляет Банк России независимо от других органов государственной власти, руководствуясь при этом государственными интересами.
Полагаем, что термин «государственный орган», содержащийся в ст. 33 и в ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации, а также в п. 3 ст. 125 ГК РФ, в полной мере можно использовать при характеристике Банка России вообще и при анализе его правомочий в отношении государственного имущества в частности.
Помимо указания на то, что имущество Банка России находится в федеральной государственной собственности, ст. 2 комментируемого Федерального закона предусматривает, что Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Доходы Банка России формируются в результате осуществления им банковских операций и сделок, предусмотренных ст. 46, 48 Федерального закона о Банке России.
Статья 3
Целями деятельности Банка России являются:
защита и обеспечение устойчивости рубля;
развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Комментируемая статья устанавливает систему целей Банка России, для достижения которых он осуществляет свою деятельность.
При сравнении положений ч. 2 ст. 75 Конституции Российской Федерации и ст. 3 рассматриваемого Федерального закона обращает на себя внимание, что «защита и обеспечение устойчивости рубля» в названных актах трактуется по-разному. В части 2 ст. 75 Конституции Российской Федерации защита и обеспечение устойчивости рубля определяется в качестве основной функции Центрального банка Российской Федерации. В отличие от Конституции Российской Федерации ст. 3 комментируемого Федерального закона устанавливает, что защита и обеспечение устойчивости рубля является целью деятельности Банка России.
Иными словами, то, что в Конституции Российской Федерации определено как функция, в Федеральном законе определяется как цель деятельности. В связи с этим необходимо заметить, что в юридической науке «функция» и «цель» – нетождественные понятия.
Функция – это конкретное направление деятельности, которую осуществляет орган государственной власти.
Цель – это идеальное предвосхищение результата, на достижение которого направлена деятельность конкретного субъекта (органа государственной власти).
Таким образом, функция как совокупность действий направлена на достижение определенной цели, и смешивать данные понятия некорректно.
Исходя из анализа деятельности Банка России, его нормативных актов можно сказать, что устойчивость национальной валюты не может рассматриваться в качестве цели деятельности Банка России. Обеспечение устойчивости рубля можно характеризовать как функцию Банка России. В связи с этим положение ч. 2 ст. 75 Конституции Российской Федерации более точно, чем ст. 3 комментируемого Федерального закона определяет защиту и обеспечение устойчивости рубля как основную функцию Центрального банка Российской Федерации.
Следует отметить, что законодательство иностранных государств о национальных банках также содержит положения, регламентирующие цели банков. Так, Закон о Банке Англии предусматривает обязанность Банка следить за стабильностью цен и с учетом этой цели оказывать поддержку правительству»[10].
В статье 1 Закона о Банке Японии в качестве целей центрального банка установлены сохранение и улучшение кредитной системы в соответствии с национальной политикой, а также адекватное усиление общеэкономической деятельности нации.
Эти положения интерпретируются как «поддержание стабильности денежного обращения и благоприятных кредитных условий», а также как «поддержание стабильности развития японской экономики»[11].
Для обеспечения защиты и обеспечения устойчивости рубля Банк России использует конкретные меры, например, осуществляет валютные интервенции на денежном рынке; Банк России устанавливает процентную ставку по денежным операциям (по кредитам).
Кроме того, одной из важнейших мер обеспечения защиты и обеспечения устойчивости рубля является установление Банком России и опубликование официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю.
Второй целью деятельности Банка России являются развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации.
Понятие банковской системы содержит Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Кредитной организацией является юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Другой разновидностью кредитной организации является небанковская кредитная организация.
Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные названным Федеральным законом.
В соответствии с действующим законодательством о банках предусмотрена деятельность расчетных небанковских кредитных организаций (РНКО) и депозитно-кредитных небанковских кредитных организаций.
Расчетные НКО. Банк России утвердил 26 апреля 2006 г. № 129-И (ред. от 2 сентября 2009 г.) Инструкцию «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением». В этой Инструкции перечисляются те банковские операции, которые вправе проводить небанковская кредитная организация (далее – РНКО). Кроме того, в ней дублируется перечень сделок, которые перечислены в ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и которые, по этому Федеральному закону, вправе совершать любые кредитные организации. В названной инструкции указаны также и банковские операции, которые запрещены для РНКО.
В пунктах 1.1—1.5.3 этой Инструкции закреплено следующее:
«РНКО вправе осуществлять в сочетании следующие банковские операции:
открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;
куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме;
осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
РНКО могут осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
РНКО помимо перечисленных в Инструкции банковских операций, вправе осуществлять сделки, перечисленные в ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
Согласно Инструкции, если иное не предусмотрено лицензией на осуществление банковских операций, выданной до вступления в силу настоящей Инструкции, РНКО не вправе осуществлять следующие банковские операции:
привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;
открытие и ведение банковских счетов физических лиц;
осуществление расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам;
куплю-продажу иностранной валюты в наличной форме;
привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
выдачу банковских гарантий.
В соответствии с Инструкцией в целях минимизации риска в учредительных документах РНКО рекомендуется предусматривать исключение деятельности по привлечению средств физических и юридических лиц (например, путем выпуска РНКО собственных векселей).
Небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитные и кредитные операции. Этот вид кредитных организаций предусмотрен Положением Банка России от 21 сентября 2001 г. № 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции».
Небанковские кредитные организации (НДКО) могут осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», на основании лицензии на осуществление банковских операций, выданной Банком России, в соответствии с требованиями, предусмотренными этим Положением.
Регистрация и лицензирование НДКО осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», в порядке, предусмотренном Инструкцией Банка России от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» и иными нормативными актами Банка России (ред. 14 августа 2009 г.).
НДКО вправе осуществлять: привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок); размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет; производить куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме (данную операцию НДКО вправе осуществлять исключительно от своего имени и за свой счет); выдавать банковские гарантии.
Они могут осуществлять сделки, разрешенные к осуществлению кредитными организациями в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в том числе с ценными бумагами в соответствии с требованиями федеральных законов).
НДКО не разрешается осуществлять операции по привлечению денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и юридических лиц во вклады до востребования; открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц; осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; производить инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; осуществлять куплю-продажу иностранной валюты в наличной форме; привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы; осуществлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.
НДКО не вправе открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом.
Другим элементом банковской системы являются филиалы и представительства иностранных банков. Иностранный банк – это банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Как видно из приведенного легального определения банковской системы, в нем отсутствуют некоторые звенья, которые на практике тесно взаимодействуют со всеми банками. Речь идет об Агентстве по страхованию вкладов (АСВ). Формально оно не входит в структуру банковской системы, так как оно является государственной корпорацией. В статье 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» есть один элемент, который мог бы для него подходить – кредитные организации. Но кредитные организации имеют организационно-правовую форму хозяйственных обществ. Государственная корпорация – это иная организационно-правовая форма юридического лица. Таким образом, АСВ исключается из легального определения банковской системы.
Вместе с тем АСВ осуществляет ряд функций в отношении банковской системы, которые предусмотрены в Федеральном законе «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 20 августа 2004 г. № 106-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. № 197-ФЗ, от 20 октября 2005 г. № 132-ФЗ, от 27 июля 2006 г. № 150-ФЗ).
С учетом изложенного можно прийти к выводу, что легальное определение банковской системы, содержащееся в ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», нуждается в юридической корректировке с учетом имеющейся практики в сфере банковских услуг.
Развитие банковской системы обусловлено, в частности, необходимостью обеспечения доступности банковских услуг для их потребителей. Потребителями банковских услуг являются не только юридические лица, но и физические лица, у которых нет в банке банковского счета, но они пользуются конкретными услугами банка (например, осуществляют операцию купли-продажи валюты, расчеты по оплате коммунальных услуг).
Минимальная обеспеченность банковскими услугами – это уровень доступности банковских услуг для их потребителей, который определяется исходя из соотношения количества кредитных организаций (их филиалов) на соответствующей территории и количества зарегистрированных на данной территории физических и юридических лиц, ниже которого осуществление предпринимательской деятельности становится затруднительным.
Третьей основной целью Банка России является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Действующее законодательство не содержит определения понятия «платежная система», в связи с этим для уточнения содержания данного термина необходимо воспользоваться толкованием данного понятия, которое дается в экономической литературе.
В кратком виде можно привести следующее определение этого термина: «платежная система – это система обмена трансакциями и взаиморасчетов»[12].
Платежная система включает в себя финансовые инструменты и методы, а также коммуникационные системы, применяемые для осуществления денежных расчетов, урегулирования долговых обязательств между участниками экономического оборота.
Устойчивая система платежей и расчетов является необходимой предпосылкой эффективного функционирования экономики, конкретных хозяйствующих субъектов. Платежные системы разных стран существенно отличаются друг от друга в связи с различиями в уровнях экономического развития и банковских технологий, в зависимости от банковского законодательства.
Комментируемая статья содержит положение о том, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Это означает, что хотя Банк России и должен осуществлять свои расходы за счет собственных доходов, но проводимые им банковские операции и сделки изначально не носят предпринимательского характера.
Это положение ст. 3 комментируемого Федерального закона корреспондирует с нормой п. 1 ст. 50 ГК РФ, согласно которому юридическими лицами могут быть организации двух видов: организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), и организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Положение ст. 3, согласно которому получение прибыли не является целью деятельности Банка России, согласуется с выполнением Банком России функций государственного характера.
Например, для обеспечения стабильности национальной валюты и воздействия на суммарный спрос и предложение денег Банк России обязан осуществлять предусмотренные ст. 41 Федерального закона валютные интервенции, т. е. в зависимости от сложившейся на валютном рынке ситуации покупать или продавать иностранную валюту. При этом проведение указанных валютных интервенций в большинстве случаев не будет сопровождаться получением Банком России прибыли.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов от предусмотренных ст. 46 Федерального закона банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, установленных ст. 4 Закона.
Статья 4
Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
5) устанавливает правила проведения банковских операций;
6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее – банковский надзор);
10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
18.2) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Прежде всего заметим, что комментируемая статья содержит открытый перечень функций Банка России, который может изменен федеральным законом.
1. Разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики в соответствии с комментируемой статьей осуществляются Банком России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации.
Реализация названной функции сопровождается разработкой документа – проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Представление названного документа в соответственные органы осуществляется Советом директоров Банка России.
Совет директоров Банка России представляет указанный документ для рассмотрения в следующие органы:
а) Национальный банковский совет;
б) Президенту РФ;
в) Правительство РФ.
В компетенцию Национального банковского совета входит рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, а также ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по вопросам реализации указанных основных направлений.
В соответствии с подп. «б» п. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. В целях реализации рассматриваемой функции Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.
Банк России и Правительство Российской Федерации координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.
С учетом приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики Банк России консультирует Минфин России по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг РФ и погашения государственного долга РФ.
Затем проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики направляется на рассмотрение в Государственную Думу.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:
концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;
краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;
прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;