Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий (ч. 4 ст. 216 ТК РФ).
Так, федеральные органы исполнительной власти, наделенные функциями по принятию нормативных правовых актов по охране труда, устанавливают на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов определенные правила поведения в области охраны труда, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, тем самым реализуют свои властные полномочия по управлению охраной труда и на региональном уровне.
Правительство РФ в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти и обеспечивает соблюдение этими органами прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, способствует взаимодействию указанных органов. По вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, Правительство РФ осуществляет контроль также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе за деятельностью по управлению охраной труда (ч. 1 и 2 ст. 44 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).
Что касается полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий, то эти полномочия устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. Например, в соответствии со ст. 6 Закона Архангельской области от 10 ноября 2005 г. № 11006-03 «О государственном управлении охраной труда на территории Архангельской области» к полномочиям администрации Архангельской области в сфере охраны труда отнесены:
реализация на территории Архангельской области единой государственной политики в сфере охраны труда;
принятие постановлений, распоряжений администрации области об охране труда;
разработка проектов социально-экономических целевых программ Архангельской области и краткосрочных целевых социально-экономических программ в сфере охраны труда и представление их администрации области для внесения в Архангельское областное собрание депутатов;
обеспечение развития межрегионального и международного сотрудничества в сфере охраны труда и другие полномочия.
Названный Закон определил также полномочия исполнительного органа государственной власти Архангельской области по труду и возложил на него:
осуществление государственного управления охраной труда на территории области;
организацию взаимодействия с органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органами прокуратуры, профессиональными союзами, объединениями работодателей в решении проблем охраны труда;
координацию работы исполнительных органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления области в сфере охраны труда;
участие в установленном порядке в разработке и реализации социально-экономических целевых программ области и краткосрочных целевых социально-экономических программ в сфере охраны труда;
разработку совместно с другими субъектами управления охраной труда мероприятий по улучшению условий труда и многие другие полномочия (ст. 7 Закона)[34].
Статьями 9—12.2 Закона г. Москвы от 14 марта 2001 г. № 7 «Об охране труда в городе Москве» (с посл. изм.)[35] определены не только полномочия Правительства Москвы по государственному управлению в области охраны труда, но и соответствующие полномочия специально уполномоченного органа Правительства Москвы по труду, а также отраслевых органов исполнительной власти г. Москвы, функциональных и территориальных органов исполнительной власти г. Москвы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
См. Введение в Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг), утв. распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р // СЗ РФ. 2006. № 5. Ст. 589.
2
СЗ РФ. 2006. № 27. Ст. 2878.
3
Бюллетень Минтруда России. 2003. № 5. С. 33.
4
БНА. 2004. № 38. С. 23.
5
Российская газета. 2003. 5 августа.
6
Проект концепции Президентской программы «Здоровье работающего населения России на 2004–2015 гг.». С. 15.
7
Раздел II Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 г.) // СЗ РФ. 2006. № 5. Ст. 589.
8
Пункты 1, 5.1, 5.4 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2898; № 44. Ст. 4359.
9
См. Положение о всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы, утв. постановлением Правительства РФ от 22 марта 1995 г. № 291 // СЗ РФ. 1995. № 13. Ст. 1151.
10
См. пункт 6 постановления Правительства РФ от 22 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» // СЗ РФ. 2000. № 22. Ст. 2314.
11
См. статью 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.
12
СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
13
См. статьи 3 и 4 Федерального закона от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2218.
14
В связи с полномочиями Правительства РФ по формированию федеральных целевых программ следует отметить, что последняя Федеральная целевая программа улучшения условий труда с финансированием из федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования РФ утверждалась в 1997 г (см. постановление Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. № 1409 «О Федеральной целевой программе охраны труда на 1998–2000 годы» // СЗ РФ. 1997. № 46. Ст. 5317.
15
См. пункт 2.1 Типового регламента о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 // СЗ РФ. 2005. № 4. Ст. 305.
16
См. пункт 5.4 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
17
См. пункт 83 Раздел V Плана мероприятий Правительства РФ по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005–2007 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 17 октября 2005 г. № 1712-р // СЗ РФ. 2005. № 43. Ст. 4449.
18
Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2005. № 3. С. 46.
19
См. Приложение к Комментарию к Трудовому кодексу. М.: Профиздат. 2006. С. 959.
20
СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2898.
21
См. подпункты 2 и 4 п. 8 Положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2882.
22
См. интервью с министром МЧС России С. Шойгу // Российская газета. 2006. 22 декабря.
23
См. пункты 5.2.12—5.2.17 Положения о Министерстве промышленности и энергетики РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 284 // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2566; № 38. Ст. 3803.
24
См. пункты 1, 2, 5.2.1–5.2.14 Положения о Федеральном агентстве по атомной энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 28 июня 2004 г. № 316 // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2779.
25
Установление рациональных режимов труда и отдыха отнесено к одному из средств обеспечения безопасных условий труда (ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
26
Например, в соответствии со ст. 329 ТК РФ Минтранс России приказом от 20 августа 2004 г. № 15 утвердил Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (Российская газета. 2004. 10 ноября), а приказом от 18 октября 2005 г. № 127 – Положение об особенностях режима рабочего времени водителей трамвая и троллейбуса (Российская газета. 2005. 7 декабря).
27
СЗ РФ. 2002. № 50. Ст. 4952.
28
Подпункты «а» и «б» п. 2 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; № 21. Ст. 2023.
29
Пункты 4 и 5 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 15 февраля 2007 г.).
30
См. пункт 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 399 // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3346.
31
См. пункт 5.3 названного выше Положения.
32
СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. I). Ст. 5140.
33
См. пункт 5.4.6, 5.4.7, 5.4.17.1–5.4.17.3 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утв. постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294 // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2575.
34
См.: Охрана труда и социальное страхование. 2006. № 6. С. 57.
35
Вестник Мэрии Москвы. 2001. № 16; Ведомости Московской городской Думы. 2004. № 3.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги