– инвестиционная компания (котирование ценных бумаг, операции с ними);
– инвестиционный фонд (аккумуляция средств посредством выпуска акций и вложение их от своего имени в ценные бумаги).
Для всех инвестиционных институтов – функционирование на рынке ценных бумаг исключительный вид деятельности. Лицензия инвестиционного института может быть отозвана, если в течение последнего финансового года этот институт более 50 % доходов получил от других видов деятельности.
Инвестиционный институт должен обладать правом юридического лица (инвестиционным консультантом может быть и физическое лицо). Организационно-правовая форма инвестиционных институтов – любая, разрешенная законодательством. В РФ, кроме инвестиционного фонда, инвестиционный институт обязательно должен быть создан в форме открытого акционерного общества.
Инвестиционные институты могут сочетать один вид деятельности на рынке ценных бумаг с другим.
Инвестиционный фонд не имеет права совмещать свою деятельность с другими видами деятельности на рынке ценных бумаг.
Существуют ограничения на деятельность инвестиционных компаний. Они могут формировать свои ресурсы только за счет средств учредителей и эмиссии ценных бумаг и не имеют права привлекать средства населения. Инвестиционные фонды, напротив, имеют право привлекать средства населения, но на их деятельность наложены значительные ограничения.
В качестве управляющих инвестиционных фондов могут выступать банки, страховые компании, финансовые брокеры. Их дополнительное лицензирование в качестве управляющих компаниями не требуется.
2. Система работы на финансовом рынке
2.1.2. Анализ фундаментальных факторов, влияющих на курс акций
На курс акций влияет целый комплекс разнообразных факторов, среди которых важнейшим является будущая динамика. Последняя, однако, не может быть предсказана с большой долей вероятности, поэтому прогнозы развития рынка ценных бумаг всегда имеют чисто спекулятивный характер.
Курсообразующие факторы рынка акций можно сгруппировать по следующим основным признакам:
1. Макроэкономические факторы: развитие конъюнктуры рынка, экономический рост, динамика цен, инвестиционный спрос, потребительский спрос, внешняя торговля, валютный курс.
2. Микроэкономические факторы: динамика прибыли общества, дивидендная политика, прогноз рентабельности в будущем периоде, уровень издержек, степень загрузки заказами, менеджмент, возможности сбыта.
3. Факторы рынка капиталов: ликвидность инвестиций, ставка процента по облигациям, доходность по иностранным инвестициям, налогообложение инвесторов.
4. Рыночно-технические факторы: покупка для поддержания курса, скупка для получения контрольного пакета акций, повышение курсов после сильного снижения курса, спекулятивные манипуляции.
5. Политические факторы: бюджетная политика, налоговая политика, социальная политика, экологический фактор.
6. Психологические факторы: настроения участников рынка (эмоции, страх, оптимизм и т.д.).
Фундаментальный анализ рынка акций – это способ определения целесообразности покупки и обоснованности цены акций, основанный на данных, которые могут быть получены из балансов, сравнения счетов прибылей и убытков и других источников информации.
Фундаментальный анализ начинается с отраслевого анализа, т.е. отбирают отрасли, которые могут дать наилучшие результаты за отдельный промежуток времени (12-24 месяца). В этих отраслях устанавливаются компании-лидеры.
Отрасли делятся на типы в зависимости от стадии развития (хотя некоторые из них такой типизации не подлежат). Различают нарождающиеся, растущие, цикличные, спекулятивные и увядающие отрасли.
Нарождающиеся отрасли не всегда доступны инвесторам, желающим приобрести акции. Они могут находиться в собственности немногих частных корпораций, не выпускаущих акции на рынок. Или новый продукт может быть лишь одним из множества товаров, производимых диверсифицированной фирмой. Со временем нарождающаяся отрасль может превратиться в любую из перечисленных выше отраслей.
Для растущих отраслей характерно постоянное и опережающее по сравнению с другими отраслями увеличение продаж и прибыли. Компании таких отраслей называются компаниями роста, а их акции – акциями роста. Для последних характерен высокий, выше среднего, темп роста за несколько лет. Простое повышение цены еще не делает акции акциями роста. Повышение цены должно базироваться на постоянных факторах: более высокой норме прибыли, растущей стоимости активов, растущем оборотном капитале и т.п.
Акциям роста, или компаниям роста, обычно присущи следующие черты:
– высокий уровень дохода на инвестированный капитал;
– образование нераспределенной прибыли для инвестирования в основные фонды;
– умелый и агрессивный менеджмент;
– широкие возможности для роста выручки.
Компания роста должна иметь более высокую, чем в среднем, доходность в расчете на инвестированный капитал за ряд лет и перспективу сохранения такого положения и в будущем. Для компании роста характерно увеличение стоимостного и физического объема продаж при твердом контроле над издержками.
Если весь доход компании роста выплачивается акционерам или если количество обращающихся акций расширяется путем внешнего финансирования так же быстро, как поступления, то увеличение продаж и выручки может и не принести выгод роста существующим акционерам. Поэтому компании роста часто финансируют свою экспансию в основном из внутренних источников, что подразумевает весьма консервативную политику в отношении выплаты дивидендов. В сочетании с желанием инвесторов платить больше за ценные бумаги, обещающие удорожание капитала, такая политика делает акции компаний роста низкодоходными.
Молодые отрасли часто развиваются более высокими темпами, чем зрелые. Когда отрасль проходит пик своего развития, ценовая конкуренция ужесточается и норма прибыли падает.
Если компания принадлежит к трудоемкой отрасли, то ее большой «фонд» заработной платы может затруднять растущую выплату дивидендов. Но если компания имеет низкую трудоемкость, то растущий доход, когда его не разбавляют выпуском акций, обеспечивает высокую выручку в расчете на одну акцию.
Стабильными называются отрасли, в которых продажи и выручка относительно стабильны и отличаются устойчивостью даже в период рецессий. Эта стабильность, однако, не гарантирует иммунитета от снижения цены акций, хотя снижение может быть и не таким заметным. Компании стабильных отраслей имеют достаточно внутренних резервов, чтобы пережить трудные времена. Полезно различать следующие наиболее общие категории акций стабильных отраслей: блю чип (синие корешки), оборонительные акции, доходные акции.
«Синие корешки» – это акции с наилучшими инвестиционными свойствами. Компании, чьи акции считаются «синими корешками», демонстрируют способность получать прибыль и выплачивать дивиденды даже в худшие времена. За этим стоят, как правило, монопольное положение на рынке, финансовая мощь и эффективный менеджмент. Такие компании часто имеют высокие темпы роста, но отличаются от компаний роста большими размерами и «закаленностью».
Оборонительными называются акции, на которые выплачиваются щедрые дивиденды. Амплитуда колебания цены доходных акций и потенциал роста капитала незначительны. Но не все акции с высоким уровнем дивидендов доходные. Так, высокий уровень дивидендов в данный момент может быть результатом существенного снижения цены акций в ожидании сокращения или необъявления дивидендов в будущем. Акции компаний коммунального хозяйства считаются одновременно «синими корешками», оборонительными и доходными.
Цикличные отрасли характеризуются особой чувствительностью выручки к деловому циклу. От цикличной отрасли следует отличать сезонную. Производство пива, например, является сезонной отраслью.
Хотя все инвестиции в обычные акции сопряжены с риском из-за колебания рыночной цены акций, есть отрасли, которые могут быть названы спекулятивными вследствие отсутствия надежной информации и вытекающего отсюда особого риска для инвесторов. Нередко спекулятивными являются нарождающиеся отрасли. Потенциал прибыльности здесь может быть очень высоким, что привлекает много новых производителей и делает первоначальный рост отрасли феноменальным. Но в результате следующей за тем конкуренции складывается окончательный рисунок отрасли, за рамками которого остаются многие компании. Только опытный эксперт может отважиться на предсказание того, какие компании возникнут в качестве лидеров отрасли.
Иногда спекулятивными именуются «пенсовые» акции младших компаний добывающей промышленности. Цена таких акций очень подвижна, и невозможно связать ее движение с действием какого-либо осязаемого фактора.
К увядающим относятся отрасли, применяющие устаревшую технологию или производящие устаревшую продукцию.
При выборе обычных акций важно знать состояние данной отрасли, т.е. провести отраслевой анализ. В результате эксперт получает информацию, с помощью которой можно оценить новые обстоятельства развития отрасли, как внутренние, так и внешние, с точки зрения их влияния на выручку компаний. Вот несколько примеров.
1. Выручка компаний, концентрирующихся на добыче и переработке сырья, в значительной степени зависит от цен на мировых рынках.
2. Если уровень процента возрастает, то траст-компании должны повышать процентные ставки по депозитам, чтобы привлекать новых вкладчиков. Но значительная часть их выручки – это фиксированные ставки по ипотечному кредиту. Отсюда снижение прибыли.
3. Деятельность некоторых компаний жестко регулируется правительством. Ревизия законодательства может отразиться в ту или иную сторону на прибыли таких компаний (коммерческие банки, финансовые и страховые компании и т.д.).
4. В некоторых отраслях важным фактором ценообразования является уровень загрузки мощностей. Когда, например, деревообрабатывающие компании расширяют производство, они вводят новые мощности, что может отрицательно сказаться на ценах и соответственно на выручке (особенно если новые мощности вводятся во время рецессии).
Для диверсифицированных компаний, конгломератов необходим межотраслевой анализ. После отраслевого анализа необходимо обследовать все крупнейшие компании данной отрасли. Анализ фирм делится на количественный и качественный: первый – это изучение публикуемой финансовой отчетности, второй – изучение таких неосязаемых факторов, как менеджмент. Рассмотрим в общих чертах проведения количественного анализа.
Следует изучить прежде всего сводку доходов. Способность компании расширять продажи (общую выручку) – важный индикатор. Например, тенденцию к их росту может отражать действие следующих факторов:
– рост цен на продукцию;
– рост объема производства;
– внедрение новой продукции;
– проникновение на новый рынок;
– консолидация компании, приобретенной в ходе поглощения;
– ввод новых мощностей или реализация программы диверсификации;
– временное расширение продаж вследствие забастовки на конкурирующей компании;
– агрессивное рекламирование продукции;
– положительное влияние нового закона или правительственного постановления;
– вход в фазу подъема делового цикла.
Располагая такими сведениями, эксперт может выделить основные причины изменения продаж и оценить влияние событий на деятельность компании в будущем.
Текущие расходы включают стоимость проданной продукции, издержки реализации и управления, прочие прямые расходы, необходимые для осуществления продаж. В них не входят процентные и налоговые платежи, а также амортизационные отчисления. Взяв текущие расходы в процентном отношении к продажам, мы узнаем их относительную динамику. Повышение этой пропорции означает, что компания не в состоянии держать текущие расходы под контролем, а это отрицательно сказывается на прибыли. Снижение данной пропорции означает увеличение рентабельности, что положительно влияет на прибыль.
Далее следует установить причины, которые оказывают влияние на данный показатель. Это могут быть:
– стоимость реализованной продукции – основной элемент текущих затрат. Следовательно, главное влияние оказывает стоимость приобретенного сырья;
– уровень загрузки мощностей. Как правило, чем ближе он к 100%, тем выше затратная эффективность: некоторые основные расходы, необходимые независимо от того, мал объем производства или велик, раскладываются на большее количество изделий;
– расходы на модернизацию производства. Они могут повлечь за собой экономию текущих затрат;
– внедрение новых продуктов – может повысить прибыльность;
– издержки и проблемы, связанные с вводом новых мощностей, – могут отрицательно сказаться на прибыльности.
Прибыль до уплаты налогов, т.е. выручка от реализации продукции за вычетом всех предыдущих платежей, кроме налоговых. Ее надо также соотнести с продажами. Тенденция к росту данного показателя свидетельствует о лучшем контроле за текущими расходами и большей эффективности
Полезно сопоставить пропорцию текущих расходов с пропорцией прибыли до уплаты налогов. Если первая растет, а вторая падает, это означает пропорционально больший прирост процентных и/или амортизационных отчислений (последние, конечно, вычитаются при расчете прибыли до уплаты налогов).
Анализируя эти показатели, можно вскрыть причину перемены тенденций. Повышение доли процента – нередко результат выплаты дохода на только что выпущенный облигационный заем, получения краткосрочной ссуды у банка или увеличения процентных платежей по облигациям с плавающим уровнем процента. Аналогичным образом можно выявить причину неожиданного увеличения амортизационных отчислений. Об изменениях в амортизационной политике компании говорится в пояснениях к финансовой отчетности.
Ставка налога. Если эта ставка ниже стандартной ставки налога на прибыль корпораций, то ее колебания влияют на выручку, распределяемую между акционерами. Поэтому надо установить причины пониженной ставки и будет ли она приносить выгоды в дальнейшем. Возврат к нормальной ставке отрицательно скажется на выручке.
Чистая прибыль отражает влияние всех отмеченных выше факторов. Анализ чистой прибыли за несколько лет позволяет сразу оценить, насколько эффективен менеджмент по части наращивания выручки.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги