Сборник статей педагогов коррекционных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Восточной зоны РБ
Составитель Елена Владимировна Рыбакова
ISBN 978-5-0059-3256-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ОТ РЕДАКЦИИ
Предлагаем вам сборник статей педагогов коррекционных школ о различных аспектах адресного сопровождения обучающихся с нарушениями интеллекта. Психолого-педагогические условия совершенствования предметно-развивающей среды, разработанные авторами, способствуют освоению обучающимися программных компетенций согласно ФГОС, их психоэмоциональному благополучию, социально-личностно и нравственному становлению.
Современные подходы и образовательные технологии характеризуют авторскую и методологическую зрелость педагогов, системы психолого-педагогического обеспечения особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями интеллекта, общества, ориентированного на всестороннее развитие способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
К.п.н доцент Султанова Роза Миниахметовна, к.м.н доцент Гаязова Гульшат Анифовна, старший преподаватель Рыбакова Елена Владимировна (преподаватели кафедры факультета психологии ВГБОУ ВО УУНИТ, Россия), Исмагилов Тагир Зайнагабдинович (директор ГБОУ Белорецкая коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья), Helen Miller (логопед, Германия), Нурыева Умса (музыкальный руководитель, логопед, город Туркменбаши, Туркменистан), Рыбаков Дмитрий Геннадьевич (сетевой администратор). Исроилова Мукаддас Шониер кизи (Бухара, Узбекистан).
Абдрашитова Н. И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В КОРРЕКЦИИ МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ
учитель русского языкаи литературы высшей квалификационнойкатегории ГБОУ Сибайская коррекционнаяшкола для обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровьяПсиходиагностика – область практической психологии, которая изучает особенности психики людей, а также используется в консультативной и психотерапевтической практике. Одним из многочисленных методов исследования мышления является «Исключение предметов» или «Четвертый лишний».
Данная методика ранее была представлена в работе основателя патопсихологии С. Я. Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике» (1970).
Умение выделять главное ценно не только в обучении, но и в жизни в целом. Однако даже такому, казалось бы, естественному действию ребёнка нужно учить. Диагностика направлена на исследование способности: обобщать понятия и предметы на основе определённых признаков; абстрагироваться от пройденного материала для концентрации на новом; выделять существенные качества понятий, объединённых общим признаком. Суть методики заключается в том, чтобы испытуемый, из предложенных ему одновременно нескольких изображений (четырех- пяти) предметов, исключил один лишний, не имеющий общих признаков с другими.
Данная методика может быть использована и, как способ коррекции мышления, внимание и речи, обогащения и активизации словаря детей с ограниченными возможностями развития на уроках русского языка и чтения, как со всем классом, так и на индивидуальных занятиях. Например, для словесной формы теста можно использовать бланк с напечатанными несколькими строчками (5—10) по 3—5 слов. Принцип работы тот же: нужно вычеркнуть неподходящее слово по одному из нескольких признаков, а затем объяснить свой выбор. Такое упражнение воспринимается обучающимися не только как учебная задача, но и как игра, поэтому необходимо использовать эту потребность детей в игре в учебных и воспитательных целях.
В учебниках русского языка для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Н. Г. Галунчиковой и Э. В. Якубовской для обучающихся старших классов есть несколько упражнений под названием «Четвертый лишний» на исключение лишнего слова. Например, в учебнике 6-го класса данное упражнение встречается при изучении раздела «Состав слова». Из каждого ряда четырех слов необходимо найти и исключить одно неоднокоренное. Или, например, в учебнике русского языка для 8- го класса обучающимся предлагаются четыре таких упражнения, в разделе «Части речи», «Имя прилагательное» и «Глагол». Интересное задание дано в упражнении №140 на закрепление пройденного материала. Обучающимся необходимо составить словосочетание имени существительного с прилагательным, согласовав их в роде, числе и падеже. А также, определить лишний признак, неподходящий к указанному предмету: избушка – деревянная (да!), теплая (да!), лесная (да!), многоэтажная (нет!). В общепринятом представлении избушка – это маленький деревянный домик, а многоэтажным может быть, скорее всего, каменное, кирпичное, бетонное здание. Здесь важен и личный опыт обучающихся, общий кругозор, точность словарного запаса. Данное упражнение помогает выяснить, умеют ли дети самостоятельно анализировать, находить общий признак и формулировать его словесно, могут ли они устанавливать простейшие причинно-следственные связи и умеют ли обобщать.
Помимо предлагаемых в учебнике упражнений, данное упражнение «Четвертый лишний» можно использовать на уроках и при изучении нового материала, и на этапах рефлексии. Материал упражнения можно усложнять или упрощать, в зависимости от уровня усвоения знаний группой детей или уровня речевого развития при индивидуальном обучении.
Так, на уроке чтения при изучении произведения М.Я.Яковлева «Багульник» на этапе анализа произведения можно предложить учащимся исключить из нескольких характеристик главного героя – Косты одно неподходящее: заботливый, внимательный, добрый, равнодушный, а также объяснить свой выбор, правильно истолковав значение слова равнодушный, привести соответствующие примеры из жизни.
Таким образом, развитие мыслительного процесса обучающихся с умственной отсталостью процесс систематический и целенаправленный, в котором эффективно взаимодействуют различные методы психодиагностики. Психодиагностические методики дают не только возможность получить характеристики индивидуально- психологических особенностей индивида, но и применяются как способ коррекции мышления и других мыслительных процессов.
Абуталипова Г. Р. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД НОВЫМИ СЛОВАМИ И ПОНЯТИЯМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
учитель историивысшей квалификационнойкатегории ГБОУ Белорецкая коррекционнаяшкола для обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровьяОбщение – один из главных факторов жизни человека в обществе.
Однако, активный и пассивный словарь наших детей ниже возрастной нормы. Речь часто страдает нарушением и расстройством, отличается неправильным построением фраз, невыразительностью.
Проблема развития речи актуальна, поскольку речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом.
Коррекция мышления и речи – одна из главных задач коррекционной школы.
История как учебный предмет, имеет большие возможности для развития слабых сторон познавательной деятельности учащихся: внимания, умения сравнивать, анализировать и, конечно, развитие устной речи.
Работа над формированием связной речи ведётся на каждом уроке.
Систематическая словарная работа на уроке расширяет словарный запас, дает представление о развитии истории, помогает правильно употреблять новые слова.
Исторический материал является для учащихся наиболее сложным, т.к. не связан с их личным опытом и является для них абстрактным.
Трудности усвоения исторических терминов и бедность словарного запаса требует тщательной работы над понятием: теоретико-практическое пояснение, многократное повторение про себя и вслух, запоминание, многократное использование понятия в разных частях урока, закрепление игровыми методами и приемами, и при возможности связь с современностью.
Словарная работа обязательный вид деятельности на каждом уроке.
Учащиеся знакомятся с новыми понятиями, учатся их объяснять, выделять,
находить в тексте учебника, употреблять в ответе. Ведут исторический
словарь. Таким образом, за счет вариативного повторения новых терминов
формируется активный и пассивный исторический словарь учащихся.
От класса к классу словарная работа усложняется: увеличивается объем
активного словаря по теме. Так в 7 классе даются не более 2—3
новых слов, в то время как, в 8 классе это количество может увеличиться до 4-
5 слов. В старших классах дается задания на самостоятельное объяснение
новых слов.
Основными приемами работы с понятиями могут служить сравнение
понятий по существующим признакам с помощью учителя.
Например: на уроке «Развитие русской промышленности» составляется таблица сходство и различия крепостных крестьян и рабочих.
Возможны следующие пути формирование учащихся исторических понятий:
– перечисление фактов, событий характеризующих понятий;
– простое описание изучаемого события, явления;
– сжатое объяснение в ходе устного рассказа или комментированного чтения
учебника;
– конкретный пример, описывающий понятия.
В создании разнообразных ярких представлений об историческом
прошлом особое место принадлежит использованию наглядных методов
обучения.
Различные средства наглядности позволяют создать целостную
картину об изучаемом понятии, уточнить и закрепить его.
Исторический образ, сформированный на основе яркого зрительного
образа, лучше усваивается и остаться в памяти детей.
Недаром говорит русская пословица: «Лучше один раз увидеть, чем
сто раз услышать»
Использование иллюстраций учебника, настенных картин, карт,
презентаций способствует формированию у детей исторического образа.
Использование настенных картин пробуждает интерес и познавательную активность.
Например: при отработке понятия «славяне» и работе с картиной
«Славянский поселок», прошу у ребят ответить на вопросы:
– где жили славяне?
– как выглядел поселок?
– опишите, во что одеты славяне?
Ребята с интересом обсуждают увиденное, в классе почти не остается
пассивных.
Эту же работу можно провести и со слайдом презентации.
В различных видах деятельности на уроках уместно проведение
беседы, в ходе которой формируется активный исторический словарь.
Вопросы к беседе заранее продуманные позволяют сконцентрировать
внимание учащихся на новых понятиях, устанавливают обратную связь по
ходу усвоения нового материала, совершенствует понятийный аппарат.
Важным приемом являются наводящие вопросы или вопросы с
незначительной подсказкой учителя.
Для закрепления новых слов эффективно применение задания: «Вставь
слово».
– Первый русский царь (Иван IV)
– Он вступил на престол в году. (1547)
– Народ прозвал его (Грозным)
– При Иване Грозном существовала Дума (Боярская).
– Было создано войско (стрелецкое)
Были присоединены земли Сибирского ханства благодаря походу
казаков во главе с… … … … (Ермак)
Подобные тексты составлены у меня почти на каждую тему.
Например:
Наши предки древние …….. В …. веке у славян образовалось государство. Первым князем стал …….. Столицей государства был город ……..
Поэтому государство называлось …….. ……..
Были в государстве и другие города ……, ……., ………
Правил государством ……. У князя было войско-………..
Он собирал с народа налог- …….
Можно много раз повторить детям и записать «Царь – правитель
государства», но не подкрепленный зрительным образом, исторический
термин так и останется пустым звуком.
Рассмотрим иллюстрацию учебника или слайд презентации
– Во что одет царь?
– Как он держится? (важно)
– Что у него в руках? (символы царской власти – скипетр, держава)
На следующем уроке показываю другую иллюстрацию. Спрашиваю:
– Покажите, где здесь царь?
– Почему вы так думаете?
Дети отвечают:
– Он лучше всех одет. У него в руках скипетр и держава.
– Он держится важно, ему все кланяются.
– Почему?
– Он самый главный, он правитель государства. Ему все подчиняются.
Историческое понятие сформировано.
– А кто сейчас управляет нашей страной?
В классе найдётся ученик, который ответит: «Президент».
В формировании исторического образа «Государство Киевская Русь»
большое значение имеет историческая карта.
Здесь используются и развиваются знания детей, полученные на уроках
географии.
Это работа длительная, систематическая. Порой необходимо преодолеть
страх детей перед выходом к доске.
Опять же – сформировав понятие, связываем с современностью.
– А как называется государство, в котором мы живем?
Игра еще один из методов формирования исторических понятий.
Тест – очень распространённая сейчас форма опроса. Но стоит сказать детям: «Мы сегодня поиграем в игру «Отгадай слово», как настрой детей меняется, появляется интерес, внимание.
Возможны два варианта.
1.Даётся слово и возможные варианты ответов к нему.
Например: Священник
а. Человек, работающий в поле.
б. Служитель церкви.
в. Дружинник
2.Когда на вопрос непосредственно даются ответы.
Какая вера была у славян?
а. Язычество.
б. Мусульманство.
в. Христианство.
Использование игр таких, как
1. «Отгадай слово»
Например: «изображение Бога из дерева или камня» (идол)
«жилище славян» (изба).
2.«Убери лишнее»:Например: «Опорой княжеской власти была:– кольчуга– дружна– булаваИли: Кольчуга – Плуг- Палица- МечДля закрепления новых слов дается игра «Третий лишний».
Например: Рюрик – Перун – Святослав
Сталин – Хрущев – Жуков
При повторении темы «Соседи славян» можно дать анаграммы:Плоовцы (половцы).Епечениг (печенеги).Вигикин (викинги).Толивцы (литовцы).Болрыга (болгары).Множество раз повторенное слово остаётся в памяти у детей.
Интересно проходит игра «Нади ошибку».
«В 1907 году началась первая русская революция. В результате неё царь Александр III отрёкся от престола, и к власти пришло временное правительство».
С удовольствием ребята играют в игру «Отгадай героя» или историческая азбука.
Например: Кто сказал?
«Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет»
(Александр Невский)
Этот князь многое сделал для Руси: превратил в огромную державу, создал
первую оборонительную линию на рубежах государства, ввёл новую религию- христианство.
(Владимир)
или другой вариант:
Подняв клинки из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
По льду неслись с лязгом, визгом,
К мохнатым гривам наклонясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
О каком событии идёт речь? /Ледовое побоище/.
Игра «Аукцион». На карточках написаны даты или новые слова. Правильно ответивший ученик получает карточку. За определённое количество карточек ставится оценка. Эта игра неизменно вызывает интерес и оживление у учащихся и служит закреплению новых слов.
Интересна и такая игра: на названную букву написать слова, связанные с пройденной темой.
Например: после темы «Наша Родина – Россия» – буква Р. Дети записывают слова:
Родина, Россия, россияне, русские, РОД, родня.
Возможна и такая игра: «Одень русского война». Здесь не только повторяются новые слова, но и продолжается формирование исторических понятий
Или вариант «Одень русского воина и немецкого рыцаря».
Или: Выберите из перечисленных слов предметы быта крестьянской избы. Даются слова:
кровать люстра
лучина полати
шкаф лавка
сундук кресло
Здесь закрепляются новые слова лучина, сундук, полати.
Игра «Крестовица»
Начало Первой мировой войны 2 марта 1917 года
Февральская революция 1914 год
Отречение Николая II от престола октябрь 1917 года
Октябрьская революция февраль 1917 года
Подбор современных технологий, методов урока помогают успешно решать
задачи образования и воспитания детей с проблемами в развитии речи.
Благодаря разнообразным видам работ над новыми словами и понятиями удаётся повысить интерес учащихся, познавательную активность, что способствует лучшему запоминанию, а в целом – более успешной коррекции речи и мышления. Помогает социализации детей с проблемами в развитии.
Литература
– Ворожейкина Н. И., Студеникин М. Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». М., 2001.
– Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В. В. Воронковой. М., 1994.
– Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
– История России: Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., 2003.
– Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.
– Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.
– Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.
– Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М., 2003.
Антонов С. А. ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ СТОЛЯРНОГО ДЕЛА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ МЕБЕЛИ
учитель трудового обучениявысшей квалификационнойкатегории ГБОУ Белорецкая коррекционнаяшкола для обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровьяКоррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) может дать знания, умения и навыка по более узким и простым специальностям, таким, как: столярное дело, слесарное дело, швейное дело, рукоделие в его наиболее простых видах, некоторые виды строительных специальностей (штукатуры, маляры, обойщики), обувное дело пчеловодство, младший обслуживающий персонал и т.д.. При обучении этим видам профессий легче и проще решать задачи коррекции недостатков умственной деятельности учеников, дифференцировать уровень трудовой подготовки учащихся, учитывая индивидуальные психофизические особенности каждого ученика.
Трудовое воспитание обучающихся предполагает формирование устойчивого положительного отношения к труду и интереса к выбранной профессии, стремления достичь высоких показателей в трудовой деятельности. Важнейшие результаты трудового воспитания – внутренняя убежденность их в том, что труд – основа жизни человеческого общества и священная обязанность каждого гражданина.
Однако умственное развитие детей в процессе трудового обучения не совершается стихийно. Оно осуществляется путем целенаправленного воспитания познавательных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Трудовое обучение формирует у них умение различать свойства предметов, производить сравнение их качеств и на этой основе делать простые обобщения.
Организация трудового обучения в коррекционной школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обладает положительными качествами единства, взаимосвязи и преемственности всех этапов трудового обучения, что очень важно для решения коррекционно-воспитательной задачи школы.
В современной системе коррекционного образования недостаточно уделяется внимания обучению столярному делу. Практически нет подробных описаний методики обучения, которую каждый учитель мог бы творчески использовать в практике своей работы.
Немаловажным фактором в деле воспитания самостоятельности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является обучение их умению выполнять задания по рисунку. На рисунке можно дать все виды работ, предусмотренные программой обучения столярному делу.
Профессионально-трудовое обучение обучающихся способствует воспитанию у них умения самостоятельно разбираться в полученных заданиях и также их выполнять. Это в достаточной мере обеспечивает подготовку учащихся коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельному труду на производстве.
С обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо проводить специальную коррекционную работу для развития познавательной деятельности. Большую роль в этом играет организация педагогических условий – создание развивающей среды, поддержка положительных эмоций детей при решении проблемных задач, давая возможность самостоятельного поиска их решений. Научившись действовать методом проб и устанавливать причины, учащиеся переходят на более высокий уровень мышления, создаются условия для перехода к наглядно-образному и элементам логического мышления.
Необходимо обучать учащихся, давая им доступные задания, постепенно усложняя практическую работу, то есть соблюдать поэтапное развитие ориентировочно-исследовательской деятельности.
Одно из направлений коррекционно-воспитательной работы на уроках трудового обучения было усвоение традиционной технологии изготовления изделий.
Все этапы трудовой деятельности учащихся: постановка трудового задания, анализ образца изделия, планирование, непосредственная практическая деятельность, подведение итогов работы – используются для совершенствования их разговорной речи.
Чтобы воспитать у обучающихся сознательное отношение к заданию, перед выполнением изделия (шкаф, стол для руководителя, стол для компьютера, шифоньер) производится детальный его анализ, как по внешнему виду, так и по способу изготовления. Рассказывают не только о тех операциях, которыми занимаются на данном уроке, но и о тех, которые вообще подлежат выполнению; показывают изделие, выполненное учителем, в готовом виде, его рисунок или чертеж. Обучение обучающихся выполнять задание при помощи образцов, чертежей или рисунков и это способствует воспитанию у них самостоятельности.
Профессионально-трудовое обучение по столярному делу строится таким образом, что обеспечиваются наиболее благоприятные условия для активной сознательной, а не механической работы учащихся при выполнении ими практических заданий. Чтобы они обдумывали и осмысливали процесс изготовления изделия или ее детали. Одно из направлений коррекционно-воспитательной работы на уроках столярного дела было усвоение традиционной технологии изготовления изделий.
Труд требует определенной последовательности в выполнении рабочих операций. На каждом уроке применяются особые приемы и методы по обучению учащихся умению планировать свою работу на всех ее этапах, умению самостоятельно решать умственные задачи.
Чтобы воспитать у обучающихся сознательное отношение к заданию, перед выполнением изделия (шкаф, стол для руководителя, стол для компьютера, шифоньер) производится детальный его анализ, как по внешнему виду, так и по способу изготовления.
Способы постановки трудового задания и рассмотрение готового образца определяется конкретным содержанием урока. Учитель заранее готовит образец, отвечающий требованиям, которые предъявляются к нему методикой профессионального трудового обучения в коррекционной школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (технология изготовления соответствовала программным установкам). Этот образец служит в качестве наглядного пособия и эталона при оценке ученических работ.
Работа по изготовлению изделия осуществлялась следующим образом:
1. Предварительно учащиеся рассматривают образец изделия, чтобы затем подобрать для него подходящий материал. Имея образцы, альбомные листы бумаги, учащиеся оформляют схему.
2. Выбор материала. В итоге были оформлены схемы.
Один из приемов, активизирующих процесс восприятия и обеспечивающий его большую продуктивность, является сравнение изучаемых объектов. Сравнивая образцы, учащиеся замечают различия в образцах.
3. Сделать чертеж. Обучающимся было очень трудно считать, делить, прибавлять, строить чертежи и особенно кривые вогнутые линии.
4. Выполнить расчеты, по которым строится чертеж. Вначале нужно было познакомить учащихся с готовым чертежом изделия, причем таблицы с чертежом расположить в порядке его построения.
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья труднее всего освоить построение чертежа изделия. Трудности в обучении построению чертежей объясняются тем, что у большинства таких учащихся нарушена пространственная ориентировка, а также тем, что знания и навыки, полученные на других предметах, не всегда сознательно применяются на уроках труда. Так, овладев приемами работы с чертежными инструментами на уроках математики, рисования, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья без предварительных тренировочных упражнений на уроках столярного дела затрудняются выполнять чертежи изделий.