Книга Сборник статей педагогов коррекционных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Восточной зоны РБ - читать онлайн бесплатно, автор Елена Владимировна Рыбакова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сборник статей педагогов коррекционных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Восточной зоны РБ
Сборник статей педагогов коррекционных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Восточной зоны РБ
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сборник статей педагогов коррекционных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Восточной зоны РБ

5. Составление чертежа. Правильность построения деталей, соотношение их в целом изделии дают возможность развивать эстетическое чувство, понятие красивого.

6. Подготовка деталей изделия. При планировании этого этапа работы, чтобы обучающихся могли обсудить порядок выполнения трудового задания.

7. Изготовление изделия. Рассматривается обработка отдельных узлов изделия.

Итак, трудовое обучение в коррекционной школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе столярное дело, носит коррекционно-развивающий характер и имеет решающее значение для развития учащихся с ОВЗ, и их реабилитации в жизни, в обществе.

Витушкина Ю. В. «ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Учитель – логопед ГБОУВерхне-Авзянская коррекционнаяшкола-интернат для обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья

Речь – одна из важнейших психических функций человека. Она, в частности, позволяет ему овладеть способностью мыслить при помощи понятий, поскольку само слово – это обобщение, будучи единицей речи, оно одновременно является и единицей мышления.

Мышление и речь – два различных процесса, которые возникают независимо друг от друга, но потом объединяются в качественно новом образовании – речевом мышлении или речемыслительной деятельности.

Роль речи в жизни человека далеко не исчерпывается перечисленными факторами. Но их достаточно для вывода о том, что речевые отклонения в разной степени (в зависимости от причин и механизмов) отрицательно влияют на все составляющие психического развития. Они затрудняют построение отношений в социуме и особенно болезненно затрагивают процесс формирования высших уровней познавательной деятельности, что не может не сказываться на качестве школьного обучения. Положение ребенка с речевыми отклонениями в школе осложняется еще и тем, что не устраненные своевременно недостатки устной речи прочно фиксируются в чтении и на письме и разрушаются с трудом. Каждый ребенок испытывает потребность быть успешным. Ощущение успеха – необходимое условие развития ребенка. Для обеспечения ситуации успеха ребенку с особенностями психофизического развития необходимы усилия ряда специалистов, и, прежде всего – учителя-логопеда.

Основными задачами логопедического сопровождения являются.

1. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его социальной адаптации.

Логопед является одной из ключевых фигур в комплексном сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Междисциплинарное взаимодействие предполагает взаимодействие всех участников, реализующих диагностико-коррекционную программу развития ребенка. Обязательным является взаимодействие логопеда со специалистами: с врачом неврологом, отоларингологом, педиатром, психиатром; с педагогом-психологом, учителем-дефектологом. Наибольшая результативность логопедической работы зависит от взаимодействия учителя-логопеда с родителями. В связи с этим в процессе обучения учащихся проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение. Оно является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы школы.

Логопедическое сопровождение ребенка начинается с момента его поступления в школу и осуществляется в несколько этапов. Перед логопедом стоит задача – обеспечение качества необходимой помощи.

Вся работа по логопедическому сопровождению ребенка направлена в первую очередь на достижение его социальной адаптации.

Воробьёва Юлия Васильевна «ПУТЬ К СЛОВУ»

Учитель русского языка ГБОУ Зилаирскаякоррекционная школа-интернат

Окружающий нас мир становится все более быстротечным: возникают и исчезают не только предприятия, но и целые направления в науке и производстве. Сегодня мы живем плодами своих идей, убеждений и труда. В аналогичном положении окажутся и наши дети. Детская популяция в настоящее время состоит из трех групп: нормально развивающиеся дети, одаренные дети, дети с нарушениями в развитии различной степени.

Проблема развития речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.

Работая с детьми в коррекционной школе, видишь, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. И поэтому своевременная и целенаправленная работа по развитию речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников коррекционной школы. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

И тут перед коррекционным педагогом возникает необходимость поиска новых форм работы по развитию речи обучающихся с нарушениями интеллекта. Одной из таких форм является театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития, речи, чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Из всех видов игр, театрализованная игра оказывает особое воздействие на развитие речи, на способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на место другого в различных ситуациях и находить адекватные способы содействия.

Театрализованная игра позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе.

В коррекционной школе преодолевать путь к слову помогает театрализованная деятельность: кукольный и драматический театр. Драматический театр существует как театр взрослых для детей и как театр, в котором участвуют дети. Чаще используются совместные постановки, в которых:

а) в основном участвуют дети, а взрослые исполняют наиболее трудные, цементирующие роли;

б) в основном играют взрослые, а дети лишь эпизодически входят в канву сюжета.

Говоря о театрализованной деятельности, я имею в виду наиболее ее яркие продукты – инсценировки, спектакли, концерты, которые могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

Эта деятельность направлена не только на речевое развитие обучающихся, но и на решение вопросов социализации детей: развитие коммуникативности, умения управлять своими чувствами и эмоциями, умение выходить из сложных ситуаций и продуктивно решать социальные проблемы.

На уроках эта деятельность помогает развивать устойчивый интерес к театральной игре, тем самым обогащая словарь детей, активизируя его, побуждая детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово, способствуя проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами. Вся работа на пути к слову строится в несколько этапов.

1 этап: Организационно – информационный этап.

Задачи:

– Выявить уровень развития речи детей.

– Изучить насколько готовы обучающиеся к активному сотрудничеству.

– Пробудить интерес у школьников и учителей к театральному искусству.



2 этап. Подготовка к развитию речи посредством театрализованных представлений.

Задачи:

– Составить план деятельности для достижения цели.

– Поддержать заинтересованность детей и педагогов театрализованной деятельностью.



3 этап. Реализация театрализованных представлений.

Задачи:

– Развивать монологическую речь посредством разучивания ролей.

– Способствовать развитию артикуляционного аппарата, отрабатывать дикцию с использованием скороговорок, потешек.

– Формировать интонационную выразительности речи.

– Развивать способность понимать эмоциональное состояние человека, героя и уметь выразить свое настроение.

– Развивать память и фантазию детей.



Продукты для реализации театрализованной деятельности в школе:

– Альбом «Юные театралы»;

– Презентация спектакля

– Театрализованные постановки сказок «Заюшкина избушка», «Красная шапочка»;

– Викторина «Мы любим театр»;

– Театрализованные игры;

– Видео презентация проекта.


4 этап. Подведение итогов.

– Совершенствование умений детей логично и выразительно драматизи-ровать сказку.

– Закрепление навыка последовательно излагать мысли, используя в речи сложные предложения.

– Закрепление представлений детей о театре;

– Развитие эмоциональности, раскованности, творческих способностей при участии детей в театрализованных постановках.



И, как правило, если педагог систематически на своих уроках использует такую форму работы, как театрализованная деятельность, тогда он добивается следующих положительных результатов:

Развивается речевая функция: артикуляционная моторика, фонематичес-кое восприятие, речевое дыхание, правильное звукопроизношение.

Совершенствуется грамматический строй нашей речи, монологическая и диалогическая её формы, игровые навыки и стимулирование творческой самостоятельности.

Обогащается игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт, расширяется кругозор, повышается познавательный интерес;

Раскрывается творческий потенциал учащихся.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что если систематически внедрять в структуру своих уроков элементы театрализованной деятельности, тогда можно преодолеть путь к слову намного быстрее. Это свидетельствует об эффективности данной педагогической формы работы.

Также следует отметить, что посредством театрализованной деятельности у детей с нарушением интеллекта развиваются не только психические функции личности и творческий потенциал, но и развиваются способности к межличностному взаимодействию, помогающие им адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешными. А социальная адаптация детей с нарушениями в интеллекте – это основная задача коррекционных учреждений.

Галиаскаров Динар Минивалиевич «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

учитель математики ГБОУ Зилаирскаякоррекционная школа-интернат

Одной из приоритетных задач, стоящих перед отечественным образованием, является проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Особые потребности – выражение, которое применяют в отношении людей, чья социальная, физическая или эмоциональная исключительность требует специального обращения или услуг, позволяющих им развить свой потенциал.

Особое значение приобретает знание педагогом механизмов протекания основных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) у школьника. Именно эти знания позволят не только диагностировать уровень их развития на разных этапах образовательного процесса, но и скорректировать его траекторию, целенаправленно при этом осуществлять развитие учащегося. Содержание учебного материала, темп обучения, требование к результатам обучения, как правило, для многих детей с ограниченными возможностями здоровья оказываются непосильными. Отсутствие у данных детей минимального запаса математических знаний, несформированность приемов учебной деятельности, основных операций мышления не позволяют им активно проявить себя в учебной деятельности, а также формирует у них негативное отношение к учебе. Поэтому программа по математике была мной пересмотрена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников.

Цели обучения математики для детей с ограниченными возможностями здоровья:

– Овладение минимальными математическими знаниями и умениями, которые необходимы для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности.

– Развитие логического мышления, пространственного воображения.

– Формирование наглядно-предметных умений.

– Создание условий для социальной адаптации учащихся.

В классах с детьми с ОВЗ, основой обучения является изучение особенностей личности каждого ученика, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение учеников в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности, положительного отношения к учебе.

В соответствии свыше сказанным мной была проведена корректировка содержания курса математики учащихся с ОВЗ для 5-9-х классов

В курсе математики для обучающихся 5-9-х классов я много времени уделяю на изучение тем: «Сложение и вычитание многозначных чисел с переходом через разряд», «Умножение и деление на однозначное, двузначное и трёхзначное число», а также на математические действия с десятичными дробями и с числами, полученными при измерении. А на обыкновенные дроби меньше, для наглядного понимания десятичных дробей.

При изучении геометрического материала в 5-9-х классах все основные понятия ввожу на наглядном примере в процессе практических измерений, через решение задач. Большое внимание уделяю решению задач. При решении задач использую рисунки и чертежи – это позволяет развить правильные геометрические представления и логическое мышление. Также использую решение задач по готовым чертежам. Использование готовых чертежей позволяет экономить время, а значит, дает возможность решить большее количество задач за урок.

Изучив особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья через беседы с учениками, родителями, я составляю индивидуальную карту развития ребенка, ставлю конкретную коррекционно-развивающую цель. Данная цель должна четко ориентировать учителя на развитие психических процессов ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими приемами.

Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования психических функций, познавательной сферы.

Готовясь к уроку, определяю направление коррекционной работы с учетом изучаемого материала.

В начале урока применяю упражнения, которые позволяют сконцентрировать внимание учащихся после перемены. Вот несколько примеров таких упражнений: из таблицы умножения в тетради в одном столбце, заполненной различными цифрами, необходимо выбрать четные числа (нечетные, простые, составные,…); запомнить рисунок или чертёж на доске и через несколько секунд воспроизвести его в тетради и. т. д..

На различных этапах урока включаю упражнения для развития устной и письменной речи. Систематический контроль знаний позволяет достигнуть хороших результатов. Каждый ученик должен овладеть определенным уровнем знаний и продемонстрировать их при выполнении проверочных работ. Обязательное правило – это анализ работ с объяснением объективности оценок, с разбором заданий.

При объяснении нового материала понятия ввожу через образ, т.е. раздаю карточки с чертежом, прошу произвести измерения и сделать вывод. Только после того, как учащиеся выскажутся, даю под запись свойства, которые уже сформулированы учащимися на простом языке, предлагаю дать определение фигуры на чертеже.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги