В подавляющем большинстве случаев, ребёнок используется как полигон войны между супругами и как инструмент для манипулирования, что и выражается в его заболевании (как тело будет реагировать (отвечать) болезнью на затяжной и существенный конфликт между умом и сердцем). Так, истерический невроз у ребёнка будет следствием отсутствия адекватного мужского влияния и недостатка психологического тепла (эмоциональной отзывчивости) матери. Поскольку ребёнок чаще всего остаётся с матерью, то в большей опасности будут мальчики (им будут не очень сознательно мстить за отца («ты как твой папашка!») и/или растить идеального партнёра46), опасности тем большей, чем больше он будет походить на отца (на которого он не может не походить). К девочкам матери относятся более бережно, применяя меньше угроз, наказаний и порицаний (видимо, не в полной мере сознательно считая их союзницами).
Приведём пример47. Мальчик 8 лет, с неврозом страха, заиканием и тиками. Его мать родилась в свое время от незарегистрированного брака и никогда не видела отца. Таким же образом появился и у нее сын, ни разу не видевший отца. Испытывая трудности в общении с противоположным полом, мать переносила их в известной мере и на отношения с сыном, не признавая его мальчишеского «я», строго и наказующе воспринимая любые оплошности и промахи. Скорее, она была не матерью, а наказующим отцом – символом традиционного авторитета, принуждения и власти. Функции же матери в семье выполняла бабушка, чрезмерно опекающая и беспокоящаяся по поводу всех возможных несчастий на земле. В результате подобного отношения мальчик с природным холерическим темпераментом становился, с одной стороны, все более возбудимым, а с другой – боязливым и неуверенным в себе. Пропорционально этому нарастало вначале заикание, а потом и тики как симптомы блокирования активности, отсутствия психомоторной разрядки и критического увеличения неразрешимого для мальчика внутреннего напряжения и беспокойства (если возникает страх замкнутого пространства, то это будет из-за неразрешимой жизненной ситуации, как она представляется человеку). Состояние его ухудшилось в 1-м классе, когда возросли психологическое давление матери, требования и наказания при отсутствии похвалы, душевной теплоты и поддержки. В то же время мать считала сына безнадежно ленивым и упрямым. Он не стал медлительным и обстоятельным, как того хотела мать с флегматическим темпераментом, зато стал «вредным» в ее представлении. Фактически его «вредность» – это неспособность соответствовать требованиям в семье из-за появления у него болезненных невротических расстройств. Последнее – следствие диктата матери, всепоглощающей опеки бабушки и отсутствия адекватной ролевой модели идентификации с отцом.
Для детей из неполных семей характерны в дальнейшем проблемы в установлении близких, доверительных, семейных отношений с противоположным полом (особенно если: для девушек произошла потеря отца в младшем дошкольном возрасте, для юношей – в старшем дошкольном). Что ещё раз показывает, насколько ребёнку важна гармоничная, любящая семья, где взрослые имеют зрелое родительское чувство и способны создать условия для нормального формирования личности.
***
Далее внимание будет уделяться патогенезу неврозов (здесь укажем, что клинические, т.е. отклоняющиеся от нормы, показатели имеются и у «нормальных» людей, конечно в существенно меньшем уровне; однако само содержание жизненной ситуации, личностные характеристики родителей и детей, внутреннее бытие остаются важными и содержательными для понимания всеми читателями).
В таблице представлены данные по возрастному фактору (без различия по полу), триггеру (то, что запускает невроз) и типу защиты, т.е. приведено то, что происходит преимущественно, без поправки на индивидуальность.
Таблица 3. Неврозы, запускающие их факторы и типы защиты.
Из таблицы видно, как влияние патогенных факторов внешнего мира переходит, к подростковому возрасту, в мир внутренний; а сама сущность невроза (опять же, в той или иной степени возникающая в жизни любого человека) – несоответствие между возможностями (значимые отношения личности) и социально детерминированными обязанностями (несовместимой с ними жизненной ситуацией). Суть таких противоречий, их экзистенциальное содержание – глубоко переживаемая нереализованность; в дифференциации неврозов это: самоутверждение (неврастения), признание (истерический невроз), защита (невроз страха) или единство «я» (обсессивный невроз).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е издание, дополненное. М.: Смысл, 2007.
2
Юнг К.Г. Тавистокские лекции. Киев: Синто, 1995.
3
Тулякова О.В., Авдеева М.С. Влияние факторов перинатального анамнеза на физическое развитии первоклассников // Школьная и подростковая медицина 2014г. – С. 199-202.
4
См., например: Добряков И. В. Перинатальная психология. – СПб.: Питер, 2010.
5
Гроф С. Путешествие в поисках себя. – М.: АСТ, 2008.
6
См., например: Кузнецова Е. Перинатальные матрицы – как вы родились. Влияние перинатальных матриц на рождение. [видеозапись] // YouTube. Режимдоступа: https://www.youtube.com/watch?v=4cFliAZo2p0.
7
Юнг К.Г. Тавистокские лекции. Киев: Синто, 1995.
8
Это не означает, что цивилизованный человек на самом деле дикарь, озабоченный только выживанием и удовлетворением примитивных потребностей, и даже лучшие из которых только используют культуру, мораль для прикрытия своей пещерной сущности. Однако хотим мы или нет, каждый включает в себя первобытную дикость.
9
См., например: Кузнецова Е. Перинатальные матрицы – как вы родились. Влияние перинатальных матриц на рождение. [видеозапись] // YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=4cFliAZo2p0.
10
Лэнгле А. Дотянуться до жизни… Экзистенциальный анализ депрессии: Пер. с нем. / Предисловие А.С. Баранникова. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2014.
11
Басов И.А. Новые горизонты старости: подготовка и реализация потенциала / И.А. Басов – Москва: ЛитРес: Самиздат, 2020.
12
Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. М.: Генезис, 2009.
13
Там же, с. 88.
14
Там же, с. 42.
15
Пример такой коммуникации представлен в последней главе данной книги «Процесс умирания и выход за пределы смерти
16
Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. М.: Генезис, 2009, с. 48.
17
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990, с. 250.
18
См. например: Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. СПб., 1996.
19
Данные по невропатии и резидуальной церебральной органической недостаточности представлены по Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. СПб., 1996.
20
Басов И.А. Смысл жизни и счастье в период поздней взрослости: от результатов исследования к практике психологического сопровождения. // AmericanScientificJourna№ (29) / 2019Vol.3. – С. 16-21.
21
Лэнгле А. Я и моя Person- как строить себя, прийти к аутентичности. [видеозапись] // YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=VAv0DmGNKAE&t=251s.Time 01:31.
22
ЛэнглеА. Existential Analysis Presentation. [видеозапись] // YouTube. Режимдоступа: https://www.youtube.com/watch?v=IptzaK8qz64&t=336s. Time 01:06.
23
Юнг К.Г. Тавистокские лекции. Киев: Синто, 1995.
24
Басов И. А. Психологическое сопровождение людей в позднем возрасте (на примере программы психологического сопровождения проживания престарелых и инвалидов в доме-интернате на основе экзистенциального подхода): Учебно-методическое пособие. / И. А. Басов – СПб.: НИЦ АРТ, 2017.
25
Басов И.А. Экзистенциальные аспекты перинатального развития человека / И.А. Басов – Москва: ЛитРес: Самиздат, 2020.
26
Карвасарский Б. Д. Неврозы.– М., 1980.
27
Басов И.А. Экзистенциальные аспекты перинатального развития человека / И.А. Басов – Москва: ЛитРес: Самиздат, 2020.
28
Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. СПб., 1996.
29
Козлов Н. И. Психология эмоций. [видеозапись] // YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=rxjCYb6tdUA&t=1s
30
Басов И.А. Новые горизонты старости: подготовка и реализация потенциала / И.А. Басов – Москва: ЛитРес: Самиздат, 2020, с. 97.
31
Там же.
32
Там же, с. 98-99.
33
Например, автору давали палку и отправляли в тёмную комнату или коридор, предварительно обговорив, что взрослые рядом и если что – сразу придут на помощь. Это (и страшно и интересно) так хорошо закрепилось, что когда я (в довольно зрелом возрасте) жил в квартире, где почти при мне из жизни ушёл человек, а мы в «ту» комнату долго не заходили, то позже специально приходил туда в тёмное время суток, не включал свет и как бы общался с помещением (т.е. сознательно прорабатывал свой страх).
34
Например, у нас в школе (и это весьма распространённая ситуация), был мальчик, допустим Паша, росший в маргинальной, пьющей, конфликтной семье (из которой отец позже толи ушёл, толи погиб). Паша постоянно лез на рожон, проказничал, дрался и было это, что называется, не от хорошей жизни, так искорёженно пытались пробиться на свет его экзистенциальные мотивационные силы (если «по-русски» – он тоже хотел любви и признания). Потом были психоактивные вещества, приводы в милицию, воровство и затем тюрьма. Однако его история (до того момента, до которого могу отследить) продолжилась благополучно, его «перекинуло» на светлую сторону: жена, работа, дети.
35
Надо сказать, что получается весьма интересная и парадоксальная по содержанию картина, ведь получается, что человек избегает опасностей ценой собственной жизни.
36
Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. СПб., 1996.
37
Там же, с. 46.
38
В своё время, автор работал педагогом-психологом в лицее, где эти два страха были ярко представлены в жизни учащихся. С одной стороны они отчаянно хотели проявить своё я, а с другой так же отчаянно этого боялись. Сплошь и рядом наблюдались примеры, когда ученик плевать хотел на мнение учителя, а сам искал его похвалы и внимания; хотел выделиться и так же хотел слиться с толпой. P.s. сама дуальная структура личности раскрыта нами ниже.
39
Т.е. говорить мы, как родители, можем всё, что угодно, но ребёнок усвоит именно нас, как пример. Допустим мама говорит дочке, что врать и обманывать не хорошо, а потом говорит подруге по телефону, что не сможет с ней увидеться, потому что «голова болит». И что же дочка возьмёт на вооружение? Прям загадка-загадка…
40
Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. СПб., 1996, с. 79.
41
Басов И.А. Экзистенциальные аспекты перинатального развития человека / И.А. Басов – Москва: ЛитРес: Самиздат, 2020.
42
См., например, Басов И. А. Экзистенциальные задачи позднего возраста // EuropeanSocialScienceJournal (Европейский журнал социальных наук). 2017г. № 10. – С. 508-518.
43
См. об этом: Лэнгле А. Дотянуться до жизни… Экзистенциальный анализ депрессии: Пер. с нем. / Предисловие А.С. Баранникова. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2014.
44
Какая её часть, какой её же частью недовольна?
45
«Что ты на сына орёшь!?» (что в переводе означает «ты дурак несдержанный»).
46
«Бабский угодник».
47
Основа примера взята из: Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. СПб., 1996.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги