Негативные последствия, которые наступают для должника в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера в указанные сроки, могут быть личными (то есть, обращенными непосредственно к личности должника) и имущественными (то есть, связанные с обращением взыскания на имущество последнего).
Мерами воздействия, которые могут быть направлены непосредственно на личность должника, не исполнившего требования неимущественного характера, являются: временное ограничение права выезда за пределы Российской Федерации (ст. 67 Закона об исполнительном производстве), временное ограничение на пользование должником специальным правом (ст. 67.1 Закона об исполнительном производстве).
Также одной из мер воздействия, направленных на личность должника (или должностного лица должника-организации), является привлечение виновного лица к уголовной ответственности за злостное неисполнение судебного акта неимущественного характера (ст. 315 УК РФ).
Поэтому в случаях, когда исполнение судебного акта неимущественного характера возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, за неисполнение данного судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению (ч. 18 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
Предупреждение об уголовной ответственности одновременно (и (или) в последующем) также может быть оформлено в качестве отдельного процессуального документа, который вручается ответственному должностному лицу должника-организации (органа государственной власти, органа местного самоуправления). Роль письменного предупреждения в доказывании субъективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 315 УК РФ, рассмотрена в п. 11 комментария к настоящей статье.
Мерами воздействия, которые направлены на имущество должника, являются: взыскание исполнительского сбора (ст. 112 Закона об исполнительном производстве), привлечение к административной ответственности в виде административного штрафа (ч. 2 ст. 105 Закона об исполнительном производстве), взыскание расходов по совершению исполнительных действий (ст. 116 Закона об исполнительном производстве).
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
4. Дальнейшее движение исполнительного производства неимущественного характера определяется тем, исполнены ли требования, содержащиеся в исполнительном документе либо не исполнены.
Для определения указанного обстоятельства судебный пристав-исполнитель проверяет факт исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе.
Напрямую в законодательстве об исполнительном производстве не определен способ проверки указанного обстоятельства, в том числе, не определен способ фиксации результата данной проверки.
Вместе с тем, исходя из общих норм, содержащихся в ч. 1 ст. 60 Закона об исполнительном производстве, положений Приказа ФССП России от 04.05.2016 №238 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства», ход и результаты совершения исполнительных действий, в том числе факт исполнения (неисполнения) должником требований, содержащихся в исполнительном документе неимущественного характера, фиксируется в акте о совершении исполнительных действий (Приложение №17 к Приказу ФССП России от 04.05.2016 №238).
Оформляя указанный процессуальный документ следует:
–зафиксировать в акте факт исполнения (неисполнения) содержащихся в исполнительном документе требований. При этом, если требования исполнены частично, то в акте необходимо указать в какой именно части требования исполнены, а в какой остались не исполненными.
Если требования остались не исполнены, то в акте также следует не просто отразить факт не исполнения указанных требований, но и указать, что конкретно не сделано;
– зафиксировать установленные обстоятельства (факты) средствами фото- (видео-) фиксации.
Законодательство не требует обязательного применения указанных средств при фиксации процессуальных действий судебного пристава-исполнителя. Однако, с учётом развития и доступности современных средств техники, применение данных средств является желательным, поскольку они являются формой объективного контроля за обстоятельствами, имеющимися в объективной действительности.
Результаты фотофиксации оформляются в виде приложения к акту о совершении исполнительных действий (в виде фототаблиц), подписываются судебным приставом-исполнителем. При осуществлении видеосъемки электронный носитель с её результатами также приобщается к акту о совершении исполнительных действий.
В самом акте о совершении исполнительных действий следует указать на применение средств фото- (видео-) фиксации.
Акт о совершении исполнительных действий является важнейшим процессуальным документом, которым фиксируются обстоятельства, имеющиеся в объективной действительности.
Сам по себе акт о совершении исполнительных действий является, по сути, документном, процессуально закрепляющим исполнительные действия судебного пристава-исполнителя, констатирует факт совершения исполнительных действий, является документом, отражающим процедуру совершения исполнительных действий, и не обладает признаками решений, действий (бездействия) должностного лица, которые могут быть обжалованы в порядке, определенном гл. 22 КАС РФ, поскольку не устанавливает (изменяет, отменяет) права и обязанности сторон исполнительного производства и не носит властно-распорядительного характера17.
Вместе с тем, законодательством об исполнительном производстве не исключена (за некоторыми исключениями18) возможность установления или подтверждения факта исполнения (не исполнения) исполнительного документа и иными доказательствами (документами), представляемыми судебному приставу-исполнителю сторонами исполнительного производства или получаемыми последним из иных источников.
С учётом того, что круг правоотношений, из которых возникают требования неимущественного характера, многогранен, определить конкретный перечень таких доказательств (документов) для всех возможных случаев не представляется возможным. В каждом случае судебный пристав-исполнитель самостоятельно, с учётом норм отраслевого законодательства, регулирующего круг соответствующих правоотношений, оценивает представленные ему доказательства (документы) и самостоятельно принимает процессуальное решение.
Кроме того, для определения субъективных причин неисполнения требований, содержащихся в исполнительном документе неимущественного характера, следует получить у должника письменные объяснения19. Форма указанного процессуального документа, а также примерный перечень вопросов, ответы на которые следует получить, приведены в письме ФССП России от 14.11.2014 № 00013/14/69581-ТИ «О направлении бланков объяснений».
Для всестороннего исследования всех обстоятельств аналогичные объяснения следует получить и у взыскателя.
Следует учитывать, что проверка факта исполнения (неисполнения) исполнительного документа, которая может послужить основанием для последующего применения к должнику мер ответственности, должна быть проведена по истечении установленного срока (с соблюдением правил исчисления сроков, определенных ст. 15, 16 Закона об исполнительном производстве).
Акт совершения исполнительных действий (или иной документ), которым зафиксирован факт неисполнения исполнительного документа неимущественного характера, до истечения установленного судебным приставом-исполнителем срока (для добровольного исполнения или вновь установленного срока), не может являться основанием для применения соответствующих санкций (Постановление Верховного Суда РФ от 01.08.2017 № 80-АД17-3).
5. Неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе неимущественного характера в срок, установленный для добровольного исполнения (а также неисполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток), является основанием для привлечения должника к ответственности в виде исполнительского сбора.
Основание для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора (при наличии иных условий для его вынесения) возникает строго в день, следующий за днем окончания срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, установленного судебным приставом-исполнителем, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению. По исполнительным документам, подлежащим немедленному исполнению, таким основанием является неисполнение должником требований исполнительного документа в течение суток с момента уведомления о возбуждении исполнительного производства20.
По исполнительным производствам неимущественного характера исполнительский сбор взыскивается:
– с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя – в размере 5 000,00 руб.;
– с должника-организации – в размере 50 000,00 руб.
Если должником не исполнено несколько неимущественных требований, в том числе содержащихся в одном исполнительном документе, то исполнительский сбор устанавливается в отношении каждого из неисполненных требований (п. 76 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50).
Если исполнительный документ неимущественного характера возлагает на нескольких должников солидарную обязанность по совершению определенного действия (воздержанию от совершения определенного действия), то исполнительский сбор взыскивается с указанных должников солидарно (ч. 3.1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
К ответственности в виде исполнительского сбора должник может быть привлечен только однократно.
Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Возможность утверждения указанного постановления заместителем старшего судебного пристава законом не предусмотрена.
После привлечения должника к ответственности в виде исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает новый срок для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
Напрямую в законодательстве не указана форма процессуального документа, которым судебный пристав-исполнитель устанавливает указанный новый срок.
Вместе с тем, исходя из положений ч. 1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве о том, что решения по вопросу исполнительного производства должны приниматься в форме постановления, следует, что новый срок для исполнения требований неимущественного характера также должен устанавливаться постановлением судебного пристава-исполнителя.
В Приложении №66 к Приказу ФССП России от 04.05.2016 № 238 установлена форма постановления о назначении нового срока исполнения21.
Вместе с тем, указанный новый срок может быть установлен и в постановлении о взыскании с должника исполнительского сбора.
В правоприменительной практике наиболее часто новый срок должнику устанавливается в таком процессуальном документе, как «Требование об исполнении исполнительного документа». При проверке законности привлечения должника к административной ответственности органами судебной власти допускается возможность использования процессуального документа указанной формы22.
Так, при рассмотрении одного из споров суд обратил внимание на то, что факт оформления судебным приставом-исполнителем своего действия по установлению нового срока для исполнения должником требований неимущественного характера в виде требования, а не постановления, не свидетельствует об его бездействии, не влечет для взыскателя каких-либо негативных последствий и не нарушает его права и законные интересы (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 07.09.2018 № Ф09-5132/18 по делу № А71-855/2018).
Следует учитывать, что законодательство об исполнительном производстве не содержит норм, которые бы предусматривали продолжительность новых сроков для исполнения исполнительных документов неимущественного характера.
Законодательство не ограничивает усмотрение судебного пристава-исполнителя при определении продолжительности указанного срока. Установление короткого срока для исполнения исполнительного документа, при соблюдении прочих требований законодательства, само по себе не может явиться основанием для признания его недействительными (Определение Верховного Суда РФ от 21.06.2021 № 308-ЭС21-9309 по делу № А53-15038/2020).
В каждом конкретном случае, с учётом требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель определяет указанный срок самостоятельно.
Более того, следует отметить, что по одному из споров суд обратил внимание на то, что положениями ст. 105 Закона об исполнительном производстве не предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя мотивировать в постановлении продолжительность нового срока исполнения требований исполнительного документа23 (Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02.06.2021 № 88а-11119/2021).
В случае, если исполнительский сбор должником не будет оплачен самостоятельно, то судебный пристав-исполнитель обязан взыскать указанную сумму принудительно, путём обращения взыскания на имущество должника.
Следует учитывать, что до окончания (прекращения) основного исполнительного производства постановление о взыскании с должника исполнительского сбора исполняется в рамках указанного основного исполнительного производства (ч. 15 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
Для этого, одновременно с вынесением постановления о взыскании с должника исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель направляет запросы в кредитные организации, а также иные регистрирующие органы24.
Если же в рамках исполнительного производства неимущественного характера нет неисполненных требований имущественного характера (в частности, о взыскании исполнительского сбора, о взыскании расходов по совершению исполнительных действий), то меры по установлению ограничений в отношении имущества должника могут быть признаны незаконными25.
6. Неисполнение исполнительного документа неимущественного характера в установленные сроки также является основанием для временного ограничения должника в праве выезда за пределы Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 67 Закона об исполнительном производстве)26.
Если исполнительный документ, содержащий указанные требования, является судебным актом или выдан на основании судебного акта, то решение о временном ограничении должника в праве выезда за пределы Российской Федерации принимается судебным приставом-исполнителем самостоятельно. Если же исполнительный документ не является судебным актом, то применение указанной меры возможно только на основании судебного акта (ч. 1, 3 ст. 67 Закона об исполнительном производстве).
Установление временного ограничения на выезд за пределы Российской Федерации возможно только в отношении должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя.
Применение указанной меры в отношении руководителя (учредителя) или работника должника-организации не допустимо (п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50).
7. По истечении вновь установленного срока (и каждого последующего вновь установленного срока) судебный пристав-исполнитель проверяет факт исполнения (неисполнения) должником требований, содержащихся в исполнительном документе.
Порядок проведения указанной проверки, а также порядок фиксации результатов проверки аналогичны с теми, которые были рассмотрены в п. 4 комментария к настоящей статье.
8. Неисполнение исполнительного документа неимущественного характера во вновь установленный срок, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, образует состав административного правонарушения.
Основными норами, которые применяются при неисполнении содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, являются положения ст. 17.15 КоАП РФ.
Статья 17.15 КоАП РФ состоит из семи частей, которые предусматривают семь самостоятельных составов административного правонарушения за неисполнение требований неимущественного характера.
Составы административных правонарушений, предусмотренные в ч. 1.2, 4 ст. 17.15 КоАП РФ, относятся к специальной категории требований неимущественного характера и рассмотрены в комментарии к ст. 109.4 Закона об исполнительном производстве.
Составы административных правонарушений, предусмотренные в ч. 1, 2 ст. 17.15 КоАП РФ, являются общими и применяются во всех случаях исполнения исполнительных документов неимущественного характера, за исключением случаев, для которых законодательством предусмотрена специальная норма (то есть ч. 1.1, 1.2, 2.1, 3, 4 ст. 17.15 КоАП РФ, ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ).
8.1. Состав административного правонарушения. Диспозиция части первой ст. 17.15 КоАП Российской Федерации предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 КоАП РФ, является установленный законом порядок принудительного исполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах (Постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу № А13-13511/2014, от 23.12.2014 по делу № А13-8140/2014, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2014 № 15АП-13065/2014 по делу № А32-40174/2013).
Объективная сторона указанного административного правонарушения выражается в неисполнении требований, содержащихся в исполнительном документе.
Под неисполнением понимается как вообще отсутствие каких-либо действий со стороны должника по реализации положений исполнительного документа, так и некачественное или не полное их исполнение. Если должнику по исполнительному документу предписано воздержаться от совершения определенных действий, то любое его активное поведение будет образовывать состав административного правонарушения.
Таким образом, объективная сторона данного правонарушения может заключаться как в действиях, так и в бездействии, которые направлены на непринятие необходимых мер по исполнению требований неимущественного характера, предусмотренных в исполнительном документе во вновь установленный срок после взыскания исполнительского сбора.
Следует учитывать, что отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от установленной законом ответственности, в том числе, административной (п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50, Постановление Верховного Суда РФ от 06.12.2018 № 46-АД18-20, Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 09.09.2021 № 16-5185/2021).
Объективная сторона имеет место при одновременном наличии следующих обязательных элементов.
I. Наличие исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера и подлежащих принудительному исполнению ФССП России.
Не исполнение должником требований исполнительного документа неимущественного характера, по которому исполнительное производство не возбуждено, не образует состава административного правонарушения по ст. 17.15 КоАП РФ.
II. Истечение срока для добровольного исполнения исполнительного документа (ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
III. Наличие вынесенного постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Неисполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок установленный для добровольного исполнения влечет за собой применение санкции в виде взыскания исполнительского сбора, о чем судебный пристав-исполнитель должен вынести соответствующее постановление, которое утверждается старшим судебным приставом.
Неисполнение требований неимущественного характера, хотя и во вновь установленный срок, но без наличия постановления о взыскании исполнительского сбора состава административного правонарушения по ст. 17.15 КоАП РФ, не образует (см., например, Решение Астраханского областного суда от 22.07.2016 №21-384/2016, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 по делу №А45-22571/2013).
Освобождение судом должника от уплаты исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве) не является основанием для освобождения от административной ответственности, установленной ст. 17.15 КоАП РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 06.12.2018 № 46-АД18-20).
Также следует учитывать, что поскольку объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, не связывает состав правонарушения с конкретным исполнительным производством. Должник может быть привлечен к административной ответственности по данной норме в отсутствие постановления о взыскании исполнительского сбора в случае повторного предъявления к исполнению исполнительного документа при условии, что ранее по данному исполнительному документу вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора27.
IV. Истечение срока, вновь установленного судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, наступает по истечении срока, установленного судебным приставом-исполнителем для исполнения требований исполнительного документа неимущественного характера. Поскольку данный срок определяется конкретной датой, событие административного правонарушения наступает на следующий день после соответствующей даты (Постановление Верховного Суда РФ от 08.06.2021 № 50-АД21-5-К8, Постановление Верховного Суда РФ от 01.08.2017 № 80-АД17-3).
Отменяя по одному из дел постановление о привлечении должника к административной ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ, суд обратил внимание на то, что состав административного правонарушения отсутствует, поскольку дело об административном правонарушении было возбуждено хотя и после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, но до истечения срока, вновь установленного судебным приставом-исполнителем должнику28.
Как указывалось выше (п. 5 комментария к настоящей статье) форма процессуального документа, в котором должен быть обозначен вновь устанавливаемый судебным приставом-исполнителем срок законодательством не предусмотрена.
Он может быть установлен:
–непосредственно в постановлении о взыскании исполнительского сбора;
–в отдельном постановлении об установлении нового срока для исполнения исполнительного документа;
–в требовании судебного пристава-исполнителя об исполнении исполнительного документа.
Судебная практика по данному вопросу исходит из того, что для квалификации правонарушения по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ не имеет существенного правового значения то, в какой форме составлен документ, обращенный к должнику (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2017 № 12АП-4469/2017 по делу № А12-197/2017).
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 КоАП Российской Федерации, является должник по исполнительному производству.