Книга Классификация товаров для участников внешнеэкономической деятельности - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Юрьевич Серяков. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Классификация товаров для участников внешнеэкономической деятельности
Классификация товаров для участников внешнеэкономической деятельности
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Классификация товаров для участников внешнеэкономической деятельности

С 2000 г. ТН ВЭД состоит уже из 10 знаков. Из новой публикации ТН ВЭД РФ: «Публикуемый Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с 10-значной Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ (ТН ВЭД РФ), основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ)».

Одновременно с Товарной номенклатурой вводится в действие Таможенный тариф Российской Федерации, который представляет собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, и систематизированных в соответствии с ТН ВЭД РФ.

Таким образом, ТН ВЭД РФ стала дальнейшим развитием ТН ВЭД СНГ.


ТН ВЭД ЕврАзЭС (или она же ТН ВЭД РФ)


Следующая единая Номенклатура-производная тарифно-статистическая номенклатура товаров была создана при непосредственном участии России и связана с образованием некоторыми государствами СНГ Таможенного союза. Основы нового интеграционного объединения были заложены еще 06.01.1995, когда Российская Федерация и Республика Беларусь заключили в Минске Соглашение о Таможенном союзе между двумя государствами. Впоследствии к этому Таможенному союзу присоединились Республика Казахстан и Кыргызская Республика.

В ст. 2 Соглашения о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией заложены основы формирования нового интеграционного объединения и в качестве первого шага называется «создание полностью идентичных систем регулирования внешних экономических связей (в том числе тарифного и нетарифного регулирования), а также установления одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран». Хотя стороны не устанавливали никаких сроков относительно этапов объединения, к началу нового столетия стало очевидно, что интеграционные процессы сильно замедлились, и необходимо было предпринять конкретные возможные и допустимые шаги. Позже к Таможенному союзу присоединилась Республика Таджикистан.

10 октября 2000 г. в Астане главы пяти государств (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан) подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). К 2003 г. ООН зафиксировала статус этого объединения как международной организации (в Секретариате ООН этот договор был зарегистрирован).

Спустя два года после учреждения ЕврАзЭС, 20 сентября 2002 г., в Астане пять этих же государств – членов ЕврАзЭС заключили Соглашение об общей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического сообщества (ТН ВЭД ЕврАзЭС) (Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 20 сентября 2002 г. № 69 «О Соглашении об общей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического сообщества»).

Стороны договорились, что для целей тарифного и нетарифного регулирования, а также ведения статистического учета они принимают в качестве общей тарифно-статистической товарной номенклатуры ЕврАзЭС десятизначную Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД РФ).

Общая ТН ВЭД ЕврАзЭС (или она же ТН ВЭД РФ) основана на международных классификаторах – это Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и ТН ВЭД СНГ. Ведение ТН ВЭД Евразийского экономического сообщества осуществляет Государственный таможенный комитет Российской Федерации, что закреплено в ст. 1 и ст. 2 Соглашения от 20 сентября 2002 г. № 69.


ТН ВЭД ТС


С созданием Таможенного союза ЕврАзЭс была разработана единая Товарная Номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и единый Таможенный тариф Таможенного союза.

С 1 января 2010 г. введен в действие единый Таможенный тариф Таможенного союза и ТН ВЭД ТС (Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высший орган) № 18 от 27 ноября 2009 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»).

5 июля 2010 г. на заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств было отмечено, что Таможенный союз является основой для скорейшего построения Единого экономического пространства, предусматривающего устранение барьеров на пути свободного движения товаров, услуг, капитала и трудящихся граждан.

Формирование современного эффективного общего рынка необходимо для успешного развития экономик стран – членов Таможенного союза (Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации).

В соответствии с Федеральным законом РФ от 27.11.2010 № 311 – ФЗ (ст. 105) для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применялась Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утвержденная Комиссией Таможенного союза.


ТН ВЭД ЕАЭС


29 мая 2014 г. в г. Астане был подписан договор «О Евразийском экономическом союзе» между странами – членами союза (Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация). Позднее к данному договору присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика.

Для целей автоматизации, ускорения и упрощения ряда таможенных процессов для государств – членов Евразийского экономического союза, а также с возникшей необходимостью почти полной замены Таможенного кодекса Таможенного союза были:

1) 

утверждена ТН ВЭД ЕАЭС, Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза». Вступила в действие с 1 января 2015 г.;

2) 

разработан Таможенный кодекс ЕАЭС. 11 апреля 2017 г. в Москве был подписан договор «О Таможенном кодексе Евразийского экономического союза». Вступил в действие с 1 января 2018 г.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) – это кодифицированный нормативно-правовой акт, регулирующий отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Кодекс является приложением к договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.

Правовые основы ТН ВЭД ЕАЭС нашли свое отражение в гл. 3 Таможенного кодекса ЕАЭС в следующих статьях:

• 

ст. 19 «Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и ее ведение»;

• 

ст. 20 «Классификация товаров»;

• 

ст. 21 «Решения о классификации товаров, решения и разъяснения о классификации отдельных видов товаров, принимаемые таможенными органами»;

• 

ст. 22 «Решения и разъяснения Комиссии о классификации отдельных видов товаров»;

• 

ст. 23 «Порядок принятия предварительного решения о классификации товара (таможенными органами государств-членов о таможенном регулировании)».

В ТН ВЭД ЕАЭС полномочия по ведению ТН ВЭД ЕАЭС предоставлены Евразийской экономической комиссии.

Международная основа ТН ВЭД ЕАЭС осталась неизменной, как и в ТН ВЭД ТС: «Международной основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств».

Правовые основы ТН ВЭД ЕАЭС отражены также в Федеральном законе № 289-ФЗ от 03.08.2018 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Эти нормативные акты регламентируют порядок классификации товаров при таможенном декларировании, при проведении таможенного контроля, а также публикации решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров Евразийской экономической комиссией для целей единообразного применения ТН ВЭД ЕАЭС на всей территории ЕАЭС.

§ 3. Правовая регламентация при классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, заложенная в ТК ЕАЭС

Таможенным кодексом ЕАЭС регламентируются порядок классификации товаров при таможенном декларировании, при проведении таможенного контроля, а также публикации обобщенных решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров, сделанных Евразийской экономической комиссией для единообразного применения ТН ВЭД на таможенной территории ЕАЭС.

Так, согласно п. 2 ст. 1 ТК ЕАЭС, таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее – международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее – Договор о Союзе).

Согласно п. 5 ст. 1 ТК ЕАЭС, таможенные правоотношения, не урегулированные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, до урегулирования соответствующих правоотношений такими международными договорами и актами регулируются законодательством государств – членов Союза (далее – государства-члены) о таможенном регулировании.

Классификация товаров в таможенных целях – это определение их классификационных кодов по ТН ВЭД ЕАЭС, т. е. отнесение товаров к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с примечаниями к разделам, группам, субпозициям, дополнительными примечаниями и в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС соответствующим им цифровым кодам.

Классификация товаров осуществляется для целей применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики, а также в целях налогообложения товаров и в иных целях, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством государств-членов (п. 1 ст. 19 ТК ЕАЭС).

Декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами (п. 1 ст. 20 ТК ЕАЭС).

Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в следующих случаях:

1) 

выявление таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании;

2) 

исчисление таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих уплате;

3) 

иные случаи, предусмотренные настоящей главой (п. 2 ст. 20 ТК ЕАЭС).

Если в результате неправильного определения кода товара декларантом или иным лицом произошло занижение размера таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате, либо в результате этого не были применены запреты и (или) ограничения, установленные в соответствии с законодательством Евразийского экономического союза, то эти лица могут быть привлечены к административной ответственности, например, по ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ввиду того что от правильности определения кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС декларантом или иным лицом зависит размер таможенной пошлины, налогов, применение запретов и ограничений, а также для уменьшения сроков таможенного оформления товара участникам ВЭД важно, чтобы предварительно ими определенный код товара при таможенном оформлении был бы подтвержден таможенным органом государства – члена Союза.

Поэтому: «По заявлению лиц таможенные органы могут осуществлять классификацию товаров до их таможенного декларирования путем принятия предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее – предварительные решения о классификации товаров) и решений о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде» (п. 1 ст. 21 ТК ЕАЭС).

Таким образом, в ходе таможенного оформления наличие у декларанта или иного лица действующего предварительного решения о классификации товара позволит снять вопросы относительно правильности заявленного кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС.

В целях обеспечения единообразного применения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенные органы, определенные законодательством государств-членов о таможенном регулировании, могу т принимать решения и давать разъяснения о классификации отдельных видов товаров в порядке, установленном законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Таможенные органы обеспечивают публикацию таких решений и разъяснений.

Указанные решения и разъяснения являются обязательными при классификации товаров на территории государства-члена, таможенным органом которого они приняты (п. 6 ст. 21 ТК ЕАЭС).

В целях обеспечения единообразного применения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Комиссией принимаются решения о классификации отдельных видов товаров на основании предложений таможенных органов.

При выявлении Комиссией различной классификации товаров в принятых таможенными органами предварительных решениях о классификации товаров, в решениях или разъяснениях о классификации отдельных видов товаров, принятых (данных) таможенными органами в соответствии с п. 6 ст. 21 настоящего Кодекса, Комиссией принимаются решения о классификации отдельных видов товаров по собственной инициативе (п. 1 ст. 22 ТК ЕАЭС).

§ 4. Ведение Гармонизированной системы. Разрешение споров

Юридическую основу ГС составляет Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

В настоящее время ответственность за развитие Гармонизированной системы возложена на Всемирную таможенную организацию – ВТамО (WCO).

Международная конвенция о ГС составлена в двух экземплярах, на английском и французском языках. Эти экземпляры находятся на хранении у Генерального секретаря СТС (он же ВТамО). Все участники Конвенции о ГС получают заверенные копии.

Здесь важно лишь отметить, что поправки могут касаться как самого текста Конвенции, так и текста приложения, т. е. номенклатуры ГС. Принятые поправки влекут международно-правовую обязанность каждого участника Конвенции в установленные сроки привести в соответствие с дополненной Гармонизированной системой свою статистическую и таможенно-тарифную либо комбинированную тарифно-статистическую номенклатуру.

Остановимся на процедуре разрешения споров подробнее. Согласно ст. 10 Конвенции о ГС, споры между сторонами относительно толкования или применения ГС разрешаются по мере возможности посредством переговоров между ними. Споры, которые не урегулированы таким путем, передаются в Комитет по Гармонизированной системе, который рассматривает их и дает рекомендации по урегулированию спора. Если Комитету по ГС урегулировать спор не удается, то он передается на рассмотрение Совету, который также вправе давать рекомендации.

Необходимо отметить, что до этих споров доходит крайне редко. Гораздо чаще имеют место латентные споры, когда таможенные администрации двух государств по-разному предписывают классифицировать одни и те же товары. Такие скрытые споры, разумеется, разрешаются в национальных судах, а не Комитетом по ГС. Однако в СТС (он же ВТамО) частные лица в принципе могут инициировать обсуждение проблемы, но через Международную торговую палату (МТП), которая приглашается как представитель частного сектора для участия во всех заседаниях Комитета по ГС в качестве наблюдателя. Международная торговая палата регулярно консультирует Комитет по вопросам классификации товаров и предоставляет иную техническую информацию.

Два вспомогательных, но очень авторитетных источника толкования международно-правовой основы тарифно-статистических номенклатур вырабатываются в рамках СТС (он же ВТамО).

Первый из них, Пояснения к ГС, представляет собой пять томов комментариев к номенклатуре ГС, публикуемых Всемирной таможенной организацией на двух официальных языках СТС (он же ВТамО) – английском и французском. Пояснения представляют собой официальное толкование Совета таможенного сотрудничества (он же ВТамО) содержания всех товарных позиций и некоторых субпозиций ГС, причем это толкование имеет международно-правовое значение.

Каждый раз, когда в номенклатуру ГС вносятся существенные изменения, СТС (он же ВТамО) издает дополнения к Пояснениям.

Второй из них, вспомогательное средство интерпретации ГС – Сборник (Компендиум) классификационных мнений Комитета по ГС, представляет собой компиляцию решений (мнений), вынесенных Комитетом по ГС относительно классификации конкретных товаров. Необходимость их принятия продиктована различными затруднениями при классификации, а также разногласиями между таможенными органами разных государств.

Все решения издаются в форме классификационных заключений (мнений) Комитета по ГС и периодически публикуются СТС (он же ВТамО) на английском и французском языках в форме дополнений, которые затем вносят в Сборник классификационных мнений Комитета по ГС. Хотя в суде Сборник имеет определенное доказательственное значение, в нем самом содержится предупреждение, что он носит рекомендательный характер.

§ 5. Внесение поправок и изменений в Конвенцию о ГС и в приложение к ней

Гармонизированная система, по замыслу ее создателей, всегда должна отвечать требованиям времени и меняющейся структуре международной торговли. С этой целью в Конвенции о ГС предусмотрена специальная процедура внесения поправок, как в саму Конвенцию, так и в приложение к ней.

Еще на Первой сессии Комитета по ГС стороны условились обновлять номенклатуру ГС не реже чем раз в четыре-пять лет. Технологические изменения, а также сдвиги в структуре международной торговли, о которых говорится в Преамбуле Конвенции, отслеживает Комитет по ГС. По итогам этого мониторинга Комитет в соответствии с п. 1 (а) ст. 7 Конвенции предлагает любые поправки к ней, которые представляются ему желательными, с учетом, в частности, потребностей пользователей, а также изменений в технологии и структуре международной торговли.

Международно-правовая основа внесения поправок в номенклатуру ГС – ст. 16 Конвенции. Механизм, введенный этой статьей, отражает, с одной стороны, используемый в СТС (он же ВТамО) принцип консенсуса при разрешении всех противоречий (путем общего согласия и учета различных мнений), а с другой стороны, жестко устанавливает сторонам сроки, в которые участники Конвенции о ГС обязаны привести в соответствие с поправками к номенклатуре ГС свои тарифно-статистические номенклатуры.

Проекты поправок готовит Комитет по ГС, учрежденный Конвенцией (ст. 6). Комитет состоит из представителей каждой договаривающейся стороны Конвенции, а также представителей остальных государств – членов Всемирной таможенной организации, которые не являются участниками Конвенции о ГС. В него также могут входить представители государств, не являющихся членами СТС (он же ВТамО), представители соответствующих межправительственных и международных организаций и эксперты, если их участие признано необходимым.

Комитет по ГС собирается два раза в год в штаб-квартире Всемирной таможенной организации в Брюсселе. Решения по вопросам, вынесенным на рассмотрение Комитета по ГС, принимаются путем голосования, которому предшествует обсуждение и прения. Право голоса принадлежит только стороне Конвенции о ГС, так что если от имени нескольких государств, стороной Конвенции является таможенный или экономический союз, то совместно все страны этого союза имеют в Комитете, как и в Совете, только один голос. Поправки к номенклатуре ГС принимаются, если за них проголосовало большинство в две трети. Однако прежде чем предложенные поправки к ГС вступят в силу, они должны быть приняты и рекомендованы участникам Конвенции о ГС Советом.

Роль Совета таможенного сотрудничества (он же ВТамО) заключается в рассмотрении предложенных Комитетом по ГС поправок и рекомендации их сторонам Конвенции о ГС. Совет обязан вернуть поправки на повторное рассмотрение в Комитет по ГС, если этого потребует хотя бы один член СТС (он же ВТамО). Первоначально несогласная сторона может снять свое возражение. Любая рекомендованная поправка считается принятой по истечении шести месяцев с момента уведомления Генеральным секретарем об указанной поправке при условии, что до конца этого периода не было выдвинуто никаких возражений. Если несогласный член СТС (он же ВТамО) успел снять свои возражения до истечения этих шести месяцев с момента уведомления, то рекомендация о поправках считается принятой.

Сроки вступления принятой поправки в силу для каждой стороны начинают течь с момента получения уведомления от Генерального секретаря СТС (он же ВТамО) о рекомендованных поправках. Если уведомление о рекомендуемой поправке получено до 1 апреля, то поправка вступает в силу для этой стороны с 1 января очередного года по истечении года с момента уведомления. В случае, когда уведомление о рекомендуемой поправке получено 1 апреля или позднее, – с 1 января очередного года по истечении двух лет с момента уведомления.

Вступление поправки в силу для данной стороны означает необходимость внести соответствующие изменения в свою статистическую, таможенно-тарифную либо комбинированную тарифно-статистическую номенклатуру. Сторона, которая присоединяется к Конвенции, обязана применять номенклатуру ГС полностью, со всеми поправками, вступившими в силу на момент присоединения к Конвенции о ГС.

Техническая сторона обновления ГС связана с деятельностью не только Комитета по ГС. Так, каждая сессия Комитета предваряется заседанием рабочей группы, которая проверяет юридическое содержание предложенных поправок к ГС и проектов классификационных решений (заключений), которые были одобрены в целом на предыдущей сессии Комитета по ГС. Проверенные таким образом тексты поправок и заключений направляются на рассмотрение и окончательное утверждение на очередном заседании Комитета.

Для изучения вопросов обновления ГС в структуре Комитета создан Подкомитет по пересмотру ГС. Подкомитет обобщает предложенные проекты поправок к номенклатуре ГС, которые внесены сторонами Конвенции и отражают изменения в технологии и структуре международной торговли, предлагает собственные поправки и дает заключения. Подкомитет по пересмотру ГС состоит из тех же представителей, что и Комитет по ГС, собирается два раза в год в штаб-квартире СТС (он же ВТамО) в Брюсселе.

Подкомитет по пересмотру работает по принципу консенсуса. Если по какому-либо вопросу не удается прийти к общему мнению, то разные подходы к решению проблемы вместе с обосновывающими их доводами выносятся на рассмотрение Комитета по ГС. Все поправки, предлагаемые Подкомитетом по пересмотру ГС, направляются в Комитет по ГС для утверждения.

В разработке проектов поправок к номенклатуре ГС активное участие также принимает Подкомитет по научным вопросам, являющийся консультативным органом Всемирной таможенной организации по проблемам, требующим специальных познаний в области химии, техники и в других научных областях. Значительную часть штата этого Подкомитета составляют сотрудники таможенных лабораторий при исполнительных органах государств – участников Конвенции о ГС. Подкомитет по научным вопросам по просьбе Комитета по ГС предоставляет необходимые консультации и разъяснения технических вопросов и собирается на заседания раз в год в штаб-квартире СТС (он же ВТамО).

Особое место занимает Секретариат Совета, а точнее, его отдел по номенклатуре и классификации. Этот отдел занимается координацией деятельности Комитета по ГС и двух вышеуказанных

Подкомитетов, а также готовит материалы для обсуждения на заседаниях этих органов СТС (он же ВТамО). Кроме того, отдел дает неофициальные разъяснения представителям таможенных органов различных стран по вопросам классификации товаров по ГС.