Но уже в следующем году Аттила возобновил нападение и направил свой натиск на Италию. Но дело не дошло до новой битвы. Римский папа Лев I убедил Аттилу не идти на Рим, и тот отказался от взятия Рима, удовольствовавшись получением богатых подарков и дани. В 453 г. Аттила умер еще в расцвете сил (56 лет), и все его царство распалось само собой. Сами гунны смешались с местным населением, и уже с VII века о них уже совсем перестают упоминать.
4. Окончательное падение Западной Римской империи. Казалось, что теперь, с исчезновением гуннской «державы», положение Римской империи должно было улучшиться. Но ее ресурсы уже были совершенно истощены. Когда внешняя опасность уменьшилась, со всей силой обострились ее внутренние противоречия. Усилившиеся после смерти Аттилы придворные интриги при императорском дворе (двор находился в г. Равенне) привели к гибели самого Аэция. Вслед за Аэцием, убитым по приказанию императора, был убит и сам Валентиниан III.
Воспользовавшись смертью императора и наставшими смутами в Италии, вандалы, имевшие уже у себя флот, под предводительством короля Гензериха, направились к Италии и в 455 году подвергли Рим страшному разгрому, после чего самое слово «вандализм» получило значение разрушения, варварства. Вандалы увезли в Африку вдову императора Валентиниана III с двумя дочерьми, многочисленные богатства и памятники древнего искусства. Громадное количество пленных было доставлено в Африку, где, согласно варварскому обычаю, последние были расселены так, что жены отделялись от мужей, а дети от родителей. За несчастных пленных вступился карфагенский епископ Деограций, который выкупал людей из неволи, возвращал мужьям жен, родителям детей, ухаживал за больными и приводил к ним врачей.
После ухода вандалов, в Италии стали хозяйничать вожди различных германских дружин, которые по своему желанию возводили и низводили императоров в Риме. Один из них, по имени Одоакр (вождь небольшого германского племени скиров), в 476 году низложил последнего римского императора малолетнего Ромула Августула и отослал знаки императорского достоинства – пурпурный плащ и диадему к восточному императору в Константинополь. Он наделил своих сторонников землями, конфисковав их около одной трети у италийской знати. Но во внутреннее управление местного итало-римского населения он не вмешивался. Таким образом, теперь уже на территории самой Италии образовалось еще одно варварское государство (государство Одоакра). Так Западная Римская империя и формально прекратила свое существование.
Из сочинения византийский историка Зосимы «Новая история» о осаде Аларихом Рима и переговорах о выкупе
В Риме решают отправить к врагу посольство, которое довело бы до его сведения, что осажденные согласны на мир, но только на сносных условиях… Когда послы прибыли к Алариху, они были смущены тем неведением, в каком столь долго оставался римский народ, и вместе с тем изложили порученное им сенатом дело. Аларих их выслушал, отнесясь с особенным вниманием к сообщению, что римский народ, нося оружие, готов к бою. «Густую траву, – сказал на это Аларих, – легче косить, чем редкую». Произнеся эти слова, Аларих разразился громким смехом по адресу послов. Когда же дело дошло до переговоров о мире, Аларих прибегнул к словам, превосходящим всякую меру варварской заносчивости. Он сказал, что снимет осаду не иначе и не раньше, пока не заберет себе все имеющееся в городе Риме золото и серебро, а кроме того, и всю домашнюю утварь, которую он нашел бы в городе, и, кроме того, рабов из варваров.
Когда он это сказал, один из послов заметил, что если бы Аларих все это отобрал, что же он, в конце концов, оставил бы тем, которые живут в городе Риме? «Жизнь», – ответил Аларих. Получив такой ответ, послы просят, чтобы им было разрешено посоветоваться с осажденными относительно того, что же делать. Добившись перемирия, послы доводят до всеобщего сведения сказанное Аларихом.
Снова шлют к нему послов, и Аларих после весьма длительных разговоров с той и другой стороны согласился на уплату городом Римом 5000 фунтов золота, 30 000 фунтов серебра, 400 тысяч шелковых рубашек, 3000 окрашенных в пурпур овечьих шкур, 3000 фунтов перцу. Так как в городской казне совершенно не было денег, оказалось настоятельно необходимым, чтобы сенаторы, в зависимости от размеров своих имуществ, внесли ему выкупную сумму по разверстке. И хотя Палладию было поручено разверстать взносы по имущественному состоянию каждого сенатора, он не смог целиком собрать всю сумму или потому, что владельцы скрыли некоторую часть, или же потому, что город Рим вследствие непрерывных и корыстолюбивых поборов был доведен до бедности.
…Римляне не только лишили изображения богов их убранства, но и расплавили некоторые золотые и серебряные статуи богов, в числе которых была статуя силы, называемая римлянами «Виртус» (что в переводе с латинского означает «мужество». «сила»). По уничтожении ее, разумеется, исчезли и вся та сила и мужество, которые еще оставались у римлян; с тех пор сбылось то, что предсказывали люди, опытные в религиозных делах и дедовских обычаях.
Когда таким образом были собраны деньги на выкуп, нашли уместным отправить посольство к императору (Гонорию), которое посовещалось бы с ним о будущем мире и уведомило бы его, что Аларих хочет получить не только деньги, но и сыновей римской знати в качестве заложников и на этих условиях готов заключить не только мир, но и военный союз с императором и выступить вместе с римлянами в поход против всякого, кто захотел бы проявить по отношению к ним враждебные намерения. Так как государь считал, что мир следует заключить на таких условиях, то варварам были отсчитаны выкупные деньги. А Аларих разрешил горожанам Рима в течение трех дней посещать рынок за стенами города, для чего предоставил им свободу выхода через определенные ворота, также предоставил им возможность подвоза хлеба из гавани.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Этнография – наука, изучающая жизнь реликтовых (первобытных) племен.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги