Книга История средних веков - читать онлайн бесплатно, автор Игорь Аркадьевич Родинков
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
История средних веков
История средних веков
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

История средних веков

Игорь Родинков

История средних веков

Введение

1. Что изучает история средних веков. В XIX веке в России и на Западе историю средних веков принято было начинать с середины V века (с Падения Западной Римской империи в 476 г.), а заканчивать концом XV века (до начала эпохи Великих географических открытий). В XX веке в нашей стране историю средних веков продлили еще на два с половиной столетия (до середины XVII века, т.е. до начала Английской буржуазной революции). Автор данного учебника считает, что историю средних веков надо исчислять с Рождества Христова, ибо это событие стало важнейшей вехой в истории человечества (ведь именно с этого события началось новое летоисчисление в истории большинства народов мира). Закончить изучение истории средних веков целесообразно окончанием XV столетия, потому что с XVI века, с эпохи Великих географических открытий начался новый этап в истории человечества, связанный с развитием капиталистических отношений и изменением мировоззрения у народов мира. Это новый период всемирной истории получил название – новое время. Следовательно, история средних веков охватывает полтора тысячелетия с I по XV век от Рождества Христова.

Во все времена в любой стране люди верили, трудились, развлекались, растили детей. Они страдали или радовались, мечтали о счастье для себя и своих потомков, а порой боролись за лучшую жизнь. Изучение истории поможет представить, как жили наши предки в прошедшие столетия.

Рассказ о прошлом вызывает желание понять, почему происходили те или иные исторические события и какие они имели последствия. В общем ходе истории можно обнаружить определенную неизбежность, но часто вмешивается случай, и потому история всегда удивительна, таинственна и увлекательна.

Отчего зависит ход исторического развития? Одни ученые считают, что исторический прогресс – это результат какого-то неизбежного закономерного развития, другие, что история зависит от желания и поступков выдающихся личностей. Религия говорит о том, что Творцом человеческой истории является Бог, который имеет план жизни людей и определяет направление человеческого развития, открывая его через своих пророков. Такая забота Бога о мире называется "Промыслом Божиим", который осуществляется через свободу выбора людей.

2. По каким источникам ученые изучают историю средних веков. Историю средних веков, как и всю всемирную историю, ученые изучают по вещественным и письменным источникам, которых сохранилось много, потому что история средних веков ближе к нашему времени, чем история древнего мира. В старинных городах можно видеть целые кварталы, застроенные домами средневековых ремесленников и купцов, крепостные стены и домики, величественные храмы. Археология – наука, занимающаяся находками в земле вещественных памятников, в истории средних веков играет меньшую роль, чем в истории древнего мира, но и она используется учеными на местах сражений или поселений людей. Вещественные памятники средневековья хранятся во многих музеях мира, где можно увидеть орудия труда, которыми в средние века работали крестьяне и ремесленники, оружие, монеты, мебель, посуду. Однако одни вещественные исторические источники не могут дать полного представления о жизни людей в средние века. Для этого нужны письменные источники. Сейчас ученые располагают многочисленными письменными историческими источниками того времени, сохраняемых в хранилищах документов – архивах. Люди дарили, завещали, покупали землю или ценные вещи и оформляли это соответствующими документами. К таким же деловым документам относится описание владений, отчеты управляющих имений. Особую группу документов составляют записи законов и указов правителей, решение судов.

От средних веков сохранилось много исторических сочинений, или хроник (на Руси они назывались летописи). В них события располагались в той же последовательности, что и происходили. Создавались исторические сочинения, авторы которых не только описывали, но пытались сгруппировать и объяснить события. От средних веков до нас дошло немало произведений художественной литературы и сочинений ученых. До изобретения книгопечатания в середине XV века все документы были рукописными.

Многое могут рассказать о жизни людей произведения искусства: рисунки в книгах и на коврах, картины и статуи в храмах. В песнях, в сказках, легендах люди выражали свои представления о мире. Даже архитектурные сооружения открывают пытливому взору ученых мысли и чувства средневекового человека.

Ученые собирают сведения о жизни людей из многих источников, сопоставляют, выясняют, насколько правдиво там отражена жизнь определенного времени, а затем делают выводы, дают объяснения отдельным событиям и целым периодам истории.

Вопросы и задания

1.Определите хронологически место истории средних веков во всемирной истории. С какого события началась история средних веков?

2. Раньше была другая периодизация истории средних веков. Оправдана ли новая периодизация, предложенная автором данного учебника? Чем она аргументируется?

3. По каким источникам ученые изучают историю средних веков? Играет ли наука этнография1 большую роль в изучении истории средних веков?

5. К каким источникам чаще всего обращаются ученые, если изучают войну или восстание? Какие источники они могут использовать, когда изучают хозяйство или положение различных слоев населения?

Раздел I. Возникновение и развитие христианства. История Римской империи

Глава I. Возникновение христианства

§ 1. Ожидание Мессии. Рождество Христово

1. Всеобщее ожидание Мессии. У иудеев и языческих народов, живших под римским владычеством, во время правления первого римского императора Октивиана Августа особенно развилась идея о скором пришествии в мир Спасителя (Мессии). Мессия (Помазанник) по-гречески переводится как «Христос».

Римляне и другие языческие народы верили, что на Востоке скоро появится могущественный царь, который покорит весь мир.

Иудеи считали, что от Бога должен явиться великий пророк, который освободит еврейский народ от римского владычества и станет их земным царем. Он возвеличит свой народ, и ему покорятся все остальные народы мира.

О пришествии Спасителя говорили и ветхозаветные пророки, но они по-другому объясняли цель его пришествия. Пророк Даниил за 490 лет до Рождества Христова предсказал, что во времена четвертого великого царства (Римского) явится великий пророк и спасет Израиль и весь мир. Даниил предсказал Его спасительную смерть, а затем разрушение Иерусалима и храма.

Пророк Исаия за 600 лет до Рождества Христова говорил о главной цели пришествия Мессии: отвратить человечество от греха, обратить его к Богу и спасти всех людей, приняв самому смерть за их грехи.

2. Предпосылки возникновения христианства. Христос должен был тогда прийти на землю, когда «исполнилось время», т.е. когда созрели предпосылки для возникновения христианства. «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего», – писал апостол Павел в своем Послании к Галатам. (Гал., гл 4, ст. 4). Условия для пришествия Спасителя создавали не только иудеи (евреи), но также римляне и греки.

Римляне внесли политический вклад в распространении христианства. Единые территория, закон, управление, денежная система, сеть дорожных сообщений – все это способствовало быстрому распространению благой вести о пришествии в мир Спасителя в границах обширной Римской империи. Кроме того, терпимое отношение римлян к другим верованиям многих из них делало христианами.

Греки внесли культурный вклад в принятие христианства. Во-первых, языком международного общения стал греческий разговорный язык, называемый «койне» – «общий язык». Он значительно отличался от классического греческого языка, на нем первые христиане общались с людьми античного мира. На этот язык был совершен первый перевод Ветхого Завета (Септуагинта). Во-вторых, греки создали философию, которая разрушала старые природные верования и формировала у людей надязыческое мышление. Греческая философия, занимаясь поисками истинного Бога, так никогда и не смогла открыть Его как личность, как Бога любви, Бога Спасителя.

Иудеи внесли религиозный вклад в пришествие Иисуса Христа. У греков и римлян была утеряна вера в старых богов, их языческие религии не обладали полнотой познания о Боге. Философия не могла дать человеку уверенности в жизни и объяснить простому человеку, в чем смысл его существования. Вместе с падением религии в греко-римском мире пала и нравственность. При отсутствии веры в Бога, не было никаких основ для нравственности. Рим и провинции захлестнули волна роскоши, наслаждения и жестокости, человеческая жизнь не имела никакой цены.

В то время ни у одного народа мира не было истинного богопознания, кроме еврейского народа. Евреи сохранили веру в единого Бога и самую чистую из существовавших тогда нравственных систем. Десять заповедей, данных Богом Моисею на Синайской горе, и сейчас составляют основу мировой этики. Поэтому Христос родился и проповедовал именно в Палестине. Не раз Он говорил, что пришел спасти «овец дома Авраамова».

3. Палестина накануне Рождества Христова. Страна, где родился и жил Иисус Христос, называлась Палестина. Это была узкая полоска земли (около трехсот километров в длину и около ста километров в ширину), расположенная вдоль восточного берега Средиземного моря. В 63 году до Рождества Христова Палестину завоевали римляне и превратили ее в римскую провинцию. Они поставили здесь своего правителя, который назывался прокуратором, и разместили свои войска. Все жители Палестины обязаны были платить налоги в пользу римского императора (кесаря).

На севере Палестины по склонам Ливанских гор лежала Галилея. Живописные холмы, зеленые пастбища, бесчисленные сады и Галилейское озеро делали Галилею самой красивой частью Палестины. Берега озера были покрыты богатой растительностью: росли пальмы, виноградные лозы, миндальные деревья, цветущие олеандры. Здесь расположились небольшие, но красивые города: Капернаум, Тивериада, Кана, Назарет и др. Жители их, потомки некогда славного израильского царства, были трудолюбивы и вели простую жизнь. Главным их занятием было рыболовство.

К югу от Галилеи лежала Самария. Жители Самарии (самаряне) это переселенные еще ассирийскими царями язычники из завоеванных стран и оставшиеся израильтяне. Самаряне верили в единого Бога и ожидали пришествие Мессии. В Библии они признавали только Пятикнижие Моисея. Самаряне и иудеи постоянно враждовали, поэтому самаряне не ходили в Иерусалимский храм, а построили храм на горе Гаризин.

Самая большая часть Палестины, к югу от Самарии называлась Иудеей. Западная ее часть представляла равнину, изрезанную мелкими потоками, впадающими в Средиземное море, которая постепенно поднималась к востоку и кончалась Иудейскими горами: с древнейших времен славившиеся своим плодородием. Склоны гор были покрыты рощами оливковых деревьев. На востоке Иудейские горы ограничивала долина реки Иордан – главной реки Палестины. Среди гор возвышался величественный город Иерусалим, столица Иудеи и главный город Палестины.

Римляне, завоевав Иудею, оставили иудеям их царя, не тронули они и Синедрион, т.е. совет из первосвященников и старейшин иудейского народа. Власть царя и Синедриона во многом была ограничена римской властью, например, никого не могли предать смертной казни без разрешения римского прокуратора.

Жителей Палестины, исповедовавшие древнюю еврейскую веру, назывались иудеями или евреями. В Палестине их было большинство, примерно 1 млн. человек. К Рождеству Христову вне Палестины жило еще около 3 млн. иудеев. Они жили в Вавилоне и других в пределах Римской империи. Особенно много было евреев в Александрии Египетской, были они даже в Риме.

Все иудеи тяготились властью римлян, поэтому ожидали своего освобождения, которое связывали с появлением великого пророка, нового царя Иудейского.

В самой Палестине среди иудеев ожидание Спасителя было особенно напряженным. Все чувствовали, что пришло время исполнения пророчества и спасения Израиля.

Не все евреи одинаково понимали учение о Спасителе и другие положения религии, данной Богом через Моисея и пророков. Накануне Рождества Христова еврейское общество разделилось на несколько религиозных партий в понимании своей религии.

Самой распространенной религиозной организацией была община фарисеев, что значит избранных, «отделенных». Они поставили себе целью восстановить в целостности в еврейском обществе Закон Моисея и все устные предания. Многие из фарисеев стали толкователями Закона и народными учителями-раввинами. Их ревность к Закону, вначале почтенная, вскоре приобрела внешние, второстепенные черты, они налагали на себя добровольные посты, часто молились, часто совершали омовение, иногда придумывали новые предписания Закона. За внешней святостью, они иногда не замечали основного, чего Бог хотел от людей.

Противоположность фарисеем составляли саддукеи. Это были знатные и богатые люди, увлекающиеся греческой философией. В Библии они признавали лишь Пятикнижие, а на писания пророков смотрели как на второстепенные. Саддукеи не доверяли предсказаниям о Мессии, отрицали бессмертие души и воскресение мертвых. Сравнительно с фарисеями саддукеи были малочисленны.

На берегу Мертвого моря, в Кумране, отдельными колониями жили так называемые ессеи или «сыны света». В их общине насчитывалось до 4 тыс. человек. Это были разочарованные и уставшие от жизни люди, которые особенно ожидали пришествие Мессии, в отличие от фарисеев, они обращали внимание на внутреннюю сторону религии, на свое духовное состояние.

Последние годы перед Рождеством Христовым в Палестине и во всем римском языческом мире ожидание Мессии сделалось всеобщим.

4. Рождество Христово. В дни царствования над Иудеей Ирода Великого, при римском императоре Октавиане Августе совершилось великое чудо – Рождество Спасителя.

Жизнь и учение Иисуса Христа описывается в Евангелии, что в переводе означает «благая весть». Правильными (каноническими) признаны четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна). Все Евангелия содержат одно учение и вместе с другими книгами Библии называются Священным Писанием. Помимо письменных свидетельств сохранились и устные рассказы о жизни и учении Иисуса Христа, о тех событиях, которые произошли до Его Рождества и после Его Воскресения и Вознесения. Эти устные рассказы передавались из поколения в поколение и получили название Священного Предания. Священное Писание и Священное Предание дополняют друг и составляют одно неразрывное целое.

Ветхозаветные пророк Исайя за 600 лет до Рождества Христова предсказал рождение Иисуса от Девы: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14) (Еммануил с древнееврейского переводить, как «с нами Бог»).

Как известно земной матерью Иисуса Христа была Дева Мария. Священное Предание сохранило рассказ о Рождестве и Введении во храм Пресвятой Девы Марии.

В Галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с женою Анной из священнического рода. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и людям. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели. Это очень огорчало их, но несмотря на свою старость, они не переставали просить у Бога, чтобы Он послал им дитя и дали обет (обещание) – если у них родиться младенец, посвятить его на служение Богу. За терпение, великую любовь к Богу и друг к другу, Господь послал Иоакиму и Анне великую радость. В конце их жизни у них родилась дочь. По указанию Ангела Божия ей было дано имя Мария, что значит по-еврейски «Госпожа, Надежда».

Когда Марии исполнилось три года, родителя исполнили свое обещание – посвятить ее Богу. Собрали родственников и знакомых, одели Марию в лучшие одежды и с пением священных песен, с зажженными свечами в руках отвели Ее в храм в городе Иерусалиме. Здесь Марию встретил первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница с пятнадцатью большими ступеньками. Малютка Мария, казалось не могла Сама подняться по этой лестнице. Но едва поставили Ее на первую ступень, подкрепляемая силою Божией, Она быстро взошла наверх лестницы. Затем первосвященник, по внушению Божию, ввел ее в самое святое место в храме, которое называлась «Святое святых». Видя все это, бывшие в храме удивлялись и думали: «верно не простым человеком будет эта Дева».

При храме Божием Мария прожила около одиннадцати лет, обучаясь Закону Божиему и рукоделию. Она много молилась, читала Священное Писание и строго соблюдала пост. Когда Марии исполнилось четырнадцать лет, то по закону Ей уже нельзя было дольше оставаться при храме. Нужно было или возвращаться к родителям, или выходить замуж. Родители Ее уже умерли к этому времени, замуж Мария идти отказалась – решив остаться навсегда Девою. Тогда священники, по внушению Божию, обручили (отдали на попечение) дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, который жил в городе Назарете. Он также происходил из царского рода Давидова, был плотником и жил небогато.

В связи с этими событиями Церковь празднует два великих праздника: Рождество Богородицы (21 сентября) и Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря).

О Рождестве Иисуса Христа можно подробно прочитать в Евангелиях от Матвея (1-я и 2-я глава) и от Луки (1-я и 2-я глава).

В начале в Евангелии говорится о рождении Иоанна Крестителя или Предтечи, то есть Предшественника Спасителя, который будет великим пророком. Он возвестит людям о скором явлении Христа и будет готовить их к принятию Христа Спасителя. Иоанн Предтеча родился на полгода раньше Иисуса Христа от благочестивых родителей священника Захария и его жены Елисаветы, которая была родственницей Девы Марии. До своего возмужания и начала служения он жил в пустыне и, по преданию, воспитывался в общине ессеев.

За три месяца до рождения Иоанна Крестителя (Предтеча) явился от Бога Архангел Гавриил и сообщил Деве Марии радостную благую весть. Он сказал Ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою: благословенна ты между женами». Мария, увидав Его, смутилась. Но Ангел сказал Ей: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Господа. И вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, назовется Сыном Всевышнего, и царству Его не будет конца».

Мария в недоумении спросила Ангела: «Как это будет, когда Я мужа не знаю?» Ангел сказал Ей в ответ, что все это совершится силою всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».

Тогда Мария со смирением сказала: «Я раба Господня; да будет мне по слову Твоему. И Архангел Гавриил отошел от нее» (Лк. 1:26-35).

В честь этого события церковь празднует день Благовещения Пресвятой Девы Марии, который празднуется в начале весны (7 апреля). Слово «благовещение» означает: добрая, радостная весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти.

У Господа не остается бессильным никакое слово, Мария вскоре родила Младенца Иисуса.

Когда Марии пришло время родить, она с Иосифом отправилась из Назарета в город Вифлием, потому что римский император Август повелел сделать перепись населения по всей Римской империи. Каждый должен быть идти в тот город, откуда был родом. Пройдя двести километров из Галилеи в Иудею, они пришли в Вифлеем, но мест в гостинице не оказалось, и тогда им пришлось поселится в пещере (вертепе) за городом, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду.

В пещере Мария родила Младенца, своего Первенца, Сына, спеленала Его и положила в ясли – место, куда кладут корм для скота.

В то время вокруг города Вифлеема находились пастбища: Вифлеемским пастухам выпала честь первыми узнать о рождении Божественного Младенца. Ночью им явился Ангел и сказал: «Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: Ныне родился в городе Давидовом (то есть в Вифлееме) Спаситель, который есть Христос Господь».

Как только ангел сказал это пастухам, внезапно явилось множество других ангелов. Они славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение».

После этого пастухи пришли в пещеру, где находилась Мария, Иосиф и Младенец, лежащий в яслях. Они поклонились Младенцу и рассказали о том, что видели и слышали от ангелов.

На восьмой день после рождения Спасителя Мария с Иосифом, согласно закону, дали Ему имя Иисус, которое указано было Господом через Ангела.

На сороковой день, по тому же закону Моисея, принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы представить перед Господом. В то время первосвященником в Иерусалимском храме служил старец, по имени Симеон. Это был праведный и благочестивый человек. Господь сказал ему, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. Он сразу узнал в Младенце Иисусе обещанного Мессию, совершив над ним законный обряд, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, но слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое».

Встреча старца Симеона с Иисусом в Иерусалимском храме отмечается, как праздник Сретения (сретение значит встреча), день встречи Ветхого Завета с Новым Заветом, он отмечается 15 февраля.

Когда Иисус и его родители оставались в Вифлееме, в Иерусалиме к царю Ироду пришли три волхва (мудреца) с востока (из Персии или Вавилона) и спросили: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклонится Ему».

В то время мудрецы занимались наблюдением за звездами и верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Зная пророчества о Миссии – Великом Царе Израильском, который покорит весь мир, они пришли поклониться ему.

Царь Ирод встревожился, боясь, что новорожденный Царь отнимет у него власть над Иудеей.

Выведав у своих священников, что по пророчествам, Царь Иудейский должен родиться в Вифлееме, Ирод задумал убить Иисуса. Чтобы точно узнать о Его месте пребывания, он притворно просил волхвов вернуться и известить его о местонахождении Младенца.

Волхвы, ведомые Вифлеемской звездой, точно пришли к тому месту, где Мария с Иисусом жили в городе. Войдя в дом, они поклонились Ему и поднесли дары (подарки): золото, как царю, ладан (пахучая трава), как священнику и смирну (драгоценное, благовонное масло), как человеку, который должен умереть (умерших тогда натирали благовонными маслами).

После этого волхвы хотели возвратиться в Иерусалим к Ироду, но, получив от Бога во сне повеление, пошли другой дорогой в свою землю.

Когда Ирод узнал, что волхвы не вернулись, он приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев от двух лет и моложе, надеясь, что в числе этих младенцев будет убит и Христос. Воины выполнили его жестокий приказ, умертвив до 14 тысяч младенцев. Но Иисуса в то время уже не было в Вифлееме, предупрежденный Ангелом, Иосиф увел Иисуса и Марию в Египет. Когда он узнал, что вскоре царь Ирод умер от ужасной болезни (тело его заживо сгнило, съеденное червями), Иосиф со своим семейством вернулся в Палестину, в свой родной город Назарет и остался жить с младенцем Иисусом и матерью Его. Как писалось в Евангелии от Луки: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия были на нем» (Лк. 2; 40).

Праздник Рождества Христова является вторым по значению после Пасхи, он празднуется 25 декабря по старому стилю и 7 января по новому стилю.

Как Церковь начала праздновать Рождество Христово

Рождество Христово христианская Церковь начала праздновать с конца II века. День и месяц рождения Спасителя в Евангелиях не указаны, поэтому в поисках праздничной даты церковь сначала выбрала 6 января. На это число выпадал праздник Эпифании (Богоявления), который торжественно справлялся в Египте и других странах. Ритуалы Эпифании были посвящены ожиданию божественного избавителя.

Уже с середины IV века предпочтение в праздновании Рождества Христова было отдано 25 декабря, когда народы Римской империи праздновали «рождение непобедимого Солнца». В этот день дневное светило поднималось на один градус над точкой зимнего солнцестояния, и люди славили божественный Свет, грядущий в мир. 25 декабря для Церкви превратилось в прославление родившегося на земле Христа. Январский праздник не был, отменен, его отождествили с днем Крещения Господня.

Рождество Христово, как и другие христианские праздники, до XVII века все христианские Церкви праздновали в один день по юлианскому календарю, но после реформы папы Григория XIII в 1582 году западная или католическая Церковь перешла на новый стиль (григорианский календарь). Разница во времени произошла из-за нехватки каждый год 1 мин. и 14 секунд согласно годовому циклу вращения Земли вокруг Солнца. Восточная (или православная Церковь) продолжала жить по старому стилю или юлианскому календарю. В начале XX века разница составляла 13 дней.