Книга Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями - читать онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями
Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями

В этот же период были проведены углубленные клинические и психолого-педагогические исследования лиц с бисенсорными нарушениями, а также с «тройным дефектом» (М.С. Певзнер, Г.П. Бертынь, Т.А. Басилова, Р.А. Мареева; А.А. Катаева, Е.Л. Гончарова; В.Н. Чулков, М.В. Жигорева). В процессе изучения детей были выявлены различные сочетания нарушений слуха, зрения, интеллекта, двигательной сферы, речи. На основе проведенных клинико-психолого-педагогических исследований был сделан принципиально важный вывод о том, что в случаях сложных нарушений отдельные дефекты сохраняют свои особенности, но при этом возникает качественно новый вариант развития ребенка.

Результатом психолого-педагогических исследований на этом этапе явилось создание специальных классов для глухих и слабослышащих с задержкой психического развития и умственной отсталостью, умственно отсталых слепых и слабовидящих, умственно отсталых детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствующем типе школ. Для детей с комплексными нарушениями, которые вследствие объективных причин не могли посещать специальную школу (тяжелые двигательные нарушения, текущие психические заболевания), организуется надомное обучение, что диктовалось задачами всеобуча детского населения. В этот период в специальных дошкольных учреждениях начинают организовываться группы для детей со сложными нарушениями (со сложным дефектом), однако отсутствие программно-методического обеспечения, недостаточная подготовленность психологов и педагогов к работе с данной группой детей сдерживали открытие таких групп. В большинстве случаев дети с сочетанными нарушениями находились в обычных группах специальных дошкольных учреждений, где работа с ними проводилась чаще всего без учета проблем в их развитии, обусловленных сочетанием нескольких первичных нарушений. Классы и группы для детей со сложными нарушениями в специальных школах и дошкольных учреждениях как форма коррекционной помощи детям с комплексными нарушениями существуют достаточно длительное время и являются традиционными. Для некоторых групп детей дошкольного возраста со сложными нарушениями, например: для слепоглухих дошкольников, слабослышащих детей с ЗПР, – разработаны специальные программы и методическое обеспечение обучения.

Некоторые группы детей со сложными и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста долгое время не получали совсем или получали очень ограниченную помощь в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. Длительное время система дошкольного образования была закрытой для детей с тяжелыми множественными нарушениями, они в силу тяжести нарушений, значительного отставания в психофизическом развитии оказывались вне доступа в дошкольные учреждения, состав воспитанников которых регламентировался рамками одной категории детей с определенными нарушениями в развитии.

На современном этапе развития образования наряду с традиционными возникают новые формы дошкольного воспитания и обучения детей с комплексными нарушениями, появление которых обусловлено изменившимися социально-экономическими условиями, большей открытость общества, изменением позиции родителей. В настоящее время психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями оказывается в службе ранней помощи, лекотеках, реабилитационных и коррекционных центрах, группах кратковременного пребывания.

Однако разработка специальных методов и содержания психолого-педагогической помощи сдерживается недостаточной изученностью, отсутствием научных данных о своеобразии развития некоторых групп детей. К ним относятся дошкольники с сенсорными нарушениями с расстройствами аутистического спектра, дети раннего и дошкольного возраста с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, имеющие нарушения слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата.

Несмотря на появление новых форм помощи, увеличивающееся количество учреждений, в которых оказывается коррекционная помощь детям с комплексными нарушениями, количество их в различных регионах России недостаточно, а эффективность их деятельности сдерживается трудностями организации предметно-развивающей среды, недостаточностью программно-методического обеспечения, отсутствием специальных дидактических материалов. Значимой проблемой в организации и осуществлении помощи данной категории детей является нехватка специалистов, подготовленных к работе с детьми с комплексными нарушениями.

Вопросы и задания

1. Как развивалась организация помощи лицам с комплексными нарушениями в XIX веке?

2. Пользуясь периодизацией этапов развития системы специального образования Н.Н. Малофеева, определите формы помощи детям с комплексными нарушениями во втором периоде.

3. Подготовьте презентацию на тему «История обучения слепоглухих детей», «Жизнь и научная деятельность А.И. Мещерякова», «Жизнь и научная деятельность И.А. Соколянского» (по материалам рубрики «Прошлое в лицах» портала ИКП РАО).

4. Известны ли вам истории достижения высокого образовательного уровня лицами с комплексными нарушениями? Каковы были условия их воспитания и обучения?

5. Пользуясь интернет-источниками, подберите материал о жизни Е. Келлер. Найдите описание деятельности ее учительницы А. Сулливан. Какими профессиональными навыками и личностными качествами она обладала, что помогло ей достичь успехов в воспитании и обучении слепоглухой воспитанницы?

6. Пользуясь интернет-источниками, назовите художественные произведения из области литературы, кино и театра о жизни людей с сочетанными нарушениями.

Литература

1. Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика: Воспитание, обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1983.

2. Басилова Т.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями // Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2013. – С. 262–275.

3. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей. – М.: Просвещение, 2008.

4. Бертынь Г.П. Этиологическая классификация слепоглухоты // Дефектология. – 1985. – № 5. – С. 14–20.

5. Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. – 1989. – № 3. – С. 3–10.

6. Ван Дайк Ян. Подход к обучению и диагностике детей с множественными сенсорными нарушениями // Дефектология. – 1990. – № 1. – С. 67–76.

7. Выготский Л.С. Предисловие к книге Е.К. Грачевой «Воспитание и обучение глубоко отсталого ребенка» // Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003.

8. Выготский Л.C. Собрание сочинений: в 6 тт. – М.: МГУ, 1982.

9. Головчиц Л.А. К проблеме терминологии: «сложные, множественные, комплексные…» нарушения развития // Дефектология. – 2011. – № 3. С. 3–12.

10. Головчиц Л.А. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с недостатками слуха, имеющих комплексные нарушения развития // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 27–33.

11. Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов, психологов, дефектологов / под ред. Л.М. Шипициной, Е.В. Михайловой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2012.

12. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006.

13. Катаева А.А. Басилова Т.А., Гончарова Е.Л. О некоторых аспектах изучения психического развития слепоглухих детей, потерявших слух и зрение на разных этапах онтогенеза // Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухонемых детей. – М.: Изд. АПН СССР, 1990. – С. 41–56.

14. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009.

15. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.

16. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.

17. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. // Дефектология. – 2010. – № 1. – С. 6–22.

18. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. – М.: Педагогика, 1974.

19. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – 2-е изд. – М.: БГПУ им. М. Танка, 2008.

20. Основы ортопедагогики / под ред. Э. Брукарта. – М., 1999.

21. Соколянский И.А. Обучение слепоглухонемых детей // Дефектология. – 1989. – № 3. – С. 37–43.

22. Чулков В.Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития // Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия. – 2000. – С. 332–340.

Интернет-ресурсы

1. Прошлое в лицах // Портал ИКП РАО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. ikprao.ru

2. American Annals of the Deaf [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gupress.gallaudet.edu/annals/

Раздел 2

Причины и диагностика комплексных нарушений

2.1. Причины комплексных нарушений

Знание и понимание причин комплексных нарушений может способствовать более точной психолого-педагогической диагностике, раннему коррекционному вмешательству в нарушенное развитие, оказанию адекватной помощи семье. Чаще всего комплексные нарушения в детском возрасте вызваны одной и той же причиной, одним заболеванием, поражающим и органы зрения, и слуха, и центральную нервную систему, а нередко и какие-либо внутренние органы. При этом у детей раннего возраста преобладает врожденная патология, в дошкольном и в школьном возрасте увеличивается доля приобретенных заболеваний и травм.

Большая часть сочетанных нарушений обусловлена генетической (наследственной) патологией – 85–88 %. На долю экзогенных, т. е. вызванных какими-либо внешними причинами (различные заболевания, травмы и т. п.), приходится около 10 %, и еще некоторая часть имеет мультифакторное происхождение, т. е. обусловлена сочетание генетических и внешних факторов (2–5 %). Например, мультифакторными формами обусловлена значительная часть случаев умственной отсталости с врожденной катарактой. Нельзя забывать и о том, что различные заболевания и травмы могут являться пусковым фактором для возникновения генетически обусловленных заболеваний. На практике процент диагностированных случаев наследственной патологии среди детей с комплексными нарушениями всегда меньше теоретически предполагаемого и составляет, по данным разных исследователей, от 3 до 35 % (А.Г. Московкина, 1986; И.Д. Лукашева, 1986; Г.П. Бертынь, 1990; Т.А. Басилова, Н.А. Александрова, 2006).

Трудности диагностирования генетической патологии связаны с тем, что:

– наследственные синдромы могут выявляться как в полной форме, так и в виде разных вариантов неполных синдромов (без одного, двух или трех основных симптомов);

– у некоторых носителей патологических генов может вообще не обнаружиться ни одного из признаков болезни;

– проявившиеся признаки нередко широко варьируют по степени выраженности;

– большинство генетически обусловленных нарушений составляют недифференцированные синдромы, т. е. случаи, которые не выделены в отдельную форму патологии и при которых не найдена форма генетической поломки.

Экзогенными причинами комплексных нарушений у детей являются внутриутробные инфекции, недоношенность и другая перинатальная патология, нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты), опухоли мозга, черепно-мозговые травмы. В части случаев причина остается неустановленной. Значительную часть среди детей с комплексными нарушениям составляют преждевременно родившиеся дети, но причину недоношенности не всегда удается выявить. Кроме различных заболеваний матери, позднего токсикоза беременности и других причин к невынашиванию могут приводить внутриутробные инфекции и генетические заболевания плода.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги