Энергия звука
Наш голос творит новую реальность
Андрей Данилов
Редактор Наталья Данилова
Дизайнер обложки Наталья Данилова
Фотограф Наталья Данилова
© Андрей Данилов, 2022
© Наталья Данилова, дизайн обложки, 2022
© Наталья Данилова, фотографии, 2022
ISBN 978-5-0056-4524-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Уважаемый читатель!
Книга, которую вы держите в руках, весьма необычна. В ней, пожалуй, впервые в истории вокального искусства, объемно и развернуто представлены практически все грани развития вокального мастерства и дана редкая и уникальная авторская методика, используя которую, вы сумеете не только научиться правильно и красиво петь, но и сделать свою собственную, неповторимую и головокружительную творческую карьеру.
Автор книги, певец и педагог Андрей Данилов, доходчиво и просто рассказывает о том, что такое звук, какова его природа, и как правильно и корректно настроенный голос может изменить поведение, характер и самую жизнь человека.
Согласно древним учениям, энергия звука лежит в начале возникновения Вселенной, в основе всего материального и духовного мира. Обучаясь искусству пения и умению правильно извлекать звук, человек воздействует не только на все свои внутренние органы. Он гармонизирует мир вокруг себя, создает в нем новое пространство, собственную звуковую Вселенную.
В книге живым и ярким языком описаны такие составляющие звуковой энергии, как эффект резонанса, дыхание, микст и эмоция.
В ней затронуты такие важные для начинающего певца вопросы, как работа в разных стилях и жанрах музыки, умение красиво и уверенно держаться на сцене, тонкости процесса записи голоса в студии, съемок на телевидении, умение правильно общаться с прессой.
Вокалисты и инструменталисты, следуя советам Андрея Данилова, найдут свой индивидуальный почерк, научатся быть уникальными, узнаваемыми артистами, а люди, далекие от эстрады, с помощью данного в конце книги тренинга смогут восстановить здоровье и избавиться от многих психологических проблем.
Энергия звука способна творить чудеса. Подчинив ее себе, человек обретает силу и власть над собой. Он становится уверенным и непреклонным в покорении новых вершин.
Этот небольшой по объему труд является своего рода энциклопедией вокального искусства. Я рад, что книга Андрея Данилова увидела свет! Дай бог здоровья ее автору и всем его верным ученикам и читателям!
Поэт, композитор и певец Юрий Зырянов
Предисловие
…Все началось в мае 2000 года со звонка моего приятеля – продюсера, которому предложили сделать новый проект. Он, как всегда, был краток и деловит: «Нужно научить парня петь за полгода. Голоса у него нет, сразу предупреждаю, петь, похоже, тоже не очень хочет. Под этот проект дают хорошие деньги и мне нужно, чтобы через полгода он запел. Думаю, и тебе это будет интересно». Мне это было интересно. Окончив консерваторию два года назад и, в общем-то, имея достаточно успешную карьеру, я истерически искал свой звук.
Впервые выйдя на сцену в десятилетнем возрасте, я был убежден в том, что меня ждет великое будущее. Петь на сцене я тогда еще боялся, а вот читать стихи мне казалось совсем простым делом. Особенный успех я имел, исполняя советский поэтический триллер о комиссаре, которого сожгли на костре белогвардейцы. Я очень темпераментно выкрикивал его своим дискантом, зрители так же темпераментно мне аплодировали, и я был счастлив. Пятнадцатилетним подростком я все-таки набрался наглости и спел на школьном вечере. Получилось не очень. Голос, дома за закрытыми дверьми звучавший мощно и свободно, почему-то ослабел и съежился, и единственное, на что его хватило – это еле слышно прошептать простенькую песенку о родительском доме. Но уже через несколько месяцев я так же браво и уверенно, как когда-то читал стихи, пел патриотические песни на всех торжественных вечерах в моем родном городе, постепенно становясь местной знаменитостью.
В музыкальное училище, а затем в консерваторию я поступил играючи, все еще сохраняя в себе детское убеждение в том, что пение – это простое и естественное дело, которому излишнее умничанье только вредит. Конечно, классика оказалась гораздо более сложным делом, чем эстрада, с ариями и романсами не пошутишь, но голоса хватало на все, да и времени, чтобы задумываться о каких-то нюансах профессии, у меня не было. Я увлеченно осваивал ремесло актера, играл в телевизионных спектаклях, исследовал устройство окружающего мира и писал об этом книги, занимался восточными единоборствами и йогой.
А пение… Чем больше я учился петь, тем меньше меня устраивало то, что я делаю. Специалисты хором говорили о моем красивом тембре и выдающейся музыкальности, но тут же сварливо указывали на то, что я недостаточно работаю и из-за этого у меня много вокальных проблем. Как работать?!!! Что еще я должен делать?!! Я усердно ходил на все уроки, прилежно опирал звук на диафрагму и направлял его в маску, но при этом мое пение нравилось мне все меньше и меньше. Мнение профессионалов уравновешивалось мнением публики, которая любила меня за темперамент и умение донести мысль композитора, но это меня уже не грело. Детское ощущение счастья от своего пения куда-то улетучилось, и я запаниковал.
Поездка в Москву, где, как я думал, я найду то, чего мне не хватает, ничего не дала. Конечно, в плане карьеры это был огромный рывок вперед – отрывок из моего музыкального фильма показало центральное телевидение, обо мне сделали передачу на «Радио России» и записи романсов в моем исполнении были потом в эфире еще лет пять. Я спел в двух грандиозных сборных концертах и приобрел некоторую известность в кругах московских меломанов, получил лестные отзывы о своем голосе от премьеров оперетты и театра имени К. С. Станиславского. Но, посещая занятия в консерватории и институте имени Гнесиных, я увидел, что учат здесь тому же, чему учили меня в моей консерватории. Какой-то внутренний импульс заставил меня развернуться и, прервав так замечательно начавшуюся карьеру в Москве, уехать на родину. Теперь-то я понимаю, что сумасшедший ритм московской жизни вряд ли бы дал мне возможность спокойно и неторопливо исследовать все нюансы пения, но тогда все это выглядело, по меньшей мере, нелогичным.
Я возвратился в родную Алма-Ату, которую к тому времени переименовали в Алматы, и опять остался наедине со своими проблемами. Педагог, у которого я учился все это время, эмигрировал в Канаду, и я перешел в класс знаменитого певца, объехавшего с гастролями весь мир и имевшего всесоюзную известность – Е. Б. Серкебаева. Мой новый учитель, которого коллеги постоянно упрекали за прохладное отношение к педагогической деятельности, вдруг начал рьяно заниматься со мной. Забавно было видеть вытянувшиеся лица консерваторской профессуры, которая теперь не имела повода отпускать замечания в адрес маэстро, являвшегося на все экзамены своих студентов, как солдат на утреннее построение.
Наконец-то я начал видеть свет в конце тоннеля! Очень умный и тонкий певец, прекрасно знавший возможности голоса и никогда не выходивший за рамки своей природы, Серкебаев учил меня петь так, как поет он сам. Великолепная карьера и феноменальное вокальное долголетие давало ему это право, и я точно следовал всем указаниям моего педагога. Голос стал меняться, окрепли верхние ноты, я с успехом пел в концертах и спектаклях оперной студии, но, тем не менее, я никак не мог избавиться от ощущения, что все это – не мое, и я по-прежнему очень далек от того, что считаю своим звуком.
Окончив консерваторию, я получил приглашения в несколько российских оперных театров и один казахстанский, но все-таки опять остался в Алматы, интуитивно чувствуя, что только здесь я смогу разрешить мучавшую меня проблему. Спустя какое-то время, как это часто бывает, «совершенно случайно», я зашел на чашку чая к своему старшему коллеге, певцу, много лет работавшему в Москве и в российской провинции. Теперь, выйдя на пенсию, он вернулся на родину. Я был рад такой оказии, поскольку о пении с ним можно было говорить сутками. Этот человек оказался для меня просто бесценной вокальной энциклопедией, хотя и довольно своеобразной. В этот вечер я услышал от него нечто, показавшееся мне настолько важным, что я немедленно начал заниматься у него.
Мой новый маэстро В. А. Дмитриенко был колоритнейшей фигурой! Обладатель баритоновых связок, он по своему темпераменту ну никак не мог влачить жалкое существование в границах тесситуры баритона, поэтому всю жизнь пел тенором. Большой карьеры мой учитель не сделал, так как живость характера и любовь к радостям жизни не позволяли ему долго сидеть на одном месте и кропотливо выстраивать свою сценическую судьбу. И вместе с тем, он был абсолютным фанатиком классического пения, увлеченно собиравшим записи певцов и не пропускавшим ни одной премьеры в местном оперном театре. Мне, как и следовало ожидать, было объявлено, что меня неправильно вели, и я, поступавший в училище басом, а в консерваторию баритоном, запел тенором. Этот эксперимент продолжался около года. Я достаточно легко держал теноровую тесситуру, оттачивал филирование звука и с большим удовольствием осваивал этот загадочный микст, о котором столько слышал, но которого никогда не ощущал. И в один прекрасный день, когда я посчитал, что все навыки, которые может дать мне пение тенором, я уже получил, я объявил своему учителю, что намерен опять петь баритоном. Маэстро жутко оскорбился. Он искренне считал, что любой певец в здравом уме и твердой памяти просто обязан петь тенором, но я упрямо стоял на своем, и мой педагог был вынужден смириться.
Здесь мне хотелось бы сделать небольшое отступление. Меня всегда коробят упреки певцов в адрес своих учителей. Можете мне поверить – ни один педагог, дорожащий своей репутацией, не будет злонамеренно портить голос своему ученику или утаивать от него какие-то секреты. У каждого певца свой путь, и получив базовые представления о звуке от своего учителя, певец может остаться в рамках этих представлений и петь с большим или меньшим успехом, а может и так приспособить вокальные аксиомы к своим природным данным, что станет Шаляпиным, Руффо, Смирновым или Дель Монако. И сейчас, объездив полмира с концертами, мастер-классами и тренингами, я с огромной благодарностью кланяюсь своим Учителям за то, что научили меня тому, что знали, и сделали это искренне и честно.
…Итак, я завершил свою краткую и во многом увлекательную экскурсию в область высоких нот и пылких страстей, и вернулся к привычному и родному для меня звуку баритона. Моя творческая жизнь к тому времени фонтанировала – я пел сольные концерты и участвовал в бесчисленном количестве так называемых «сборных солянок», регулярно появлялся на телеэкране, начал преподавать. Публика тепло принимала меня, а я все искал. Теперь уже специалисты говорили мне, что пора остановиться в этих поисках и просто петь, что мой перфекционизм граничит с манией, но я не мог успокоиться. Именно в этот момент и раздался звонок от моего друга-продюсера. Что заставило меня поставить на кон свою только еще зарождавшуюся репутацию педагога и принять это предложение? Наверное, судьба. Оглядываясь назад, я могу сказать, что, совершая поступки, мотивы которых я в тот момент не мог себе объяснить, в результате я всегда получал то, к чему стремился. Так случилось и в этот раз.
Прослушав мальчишку, я пришел в ужас. Воспитанный на стереотипе традиционной вокальной школы, согласно которому любой начинающий обучение пению человек обязан иметь хоть какой-то голос от природы, я впервые столкнулся с тем, что мне нужно подготовить не к пению на домашних посиделках, а к профессиональной карьере человека, не имевшего голоса вообще. Диапазон в квинту, в ноты не попадает, тембр тусклый и полное отсутствие темперамента. Не имея ни малейшего понятия, что я буду с ним делать и как, я начал занятия. Через полгода парень не запел. У него появился голос. Еще слабый и неказистый, но голос. А спустя два года после начала занятий мой ученик распевался на staccato до Fa третьей октавы и имел небольшой, но очень полетный и красивый голос, идеально подходивший для исполнения музыки барокко.
Именно этот момент и стал поворотным в моем отношении к звуку. Я больше не отказывал в занятиях людям, не имевшим певческого голоса от природы, и чем больше я занимался с такими людьми, тем больше убеждался в том, что голос, пригодный для профессионального пения, есть у любого человека! Как и почему так происходит? Знаний для того, чтобы ответить на этот вопрос, у меня не хватало, и я сел за книги. Парадокс, но ответы я получил не только у авторов, пишущих непосредственно о пении, но и в трудах, где о звуке не говорится ни слова. Прорабатывая книги, относящиеся к области физики, медицины, акустики, йоги, боевых искусств Востока и даже гидроэнергетики, перенося некоторые принципы этих наук в сферу вокала, я увидел, что звук – это самая мощная энергия, способная кардинально преобразить жизнь любого человека, и зона ее применения не ограничивается только пением. И скоро мне представился случай убедиться в этом на практике.
С просьбой о занятиях мне позвонила молодая женщина, которую я по голосу принял за подростка. При первой встрече с ней меня поразило несоответствие мощи личности этого человека тому, как эта личность проявлялась внешне. Девушка, не имевшая ни влиятельных родственников, ни денег, только благодаря своим способностям получила образование в двух элитных зарубежных университетах, владела четырьмя языками и руководила отделом в компании с многомиллиардным оборотом. И вместе с тем она была очень зажатым человеком, говорившим детским, неестественно высоким голосом. Занятия с ней шли очень трудно. Как и большинство «достигаторов» – людей, привыкших прилагать колоссальные усилия для достижения цели, моя ученица стремилась загнать свой голос в рамки собственных представлений о том, каким должен быть ее звук.
Довольно скоро выяснилось, что по своей вокальной природе она – меццо-сопрано. Моя ученица запела и заговорила роскошным бархатным голосом, постепенно перестала давить на звук и спустя какое-то время я поймал себя на мысли, что вижу перед собой потрясающе красивую женщину, элегантную, уверенную в себе, сохранившую трогательную детскую непосредственность, которая уже не производит впечатление инфантильности. Ее карьера стремительно пошла вверх, сейчас за ней ходят толпы воздыхателей и, что самое важное, все это произошло без каких бы то ни было усилий с ее стороны. Явились ли эти метаморфозы следствием ее занятий пением, или все-таки это простое совпадение? Ведь никакими техниками личностного роста я с ней не занимался, просто учил петь и все!
Я начал исследовать этот вопрос, отслеживая все изменения структуры личности моих учеников, и увидел, что никакой случайности здесь нет. Когда человек улавливает уникальные, присущие только ему частоты своего тембра и начинает использовать их и в пении, и в разговорной речи, его жизнь трансформируется, причем всегда в лучшую сторону. И в этом нет никакой мистики. Все изменения базируются на простых и естественных законах физиологии, сравнительно недавно открытых учеными и подтвержденных многочисленными экспериментами, о чем я расскажу в первой главе.
Эта книга – не рассказ об успехах моих учеников или о том, как я наконец-то нашел свой звук. И даже не о том, как научиться петь, хотя процентов восемьдесят изложенного здесь материала посвящено мельчайшим подробностям техники звукоизвлечения, выработке артистической энергетики и даже таким нюансам нашей профессии, как современные технологии создания из певца бренда, работа с концертмейстером, звукорежиссером. Эта книга посвящена великому чуду звука, с которым я соприкасаюсь каждый раз, когда выхожу на сцену или начинаю урок.
Глава 1 Звук. Просто звук?
….Но среди различных искусств музыкальное искусство считается особо божественным, потому что оно является в миниатюре точной копией закона, действующего во всей Вселенной.
Хазрат Инайят ХанИтак, что же такое звук? Для большинства людей это эфемерная субстанция, с помощью которой они общаются друг с другом и заполняют свой досуг. Для некоторых, особо дотошных, звук – это «физическое явление, вызванное распространением волн в твердой, жидкой или газообразной среде…”. Я предлагаю посмотреть на звук с несколько иных позиций.
Многие мыслители и ученые всех времен, от древности до наших дней, в устройстве мироздания отводили звуку особое место. Легенды Египта, Греции, Индии, Тибета говорили о том, что боги сотворили наш мир при помощи звука, эта же мысль является основой философской концепции Пифагора, Кузанского, Гурджиева, Хазрат Инайят Хана и их последователей. Академическая наука для признания какого-либо явления научным фактом использует весьма четкие критерии: механизм этого явления должен быть детально описан и подтвержден серией экспериментов, которые можно повторить. Как вы сами понимаете, к музыке такой подход невозможен.
И музыкальное, и актерское творчество имеют свою технологию, свою механику, но эта механика целиком построена на образах, которые при повторном исполнении даже у одного и того же артиста дают разный результат. Конечно, есть и общие критерии звука, они остаются более-менее постоянными, но вот эмоциональная и энергетическая начинка всегда будет разной. Эффект непредсказуемости, магии, творящейся здесь и сейчас, всегда составляли суть искусства. Эту суть невозможно измерить и зафиксировать.
История изучения звука насчитывает несколько тысячелетий и таит в себе немало парадоксов. Пифагор, древнейший из известных нам «звуковедов», совершивший ряд гениальных открытий в этой области, был выдающимся знатоком мистерий Древнего Египта. Мудрецы этого времени считали музыку отражением божественной гармонии, говорили о ней как о самом мощном средстве воздействия на любое существо. Согласно легендам, Пифагор слышал звучание планет Солнечной системы, при помощи звука он общался с животными и мог излечивать любую болезнь. Главной чертой музыки древности была ее сакральность. Музыка была средством общения с богами и окружающим миром, универсальным магическим языком, объединяющим все сущее.
Дальнейшая история знаний о звуке очень грустна. В средние века благодаря церкви еще сохранялись отголоски трепетного и мистического отношения эллинов к тайне звука, но чем более утилитарным и потребительским становилось отношение к музыке, тем меньше чуда сохранялось в ней. Хочу подчеркнуть – все вышесказанное ни в коей мере не относится к людям, непосредственно творящим музыку – композиторам и исполнителям. Было бы безумием утверждать, что в творчестве Моцарта, Рахманинова, Фуртвенглера, Шаляпина или Гобби не содержится той «божьей искры», воплощающей сокровенную суть музыки. Я говорю сейчас именно о науке, изучающей все аспекты музыки. Постепенно и незаметно из поля ее зрения ушла магия искусства, и она стала специализироваться на изучении формы музыкальных произведений и технических деталях исполнения.
На Востоке дело обстояло намного благополучнее. Традиции обучения музыке в Индии и Тибете заключались не столько в передаче ученику технических приемов пения или игры на инструменте, а главным образом в обретении им способности улавливать гармонию окружающего мира и передавать ее слушателям при помощи звука. Исполнение было полностью интуитивным. Артист никогда не знал, что именно он будет играть и как. Он приходил в помещение, где собрались слушатели, и начинал настраивать свой инструмент в соответствии с душевным состоянием находящихся там людей. Настройка могла длиться несколько часов, потом начинался концерт-импровизация, завершающийся катарсисом для всех присутствующих. Исполнитель являлся своеобразным камертоном, настраивающим в определенном гармоническом порядке индивидуальные вибрации слушающих его людей и адаптирующим эти вибрации к пульсированию Космоса. Очень внимательно эти музыканты относились к исполнению музыки в разное время суток, и рага, написанная в ритме, характерном для вибраций вечера, никогда не игралась утром или днем, так как вызывала у слушателей физический дискомфорт.
А музыка, выражавшая духовную суть западной цивилизации, продолжала стагнировать. Чрезмерное увлечение техникой звукоизвлечения и оторванной от метафизической основы виртуозностью практически полностью иссушило бывшую когда-то полноводной реку творчества. И сейчас регулярно раздаются стоны о том, что, несмотря на огромную армию технически безупречных исполнителей, дефицитом стало наличие артистов, имеющих яркую индивидуальность. Самое смешное, что в основном эти сетования звучат именно из лагеря людей, загнавших музыку в это прокрустово ложе коммерциализации: боссов звукозаписывающих компаний, руководителей музыкальных фестивалей, симфонических оркестров и оперных театров. Ребят понять можно – им стало некого продавать. А поскольку среди генералов музыкальной индустрии очень мало людей, занимавшихся непосредственно творчеством, им очень сложно уразуметь, что потребитель во все времена покупал эмоции, материализованные в звуке, а не безупречно сыгранные или спетые си-бемоли и фа-диезы.
Время от времени случались загадочные и непостижимые на первый взгляд всплески интереса публики к некоторым классическим произведениям. В начале 90-х годов XX века лидерами продаж грамзаписей в мире совершенно неожиданно стали записи Третьей симфонии польского композитора Хенрика Миколая Гурецкого и григорианских хоралов в исполнении монахов-бенедиктианцев из монастыря Санто-Доминго де Силос. Сейчас уже сложно вспомнить атмосферу нервозности и беспокойства того времени, связанную с глобальными политическими потрясениями, но факт остается фактом – именно медитативная отрешенность этой музыки помогла разрядить энергию паники, владевшей людьми в тот период.
Звук в жизни человека был и будет всегда, и это касается не только непосредственно музыки. Вряд ли можно упрекнуть в излишней сентиментальности полководцев былых времен, которые вместо меча или винтовки давали в руки некоторых солдат барабан или трубу. Они прекрасно знали, что ритмичный бой барабанов во время атаки создаст такой психологический настрой, который многократно увеличит боеспособность солдат. Поединки мастеров всех стилей единоборств обязательно сопровождались звуками музыки. У славян использовалась гармонь, и традиционная пляска после вхождения в соответствующее психологическое состояние переходила в бой, который гармонист останавливал тем, что прекращал играть. Схватки бойцов национальных школ Африки, Азии и Латинской Америки проходили под аккомпанемент различных видов струнных инструментов и барабанов. А в Японии тщательно охраняется знание о киай-дзюцу – искусстве крика, мастера которого, не касаясь противника, а только издавая определенные звуки, могли вывести из строя любой орган или наоборот, остановить за несколько секунд текущую кровь. Мария Шарапова, издающая «сексуальные стоны» на корте в момент удара по мячу, или каратист, сопровождающий каждую затрещину криком «киа», давно уже стали объектом пародий, а между тем, эти люди интуитивно понимают, что любое действие, поддержанное звуком, многократно усиливает его энергетическую мощь. Эйнштейн, игравший на скрипке в то время, когда его изыскания заходили в тупик, бурлак, с песней тянущий по реке тяжелую лодку, или офисный клерк, едущий в караоке—клуб после тяжелого рабочего дня – все эти люди решали свои насущные проблемы при помощи музыки.
Какую же роль играет в нашей жизни звук, и можем ли мы без него обойтись? На первый взгляд ответ на этот вопрос очевиден. Мы можем позволить себе не петь, не слушать музыку. Отшельники, живущие в труднодоступных местах, не говорят годами, и ничего с ними, казалось бы, не происходит. Все это так, однако, когда человека помещали в абсолютную тишину, уже через 15 минут он испытывал сильнейший стресс, а через несколько часов у него начинались галлюцинации.
Я убежден в том, что взаимный обмен звуковой энергией с окружающей средой для любого живого существа является такой же насущной физиологической потребностью, как сон или принятие пищи. Почему так происходит? В этом мы сейчас попытаемся разобраться.
В 20-х годах прошлого столетия ученые, занимавшиеся вопросами квантовой физики, разработали теорию, получившую название «квантово-волновой дуализм». В последующие 30 лет эта гипотеза, убедительно обоснованная теоретически, получила экспериментальное подтверждение. Суть ее в том, что мельчайшая частица вещества, в зависимости от внешних условий, одновременно представляет собой и волну, и частицу, и промежуточное состояние между этими двумя формами. Если перевести эту формулировку на человеческий язык, то можно сказать, что все, что находится в нашем материальном мире – и мы сами, и то, что мы можем ощущать нашими органами чувств, все это – энергия, принявшая определенное состояние. И человек, читающий сейчас эту книгу, и сама книга, и диван, на котором он сидит, и кошка, которая вертится у него под ногами – все это энергии разной частоты, которые обрели конкретную форму. Этот научный факт может быть основой для создания разнообразных философских концепций, но я не хочу отвлекаться от основной цели этой книги, поэтому сразу задамся двумя вопросами, имеющими к нашей теме непосредственное отношение: звучит ли эта энергия и по каким законам энергия приобретает форму?