Не буду подробно разбирать абсолютно все теоретические нюансы этих вопросов. Я составил для вас список литературы, который находится в конце этой книги, и заинтересовавшийся читатель может исследовать эту тему самостоятельно. Скажу лишь, что исходным состоянием этой первородной энергии является волна, которая материализуется в виде корпускулы – мельчайшей частицы материи. Эта материализация происходит при помощи явления резонанса – совпадения собственной частоты колебания волны с частотой внешней среды. При резонировании исходной частоты волны с окружающей средой возникает вибрация – устойчивое состояние, при котором и происходит овеществление бесплотной волны в корпускулы, из сообщества которых состоит любой объект нашего мира. И оба эти состояния энергии – волна и корпускула, помимо других своих физических характеристик, имеют два параметра, которые относятся непосредственно к сфере искусства: они имеют свой цвет и звук. Конечно, точнее было бы сказать «оттенок цвета» и «обертон звука», но не будем мелочиться, я и так достаточно загрузил ваш мозг терминами из области физики.
Оставим подробности и попробуем осознать главное – наш мир, от атома до крупнейшей галактики, звучит! Каждый объект Вселенной имеет свой уникальный голос!!! Разумеется, возникает вопрос: голоса живых существ мы можем слышать, а можно ли услышать голос Солнца или атома? Теперь уже можно. Человеческий слух имеет определенные границы, мы способны слышать звук мотора своего автомобиля, но нам совершенно не обязательно слышать звук атомов, из которых состоит этот мотор. Ученые смогли преобразовать частоты колебания волн, из которых состоят объекты нашего мира, в форму звука, и в результате этого услышали и голоса планет, и звук молекулы ДНК, и многое другое. Например, было точно установлено, что планета Земля «звучит» на частоте 8 герц.
И теперь уже не кажутся идеалистическим бредом слова Пифагора о «музыке сфер» или мнение астрономов Пруста и Николеску, заменяющих термин «Большой Взрыв», из которого произошла Вселенная, термином «Большой Звук». И, наверное, можно согласиться с теми лингвистами, которые утверждают, что первая строка Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово…» должна звучать как «В начале был Звук…».
Но самое интересное началось тогда, когда ученые задались целью услышать, как звучат различные объекты нашего мира, объединенные в одно сообщество: планеты Солнечной системы, спираль ДНК и т. д. Переведя волновые вибрации в доступный для нашего восприятия диапазон, в звучании планет они услышали звуки, напоминающие колокольный звон и шум ветра, звуки, имеющие все свойства, которые определяют структуру привычной для человеческого уха музыки! Тембр этих необыкновенных звуков был богат обертонами, в них присутствовала ритмическая пульсация, они меняли свою высоту. Эти звуки были живыми! Некоторые композиторы даже стали создавать музыкальные произведения с использованием этих звуков, объединяя их единой гармонией и четкой идеей.
Опыты по приданию различным материалам упорядоченной структуры при помощи звука имеют богатую историю. В специальной литературе вы можете найти описание экспериментов Уотте Хьюз. Она пела перед прибором, названным «эйдофоном», состоящим из трубы и тонкой мембраны, которые были соединены друг с другом особым способом. На мембрану помещались мелкие семена, которые под влиянием вибраций, созданных пропеваемыми звуками, складывались в картины, обладавшие такими свойствами настоящей живописи, как перспектива и светотень. Причем семена реагировали не только на высоту тона и длительность звучания, но и на более тонкие оттенки звука. Например, изображение цветка маргаритки появлялось только после определенного чередования crescendo и diminuendo.
Немецкий ученый Эрнст Хладни еще в XIX веке насыпал песок на стеклянную пластину, по краю которой водил скрипичным смычком. И точно так же, как в опытах Хьюз, песчинки на стекле складывались в симметричные рисунки. А его последователь, швейцарец Ханс Йенни, провел множество экспериментов с материалами различной плотности: водой, пылью, пластмассой, глиной, помещенными на гибкие стальные пластины, которые вибрировали под воздействием звуков различной частоты. Результат был таким же – звук упорядочивал бесформенную массу в идеальные геометрические фигуры.
Все эти опыты доказывают, что звук творит форму из материалов любой плотности, и мы можем расширить известный афоризм немецкого теоретика искусств Шеллинга «Архитектура – это застывшая музыка» до утверждения, что весь видимый нами мир – это Музыка.
С формой мы разобрались. Теперь рассмотрим влияние, которое звук оказывает на содержание. Здесь вроде бы все очевидно: музыка – искусство, обладающее огромной духовной мощью, способное наполнить разнообразными эмоциями любое живое существо. Это все верно, но меня заинтересовал механизм передачи широкого спектра эмоций и чувств от артиста к зрителю. Как может певец или актер вызвать у своей аудитории то, что называется сопереживанием?
Я долго искал ответ на этот вопрос, пока не наткнулся на статью о структурной памяти воды. Эта теория в свое время вызвала настоящую войну в научной среде, приобретя именитых сторонников и не менее значимых противников. Суть ее в том, что при воздействии на обычную воду различными излучениями было зафиксировано изменение ее структуры. При этом химический состав воды не меняется. А излучением, имеющим самое мощное воздействие на память воды, оказалась эмоция человека!
Механизм этого явления таков: молекулы воды объединены в группы, которые называются кластерами. Именно кластеры и являются своеобразными ячейками памяти, меняющими свою структуру при внешнем воздействии и сохраняющими информацию, заложенную этим воздействием сколь угодно долго. Несколько лет назад об этом явлении были сняты два научно-популярных фильма, получивших широкую известность. В них рассказывается о разнообразных опытах, которые доказывают влияние наших чувств на структуру воды. Вода, изменившаяся под воздействием эмоций человека, способна с одинаковым успехом лечить или убивать, влиять на поведение живущих в ней существ и управлять ростом поливаемых ею растений. А поскольку человек, в зависимости от возраста, на 70—80% состоит из воды, я сделал вывод, что любой процесс передачи эмоциональной информации другим людям происходит при помощи структурирования жидкостной среды организма.
Артист выходит на сцену или заряженный определенной идеей политик становится на трибуну – для нас с вами принципиальной разницы нет. Жидкостная среда организма любого из них структурирована определенным образом, и если его голосовой аппарат настроен правильно, если идея, владеющая им, насыщена мощными эмоциональными вибрациями, то жидкостная среда организма его слушателя структурируется в унисон с транслятором идеи. В общем, если слегка перефразировать М. Ю. Лермонтова, механизм воздействия эмоционального заряда артиста на зрителя можно выразить так: «И вода с водою говорит».
Глава 2 Энергия звука – душа музыки
…Красивый и чистый баритон поплыл над мостом…
ровный, уверенный, без малейшего сбоя или изъяна.
Певец просто открывал рот, звучали все потайные
дверцы в его теле. Он не пел – выпускал душу.
Р. Брэдбери
А теперь давайте поговорим собственно о пении. Любой человек поет, вне зависимости от того, есть ли у него голос и слух или нет. Поет, принимая утром душ, встретившись со старыми друзьями или просто закрывшись в комнате подальше от чужих ушей. Поет, когда ему плохо и когда хорошо, когда тоскливо и когда весело. Почему поет, зачем поет? Разве нет других способов выражать свои эмоции? Не буду опять углубляться в научную терминологию, говорить об эндорфинах – гормонах счастья, которые вырабатываются при пении, о том, что во время вокализации включаются те отделы мозга, которые отвечают за ощущения удовольствия, и о психологической разрядке, которая наступает при напевании любимой песни. Все это верно, но суть дела отражает лишь наполовину.
Глядя на лица поющих людей, я стал понимать, что пение для обычного человека – это способ услышать звучание своей души. Только в большинстве случаев они этого не осознают. Когда человек, для которого пение не является профессией, издает звук, он делает это не по принуждению и не по графику. Он поет тогда, когда чувства, которые копятся в его душе, созреют настолько, что держать внутри их уже не будет никакой возможности, и единственным способом поделиться с миром своим душевным порывом будет пропевание своих эмоций.
Профессиональным певцам в этом плане намного сложнее, чем обычным людям. Артист не может позволить себе ждать подходящего состояния души для выхода на сцену. Его вокальный и психофизический аппарат должен быть настроен на воплощение чувства в звуке в любую минуту. И сделать это необходимо так, чтобы у зрителя возникло ощущение спонтанности и сиюминутности рождения звуковой эмоции. Возможно ли это? Творчество Шаляпина, Карузо и других великих певцов отвечает на этот вопрос утвердительно. Более того, в жизни любого артиста иногда случаются моменты, когда голос звучит как будто сам по себе, выражая тончайшие нюансы чувства, которое владеет в этот момент певцом, приводя публику в экстаз. Как сделать эти моменты регулярными, как обуздать этого коня вдохновения и сделать его ручным?
Судьба дала мне редкий шанс исследовать все этапы становления певца в предельно естественном виде. Занимаясь с человеком, не имеющим голоса от природы, проходя с ним все стадии развития вокалиста от простого извлечения звука до осмысленного и одухотворенного пения, я имею возможность отслеживать основные нюансы самой трудной профессии на свете. И некоторыми своими наблюдениями я хочу поделиться с вами на страницах этой книги.
Обучение пению, с моей точки зрения, это не набор упражнений, развивающих технические компоненты нашего звука, и не передача ученику своих ощущений от процесса пения. Это помощь в создании собственной философии звукоизвлечения, опираясь на которую, ученик выстроит индивидуальную систему координат, помогающую ему воплотить уникальные вибрации его души в звуке. Именно поэтому я так подробно рассказываю о той роли, которую звук играет в нашей жизни. Механическое пропевание упражнения снижает его эффективность во много раз. Ученик должен абсолютно точно понимать смысл выполнения того или иного упражнения и предельно осознанно стремиться к получению навыков, которые ему дает это упражнение. При таком подходе особое значение приобретает терминология, точно отражающая суть ощущения, которое позволит ему освоить какой-либо вокальный прием.
Разумеется, вокальная терминология уже существует, и такие ключевые понятия как резонанс или дыхание четко определены в вокальной литературе. Но некоторые нюансы процесса звукоизвлечения все-таки потребовали уточнения. Дольше всего я искал слово, которое сможет объединить в себе все компоненты, которые составляют звук нашего голоса. Перебрав несколько вариантов, я увидел, что лучше всего мои ученики реагируют на слово энергия. Именно это слово стало тем термином, который объединил в представлении моих учеников все составляющие такого объемного понятия, как вокальный звук. Это слово одновременно означает и движение, и силу. В физике оно определяет меру перехода одного состояния материи в другое. Но, самое главное, этот термин дает возможность ученику отчетливо представить себе звук как одухотворенную субстанцию, находящуюся в постоянном движении и, самое важное – не терпящую никакого давления.
Итак, из чего же состоит энергия звука? Это три элемента, имеющих для процесса голосообразования одинаковое значение.
Резонанс – способ «материализации» звука, управляющий такими его качествами, как тембр, диапазон и полетность.
Дыхание – основной источник энергии для звука.
Психологический настрой – важнейший компонент для придания голосу тех индивидуальных вибраций, которые сделают его уникальным.
О каждом элементе, составляющем энергию звука, мы поговорим отдельно, а пока я хочу остановиться на том, как эта концепция выглядит на практике.
Жизненный опыт с детских лет учит нас, что для того, чтобы добиться какого-либо результата, мы должны приложить определенное усилие. Нам нужно дальше прыгнуть – мы должны посильнее оттолкнуться от земли. Чтобы написать хорошую курсовую работу, нам надо потратить много времени на чтение специальной литературы и приложить определенные интеллектуальные усилия для обработки полученной информации. Я думаю, уже в подростковом возрасте в нашем сознании складывается четкий стереотип: для того, чтобы получить то, что мы хотим, мы должны напрячь свои силы и совершить определенное действие.
Конечно, временами мы встречаем людей, которые играючи добиваются цели, к которой мы идем долго и трудно. Мы читаем о каком-то эфемерном «вдохновении», вдруг озаряющем исследователя, напряженно решающего какую-то задачу, видим на экране телевизора знаменитого бойца, делающего непонятные пассы расслабленными руками, которые, вдруг, достигнув тела противника, превращаются в удары чудовищной силы. Но применить все эти «чудеса» к собственной жизни нам кажется нереальным, ведь мы воспитаны на формуле: результат есть сумма усилий, и чем напряженнее будут эти усилия, тем весомее окажется результат. И к финалу собственной жизни мы приходим с мышцами, сведенными судорогой от чрезмерного старания, и психикой, искалеченной вечными запретами и самоограничениями.
В искусстве пения ситуация схожая. Слушая записи певцов, творивших в начале прошлого века, мы поражаемся свободе их звукоизвлечения, легкости пения верхних нот и какой-то особой «текучести» голоса. Недавно в Youtube я наткнулся на одну интересную запись, в которой верхняя С в арии Фауста исполняется 15 самыми знаменитыми тенорами последнего столетия, от Карузо до Барцала. Пройдите по ссылке http://www.youtube.com/watch?v=sIGVnb2CwIk, послушайте записи, и вы явственно услышите – чем ближе к нашему времени, тем больше возрастает роль физических усилий в пении.
Просматривая телеверсии опер из разных театров мира, слушая эти же оперы «вживую», посещая экзамены в разных консерваториях, я понимаю, что наступило время вокальных культуристов. Пение сейчас представляет собой демонстрацию сверхусилий по обузданию звука. Конечно, слава богу, бывают исключения. Хосе Кура вдруг споет арию Отелло потрясающим mezza voce или Элина Гаранча в роли Кармен совершенно неожиданно напомнит лучших исполнительниц этой партии прошлых лет, но эти приятные сюрпризы только подчеркивают неутешительную общую тенденцию.
И в психологии, и в многочисленных программах личностного роста, и в коучинге эта проблема успешно решается. Специалисты в этих вопросах, каждый своим языком, говорят об одном и том же: для достижения цели важен психологический настрой и устранение мышечных зажимов. Я, с позиции вокалиста, представляю себе каждого человека своеобразным камертоном, имеющим свою уникальную частоту вибрации. И процесс обучения пению для меня состоит в настройке голосового и психофизического аппарата ученика на его индивидуальную частоту звучания, которая присуща только ему, и никому другому. Это ключевой этап начального периода обучения певца – найти тот тон звучания голоса, который является для него естественным.
Постоянно обращая внимание на то, как говорят и поют люди, я понял, что своим уникальным естественным тембром говорит в лучшем случае 1,5—2% людей. Та звуковая среда, которая создается теле- и радиоэфирами, формирует такой стереотип звука, который уводит человека очень далеко от его индивидуального тембра. Мало кто слушает музыку осознанно, чаще всего она звучит фоном. А организм человека устроен так, что даже при пассивном прослушивании музыки наш голосовой аппарат настраивается в унисон звукам, которые мы слышим. И когда ко мне приходят заниматься новые ученики, отчетливо видно, что их тембр представляет собой джентельменский набор из клише, сформированный анемичными инфантильными голосами поп-звезд. Причем практически всегда человек сам не может объяснить себе, почему он поет именно в такой манере, и все потому, что музыка, звучащая фоном, формирует стереотип звука помимо нашей воли и не контролируется сознанием.
Здесь есть очень важный момент: ни в коем случае нельзя выбивать почву из-под ног ученика, резко лишая его привычных звуковых ориентиров. Процесс обучения пению только тогда будет успешным, когда ученик сам сделает осознанный выбор в пользу того или иного певца, которого он будет слушать. И спустя некоторое время мои ученики становятся «экспертами» в области звука, с удовольствием рассуждая о манере пения своих кумиров, а самое главное – самостоятельно начинают поиски записей певцов, которые соответствуют их нынешнему изменившемуся восприятию музыки.
Наше знание в любом случае представляет собой сумму стереотипов, но очень важно, чтобы процесс формирования этих догм был максимально осознанным. Именно поэтому я всегда подробно объясняю ученику смысл любого упражнения, которое мы поем, и именно поэтому ученик всегда поет только те произведения, которые ему нравятся на новом этапе его понимания музыки, какой бы дикой эта музыка мне не казалась.
Каким же образом определяется этот уникальный тембр, который характерен для конкретного человека? Только эмпирически, на слух. Тембр нашего голоса состоит из основного тона и мельчайших призвуков, которые называются обертонами или гармониками. И одним из ключевых навыков для вокалиста я считаю умение слышать, из каких обертонов состоит его тембр во время пения. Подробно о приобретении этого умения я буду говорить в следующей главе, сейчас же хочу отметить, что, ориентируя ученика на постоянную оценку качества обертонов, из которых состоит его тембр, я стараюсь развить у него два важнейших для певца навыка – вокальный слух и вибрационные ощущения.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги