Книга Семейная сокровищница. Воспитание свободой и творчеством - читать онлайн бесплатно, автор Мария Романушко. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Семейная сокровищница. Воспитание свободой и творчеством
Семейная сокровищница. Воспитание свободой и творчеством
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Семейная сокровищница. Воспитание свободой и творчеством


Честно говоря, я не знаю, на какое из детских увлечений я бы сказала «нет». Пони или аэроплан на лоджии?.. Главное – чтобы поместился. А так – почему бы и нет?


* * *

Крупно – на стене:

«Дом – это пространство для свободного творчества!»

Каждый день вокруг света

Чем питается детская любознательность? Как удовлетворить детскую жажду видеть и познавать?

Карта мира над детской кроваткой

Когда родился мой сынок Антоша, я повесила над его кроваткой большую, во всю стену, карту мира. Подрастая, он полюбил путешествовать по ней пальчиком, с лёгкостью запоминая названия рек, островов и вулканов. А одной из любимых игрушек был большой глобус. Мы сняли его с тяжёлой подставки, и четырёхлетний Антошка валялся с ним на тахте в обнимку, любовно шепча: «Фудзияма… Коропуна… Попокатепетль… Льюльяйльяко…» Он удивлялся, почему я не могу запомнить такие лёгкие названия! Да, особой любовью у Антона пользовались вулканы. Наверное, он чувствовал своё родство с этой стихией.


Куда это вы всё время уходите?

У подъезда нашего дома стоит лавочка, и на ней во времена Антошиного детства обычно сидели две-три мамы. Тогда ещё в нашем доме-новостройке не было старушек, которые теперь занимают эту лавочку. Но зато было много молодых семей и малышей самого разного калибра. Две-три мамы (всегда одни и те же) общались на лавочке. А их детишки играли тут же на тротуаре, под ногами у прохожих, и на мостовой, шарахаясь от проезжающих автомобилей. (К счастью, автомобилей в те времена было не так много, как сегодня.) Особую привязанность у ребятишек вызывала дверь мусорокамеры. Дети даже придумали соревнование: кто дольше провисит на ручке этой замызганной двери?

– И куда это вы всё время уходите? – спрашивали нас, когда мы с Антошкой, выйдя из подъезда и не задерживаясь у лавочки, бодро шли вперёд.

– В кругосветное путешествие! – отвечали мы.

– Куда-куда?

– В кругосветку! Каждый день – вокруг света. Хотите с нами?

«Ой, да у меня суп на плите», «Нашим и тут весело, пусть скачут.»

Компанией мы не обзавелись. Но нас это не огорчило. Ведь компания – это всегда разброд в желаниях. В компании или подчиняйся чужим желаниям, или навязывай кому-то свои. А мы с Антоном – вольные птицы, при этом всегда очень целеустремлённые.

Да, мы действительно любили уходить в кругосветное путешествие. Мы открыли, что совершить кругосветку очень просто. Главное – не возвращаться домой той же дорогой.


Наши кругосветки

Кругосветка с малышом может быть совсем маленькой. Так и мы вначале путешествовали, когда-то с Антошей, а потом с Ксюшей, по окрестным дворикам, в поисках лучшей песочницы и самых певучих качелей.

А сколько впечатлений!.. Обязательно потом вспомним, и не раз, что интересного встретилось на пути: первый одуванчик, весёлую бабочку, которая не побоялась сесть на плечо, смешного воробья, который клевал огромный батон.

Дети подрастали – и наши кругосветки удлинялись. Теперь мы путешествовали по скверам и паркам на севере Москвы, где мы живём. Можно совершить кругосветку по бухтам и бухточкам нашего залива, в который упирается наша улица. Покормить уток с утятами, насобирать красивых камушков, найти красную глину и вылепить потом что-нибудь из неё. А ещё принести из кругосветки улиток и поселить их в аквариуме.

Или можно совершить поход по ближайшему лесу: дойти до него пешком, войти с одной стороны, выйти – с другой, а домой вернуться на автобусе. Вот вам и кругосветка! И рюкзачок полон драгоценностей: длиннющий хвощ, причудливый корень, огромный древесный гриб, подушечка мягкого мха. Можно из корня и мха сделать домик для гнома, а можно просто положить всю эту красоту на полку – пусть это будет домашний музей. Когда захочется – опять возьмём, полюбуемся, вспомним нашу кругосветку.

И обязательно найдём книжку, где написано про древесные грибы и про другие наши находки. Надо же, какое красивое имя у этого гриба – мерилиус! А уж сколько мха на свете!.. Оказывается, мох умеет цвести, вот чудеса! И про хвощи почитаем, тоже интересно. Оказывается, хвощей три вида: лесной, болотный и полевой. Наш – как раз лесной.

– А болотные хвощи должны быть в Грачёвке! Там ведь болото! – ликует Антошка.

И, не откладывая, на следующий день отправляемся в новую кругосветку – в старинный парк Грачёвку, чтобы там поискать болотные хвощи. И мы найдём их, и притащим домой роскошные экземпляры, и они будут расти у нас на лоджии в пластмассовом ящике, в котором Антошка устроит для них первоклассное болото.

Заодно мы узнаём много интересного о грачёвском парке и о прекрасной старинной усадьбе с кариатидами и львами по бокам каменной лестницы… Да, очень интересно ходить в кругосветки!


Открытия рядом

Однажды мы с Антошей сели на речной трамвайчик, переплыли водохранилище и открыли для себя на другом берегу маленькую деревеньку Захарково. Самую настоящую! С покосившимися избушками и приветливыми старушками на завалинках, с уютным дымком из печных труб… Эта почти сказочная, но всё же реальная деревенька жила посреди Москвы своей удивительной жизнью: здесь пели заливисто петухи, мычала в кустах задумчивая корова, деловито похрюкивали поросята и весело кудахтали пёстрые курочки.

Много, много раз мы плавали потом в Захарково кормить курочек!

И всё это – Грачёвка и Захарково, залив и лес – совсем недалеко от нашего дома. В пределах досягаемости с маленьким ребёнком. А ведь есть ещё Иваньковский лес с корабельными соснами, могучими дубами, таинственными оврагами и чистейшими источниками. Есть Куркино, которое видно из нашего окна – тоже деревенька, и храм на горе, и цветущий иван-чай на крутом обрыве, и огромный вяз посреди зелёной долины, и кузнечики в высокой траве, и живописная речка Сходня, и даже шумный водопад на маленькой плотине. Сколько впечатлений для ребёнка, да и для нас, взрослых, тоже. Сколько потом воспоминаний, разговоров! «А помнишь? А помнишь?..»

И так, постепенно, ребёнок обживает землю. Она для него становится любимой, родной. Мои дети так и говорят: «Наше Куркино. Наша Грачёвка. Наш Иваньковский лес.» Но когда мы рассказываем о своих любимых местах соседям и знакомым, обычно слышим в ответ: «Ой, а где это? Мы и не знаем…» И только в последнее время у нас появились друзья, которым тоже неинтересно сидеть на лавочке у подъезда, и всё чаще кто-нибудь составляет нам компанию.


Наше везение

Кто-то скажет: вам просто повезло, вы живёте в таком чудесном районе. Да, нам действительно повезло. Но те дети, которые виснут на двери мусорокамеры, и те мамы, которые смолят сигареты на лавочке у подъезда или на ближайшей песочнице, они ведь тоже живут в нашем районе. И что с того?..

Но на самом деле нет плохих районов и скучных мест. В каждом городе и городке можно найти много интересного, просто захватывающего, в любом посёлке и в любой деревушке можно совершать с ребёнком большие и малые кругосветные путешествия. И делать большие и маленькие открытия. Чтобы потом услышать от малыша вдохновенное: «Наш лес! Наша речка! Наша гора!» Или тихое и проникновенное: «Мой ручеёк. Мой муравейник. Моя берёзка.»

И этот ребёнок, взрослея, не будет обламывать у своей любимой берёзы ветки, и не будет поджигать муравейник, и бросать в речку мусор. Я почему-то уверена, что не будет. Или я смешная идеалистка?


Главное – не лениться

А пока мы гуляем с подрастающей Ксюшей по ближайшим паркам и лесам, делая очередные прекрасные открытия. Открыли старый парк в Химках с допотопными, но такими милыми, скрипучими качелями-лодочками. Открыли шлюзы за Иваньковским лесом, где можно смотреть на спуск воды, и как из шлюзов выплывают огромные баржи.

Но не только летом хорошо ходить в кругосветки, а и во все другие времена года. Как здорово отправиться в кругосветку по весеннему ручью с корабликами из кусочков пенопласта! А сколько волшебных красок у осенних кругосветок!.. И разве можно забыть путешествие по зимнему замёрзшему каналу, пешком на другой берег, где мы не так давно плескались? А как весело кормить синичек в зимнем лесу, когда они доверчиво садятся к тебе на ладошку! Ксюша это просто обожает. В лесу и поползня можно увидеть, и дятла. И до всей этой красоты – полчаса пешком.

При желании можно совершать открытия каждый день. Главное – не лениться.

…А в это время мой выросший сын Антон совершает свои, уже самостоятельные путешествия и открытия. Он доехал автостопом до Магадана, а потом (опять же автостопом) до Ирана, Пакистана и Индии. Потом махнул автостопом в Африку! Почему автостопом? Да потому, что так лучше чувствуешь землю, по которой путешествуешь, и людей, которые на ней живут. После каждого путешествия он пишет книгу.

Сейчас Антон готовится в самое настоящее кругосветное путешествие!

А всё началось с маленькой кругосветки вокруг дома…


* * *

Записать на стене:

«Что нового мы дали сегодня нашему ребёнку?»

Часть 2. Непослушание – главная работа ребёнка

Создатель вылепил человека из свободы. И я не имею права отбирать у своего ребёнка то, что ему даровано Богом. Моя задача – научить ребёнка пользоваться этой свободой.

Похвала непослушному

Что такое детское непослушание? Как с ним бороться? И надо ли с ним бороться?

Вспомни, как это было

Кто из нас в детстве не получал поздравительных открыток с традиционными пожеланиями: «Расти здоровым и послушным», «Слушайся маму и папу, бабушку и дедушку…»

Помните, какой пыльной тоской веяло от этих пожеланий?.. Нет, ни за что не поверю, что пожелание «расти послушным» вызвало энтузиазм хотя бы у одного ребёнка на свете! Значит, в нём содержится что-то противоестественное. Глубоко противное детскому естеству. Всей детской природе.


Поле ежедневных битв

Можно сказать, что вся жизнь ребёнка состоит из причин и поводов для непослушания.

Поле ежедневных битв: еда, сон, одевание…

Ребёнку, едва он проснулся, приказывают: «Одевайся!» Но ему хочется побегать босиком, в одних трусиках, попрыгать… Каждый ребёнок инстинктивно стремится к здоровому образу жизни. О, как они ненавидят колготки, свитера, домашние тапочки! «Ты почему не слушаешься? Одевайся, а то простудишься!»

Да не простудится он! Бегая босиком и в трусиках, он только закалится.

Однажды зимой наша трёхлетняя дочь Ксюша, простуженная, с чудовищным насморком, вдруг сказала: «Я хочу на балкон. Босиком». Папа испугался: «Неужели ты ей позволишь?» С замиранием сердца, я всё же позволила. И Ксюша выскочила на 28-градусный мороз в одних трусиках и стала прыгать на снегу… От неё валил пар… Папа смотрел на эту картину с ужасом…

Но на следующий день от насморка не осталось и следа! И я в очередной раз убедилась в мудрости детского организма. С тех пор Ксюша так и лечится. Точнее – практически не болеет. А мы учимся доверять ей.


А если посмотреть глазами ребёнка?

Ребёнка, едва он проснулся, тут же сажают перед тарелкой с кашей: «Чтоб съел всё до капли!» В ответ – слёзы, истерика… «Ты меня замучил, – говорит мать. – Какой же ты непослушный!»

Но если посмотреть на ситуацию глазами ребёнка? Ведь он действительно не хочет есть, он ещё не проголодался. Полная тарелка для него – сущая мука и наказание! Так это не он нас, это МЫ его мучаем! И ни к чему хорошему насильственные, с угрозами и уговорами, кормёжки не приводят, а только к диатезу, аллергии, несварению желудка… Об испорченных нервах я уже не говорю.

Так что отказ от еды – это акт не злостного, как считают многие родители, а спасительного непослушания! Для большинства детей это, если хотите, способ самосохранения, единственный способ выживания в экстремальных условиях неразумной родительской любви.

А что если предложить ребёнку на завтрак яблоко или банан, пару орешков или горсть семечек? Уверена, что ни один маленький бунтарь от такого лакомства не откажется. А пользы больше, чем от каш и котлет.

И утренние скандалы в вашей семье кончатся.


Ребёнка собирают на прогулку. О, эта мука одевания!.. И опять сыплются градом упрёки: «Непослушный! Невыносимый! Невозможный ребёнок!»

И опять МЫ не правы. А прав – ребёнок. Он протестует против безжалостного перекутывания. Но не всегда ему удаётся выйти победителем из этого сражения.

Потом, на улице, он будет изводить мать стонами: «Жарко! мне жарко!.. ты меня перекутала! Я весь вспотел…» «А ты не бегай, вот и не будет жарко,» – скажет мать. И опять будет не права. Ведь ему надо бегать! Бегать, прыгать, валяться в снегу… Без этого он не может нормально развиваться, без этого он не будет счастливым…

А что если доверять нашим «непослушным» детям? Что если им позволить одеваться по своему усмотрению? Конечно же, они выберут лёгкую одежду. И ничего страшного не произойдёт, только хорошее. Кончатся кашли и сопли, ведь причина их – не переохлаждение (вы видели когда-нибудь замёрзшего ребёнка?), а перегрев, перекутывание.

Заодно кончатся и ссоры на почве одевания.


Режим – разве это главное?

И ещё об одном камне преткновения – режиме.

Три поколения советских людей жили под знаменем:

РЕЖИМ – ЭТО ГЛАВНОЕ!

Не только бабушкам и дедушкам, но и молодым родителям трудно порой отказаться от убеждения, что «главное – это режим».

Но у наших «непослушных» детей, которые ещё не успели пропитаться нашими убеждениями, совершенно иной взгляд на жизнь. И кто из нас прав?

Пол-первого ночи. Вхожу в детскую… Дочка встречает меня широкой улыбкой! Сна – ни в одном глазу. Рядом с подушкой – маленькая балалайка, которую Ксюша уложила сегодня с собой спать. «Ты что, Ксюнёк, не спала ещё?» – «Нет! Я на балалайке играла! Вот послушай песенку».

И я слушаю новую песенку… Песенка замечательная, и я искренне про себя изумляюсь: моя четырехлетняя дочка совсем как взрослый поэт сочиняет по ночам. Вдохновение не даёт ей заснуть!

– Она у тебя такая непослушная, – сказала подруга. – Колобродит по ночам… А мои – как штык – в девять часов в постели! Без разговоров. А ты почему позволяешь своей такое?

Позволяю потому, что с годами поняла, мои восхитительно непослушные дети научили меня это понимать: непослушание – это естественное поведение незаурядной натуры.

Творчески одарённый ребёнок (а одарены все дети!) не может жить в узких рамках режима.

Он их постоянно ломает!

И никогда его не уложишь вовремя спать, и никогда не выведешь вовремя на прогулку, и никогда он не приходит по первому зову. И всегда у него есть на это объяснение: лепил, играл, рисовал…

А если оторвать ребёнка от того, во что он погружён? Скорее всего, будет страшная обида, слёзы…

И всё равно вовремя на прогулку не выйти, и всё равно вовремя спать не лечь.

Так, может, разумнее и мудрее не дёргать ребёнка, а дать ему возможность жить полноценной жизнью? Пусть на здоровье играет, ведь игра – это очень важно! Пусть рисует, сколько хочет его душа, – значит, ему так надо! Ведь он пришёл сюда чтобы ЖИТЬ, а не действовать механически по нашей указке.

А нам, родителям, лучше всего в это время заняться своими делами – ведь их всегда так много! И радоваться, что ребёнок не хнычет: мне скучно…


Грустные поучительные сценки

Наверное, многие из нас были свидетелями (а может, и участниками) таких сцен.

Расфуфыренного, как на бал, ребёнка приводят на берег реки или пруда, и говорят ему: «К воде – ни шагу!» Но, конечно, ребёнок делает этот шаг. И шаг, и два… «Ах, ты непослушный!» Следуют окрик, хватание за шкирку, шлепок…

Но даже и после наказания ребёнок всё равно идёт к воде! Ему жизненно необходим контакт с водой, песком, ракушками… Ему тяжело быть пленником красивых одежд. А родители, ставя ребёнка в невыносимые для него условия и предъявляя к нему требования, которые он заведомо не может выполнить, сами же и провоцируют его на непослушание.


* * *

Ребёнок несёт домой свои драгоценности. И слышит сердитое: «Выбрось сейчас же эту гадость!» Но ему жалко расставаться с чудесными камушками и палочками, он полдня играл с ними: вот этот шершавый коричневый камушек – папа, а беленький блестящий – мама, а тоненькая гибкая палочка – лошадка… «Выбрось сейчас же! В доме только этого мусора не хватало!» – сердится бабушка. Он начинает горько плакать, а она его корить: «Ну, до чего ж непослушный!»

А почему, собственно говоря, нельзя принести палочки и камушки домой? Помыть их, и пусть играет. И шишки пусть несёт, и ракушки, и древесные грибы, и необычные коряги и ветки… Весь этот природный материал прекрасно развивает воображение и фантазию ребёнка. И это куда лучше черепашек нинзя, пистолетов и жеманных барби.


* * *

Ребёнка выпустили на прогулку после дождя. «Только по лужам не шлёпай!» – говорит мама. А как же ему по ним не шлёпать? Ведь лужи затем и существуют на свете, чтобы по ним шлёпать в своё удовольствие! «Ах ты, непослушный!» И затрещину могут отвесить эти странные взрослые, и загнать в дом – чтобы сидел там и куксился, и страдал, выслушивая долгие нравоучения…


Так кто же из нас непослушный?

Как видно, большинство родителей мечтают вовсе не о живом ребёнке. Они мечтают о кукле! Чистенькой, красивенькой, послушной кукле. Да, с куклой удобно, кукле не нужно познавать мир. Но ведь живому нормальному ребёнку это просто необходимо! И чем активнее и любознательнее ребёнок, тем чаще он слышит в свой адрес: «Ах ты, непослушный!..»

Стоп! А МОЖЕТ, ЭТО МЫ НЕПОСЛУШНЫЕ?

Он-то как раз послушный – он слушается голоса природы, которая наградила его поисковой активностью. И надо поощрять её! А мы, родители, порой становимся глухой стеной между Ребёнком и Миром. Мы считаем, что идеальный ребёнок – это тот, который приходит с прогулки, не испачкав одежды, а дома ведёт себя тихо, как мышка, и не мешает отцу отдыхать… Но как раз именно такое поведение должно волновать нас! Ведь оно сигналит о скрытом неблагополучии: или ребёнок запуган чрезмерной строгостью, или он не здоров…

Хорошо бы во всех ситуациях, даже самых острых, помнить о том, что непослушание – это не зло. Непослушание – это прекрасный способ самовыражения и самоутверждения.

Не будем раздражаться на непослушного ребёнка. Признаем за ним право быть не похожим на нас, право совершать ошибки и учиться на них, проходя самые главные уроки жизни. За этим он и пришёл на эту землю. А вовсе не за тем, чтобы пройти – след в след – за нами, неукоснительно прислушиваясь к нашим советам и питаясь нашим опытом. У него – свой путь.


* * *

Записать на стене на самом видном месте:

«Нет непослушных детей, есть непослушные родители!»

Можно ли избежать конфликтов?

Конфликты между любящими родителями и детьми. Отчего они происходят? Чему они нас учат?

Можно ли их избежать?

Не знаю. У меня лично не получается. Как я ни стараюсь.

Иду навстречу. Учусь понимать. Уступаю. Уважаю её мнение. Её желания. И что же?.. Моя дочь умеет творить конфликты из воздуха на пустом месте. Например, как сегодня.

Неделю назад убирали на лоджии, сложили в таз пыльные кегли, чтобы помыть. Но Ксюша мыть не захотела: «Потом!» Так они и пролежали в тазу целую неделю. Сегодня я их помыла сама. Вечером, стоя в ванной под душем, Ксюша замечает лежащие в мойке мытые кегли. Начинает плакать. И сразу – на полную катушку.

– Ксюша, что случилось?

– Зачем ты их помыла?! – рыдает дочка. – Я сама их хотела помыть! Сама!!!

– Но ты же отказалась.

– Я не отказывалась!!!

– Отказалась.

– Нет, я не отказывалась и не говори со мной так!!! Не кричи на меня!!!

– Ксюша, это ты кричишь, а не я.

– Нет, ты!!!

При этом происходит мытьё, чистка зубов, вытирание, но всё – механически, без ласки и наших обычных шуточек, без которых ничего не обходится. А сейчас – крик, слёзы… В сердце у меня закипает обида: ну, почему, почему нужно было испортить день?! Ведь всё было так хорошо. Зачем эта истерика?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги