Книга Легко ли быть ребёнком. Детство – самая трудная пора жизни - читать онлайн бесплатно, автор Мария Романушко. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Легко ли быть ребёнком. Детство – самая трудная пора жизни
Легко ли быть ребёнком. Детство – самая трудная пора жизни
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Легко ли быть ребёнком. Детство – самая трудная пора жизни

Ещё одно производное послушания – неизменно ровное

ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ.

И – далее (когда ребёнок подрастёт) —

ХОРОШИЕ ОЦЕНКИ В ШКОЛЕ!

Большинству родителей ничего больше от ребёнка и не надо.

Ну, пусть посуду ещё моет и выносит мусорное ведро.

Вот такой примитивный набор требований.

Требования примитивные, но жёсткие. Как прутья у клетки…

Птица, сидящая от рождения в такой клетке, может и не догадаться о том, что рождена для полёта…


* * *

Что есть послушание? Это – отказ от своей воли.

От желания полёта.

Атрофия или ампутация крыльев…


ДЕТСТВО – ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛАЯ ПОРА.

РЕБЕНОК, ХОРОШО ДЕЛАЮЩИЙ СВОЮ РАБОТУ, НЕУДОБЕН.


ПРАВО РЕБЁНКА НА ВНУТРЕННЮЮ ЖИЗНЬ

Чем они занимаются, когда ничего не делают?

Дети очень сложные существа. Особенно дети, творчески одарённые. Они живут в своём мире. Они иногда кажутся «в отключке». Вот эти-то (которые кажутся порой «в отключке»), особенно нервируют своих родителей. Чаще всего именно на них наклеивается прочный ярлык: «Непослушный».

«Он меня НЕ СЛЫШИТ!»

«Не дозовёшься, не допросишься! Реагирует только на крик».

НО ВЕДЬ ВСЕ ДЕТИ ОТ ПРИРОДЫ НАДЕЛЕНЫ ВООБРАЖЕНИЕМ И ЖАЖДОЙ ТВОРЧЕСТВА.

Стало быть, каждый ребёнок иногда нас и впрямь не слышит (или, как говорят родители, «не слушается»). Потому что он в это время слышит совсем другое, что для него гораздо важнее того, что пытается ему прокричать рассерженная мама: «Надень тапки!», «Помой посуду!», или рассерженный папа: «Сейчас же вынеси мусорное ведро!»

Взгляните на ребёнка, как на равного, на друга, на свободного человека. Многие проблемы снимутся.


ПОЛЕ ЕЖЕДНЕВНЫХ БИТВ

Одна знакомая мама сокрушалась:

«За день так наборешься с ним, что к концу дня, кроме раздражения и усталости, ничего уже не чувствуешь. Ни радости, ни любви… Даже страшно становится. Ведь я так хотела его, так ждала! А теперь только злюсь и раздражаюсь. Поверишь ли: проснусь утром, вспомню, что сегодня опять то же будет, и уже настроение портится. Не знаю, как жить… Но ведь я должна приучить его к послушанию, к режиму!»


Грустно, но факт: во многих семьях жизнь с ребёнком – это поле ежедневных битв…

В ребёнке видят противника, которого нужно (любыми способами) заставить капитулировать перед родительским натиском, гневом, уговорами, улещиваниями…

Почему-то для большинства родителей победа над ребёнком – дело чести. Согласиться с ребёнком – для этой категории родителей означает: унизиться, показать свою слабость.

Поле ежедневных битв…

На этом поле нет победителей – одни побеждённые. Даже тот родитель, который думает, что ПОБЕДИЛ СВОЕГО РЕБЁНКА, на самом деле – безнадёжно ПРОИГРАЛ… Потому что лишил себя самого большого выигрыша —

РАДОСТИ ИСТИННОГО, ПОЛНОЦЕННОГО ОБЩЕНИЯ С СЫНОМ, С ДОЧКОЙ…


ДЕТИ РАСТУТ…

Дети растут – но родительские претензии к ним не убывают, а только множатся:

– Дети не слышат родителей.

– Дети идут против родительской воли.

– Дети не желают помогать взрослым.

– Дети прогуливают школу.

– Дети лгут.

– Дети растут злыми и безответственными.


Во всех этих бедах родители склонны обвинять детей. Они, дети, таковы.

НО ПОЧЕМУ-ТО РОДИТЕЛИ ПРЕДЪЯВЛЯЮТ ПРЕТЕНЗИИ ТОЛЬКО К ДЕТЯМ. И – НИКОГДА! – К СЕБЕ.

Вы встречали когда-нибудь маму или папу, которые бы слали (на Новый год или на свой день рождения) пожелания самим себе:

«От всего сердца желаю себе: научиться понимать своего ребёнка, научиться слышать его, вникать в его проблемы. Запрещаю себе: лишать его права голоса, свободы выбора. Мой святой родительский долг: научить своего ребёнка пользоваться свободой. Не забывать: как можно чаще говорить ему о нашей любви к нему…»


Если бы родители почаще (или хотя бы иногда!) предъявляли требования к себе-любимым, то претензии к детям возникали бы гораздо реже…

РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ: ДЕТСТВО ВАШИХ ДЕТЕЙ ПРОЛЕТИТ ОЧЕНЬ БЫСТРО! И УЖЕ НИЧЕГО НЕ ВЕРНЁШЬ, НЕ ИСПРАВИШЬ, НЕ НАВЕРСТАЕШЬ…

Часть вторая. О сложном. Знаем ли мы о нуждах наших детей? И умеем ли эти нужды удовлетворять?

«Да какие у него могут быть нужды? Мы ему и так всё даём! Он у нас ни в чём не нуждается – накормлен, одет-обут, и смотрите, сколько у него игрушек! Весь дом завален игрушками!..» – скажут некоторые родители. Обиженные самой постановкой вопроса.


Одет-накормлен-много игрушек… Это, конечно, хорошо. Но – далеко, далеко не всё, в чём нуждается ребёнок. Одет-накормлен-завален игрушками – это ещё не значит, что ЛЮБИМ. И если проявления вашей любви только этим и ограничиваются, то ваш ребёнок может и не догадаться о том, что вы его любите…


Вот об этом мы сейчас и поговорим.

Итак,

ЗНАЕМ ЛИ МЫ О НУЖДАХ НАШИХ ДЕТЕЙ И УМЕЕМ ЛИ ИХ УДОВЛЕТВОРЯТЬ?

В первой части я уже писала о многих детских нуждах, чаще всего – не удовлетворённых, из-за чего и происходят в наших семьях многие проблемы и драмы.

Давайте сейчас ещё раз, спокойно, без излишних эмоций (если у нас это получится), со всех сторон, внимательно рассмотрим этот вопрос под названием: НУЖДЫ НАШЕГО РЕБЁНКА.


Так какие же у нашего ребёнка нужды и потребности?

Самые-самые разные!

Эмоциональные, физиологические, интеллектуальные… Нужда в общении, в том числе – с ровесниками, животными, с окружающим миром, но, прежде всего, – с родителями. Нужда в защите… Нужда в игре… Нужда в своей территории…

Начнём же с НУЖД ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ.

Глава 1. Знают ли наши дети о том, что мы их любим?

(Эмоциональные нужды.)

Для наглядности вначале их просто перечислим.

Если я что-то упустила – дополните сами этот список.


1. Любовь.

Идущая из сердца горячая энергия, направленная к ребёнку…


2. Нежность.

Пусть ваша любовь к ребёнку будет нежной. Любовь без нежности – как цветок без запаха. Нежность в голосе, во взгляде, в прикосновениях… Не смотрите на малыша хмуро. Не бубните ему. Не молчите с ним. Нежность – это живой проводник любви…


3. Ласка.

Так же, как младенца надо купать, также его надо и ласкать. Ласка – это первый мамин язык, на котором она разговаривает со своим ребёнком.


4. Внимание.

Без внимания к ребёнку не может быть осознанного, творческого материнства. Ребёнок просит, требует внимания к себе! Поэтому он так много и плачет…


5.Радость.

Ребёнок нуждается в радости, как в солнечных лучах! Как без солнца он заболевает рахитом, так без радости он заболевает унынием и скукой – рахитом души.


6. Сочувствие. Сопереживание. Участие.

Ребёнку необходимо это всё, и, прежде всего – от мамы. Всё это – основа ОБЩЕЙ ЖИЗНИ с ребёнком.


7. Жалость.

Если твой малыш упал, ушибся, – то как же его не пожалеть?!


8. Общение.

Разговаривайте со своими детьми! Не когда «подрастут и поумнеют», а с первых дней жизни. А ещё лучше – с до-рождения.


9. Доверие.

Ребёнок нуждается в том, чтобы взрослые ему доверяли. А ещё он хочет доверять своим родителям. Он в этом остро нуждается. Взаимное доверие – это то, на чём строятся здоровые, дружеские отношения в семье.


10. Одобрение.

Ребёнок нуждается в вашем одобрении. Много раз на дню. Будьте внимательны к его усилиям и удачам. К его попыткам – чему-то научиться, что-то совершить хорошее. Мамино одобрение сигналит малышу о том, что он на верном пути… Сравним одобрение-не одобрение с семафором. Но пусть почаще горит на вашем семафоре зелёный свет!


11. Похвала.

Она необходима ребёнку! Но – искренняя, адекватная, а не слащавая, гипертрофированная. Есть и другая крайность: некоторые родители вовсе не хвалят своих детей, боясь похвалой их испортить. Хвалите их с умом – тогда не испортите. Похвала нужна – как витамин духовного роста.


12. Восхищение.

И восхищение ребёнку тоже нужно! Но – в меру. Здесь чрезмерность вредна, как и в чрезмерном поедании сладкого. Хотя сладкое тоже ведь необходимо.

Когда вы искренне восхищаетесь своим ребёнком, каким-то его поступком, каким-то его достижением, – у ребёнка вырастают крылья!


13. Строгость.

Да, ребёнок нуждается и в строгости. (Но не в холодности!) Нуждается в том, чтобы родительские требования к нему и нравственные границы были чёткими и определёнными. Недопустимо, чтобы требования к ребёнку были «по настроению» родителей. Уж если НЕЛЬЗЯ лгать, воровать, смеяться над инвалидом или над стариком, сквернословить, издеваться над животными, бить слабого и беззащитного, – то нельзя и сегодня, и ВСЕГДА. Если нельзя бить отца ногой в живот, даже в шутку, если нельзя включать громкую музыку, когда спит младшая сестрёнка, – то нельзя и сегодня, и ВСЕГДА.

А то бывает так: сегодня ребёнка наказали за плохой поступок, а завтра на такую же ситуацию не обратили внимания, или – хуже того! – посмеялись! Родители, так у вас вырастит нравственный дальтоник!


14. Смягчение переходов.

Ребёнку трудно резко переключаться с одного на другое – и в занятиях, и в эмоциях. Родители должны смягчать эти переходы.


15. Акцентирование ситуаций.

Родители обязательно должны проговаривать с ребёнком какие-то важные и трудные случаи в жизни.


16. Потребность в самостоятельности.

Позвольте ребёнку всё попробовать и всему научиться!


17. Уважение.

Малыш, даже совсем маленький, страдает, чувствуя, когда родители его не уважают.


18. Понимание.

Как же ребёнку хочется, чтобы его понимали!..


19. Потребность в спокойствии, тишине.

Есть такие квартиры, где с утра до вечера орёт телевизор… Есть родители, которые не думают о том, что их дети нуждаются в тишине и спокойствии. Вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос невротиком?


20. Потребность в безопасности.

Когда ребёнок выходит из дома – и дома тоже. Каждый ребёнок нуждается в таком доме, где бы он чувствовал себя в безопасности.


21. Защита – от собственных родителей.

Увы, есть у некоторых детей и такая печальная нужда. К сожалению, помочь таким детям могут только органы опеки, когда уже совсем всё плохо… Но на самом деле в защите от родителей (необразованных, грубых, равнодушных) нуждается гораздо большее число детей. Наверное, в нашей стране их миллионы…


22. Потребность в уединении.

Каждый ребёнок имеет такую нужду – помолчать, подумать наедине с собой, перевести дух, помедитировать… Представьте себе: маленькие дети умеют медитировать, хотя их никто этому не учил, это умение у них – от природы.


23. Соска?..

Да, некоторые младенцы имеют нужду в соске. Не отказывайте им в утолении их детской потребности. Сосание соски – не грех, и в этом нет вреда. У младенца врождённый сосательный рефлекс, который надо удовлетворять. Сосание соски успокаивает, снимает головную боль и тревожность, помогает уснуть. Вместо соски многие матери то и дело тычут ребёнку грудь – а вот это как раз и вредно! Во-первых, у ребёнка происходит психологическое «залипание» на матери. Во-вторых, бедный ребёнок будет то и дело страдать расстройством желудка.


24. Потребность в своей территории.

Сначала – кроватка. Потом – манеж. Потом – свой уголок (если нет возможности выделить ребёнку отдельную комнату). Даже в однокомнатной квартире, даже в крошечной комнате в коммуналке можно устроить уголок, который будет «личной территорией» вашего ребёнка.


25. Потребность в новизне.

Новизна – это эмоциональный кислород для вашего ребёнка. И для совсем маленького, и для подрастающего. Без новизны у него начинается что-то вроде кессонной болезни…


26. Справедливость.

Без неё – никак! Будьте справедливы к своему малышу. Не браните строго за мелочи. Не срывайтесь на нём. Не делайте из ребёнка «козла отпущения».


27. Нужда в эмоциональной опоре.

Порой ребёнок «идёт в разнос» (от усталости, от непонимания ситуации), но родители в разнос идти не должны. Всё-таки они уже большие!


28. Потребность в поддержке.

Ребёнок должен знать: родители всегда помогут, поддержат, какие бы трудности не встретились на его пути.


29. Потребность в надёжности.

Родители не предадут и не оставят. Чтобы ни случилось.


30. Вера.

Всё будет хорошо! В семье, в маленьком мире и – в большом. Подарите эту веру своему ребёнку! Без неё он не может быть счастлив и спокоен. Не говорите при ребёнке о страшном.


31. Надежда.

Завтра будет прекрасный день, и рядом – ласковая, добрая мама! Никогда не пугайте малыша тем, что вы уйдёте от него, если он будет себя плохо вести. Не отнимайте у него надежду на то, что мама будет ВСЕГДА.


32. И опять же – любовь!

Не только биологическая, а – высшая, дарящая свободу!


33. Свобода.

Ребёнок имеет право на свободу выбора.


ТАК ЗНАЮТ ЛИ НАШИ ДЕТИ О ТОМ, ЧТО МЫ ИХ ЛЮБИМ?

Разговариваем ли мы с нашими детьми – и о чём?

Острейшие эмоциональные нужды: любовь, ласка, внимание, сопереживание, восхищение, уважение, дружеская поддержка… Удовлетворяем ли мы своих детей? Не держим ли их на сухом пайке? Без этих важных жизненных компонентов ребёнку очень трудно и грустно живётся…


* * *

Ребёнку, прежде всего, нужно – ТЕПЛО.

Тепло голоса, рук, прикосновений. Тепло материнского плеча, на котором так уютно лежать, и с высоты которого так спокойно и нестрашно смотреть на окружающий бескрайний мир… Тепло интонаций, тепло взгляда. Тепло колыбельной песенки.

Сколько тепла? Сколько минут участия в день? Одна колыбельная или десять?

Здесь нельзя точно отмерить, как в аптеке, и сказать безапелляционно, как это делают авторы некоторых книг по воспитанию, например: «Если двадцать минут в день вы будете уделять своему ребёнку, он будет вполне удовлетворён».

У каждого ребёнка свои потребности и свои запросы. Всё очень индивидуально. Но двадцать минут в день, уделённые ребёнку… Это могут себе позволить только приходящие поздно с работы отцы. Но мамы не должны принимать за «чистую монету» эти дикие рекомендации. Хотя дети, безусловно, все разные.


ДЕТИ ВСЕ ОЧЕНЬ РАЗНЫЕ

Один может подолгу быть один – и ничего, вполне радостен и доволен жизнью. Он обожает исследовать окружающий мир, греметь погремушками, слушать музыку, думать…

Таким был мой сын Антон. Он мне давал возможность и приготовить обед, и сделать какую-то домашнюю работу. Хотя всё равно, несмотря на его удивительную способность занимать себя, я то и дело заглядывала к нему в комнату, чтобы приласкать его, поговорить с ним и убедиться в том, что он не скучает, что он счастлив. А он, в свою очередь, был уверен, что я всегда приду на его зов.

Такое впечатление, что мой сын не скучал ни одного дня в жизни…


Другой ребёнок – ни на минуту не может расстаться с матерью. Без мамы ему плохо. Такой была наша Ксюша во младенчестве. Её мучило повышенное внутричерепное давление, и ей было легче только, когда её головка лежала на моём плече, а моя ладонь – на её лобике…

Если я вынуждена была на что-то отвлечься, Ксюшу это, естественно, огорчало. Поэтому, если я, например, стирала (ни памперсов, ни стиральной машины-автомат у нас не было), я раскрывала настежь двери в ванную комнату – и в комнату, где Ксюша играла в манеже. Чтобы ей было меня видно. Стирая, я всё время с ней разговаривала, пела песенки, шутила…

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги