Мелочи
Существует огромное количество мелочей, которые люди принимают как должное, не задумываясь о том, что кто-то их изготовил и доставил. Каждый из этих «рынков мелочей» предлагает блестящие возможности для тех, кто хочет стать скрытым чемпионом. Такой рыночный потенциал привлекателен и актуален для средних компаний, поскольку позволяет вести торговлю на международном уровне. Большинство компаний, перечисленных в табл. 4.1, – лидеры глобального рынка.
Таблица 4.1. Скрытые чемпионы на рынках мелкой продукции с большим объемом продаж
Хотя стоимость каждой отдельной единицы товара низкая, объемы производства огромны. Компания M+C Schiffer производит 1,3 млн зубных щеток в день. Если выложить их в ряд, общегодовой объем производства составит 760 000 км, то есть можно 19 раз обогнуть Землю. В Schott стоимость единицы продукции (фармацевтическая упаковка из стекла) составляет 3–10 центов, а средняя стоимость 5 центов. Однако 11 млрд единиц в год (и это только по данной категории продукта) приносят €550 млн дохода[27]. Мир полон возможностей для бизнеса, даже «мелочного». Скрытые чемпионы – это зачастую пионеры своей отрасли, достигшие лидирующего положения на мировом рынке.
Коммуникации и логистика
Чтобы использовать возможность расширения рынка, необходимо наладить коммуникации с бизнес-партнерами во всем мире и доставлять им свою продукцию легко и с минимальными затратами. Современные информационные технологии и глобальная система логистики – достижения, играющие важную роль в появлении скрытых чемпионов. Около 22 % скрытых чемпионов в Германии имеют годовые продажи менее €50 млн. Раньше с таким доходом вряд ли получилось бы играть активную роль на мировом рынке, но сегодня эти небольшие скрытые чемпионы продают свою продукцию и услуги по всему миру. «Глобальная деревня», которую предсказывал канадский специалист по коммуникациям Маршалл Маклюэн, стала реальностью[28].
В данном контексте логистика охватывает не только транспортирование продукции, но и людей, которые регулярно ездят по всему миру, чтобы обеспечить работу своего глобального бизнеса. Среди них торговые представители, инженеры-проектировщики, технические специалисты и сборщики. Такая небольшая компания, как Klais (Бонн, Германия), насчитывает всего 65 сотрудников, но производит высококачественные трубные органы в Новой Зеландии, Японии, Китае, США, Аргентине, Израиле и других странах. Это возможно только благодаря безупречным современным коммуникациям и эффективной логистической системе для продукции и персонала.
Глава 5
Признание концепции скрытых чемпионов
С самого начала концепция скрытых чемпионов привлекла широкий и неослабевающий интерес политики, бизнеса, прессы, образования и научных исследований. Google выдает огромное количество ответов на запрос «скрытые чемпионы» – 1,75 млн, и это говорит о том, что данная концепция признана во всем мире, а не только в немецкоговорящих странах[29].
Политика
В 2017 году концепция скрытых чемпионов была упомянута в коалиционном соглашении правительства Германии: «Многие малые и средние предприятия стали инновационными лидерами мирового рынка. Мы видим это на примере немецких скрытых чемпионов с их лидирующим положением в тех или иных технологических отраслях»[30]. Интернет-портал Северного Рейна – Вестфалии, крупнейшего региона Германии, говорит: «Скрытые чемпионы добились грандиозного успеха и вносят важный вклад в репутацию нашего региона за границей. Каждый четвертый немецкий лидер рынка базируется в Северном Рейне – Вестфалии!»[31].
Многочисленные региональные агентства бизнес-инициатив и торгово-промышленные палаты издают брошюры с фотографиями скрытых чемпионов из своего региона[32]. Немецкий регион Гессен ввел премию скрытых чемпионов для лидирующих предприятий МСБ. В 2019 году была создана Ассоциация скрытых чемпионов Германии[33]. Несколько масштабных соревнований среди скрытых чемпионов прошли в Тайване[34].
Концепция скрытых чемпионов вызывает наибольший интерес в Китае. В начале 2021 года китайское правительство запустило амбициозную программу по созданию 1000 скрытых чемпионов и признала, что эта концепция была впервые выдвинута «немецким экспертом по менеджменту Германом Симоном»[35]. Правительство выделило $1,3 млрд на эту программу и разработало подробный план реализации[36]. Всего через три недели после официального запуска программы мой знакомый из провинции Шаньдун сообщил мне, что подробные инструкции уже поступили на местном уровне. Китайское агентство по привлечению иностранных инвестиций организовало десятки конференций по скрытым чемпионам в Китае.
Бизнес
Берлинская компания Avesco Financial Services управляет Фондом скрытых чемпионов[37]. В Сингапуре также действует Фонд скрытых чемпионов, инвестирующий в средних лидеров рынка в Азиатско-Тихоокеанском регионе[38].
В Цюрихе Джеймс Брединг открыл Фонд скрытых чемпионов для восьми маленьких стран. Он назвал эти страны «S8» и издал книгу по их выдающимся результатам[39]. Частный банк Цюриха Vontobel предлагает корзину акций, где представлена широкая выборка из 36 европейских скрытых чемпионов, включая 12 из Германии.
Во всем мире множество компаний применяют стратегию скрытых чемпионов. Пример одного производителя текстильного оборудования, пожелавшего остаться неизвестным, типичен: «Благодаря стратегии скрытых чемпионов мы стали лидерами мирового рынка. Сегодня наша доля мирового рынка составляет 70 %, 10 лет назад она составляла 40 %».
Китайский предприниматель Янг Шурен узнал о концепции скрытых чемпионов в 2002 году и стал активно применять ее, радикально скорректировав свой слишком широкий ассортимент продукции и глобализовав свою деятельность. Его компания Shandong Moris Technologies, Ltd. стала лидером мирового рынка по трем химическим продуктам тонкого органического синтеза.
Пресса и литература
Концепция скрытых чемпионов пользуется неослабевающим вниманием мировых медиа. Количество статей в газетах и журналах достигает многих тысяч.
В январе 2004 года американский журнал Business Week посвятил обложку скрытым чемпионам. На рис. 5.1 представлен Нерио Алессандри, генеральный директор итальянского скрытого чемпиона Tehnogym[40].
Затем, в 2019 году, Forbes опубликовал статью под названием «Секреты лидеров скрытых чемпионов»[41].
Рис. 5.1. Скрытые чемпионы на обложке Business Week
Немецкая телевизионная станция n-tv ежегодно раздает премии скрытым чемпионам. Лекция по скрытым чемпионам, которую транслировали по различным каналам Центральное китайское телевидение и стриминговый сервис Tencent, привлекла 20 млн зрителей[42]. Amazon предлагает более 20 книг (помимо моих) из разных стран с термином «скрытые чемпионы» в названии[43]. Современные книги, посвященные Германии, всегда называют скрытых чемпионов столпами не только немецкой экономики, но и общества в целом. Это касается книг и зарубежных, и немецких авторов[44].
Образование
Европейская школа менеджмента и технологий в Берлине открыла первый в мире Институт скрытых чемпионов[45]. Южная Корея тем временем гордится своим Институтом управления скрытых чемпионов[46]. В 2021 году Чжэцзянский университет в Ханчжоу открыл Международный исследовательский центр по скрытым чемпионам и пригласил меня на должность почетного директора[47]. Новая школа бизнеса в Шоугуане (провинция Шаньдун) обучает студентов принципам скрытых чемпионов. На рис. 5.2 показано здание этой новой школы бизнеса, названной в мою честь.
Рис. 5.2. Школа бизнеса имени Германа Симона в Шоугуане, Китай
Научные исследования
За последние годы я получил огромное количество запросов от студентов и аспирантов, которые работают над темами, связанными со скрытыми чемпионами. Юлиан Шенкенхофер из Аугсбургского университета пишет: «Я изучаю скрытых чемпионов четыре года, и через меня прошли уже сотни материалов для семинаров, курсовых и диссертаций по данной теме. Студенты обожают эту тему!»[48].
За последние годы исследования в области скрытых чемпионов набирают обороты, и я считаю, что эта тенденция будет только нарастать. Шенкенхофер прислал мне масштабный и глубокий обзор научных статей по скрытым чемпионам[49]. Он проанализировал 94 научные публикации и разделил их на четыре направления: интернационализация, исследования и разработки/инновации, глобальная дистрибуция скрытых чемпионов и прочее. Более 80 % этих исследовательских статей написано после 2010 года. Научные исследования в целом подтвердили мои собственные выводы, сделанные, в частности, на основе моего личного опыта. Приведу один пример из аналитического обзора Шенкенхофера: «Скрытые чемпионы создают организационный климат, благоприятный для инноваций, их сотрудники активнее занимаются инновационными процессами по сравнению с сотрудниками других компаний»[50].
Подъем скрытых чемпионов
Глава 6
Скрытые чемпионы в мире
Я собираю имена скрытых чемпионов по всему миру с 1989 года. В некоторых странах местные исследователи систематически отмечают и анализируют этих лидеров рынка[51].
Есть также межнациональные обзоры, в которых участвовало большое количество исследователей[52]. Однако в некоторых странах данные по скрытым чемпионам никак не назовешь исчерпывающими, поскольку никто не занимался систематическим сбором информации.
Скрытые чемпионы по странам
На данный момент известно 3406 скрытых чемпионов, отвечающих трем критериям, обозначенным в главе 3. Эти фирмы базируются в 59 странах.
В табл. 6.1 показано количество скрытых чемпионов (общее количество и доля на миллион жителей страны) по странам, где есть минимум 20 скрытых чемпионов.
Таблица 6.1. Скрытые чемпионы по странам – общее количество и доля на миллион жителей
Как вы видите, скрытые чемпионы – в первую очередь феномен немецкоговорящих стран. Германия, Австрия и Швейцария – единственные страны, где эти средние предприятия – лидеры мирового рынка представлены в большом количестве на душу населения, в каждой стране около 18 скрытых чемпионов на миллион жителей. За ними следуют скандинавские страны, Нидерланды и Япония. Во всех остальных странах скрытые чемпионы – довольно редкое явление, если учитывать численность населения. Это касается крупных европейских стран, а в еще большей степени США и Китая.
Причин несколько. В Америке только 20 % всех компаний занимаются экспортом. Среди них 10 % крупнейших компаний обеспечивают более 90 % американского экспорта[53]. Американский МСБ ограничивается в основном огромным внутренним рынком. Некоторые авторы критикуют США за то, что «страна не поддерживает средний бизнес»[54]. Во Франции доминируют крупные компании, а малые и средние предприятия играют лишь незначительную роль. В главе 2 мы отметили, что около двух третей всего китайского экспорта приходится на средний бизнес. Количество средних китайских фирм-экспортеров высоко, но лишь немногие из них стали скрытыми чемпионами. Хотя их общее число невелико, за последнее время количество скрытых чемпионов в Китае значительно выросло. Я считаю, что эта тенденция продолжится, и через 10–20 лет их число вырастет в разы. Тем не менее доля скрытых чемпионов на душу населения в Китае, скорее всего, останется скромной из-за большой численности населения.
Девятнадцать стран, где есть минимум 20 скрытых чемпионов, представляют 93,7 % всех скрытых чемпионов, какие я нашел. На немецкоговорящий регион приходится основная доля – 56,2 %. Если считать Люксембург и Лихтенштейн, то 56,9 % всех скрытых чемпионов происходят из немецкоговорящих стран.
Структура
Структура скрытых чемпионов зависит от страны. Американские скрытые чемпионы представлены в самых разных секторах, хотя за последние годы доля Интернет-компаний стремительно растет. Это еще одна тенденция, которая будет набирать обороты. Скрытые чемпионы Японии зачастую не обнаруживают собственного глобального присутствия, но занимают лидирующее положение на мировом рынке опосредованно, в качестве поставщиков крупных корпораций. Они поставщики в основном крупных японских компаний в секторе электроники, которые сами являются лидерами мирового рынка.
Почти все итальянские скрытые чемпионы базируются на севере страны и по отраслевой структуре похожи на своих немецкоговорящих коллег. Такие сектора, как производство оборудования, инжиниринг, инфраструктура и строительные технологии, играют ведущую роль. Италия, как и Франция, насчитывает большое количество поставщиков для фешн-индустрии и производителей товаров класса «люкс».
Некоторые французские скрытые чемпионы относятся к сектору высоких технологий, такие как Dassault Systèmes, лидер мирового рынка систем автоматизированного проектирования.
Великобритания насчитывает немало технологических и исследовательских скрытых чемпионов, таких как ARM, лидер мирового рынка RISC-процессоров, которые используются в большинстве смартфонов и планшетов.
В Нидерландах важную роль играют провайдеры услуг, растениеводы и их поставщики.
Развивающиеся страны
Интересно посмотреть, есть ли скрытые чемпионы в развивающихся странах, и если да, в каких отраслях. Как вы понимаете, их общее число в этих странах невелико. Большинство скрытых чемпионов развивающихся стран представлено в секторах, по которым у этих стран есть конкурентное преимущество или особые ресурсы. Например, цитрусовые фрукты в Бразилии, натуральный каучук в Малайзии, джут в Бангладеше и манго в Египте.
Два типичных примера скрытых чемпионов из сырьевого сектора – египетская компания Nakhla, лидер мирового рынка табака шиша, и российская компания ВСМПО-АВИСМА, лидер на мировом рынке производства титана.
Развивающимся странам и их компаниям можно посоветовать не ограничиваться производством и экспортом сырьевых материалов и товаров.
Целесообразнее углубить свою цепочку создания стоимости, перерабатывать сырье и продавать его в виде полуобработанной или обработанной продукции по более высокой цене. Малайзия – пример такого расширения цепочки создания стоимости. Эта страна является третьим в мире производителем природного каучука, но стала основным поставщиком одноразовых перчаток[55]. Около 70 % всех резиновых перчаток поставляется из Малайзии[56].
Компания Top Glove – мировой лидер, ее доля глобального рынка 25 %, несколько других производителей ведут активный бизнес по всему миру и основали глобальные бренды. На рис. 6.1 вы видите трех сотрудников Top Glove на промышленной ярмарке в Китае.
Рис. 6.1. Интернационализация скрытого чемпиона из развивающейся страны: сотрудники малазийского мирового лидера Top Glove на промышленной ярмарке в Китае
В Бразилии такие скрытые чемпионы, как Fischer Group (мировой лидер на рынке фруктовых концентратов), Cutrale (мировой лидер на рынке цитрусовых фруктов) и Sadia (мировой лидер на рынке замороженного мяса), доказывают, что углубление цепочки создания стоимости – оптимальный путь к лидерству на мировом рынке. Точно так же страны Среднего Востока поглощают фирмы, занимающиеся химической переработкой нефти, чтобы увеличить свою долю в цепочке создания стоимости в нефтяной отрасли.
В целом компаниям из этих стран я советую быть более смелыми и амбициозными, чтобы стать производителями мирового уровня. Такие страны, как Тайвань и Южная Корея, прошли через этот процесс и достигли удивительных результатов. Бразилия демонстрирует убедительные примеры этой стратегии в работе таких скрытых чемпионов, как Embraer, ведущего в мире производителя региональных самолетов, и Embraco, ведущего производителя холодильных компрессоров. То же самое относится к Индии и ее скрытым чемпионам, таким как Essel Propack, мировому лидеру на рынке тюбиков для зубной пасты, и Serum Institute of India, крупнейшему в мире производителю вакцин. Эти примеры показывают, что предприятия МСБ из развивающихся стран могут добиться глобальной конкурентоспособности не только на upstream-рынках (поиск и добыча) товаров широкого потребления, но и на downstream-рынках (переработка) с более высокой добавленной стоимостью.
Вопрос глобальной актуальности
Тот факт, что больше половины (56 %) выявленных скрытых чемпионов базируются в немецкоговорящих странах, поднимает несколько важных вопросов. Во-первых, можно ли говорить о признании данной концепции на глобальном уровне, или она ограничена только конкретным регионом, предоставляющим особо выгодные условия? Во-вторых, могут ли компании из других регионов научиться чему-либо на уроках немецкоговорящих скрытых чемпионов? Наконец, актуальны ли выводы, которые мы делаем по работе немецких компаний, для МСБ из других стран?
На мой взгляд, ответ на все три вопроса – безусловное «да».
Я лично встречался с сотнями скрытых чемпионов на всех континентах и всегда удивлялся их явным сходствам с немецкими пионерами. Скрытые чемпионы могут появиться в любой стране, и их действительно можно найти почти во всех странах. Все мои исследования говорят о том, что ключевые факторы успеха немецкоговорящих скрытых чемпионов так или иначе существуют в других странам и на других континентах.
В этой книге я намерен дать уроки амбициозным компаниям МСБ со всего мира. Хотя эти уроки опираются в основном на успех стратегий немецкоговорящих скрытых чемпионов, я убежден, что концепция скрытых чемпионов актуальна и на глобальном уровне.
Глава 7
Немецкие скрытые чемпионы
На сегодняшний день список немецких скрытых чемпионов состоит из 1573 компаний, отвечающих критериям, указанным в главе 3. На рис. 7.1 вы видите количество немецких скрытых чемпионов, отмеченных в ходе различных обзоров с начала моего исследования в 1989 году.
Рис. 7.1. Количество выявленных скрытых чемпионов в Германии, 1989–2020 гг.
Следует отметить, что рис. 7.1 не отражает рост реального количества скрытых чемпионов; он показывает лишь те компании, которые удалось выявить в ходе моего исследования. Рост их количества можно объяснить проведением более широкого и систематического анализа, а также появлением новых или ранее не выявленных скрытых чемпионов. Напротив, некоторые компании лишились своего статуса скрытых чемпионов из-за сокращения доли рынка, банкротства, слияний и поглощений. Из 1307 скрытых чемпионов в 2012 году около 70 % больше не соответствуют критериям и были исключены из списка. По моим расчетам, если брать длительный период, около 1 % скрытых чемпионов лишаются своего статуса ежегодно.
Рыночное положение
Больше трети скрытых чемпионов Германии (35,2 %) считают себя бесспорными глобальными лидерами своего рынка, в то время как 41,7 % называют себя одними из лидеров мирового рынка, а 23,1 % – лидерами европейского рынка. Точная доля рынка известна лишь по немногим скрытым чемпионам Германии. В среднем медианная доля рынка по соответствующим рынкам (мировым и европейским) составляет 40 %, однако это число следует считать ориентировочным, а не репрезентативным[57]. Тем не менее оно соответствует результату масштабного исследования, которое показало, что средняя доля рынка скрытых чемпионов составляет 34 %[58].
Доход
Средний доход (среднее арифметическое) 1573 скрытых чемпионов Германии составляет €467 млн[59]. Самый маленький
Рис. 7.2. Распределение доходов скрытых чемпионов Германии
скрытый чемпион зарабатывает €1 млн в год, а самый крупный – €4966 млрд. Рисунок 7.2 показывает распределение дохода скрытых чемпионов Германии.
Медиана, не учитывающая крайние показатели, важнее, чем среднее арифметическое, если мы хотим определить типичный размер скрытых чемпионов. Медианный доход составляет €150 млн, а значит, половина из них зарабатывает больше этого уровня, а половина меньше.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Levitt, T. (1983). “The Globalization of Markets”, Harvard Business Review, May/June 1983, pp. 92–102. The term “globalization” first appeared in 1917, but did not become common until 1983.
2
Accessed on April 5, 2021.
3
Hanser, P. (1987). “asw discussion with Theodore Levitt and Hermann Simon”, Absatzwirtschaft, 8, pp. 20–22.
4
Cf. Klapper, D. (1989). “Internationale Erfolgsstrategien mittlerer Unternehmen”, dissertation, University of Bielefeld.
5
Simon, H. (1990). “Hidden Champions – Speerspitze der deutschen Wirtschaft”, Zeitschrift für Betriebswirtschaft, 60 (9), pp. 875–890.
6
Simon, H. (1992). “Lessons from Germany’s Midsize Giants”, Harvard Business Review, 70 (March – April), pp. 115–123.
7
Cf. Simon, H. (1996). Hidden Champions – Lessons from 500 of the World’s Best Unknown Companies, Cambridge: Harvard Business School Press.
8
Simon, H. (2009). Hidden Champions of the 21st Century, New York: Springer; German edition: Simon, H. (2007). Hidden Champions des 21. Jahrhunderts – Die Erfolgsstrategien unbekannter Weltmarkführer, Frankfurt: Campus 2007.
9
Simon, H. (2012). Hidden Champions – Aufbruch nach Globalia, Frankfurt: Campus 2012.
10
Я намеренно выбрал 10 лет до 2019 года, поскольку данные на 2020 год сильно искажены под влиянием Covid-19.
11
Cf. Melitz, M., Mayer, T., & Ottaviano, G. (2014). “Market Size, Competition, and the Product Mix of Exporters”, American Economic Review 104 (2), pp. 495–536.
12
N.A. (2104). “Nur die stärksten Unternehmen exportieren”, Frankfurter Allgemeine Zeitung, May 5, p. 18.
13
Cf. Fortune, August-September 2020, S. F1-F22. Number of companies and export figures for 2019.
14
Economist сообщил еще в 2009 году, что 68 % китайского экспорта приходится на компании, где работают менее 2000 человек (ef 2009 "Small Fish in a Big Pond", The Economist, September 10). По нашим расчетам, если смотреть по компаниям, где работают меньше 4000 человек, цифра будет та же.
15
https://hiddenchampionsfund.com/, viewed May 1, 2020.
16
https://www.usnews.com/media/best-countries/overall-rankings-2020.pdf.
17
https://knowledge.wharton.upenn.edu/article/entrepreneurial-country-world/, June 15, 2016.
18
Kampfner, J. (2020). Why the Germans Do it Better: Notes from a Grown-Up Country, London: Atlantic Books, p. 84. See also Neiman, S. (2019). Learning from the Germans, New York: MacMillan.
19
Steingart, G. (2020), Die unbequeme Wahrheit – Rede zur Lage unserer Nation, Munich: Penguin Verlag, p. 84.
20
Fortune, August/September 2020.
21
Julian Schenkenhofer, J. (2020). “Hidden Champions: A Review of the Literature and Future Research Avenues”, Working Paper Series 06–20, Chair of Management und Organization, University of Augsburg, p. 9.
22
Smith, A. (1993). An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations, Indianapolis: Hackett Publishing 1993.
23
Smith, A. (2012). Untersuchung über Wesen und Ursachen des Reichtums der Völker, Tübingen: Mohr Siebeck 2012, p. 101.