Почему это было необходимо? Потому что, по словам «Вятского летописца» (более известного как «Повесть о стране Вятской»), раньше эта честь принадлежала Великорецкой иконе Святителя Николая, с которой жители Хлынова крестным ходом ежегодно обходили свой город (7, С. 35). Однако, если Великорецкая икона была перенесена с Великой реки в Хлынов волей его жителей, то чудесное исцеление Вятской земли от моровой язвы означало, что Сам Господь избрал и наш край, и его главный город. Поэтому Великорецкая традиция должна была уступить место традиции Всемилостивого Спаса. По крайней мере, в Хлынове.
Если мы, мысленно преодолев расстояние в десять лет, перенесемся в Хлынов 1667 г., то повсюду встретим верные и очевидные знаки этой традиции. К этому времени его Кремль и Посад были окружены новыми крепостными стенами со встроенными в них башнями.
Сердцем Хлынова был Кремль – «город в городе», город вятского архиерея, прообразующего за богослужением Самого Христа. Так в наиболее торжественные моменты богослужения, архиерей одевает поверх саккоса омофор, который символизирует овцу, заблудшую и принесенную добрым пастырем на плечах в дом (Лк.15, 4—7), а облачённый в него епископ изображает собой Христа Доброго Пастыря, который взял заблудшую овцу на плечи и отнёс её в дом Отца Небесного.
В центре Кремля возвышался Соборный храм Живоначальной Троицы – место архиерейского служения, рядом с ним – палаты вятского архиерея. Войти в Кремль с главной торговой площади можно было воротами в Спасской башне, самой высокой в городе, флагшток которой поднимался на высоту 12-этажного дома (20 сажен). Она была проезжей и имела над воротами «Спасов Нерукотворенный образ» (8, С. 29). Такой же образ встречал гостей над воротами Московской башни – главной башни Посада, напоминая, что не только Кремль, но также и Посад сподобился от Христа Спасителя защиты от моровой язвы и ныне находится под Его Высочайшим покровительством. Для хлыновцев, переживших трагедию 1657 г., выражение «Богохранимый Хлынов» было вовсе не метафорой, а убеждением.
Осмотревшись в Хлынове, мы бы обнаружили, что основу его планировки составляют господские храмы, которые расположены по кругу в порядке евангельских событий – Богоявления, Преображения, Воскресения, Вознесения Господня, а в центре этого круга, в западной части торга – церковь Святой Троицы с находящимся в ней чудотворным списком Вятского Спаса. Ежегодно, в 5-ое воскресенье Великого поста этот образ участвует в крестном ходе, который обходит, от одного господского храма к другому, весь город (9). Яркий, зримый и запоминающийся образ Богоспасаемого града, в центре которого – почитание Христа Спасителя, преложившего «смертоносие» 1657 г. в новый расцвет Хлынова и всей Вятской земли.
Вопросы и ответы
Готовы ли мы увидеть наш город таким? Понимаем ли мы, какое непреходящее духовное богатство даровал Господь нашей земле, сколь поучительна история вятской иконы Спасителя, как удивительно она преобразила наш провинциальный, затерянный за лесами городок, какие прочные нити раз и навсегда связали его с Москвой и Русским Православием?
Осознаем ли мы, что вовсе не Александро-Невский собор, а Спасский собор является нашим «вятским Храмом Христа Спасителя» – обезглавленный, униженный, полуразрушенный, но все равно устоявший в буре гонений и ныне возрождающийся? Скорбит ли наше сердце оттого, что возрождение этого храма идет также медленно, как медленно просыпаются наши души от дремы безбожия и беспамятства?
Готовы ли осознать, что мы – христиане, и поэтому сначала – Христовы, а уже затем – «Предтеченские», «Серафимовские», «Ильинские» или «Трифоновы»? Не обливается ли наше сердце кровью от того, что улица Спасская все еще носит имя комиссара Дрелевского, проложившего на Вятке пути гонителям Церкви? Понимаем ли мы, что, откладывая каждый год под разными «благовидными» предлогами день возрождения Спасского крестного хода, мы тем самым только продлеваем череду беспамятства и льем воду на мельницу тех, кто восемьдесят лет назад запретил этот ход, чтобы не плыл над городом образ Христа, не звучали в Его честь песнопения, не обращались к Нему люди, не соизмеряли свою жизнь с Его Жизнью, данной нам в Святом Евангелии?
Если понимаем и осознаем, то почему медлим? Конечно, любое новое дело требует и времени, и сил. Конечно, в любом большом деле (а возрождение Спасского крестного хода является, по настоящему, «большим делом») есть вопросы. Давайте попробуем вместе ответить на них.
Вопрос: В годы гонений обе иконы Спасителя – и вятская, и московская были утрачены. С какой иконой идти?
Ответ: Был утрачен и чудотворный образ Святителя Николая, обретенный на реке Великой. Поэтому Великорецкий крестный ход ныне совершается с одним из его древних списков. Здесь можно поступить также. Списки с вятской иконы Спасителя известны.
Вопрос: Каким маршрутом идти?
Ответ: Лучше начать с малого и пока возродить Спасский крестный ход в тех границах, в которых он возник в середине XVII века – вдоль границы Земляного вала, опоясывавшего Кремль и Посад. К тому же это не создаст заметных помех для движения городского транспорта. В этом случае, выйдя из Спасского собора, можно было бы сразу повернуть направо и, пройдя через площадь старого торга, в восточном конце которой находилась Спасская башня Кремля, далее идти по Динамовскому проезду мимо Преображенского монастыря и Александровского сада на улицу Пятницкую, затем мимо храма Иоанна Предтечи до улицы Никитской (Володарского), затем по Никитской мимо нового здания Кукольного театра до улицы Копанской (Герцена) и по ней возвратиться в Спасский собор.
Вопрос: Но сможем ли мы в этом случае назвать этот крестный ход «городским»?
Ответ: Великорецкий крестный ход тоже не обходит всю Россию, но мы, тем не менее, называем его «Всероссийским», так как в нем участвуют паломники со всей России. Также и Спасский крестный ход сделает «городским» не его маршрут (который не раз менялся), а участие духовенства и прихожан из разных храмов города.
Вопрос: Возвращаясь с реки Великой, паломники и так обходят город крестным ходом. Может быть, его и следует считать «городским»?
Ответ: Во-первых, великорецкие паломники обходят не весь город, а только его северную часть. Но, что еще более важно, Великорецкий ход – это совершенно другой крестный ход, со своей историей, маршрутом и своим небесным покровителем – святителем Николаем. Спасский крестный ход имеет свою историю, как мы убедились, тесно связанную с рождением Вятской епархии. Но главное – он посвящен Самому Христу Спасителю, по Имени Которого мы все называемся христианами. И, если бы мы могли спросить святителя Николая, преподобного Трифона и всех вятских святых о том, должен ли быть возрожден этот крестный ход, то, как они ответили бы на наш вопрос?
Список источников:
1. Маркелов А. В. Прошлое и будущее городского крестного хода в 4-ое воскресенье Великого поста // Православие на Вятской земле. Материалы научной конференции. Киров (Вятка), 2003.
2. Ельшин С. В. Дрелевского или Спасская? // Вести. 2010. №2.
3. Соборное изложение преосвященнаго Ионы архиепископа Вятскаго
и Великопермскаго о празднестве пятой недели Великаго поста. Труды ВУАК. 1905. Вып. II. Отд. III.
4. О Нерукотворенном образе Спасителя, находящемся в Вятском Спасском соборе. Вятка, 1896; О чудотворной иконе Нерукотворенного образа Христа Спасителя, находящейся в Вятском Спасском соборе. Вятка, 1904.
5. Кудрявцев Матфей, диакон. Чудотворный Нерукотворенный образ Спасителя, что в Московском Новоспасском монастыре. М., 1886.
6. Чума. Черная смерть. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.
7. Повесть о стране Вятской (по Миллеровскому списку) // Тр. ВУАК. 1905. Вып. III. Отд. II.
8. Тинский А. Г. Крепостная архитектура Хлынова XVII века // Энциклопедия земли Вятской. Т. 5. Архитектура. Киров, 1996.
9. Подробнее об этом см. Балыбердин А., прот. Замысел о Вятке: Церковь в истории России. Сборник №8. М., ИРИ РАН, 2009. С. 57—69, а также Православие на Вятской земле (К 350-летию Вятской епархии). Материалы Межрегиональной научной конференции. Вятка, Буквица, 2007. С.40—47.
Страницы истории Вятского Спасского собора
Священник Петр Машковцев,
Долженкова Т. В. (Киров)
С давних времен на паперти деревянной Вознесенской (по другим сведениям Троицкой) церкви г. Хлынова находился Нерукотворный образ Христа Спасителя, поставленный там неизвестно кем и когда, в чертах Лица которого, как писал в конце XIX в. диакон М. Чемоданов, «читаешь и всемогущество Божие, и правосудие, спокойное величие, милосердие и кротость».
После того, как 12 июля 1645 г., по молитвам перед этой иконой прозрел мальчик Петр Палкин, в г. Хлынове свершилось множество исцелений, узнав о которых царь Алексей Михайлович велел в начале 1647 г. доставить чудотворный образ в Москву и оставить в Новоспасском монастыре, а для хлыновцев списать с него точную копию, обложив ее серебряным, позолоченным окладом. В Хлынов эта икона была принесена 17 декабря 1648 г. и торжественно поставлена на прежнее чудотворное место.
Вскоре ей также было суждено просиять чудесами, что случилось в 1657 г., когда Вятское воеводство посетила смертоносная язва, прекратившаяся по молитвам перед чудотворным образом. В память об этом ежегодно стали совершать службы Нерукотворному образу Спасителя и обходить с ним город крестным ходом. Позже был также учрежден «Низовой» – то есть вниз по течению реки Вятки – крестный ход с чудотворною иконою Спасителя в города и села Вятской земли, который проходил раз в два года. Вплоть до 1929 г., когда все крестные ходы были запрещены.
Однако вернемся к истории самой церкви, в которой хранился Хлыновский образ Спасителя. В одном из больших пожаров, которые часто случались в деревянном городе и были весьма разрушительны, она сгорела. Тогда, по велению архиепископа Ионы, на ее месте был построен и 13 августа 1693 г. освящен новый каменный храм, простоявший более шестидесяти лет, не раз также страдавший в городских пожарах и, в итоге, в конце 1750-х гг. разобранный для того, что бы на его месте был возведен новый, двухэтажный собор.
Решение о строительстве нового храма было принято Консисторией в 1761 г. Спустя два года началась кладка стен и была закончена к 1767 г. После чего еще в течение полувека новый храм благоукрашался. Пока в 1818 г. все отделочные, живописные и прочие работы не были закончены, и новый Спасский собор не представил перед вятчанами во всей своей красоте. Строительство храма стало событием чрезвычайно важным для всех жителей Вятской земли. Средства на его возведение поступали во время низовых крестных ходов. Люди жертвовали деньги, строительные материалы. В строительстве собора, в отделочных работах, в его украшении, принимали участие лучшие мастеровые и художники Вятского края, а для его конструкций находили разные источники строительных материалов.
Краткая хронология этих работ такова:
8 июля 1770 г. Преосвященным Варфоломеем с полуденной стороны теплого храма был освящен придел во имя святой великомученицы Екатерины.
В 1785 г. губернским архитектором был назначен Филимон Меркурьевич Росляков (1758—1806), после чего все работы на соборе стали проводиться под его надзором, по его чертежам и при его личном участии.
В 1785 г. мещанин г. Вятки Н. Бабиков и крестьяне разных округов разобрали на кирпич старую Спасскую церковь, сняли кресты, крышу, а разобранный кирпич и камень аккуратно сложили, чтобы не было их напрасной ломки (ГАКО. Ф. 301. Оп.1).
В апреле 1792 г. на верхнем этаже артель выполняла плотницкие работы.
В 1793 г. в соборе велись штукатурные работы, по шаблонам Ф. М. Рослякова были изготовлены карнизы, наличники, рамы.
В 1795 г. мастеровые И. А. Ефремов и Г. И. Мурысин заключили договор: «В Спасском соборе в холодной церкви иконостас со всею при нем резьбою, выколотить на полимент самою искусною работаю. На глади того иконостаса местами сделать цыровку (работа тонкой иглой по золоту для придания изображению лика святого), во всем сходственную с церковью здешнего Кафедрального собора, а также запрестольный крест, образ Божией Матери и резьбу, всю оную работу привести по окончанию во всей должной справности» (ГАКО. Ф. 301. Оп. 1. Д. 7).
В 1798 г., по плану и шаблонам Ф. М. Рослякова, крестьяне Шубины изготовили два иконостаса и два горних места «самое лучшею столярною работой, по архитекторскому плану» в нижнем этаже Спасского собора (ГАКО. Ф. 301. Оп. 1. Д. 8).
В 1805 г. Слободской мещанин колоколенный мастер А. Ф. Попов дал обязательство, что он изготовит колокола «с приличными на них изображениями», первый в 300 пудов из собственной его меди, второй же перельет из разбитого колокола весом 100 пудов (ГАКО. Ф. 237. Оп. 107).
В 1806 г. по проекту Ф. М. Рослякова началось изготовление каменной ограды, которую закончили в 1808 г., уже после его кончины.
Что касается росписи храма, то сохранилась переписка живописца М. Г. Мамаева с епископом Амвросием, датируемая 1817 г., из которой мы узнаем, что объем работ по написанию икон оказался большим, чем это было оговорено первоначально, в связи с чем мастер просил о прибавке платы за них (ГАКО. Ф. 237. Оп. 120. Д. 1045).
О том, кто в это время служил в храме, могут рассказать клировые ведомости, в которых содержится информация о священнослужителях, где они родились, учились, работали, какие награды имеют, какую общественную работу ведут, составе их семей и доходах, а также о прихожанах и приписанным к собору церквям.
Так из клировых ведомостей за 1777 г. мы узнаем, что приход Спасского собора насчитывал 96 дворов. В нем служили протоиерей Ф. Евтафьев, священники Т. Емельянов и И. Иоанов, дьяконы И. Афанасьев и С. Яковлев, пономари П. Семенов, Ф. Якимов и Я. Иванов, сторож Л. Ермилов (ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 11).
В 1786 г. в Спасский собор был назначен протоиерей Агафонник Свечников, который служил в нем, согласно изученным документам, и в 1798 и в 1806 г. (ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 18), принимая самое активное участие в строительстве и благоукрашении храма.
Клировые ведомости за 1830 г. содержат следующую информацию о «Спасской церкви» (ГАКО. Ф. 301. Оп. 1. Д. 17):
«Построена в 1767 г. с благословления Преосвященнейшего Епископа Вятского и Виликопермского Варфоломея. На суммы, поступившие как от прихожан, так особенно во время крестного хода по городам и селам от доброхотных дателей в казну приобретенной. Здание каменное, двухэтажное с каменною колокольнею с крышею.
Престолов в ней шесть. В летнем или холодном храме:
– Главный во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя, освящен 16 августа 1797 г. епископом Вятским и Слободским Преосвященным Амвросием Первым.
– Предельный с полуденной стороны во имя Вознесения Господня, освящен 7 сентября 1816 г. епископом Вятским и Слободским Преосвященным Гедеоном.
– Предельный с вечерней (северной) стороны во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла освящен 20 июня 1818 г. Преосвященным Амвросием Вторым. С этого времени службы проходят во всех приделах собора.
В нижнем или теплом храме:
– Главный во имя иконы Пречистыя Богородицы явления во граде Казани, освящен 18 июля 1783 г. Преосвященным Лаврентием.
– Предельный с полуденной (южной) стороны во имя святой великомученицы Екатерины, освящен 8 июля 1770 г. Преосвященным Варфоломеем.
– Предельный с вечерней стороны во имя Рождества Пресвятой Богородицы освящен 18 ноября 1800 г. Преосвященным Амвросием Первым.
Потребною утварью церковь снабжена. Служителей положено по штату: протоиерей, два священника, два дьякона, четыре причетника».
Прихожанами Спасской церкви в 1830 г. являлись 959 человек: чиновники, купцы, солдаты, канцелярские служащие, горожане, крестьяне.
Клировые ведомости последующих лет, во многом, повторяют это описание.
Спасский собор был удивительным архитектурным сооружением города, играл значительную роль, как в жизни духовенства, так и горожан. Священнослужители занимались образовательной и общественной деятельностью, вели просветительскую работу среди населения. В том числе благодарю тому, что Спасский собор был связан с древними традициями Вятского края. Например, такими как принесение в губернский город икон из сел Волково и Никульчино. О чем в 1857 г. в «Вятских губернских ведомостях» восторженно писал один из очевидцев (ВГВ. 1857. №44). Информация из клировых ведомостей показывает, что священнослужители Спасского собора были высокообразованными людьми – преподавали в учебных заведениях, знали иностранные языки, владели на высоком уровне знаниями и навыками, связанными с исполнением служебных обязанностей, выполняли важные общественные поручения, были на виду у прихожан, общественности города и правления Вятской епархии, их отмечали разными наградами, орденами, благодарностями, повышали по службе. По меркам нашего времени большинство священнослужителей имели крепкие многодетные семьи, где царили любовь и взаимопонимание. В вятском духовенстве прослеживаются династии священнослужителей в нескольких поколениях.
История Спасского собора в советский период весьма печальна и отражена в документах различных советских организаций, касающихся существования собора.
Документ 1. Соглашение: «Мы ниже подписавшиеся граждане г. Вятки, заключили настоящее соглашение с Вятским Совдепом в том, что приняли в бессрочное, бесплатное пользование находящееся на ул. Казанской богослужебное здание с богослужебными предметами по особой описи, на ниже следующих условиях». К соглашению прилагается опись, принадлежащего собору церковного имущества: священные предметы из серебра с золочением, евангелия, распятия, кресты, комплекты серебряных сосудов. «Священнические, дьяконские вакансии временно закрыты, оставлены – настоятеля и псаломщика» (ГАКО. Ф. 301. Оп. 1. Д. 28)
Документ 2. «Совершенно секретно». Выписка из протокола заседания комиссии по учету и сосредоточению ценностей от 23 января 1922 г. «Постановили: Признать, необходимым во всех губерниях образовать только одну авторитетную комиссию при исполкомах по фактическому учету и изъятию, отправке ценностей в ГОХРАН, независимо от того, в каких музеях, складах ЧК и Губфинотделов, закрытых монастырях и прочее эти ценности хранятся». К нему прилагается Акт: «Дискос, блюдца, чашечки… одна серебряная и позлащеная риза на Нерукотворном образе Спасителя, две серебряные ризы Тихвинской Божией Матери… серебряные лампады, кадильницы, комплекты серебряных сосудов… Могут быть изъяты из использования общины, для зачисления в фонд Центр. Ком. Помгол. Уполномоченный Красильников, Представители Спасского религиозного культа». А также квитанция серии Ах 3767479, выданная Вятской губкассой 22 марта 1922 г.: «Принято от Общины Спасского собора по акту №15 общим весом чистого серебра 6 пудов 27 фунтов 72 золотника, 47 долей, бриллианты, аметисты» (ГАКО. Ф. Р1163. Оп. 1. Д. 29).
Документ 3. Разрешение Вятскому епархиальному управлению в том, что ему разрешается совершить крестный ход 6 апреля 1924 г. из собора по ул. Троцкого (совр. Казанской) до ул. Халтурина (совр. Пятницкой), по ней до ул. Володарского, по ней до ул. Энгельса (совр. Преображенской), по ней до ул. Карла Маркса, по ней до ул. Дрелевского (совр. Спасской) и по ней обратно в собор.
Документ 4. Еще одно разрешение, касающееся традиции совершения так называемого «Низового» крестного хода: «21 апреля 1925 г. Адмотдел дает разрешение церквям, подавшим прошение провести крестные ходы. Расписание крестного хода из Вятки Спасского собора по Вятской губернии. Первый выход с 14 июня по 12 июля по селением Щербининской, Троицкой. Пасеговской, Югринской, Кстининской волостям, Вятского и Халтуринского уездов. Второй выход с 19 августа по 18 ноября в расписании 40 сел, городов, деревень. С 1 октября по 31 октября – 31 населенный пункт и встреча Святых икон в Спасском соборе» (ГАКО. Ф. Р1258. Оп. 1. Д. 604).
Документ 5. «Опись имущества при Вятском Спасском соборе», составленная, вероятно в 1927 г., из которой становится понятно, что советские власти начинаются готовиться к закрытию церквей и, в том числе, собора: «Храм Всемилостивого спаса, каменный, крестообразный, двухъярусный с каменной оградой. Колокольня каменная четырехъярусная. Нижний храм трехпрестольный, в нем средний храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Средний иконостас с позолотою в два яруса, в нем живописных 31 икона разного размера. Из которых одна – Чудотворный образ Христа Спасителя в медной посеребренной ризе 35 х 26 вершков… В южном приделе (правом) иконостас с позолотою в два яруса в нем 20 живописных икон». Таким же образом описаны все приделы (ГАКО. Ф. Р.1258. Оп. 1. Д. 118).
Документ 6. Одно из последних разрешений Адмотдела от 5 мая 1928 г. «группе верующих Спасского собора… устроить крестный ход в пределах Вятского, Халтуринского, Котельнического, Яранского, Нолинского и Слободского уездов Вятской губернии». Начиная с этого года советские власти на местах перестают перезаключать договоры с приходскими общинами о бессрочном пользовании имуществом церквей и соборов, находят при этом разные предлоги, меньше выдают храмам разрешений на проведение крестных ходов.
Подготовка к закрытию церквей активизируется в 1929 г. Сначала, 21 мая власти изымают книги из церковной библиотеки, которая в 1915 г. насчитывала 700 томов. А спустя еще две недели, 4 июня 1929 г., Президиум Вятского городского совета принимает решение передать Спасский собор Союзу Металлистов. Позже этот вопрос был еще не раз пересмотрен – подлежащий закрытию храм еще не раз передавали разным организациям. Поэтому службы в нем еще какое-то время продолжали совершаться. Вероятно, до августа 1929 года.
В 1930 г. здание собора было передано Вятскому пединституту под общежитие. Снесены колокольня и купол. В значительной степени перестроены первый и второй этажи, после чего здание стало четырехэтажным, изменена вся его внутренняя конфигурация. В последующие годы в стенах собора находились клуб, общежитие, склад, банно-прачечное объединение, проектный институт. И все же можно считать, что Спасскому собору повезло – искалеченный, сильно реконструированный, он все-таки выжил, единственный из пяти приходских соборов Вятки.
Шли годы, менялась политика в стране. От веры в коммунизм не осталось и следа. Но без веры человек жить не может. Назрела необходимость – возрождать православную веру, восстанавливать церкви и строить новые.
В 1990 г. Спасский собор посетили представители Кировской епархии. Архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф с благоговением ступил на это святое место, превращенное в производственную территорию. Собор помрачнел, как древняя икона, покрытая многолетней копотью наших грехов. Осмотрев этот «Вавилон», опечаленный владыка вышел на крыльцо собора и, помедлив, сказал своим спутникам: «Пока у нас нет возможности принять такой храм» («Вятский Епархиальный вестник». 2007. №5). Прошло еще целых четыре года, прежде чем в 1994 г. решением областных властей здание было возвращено Вятской епархии здания бывшего Спасского собора и передано на баланс церковной общины, в которую вошли представители городской интеллигенции, горожане.
4 мая 1995 г. настоятелем Спасского собора был назначен священник Александр Перминов, под руководством которого началось медленное, но последовательное восстановление храма.
10 января 1997 г. в Спасском соборе состоялся первый молебен, первый после его закрытия, а затем неожиданно 1 декабря 1997 г. случился пожар, который, с одной стороны, принес зданию серьезные повреждения, а, с другой стороны, словно провел огненную черту между временем забвения и возрождением храма. А также поторопивший временных пользователей поскорее покинуть церковное здание.
Наконец, в 1999 г. вся территория Спасского собора была передана церковной общине. Собору подарили большую икону, когда привели ее в порядок, глазам предстали два ангела в полный рост, держащие изображение Спаса нерукотворного. Даритель принял святое крещение, и это таинство стало первым после закрытия храма.
В течение нескольких лет, с 1999 по 2003 гг., одна из работниц храма М. В. Сазонова вела в дневнике записи, благодаря которым сохранилась бесценные свидетельства больших и маленьких дел, судеб священнослужителей и прихожан. На первый взгляд, эти записи могут показаться незначительными, но так возрождался Спасский собор.
Вот некоторые из них:
«1999 год. Мастера выложили мраморной плитки пол в алтаре Екатерининского придела, в нем состоялось первое крещение. С. Кубасов расписывал и оформлял Екатерининский придел. Столярные работы выполнял И. Самылов. М. Петухов резал Царские врата. Екатерининский придел восстановлен и торжественно освящен».
Внутри собора шла и другая важная работа – по собиранию духовных сил, возглавляемая настоятелем храма, ибо сдвинуть с мертвой точки такую махину можно было только с помощью Божией. Читаем об этом: