Книга Обретение святых – 2019. Сборник материалов церковно-научной конференции - читать онлайн бесплатно, автор Александр Геннадьевич Балыбердин. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Обретение святых – 2019. Сборник материалов церковно-научной конференции
Обретение святых – 2019. Сборник материалов церковно-научной конференции
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Обретение святых – 2019. Сборник материалов церковно-научной конференции

«Приступили к восстановлению центрального придела первого этажа во имя иконы Казанской Божией Матери. Как и во времена своего создания, собор возрождается медленно, но всем миром. Спасский собор 17 мая посетил владыка Хрисанф. Каждый день это маленькая победа для возрождения собора из небытия».

«2000 лет от Рождества Христова. 7 января в храм заходит много народа, некоторые впервые знакомятся с храмом, хорошо одетые, благополучные. В храме идут службы, не прекращаются ремонтные работы и субботники. После расчистки наслоений появилось изображение Духа Святаго в приделе Рождества Богородицы».

«2001 г. 7 января храм открыт до двух часов ночи. Апрель, Пасха, крестный ход с Плащаницей. Принесли в дар икону Казанской Божией Матери, писанную на дереве маслом, с ковчегом, вероятно 18-го века. 25 июля отмечали начало прославления чудотворной иконы Спаса Нерукотворного. Ноябрь: идут службы, субботники, покупаем по финансовым возможностям для храма оборудование».

«2002 год. Продолжается ремонт Казанского придела. Храму подарили икону – лик Богородицы без младенца в металлическом окладе, где есть гравировка „1782 г.“ Фирма „Анфилада-Р“ сдала готовый проект для алтаря Казанского придела. 28 октября прошла панихида по убиенным в Москве, в доме культуры шарикоподшипникового завода. Во время захвата его террористами, погибло 118 человек».

«2003 г. 1 января прошло соборование. В Сочельник собор украшен елками. Привезли в подарок храму икону большую Спаса Нерукотворного 19 века. 12 апреля состоялось малое освещение Казанского придела, архиерейская служба владыки Хрисанфа».

Дневник М. В. Сазоновой содержит еще много интересного. В нем зафиксированы, как важные событии, так и незначительные, как радостные, так и печальные. Благодаря ему, мы узнаем о людях, для которых храм стался частью их жизни, и о соборе, который из руин поднимали не только православные люди.

4 марта 2006 г., трудами прот. Александра Перминова, в собор прибыла икона Святой Анны – список с иконы, которая находится в Афонском ските Святой праведной Анны. На праздник внесения иконы в храм пришли молодые родители с детьми, почитающие Святую Анну своей помощницей и заступницей в благородном деле воспитания детей.

К 2007 г. внутренний облик храма уже вполне определился: легкий воздушный тон потолка и стен, наборный пол из пяти сортов уральского мрамора. Храм приобрел строгие черты классицизма. Предприниматель П. Перминов передал Спасскому собору бронзовый колокол весом 150 кг., отлитый в Вятке в конце XIX в., который занял почётное место среди шести колоколов.

4 июля 2009 г. 48-метровая колокольня собора была увенчана главкой с крестом, покрытой сусальным золотом. После молебна, митрополит Вятский и Слободской Хрисанф заметил, что в архитектуре собора, его живописи заложена душа вятского человека, его вера, надежда и Божественная любовь.

В 2013 г. настоятелем Спасского собора стал митрополит Вятский и Слободской Марк, что придало его восстановлению большой и полезный импульс. В ноябре того же года, по благословению владыки, собор стал постоянным местом пребывания иконы с частицей мощей святой блаженной Матроны Московской. В 2013 г. состоялось перенесение иконы святой равноапостольной Марии Магдалины с частицей мощей на место постоянного пребывания в Спасский собор. В апреле 2014 г. в соборе встречали икону с частицей мощей святителя Луки Крымского, священники совершили молебен с акафистом. А полгода позже, 19 октября, митрополит Марк совершил молебен святому воину Федору Ушакову пред его образом с частицей мощей святого.

В 2015 г. настоятелем собора был назначен священник Петр Машковцев. Тогда же, по благословению владыки Марка, был создан фонд «Восстановление Спасского собора», который объединяет общие усилия и дает желающим возможность оказать помощь в его восстановлении. Появилось больше возможности реставрации священного памятника, и возвращение собору его величия и красоты.

В мае 2017 г. купол Спасского собора был полностью восстановлен и покрыт покрытием, имитирующим золото. В июне установлена маковка с крестом. Крыша заменена полностью, установили новые металлические стропила. Оштукатурены фасады собора, вставлены новые окна. В 2018 г. с восточной стороны фасада в нишах были устроены мозаичные иконы – Казанский образ Божией Матери и образ Господа Вседержителя. Собор был покрашен в красно-белые цвета и радостно красуется на главном городском холме, согревая сердца вятчан надеждой на возрождение родной земли.

Страницы истории Спасского храма пос. Кумены

Торхова Д. А. (Кумены)

Богата Вятская земля храмами. Величественные стоят они, чаще всего, у проезжих дорог. Знали люди, что, если в селе есть храм, то оно будет жить и поэтому строили масштабно, на века. Каждый раз, когда смотришь на фотографии вятских храмов, воображение рисует картины прошлого: на многие версты разливается колокольный звон, а на площади шумит многоголосая ярмарка, и под церковными сводами идет богослужение. Время лихолетий, к сожалению, уничтожило большинство храмов. Долго стояли они закрытыми и поруганными. Ситуация в стране изменилась. Стал народ православный восстанавливать храмы и сейчас одни медленно возвращаются к жизни, другие ждут своего часа.

В Вятском крае было множество храмов, освященных в честь Нерукотворного образа Спасителя. Многие из них не уцелили – были разрушены, некоторые пережили тяжелые времена. Но их история продолжает жить. В настоящее время из храмов, ранее освященных в честь Нерукотворного образа Спасителя, на территории Вятской епархии действуют Спасский собор г. Кирова, Спасские храмы с. Спасо-Талица и пос. Кумены. Я хочу рассказать о последнем, который находится в моем родном поселке Кумены, и история которого, по своему, уникальна.

Село Кумены было основано по храмозданной грамоте вятского епископа Ионы от 9 августа 1678 г. Основателем села был Тимофей Фомич Юферев – сын хлыновского попа Фомы Юферева. В грамоте владыки Ионы сказано: «Поселился де он в Хлыновском уезде в Кырмыжской волости близь Кумены реки с иными того же уезду крестьяны на новорасчистных землях, церкви де от них далеко, по 15 и по 20 верст удалены и чтоб нам пожаловати благословить и велети им на церковь лес ронити и в том лесу построити церковь, во имя Нерукотворного Спасева Образа, теплую на новом месте близь Кумены речки». В 1678 г. в Куменах было всего четыре дома. Силами этих четырех семей и была срублена первая деревянная Спасская церковь.

Село Кумены стало вотчиной Трифонова монастыря. Приход интенсивно рос. В 1703 г. поп Аверкий да староста церковный Василий Никифоров сын Коковихин с приходскими людьми подали челобитную вятскому епископу Дионисию о строительстве второй деревянной церкви. Строилась та церковь 2,5 года, а в 1727 г. начался ежемесячный подворный сбор денег на покупку материалов и на строительство каменной церкви.

Каменная Спасская церковь с приделом Введения Пресвятой Богородицы церковь была заложена в 1741 г. и в октябре 1745 г. освящена. Тогда в приходе села Кумены было 295 дворов. В 1747 г. рядом с храмом была построена небольшая каменная колокольня. В 1764 г. колокольню перестроили в новую, большую и высокую, а придельной теплой Введенской церкви был установлен новый иконостас, в Слободском заказана отливка колокола весом в 100 пудов, и вместо старой ветхой ограды крестьяне Сергей Сагадаков и Михайло Крутихин подрядились сложить новую, также каменную.

В 1792 г. из-за тесноты придельная Введенская церковь была разобрана и начато строительство теплой церкви на два престола. В 1795 году каменная кладка теплой церкви была закончена. В 1877 г. теплая церковь была снова перестроена, расширена и в этом виде сохранилась до сих пор. Но сколько же ей пришлось пережить!

Во втор. пол. 1930-х гг. Спасская церковь была закрыта. Древние иконы разворовали, колокольню снесли, ограду уничтожили, захоронения предков ликвидировали. Куда ушла великолепная церковная утварь, книги записей о рождении, венчаний и смертей, доподлинно неизвестно. Говорят, что в церкви была богатая коллекция древних книг и монет. Да почти все желеные плиты с пола «ушли» в неизвестном направлении, а ведь пол и стены храма были «теплыми» и отапливались по специальным ходам. Старушки рассказывали, что долгое время в здании сохранялись паникадила, но и они потом куда-то исчезли. А часть кирпича от колокольни пошла на строительство старого здания Куменской начальной школы.

После закрытия здание Спасской церкви использовалась под зерносклад, а в конце Великой Отечественной войны было передано под Дом культуры с кинозалом. Благодаря страниям бывшей заведующей отделом культуры райисполкома Ксении Петровны Зыкиной, и это решение спасло храм от окончательного разрушения. Постепенно здание стали приводить в порядок: подлатали крышу, подвели отопление, в него переехала библиотека.

В 1970-е гг. крыша на куполе стала протекать, что привело к значительной порче росписей. Тогда в летнем храме был сделан специальный потолок, но это привело к повреждению стен. Кроме того для устройства кинобудки потребовалась дополнительная кладка. Казалось, что церковь уже никогда не возродится. Но… случилась «перестройка», были приняты новые законы и указы, и куменские верующие, создав церковную общину, потребовали возвращения здания Спасской церкви. К счастью, это удалось осуществить. Но, прежде, из здания церкви была выведена библиотека, для которой, при участии областного департамента культуры, было построено отдельное здание.

Сейчас в теплом храме восстановлены два придела: левый – в честь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских и правый – в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Центральный придел в честь Нерукотворного образа Спасителя, к сожалению, до сих пор все еще не восстановлен. Но, главное, храм уже живет. Стекаются люди в воскресные дни и в праздники в родной храм, чтобы помолиться за здоровье родных и за благополучие Отечества. Молятся православные и о том, чтобы печальная история закрытия храма, больше не повторилась.

Спасский храм в Коряжме на родине первого вятского епископа Александра

Куракина А. Ф. (Киров)

Преосвященный Александр родился 30 ноября 1603 г. в монастырской слободе Николо-Коряжемского монастыря. Здесь он начал иноческий путь, был послушником, в 1631 г. принял постриг, служил казначеем и с 1642 по 1651 гг. был игуменом. С 7 июня 1651 г. – архимандрит Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере. 3 июля 1655 г. хиротонисан во епископа Коломенского и Каширского. С 5 декабря 1657 г. – епископ Вятский и Великопермский. После многолетних трудов в 1674 г. владыка Александр возвратился на покой в родную обитель, где принял схиму с именем Андрей и скончался 17 декабря 1678 г., в возрасте 75 лет, и был похоронен в Благовещенском храме Николо-Коряжемского монастыря.

Историк В. В. Низов дал точную характеристику первому вятскому епископу: «Словом, душой и сердцем Александр всегда был только Коряжемским, хотя по службе ему приходилось именоваться и Спасокаменным, и Коломенским, и Вятским» (1, С. 69).

Можно сказать, что также и по складу души епископ Александр был не администратором, но иноком, а стремление к молитвенному уединению для искреннего сердца неразделимо с любовью к святыням и святым. Об этом ярко свидетельствует опека преосвященным Александром родного Коряжемского монастыря. Он построил здесь Благовещенскую церковь и лично освятил её в день памяти основателя обители прп. Лонгина Коряжемского, которого владыка очень почитал и составил этому святому житие и канон.

Любовь епископа Александра к святым и святыням нашла воплощение и во время вятского епископства. Когда в 1657 г. владыка впервые приехал в Хлынов, то, узнав о спасении города и всей Вятской земли от моровой язвы по молитвам перед с чудотворным Нерукотворным образом Спасителя, благословил совершать такие крестные ходы вокруг всех вятских городов – Хлынова, Котельнича, Слободского, Орлова и Шестакова. Повелев в самом Хлынове «хождение вокруг града творити самому архиерею по все лета непременно» (1, С. 70). Позже в 1675 г. это решение было подтверждено архиепископом Вятским и Великопермским Ионой (1, С. 71)).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги