Особенно критично засорение сопел печатающей матрицы принтеров Epson, Canon. Если штатными средствами принтера не удалось очистить сопла печатающей головки, то дальнейшая очистка и/или замена печатающей головки проводится в ремонтных мастерских.
3 Бумага для распечаток
Мы работаем с водными материалами поэтому выбор бумаги для наших распечаток зависит от того, на каком принтере будет напечатано изображение.
На струйном принтере мы работаем только с фотобумагой. На лазерном подходит любая бумага, но предпочтительно использовать обычную офисную (это и дешевле, и надежнее в некоторых техниках переноса изображений)
Фотобумага
Главное отличие фотобумаги от обычной офисной – наличие специального покрытия бумажной основы, которое впитывает основную долю чернил и не пропускает их глубоко в материал. Это обеспечивает защиту водных пигментов от тех водных материалов, которыми мы работаем, четкость и яркость цветов, защиту от выцветания и механических повреждений отпечатка.
Используя эту информацию, перед началом работы мы можем выбрать, какую именно распечатку мы будем использовать в работе.
Более подробно о распечатках поговорим в следующей главе.
Глава 3 Материалы
Здесь рассмотрим самые распространенные материалы, которые чаще всего используются в работе.
1 Грунт
Перед началом любой работы нужно определиться, нужен грунт в данном конкретном случае и если да, то какой.
ВАЖНО! Универсальных грунтов не бывает, это просто маркетинговый ход.
Грунт необходим, в случае
1 Нужно усилить адгезию – на стекло, пластик, лакированную поверхность
2 Перекрыть слои, если существует риск, что могут проявиться пятна на свежей светлой краске.
3 Сократить расход краски, особенно если нужно перекрасить темную поверхность в светлую.
4 Сгладить неровную поверхность
5 подготовить деревянную заготовку к работе.
Исходя из перечисленного определяемся какой именно грунт нужен.
Задача – предварительная подготовка деревянной заготовки к работе
1. Фанера
Используем грунт глубокого проникновения
Запечатываем верхний лист шпона, чтобы фанера не вспучивалась, не поднимала краску, меньше подвергалась воздействию во влажных помещениях.
Фанера напоминает слоеный пирог, внутренние слои пропитаны клеем, поэтому наша задача защитить поверхность заготовки, верхний слой шпона. При этом, грунт не помешает дальнейшему декору морилками или пропитками.
Пропитываем грунтом (если концентрат, разводит в той пропорции, которая указана производителем на этикетке), просушиваем и такие заготовки можно спокойно хранить до того момента, пока они не понадобятся в работе.
Когда мы пропитываем заготовку грунтом, ворс поднимается и поверхность становится шершавой. Сушим заготовку и аккуратно зашкуриваем. И наносим еще один слой грунтовки.
ВАЖНО! Грунт проникает на глубину верхнего листа шпона, так как далее идет клей. Поэтому достаточно 1-2 слоев грунта.
2 Дерево
По своей структуре очень пористый, дышащий материал, быстро впитывает воду, может деформироваться, трескаться и выгибаться.
Чаще всего на заготовку матера используют сосну или ель, это самый мягкий и пористый материал. Лучше всего по возможности брать заготовку из лиственницы – дороже, но намного качественнее. И рисунок дерева красивый.
Липа как губка впитывает воду и при этом немного разбухает. Так как чаще всего заготовки из липы это баночки с крышечками, туески с крышками, круглые шкатулки с крышками, проблема в декоре именно с крышками.
Чтобы стабилизировать липовые заготовки мы используем или грунт глубокого проникновения для дерева, или грунт Otex неводный (в дальнейшем нельзя использовать морилки), или лак цапон (также морилками пользоваться нельзя.)
3 МДФ
Материал, из которого сделаны такие заготовки это прессованная бумага и картон. Поэтому грунтовать такие заготовки нужно обязательно.
Самый оптимальный вариант – использовать лак цапон. Это неводный лак, очень жидкий, хорошо проникает в структуру и склеивает волокна бумаги. Сохнет быстро, но полная просушка 2-3 часа. Наносим на поверхность МДФ заготовки тряпичным тампоном. Сушим, шкурим и наносим второй слой. Сушим.
Лак цапон можно заменить на шеллак, то последний намного дороже. Можно в качестве грунта использовать другой неводный лак, но это дороже, и такие лаки имеют более плотную структуру и и глубоко проникнуть в картон не может.
Задача – усилить адгезию
Теперь нужно определиться, с какой поверхностью будем работать
1 При работе с деревом или фанерой.
Адгезию усиливать нет необходимости
2 При работе на стекле и пластике
Используем специальный грунт по сложной поверхности
*Любой художественный грунт, созданный специально для стекла или пластика.
*Строительный грунт Tikkurila Otex, это профессиональный грунт с высокой адгезией
Наносится кисточкой или валиком. Просушка 24 часа минимум.
ВАЖНО! Используем не водные грунты.
Техника нанесения
Стекло обезжириваем спиртом или ацетоном (или моем с использованием средств для мытья посуды). Наносим один-два слоя грунта с полной просушкой. Красим тонкими слоями. Опять-таки просушивая каждый слой.
Шкурим очень мягкой наждачкой -600-800. А лучше вообще не шкурить, изначально ровно наносить.
3 При работе с кожей и другими гибкими поверхностями
Используем грунт, который после полной просушки остается гибким – самый оптимальный вариант – грунт «Сонет».
Или аэрозольный лак + краска (строительные не подходят, они не эластичные)
Перед грунтованием обязательно проходим ацетоном или спиртом по поверхности – обезжириваем ее. А в случае, если поверхность кожзам, снимаем таким образом краску (вдруг она там есть) иначе есть риск, что краска в последствии пройдет сквозь слои в виде некрасивых желтых пятен.
4 При работе с металлом
Используем шеллак или лак цапон.
Металлическую поверхность слегка зашкуриваем, затем наносим лак. И тот, и другой очень жидкие, образуют тонкую пленку на поверхности, усиливая адгезию краски с металлом.
Нам в первую очередь интересно для тонировки фурнитуры, которую иногда, если работа требует, нужно перекрашивать. Шеллак и лак цапон подходят в этом случае лучше всего.
Задача – Исключить миграцию старого покрытия и появление пятен при перекраске.
Чаще всего так происходит, если перекрасить старую мебель. Еще один вариант – работа с сосновой заготовкой (здесь есть риск что тонины мигрируют сквозь светлую краску, особенно на сучках).
Используем специальный грунт-изолятор. Оп создает хорошую пленку на поверхности, запирая все ненужное на нижних слоях.
Я использую изолятор фирмы lakkras, мне он нравится.
Но можно поискать у других фирм, которые есть в городе или в интернет-магазинах.
Задача –Сгладить поверхность
На шкатулках из дерева, если нужна идеально ровная поверхность на картине, или нужно скрыть четкий рельеф дерева (имитация металла или фарфора) на первом этапе перекрываем деревянную поверхность грунтом.
Выбираем грунт, который имеет вязкую консистенцию и способен закрыть мелкие поры и неровности деревянной поверхности, при этом после просушки хорошо шкуриться.
Я использую грунт Левкас фирмы Таир
2 Краска
В нашей работе используем акриловые краски. Это краски на водной основе, без запаха. В состав входят полимерные составляющие, которые после высыхания образуют плотную нерастворимую пленку.
Выбор акриловых красок огромный, как по цвету, так и по составу, по консистенции.
Акриловая краска универсальна с точки зрения художественных приемов и техник. Густая краска позволяет сделать мазок мастихином, причем нет необходимости сушить сутки, достаточно пары часов. Если разбавить краску водой (или разбавителем красок), можно получить эффект акварельного рисунка – мазки кистью будут полупрозрачные, воздушные. При этом сохнет такой слой очень быстро.
При выборе красок обратите внимание на следующие показатели, характеризующие свойства краски.
1 Укрывистость. Это способность краски перекрыть нижний слой другого оттенка. Указывается на баночке в виде вот таких значков.
Первый вариант – это краска, которая закроет со второго слоя. Последний – практически всегда будет проглядывать нижние слои. Это можно использовать в акварельной технике лессировки.
2 Светостойкость
Показывает, насколько краска устойчива к солнечным лучам, обозначается звездочками
Стоит отдельно упомянуть меловые краски.
Это не отдельный вид, это все те же акриловые краски, только в состав добавлено больше наполнителя, который дает густоту, лёгкость к истиранию и матовую, бархатистую поверхность после высыхания.
Такой наполнитель есть в любой акриловой краске, только в меловой его намного больше и соотношение латекс-гипс смещено в сторону последнего.
Перечисленные плюсы можно равнозначно отнести и минусам. Легкость к истиранию дает возможность создавать красивые винтажные эффекты. Потертости, но при этом краску необходимо защищать лаком или воском на финише.
Краска густая, дает матовую, бархатистую поверхность, но и наносить ее, если нет цели оставлять следы кисти нужно уметь.
Но в целом это обычная акриловая краска, свойства которой определяются ее составом.
При выборе краски решите для себя, куда ее будете наносить, какую степень матовости нужно получить, будет ли впоследствии предмет подвергаться механическому воздействию, и в какой вообще технике будут использовать.
Разница красок разных производителей зависит от состава красок и количества, и тонкости помола пигментов. В состав художественных красок входит пигмент, растворенный в акриловой основе. Тонкость помола, количество пигмента влияют на качество акриловых красок. Чем меньше помол, тем лучше растворяется.
У хорошего производителя большое количество мелко молотого пигмента, краска становится густой. У плохого производителя мало пигмента и к акриловой основе добавляют загуститель
Еще одно отличие между краски разных производителей – оттенки одного цвета практически всегда будут отличаться, иногда даже на несколько тонов.
Художественные краски
1 Краски фирмы «Таир»
Густая краска, хороший пигмент мелкий помол. Большой выбор оттенков. Смешиваются между собой, можно использовать как пигмент.
Мы можем получить нужные цвета смешивая краски, но, если опыта мало, лучше приобрести нужные оттенки, у Таир их много.
В любом случае должен быть базовый набор: Красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый, коричневый.
Желательно приобрести оранжевый, бирюзовый, умбра жженая, умбра натуральная, сиена, марс коричневый, охра золотая.
2 Фирма Wizzart
Хорошо пигментированы, не конфликтуют, дают чистые оттенки при смешивании
3 Краски фирмы Plaid
Ответственный производитель, хороший пигмент.
4 Краски Pebeo
Дорогие, но очень хорошего качества.
5 Poly Color
Очень красивые оттенки, хорошо смешиваются, приятная текстура. Стоимость высокая, но они этого стоят.
6 Краска-грунт Pro Art
Краска укрывистая, стойкая. Расход минимален. Пигмент стойкий и насыщенный. Очень красивые, сложные оттенки.
Для подрисовки не совсем подходит, нужно приноровиться.
7 Ладога «Невская палитра»
Латексная краска. Полупрозрачные, яркие цвета. После нанесения дает плотную пленку, не шкурится, что не всегда удобно.
Зачастую конфликтует с водными лаками (лак скатывается с поверхности). Есть уникальные красивые оттенки. Я использую в техниках лессировки или для тонировки других красок.
8 Краски китайского производителей.
Пигмент слабый, не укрывистая, не подходит для смешивания или подрисовки
9 Тури дизайн.
Не рекомендую покупать для нашей работы.
Тестировала несколько баночек, для меня не подходят в декоре, тонировке подрисовке
Строительные краски
Белая краска расходуется чаще, поэтому я беру банку в строительном магазине. Тиккурила евро мат 3. Матовая укрывистая краска. После просушки хорошо шкурится и выглаживается.
Колеруется любыми акриловыми красками. Я использую «Таир» или «Ладога». Для колеровки.
Металлики
1 Wizzart краска
Очень красивые оттенки, хороший выбор сложных оттенков.
2 Cadence Dora Metallıc Paint
Яркие сочные цвета Кр.оме традиционных цветов металлов (золото, серебро, бронза, платина) в палитре есть красивые цветные металлики
3 Таир
Немного прозрачная, нужно наносить несколько слоев.
Дает красивый металлический блеск
Разбавитель краски
Глянцевый, без матирующих частичек. Разбавляет краску без потери яркости и укрывистости.
Таир
Гелеобразный, глянцевый. Хорошо смешивается с краской. Немного замедляет высыхание.
Замедлитель высыхания
Необходим для перетекающих, градиентных эффектов.
Для техники сфумато
Не меняет цвет, структуру и состав краски.
Медиум для перетекающих эффектов
Подходит для техники сфумато, для создания дымки на работе. Акварельных эффектов.
Добавляет пластичности краски, немного замедляет высыхание.
Наиболее подходящий медиум фирмы Stamperia (Италия).
Витражные краски
Краски для стекла и металла, прозрачные лаковые. Не нужно покрывать лаком, на основе уайт спирита, долго сохнут. Разбавляются специальным составом (медиум-разбавитель витражных красок).
Марабу
Pebeo
Большая палитра, сложные оттенки.
Lefranc&Bourgeois
Витражные краски прозрачные для стекла Lefranc&Bourgeois Vitrail подходят для декорирования стекол, пластика, ацетатной и декоративной керамики. Обладают хорошей цепкостью почти со всеми поверхностями. Могут смешиваться между собой. Светостойкие, если не попадают на долгое время под прямые солнечные лучи.
Если нужен непрозрачный эффект, подходят краски керамике (Pebeo)
Краски Ceramic на основе органического растворителя – сольвента. Можно наносить на глиняные изделия, дерево, холст. Имеют очень высокую светостойкость. Краски можно смешивать друг с другом.
Для сохранения блеска краски необходимо предварительно нанести грунт для пористых поверхностей. Чтобы избежать потеков при нанесении краски на выпуклые поверхности, на кисть набираем совсем немного краски.
Эмалевые краски
ProArt
На водной основе. Эластичная и укрывистая.
Можно наносить на кожу, стекло, металл, дерево.
Подходит для перекраски мебели из любых материалов. Рекомендована производителем для перекраски кухонь, ламинированной и полированной мебели
Можно запечь при температуре 160 градусов.
На сольвентной основе
Аналог Pebeo по керамике, только дешевле.
Сохнет 24 часа. Укрывистая, Оттенки есть плотные укрывистые и легкие, лессировочные. Подходит для техники перегородчатой эмали. Большая палитра цветов.
Не требует закрепления после высыхания. Идеально ложится и "намертво" держится на любых поверхностях. Идеальна для росписи сложных поверхностей, таких как – стекло, керамика, пластик.
Возможно нанесение кистью или наливом, в зависимости от выбранной техники. Краски можно смешивать между собой для получения дополнительных оттенков. Консистенция жидкая и текучая, очень пластичная при нанесении.
Для прозрачности краски в нее добавляют лак-разбавитель ProArt
Меловые краски
Специфичный материал, поэтому используется для определенных целей
Отличие от обычной художественной в составе. Производитель добавляет мел, мраморная крошка.
Подходят для окрашивания предметов, не подходит для подрисовки и декупажа. Пигмент крупного помола, много мраморной муки. Его задача – плотно держаться на поверхности.
Краски, которые нам не подходят
* Акварель – краска состоит из пигмента, растворимого водой. Предназначена для техник рисования на акварельной бумаге
* Гуашь – это растертые пигменты, смешанные с белилами. В зависимости от цели использования в состав гуаши добавляют разные компоненты.
В декоре не подходит – выгорает, толстый слой трескается, размывается водой.
* Темпера. Это пигмент, который растворен в определенной эмульсии (составов эмульсии зависит от того, для чего предназначена темпера).
Подходит для художников, иконописцев, для росписи миниатюр
Профессиональные строительные краски.
Мы можем использовать только отдельные, проверенные
Колеры – водный пигмент. Использовать можно, но нужно знать нюансы и учитывать их свойства размываться.
Масляные краски. Используем крайне редко, в особенных техниках. Плюс нужно учитывать, что очень долгий период высыхания
3 Лак
Составов много, все зависит от того, с какой целью используется лак.
В первую очередь лак нужен, для защиты поверхности работы и создания красивой поверхности, но есть несколько техник, в которых тоже используется лак, но специализированный.
1 Водный лак.
Представляет собой некую взвесь полимерных частиц в водной среде. После высыхания вода испаряется, оставляя на поверхности тоненькую нерастворимую пленку.
Сейчас большой выбор финишных лаков в художественных магазинах, но лак у нас расходуется в больших количествах, хороший финишный лак (который не липнет после высыхания) стоит дорого, поэтому я предпочитаю использовать водный лак из строительного магазина.
И здесь нужно учитывать несколько факторов.
У каждого лака есть такой показатель, как сухой остаток – это сколько материала остается на поверхности после того, как влага испаряется, та самая пленка, которая остается на работе. Например, сухой остаток 30% означает что из 100 грамм лака, нанесенного на поверхность, останется 30 г сухого остатка. И нужно понимать, что все, что добавляют производители в лак, остается в этой пленке. Именно поэтому нам не подходят лаки для саун, лаки с защитой от плесени и т.п.
Еще один показатель – цена. К сожалению, лаки стоимостью ниже 500 рублей категорически не подходят.
Недорогой лак просто не может дать пленку лака, которая нам нужна – он желтит, скатывается, сходит лоскутами, плохо шкурится.
Я предпочитаю работать лаком фирмы 3V3В конце покажу еще варианты, скорее всего что-то из этого есть в ваших магазинах.
Еще на что нужно обратить внимание – степень матовости.
Некоторые работы хороши в матовом исполнении, кроме того, техники состаривания изначально предполагают также матовую поверхность. Не может старинная вещь со следами потертостей быть глянцевой.
Степень матовости определяется количеством матирующих частиц, входящих в состав лака.
Чем их больше, тем более матовый эффект вы получите на работе. Каждый производитель указывает на банке степень матовости или глянца.
Лак 3V3 производится в трех видах – глянцевый, полуматовый и матовый.
Лак Kiva имеет несколько степеней матовости, который указывает на банке цифрами. Kiva 10 это глубоко матовый лак, Kiva 70 яркий глянец.
Еще можно встретить такие понятия как сатиновый и велюровый эффект. Велюровый это на финише матовая поверхность с легким блеском. Сатиновый – на финише глянец с легким матовым эффектом.
Очень хорошие отзывы о лаках:
Из недорогих лак фирмы ТЕКС наиболее подходящий
Лак наносим синтетической плоской кистью, обязательно влажной. Не мокрой. Намочили кисть, отжали пальчиками и набрали немного лака на край кисти и аккуратно растягиваем по поверхности.
Для защиты достаточно 1-2 слоев лака.
Если целью является идеально ровная гладкая поверхность, то минимум 9 слоев с промежуточным ошкуриванием каждого третьего слоя.
2 Аэрозольные лаки
Водный лак дает красивую глянцевую поверхность, но тот самый маслянистый, зеркальный блеск это только синтетические, не водные лаки. Кроме того, многие работы предполагают частое использование, например, подставки под горячее, хлебницы, короба на кухню под специи и поверхность требует дополнительной усиленной защиты. Синтетический аэрозольный лак прекрасно справляется с этим.
Я использую лаки двух фирм Глянцевый и матовый лак Bosny
И синтетический лак с сатиновым эффектом.
4 Текстурные пасты
Текстурная паста – это некая масса, которая держит объём после высыхания. Состав и структура может быть разной, в зависимости от того, что вы хотите получить в итоге.
Варианты применения
1 Загустить краску, придать более матовый эффект
2 Перенос узора на поверхность с помощью трафаретов
3 Имитационные техники – для создания структуры и фактуры дерева, металла, камня.
4 В живописи для создания интересной объёмной поверхности
5 Для рукотворного создания узоров, как альтернатива контурам.
Наносить можно мастихином, шпателем, плотной пластиковой карточкой, кистью или пальцами (последнее это уже сугубо индивидуально, если того требует задумка)
Пасты на водной основе, поэтому хорошо колеруются, можно замешать любой оттенок пастельных цветов (цвет шпатлевки работает как белый цвет и приглушает яркие оттенки) или окрасить в последствии, когда шпатлевка высохнет на работе.
Легко отмываются после работы (с трафарета, к примеру), не пахнут.