Книга Новая парадигма человека в свете православной психологии - читать онлайн бесплатно, автор Лариса Филипповна Шеховцова. Cтраница 7
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Новая парадигма человека в свете православной психологии
Новая парадигма человека в свете православной психологии
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Новая парадигма человека в свете православной психологии

В организации материи в (умную) структуру – связанную энергию, – которая будет информацией для воспринимающего ее субъекта, можно увидеть аналогию с переходом энергии логоса в феномен, объект физического мира. Парадигма данного феномена, «умной структуры», заложена в логосе, сущности. Логос, являясь причиной бытия вещей, может быть назван «глубинной структурой» воспринимаемого мира. У современных ученых есть аналогичное понятие «информационной матрицы мира».

Категории «информация» и «энергия» в современной науке – и в космологии, и в биологии, и в психологии – становятся ведущими. Их фундаментальность отражает единство энергетических и информационных свойств не только материи, но и психической сферы. В психологической науке существует понятия «психической интенсивности», «психического напряжения», связанных с использованием энергии. На факультете психологии ЛГУ в 60–70 гг. была сформулирована гипотеза о механизме психических явлений как энергоинформационном взаимодействии[224].

И в христианской антропологии человек представлен в энергийном измерении: человеку сопоставляется некий его энергийный образ, который постоянно переустраивается в исихастской духовной практике.

Как можно, используя категории «энергии» и «информации» описать человека в парадигме православной психологии, интегрирующей христианское мировоззрение и современную психологию?

Во второй части нашей монографии будет представлена попытка это сделать.

Часть вторая. Православная психология

Глава 1. Человек – предмет православной психологии

1.1. Целостность человека

Сегодня многие психологи, и секулярные, и религиозные, понимают необходимость целостного взгляда на всего человека. И это понимают не только теоретики, но и практики, работающие с человеком: психотерапевты, педагоги, дефектологи, психиатры и соматические врачи. Наука о человеке – это антропология.

Сегодня существует множество антропологий: биологическая, культурная, социальная, педагогическая, психологическая и христианская. Во всех антропологиях, кроме христианской, акцентирован тот или иной компонент человека и только в христианской человек представлен во всей полноте и целостности.

В. И. Слободчиков писал: «В человеке нет ничего, что не подлежало бы религиозному осмыслению и освящению; относительно такого осмысления все другие точки зрения на человека в своей отдельности и специфике – научная, этическая, эстетическая, прагматическая и др. – имеют частичный, а в своих претензиях на всеобщность, и неистинный характер… Необходимо одновременное виденье человека в трех исходных интуициях Священного Писания и Священного Предания: творения человека (его происхождения), его падения (или – деградации) и его спасения (преображения, даже сильнее – обожения)»[225]. То есть антропология должна дать ответ о происхождении человека, о его развитии и смысле и о его будущем. Христианское учение о человеке предлагает такие ответы.

Разработка концепции целостного человека является предметом православной психологии – научной дисциплины, интегрирующей современную научную психологию и христианскую антропологию.

Основные положения христианской антропологии:

1. Человек – тварь, созданная Богом;

2. Человек как ипостасно-природное единство;

3. Грехопадение человека;

4. Человек как Образ и Подобие Бога.

1.2. Человек – тварь, созданная Богом

Человек по природе – существо тварное.

«Создал Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу» (Быт 2:7).

Начало человека – персть от земли, душа же названа дыханием жизни. Созданное из праха земного, тело Адама по природе своей было таким же, как и все окружающее его вещество.

Сотворение Адама стало источником его имени. У свт. Иоанна Златоуста[226] мы читаем: «Итак, поскольку человек создан из Едема, девственной земли, он назван Адамом / как / соименный матери… Бог, создавший человека из земли, навал его по имени матери Адамом; она – Едем, он – Адам». А вот слова Диодора Тарсийского[227]: «Адам назван Адамом по своему рождению от земли в Едеме. Едем же /означает / красный».

Человек – тварь, созданная Богом-Творцом двумя актами: первый акт («взям персть из земли») – это те физические элементы, из которых мы состоим.

Второй акт: «Вдунул в лице его дыхание жизни». Дыхание жизни растолковывается богословами то как душа, то как дух. Но чаще как дыхание жизни, жизнь понимается душа.

Свт. Игнатий Брянчанинов[228] уточнял, что вдухновение души отнесено к лицу человека. Сегодня это подтверждает и психологическая наука: вспомним учение Кречмера о связи телосложения с особенностями характера и эмоциональной сферой, по этой теории все движения души, чувств отражаются на лице.

Христианство утверждает: Творец и тварь имеют различную природу. Тварь – принципиально иное существо по отношению к Богу, как и изделие, сотворенное из глины. Между Творцом и человеком как тварью – бездна: мы «иноприродны» Богу.

Позитивистская позиция, гласящая, что человека «произвела» эволюция материи, сегодня критикуется, подвергается сомнению даже в науке (современное естествознание пересматривает это положение). Б. Ф. Поршнев[229] писал о происхождении человека и разсуждал о разрыве между обезьяним рядом и человеком, о том, что в палеоантропологии так и не найдены промежуточные существа между обезьяной и человеком. По мнению этого учёного, появление речи у человеческого существа – это чудо! Спонтанно, сами по себе сознание и речь не могли возникнуть. Происхождение сознания и речи до сих пор науке непонятно и остается тайной.

В этом чудесном спонтанном возникновении сознания – «разрыве» эволюционного процесса – можно увидеть второй акт создания человека.

Если мы исходим из положения, что человек – тварь, то мы получаем прививку против самости и гордыни. Если мы говорим о бездне между человеком и Творцом, то это побуждает нас не забывать о том, что мы – инакие, отличные от Бога по природе существа.

Ведущее направление современной психологии, гуманистическая психология, возникло на основе гуманистического мировоззрения, которое вышло из средневекового сознания (согласно которому в центре мира – Бог). Гуманизм, который вышел из богословия, поставил на первое место, в центр мира, вместо Бога, человека: «Человек – это звучит гордо!»

Для христианского мировоззрения это неприемлемо, если главной добродетелью христианина считается смирение. Если мы говорим о бездне между человеком и Творцом, о том, что человек – тварь, то это побуждает нас не забывать о том, что мы отличаемся от Бога по природе.

1.3. Замысел Бога о человеке

В богословии существует точка зрения, по которой человек, как венец творения, созданный по Образу Божьему последним в шестой день, завершает тварный ряд и в силу этого должен включать в себя уровни бытия, созданные до него. Создав человека, Творец как бы объединяет в нем два края бытия: земной и небесный, феноменальный и умопостигаемый. Создавая человека, Творец имеет о нем специальный замысел. Вот как пишет об этом С. Л. Епифанович: «Как образ Логоса, промыслительно ведущего мир к конечному объединению с Собой, человек получил великое предназначение – фактически осуществить это объединение и таким образом исполнить великий «совет Божий» об обожении всего бытия. Он должен был совершить это в самом себе, в разных частях своего существа, в миниатюре представлявших собой разные части мирового бытия и отражавших все его противоположности или “деления”»[230].

Объединяя два края бытия, чувственный (материальный) и умопостигаемый (духовный, невещественный), человек, соответственно, становился (если бы не событие грехопадения) связующим звеном между вселенной и Богом, между своим Творцом и сотворенной Творцом вселенной. В святоотеческих писаниях многократно выражалось понимание человека как всеобъемлющего микрокосма, который отражает в себе и включает в себя качества явлений вселенной, макрокосма. По определению свт. Григория Нисского, «человек есть некий малый мир, содержащий в себе те же стихии, которыми наполнена вселенная»[231]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

О первоначалах мира в науке и теологии. СПб., 1993.

2

Пространство-время в науке и религии // О первоначалах мира в науке и теологии. СПб., 1993.

3

Налимов В. В. В поисках иных смыслов. М., 1993. С. 21.

4

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 450.

5

Соловьев Н. А., Посадский С. В. Панентеистическая метафизика и квантовая парадигма. СПб., 2014.

6

Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 1994.

7

Франк В. Реальность и человек. Париж, 1956.

8

Шелер М. Положение человека в космосе // Мир философии. СПб., 1991.

9

Михайловский В. Н., Светов Ю. И. Научная картина мира: архитектоника, модель, информатизация. СПб., 1993.

10

Гоманьков А. В. Библия и природа. Эволюция, креационизм и христианское вероучение. М., 2014; Катасонов В. Н. Христианство. Культура. Наука. М., 2009; Копейкин К., прот. Что есть реальность? Размышляя над произведениями Эрвина Шрёдингера. СПб., 2014; Кривовичев С. В. Наука верующих или вера ученых: век двадцатый. М., 2015.

11

Франк В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

12

Франк С. Л. Наука в современном сознании // Путь. 1926. № 4.

13

Ильин В. Н. Шесть дней творенья. Париж, 1991; Беззубова Е. Б. Психотерапия и религия // Психология и христианство: путь интеграции. М., 1994.

14

Бердяев Н. А. Философия свободы. М., 1989. «Человек поверивший – есть человек, свободно дерзнувший, преодолевший соблазн гарантирующих доказательств».

15

Гейзенберг В. Физика и философия. Части и целое. М., 1989.

16

Доказательства существования Бога на примере порядка во Вселенной. Новозыбков, 1993.

17

Там же.

18

Там же.

19

Копейкин К., прот. Что есть реальность?… С. 60.

20

Новик В. Особенности понимания мирозданья в христианской традиции // О первоначалах мира в науке и теологии. СПб., 1993.

21

Ильин В. Н. Шесть дней творенья…

22

Там же.

23

Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996.

24

Козырев Н. А. Причинная или асимметричная механика в линейном приближении. Пулково, 1958.

25

Цит. по: Сарфати Дж. Несостоятельность теории эволюции. М., 2002.

26

Там же.

27

Афанасий Великий, свт. Творения: в 4 т. Т. II. М., 1994.

28

Тайнов Э. А. Трансцендентальное. Очерк православной метафизики. М., 2002. С. 127.

29

Бердяев Н. А. Философия свободы… С. 52.

30

Там же. С. 44.

31

Франк С. Л. Реальность и человек… С. 352.

32

Посадский С. В. Метафизика и наука vs наивный реализм // Метапарадигма. 2015. № 7. С. 46–62.

33

Катречко С. Л. Как возможна метафизика // Метафизика как она есть. М., 2006. С. 22.

34

Ячин С. Е., Поповкин А. В., Буланенко М. Е. Метакультурный эффект на границах культурных сред // Метапарадигма. 2013. № 1. С. 124–129.

35

Посадский С. В. Учение о Святой Троице // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/uchenie-o-svyatoj-troice (дата обращения: 02.02.2022).

36

Там же.

37

Там же.

38

Помазанский М., протопресв. Догматическое богословие. Клин, 2001.

39

Афанасий Великий, свт. Творения… Т. III.

40

Цит. по: Чурсанов С. А. Лицом к лицу. Понятие личности в православном богословии ХХ века. М., 2008. С. 64.

41

Сержантов П. Исихастская антропология. М., 2010. С. 212.

42

Помазанский М., протопр. Догматическое богословие…

43

Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. СПб., 2002.

44

Бобринский Б., протопр. Тайна пресвятой Троицы. М., 2005. С. 292.

45

Давыденков О., прот. Велия Благочестия тайна: Бог явился во плоти. М., 2002.

46

Помазанский М., протопр. Догматическое богословие…

47

Давыденков О., прот. Велия Благочестия тайна…

48

Посадский С. В. Учение о Святой Троице…

49

Цит. по: Аксенов-Меерсон М., прот. Созерцание Троицы Святой. Киев, 2008. С. 220.

50

Там же. С. 60.

51

Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник… С. 259.

52

Посадский С. В. Учение о Святой Троице…

53

Помазанский М., протопр. Догматическое богословие…

54

Посадский С. В. Учение о Святой Троице…

55

Цит. по: Посадский С. В. Учение о Святой Троице…

56

Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник…

57

Цит. по: Посадский С. В. Учение о Святой Троице…

58

Там же.

59

Там же.

60

Там же.

61

Бобринский Б., протопр. Тайна пресвятой Троицы…

62

Там же. С. 328.

63

Мольтман Ю. Дух жизни. Целостная пневматология. М., 2017. С. 41.

64

Помазанский М., протопр. Догматическое богословие… С. 53.

65

Давыденков О., прот. Велия Благочестия тайна…

66

Киприан (Керн), архим. Антропология…

67

Григорий Палама, свт. Гомилии. М., 1993. 3, 36.

68

Цит. по: Чурсанов С. А. Лицом к лицу…

69

Аристотель. Метафизика. СПб., 2002. С. 287. IX, 6. 1048b.

70

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М.; Ростов-на-Дону, 1992. С. 101.

71

Киприан (Керн), архим. Антропология…

72

Муретов М. Д. Учение о логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова. СПб., 2012.

73

Максим Исповедник, прп. Творения: в 2 т. Т. I. М., 1993. С. 172.

74

Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Божественный Логос и логосы тварей. М., 1989.

75

Муретов М. Д. Учение о Логосе у Филона…

76

Иоанн (Булыко), иером. Учение об обожении у русских богословов второй половины XX в. // Метапарадигма. 2015. № 7. С. 96–127.

77

Муретов М. Д. Учение о Логосе у Филона…

78

Петров В. В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII века. М., 2007. С. 21.

79

Евагрий Понтийский. Аскетические и богословские трактаты. М., 1994.

80

Максим Исповедник, прп. Творения… Т. I. С. 318.

81

Там же. С. 155.

82

Там же.

83

Нестерук А. В. Богословское наследие прп. Максима Исповедника и вызовы секулярного разума в XXI в. // Метапарадигма. 2016. № 10. С. 7–32.

84

Василий Великий, свт. Творения. М., 1993.

85

Яннарас Х. Вера Церкви. М., 1992.

86

Петров В. В. Максим Исповедник: онтология и метод…

87

Нестерук А. В. Логос и космос. М., 1996.

88

Соловьев Н. А., Посадский С. В. Панентеистическая метафизика… С. 47.

89

Флоренский П., свящ. Сочинения: в 2 т. Т. II. М., 1990. С. 105.

90

Там же. Предисловие.

91

Зеньковский В. В. Основы христианской философии. М., 1992. С. 79.

92

Там же. С. 127–128.

93

Франк С. Л. Реальность и человек… С. 17.

94

Там же. С. 171.

95

Соловьев Н. А., Посадский С. В. Панентеистическая метафизика…

96

Брэдшоу Д. О понятии божественных энергий // Метапарадигма. 2016. № 9. С. 6–18.

97

Лосский В. Мистическое богословие. Киев, 1991.

98

Мейендорф И., протопр. Жизнь и труды свт. Григория Паламы. СПб., 1997. С. 299.

99

Там же. С. 301.

100

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры…

101

Цит. по: Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. Т. I. СПб., 1999. С. 124.

102

См.: Лосев А. Ф. Имя: Избранные работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы. СПб., 1997.

103

Ильин В. Н. Шесть дней творенья…

104

Давыденков О., прот. Некоторые особенности сотериологического учения свт. Кирилла Александрийского // Ежегодная богословская конференция. ПСТБИ, 1998. С. 13.

105

Зеньковский В., протопр. Собрание сочинений. М., 2011. Т. III: Проблема психической причинности.

106

Максим Исповедник, прп. Творения…

107

Иоанн (Булыко), иером. Учение об обожении…

108

Larchet J.-C. La théologie des Energies Divines. Paris, 2010. P. 129.

109

Аристотель. Никомахова этика. М., 1997. С. 178.

110

Соловьев Н. А., Посадский С. В. Панентеистическая метафизика…

111

Аристотель. Метафизика… С. 282–283. 1047а, ср. 1050а.

112

Эта тема также детально раскрыта Ф. Брентано, рассматривающим оппозицию акта и потенции у Аристотеля через понятия законченного (vollendeten) и возможно-сущего. См.: Брентано Ф. О многозначности сущего по Аристотелю. СПб., 2012. Гл. IV: Сущее в возможности и действительности.

113

Larchet J.-C. La théologie des Energies… P. 129.

114

Максим Исповедник, прп. Творения…

115

Григорий Нисский, свт. Творения. Т. II. М., 1867. С. 267–300.

116

Там же. С. 320.

117

Василий Великий, свт. Творения…

118

Larchet J.-C. La théologie des Energies… P. 129.

119

Иоанн (Булыко), иером. Учение об обожении…

120

Диллон Дж. Наследники Платона. СПб., 2005. С. 135.

121

Позов А. Основы древне-церковной антропологии. Мадрид, 1965.

122

Августин, блж. Творения. СПб.; Киев, 1998. Т. I–III.

123

Карсавин Л. П. О личности. Религиозно-философские сочинения. Т. I. М., 1992.

124

Максим Исповедник, прп. Творения… Т. I. С. 63.

125

Лосский В. Мистическое богословие…

126

Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник… С. 327.

127

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры… С. 101.

128

Сержантов П. Исихастская антропология… С. 222.

129

Максим Исповедник, прп. Творения…

130

Там же.

131

Там же. С. 215.

132

Там же. С. 321.

133

Там же. С. 183.

134

Нестерук А. В. Богословское наследие прп. Максима Исповедника…

135

Максим Исповедник, прп. Творения… Т. I. С. 187.

136

Василий (Кривошеин), архиеп. Аскетическое и богословское учение свт. Григория Паламы. Афон, 1935.

137

Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник… С. 80.

138

Нестерук А. В. Вселенная как насыщенный феномен: христианская концепция творения в свете современной философии и науки // Метапарадигма. 2014. Вып. 2/3. С. 78–115; Clayton Ph., Peacocke A. In Whom We Live and Move and Have Our Being: Panentheistic Reflections on God’s Presence in a Scientific World. Michigan, Cambridge, 2004.

139

Иоанн (Булыко), иером. Учение об обожении…

140

Ильин В. Н. Шесть дней творенья… С. 73–74.

141

Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник… С. 259.

142

У свт. Василия Великого есть учение о даре активности. Этот дар активности, сообщенный Земле при творении мира, действующий и доныне, связывает мир с его Творцом.

143

Веккер Л. М. Психические процессы. Т. I. Л., 1974.

144

Бросова Н. З. Измерение философствования Хайдеггера. Гадамер о философии Хайдеггера // Историко-философский ежегодник. М., 2006.

145

Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.

146

Бирюков Б. В. Кибернетика и методология науки. М., 1974.

147

Веккер Л. М. Психические процессы… Т. I.

148

Кулаков Ю. И. Проблема основ бытия и мира высшей реальности // О первоначалах мира в науке и теологии. СПб., 1993.

149

Налимов В. В. В поисках иных смыслов…

150

Лесков Л. В. Концепция творения Вселенной и материалистическая философия // О первоначалах мира в науке и теологии. СПб., 1993.

151

Марков М. А. О первоначалах мира в науке и теологии. СПб., 1993.

152

Флоренский П., свящ. Сочинения…

153

Цит. по: Посадский С. В. Метафизика и наука…

154

Там же.

155

Посадский С. В. О сложности понятия «вещество» // Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Святитель Феофан Затворник – основатель христианской психологии» 4–5 февраля 2016 г. СПб., 2016. С. 50.

156