Книга Вредина очкастая – это я! - читать онлайн бесплатно, автор Оксана Ю. Стази
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Вредина очкастая – это я!
Вредина очкастая – это я!
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Вредина очкастая – это я!

Оксана Стази

Вредина очкастая – это я!

Посвящается любимой мамочке Екатерине Степановне и моей Ленке

* * *

© Стази О. Ю., 2021

© Кучинская Н. Г., иллюстрации, 2021

© Билингва, оформление, 2021

Для кого эта книга?

Для детей от 12 лет и их родителей. Книгу можно использовать для семейного чтения.

О чём эта книга?

Маленькая, никому не нужная девочка живёт в детском доме. Уродливые очки, капризы, нелёгкий характер – её никто не любит, и никому она не нужна. И вдруг в один прекрасный день девочку удочеряет женщина-психолог. Почему именно она? Как сложилась судьба девочки? Какие трудности в воспитании ребёнка возникли у приёмной мамы?

Повествование ведётся от имени удочерённой девочки, которая, став взрослой успешной женщиной, рассказывает о своём детстве.

Книга преподносит уроки чуткости. Одновременно с этим она проливает свет на многие вопросы воспитания. Предлагает интересные подходы, методы и даже игры, которые помогут наладить отношения между детьми и родителями.

Рецензия Н. В. Мацуй на книгу Оксаны Стази

Представленная на рецензирование рукопись книги детской писательницы Оксаны Стази произвела исключительное впечатление. «Вредина очкастая – это я!» написана в жанре воспоминаний, передаёт удивительное ощущение остроты мировосприятия маленького ребёнка и, в дальнейшем, подростка, открытости и одновременной замкнутости внутреннего мира девочки, от лица которой ведётся повествование.

Книга О. Стази – это возвращение в мир детства, его проблем, тревог, сомнений и комплексов. От этих новелл невозможно оторваться. Тонкое чувство такта писательницы, неповторимый стиль изложения, прекрасный язык – всё это буквально завораживает. Взрослому человеку интересно и ново ощущение возвращения к своему детству. Знакомясь с героями «Вредины очкастой…», мы получаем возможность не только испытать щемящее чувство ностальгии о таком ярком и уникальном периоде своей жизни, как детство. Воспоминания ребёнка – точные, цепкие – легко могут быть перенесены в мир собственных открытий, внутренних побед, надежд.

Психологические зарисовки личности подростков, на мой взгляд, выполнены О. Стази поразительно точно. Отмечу, что речь идёт не об исследовательской работе, мы анализируем не биографию маститого автора… Рукопись, с которой нам посчастливилось ознакомиться, – это художественное произведение, написанное талантливым молодым автором.

Нет никакой назидательности, фальши в описании простых и сложных человеческих чувств и эмоций. Человеческие ценности (такие, например, как дружба, доверие, сострадание) в контексте рассказа о жизни подростков, сложных взаимоотношениях со взрослыми рельефно отображены Оксаной Стази. Никакие пособия по техникам коммуникативного воздействия, никакие тренинги для родителей и подростков по проблемам конструктивного разрешения конфликтов, развития креативности и индивидуальности личности не могут дать подростку и его близким того, что мы получаем, читая эти воспоминания. Тренинги, практикумы и мастер-классы мы только приветствуем, никоим образом не подвергаем сомнению необходимость практической составляющей подготовки специалистов в области педагогики и психологии. Речь идёт о другом: действительность приобщения к хорошей литературе, открытость этого опыта «выстраивания» общения и взаимодействия ребёнка с миром, взрослыми, с самим собой трудно оценить адекватно.

С точки зрения психологии готовность подростка к принятию социально адекватных решений в ситуациях выбора, при столкновении с нравственными коллизиями и дилеммами формируется и развивается на протяжении весьма длительного времени и предполагает наличие не только знаний о том, как это можно сделать. Необходим определённый уровень и состояние мотивационной сферы (организованность ребёнка, его воля, эмоции, положительное отношение к поиску оптимального пути преодоления всех затруднений). Главное – готовность предполагает наличие поведенческого опыта, освоенных технологий разрешения конфликтов (внутренних и внешних). Этой деятельностной составляющей в процессе формирования готовности подростков к решению различных задач придаётся особое значение.

Полагаю, что рукопись О. Стази «Вредина очкастая – это я!» является великолепным пособием для самих подростков. Чтение этой замечательной книги помогает развивать свою готовность к рефлексии собственного поведения. Саморефлексия исключительно важна для успешного вхождения в социум.

Книга О. Стази может быть, по моему мнению, рекомендована родителям, искренне желающим понимать своего ребёнка и оказывать содействие в его становлении как личности.

Художественная литература всегда находила достойное место в арсенале методических средств специалистов в области педагогики и психологии. Такое пособие, как книга О. Стази, на мой взгляд, будет востребовано преподавателями, студентами педагогических вузов, колледжей.

Н. В. Мацуй,

проректор Института психологии и педагогики,

канд. пед. наук

Рецензия К. Ю. Белой на книгу Оксаны Стази

С произведением детской писательницы Оксаны Стази «Вредина очкастая – это я!» я знакомилась с большим удовольствием, ожидая встречи с талантливым автором, призёром нескольких книжных конкурсов. С трогательными героями Оксаны Стази из серии «Жил-был Серёжа» я познакомилась несколько лет назад, когда у меня подрастал младший внук и мы с ним зачитывались рассказами из этой книги. Внуку интересно было следить, как рос мальчик Серёжа, чему учился. А я отмечала, как тонко автор может подчеркнуть ценности семейных отношений и ненавязчиво подсказать родителям возможные пути в разрешении конфликтов. Проходит время, и внуку уже 12 лет, и книгу «Вредина очкастая – это я!» каждый из нас читал самостоятельно, но обсуждали вместе… Оценка внука – «КЛАСС!».

Представленная книга Оксаны Стази «Вредина очкастая – это я!» – не только художественное произведение, заставляющее следить за необычной судьбой девочки-подростка, но и помогающее взрослому осмыслить проблемы, с которыми подросток сталкивается. Автор с удивительной психологической точностью раскрывает личность и жизнь подростка, взаимоотношения, которые складываются в его социальном мире. Повествование ведётся от лица героини книги, и тем ценнее наблюдать её внутренний мир, с её радостями, тревогами и волнениями по мере её взросления. Необходимо отметить глубокое знание автором психологии ребёнка-подростка. Автор владеет ярким выразительным языком и художественным стилем повествования, что помогает читателю создать достоверный образ героини.

Ещё одно преимущество рукописи в том, что в книге Оксаны Стази «Вредина очкастая – это я!» предлагаются интересные подходы, методы и даже игры, которые помогут наладить отношения между детьми и родителями. Например, автор рекомендует завести дневник-цитатник и по ходу чтения записывать в него то, что полезно читающему произведение. Такое построение сюжета даёт основание считать произведение своеобразным методическим пособием для тех, кто занимается воспитанием – для психологов, педагогов, родителей.

Как отмечает сама автор, её книга преподносит уроки чуткости и проливает свет на многие вопросы воспитания. Теплотой и родительской мудростью веет от большинства диалогов между мамой и главной героиней. В конце некоторых глав можно встретить P. S., в котором автор выделяет основную мысль главы и как бы предлагает читателю проанализировать собственное поведение.

Отмечая положительные стороны рукописи, можно с уверенностью сказать, что книга будет интересна и полезна для чтения как подросткам, так и их родителям. Книга «Вредина очкастая – это я!» может быть рекомендована для включения педагогами школы в список литературы для внеклассного чтения.

К. Ю. Белая,

канд. пед. наук,

заслуженный учитель России,

лауреат премии Правительства РФ в области образования

От автора

Как мы обычно поступаем с другими людьми? С близкими? Любимыми? Незнакомыми? Ровно так, как нас научило этому в детстве наше ближайшее окружение, и потом – как научила ЖИЗНЬ.

Однако, повзрослев, некоторые из нас открывают для себя новые и более эффективные способы взаимодействия с другими людьми. А некоторые, оглянувшись назад, вдруг осознают, что допустили ошибку в предыдущих отношениях. Взрослея, мы иногда удивляемся себе, вчерашним: почему тогда мы поступили именно так? Почему не иначе? Очевидно же, что ошибались!

Эта книга подскажет вам верные способы взаимодействия с людьми и предотвратит ваши ошибки. Она полезна как детям от 12 лет, так и родителям, поскольку многое объясняет в детско-родительских отношениях, налаживает общение между детьми и родителями, уберегает от конфликтов.

Читая книгу, вы можете завести дневник-цитатник и по ходу чтения записывать в него то, что считаете наиболее полезным для вас, – фразы, цитаты известных людей или же собственные умозаключения. Можно делать эти записи на цветных стикерах, а потом прикрепить их на стену, которая у вас часто перед глазами. Фразы, записанные в дневнике или на стикерах, желательно перечитывать каждый день, чтобы они хорошо запомнились и сослужили вам добрую службу. Ведь читать и тут же забывать о том, что может вам пригодиться, – неправильно, согласитесь! Тогда вперёд, за ручкой и блокнотом (если у вас нет стикеров)!

И пусть мудрость, постигнутая нами когда-то, живёт в нас вечно, преобразовывая наш внутренний мир и улучшая нашу жизнь!

Предисловие-воспоминание

Судьба у меня непростая. Когда я родилась, то оказалось, что ни маме, ни папе я не нужна. Недолго думая, они подкинули меня, младенца, в детский дом, и больше никогда в жизни я их не видела. Тем не менее я выросла в любви и в заботе. «Как же так?» – спросите вы. Наверное, я родилась под счастливой звездой. В возрасте четырёх лет меня удочерила женщина, которая и стала для меня самой настоящей, самой родной и любимой мамочкой.

Моя приёмная мама ещё до моего удочерения пережила личную трагедию. Её муж и ребёнок погибли, и она, чтобы не сойти с ума от горя, решила всю себя посвятить заботе о другом человеке. Этим человеком, по воле судьбы, оказалась я.

Хочу упомянуть о том, что моя мама по профессии психолог. Возможно, знания по психологии помогли ей увидеть меня в детдоме среди других детей, которым я значительно проигрывала как внешне, так и по характеру. А может, всё дело в её золотом сердце? И в мудрости, которой обладала эта удивительная женщина. Мамочка всегда хорошо понимала меня и находила правильный путь общения со мной.

Мама оказалась невероятно сильным человеком: спасая себя, она спасла и меня от моего несчастья – с самого рождения быть никому не нужной.

Я была трудным ребёнком, ведь я совсем не верила в то, что окружающий мир может быть добр ко мне. Ещё бы! Уже к четырём годам я усвоила, что на всём белом свете никому-никому не нужна! Я привыкла обороняться абсолютно от всех и поэтому выглядела этакой дикаркой. Неудивительно, что никто не решался удочерить меня. И только моей мамочке удалось рассмотреть во мне то глубокое несчастье, которое заставляло меня носить маску вредной, капризной, временами несносной девчонки. Сейчас я уверена в том, что вначале наше несчастье, а в дальнейшем – наше общее счастье сроднили нас навсегда.

Мамино терпение и жизнелюбие помогли нам обеим пережить самые тяжёлые периоды жизни, и в конце концов эти качества передались и мне. А те мамины советы, которые поддерживали меня в наиболее сложные моменты моего детства и юности, я запомнила на всю жизнь. Теперь, став взрослым, состоявшимся человеком, я решила поделиться мамиными секретами воспитания. И детям, и родителям будет интересно узнать мою историю. Я уверена, что она прольёт свет на некоторые вопросы воспитания детей и убедит вас в том, что далеко не всё, что кажется страшным и неразрешимым, является таковым на самом деле.

Итак, я давно выросла. Теперь я тоже психолог. Наверное, я пошла по маминым стопам потому, что ещё в детстве меня впечатлили её мудрость и умение делиться этой мудростью с окружающими. Мамина способность помогать не только душой и сердцем, но и профессионализмом подтолкнула меня к изучению психологии.

Именно с мамы и психологии начался мой путь взросления, который и привёл меня в сегодняшний день, где я так счастлива. Теперь я уже и сама мама, у меня двое детей, сын и дочка. И в их воспитании я с успехом применяю те приёмы, которые когда-то использовала моя мама, воспитывая меня.

Я счастливая женщина. Любимая жена. Гордая мать и благодарная дочь. Сейчас мы всей семьёй временно проживаем в Лондоне. Перед нашими окнами простирается дорога, ведущая в Гайд-парк. Когда-то этот парк был королевским. В Средние века английские короли со своей свитой охотились там, а теперь он стал городским. Мне нравится думать об этом парке, представляя его в былые времена. Сейчас я смотрю в окно на дорогу, ведущую к нему, и вижу свою дочь, которая идёт по направлению к парку на занятия конным спортом. Моя дочь вступила в подростковый возраст, и у нас появились новые темы, над которыми я как раз сейчас ломаю голову. Я смотрю в окно на дочь и уже в который раз ловлю себя на мысли написать новую книгу, на этот раз о своём детстве. Ведь это не только моя история – она частично и ВАША, и история ВАШИХ детей, и тех, кто, так же как и я, обрёл своё счастье в приёмных семьях. Возможно, кому-то моя книга поможет пройти СВОЙ ПУТЬ – от несмышлёной вредной девчонки или от несмышлёного вредного мальчишки к взрослой жизни состоявшегося человека, сумевшего построить своё счастье.



Думая об этом, я продолжаю смотреть в окно и замечаю, что дочь скрылась из виду, а на улице снова пошёл дождь (ох уж эта английская погода!), ветер закружил первые жёлтые листья. Однако я уже далека от всего этого… Мне невольно вспоминается начало МОЕГО ПУТИ, когда я была четырёхлетним заброшенным ребёнком, вечно сопливым, да ещё и в очках с толстыми линзами, что служило дополнительным поводом для насмешек. В настоящее время я известна как психолог и писатель Алиса Сандерс. А тогда, в моём далёком несчастливом прошлом, абсолютно все окружающие называли меня «врединой очкастой».

Итак,

ВРЕДИНА ОЧКАСТАЯ – ЭТО Я!

Часть I

В детдоме

Как корабль назовёшь, так он и поплывет, или Моё раннее детство

Меня так и называют – вредина очкастая. Сначала я страшно обижалась. Убегала на чердак и, прячась там за всякий хлам, горько плакала от обиды.

Дело в том, что на чердаке живёт облезлый рыжий кот. Он тоже прячется там от людей. Постепенно чердак стал самым любимым моим местом. Там ненужные вещи, не нужный никому рыжий кот и ненужная я.

У меня нет родителей. Я живу в детдоме. Воспитательница Раиса сказала мне, что когда-то давно мама сдала меня в детский дом, потому что я была ей не нужна. Каждый вечер, засыпая, я мечтаю о том, чтобы это оказалось неправдой, чтобы моя мамочка нашла меня поскорее. Но она никак не находит…

Иногда в наш детдом приходят разные тётеньки и дяденьки, у которых нет детей. Они внимательно разглядывают нас: ищут себе ребёночка. Того, кто им понравится, заберут к себе, в настоящий дом, и станут ему настоящими мамой и папой. Сначала я изо всех сил улыбалась таким тётенькам и дяденькам, думала, что и меня заберут. Но потом Галька (та, что старше меня почти на два года и потому возомнила себя умной) сказала мне, что вредины очкастые никому не нужны.

– Кто на тебя позарится? – хмыкнула Галька. – Ты себя в зеркало видела? Эти тёти и дяди ищут красивых детей. А у тебя вечно сопли под носом, ты зубы почистить забываешь, да к тому же ещё и вредная!

А я ответила:

– Да, я вредина. Вот возьму и тебе назло как навредничаю сейчас! А зубы вообще чистить не буду, чтобы дышать на тебя! Так что держись! – и я погналась за Галькой, широко открывая рот и выдыхая как можно громче. Галька мчалась от меня со всех ног и орала при этом на весь двор: «Фу-у-у!» А я долго ещё за ней гонялась. Но потом мне стало так тоскливо, что снова потянуло на чердак. Едва забравшись туда, я увидела своего рыжего кота Облезлика и страшно обрадовалась ему. Взяла его на руки, уткнулась в его короткую шерсть и заплакала. Облезлик давно перестал меня бояться, а с тех пор, как я начала его подкармливать, вообще признал во мне своего человека и больше не убегал. Так он стал МОИМ котом. СВОЕГО кота я не могла называть Облезликом, пусть даже весь детский дом звал его так. Я переименовала его в Красавчика. А что? Для меня он самый красивый и лучший кот на свете! Он же МОЙ кот!



Наплакавшись вдоволь, я вышла во двор прямо с Красавчиком на руках. Дети, увидев меня, тут же закричали во всю глотку:

– Вот она! Нашлась! Вредина очкастая с Облезликом!

Я думаю, они прозвали его так, потому что они все дураки – не рассмотрели в моём рыжике красавчика! Я только подмигнула коту и улыбнулась. Он понимающе посмотрел мне в глаза: «Хорошо, пусть никто не знает, что на самом деле я красавчик. Это наш с тобой секрет». Кстати говоря, мне со временем моё прозвище «вредина» стало нравиться. Быть врединой оказалось выгодно, и я начала вредничать нарочно, всем назло. Вот, например, однажды я стащила у Гальки печенье, а когда она застала меня за его поеданием и потребовала отдать, я быстренько раскрошила печенье голубям. Пусть лучше птицы склюют, чем злая Галька съест! Потом я специально разбросала мусор, который нянечка Валентина аккуратно смела в кучку. Я ещё и прошлась по нему и наследила везде, где могла. В общем, я вредничала на каждом шагу. Ну, если я вредина, то должна же я им всем показать! Пусть знают, с кем имеют дело!



К тому же я была врединой сопливой: у меня под носом часто висели сопли, а платочков у нас в детдоме на всех не хватало. Даже если мне выдавали платок, я быстро его теряла. Когда рукава моего платья уже не помогали в борьбе с соплями, я слизывала сопли, и тогда воспитательница говорила:

– Не делай так, а то никто не захочет взять тебя в настоящий дом. Вредная, очкастая, да ещё и сопливая!

Мне не нравились эти слова. Из-за них я демонстративно слизывала сопли, да ещё и громко сопела при этом. Это заставляло воспитательницу морщиться, отворачиваться, и в конце концов она оставляла меня в покое. А то как пристанет – и всё бубнит и бубнит мне на ухо, какая я ужасная да противная! Так и хочется стукнуть её или убежать подальше!

Вечерами я подолгу ворочалась в кровати и никак не могла уснуть. Рядом сопела Олька. Она всегда засыпала первой. А я не могу спать, когда кто-то рядом сопит. В коридоре гремела ведром Валентина. Она всегда вечером полы моет. Из-за этого дверь в нашу комнату плотно закрывают. А я не люблю, когда очень темно. Мне кажется, что темнота шевелится и подкрадывается ко мне. Когда у меня заканчивается терпение, я тихонечко встаю, на цыпочках подхожу к двери и приоткрываю её так, чтобы из коридора в нашу комнату проник лучик света. Правда, как назло, свет падает прямо на Наташкину кровать. И, если попадает ей в лицо, она подскакивает и визгливо вопит:

– У, вредина очкастая! Опять дверь открыла! Это ты специально делаешь, чтобы мешать мне спать!

Наташка бежит к двери и громко захлопывает её. Девочки начинают ворочаться и возмущаться, обвиняют во всём меня. А я тихонько лежу в своей кровати и жду, когда Наташка перестанет ворочаться и уснёт. Чтобы снова приоткрыть дверь. Ну не перевариваю я темноту! Однако Наташка нарочно не спит, а может, и правда просыпается от света.

На этот раз, как только я приоткрыла дверь, Наташка громко позвала воспитательницу. А я лежу под одеялом и слушаю, как она жалуется на меня громким возмущённым шёпотом.

– Настя, встань, – говорит Раиса строгим голосом.

Я, конечно, не встаю, только сажусь на край кровати – хватит с неё!

– Будешь наказана, – продолжает она. – Как же ты не понимаешь, что уже ночь и все спать хотят! У меня сил на вас больше нет! Объясняешь вам, объясняешь целый день, а вам всё мало! Ещё и по ночам надо объяснять? В общем, я запрещаю тебе открывать дверь, ясно? Если встанешь ещё раз, отправишься в угол. Не хочешь спать – стой всю ночь в углу! Поняла?

Я, сидя на кровати, молча киваю. Не буду ей ничего говорить, всё равно она не поймёт.

Раиса выходит из нашей комнаты, я опять ложусь и жду, когда Наташка затихнет, а потом встаю и снова осторожно приоткрываю дверь в коридор. На Наташкину кровать, как всегда, падает полоска света, но Наташка уже не реагирует – крепко спит. Я улыбаюсь, ведь я их всех победила – сделала по-своему! Теперь наконец я могу спокойно уснуть.

* * *

Новый день – и я снова сижу на чердаке и рассматриваю себя в осколке зеркала, найденном в углу в куче мусора. Зеркало пыльное, и я вытираю его рукавом. Рядом крутится мой кот, Красавчик. Наверное, он тоже хочет посмотреться в зеркало. Но я ему не советую. Зачем зря расстраиваться? Вот я смотрю на себя и чувствую, как где-то внутри у меня всё переворачивается. Под носом опять висят сопли. Я вытираю их ладошкой, но от этого они только размазываются. Тогда в ход идёт платье. Теперь я замечаю, что у меня грязные ногти. Стричь их не дам! Это больно! Надо бы успеть до обеда вымыть руки, думаю я и продолжаю рассматривать себя. На мне большие квадратные очки в тяжёлой тёмно-коричневой оправе. Одна дужка сломалась, Раиса закрепила её проволокой, и теперь очки сидят кривовато. Каждый раз, когда я поворачиваю голову, проволока неприятно упирается в ухо. Я бы сняла эти уродские очки, но без них я очень плохо вижу. Как-то раз я уже пробовала обойтись без очков. Я играла во дворе, гоняясь за ребятами, не увидела камня под ногами, споткнулась и упала. Разодрала обе коленки до крови и долго плакала от обиды и боли. С тех пор я очки не снимаю. А зачем? Ведь даже без очков меня никто не заберёт к себе домой, я же вредина!

«Вот сейчас выйду на улицу и как навредничаю!» – подумала я. В этот момент Красавчик лизнул меня в ухо. Это он меня поддерживает так. Наверное, он тоже с другими котами вредничает, не зря же у него на мордочке шрам, а с левой стороны шерсть облезла.

Я откладываю зеркало в сторону.

– Всё понятно! – говорю я Красавчику. – Такая очкастая сопливая вредина, как я, с двумя тонкими крысиными косичками, никому не нужна!

Красавчик отзывается громким урчанием. Это он на своём кошачьем языке рассказывает мне, что я нужна ему. И я улыбаюсь.

– Сегодня после обеда в детдом придут новые тётеньки и дяденьки, – говорю я ему. – Раиса сказала, что Настьку, очкастую, это меня значит, надо привести в порядок. Я своими ушами это слышала!

«Интересно, удастся ли им привести меня в порядок?» – задумалась я.

Когда я спустилась во двор, там меня уже искала воспитательница. Потом меня вымыли, переодели в чистое платье и, несмотря на моё сопротивление, постригли мне ногти. Заплетать косички на этот раз не стали. Даже очки надеть не позволили.

– Не вздумай вытирать сопли рукавами! – строго сказала Раиса и сунула мне в руки платок.

Потом меня повели в комнату, где сидели красивая тётя и высокий дядя. Ещё туда привели Наташку. Но Наташка раскапризничалась: у неё болел живот, она не хотела с ними никуда идти. А я пошла. Вот только всё время про платок забывала и вытирала нос рукавами. Дядя при этом морщился и отворачивался, а тётя каждый раз терпеливо вытирала мне нос бумажными салфетками. Она была очень красивая! И платье у неё тоже было красивое! У меня никогда не было такого платья. Тётю звали Лена, имя дяди я забыла.

– А ты мне купишь такое же платье? – спросила я тётю Лену. Она улыбнулась и ответила:

– Потом когда-нибудь куплю.

К воротам мы пошли через двор, но там Галька крикнула мне:

– Вредина очкастая!

И всякие другие гадости тоже стала кричать. Я не могла стерпеть этого, ведь тогда бы тётя Лена подумала, что я слабачка, совсем никуда не годная, если не могу постоять за себя. И я погналась за Галькой, по привычке широко открывая рот и громко дыша ей вдогонку. Я совсем забыла, что сегодня меня заставили почистить зубы. А ещё я забыла, что на мне нет очков. Я гналась за Галькой и, конечно, не разглядела под ногами небольшую ямку. Оступившись, я упала прямо в пыль. А потом я орала, размазывая по лицу слёзы вперемешку с соплями и совсем забыв про платок, который мне дала Раиса.

После моего позорного падения Раиса смазывала зелёнкой мои ранки и причитала:

– Что ж ты дурочка такая? Ну зачем ты погналась за Галькой? Шла бы себе в новом красивом платье с тётей и дядей. А теперь вот вся зелёная пойдёшь!