Книга Вредина очкастая – это я! - читать онлайн бесплатно, автор Оксана Ю. Стази. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Вредина очкастая – это я!
Вредина очкастая – это я!
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Вредина очкастая – это я!

– У меня есть литературные способности? – обрадовалась я.

– Есть! Ещё одно из твоих достоинств – то, что ты умеешь внимательно слушать других людей. Мне легко с тобой, потому что ты понимаешь меня, как никто другой. Ещё мне нравится твой весёлый нрав. Ты так заразительно смеёшься, я ни у кого не слышала такого задорного смеха! – призналась мама.

Её слова привели меня в изумление. Так вот, оказывается, какая я! У меня есть литературные способности, я внимательно слушаю, и у меня задорный смех.

– Видишь, я не стала зацикливаться на том, что у тебя не получается, вместо этого я перечислила то, что ты умеешь делать хорошо, и то, что отличает тебя от других людей. Даже твоё имя – Алиса – может рассказать о тебе много интересного. Давай сыграем в такую игру: на каждую букву твоего имени напишем хорошее качество твоего характера, – предложила мама.

Она взяла лист бумаги и сверху крупными буквами написала: «Алиса». Внизу поставила букву А и тире.

– Смотри, первая буква в твоём имени – А. Значит, скажем, например, что ты активная девочка. И это правда. Ты активная, без дела никогда не сидишь, всегда чем-нибудь занята, – и она написала напротив буквы А: «активная».

– Вторая буква – Л. Назови, пожалуйста, своё качество, которое начинается с буквы Л.

– Ласковая! – радостно воскликнула я.

Это тоже правда. Я любила приласкаться к мамочке. Я всегда жалею её, если, например, она себя плохо чувствует или расстроилась, и ещё я всегда целую её перед сном, когда желаю ей спокойной ночи, и по утрам, когда просыпаюсь.

– Хорошо, согласна, – сказала мама. – А ещё ты – любимая моя. Конечно, это не черта характера, вместо этого я напишу: любящая. Потому что ты, Алиса, любящая дочь, так и есть. Следующая буква – И.

– Игривая, – выкрикнула я.

– Искренняя, – добавила мама и улыбнулась.

– Буква С, – объявила я и предложила свою версию: – Смелая.

Это я вспомнила о том, что научилась засыпать без света и больше не цепляюсь за мамину одежду на улице в страхе потеряться.

– И самостоятельная, – добавила мама.

– АЛИС-А… снова буква А, – сказала я, подумала немного и спросила: – А можно я назову себя акробатом? Ты же знаешь, как я мостик хорошо делаю.

– Можно, – согласилась мама. – Ты не только мостик хорошо делаешь, но и кувыркаешься. Ещё ты аккуратная – это слово тоже с буквы А начинается, – и мама записала оба слова.

– Мамочка, а давай теперь все качества мои перечислим, – предложила я и затараторила наизусть: – Значит, я – АЛИСА: А – активная, Л – ласковая и любящая, И – игривая и искренняя, С – смелая и самостоятельная. И снова А – с акробатическими способностями и аккуратная. Вот я какая! – Мне было весело и радостно.

– И это ещё не всё, – продолжала мама. – Из всех твоих качеств мы перечислили только те, которые начинаются с букв твоего имени, а ведь у тебя есть много других хороших черт. Например, ты у меня ответственная девочка, я всегда могу на тебя положиться. А ещё трудолюбивая.

От маминых слов тепло разливалось внутри, я чувствовала себя абсолютно счастливой.

– Мама, а ты любишь меня за то, что я такая, как мы с тобой перечислили? Или за что-то другое? – спросила я.

– Я люблю тебя не за что-то, а просто так, – ответила мама. – Люблю, потому что ты – это ты, и потому, что, когда ты рядом, я счастлива, а когда тебя нет поблизости, я очень скучаю по тебе.

– А если я что-то разобью нечаянно или что-то сделаю не так, ты меня всё равно будешь любить? – я знала ответ на этот вопрос, да и мама сама говорила мне это миллион раз, но всё же я не удержалась и спросила. Мне очень хотелось ещё раз услышать мамин ответ.

– Я буду любить тебя всегда, а как же иначе? Ты же моя доченька!

– Спасибо, мамочка! И я очень-очень тебя люблю и всегда буду любить, – в подтверждение своих слов я покрепче её обняла.

Я держала в руках лист бумаги, на котором красовалось моё имя, расписанное мамой по буквам, и я была на седьмом небе от счастья. Мне хотелось, чтобы весь мир узнал, какая я хорошая! Помню, как повесила этот лист на стену в своей комнате, возле кровати, и перечитывала то, что там было написано. Мне хотелось быть именно такой – и я с удовольствием поддерживала в себе перечисленные качества.

Игру «Что в имени тебе моём?» я взяла с собой во взрослую жизнь и применяю её в работе с детьми и даже со взрослыми. Ведь если человек верит в себя, его возможности безграничны!

Когда «большой» девочке всего пять лет, или Младший братик

Когда я была маленькой, я очень любила ходить в гости, особенно если там тоже были дети. Однажды мы с мамой пошли в гости к тёте Наташе, правда, это случилось в преддверии первого класса, мне уже было шесть. У тёти Наташи дочка и сын – Олеся и Стасик. Олесе недавно исполнилось пять, а её братик ещё совсем малыш. Пока наши мамы разговаривали, мы с Олесей играли в куклы и кубики. Вдруг к ней подошёл Стасик и, смеясь, ткнул сестре пальцем прямо в глаз. Олеся громко взвыла, а братишка, как ни в чём не бывало, пошёл дальше. Казалось, он и не заметил, что сделал Олесе больно. Как же так? Я же видела, что он нарочно ей в глаз пальцем ткнул!

– Ты чего там воешь? – послышался голос тёти Наташи.

Олеся кинулась к маме, я пошла следом за ней.

– Он наро-очно! Мне бо-ольно! – плакала девочка.

– Прекрати, ничего тебе не больно! – оборвала дочку тётя Наташа.

– Ай! Ай! Больно! Почему ты мне не веришь? Вот я сейчас ему тоже в глаз ткну! – в отчаянии крикнула Олеся.

– Прекрати, я тебе сказала! – криком же ответила ей тётя Наташа.

– Почему ты ему всё разрешаешь, а мне – нет?

– Потому что он маленький, а ты большая!

– Ах, маленький?! Значит, ему можно меня обижать, да?

– Олеся, прекрати сейчас же! Лучше пойди и убери своих кукол и кубики!

– Не буду! – Олеся пнула лежавшую под ногами игрушку.

– Ты бессовестная! Ты же старшая! Ты же девочка! – стала отчитывать дочку тётя Наташа и даже шлёпнула по попе.

Я смотрела на всё это и удивлялась, иногда переводила взгляд на свою мамочку.

Она тоже молча наблюдала, не вмешивалась.

– Ладно, я сама уберу твои кубики и кукол, но ты теперь ко мне не подходи. Я обиделась на тебя! – строго сказала тётя Наташа.

– И не подойду! – заявила Олеся. – Это я обиделась на тебя!

Девочка, вся в слезах, убежала в другую комнату. Я присела на кресло, стоявшее возле окна, и от нечего делать, уставилась сквозь стекло на гулявших во дворе детей.

– Наташа, – услышала я голос своей мамы. – Ты осознаешь, что «большой» Олесе всего лишь пять лет? Не такая уж она и большая, чтобы самой понять, почему маленькому братику можно то, чего нельзя ей. Ты бы поговорила с ней, объяснила бы, что значит «ты старше» и какие преимущества это даёт.

– Некогда мне объяснять! – отмахнулась тётя Наташа. – Олеська всегда делает мне назло. Знаешь, какие истерики она мне закатывает! О! Она вредная до ужаса!

Услышав эти слова, я напряглась. Ведь и меня раньше называли врединой.

– Олесе любви твоей не хватает, вот она и делает тебе назло, чтобы хоть как-то добиться твоего внимания, и добивается его через ссоры. Попробуй уделять ей больше внимания, и ты сама увидишь, что конфликтов станет меньше или вообще не будет. Что касается этого случая… Посмотри на ситуацию со стороны и представь себя на месте Олеси: тебя обидели, тебе больно – и ты бежишь за помощью к самому главному человеку в своей жизни, кричишь ему: «Мне больно!», а он тебе в ответ: «Не выдумывай, не больно!» Причём ты на грани… Что бы ты ответила этому человеку?

– Хм… Сказала бы я ему крепким словцом, как мне не больно… – призналась тётя Наташа.

– Ага, значит, теперь тебе Олеся стала понятней, – улыбнулась мама. – Дальше смотри, что было. Олеся, как и ты, вполне справедливо возмутилась и спросила тебя: «Почему ты мне не веришь? Почему ему всё разрешаешь?» и «Если он маленький, значит, ему можно меня обижать?» Видишь, какие вопросы серьёзные? Олеся разбирается в понятиях «правильно – неправильно», понимает, что такое справедливость. А теперь я тебе напомню, что ты ей ответила: «Прекрати сейчас же, лучше пойди и убери свои игрушки!» Не пожалела, не посочувствовала, не ответила ни на один вопрос, а только приказала в ответ. Теперь понятно, почему Олеся не бросилась выполнять твоё приказание, наоборот, в отместку ещё и кубик ногой пнула? А ты ей: «Бессовестная! Ты же старшая! Ты же девочка!» Упрёками ты только масла в огонь подливаешь. И что значит «Ты же большая! Ты же девочка!»? Олесе эти фразы не ясны. В каком смысле большая? Что она должна уметь делать в этом возрасте? И что значит «ты же девочка»? К чему это её обязывает? Детям всё-всё объяснять надо.

– То есть Олеся права, – с иронией произнесла тётя Наташа. – Обиделась она, видите ли! В комнату свою удалилась! Королева какая! И не надо мне свой характер показывать! – тут тётя Наташа нарочно повысила голос, чтобы дочка услышала её из другой комнаты.

– Если ты возложишь всю ответственность за эту ситуацию на плечи своей маленькой дочки, она будет расти с чувством несправедливости и вины, а это грозит неприятными последствиями, – предупредила мама.

– Какими ещё последствиями? – заинтересовалась тётя Наташа.

– Обрастёт комплексами. А ещё будет взрослеть с чувством, что мать её не понимает, и даже ещё хуже – больше любит младшего брата, поэтому защиты и справедливости от неё не дождешься. Сейчас Олеся слишком мала, а вот в подростковом возрасте, вполне вероятно, устроит тебе настоящий бунт, и тогда ты очень сильно пожалеешь, что не разрешила этот конфликт, пока дочка маленькая – ведь сейчас многое можно исправить. Наташа, подумай, ведь Олеся умная девочка! Она интуитивно требует от тебя любви, понимания и справедливости. Это же нормально, – подытожила мама.

– Ну ладно, согласна, я погорячилась, – уже спокойнее ответила тётя Наташа. – Сейчас позову её.

– Выслушай сначала, посочувствуй, а потом уже объясняй свою позицию, – напутствовала мама.

– Олеська, иди сюда! – громко позвала тётя Наташа, однако дочка не ответила и не пришла. – Ишь королева! Я говорила тебе! – тётя Наташа сделала многозначительное лицо.

– Она просто маленькая девочка, – напомнила мама. – Не сражайся с ней!

– Знаешь, я сегодня нервная какая-то, вот и сорвалась, – смущённо призналась тётя Наташа. – Мой сутки напролёт работает, а я одна с двумя детьми дома сижу. Всё на мне! Нервы на пределе, а тут эта ещё – характер мне свой показывает!

– Характер – это хорошо, – одобрила мама. – Я вот свою доченьку за характер и выбрала. Это лучше, чем его не иметь. Характер важно вовремя в нужное русло направить. А это труд! Зато он того стоит.

– Олеся, ты выйдешь из комнаты или нет? Хватит дуться, иди сюда! – снова крикнула тётя Наташа.

Олеся не отзывалась. Тёте Наташе пришлось за ней сходить. За руку она привела заплаканную дочку в гостиную, где находились я, мама и Стасик.

– Итак, пункт первый – выслушать, – в шутку сказала тётя Наташа моей маме, а потом обратилась к Олесе: – Ну давай, рассказывай, почему ты на Стасика обиделась!

– Он мне в глаз ткнул! Нарочно так сделал, подошёл и ткнул! Алиса всё видела!

– Да, так и было, – подтвердила я.

Тётя Наташа замерла, глядя на маму. Та догадалась, в чём дело, и шёпотом подсказала:

– Сочувствуй!

Однако тётя Наташа лишь руками развела. Тогда заговорила мама:

– Бедная девочка! Тебе больно было?

– Мне и сейчас бо-о-ольно! – захныкала Олеся, глядя на свою маму и не решаясь прильнуть к ней.

Тётя Наташа прижала к себе дочку:

– Ну, давай я тебя пожалею… Обидели девочку ни за что, бедняжка моя! – она погладила Олесю по голове и расцеловала. Олеся от этого размякла и ещё сильнее расплакалась.

– Тебе больно и обидно, я понимаю тебя, – сказала моя мама и тоже погладила Олесю. – Ты, наверное, ещё и испугалась?

– Да! – с готовностью подхватила девочка. – Я подумала, что Стасик глаз мне выколет, и я больше не смогу видеть.

– Это очень страшно, понимаю, – поддержала дочку тётя Наташа.

Ей уже пришлось отвлечься на Стасика, потому что как только он увидел, что мама обнимает сестру, тут же подбежал и стал проситься на ручки.

– Как хорошо, всё обошлось! Глаз на месте! – подытожила тётя Наташа, ещё раз чмокнула дочку в щёку и, слегка отстранив её от себя, посадила сына на колени.

– Скоро всё пройдёт, и ты вообще забудешь, что у тебя глаз болел. Извини, доченька, мне пришлось Стасика на руки взять, а то он тоже сейчас расплачется, – объяснила она. – Садись рядом.

Олеся шустро уселась на соседний стул. Больше она не плакала.

Моя мама сказала:

– Знаешь, Олеся, я думаю, Стасик не специально тебе в глаз попал.

Девочка недоверчиво посмотрела на неё. Честно говоря, я тоже не очень поверила маме.

– Стасик ещё совсем малыш, он только недавно научился ходить, и его движения пока неточные. Он хотел, скорее всего, дотронуться до твоего носа или до волос, а получилось, что попал в глаз. Он даже не понял, что сделал тебе больно, – продолжала объяснять мама.

– А может, ему твой глаз очень понравился! Ведь у моей доченьки такие красивые глаза! – включилась в разговор тётя Наташа и ласково потрепала Олесю по волосам. – Стасик увидел, и ему сразу захотелось потрогать эту красоту! Он же не знает ещё, что лезть пальцем человеку в глаз нельзя, – продолжала она, качая Стасика на коленях.

– Но он же смеялся, когда я заплакала! Ему что, меня не жалко было? – жалобно спросила Олеся и с обидой посмотрела на брата.

– Он смеялся не потому, что ты заплакала, а потому, что радовался тебе, и потому что до глаза красивого дотронулся, – объяснила моя мамочка.

– Олесенька, когда ты была маленькой, знаешь, сколько раз ты мне пальцем в глаз попадала? – сказала тётя Наташа.

– Я? – удивилась Олеся.

– Конечно ты! Видишь, ты даже не помнишь этого, потому что не понимала тогда, что делала мне больно.

– И ты не ругала меня за это? – удивленно хлопая глазами, спросила девочка.

– Ну ты же маленькая была – конечно, не ругала! Я понимала, что ты не специально. За что ж тут ругать?

И тут Стасик вдруг погладил Олесю по голове – пожалел. Все рассмеялись, и Олеся тоже.

– Видишь, какой хороший у тебя братик? – сказала тётя Наташа. – Он жалеет тебя и улыбается тебе! Хочешь поиграть с ним?

Но Олеся резко отпрянула от брата.

– Не хочу! А вдруг он снова мне в глаз ткнет?

– А ты теперь будь внимательнее, – попросила тётя Наташа. – Сама свой глаз береги. Если увидишь, что Стасик к твоему лицу рукой тянется, сразу отвернись или руками лицо закрой. Ещё можно поймать Стасика за руку и сказать, глядя в глаза: «Так делать нельзя!» Меня позови, я тебя поддержу. Со временем Стасик научится не делать того, что другим не нравится.

– А разве он послушает меня, если я скажу ему «нельзя»? – не поверила Олеся.

– Он должен будет послушаться, ты же его старшая сестра! Младшие должны слушать старших, – объяснила тётя Наташа.

Олесе очень понравилось, что Стасик, оказывается, должен её слушаться, но она всё ещё сомневалась.

– А если он не захочет?

– Тогда я ему объясню, – пообещала тётя Наташа. – Не переживай, всё будет хорошо!

– Спасибо, мамочка! – воскликнула Олеся.

– За что? – удивилась тётя Наташа.

– За то, что ты будешь помогать мне Стасику объяснять. Я думала, ему всё можно, а мне нельзя. А теперь вижу, что это не так.

– Конечно не так, доченька. Никто не должен другому больно делать. Стасик подрастёт и поймёт это.

– Ещё я думала, что Стасик всегда маленьким будет, а я всегда большой, поэтому наказывать будут только меня, – призналась Олеся.

– Ну что ты, доченька! – тётя Наташа снова её обняла. – Стасик будет расти и со временем научится не только не обижать тебя, но и защищать. Он же мальчик, будущий мужчина, а мужчины обязаны защищать женщин! Так что у нас защитник растёт. Не обижайся на него, пожалуйста. Знаешь, как я расстраиваюсь, когда вы со Стасиком ссоритесь? И, наоборот, мне очень приятно, когда вы играете мирно, смеётесь вместе, – объяснила тётя Наташа, и добавила: – Я же вас одинаково люблю!

– Я тоже тебя очень люблю, мамочка! – ответила Олеся и обвила её шею своими тонкими ручками.

Стасик повторил за старшей сестрой, тётя Наташа затряслась от смеха:

– Ой, щекотно! Только не задушите меня!

И мы все вместе рассмеялись. Вообще, приятно было смотреть, какие они дружные и как друг друга любят. А вот когда ссорились, я и сама чуть не расплакалась, да ещё и испугалась! Когда все вокруг кричат и обижаются друг на друга – ужасно неприятно, сразу хочется сбежать. Терпеть не могу, когда люди ссорятся! Как же всё-таки хорошо, что они помирились!

Я запомнила этот случай на всю жизнь и те слова, что были сказаны Олесе в тот день по поводу младшего братика, не раз потом повторяла своим детям.

Волшебное слово «извини», или Как я научилась признавать свои ошибки

В моей жизни однажды была целая полоса обид. Я обижалась на маму из-за каждого пустяка и сама потом очень переживала. Мне почему-то трудно было высказаться, я всё держала в себе. Затаю обиду и, ничего не объясняя, делаю всё маме назло. Например, она зовёт меня обедать, а я нарочно не иду. Сама готовила, пусть сама и ест! Попросит убрать в комнате, а я не убираю: пусть видит, как я страдаю – не нужно было обижать меня!

– Алиса, тебе пора уроки учить и книжку читать, – напоминает мама, но я опять ей назло ничего не делаю, а потом сама же в слёзы – маму жалко и обидно за неё.

Как-то раз мама услышала мой плач и вошла ко мне в комнату.

– Я не удивляюсь тому, что ты плачешь, – сказала она. – Я даже знаю, почему!

Я насторожилась и вопросительно посмотрела на маму.

– Ты всё делаешь назло, а от этого прежде всего тебе самой плохо. Ведь ты, Алиса, делаешь не то, что тебе нравится или хочется, а то, что НАЗЛО. Слово-то какое – вдумайся! Слышишь, в нём есть слово «ЗЛО»? А от зла ещё никому хорошо не было.

Я понимала, о чём говорит мама, и в душе даже была согласна с ней. Но признать это прямо сейчас у меня не было сил, и я молча уткнулась лицом в подушку.

Мама присела на край кровати.

– Я приведу тебе пример. Смотри, твой организм потратил всю энергию на умственную деятельность и на физическую активность. Естественно, после этого ему понадобилась пища, чтобы восполнить потраченную энергию, набраться сил и обеспечить тебе хорошее самочувствие и настроение. Но ты не подпитываешь его едой – назло! Душа твоя хочет радоваться, а ты не позволяешь ей этого – опять же назло. Разве тебе хорошо от этого будет? Нет, конечно. А доказательство – твои слёзы… Алиса, пора точку в этом деле ставить! Подумай, как ты хочешь дальше жить. Оставишь ЗЛО в своей жизни? Хочешь, чтобы тебе всё время тяжело на душе было?

Я по-прежнему не отвечала. Конечно, я уже сто раз пожалела о своём поведении! Хочу ли я так жить? Нет, нет и ещё раз нет! Мне и самой это всё уже надоело, но признаться в этом очень тяжело. Надо собраться с мыслями, повернуться к маме лицом, посмотреть ей в глаза, рассказать о своей обиде, повиниться перед ней за своё поведение… Но только как, если у меня ком в горле стоит и мешает говорить?!

Не дождавшись от меня ответа, мама продолжила:

– Я понимаю, ты обиделась. Тебе тяжело высказать свою обиду. Но, если ты не проговоришь её, с души груз не снимешь!

– Нет, я плачу, потому что мне тебя жалко, – всхлипнула я.

– Меня жалко, потому что ты намеренно меня обижаешь? – уточнила мама.

Тут я заревела в голос.

– Ну хватит, Алиса, перестань, – мама погладила меня по спине. – Я знаю, что ты хорошая и добрая девочка. Просто, когда человеку обидно, он глупости всякие говорит или делает. Давай, наберись мужества и признай свою ошибку. Я же вижу, что тебе самой больно против совести поступать.

Пойми, человек, который не может признать свою ошибку и сказать «извини» другому, в конце концов останется один, потому что людям такое отношение к себе не нравится. Возможно, они из любви к тебе один раз закроют глаза на то, что ты не можешь извиниться, и даже, быть может, во второй раз простят, но потом махнут рукой, развернутся и уйдут – и правильно сделают! Так что тренируйся говорить «прости», пока ты маленькая – во взрослой жизни ещё труднее будет. Ведь упёртый и горделивый зачастую остаётся в полном одиночестве – без друзей и семьи, – мама вздохнула. – Я бы этого тебе не пожелала. Я хочу помириться с тобой, ищу повод, присматриваюсь к твоим поступкам, чтобы иметь возможность за что-то похвалить тебя, но ты не даёшь мне шанса – поступаешь только назло. Важно, чтобы ты сама это поняла.

Мама подождала немного, найду ли я в себе силы ответить, но я молчала, и тогда она вышла из комнаты, сказав:

– Я тебя очень люблю и верю в твоё благоразумие.

«Такие упрямцы, как я, очень несчастные люди!» – подумала я, как только за мамой закрылась дверь. Я так и осталась лежать лицом в подушку – плакала и думала: «Ну почему мне так трудно произнести обыкновенное слово „извини“, ведь я же виновата перед мамой, так в чём же дело?!» Я перебирала в памяти недавние мамины слова и нутром чувствовала её правоту. Я вовсе не собиралась остаться без друзей. И обидчивой тоже быть не хотелось – это ужасно больно и неприятно! Что ж, я теперь всё время из-за каждой ерунды обижаться буду? И вдруг меня пронзила простая, но очень важная мысль: «Мама сказала, что хочет помириться!» И я хочу! Очень хочу!

Я вскочила с кровати и бегом кинулась к маме. Она была в своей комнате. Когда я возникла на пороге, она разбирала постель, собираясь ложиться спать.

– Извини! – еле слышно пролепетала я.

И вдруг произошло чудо: как только я произнесла слово «извини» мне стало легко – будто камень с души упал! Мама улыбнулась и, распахнув объятия, пошла мне навстречу. А я со всех ног кинулась к ней! Уткнулась в неё лицом и разревелась. Мама гладила меня по голове и по спине, целовала в макушку, плечи, руки мои целовала. Я почувствовала, что её лицо тоже мокрое. Но, несмотря на наши слёзы, нам было очень хорошо! В первый раз за последние несколько дней мы с мамой спокойно поговорили, я рассказала ей о своих обидах, и мама в ответ тоже произнесла: «Извини». Она сказала это очень искренне, глядя мне в глаза. Я сразу поверила, что она сожалеет, и все мои обиды, как рукой сняло. Вот каким волшебным свойством обладает простое и одновременно трудное слово «извини»!

Я очень благодарна маме за то, что она научила меня прощать и приносить извинения. Это очень помогло мне в жизни. Благодаря слову «извини» я когда-то не потеряла близкую подругу, мы до сих пор с ней дружим, и нашей дружбе уже около тридцати лет! И знаете, что я вам скажу? Лучше гордиться тридцатилетней дружбой с хорошим человеком, чем называть себя дурой и сожалеть о том, что когда-то не справилась со своей обидой.

Со временем я поняла, что обижаться или не обижаться – это личный выбор каждого человека. Я, например, для себя решила не тратить свою жизнь на обиды. А ещё благодаря волшебному слову «извини» люди знают меня как разумного человека, умеющего признавать свои ошибки, и поэтому у меня по всему свету много друзей, знакомых, коллег, с которыми добрые и тёплые отношения длятся годами.

Как сложные детские вопросы раскладывать на простые истины, или Зачем человек живёт?

Моя мамочка – человек вдумчивый и серьёзный. Наверное, поэтому мы с ней часто говорили на сложные темы, которые невозможно объяснить в двух словах. Вот, например, однажды мы заговорили о жизни и смерти. Инициатором этого разговора была я. Меня очень интересовал вопрос, куда девается человек после смерти. Мама ответила, что у каждого человека есть душа. Когда тело состарится и не сможет больше служить человеку, оно умирает, а душа продолжает жить – она вылетает из тела и попадает на небо.

– А зачем человек живёт, если потом он всё равно умирает? – задала я новый вопрос и по маминому лицу догадалась, что он привёл её в смятение.

– Как же тебе объяснить, чтобы понятнее было? Ну смотри: ты построила свой вопрос так, как будто нет никакого смысла жить. Будто бы смерть обесценивает жизнь человека. Но это не так. В жизни каждого человека есть смысл. Во-первых, помогать ближним. Так, родители помогают своим детям научиться ходить, разговаривать, рассказывают им об окружающем мире, оберегают от опасностей и радуют их. Дети вырастают и тоже берегут своих постаревших родителей: заботятся о них, помогают им, дарят радость. То есть и те и другие приносят друг другу счастье. Это придаёт жизни смысл: ведь приятно жить, осознавая, что ты помогаешь своим присутствием родителям и детям, родственникам и друзьям – ближнему кругу. Во-вторых, человеческую жизнь смыслом наполняет помощь людям более дальнего круга. То есть тем людям, которые не приходятся нам родственниками, но часто присутствуют в нашей жизни: одноклассники, коллеги, приятели, соседи. Например, ты поздравила соседку с днём рождения, а она одинокая женщина, и твоё внимание растрогало её до слёз. Больше она не чувствует себя такой одинокой. Или, например, ты увидела, что у маленького соседского мальчика сломалась игрушечная машина – отлетело колесо. Ты взяла и починила. Малыш счастлив. Теперь он верит в добро и бескорыстную помощь окружающих. Значит, ты улучшаешь или украшаешь жизнь других людей, служишь им образцом доброго поведения. Это придаёт твоей жизни смысл. В-третьих, человек не должен оставаться равнодушным и к незнакомым людям. Никто не имеет права пройти мимо беды другого человека. Если происходит что-то плохое, например, кто-то потерял сознание прямо на улице или кто-то плачет – надо остановиться и попытаться помочь. В первом случае вызвать скорую, попробовать самостоятельно оказать первую помощь или призвать в помощники того, кто сумеет это сделать. Во втором случае ты поможешь человеку своим неравнодушием, добрым словом и, возможно, спасешь его от какого-нибудь неверного шага. Ведь когда человек расстроен, он может совершить непоправимую ошибку. Понимаешь, Алиса, если от твоего присутствия кому-то становится радостно и хорошо – значит, твоя жизнь не бессмысленна.