Книга Броненосец «Потемкин» - читать онлайн бесплатно, автор Алексей Николаевич Кукушкин. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Броненосец «Потемкин»
Броненосец «Потемкин»
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Броненосец «Потемкин»

Александр Эрнестович раздвинул шторки на стене, за которыми скрывалась доска, с прикрепленным к ней чертежом, и как школьный учитель деревянной черной, покрытой лаком указкой с красивой резьбой, стал показывать на сильные стороны японского броненосца.

– Полные размерения «Fuji» немного отличились от проектных, осадка судна при загрузке угля в 700 тонн составляла 26 ½ фута. Полный же запас угля составлял порядка 1200 тонн, его могло хватить при экономичном ходе до 4000 морских миль. Нормальное водоизмещение броненосца составило в таком случае 12320 тонн. Корпус судна строили из стали. Двойное дно вдоль борта поднималось до броневого пояса, по всей длине корабля, укрепленное стрингерами. Непотопляемость «Fuji» обеспечивают 181 водонепроницаемый отсек. На протяжении половины длины корабля располагались боковые кили для повышения остойчивости. Также, согласно судостроительным традициям нашего времени судно оснащалось стальным тараном.

– Но все знают, – добавил Макаров, что таран нужен чтобы таранить в первую очередь воду, для улучшения топливной экономичности, так что учитывать данный конструктивизм как вооружение – моветон15.

– Полностью с Вами согласен, – Бурлаков сделал словесный прогиб и стал вести доклад дальше, – «Fuji», первым в японском флоте изначально оснащался сетями противолодочного заграждения. В проекте были две мачты с двойными боевыми марсами для артиллерии, но при постройке оставили только по одному на мачте. Броневой пояс был только в средней части, изготовленный из новейшей Гарвеевской брони, закрывая собой машинное и котельные отделения и основания барбетов, а вот нос и корма оставались не прикрытыми. Плоская броневая палуба в 2½-дюйма толщиной, располагалась прямо над броневым поясом и закрывала котельное и машинное отделение.

– Видимо не забыли японцы взорванный «Люфти-Джелиль16», – добавил Рожественский тоже присутствующий на совещании, и все адмиралы и капитаны по-доброму рассмеялись.

– Боевая рубка, располагавшаяся за носовым барбетом, имела броню в 14-дюймов, – продолжил Бурлаков, – главный калибр, размещавшийся в барбетах, для защиты расчетов был закрыт лобовой броней в 6-дюймов, с бортов и тыла 4-дюйма, сверху 3-дюйма. Под броней барбетов располагались поворотные и заряжающие механизмы, системы подачи снарядов и гидравлические стопоры, блокирующие платформы от разворотов при выстрелах. Снарядные погреба размещали только под броневой палубой.

– Как подается боезапас? – Макаров задал дельный вопрос.



Броненосец «Фудзи» Японского императорского флота


– Боезапас подается через бронированные трубы, – Николай нисколько не стушевался, – помещения для бортовых торпедных аппаратов размещались ниже ватерлинии, и находились под защитой броневого пояса. Носовой торпедный отсек не бронировался.

– Каков на новом японском броненосце вес брони? – капитан 1-го ранга, командир броненосца береговой обороны «Первенец», Зиновий Рожественский решил задать каверзный вопрос.

– Общий вес брони 3000 тонн, что составляет от нормального водоизмещения примерно 24 процента. Причем броня новейшая Гарвеевская, используется в листах пояса и траверзов, броня палуб и крыш барбетов была обычной стальной. Угольные ямы размещались вдоль бортов, и являлись как дополнительной броневой защитой, – ответил Шотт/Бурлаков.

– Я вижу, что в центре находится каземат, непробиваемый нашими 12-дюймовками даже в упор, а барбеты башен имеют толщину в 16-дюймов и могут быть пробиты только с 2-3 кабельтовых, – Макаров на глаз рассчитал вероятное противостояние снаряда и брони.

– Напротив, пояс в 4-дюйма стальной брони пробивался 12-дюймовыми орудиями на всех дальностях возможного боя, – продолжил мысль прославленного флотоводца Бурлаков, – палуба в 2 ½-дюйма тоже, на всех дальностях, а 6-дюймовыми орудиями Кане, только если подойти на дальность пятнадцати кабельтовых, а если использовать 8-дюймовую артиллерию в качестве вспомогательной, то эта дистанция увеличиться до 35 кабельтовых, что является несомненным плюсом проекта. Причем нашу броню в 9-дюймов противник может пробить своим главным калибром с двадцати пяти кабельтовых, а вспомогательную в 2-дюйма, своим 6-дюймовым снарядом также с 25 кабельтовых.

– Что же делать? – поинтересовался осторожный Вирениус, уроженец Суоми.

– Напрашивается предложение, – произнес докладчик, – сделать броню цитадели 11-дюймов, а все другие части корабля, включая пояс по всей ватерлинии толщиной в 3-дюйма, второй пояс уменьшается со 6-дюймовдо 4-дюймов, а третий с 5-дюймов до 3-дюймов, или второй пояс также делаем 3-дюйма и экономим в весе порядка 60 тонн. Тем самым зону поражения нашего броненосца японским снижаем с 25 кабельтовых до 15 кабельтов, то есть японцу надо подойти поближе, причем если установить 8-дюймовые орудия в батарее, пусть и меньшим числом, то наш "Князь Потемкин-Таврический" начнет пробивать супостата уже на дистанции в 35 кабельтовых.

– Сколько времени это потребует? – осведомился Рожественский, имперского духа человек, но по происхождению был из ляхов17.

– При скорости сближения в пару узлов на прохождение двадцати кабельтовых потребуется час. За это время наш броненосец выпустит в корабль противника из четырех 12-дюймовых и пяти 8-дюймовых орудий одного борта, примерно полторы сотни снарядов крупного калибра и тремя сотнями среднего. Если в цель попадет хоть десять процентов снарядов, а это на такой дистанции вполне реально, то от японца останется мокрое место.

Никогда еще в истории МТК члены комиссии не вставали и не аплодировали докладчику.

Александр Эрнестович, а вместе с ним и Бурлаков, был потрясен, какая замечательная идея зашла ему в голову. Исправить и так хороший проект, сделать его практически идеальным и тактически выверенным. Деньги были выделены практически сразу, так как адмиралам не мешкая хотелось видеть такой корабль флагманом флота, а при успешном прохождении испытаний заложить еще подобные корабли.

Перед закладкой броненосца Александр Эрнестович Шотт заказал лучшему ювелиру города Николаева шестнадцать закладных досок из серебра 84-й пробы, предназначавшихся, кроме закладной в само судно, всем высокопоставленным гостям при закладке: Царю и Царице, Наследнику, Генерал-адмиралу, Управляющему Морского министерства, Главного командиру Черноморского флота, Председателю морского технического комитета, Главному инспектору кораблестроения, Капитану над Николаевским портом, его старшему помощнику, портовому корабельному инженеру, строителю корабля, главному корабельному инженеру завода, командиру броненосца и еще один экземпляр для Морского музея.

Но вот корабль был заложен, и деталь за деталью, каркас, обшивка, машины и механизмы, броня, и орудия, все стало вставать на свое место, предусмотренное проектом. Николай наблюдал, и не вмешивался особо в процесс. Посмотрел мощности заводов Путиловского и Ижорского, изготавливающих броню. Их совместная мощность составляла около четырех тысяч тонн брони в год, а на броненосец требовалось примерно от двух с половиной тысячи тонн до трех тысяч триста тонн.

Корабль был спущен на воду 13 сентября 1900 года, именно в этом году в Германии принят второй Закон о военно-морском флоте, в соответствии с которым в стране в течение 20 лет должно быть построено 38 боевых кораблей, а Китае набирает силу "боксерское" восстание. До июня 1902 года «Князь Потемкин Таврический», достраивался в Николаеве, а затем перешел уже своим ходом в Севастополь, для установки вооружения и окончательной достройки. В конце 1903 года, а именно 6 декабря, после множества мытарств корабль сдав все необходимые испытания вошел в строй Российского императорского Черноморского флота.



Броненосец «Князь Потемкин-Таврический». Водоизмещение      12 900 тонн, 115,4 х 22,2 х 8,4 метра. Пояс крупповской брони в средней части 9-дм, в оконечностях 7-дм, каземат 5-дм, палуба от 1 1/2дм до 2 1/2-дм, бронирование башен главного калибра 10-дм, рубки 9-дм. 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 22 котла Бельвиля, 10 600 л. с. (7,8 МВт), 2 винта, 16,9 узла (31,3 км/ч). Дальность плавания      3600 морских миль 10 узловым ходом. Автономность плавания      14 суток, Экипаж      28 офицеров и 788 матросов. Вооружение 2 × 2 × 12-дм/40-кал орудия, 10 × 8-дм/45-кал орудия, 14 × 3-дм орудия, 2 × 63-мм, 6 × 47-мм, 2 × 37-мм, 5 × 456-мм торпедных аппарата


Бурлаков распрощался с Шоттом в самом благоприятном периоде достройки корабля, июне 1902 года, в этом году произошло возобновление Тройственного союза между Германией, Австро-Венгрией и Италией, сроком на шесть лет (впервые заключен в 1882 году), и конгресс США утверждает Закон о строительстве канала на Панамском перешейке, когда кораблестроитель сновал по многочисленным отсекам корабля и приказывал устраивать недоделки, а на «Потемкине» уже во всю устраивала быт команда, загружены были провизия, припасы и дельные вещи. Главный конструктор уже во всю думал о следующем броненосце, который должен был быть построен на Николаевской верфи с красивым названием «Евстафий». «Если верфь подобна чреву матери, – рассуждал Александр Эрнестович, подобно поэтам серебряного века18, – то снаряжение в Севастополе подобно первым классам детского сада».

Глава 2

Оставив главного строителя в благодушном расположении духа Бурлаков, познакомился с назначенным капитаном корабля Голиковым Евгением Николаевичем, когда тот взошел на борт. Нового капитана словно ознобом прошибло и подселение произошло успешно. Николай поднял из памяти воспоминания, что родился Евгений в Бессарабии. Православный, дворянин, был женат, но бездетен. Окончил Морское училище в Петербурге. Службу на флоте начал в 1871 году. Пережил капитан падение кометы Биэлы, 27 ноября 1872 года, вскоре после того, как в сентябре Земля пересекла орбиту кометы, произошёл крупный метеорный дождь, пиковая интенсивность которого достигала 3000 метеоров, интенсивные метеорные проявления наблюдались и в последующие годы ожидаемого появления кометы вплоть до конца XIX века: в 1885 году было зафиксировано до 15000 метеоров в час, в 1892 году – 6000, в 1899 году – уже всего 150.



Метеорный дождь 27 ноября 1872 года. фрагменты кометы Биэлы 8 октября 1871 года стали причиной Пештигского, Порт-Гуронского и Большого Чикагского пожаров. Эта теория впервые была предложена Игнатием Доннелли в 1883 году


В 1874 – 1877 годах Голиков принимал участие в заграничном плавании на крейсере "Светлана19". Участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, за форсирование Дуная с командой 1-го Гвардейского флотского экипажа, которую возглавлял, награждён румынским крестом "За переход через Дунай".

В 1880-1881 годах, мичман Голиков участвовал в Ахалтекинском походе русских войск. Командовал экспедицией генерал Скобелев. Голиков в составе морского отряда, созданного капитаном 2-го ранга Макаровым, воевал с туркменами-текинцами, которые после поражения бежали в Оттоманскую империю и стали именоваться турками. Принимал участие в операции по подрыву стен крепости Геок-Тепе. После тяжёлого ранения командира батареи, исполнял его обязанности. Позднее служил в гвардейском флотском экипаже и на императорских яхтах: "Александрия", "Королева Виктория", "Держава", был флаг-офицером в императорской флотилии яхт и шхун, благо только у российских императоров была своя флотилия и были даже вообще специализированный тип судов – охранники царских яхт, где мы были впереди планеты всей. Затем Голиков переведён на Черноморский флот, для его усиления, после успешной войны.

Вещей у капитана с собой было немного. Бурлакову особенно то и разглядывать то было нечего и он вновь решил углубиться в воспоминания капитана с кем придется служить. В 1886-1891 годах Голиков выполнял обязанности адъютанта командующего Черноморским флотом Пещурова, того самого, который подвел Бурлакова в начале всей операции. В 1891-1903 годах Евгений Николаевич командир шхуны "Пезуапе", транспорта "Гонец", броненосца береговой обороны "Новгород", где он нутром почуял причудливость конструкции круглого корабля. Впрочем, строился плоскодонный корабль, как просто плавучая артиллерийская батарея, и придан был первоначально не к морскому, а крепостному ведомству. Командовал Голиков пароходом "Эриклик", канонерской лодкой "Уралец", с которой совершил заграничное плавание и пробыл целый год в Греции. «Ах благодатные были времена и позволили обзавестись связями у Греческих монархов», – промелькнула мысль самого капитана. Отдавал команды Евгений Николаевич и на учебном судне "Березань", фактически вооруженного транспорта, но зато приметил самых старательных молодых артиллеристов. С 6 декабря 1903 года командир 36-го флотского экипажа и броненосца "Князь Потёмкин-Таврический".

Николай Бурлаков окончательно освоился в новом амплуа, пройдясь по палубе и раздавая команды. Просканировал личность этого выдающегося человека и замечательного моряка. Евгений Николаевич, на следующий день, после своего назначения, 7 декабря 1903 года, держал в руках телеграмму Генерал-адмирала Алексея Александровича, из которой значилось, что Великий князь послезавтра изволит прибыть на корабль, и соизволит отбыть с ним на Средиземное море, через Черноморские проливы для похода во Францию, по государственным делам.

«Вероятно, для контроля за постройкой броненосца "Цесаревич" и крейсера "Баян"», – предположил в разговоре с первым помощником Ивановым Петром Ивановичем.

– Что-ж будем готовить корабль к этому походу, – ответил тот, – тем более, что обстановка в мире напряженная. Япония совершает недружественные демарши в сторону России, да еще ее поддерживает Англия и США. Наш союзник Франция бестолковый, может только деньгами помогать, да заявлениями ну или марсельезу включить.

9 декабря утром, Великий князь Алексей Александрович или «семь пудов августейшего мяса», он действительно страдал ожирением и Бурлакову было его искренне жалко, прибыл по железной дороге в Севастополь, и после торжественной встречи городского градоначальника, убыл на корабль. После торжественной встречи, расположившись в адмиральском салоне велел отплыть, и держать курс на Стамбул.

По всем международным соглашениям проход проливов возможен только с членами царской семьи, а Алексей Александрович таким и являлся.

Побеседовать Голикову и Алексею Александровичу получилось на следующий день в каюте капитана. Тучный Романов был старше Голикова на четыре года и с самого детства своей карьеры готовился возглавить флот, в эпоху очень больших перемен. Бурлаков обратил внимание, что Великий князь по гороскопу козерог, а им свойственны импульсивность, нервозность и строгость, но цифра жизни была 8, а это двойное женское начало, мягкость и домовитость, именно такую взрывоопасную комбинацию заложила матушка природа, в генерал-адмирала, который плыл исправлять свои ошибки.

Сам Голиков был по знаку зодиака рыбой и обладал отличным характером, но по цифре жизни 5 – замкнут внутри, и никого не пускал себе в душу.

– Как Вам известно, любезный Евгений Николаевич, меня морскому делу учил еще покойный адмирал Посьет, – произнес Алексей Александрович вытирая рот салфеткой.

– Да, выдающийся был человек, хоть и выходец из французов, – покопал информацию Бурлаков, чтобы поддержать разговор, – и каналы успевал расчищать и железные дороги откапывать.

– Вы осведомлены, что строилась только небольшая часть дорог, а всё остальное досталось нам от предыдущей технической цивилизации? – Алексей Александрович нахмурил брови, – большая государственная тайна, прошу держать информацию при себе!

– Конечно, – пожалел о своей болтливости Бурлаков, – и впредь решил быть более осмотрительным.

– Неизгладимое впечатление произвело на меня крушение фрегата «Александр Невский» в 1868 году или в 13 году от воцарения императора Александра.

Тут уже удивляться пришлось Бурлакову, – но это практически совпадает с Наполеоновскими войнами!

– Именно так всё и было. Мы возвращались с Великой войны, – Алексей Александрович не стал ничего скрывать, – Наполеона не взяли в русскую императорскую армию даже поручиком, и он пошел искать славы во Французской армии, и весьма преуспел, был приглашён императором Александром оказать помощь в борьбе с Московским царством, зависимым от Оттоманской империи, которое благополучно было побеждено, и у поселенцев Поволжья появилась возможность приселиться на берега Одера и Рейна.

– Но что за бардак с летоисчислением? – Николай спрашивал и тщательно запоминал каждое слово, – как это возможно, чтобы 68 год был и 13-м?

– По исламскому календарю он вообще 1227 год, у каждой страны своё летоисчисление. У Великой империи принято вести его от воцарения правящего монарха, а сквозное летоисчисление сейчас только разрабатывают, – Генерал-адмирал явно не хотел дольше останавливаться на данном вопросе, тем более, что броненосец «Князь Потемкин-Таврический» вышел из Севастопольской бухты и взял курс на Стамбул, – в 1870 году я совершил путешествие по водной системе расчищенной Посьетом в Архангельск, где был построен корвет «Варяг».

– На севере Российской империи строилось много кораблей, начиная с правления Петра Великого, – поддакнул Бурлаков, он это отлично помнил из обучения.

– Петра Великого герцога Ольденбургского, – смеясь резюмировал Романов, – именно он вмешался в здешнюю междоусобицу, а затем назвал себя императором, но голландские подданные, именуемые «поморами», больше ремонтировали пришедшие из Атлантического океана корабли, нежели строили новые, да и флот Петра Великого на 2/3 состоял из кораблей, нанятых в Англии с их же командами, да и севером стал Архангельск только сейчас, когда ось земная повернулась, а раньше когда полюс был где-то в районе современной Камчатки и Гренландия была зеленой со множеством городов и Архангельск мог похвастаться умеренным климатом, там даже сахарный завод был.

– Какой Ваш следующий корабль был? – решил направить мысли Великого князя в прошлое и выведать что-либо еще, хотя и полученная информация рушила у Бурлакова всё мироустройство.

– Конечно же это «Светлана», – Алесей Александрович мечтательно поглядел в потолок, – я посетил северную Америку, где охотился на бизонов с генералом Шериданом и Буффало Биллом на бизонов, потом ели мясо этого экзотического животного. Вы знаете, что такое стейк?

– Наслышан что кусок шеи, – Николай Бурлаков не особо интересовался данным вопросом.

– Только того участка шеи, который не задействован в движении мышц животного, чтобы жар, через вертикальные мясные волокна, прошел и приготовил этот кусочек, – Великий князь ударился в воспоминания, – и этот опытный охотник убил, по его же словам, до четырех тысяч этих мощных животных, до восемнадцати в день!

– Господи, зверство то какое, но зачем? – Николаю стало жалко бедных животных.

– У него и других охотников была задача, поставленная государством лишить коренных жителей кормовой базы, чтобы подчинить этот непокорный народ, – Алексей Александрович поглядел прямо в глаза Бурлакову, – нет бизонов, нет индейцев, а значит огромные территории доступны для заселения.

– Прямо как в Московии20, – Николай опять произнес глупость, – София Августа Фредерика, принцесса Ангальт-Цербстская построила сиротский дом и на беспризорниках выращивала оспу, из которой делалась вакцина и продавалась по 50 копеек.

– Что Вы хотите от моей бабки? – Генерал-адмирал побагровел, – вся земля принадлежит ей по Салическому праву, а живут на ней люди по своим правилам родовой общины, соблюдают свои правила Кона21, как не начать их травить, а потом лечить только тех, кто будет платить.

– Но это же бесчеловечно! – Бурлаков в ответ поглядел на зажравшегося аристократа.

– В том мире котором она жила, да и сейчас либо ты съел, либо тебя, – словно оправдываясь проговорил Великий князь, а затем расчувствовавшись от воспоминаний произнес, – когда мне было двадцать лет, меня разлучили с моей настоящей любовью Сашенькой Жуковской, и с тех пор я словно с цепи сорвался ища утешения в других женщинах, но так и не найдя никого, кто бы был хотя бы отдаленно похож на мою ту первую любовь, которая словно паровым катком прошла через мою душу, сердце и оставила неизгладимый след.

– Куда направились после истребления бизонов? – Николай вспомнил что он всего лишь капитан 1-ранга и рассуждать о предках или любовницах Великого князя не только неприлично, но и не по рангу.

– Да весь мир объездил: Китай, Япония, Владивосток, вся Сибирь, занесенная катаклизмом, там не было особо что смотреть, стал шефом 39-го австро-венгерского пехотного полка.

– Разве такое возможно? – Бурлаков удивился, и это передалось его персонажу, – другая же страна, а вдруг война, и полк, где Вы шеф воюет с полком Русской армии.

– Вы Голиков, вероятно, часто в трюмах своего броненосца бывали и голову перегрели, – к Алексею Александровичу вернулись его властные нотки, – мы же одна страна, глобальная большая страна, ну осуществляет судебные дела Франц Иосиф и что с того, полк просто расквартирован там, набран из местного населения, но волю то он одного императора выполняет, еще один такой пассаж и я прикажу признать Вас больным.

– Прошу прощения, – Бурлаков снова полез в архивы, чтобы скорректировать свои вопросы, и поинтересовался, – в Русско-турецкую войну воевали?

– Как же без меня! Я командовал всеми войсками Российской империи на Дунае. Нам помогали и австрийцы, и англичане, мы громили московитов и оттоманов, а также турок по всем фронтам, – Великий князь захорохорился довольный вопросом, – мои подчиненные захватывали мониторы этих неспокойных ордынцев, с одной бомбы взрывали бронированные корабли, совершали дерзкие нападения на перебазированных с Балтийского моря паровых катерах, вооруженные шестовыми минами, словно переиграв произошедшую за пятнадцать лет до нее войну за ясли господни22.

– Что за война? – Бурлаков мгновенно перелистал оглавления, но никакого упоминания не нашел, – удивился представителям этого времени всё называть не своими именами.



Капитан Евгений Николаевич Голиков и Генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович Романов


– Так-то время, когда мы, борясь с силой Южной Пальмиры с дирижаблей верхом расстреливали из орудий, стреляющих торами23, всё что хотели.

– Но почему об этом сейчас ничего не известно?

– Вы хотите, чтобы подрастающее поколение росло и знало, что именно они господа на этой земле? – Великий князь побагровел, – не бывать этому, нашим предкам, пользуясь катаклизмом удалось с таким трудом завоевать этот неспокойный народ, точнее то, что от него осталось, что обратно мы не отдалим.

– Ваше руководство флотом, после назначения генерал-адмиралом, какой-либо системе было подчинено? – Николай решил дать возможность Алексею Александровичу рассказать о своих успехах, – у Вашего предшественника Константина Николаевича24 была теория крейсерской войны, которой он придерживался.

– Да и я в целом тоже, но прислушивался начальников морского министерства, а они были разные люди. Например, Пещуров Алексей Алексеевич был сторонник постройки мощных броненосцев, именно благодаря ему и удалось построить костяк Черноморского флота в виде четырех броненосцев типа «Екатерина II». Следующий за ним Шестаков, всё чего-то мелочно экономил, и заказывал много миноносцев, привив любовь к данному виду оружия у всего мира, а также научил меня распоряжаться бюджетом морского ведомства, как своим.

– Неужели не было деятельных адмиралов с четкой стратегией развития флота? – Бурлакову даже мысль эта казалась абсурдной.

– Откуда им взяться? – Великий князь словно смеялся над этой идеей, – кто толковее, того подальше от столицы спроваживали, а главной идеей было как в Англии, чтобы императора не разозлить. Построили англичане броненосец «Виктория» с одной башней и мы извольте «Николая I» в строй ввести, построили «Трафальгар», так и у нас похожий «Наварин» плавает, построили «Renown» (Известный) с ослабленной артиллерией как броненосец второго класса, так мы сразу три подобных корабля понастроили, при неизменно меньшем бюджете.

– Вероятно, они строились уже при вероятно Николай Матвеевиче Чихачеве, так как, он четырнадцать лет был директором-распорядителем Русского общества пароходства и торговли, имел там денежный интерес вот и приказывал строить большие океанские крейсера и океанские броненосцы чтобы защищать собственные пароходы? – предположил Бурлаков.

– Я понял это, – разглядывая работу команды, произнес Алексей Александрович, – и сменил его Тыртовым Павлом Петровичем, героем многих компаний. Именно при нем были заказаны к постройке самые мощные броненосцы нашего флота «Ретвизан» с «Цесаревичем». Причем если американцы улучшили наш и без того неплохой проект, то французы в своем детище наоборот из своих имеющихся проектов компилировали новый, очень удачный, по которому и заложены пять броненосцев типа «Князь Суворов», для постройки на отечественных верфях, а также стандартные, красивые крейсера 1-го ранга. Но не забывал Тыртов и о портах. Как Вам известно устроены порты Севастопольский, Александра III в Либаве и Порт-Артур; расширены доки в Кронштадте, Владивостоке и Севастополе.