Для материалистов приведу выявленный учёными эффект зеркальных нейронов. Заключается он в том, что если Вася наблюдает за Петей, который совершает какие-либо упражнения, то в мозгу у Васи начинают происходить реакции, похожие на те, что происходят в этот момент у Пети. В результате этих реакций у Васи в мозгу могут образовываться соответствующие нейронные связи, которые будут толкать его на совершение тех же упражнений. Так природа заложила в нас склонность к подражанию и повторению. С их помощью происходит передача навыков и умений.
Для людей более сложных концепций имеется объяснение поинтересней. У каждого человека есть своя зона влияния; где-то её называют аурой, где-то – полем, мне же нравится терминология Антонио Менингите, который обозначает это явление как семантическое поле. Это тонкая структура, которая по факту является прямым продолжением нашего ума и тела. Попадая в чужое семантическое поле, человек подвергается влиянию и может перенимать буквально мысли и идеи. При этом он будет уверен, что автор всего этого он сам, а рядом стоящий к этому отношения не имеет.
Отсюда вырастает понимание, что желаемые мною масштабные перемены в обществе должны начинаться во мне. И если я хочу, чтобы в этой стране перестали пить, курить и материться, я должен своим примером запускать соответствующие процессы. Один в поле воин, и вклад каждого человека крайне важен. И не стоит обманываться навязанным выученным бессилием. Капля в море – крайне ценная единица, ведь из таких капель и состоит море.
Кроме того, есть закон автосинхронизации. Согласно ему, будет достаточно 5 % людей, поддержавших эти изменения, чтобы запустился необратимый процесс трансформации всего общества. Если говорить, например, о России, то это всего лишь 7,5 млн человек, которые ведут чистый образ жизни.
Да, я не смогу повлиять на каждого, но я в силах оказать влияние на достаточное число людей, чтобы менять общество, в котором живу. Я не пассивный элемент, принимающий реальность, я её активный творец. И если что-то меня серьёзно не устраивает, значит, пора куда активней заниматься собой, реализуя себя ещё более полно и красиво.
Мы подошли к, без сомнения, самому высокому мотиву. Несмотря на то что и без него причин встать на путь разумных ограничений хватает, для меня он очень важен. Этот мотив проходит красной нитью через всю мою историю трансформации начиная с самой первой аскезы. Тогда один из моих учителей очень строго и громко сказал: «Если вы едите мясо, то ни о каком духовном развитии даже речи идти не может».
Его слова врезались в мою память, и спустя 11 лет я будто всё ещё слышу его, вижу, как он сидит в этот момент и внимательно смотрит в зал. Это было сильное впечатление. Затем этот аргумент, подтверждённый физической и этической сторонами вопроса, заставил меня принять однозначное решение. Мяса я с тех пор не ем.
Почему я так испугался за духовное развитие?
С первых лет в моей жизни присутствовали разговоры о Боге. Религиозно настроенные бабушки приобщали меня к библейским сюжетам, молитве, походам в церковь. Делалось это мягко, без давления и навязывания.
Без ревностного следования канонам бабушка перед сном разговаривала с Богом, молилась за меня, за моих родителей, за завтрашний день. Молилась она вслух, так, чтобы я слышал. В конце предлагала присоединиться к «Аминь». Для меня стало обычным присутствие некоторого вездесущего собеседника, который всё слышит.
С бабушкиными «разговорами» я впитал также и мысль, что я, как и все люди, жил другие жизни ещё до этого рождения. Бабушка была уверена, что до четырёхлетнего возраста память о прошлых воплощениях жива, и если спрашивать ребёнка о ней, то, возможно, он расскажет. И я действительно рассказывал ей о каких-то фрагментах, которых сейчас уже не помню.
Всё это – маленькие семена, которые были посажены в мой растущий разум. На протяжении всего последующего взросления они «поливались» моими наблюдениями, общением с людьми с удивительными способностями, чтением священных писаний, научных трудов и трудов по философии. Так в моём сознании всё больше укреплялось убеждение, которое я без преувеличения считаю ключевым, фундаментальным:
Я не есть тело, я есть душа.Наш организм – механизм невероятной сложности. Триллионы клеток одновременно выполняют свою работу, заставляя этот мешок с мясом и костями бегать, переваривать еду, разговаривать. Но в один миг тело вдруг обмякнет, остынет, и врачи констатируют смерть. Почему? Ведь это всё тот же набор клеток! Из тела ушла душа, та самая частица, которая и заставляла работать эту машину из мяса. Крохотная частица, о размере которой есть следующее упоминание:
«Если кончик волоса разделить на сто частей, а затем каждую из них разделить ещё на сто, размер одной такой части будет равен размеру вечной души»
Шветашватаре-упанишад 5.9
И чтобы убедиться в перемещении души, мне не нужно ждать окончания этой жизни. Я/душа уже перемещался из тела младенца в тело юноши, затем в тело взрослого человека. От того организма, которым я пользовался 30 лет назад, не осталось ни одной клетки. Скажу больше, даже от тела семилетней давности ничего не осталось: весь набор клеток обновляется каждые 7 лет. Но притом что машина меняется, водитель остаётся прежним.
Такой акцент на осознании себя как души неслучаен. Это точка, опираясь на которую мировоззрение начинает переворачиваться. Человек, переставший отождествлять себя с телом, начинает иначе смотреть на свою жизнь.
Смысл жизни с позиции тела понятен: нужно поддерживать жизнедеятельность и получать удовольствие. А что насчёт души? Здесь возникают задачи совершенно иного порядка. Кто-то говорит о накоплении душой определённого опыта, кто-то о повышении уровня её вибраций, кто-то о развитии некоторых качеств, кто-то о служении Богу. Но какими бы ни были формулировки, ключевое стремление примерно одно – в результате эволюции и развития покинуть материальный мир, остановив последовательность своих перерождений.
В священных писаниях по-разному называют высшую точку духовного мира: царство Божие, рай, нирвана, Джа́ннат, Голока Вриндавана. И чтобы войти в этот духовный нематериальный мир, человек должен осознать себя как душу и выстроить отношения с Богом. Такие осознания и отношения возможны лишь в условиях чистого/праведного образа жизни. Благодаря соблюдению правил и ограничений, человек постепенно очищается и возвышается, приближаяя возвращение в свою духовную обитель.
«Только совершая аскезы, можно приблизиться к Личности Бога, Господу, который пребывает в сердце каждого живого существа и вместе с тем остаётся недоступным чувствам»
Шримад-Бхагаватам 03.12.19
Мысли о высшей цели человеческой жизни и о том, что будет после смерти, занимают не последнее место в моих размышлениях, а потому практика разумных самоограничений для меня имеет, помимо прочего, глубокий духовный смысл. И это, кстати, радикальным образом влияет на качество самой практики. Я будто получаю дополнительный ресурс, который поддерживает меня и наполняет, делая дискомфорт менее заметным.
Перед человеком как видом жизни стоит куда более высокая цель, нежели просто сохранение своего тела и удовлетворения физических потребностей. Ещё больше в этом мне помогает убедиться размышление о нашем особенном теле.
Каждое живое тело является способом для души прожить тот или иной опыт и наработать определённый набор качеств. Прежде чем появиться на этот свет в человеческом обличье, каждый из нас «одевал» тела минералов, деревьев и животных, проживая их сущность. Выполняя в каждом теле определённые задачи, мы эволюционируем и переходим на новый уровень, получая новое тело более высокого порядка и новую задачу.
Человеческое тело принципиально отличается от тела животного. Мы не созданы для получения физического удовольствия. Посмотрите на обезьян, которые способны заниматься сексом не один десяток раз в день. На свиней, которые могут есть столько, сколько не может ни один человек. При этом можно только позавидовать той способности наслаждаться едой: посмотрите в глаза свиньи, которая ест, они полны блаженства. А ленивцы, которые предаются сну практически всё время, бодрствуя всего несколько часов? Вот эти тела созданы для удовольствия, для удовлетворения физических потребностей. А человеческое тело, в сравнении со всем описанным, – просто жалкая попытка испытать все эти блаженства. Даже самые изощрённые способы не дают нам прочувствовать и десятой части того наслаждения, которое животные испытывают каждый день.
Если бы природа создавала нас для услаждения органов чувств, эти органы были бы устроены иначе, так, чтобы мы смогли вкусить всю полноту ощущений. А так получается ни туда, ни сюда, и не наесться, и не выспаться…
Вместо высокоразвитых органов чувств природа наградила человека кое-чем иным, тем, что выделяет нас в животном мире.
И это «кое-что» мы носим в своей голове. Это наш мозг.
У человеческих существ в коре головного мозга имеется огромный запас свободных нейронов. Они позволяют формировать новые нейрохимические связи, вырабатывая новые модели поведения. Именно это позволяет нам действовать вопреки нашим инстинктивным желаниям, нашим физическим потребностям. В отличие от животных, которые были созданы следовать своим врождённым инстинктам, в нас природой была заложена способность сопротивляться им, ограничивать безмерные желания. Таким образом у человека реализуется свобода выбора.
Если сравнивать человека с другими существами, то в этой «свободе» однозначно мы доминируем. У рептилий, например, свободных нейронов очень мало. Именно поэтому они неспособны менять своё поведение, руководствуясь какой-то высокой целью. Ящерица действует лишь на основе своих инстинктов.
А у млекопитающих кора головного мозга развита в большей степени. Это позволяет им жить не только в соответствии с заложенными рептильным мозгом инстинктами, они могут менять своё поведение. Именно поэтому они поддаются дрессировке и обучению. И чем более развита кора головного мозга, тем более «свободно» млекопитающее. С этой точки зрения, венцом творения (по крайней мере, на этой планете), бесспорно, является человеческий мозг.
Попытки использовать этот выдающийся орган для того, чтобы придумать, как вкуснее покушать и потеплее устроиться, похоже на то, как дорогим смартфоном колоть грецкие орехи. Смешно и глупо. Мозг должен использоваться по назначению – ограничивать безмерное удовлетворение физических потребностей во имя более высокой цели. А какой высоты выбрать цель, каждый решает сам.
Я описал различные уровни целей для аскез. Каждый отдельный уровень представляет своё уникальное вдохновение. Одна и та же аскеза может использоваться в совершенно разных целях. Например, практику голодания можно встретить как у человека, который решил поправить здоровье, выделив себе разгрузочный день, так и у человека, который постится в рамках религиозной традиции. И тот и другой совершают аскезу, отказываясь от еды, но наполнение этой практики, мотивация и результат будут разными.
При этом нельзя сказать, что какой-либо из приведённых примеров лучше или хуже. Каждая из этих практик, несмотря на свои цели, благотворна, ведь она имеет очистительный эффект для человека и выводит на более высокий уровень организации своей жизни.
Что до меня, то, практикуя аскезы, я поочерёдно руководствовался каждым из перечисленных критериев. Например, от сахара я изначально отказывался больше из-за страха диабета и других физиологических последствий. Ограничение соцсетей преимущественно было продиктовано заботой о своём времени, которое я бы мог посвятить своей профессиональной реализации. А мясо я перестал есть, будучи уверенным, что это большой грех.
Но со временем все мои практики самоограничения стали обрастать всё большим смыслом. Теперь вместо одной причины за каждой аскезой я могу выделить мотив на всех уровнях. Например, моя практика раннего подъёма:
• позволяет наладить циркадные ритмы и работу всего организма;
• даёт заряд оптимизма и радости на весь день;
• показывает правильный пример моим домашним;
• помогает правильно распределить время, уделив внимание стратегически важным делам, поддерживая при этом рабочую дисциплину и высокую продуктивность;
• поддерживает социальный порядок;
• и, кроме всего названного, ранее утро является самым подходящим временем для молитв, медитации и других духовных практик.
Способность к саморегуляции – качество, которое ценилось и обеспечивало рост во все времена. Сложно назвать период человеческой истории, когда результаты разумных ограничений, начиная от физического здоровья, заканчивая духовным развитием, не представляли бы никакой ценности. Но сейчас особое время. Сегодня практики аскез стали актуальны как никогда прежде. Степень их важности крайне высока. И причиной этому является невероятно быстрое развитие технологий.
С одной стороны, это дар. Нужно быть глупцом, чтобы отрицать те возможности, которые открыли для нас технологии. Например, дешёвые средства связи, свободный доступ практически к любой информации. Сегодня каждый может легко, буквально в два клика, получить материалы, которые ещё сорок лет назад были надёжно скрыты от глаз обывателей.
Я сегодня могу свободно читать книги, за которые несколько десятилетий назад сажали в тюрьмы. А некоторые доступные ныне писания вообще были закрыты для обывателей в течение многих тысячелетий.
И в то же время технологический прорыв расширил зону риска, предлагая получателю новые пути деградации, более изощрённые и хитрые. На наших глазах сформировалась инфраструктура бесконечного наслаждения. Удовольствия поджидают тебя буквально на каждом перекрёстке. Легальные, дешёвые, доступные, они охватывают различные сферы: питание, развлечения, секс и прочие. Сохранить себя в окружении такого большого числа соблазнов стало куда сложнее.
И скажем прямо: наше поколение к такому испытанию готово не было. Наши старшие воспитатели не объясняли нам, как управляться с такой «свободой». Они и не могли этого сделать, ведь сами когда-то росли в совершенно иных условиях.
Каждому поколению время бросает свой вызов, предлагая новый спектр опасных соблазнов и чудесных возможностей. Например, у моих родителей в юности отсутствовала такая проблема, как непрекращающийся информационный шум. Они не засыпали в обнимку с телефонами, не были приклеены к бесконечной новостной ленте социальных сетей.
Мой отец, как я думаю, даже не подозревает, что у его сына есть огромный соблазн терять несколько часов в день за пустым хождением по страницам соцсетей. Также он не испытывал на себе всю притягательность игровой компьютерной индустрии, той самой, которую в полной степени (до умопомрачения) испытал я. В детстве он не был окружён тем обилием сахаросодержащих продуктов, которыми буквально завалены современные дети.
С другой стороны, мой отец вырос в то время, когда о борьбе с курением не шло и речи. Еле слышные отголоски каких-то исследований о связи этой привычки со смертельными заболеваниями терялись в клубах густого табачного дыма. Курить было не зазорно, модно и даже престижно. Это было время, когда курили везде: в кабинетах, на кухне, в подъездах и даже в самолётах. Моё же поколение застало эту табачную историю на её завершающей стадии, когда курение получило однозначно негативную оценку и даже обросло нормативными запретами. И хотя эта никотиновая наркомания ещё не истреблена полностью, текущие условия дают куда больше преимуществ в противостоянии ей.
Как видно, у каждого времени свой диапазон угроз и возможностей, и с каждым новым витком технологического развития он становится всё шире. Это уникальный период. Такой свободы в выборе способов деградации у человечества ещё не было. Не было и такой свободы в доступе к информации.
И единственно верный ответ на вызовы нашего времени – научиться ограничивать себя в опасных соблазнах, в полной мере пользуясь возможностями. Нужно научиться говорить нет всему лишнему и избыточному, иначе развёрнутая инфраструктура деградации завалит нас безграничными удовольствиями.
Понимание этих вещей не является каким-то сакральным, потаённым знанием. Оно уже разворачивается в человеческом сознании и приобретает форму частных инициатив, число которых растёт с каждым днём. Они транслируют различные лозунги: «За вещевой минимализм», «За умеренное сбалансированное питание», «За цифровой детокс» и разные другие. Несмотря на всё многообразие, они несут в себе одну важную идею: для счастья, полноценной, наполненной смыслом жизни человеку нужно не так уж и много, а переизбыток и неразумное потребление, напротив, обкрадывает нас, лишает нас здоровья, энергии, реализации.
Герои нашего времени отказываются от излишеств в еде, одежде, имуществе, сексе. Отказываясь от лишнего, они фокусируются на главном, следуя своей миссии. Владение дворцами и десятками спорткаров сегодня скорее признак дурного тона, нежели процветания.
На наших с вами глазах формируется массовая культура разумного потребления, распространение которой займёт какое-то время. Но пока это не станет мейнстримом, пользователи тарифов «всё включено» и «после нас хоть трава не расти» просто будут вымирать, как бы это ни было печально. Новый мир безжалостно будет отсеивать не знающих меры, поскольку они представляют опасность не только для себя, но и для других людей, а также для окружающей среды. И это не сценарий фильма про страшное будущее, это трезвое настоящее. Отбор уже начался. Отсутствие меры в еде, сне и чувственных наслаждениях быстро приведёт к потере здоровья и сокращению продолжительности «пребывания в игре».
Так из игры вышли многие из тех, кого я знал в детстве. Их печальные судьбы стали для меня яркой демонстрацией того, что скрывается за дверью безграничных удовольствий. Но проблема эта касается не только легкомысленных, ещё не сформировавшихся подростков. Полно историй о том, как долгое и упорное восхождение по лестнице финансового благополучия заканчивается успехом. А после предоставленный себе взрослый обеспеченный человек, оказавшись один на один со своими желаниями и неограниченный в средствах, просто прожигает всё заработанное, не оставив после себя ни-че-го. Грустно. Однако у нового мира нет ни капли жалости, и он продолжит свой жестокий отбор.
Думаю, что после прочитанного вам стало чуть более понятно моё желание идти по пути разумных ограничений. Каждая из описанных задач складывается для меня в единую ресурсную базу, опираясь на которую я работаю над собой. В ней я нахожу силу и вдохновение. Это мой ответ на ключевой вопрос «зачем?».
Ответ этот менялся и развивался вместе со мной. С каждым новым шагом появлялись новые причины практиковать аскезы. И чем больше было таких причин, тем более устойчивой становилась сама модель. Как деревянный табурет должен иметь определённое количество опор, так и мне в моих практиках понадобилось накопить достаточно аргументов, чтобы избежать падений.
На данный момент я не вижу ни одной задачи, в решении которой мне бы не помогали разумные ограничения. Их всепроникающее влияние обнаружило себя там, где я даже не ожидал его увидеть: например, аскезы и личные отношения, аскезы и профессиональная реализация. Я и подумать не мог, что это может быть как-то связано. Но мои эксперименты подтвердили прямую зависимость. Поэтому сейчас могу с уверенностью сказать, что какие бы человек ни ставил для себя цели и каким бы смыслом он ни наполнял свою жизнь, этот простой инструмент совершенно точно поможет ему.
Глава 3. Где те самые границы
Человеку нужны ограничения. Подобно глиняному кувшину, они формируют его содержание, придавая ту самую человеческую форму, которая отлична от животной и других низших форм жизни. Саморегулируясь, разумный человек ограничивает себя в обжорстве, чрезмерном сне, сексе и других излишках. Это помогает в решении текущих жизненных задач и даёт ресурсы для реализации высоких целей, которые он для себя ставит.
Вопрос: а в чём нам вообще нужно себя ограничивать, что это за излишки, от которых нужно отказаться? Кто определяет меру? На что ориентироваться, чтобы правильно очертить границы имеющейся вседозволенности?
Я вижу три главных ориентира: природа, религия, научное знание.
Мы – часть природы. И если нужно разобраться в том, что для нас лучше и каким оптимальным образом организовать свою жизнь, то мы знаем, куда обращаться – к истокам, туда, откуда мы вышли. Природа содержит в себе ответы если не на все, то на многие вопросы.
Тот современный мир, в котором мы живём сегодня, значительно отличается от естественной среды обитания, той среды, для которой приспособлено изначально наше тело. Речь идёт об условиях жизни, которые способствуют сохранению человеческого вида и его непрерывному развитию. Человек в таком контексте обладает крепким здоровьем и ясным умом. Но и то, и другое нарушается, если образ жизни отклоняется от изначально заданных условий. И чем больше отклонение, тем к большим нарушениям и страданиям это приведёт: будет слабеть и тело, и ум.
Раздутая система медицинского обслуживания и фармацевтического производства только подтверждает факт ложного направления нашей цивилизации. Человечество выбрало путь вымирания, в чём мы убеждаемся ежедневно. Пора избавиться от иллюзии, что, победив силы природы, мы сумеем построить прекрасный технологический рай.
Да и кого побеждать?
Того, кто заботится о нас и наполняет энергией?
Физиологическое и психическое здоровье во многом обеспечивается системой природных предохранителей. Они сдерживают и уберегают человека от нежелательных, пагубных для него действий. Говоря иначе, природа защищает человека от самого себя.
Хороший пример защитной функции – дефицит источников наслаждения. Такими, например, являются сахар, жир, секс. Ограничивая доступность этих ресурсов, природа защищает нас от побочных эффектов чрезмерного потребления. Но мало того что источник удовольствия в дефиците, мы ещё и удовлетвориться им не можем в полной мере. Сколько бы мы ни ели, ни занимались сексом – нам всё мало. Такая краткосрочность удовлетворения в сочетании с дефицитом заставляют любителя удовольствий заслужить следующую порцию удовольствия.
Заслужить!
Используя стимулы, природа толкает нас к постоянному движению, целеполаганию и победам. Ты не получишь вкусный фрукт, если не залезешь на дерево. Ты не получишь сексуального удовлетворения, если проиграешь схватку с соперником.
Но человеческий ум не был согласен с таким положением дел. Ему хотелось наслаждаться без ограничений и препятствий. Поэтому сегодня мы являемся свидетелями результата многовековых усилий человечества по созданию системы непрерывного получения удовольствия.
Желая наслаждаться больше и больше, в конечном итоге мы отключили множество природных предохранителей, тех самых механизмов, что ограничивали нас в получении удовольствия. Свободные сахара, жирная еда, наркотические вещества и секс сегодня более доступны, чем когда-либо в истории человечества. И, кажется, это ещё не предел.
Ну а если нет ограничителей, то не будет и меры в потреблении. И тогда мы получаем бесконечный список побочных эффектов.
Во избежание деградации важно восстановить утерянные предохранители и жить в соответствии с законами природы. При этом я не призываю бросать свои дома и бежать в лес лазить голыми по деревьям. Разумеется, мы не можем просто обнулить все достижения цивилизации и вернуться в дикие природные условия, которые защищали нас от самих же себя. Но мы можем выстроить и поддерживать систему разумных самоограничений. Можем самостоятельно вживить в себя те самые предохранители, которые оберегали бы нас от лишнего.
Какие именно предохранители? Ответ даст сама природа. Оглядываясь на то, как всё организовано в естественной среде, довольно просто найти ответы на вопросы, когда спать, что есть, как отдыхать. Мы можем отказаться от алкоголя и других наркотических веществ, потребление которых не предусматривалось природой. Можем максимально сократить потребление свободных сахаров, которых нет в естественных условиях. Можем придерживаться режима дня, к которому толкает нас восход и заход Солнца. Ограничивая себя таким образом, мы ничего не лишаемся, но, напротив, приобретаем. Ведь именно так мы синхронизируемся с природой, которая открывает нам свою кладовую знаний, энергии, сил и здоровья.
2. Ограничения свышеСвященные писания являют собой кладезь знаний о жизни, которыми современное атеистическое общество легкомысленно пренебрегает. И в то время, пока у нас под носом пылится бесценная мудрость с тысячелетней историей, мы наслаждаемся современными бестселлерами-однодневками…