Человек с хорошей книгой в руках никогда не может быть одиноким.
Кто умеет довольствоваться малым, тот богат.
Любовь под маскою походит на огонь под пеплом.
Молодые жены старых мужей обычно еще при жизни мужа думают о том, кто утрет им слезы.
Ревность – это источник мук для влюбленного и обид для любимой.
Ложная скромность так же гнусна, как и тщеславие.
ГРАСИАНБАЛЬТАСАР ГРАСИАН (1601–1658) – ИСПАНСКИЙ ПИСАТЕЛЬ-МОРАЛИСТ.
Есть люди со свойством той посуды, что впитывает запах первой налитой в нее жидкости, – что благовонной, что вонючей.
Важнее разбираться в видах и свойствах людей, чем трав и камней. Это одно из самых тонких житейских искусств.
Осанка человека – фасад души.
Все люди о себе высокого мнения, и тем больше мнят, чем меньше стоят.
В двадцать лет царит чувство, в тридцать – талант, в сорок – разум.
Возможные горести превратить в радости – значит уметь жить.
Истина – удел немногих, заблуждение же обычно и повсеместно.
Не лгать, но и всей правды не говорить. Ничто не требует столь осторожного обращения, как правда, – это кровопускание из самого сердца нашего. Немалое нужно уменье и чтобы сказать правду, и чтобы о ней умолчать… не всякую правду сказать можно: об одной умолчи ради себя, о другой – ради другого.
Правду мы часто видим, но редко слышим – в чистом виде почти никогда, особенно когда она идет издалека: в ней тогда есть примесь пристрастий, через которые она прошла.
Никогда не показывай полдела – пусть любуются в законченном виде. Начало всегда нескладно, и нескладный этот образ остается в воображении, память о нем мешает насладиться вещью, уже завершенной.
Всегда и во всем впереди шествует Ложь, увлекая глупцов пошлой своей крикливостью. Последнею и поздно приходит Правда, плетясь вслед за хромым Временем… На поверхности всегда Обман, на него-то и наталкиваются люди поверхностные. Подлинная же Суть замыкается в себе, дабы ее лучше ценили знающие и разумеющие.
Каждый должен быть величествен в своем деле.
Поступки – плоды помыслов. Будут разумные помыслы – будут хорошие поступки.
При непогоде житейской всего лучше сложить руки и выждать, пока буря уляжется: отступишь сейчас – победишь потом. Ручей и от ветерка замутится, и вода станет прозрачна не твоими стараниями, а когда от нее отойдешь. Нет лучшего средства от неурядиц, чем предоставить им идти своим чередом, – все как-нибудь уладится.
Понимать жизнь и разбираться в людях – далеко не одно и то же. Великая премудрость – постигать характеры и улавливать настроения.
Во всяком деле, коль знаешь мало, держись проверенного. Порядочность обнаруживается в речах, но куда вернее – в делах.
Действовать, когда сомневаешься в разумности деяния, – опасно, лучше воздержись. Благоразумие не допускает неуверенности, оно всегда шествует при полуденном свете разума.
Мудрый ценит всех, ибо в каждом замечает хорошее.
Мир полон дураков, да никто глупости своей не замечает, даже не подозревает.
Глуп, кто глупцов не узнает, и еще глупее тот, кто, распознав, от них не уйдет. Опасные при поверхностном общении, они губительны при доверчивой близости.
Разумному больше пользы от недругов, чем глупцу от друзей.
Все глупцы упрямы, а все упрямцы глупы.
Говорить кстати лучше, чем говорить красноречиво.
Существует множество людей, которые никогда не теряют рассудок только потому, что вообще им не обладают.
Металл узнается по звону, а человек – по слову.
Язык голову бережет.
Стрелы пронзают плоть, а злые слова – душу.
Слова имеют цену как залог дел.
Выпустить слово легко, да поймать трудно. В разговоре, как в завещании: меньше слов – меньше тяжб. Беседуя о пустяках, прощупывай почву для дел поважней. В скрытности есть что-то божественное. Кто в беседе легко открывается, того легко убедить – и победить.
Люди опытные по языку узнают пульс духа, недаром сказал мудрец: «Говори, коль хочешь, чтобы я тебя узнал…»
Особенно опасна откровенность дружеская: сообщил свои тайны другому – стал его рабом… Итак, тайн не выслушивай и сам не сообщай.
Шутка дозволенная приятна, а какую кто стерпит, зависит от способности терпеть. Кто от колкости выходит из себя, дает повод вновь кольнуть.
Молчание – алтарь осторожности.
Некоторые ценят книги по их объему, точно написаны они для упражнения рук, а не ума.
Пленять сердца – великая победа! Ее не одержишь ни безрассудной отвагой, ни докучным шутовством – дается она лишь благопристойной уверенностью, порождаемой нравом и опирающейся на достоинства.
Герою свойственно сближаться с героями, таинственное это и прекрасное свойство – одно из чудес природы.
Не надо быть невеждою, но невеждой притвориться иногда не худо. С глупцом ни к чему быть мудрецом, с безумным – благоразумным: с каждым говори на его языке.
Угодничество опаснее ненависти.
Даже вежливость бывает оскорбительна, когда подчеркивается.
Уважай себя, если хочешь, чтобы тебя уважали.
Не надо быть только голубем. С голубиной кротостью да сочетается хитрость змеиная! Легко обмануть человека порядочного: кто сам не лжет, всем верит, кто не обманывает, другим доверяет. Обману отдаются не только по глупости, но и от честности. Два рода людей способны предвидеть и обезвредить обман: обманутые, проученные на своей шкуре, и хитрые, рассчитавшиеся чужой. Пусть проницательность будет столь же четка в подозрениях, сколь хитрость ловка в кознях. И не надо быть настолько благодушным, чтобы толкать ближнего своего на криводушие. Соединив в себе голубя и змею, будь не чудовищем, но чудом.
Пусть никто не знает предела твоих возможностей, иначе дашь повод для разочарования. Никогда не позволяй видеть тебя насквозь. Когда не знают и сомневаются, почитают больше, чем когда все твои силы, хоть и большие, налицо.
Не отказывай сразу, пусть разочарование входит по капле.
Слыви лучше осторожным, нежели хитрым. Искренность всем приятна, хотя каждому угодна вчуже. Будь с виду простодушен, но не простоват, проницателен, но не хитер. Лучше, чтобы тебя почитали как человека благоразумного, нежели опасались двуличного.
Не давай себя опутывать обязательствами всем и каждому – станешь рабом, причем всеобщим… Лучше пусть от тебя зависят многие, нежели тебе зависеть от одного.
И сам не фамильярничай и другим не дозволяй. Панибратство губительно для превосходства, присущего человеку порядочному, а затем – и для почтения к нему.
На многое в делах домочадцев, друзей и особенно врагов смотри сквозь пальцы. Придирчивость всегда неприятна, а как черта характера – несносна. Постоянно возвращаться к чему-то неприятному – род мании.
Уметь просить: для одних нет ничего труднее, для других – ничего легче. Есть люди, не умеющие отказывать, к таким не надобно и подхода. Есть другие, у кого «нет» – первое слово в любой час дня, с такими надобна сноровка.
Сдержанностью своей выведешь сдержанность другого из границ – тут-то и обнаружатся его желания, хотя сердце его было непроницаемо.
Дабы в беседе быть приятным, приноравливайся к характеру и уму собеседников. Не строй из себя цензора чужих слов и выражений, иначе тебя сочтут педантом, тем более не придирайся к мыслям и суждениям, а то тебя будут избегать, даже вовсе от тебя отвернутся. Благоразумие в беседе важней, чем красноречие.
Хочешь уважения – не начинай с оскорбления.
Насмешки терпеть, но самому не насмехаться. Первое – вид учтивости, второе – драчливость.
Кто средь общего веселья сердится, сродни ослу и ослом себя выказывает.
Учись разгадывать выражение лица, по внешним знакам читать душу. Различай: кто всегда смеется – от глупости, кто никогда не смеется – от злости.
Никогда не дерись с тем, кому нечего терять: это неравный поединок. Чтобы завоевать благоволение, нужны благодеяния: твори добро направо и налево, не скупись на благие слова и еще лучше дела – люби, дабы быть любимым.
Зрелость разума узнается по неспешности доверия… Но не подавай виду, что не веришь, – это невежливо, даже оскорбительно: ты тогда даешь понять собеседнику, что либо он обманывает, либо сам обманут…
Притворное сомнение – наилучший ключик, с помощью которого любопытство раскроет все, что пожелает.
О человеке судят по его друзьям.
Нет безотрадней пустыни, чем жизнь без друзей, – дружба умножает блага и облегчает беды, отрада души, она единственное лекарство от враждебной судьбы.
Годных в добрые друзья мало, а для того, кто отобрать не умеет, – еще меньше.
Ищи любви, идущей не столько от сердца, сколько от разума, – она-то достойна личности. Важные друзья – для важных дел…
Поэтому иметь важных друзей и уметь их сберечь – важней, чем деньги иметь.
Порой, чтобы потерять друга, хватит неоплатной услуги: не в силах долг отдать, он отдаляется – должник стал недругом.
Одни друзья хороши вдали, другие – вблизи, тот, кто не очень пригоден для беседы, бывает превосходен в переписке. Расстояние сглаживает изъяны, невыносимые при близком общении.
Худшие враги – из бывших друзей: бьют по твоим слабостям, им одним ведомым, по наиболее уязвимому месту.
Господство над своими страстями – свойство высшего величия духа. Сама эта возвышенность ограждает дух от чуждых ему низменных влияний. Нет высшей власти, чем власть над собой, над своими страстями, чем победа над их своеволием.
Когда путь неясен, держись людей мудрых и осторожных – рано или поздно они находят удачный выход. Выражение удивления – этикет невежества.
Непринужденность во всем. Она животворит достоинства, вдохновляет речи, одушевляет дела, красит все прекрасное в человеке.
Для человека порядочного нет дороже того, что ему дали даром.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги