Книга Великие мысли великих людей. Средневековье и Просвещение - читать онлайн бесплатно, автор Литагент РИПОЛ. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Великие мысли великих людей. Средневековье и Просвещение
Великие мысли великих людей. Средневековье и Просвещение
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Великие мысли великих людей. Средневековье и Просвещение

Праздность более утомляет, чем труд.

Сознание плодотворности труда есть одно из самых лучших удовольствий.

Ленивые всегда собираются что-то сделать.

Ловкачи никого не отталкивают от себя. Самые полезные советы те, которые легче всего использовать.

Когда нововведение слишком трудно установить, это служит доказательством, что в нем нет необходимости.

Мало кому удавалось совершить великое деяние по чужой подсказке.

У нас нет ни сил, ни случая сотворить все добро и зло, которое мы собирались сотворить.

Кто не способен к великим свершениям, тот презирает великие замыслы.

Лицо человека выражает и его характер, и темперамент. Глупое лицо выражает лишь физические свойства, например, крепкое здоровье и т. д. И все-таки нельзя судить о человеке по его лицу, ибо физиономии людей, равно как манера держать себя, отличаются переплетением столь различных черт, что тут очень легко впасть в заблуждение, не говоря уже о несчастных обстоятельствах, которые обезображивают природные черты и не позволяют душе отразиться в них, например, оспины, болезненная худоба и пр.

Чрезмерная осмотрительность не менее пагубна, чем ее противоположность: мало проку от людей тому, кто вечно боится, как бы его не надули.

Нет ничего полезнее доброго имени, и ничто не создает его так прочно, как достоинство.

Торг честью не обогащает.

Тот, кто требует платы за свою честность, чаще всего продает свою честь.

Сознание своих сил увеличивает их.

Нам легче приобрести лоск всезнания, чем основательно овладеть небольшим числом знаний.

Невозможно отучить людей изучать самые ненужные предметы.

Кто красноречив от природы, тот иной раз говорит великие истины с такой ясностью и краткостью, что большинство людей не думает, что в них была глубокая основательность. Неученость не есть недостаток ума, а знание не есть признак гения.

Мы знаем больше бесполезных вещей, чем не знаем полезных.

Дух подвластен тому же закону, что и тело, – невозможности существования без постоянного питания.

Нет человека настолько остроумного, чтобы никогда не быть скучным.

Ум человеческий более проницателен, чем последователен, и охватывает более того, что он может связать.

Ум должен не ограничивать, а дополнять добродетель.

Ум достигает великого только порывами.

Глупец, у которого большая память, исполнен мыслей и фактов, но он не умеет делать выводов и заключений, а в этом вся суть.

Небольшое преимущество – иметь живой ум, если не имеешь верности суждения: совершенство часов не в быстром ходе, а в верном ходе.

Ум – око души, но не сила ее, сила души – в сердце.

Разуму не постичь надобностей сердца.

Ум большинства ученых правильнее всего, пожалуй, уподобить человеку прожорливому, но с дурным пищеварением.

Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая ошибка – это лишать себя опытности.

Мы не любим, когда нас жалеют за совершенные нами ошибки.

Пусть люди совершают любые ошибки себе во вред, лишь бы им избегнуть худшей напасти – подчинения чужой воле.

Великие люди, научив слабодушных размышлять, наставили их на путь заблуждений.

Великий человек берется за великие дела потому, что сознает их величие, глупец – потому, что не понимает, как они трудны.

Мало говорят вещей основательных, когда стараются сказать что-нибудь необыкновенное.

Несколько примеров, приведенных в немногих словах и на своем месте, придают мыслям больше блеску, больше весу и авторитетности, но излишнее обилие примеров и излишек подробностей всегда ослабляют речь.

Красноречие, вероятно, наиболее редкий, равно как и самый изящный, из всех талантов.

Красноречие следует предпочесть знанию.

Кто не способен выдумывать небылицы, у того один выход – рассказывать были.

Легче сказать новое слово, чем примирить меж собой слова, уже сказанные.

Красноречив тот, кто даже непроизвольно заражает своей верой или страстью ум и сердце ближнего.

Тратить красноречие на соболезнования, когда заведомо известно, что горе притворно, значит, бесстыдно ломать комедию.

Если мысль нельзя выразить простыми словами, значит, она ничтожна и надо ее отбросить.

Непринужденная беседа – лучшая школа для ума.

Вырази ложную мысль ясно, и она сама себя опровергнет.

Чужое остроумие быстро прискучивает.

Если афоризм нуждается в пояснениях, значит он неудачен.

Насмешка – хорошее испытание для самолюбия.

Даже лучшие писатели говорят слишком много. Чашечка кофе после обеда – и наше самоуважение возрастает; точно так же достаточно порою небольшой шутки, чтобы сбить большую спесь.

Шутка у философов столь умеренна, что ее не отличишь от серьезного рассуждения.

Пьяный отпускает иногда более забавные шутки, чем записные остроумы.

Тщеславные люди – плохие дипломаты: они не умеют молчать.

Равно слабодушны и те, кто окружают свои дела непроницаемым покровом тайны, и те, кто все о них выбалтывают.

Если хотите высказывать серьезные мысли, отучитесь сперва болтать вздор.

Люди не в силах устоять перед лестью и, даже понимая, что им льстят, все равно попадаются на эту удочку.

Есть люди, которые читают лишь для того, чтобы находить у писателя ошибки. Самая новая и самая самобытная книга та, которая заставляет любить старые истины.

Кто более строг, чем законы, тот – тиран.

Страх перед людьми – вот источник любви к законам.

Рабство унижает человека до того, что он начинает любить свои оковы.

Иной раз проще создать новую партию, чем постепенно добиться главенства в уже созданной.

Легче всего уничтожить ту партию, в чьей основе лежат доводы благоразумия.

Есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставится удобство.

Польза добродетели столь очевидна, что даже дрянные люди поступают добродетельно ради выгоды.

Достоинства человека есть драгоценные камни, которые красивее играют в оправе скромности.

Мы восприимчивы к дружбе, справедливости, человечности, состраданию и разуму. Не это ли и есть добродетель, друзья мои?

Нет покровителей надежнее, чем наши собственные способности.

Не жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имения, – все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность – свое человеческое достоинство.

Нет правил более изменчивых, нежели правила, внушенные совестью.

Мужество, сочетаемое с умом, помогает более, нежели один ум без мужества.

Лучшая опора в несчастье не разум, а мужество.

Кто уважает себя – внушает почтение другим. Все жизненные правила следует черпать только в мужестве.

Попробуйте в разговоре с человеком непреклонно суровым сказать доброе слово о милосердии, и вы услышите в ответ: «Если закон не будет безжалостен, нас удавят в собственной постели». О кровавая трусость!

Не полагайтесь на уважение и доверие человека, который, входя во все ваши интересы, не говорит вам о своих.

Не надо осмеивать общеуважаемые мнения – вы этим только оскорбляете людей, но не убеждаете их.

Окажись я единственным обитателем земли, владение ею не доставило бы мне радости: у меня не было бы ни забот, ни наслаждений, ни желаний, даже богатство и слава превратились бы в пустые слова, ибо не станем обманывать себя – всеми своими удовольствиями мы обязаны людям, прочее в счет не идет.

Одиночество так же необходимо разуму, как воздержание в еде – телу, и точно так же гибельно, если оно слишком долго длится.

Только общение излечивает от самонадеянности, робости, глупой заносчивости, только свободный и непринужденный обмен мнениями позволяет изучать людей, прощупывать, распознавать и сравнивать себя с ними.

Управлять одним человеком иной раз труднее, чем целым народом.

Судя по всему, человек от природы не способен к независимому существованию.

Нет искуса тяжелее для целомудрия, нежели одиночество.

Люди глупые никогда не поймут умных.

Легко критиковать автора, но труднее – оценить его.

Можно, от всего сердца любя человека, все-таки понимать, как велики его недостатки. Было бы глупой дерзостью мнить, будто нашего расположения достойно лишь одно совершенство. Порою наши слабости привязывают нас друг к другу ничуть не меньше, чем самые высокие добродетели.

Бывают весьма порядочные люди, которые умеют веселиться лишь на один манер – зло потешаясь над собеседниками.

Насмешка – детище удовлетворенного презрения.

Хотите подчинить себе других – начинайте с себя.

Стоит нам почувствовать, что человеку не за что нас уважать, и мы начинаем почти ненавидеть его.

Говорить только хорошее обо всех и вся – плохая и мелкая политика.

Люди обычно мучают своих ближних под предлогом, что желают им добра.

Человек разумный не станет придираться к прямому смыслу слов, если ему понятно, что хотел ими сказать автор.

Нет обиды, которой мы не простили бы, отомстив за нее. Люди редко примиряются с постигшим их унижением: они попросту забывают о нем.

Мы укоряем обездоленных, дабы не обременять себя состраданием.

Если человек рожден с высокой и мужественной душой, если он работящ, горд, честолюбив, чужд низкопоклонства, а ум его глубок и скрытен, я могу смело сказать, что у него есть все необходимое, чтобы его не замечали вельможи: они больше, чем остальные, боятся тех, кем не могут помыкать.

Успех создает мало друзей.

Мы не особенно довольны бываем своими друзьями, если они, ценя наши хорошие качества, позволяют себе замечать также и наши недостатки.

Люди с пылким характером редко бывают постоянны в дружбе.

По ложному пути идут женщины, избравшие своим оружием кокетство. Они мало в ком способны зажечь великую страсть, и не потому, что они, как принято считать, легкомысленны, а потому, что никто не хочет остаться в дураках.

Разве кто не имеет права любить самого себя? Разве поступок будет менее хорош только потому, что мы делаем его с удовольствием?

Лишь мелкие люди вечно взвешивают, что следует уважать, а что – любить. Человек истинно большой души, не задумываясь, любит все, что достойно уважения.

У женщин обычно больше тщеславия, чем темперамента, и больше темперамента, чем добродетели.

Женщины и молодые люди умеют ценить лишь тех, к кому питают склонность.

Соблюдение целомудрия вменяется в закон женщинам, меж тем в мужчинах они превыше всего ценят развращенность. Не забавно ли?

Постоянство – это всегдашняя мечта любви.

Неблагодарность самая гнусная, но вместе с тем и самая обыкновенная и самая исконная – это неблагодарность детей к родителям.

Любовный порыв – первый творец рода человеческого.

Любовь сильнее самолюбия: женщину можно любить, даже когда она презирает вас.

В сострадании меньше нежности, чем в любви.

Привычка – все, даже в любви.

Ясность – вот лучшее упражнение глубокой мысли.

Твердый характер должен сочетаться с гибкостью разума.

Отчаяние есть величайшее из наших заблуждений.

Страстям мы обязаны, быть может, наибольшими победами ума.

Если советы страсти более смелы, чем советы рассудка, то и силы для исполнения их страсть дает больше, чем рассудок.

Самый увлекательный разговор и тот утомляет слух человека, поглощенного страстью.

Самые высокие мысли подсказывает нам сердце.

Любая страсть, владеющая человеком, как бы открывает прямой доступ к нему.

Молодые люди плохо знают, что такое красота: им знакома только страсть.

Пылкое честолюбие с самой юности изгоняет из нашей жизни всякую радость: оно хочет править единовластно.

Кто нечестен там, где речь идет о наслаждении, тот и в делах лишь прикидывается честным. Если даже наслаждение не делает вас человечнее, значит, вы по натуре жестоки, как зверь.

Жестче всех тот, кто мягок из корысти.

Мыслить человека научили страсти.

Гордость – утешительница слабых.

В сущности, почти все, что люди считают зазорным, совершенно невинно. Мы краснеем от того, что небогаты, незнатны, что у нас горб или хромая нога, и еще по множеству поводов, о которых не стоит даже упоминать.

Кто-то заводит разговоры так же панибратски и бесцеремонно, как мы оперлись бы в церкви на соседа, если бы нам стало худо.

Самые кислые люди – это те, которые слащавы из интереса.

Тщеславие есть самое естественное свойство людей, и вместе с тем оно-то и лишает людей естественности.

Редко случается высказать здравую мысль тому, кто всегда тщится быть оригинальным.

Бывают люди, чьи таланты никогда бы не обнаружились, не будь у них еще и недостатков.

Зависть обвиняет и судит без доказательств, она преумножает недостатки, дает малейшим ошибкам громкие названия, язык ее исполнен желчи, преувеличения и несправедливости. Ничто не может успокоить завистника.

Пустое дело – пытаться угодить завистникам.

Мы подмечаем в людях много пороков, но признаем мало добродетелей.

Легкомысленные люди склонны к двоедушию.

Двоедушные люди легко меняют свои правила.

Мы куда усердней подмечаем у писателя противоречия, часто мнимые, и другие промахи, чем извлекаем пользу из его суждений, как верных, так и ошибочных.

Суровость закона говорит о его человеколюбии, а суровость человека – о его узости и жестокосердии.

Люди всегда ненавидят тех, кому причиняют зло.

Мне жаль влюбленного старика: юношеские страсти губительно опустошают изношенное и увядшее тело.

Люди от природы настолько склонны подчиняться, что с них мало законов, управляющих ими в их слабости, им недостаточно повелителей, данных судьбой, – им подавай еще и моду, которая предписывает человеку даже фасон башмаков.

Мы любим иной раз даже такие похвалы, в искренность которых не верим.

Большинство людей в глубине души презирает добродетель и плюет на славу.

«Не хвали человека, пока он жив» – вот правило, изобретенное завистью и слишком поспешно подхваченное философами. Напротив, я утверждаю, что человека нужно хвалить при жизни, если, конечно, он того заслуживает. Отважиться воздать ему должное надлежит именно тогда, когда зависть и клевета ополчаются на его добродетель и талант. Похвалить от души неопасно, опасно незаслуженно огорчить.

Неизменная скупость в похвалах – верный признак посредственного ума.

Бедность так принижает людей, что они стыдятся даже своих добродетелей.

Даже у молодой женщины меньше поклонников, чем у богача, который славится хорошим столом.

Нервы портятся легче, чем исправляются.

Мы слишком мало пользуемся мудростью стариков.

В старости не увеличивается число друзей: все потери тогда безвозвратны.

Советы старых людей – как зимнее солнце: светят, да не греют.

Не следует ждать больших услуг от стариков.

Мысль о смерти вероломна: захваченные ею, мы забываем жить.

Кто не знает цену времени, тот не рожден для славы.

Подлинно хорошая живопись чарует нас до тех пор, пока ее не начнут хвалить другие.

Светские люди не беседуют о таких мелочах, как народ, но и народ не занимается таким вздором, как светские люди.

Необходимость избавляет нас от трудностей выбора.

ВОЛЬТЕР

ВОЛЬТЕР – НАСТОЯЩЕЕ ИМЯ МАРИ ФРАНСУА АРУЭ (1694–1778) – ФРАНЦУЗСКИЙ ПИСАТЕЛЬ И ФИЛОСОФ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ПОЧЕТНЫЙ ЧЛЕН ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК. БОРОЛСЯ ПРОТИВ РЕЛИГИОЗНОЙ НЕТЕРПИМОСТИ И МРАКОБЕСИЯ, ФЕОДАЛЬНО-АБСОЛЮТИСТСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ. С ЕГО ИМЕНЕМ СВЯЗАНО РАСПРОСТРАНЕНИЕ В РОССИИ ТАК НАЗЫВАЕМОГО ВОЛЬТЕРЬЯНСТВА, ПОД КОТОРЫМ ПОНИМАЮТ ДУХ СВОБОДОМЫСЛИЯ, ПАФОС НИСПРОВЕРЖЕНИЯ АВТОРИТЕТОВ, ИРОНИЮ.

Отчизна – это край, где пленница душа.

Нет человека, в котором не было бы чего-нибудь ненавистного, в котором не был бы скрыт лютый зверь, но лишь немногие честно говорят, как они справляются с этим лютым зверем.

Моя любовь к отечеству не заставляет меня закрывать глаза на заслуги иностранцев. Напротив, чем более я люблю отечество, тем более и стремлюсь обогатить мою страну сокровищами, извлеченными не из его недр.

Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать.

Все к лучшему в этом лучшем из миров.

Суди о человеке больше по его вопросам, чем по его ответам.

Главное – ладить с самим собой.

Всегда наслаждаться – значит вовсе не наслаждаться.

Пользуйтесь, но не злоупотребляйте – таково правило мудрости. Ни воздержание, ни излишества не дают счастья.

Мы потому клеймим ложь наибольшим позором, что из всех дурных поступков этот легче всего скрыть и проще всего совершить. Слезы – это немая речь.

Люби истину, но будь снисходителен к заблуждениям.

Не все, что является фактом, заслуживает того, чтобы быть описанным.

К живым следует относиться доброжелательно, о мертвых же нужно говорить только правду.

Никто, конечно, не рождается на свет с уже готовыми понятиями о праве и справедливости, но человеческая природа устроена так, что в известном возрасте эти истины естественным образом вырабатываются.

Честного человека можно преследовать, но не обесчестить.

Труд часто является отцом удовольствия.

Чем более читаете, не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете еще очень мало.

Жить – значит, работать. Труд есть жизнь человека.

Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды.

Никогда не бывает больших дел без больших трудностей.

Видеть и делать новое – очень большое удовольствие.

Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела.

Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека – одно и то же.

Ленивые всегда бывают людьми посредственными.

Честь – это бриллиант на руке у добродетели.

Торжество разума заключается в том, чтобы уживаться с людьми, не имеющими его. Многочисленность фактов и сочинений растет так быстро, что в недалеком будущем придется сводить все к извлечениям и словарям.

Он, должно быть, невежественный человек, поскольку отвечает на все вопросы, которые ему задают.

Теории подобны мышам: они проходят через девять дыр и застревают в десятой.

Люди мало размышляют, они читают небрежно, судят поспешно и принимают мнения, как принимают монету, потому что она ходячая.

Выдать чужой секрет – предательство, выдать свой – глупость.

Чтобы добиться успеха в этом мире, недостаточно быть просто глупым, нужно еще иметь хорошие манеры.

Глуп тот человек, который остается всегда неизменным.

Признательность не всегда красноречива. Сколько нелепостей говорится людьми только из желания сказать что-нибудь новое.

Когда сказать нечего, всегда говорят плохо.

Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит на нас скуку.

Знать много языков – значит, иметь много ключей к одному замку.

Язык имеет большое значение еще и потому, что с его помощью мы можем прятать наши мысли.

Способ нагнать скуку состоит в том, чтобы говорить решительно все.

Искусство быть скучным состоит в том, чтобы говорить все.

Что сделалось смешным, не может быть опасным.

Откапывая ошибки, теряют время, которое, быть может, употребили бы на открытие истин. Объясненная шутка перестает быть шуткой.

Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить.

Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу – значит, вновь увидеть старого друга.

Книги на злобу дня умирают вместе со злободневностью.

Почему не поднять голос против злодеев прошлого, знаменитых основоположников суеверия и фанатизма, тех, кто впервые схватил на алтаре нож, чтобы отдать на заклание строптивых, не желающих принять их воззрения?

С религией получается то же, что с азартной игрой: начавши дураком, кончишь плутом.

Самый нелепый из всех деспотизмов, самый унизительный для человеческой природы, самый несообразный и самый зловредный – это деспотизм священников.

Наиболее суеверные эпохи были всегда эпохами самых ужасных преступлений.

Величайшие распри производят меньше преступлений, чем религиозный фанатизм.

Суеверные в обществе – то же, что трусливые в войске: они сами чувствуют и возбуждают в других панический ужас.

Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия.

Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.

Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны.

Кто прощает преступление, становится его сообщником.

Никогда двадцать огромных томов не сделают революции, ее сделают маленькие карманные книжки в двадцать су. Добродетель и порок, моральное добро и зло во всех странах определяются тем, полезно или вредно данное явление для общества.

Твердость есть мужество ума, она предполагает просвещенную решимость. Упрямство, напротив, предполагает ослепление.

Для великих дел необходимо неутомимое постоянство.

Прекрасно быть скромным, но не следует быть равнодушным.

Угрызения совести есть единственная добродетель, остающаяся у преступников.

Люди никогда не испытывают угрызений совести от поступков, ставших у них обычаем.

Истинное мужество обнаруживается во время бедствия.

Величайшее удовольствие, какое только может чувствовать честный человек, – это доставлять удовольствие своим друзьям.

Слабость с обеих сторон – такова, как известно, особенность всех ссор.

Ни на что не годится тот, кто годится только для самого себя.

Если люди долго спорят, то это доказывает, что то, о чем они спорят, неясно для них самих.

Затянувшаяся дискуссия означает, что обе стороны неправы.

Глаза дружбы редко ошибаются.

Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга.

Любовь – самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головою, сердцем и телом.

Бурная ревность совершает больше преступлений, чем корысть и честолюбие.

Внеобщественный человек не может иметь морали.

Мрачная ревность неверною поступью следует за руководящим ею подозрением, перед нею с кинжалом в руке идут ненависть и гнев, разливая свой яд. За ними следует раскаяние.

Каждый отец семейства должен быть хозяином у себя дома, а не в доме соседа.

Хорошие характеры, как и хорошие сочинения, не столько поражают вначале, сколько под конец.

Великие горести оказываются всегда плодом необузданного корыстолюбия.

Страсти – это ветры, надувающие паруса корабля; ветер, правда, иногда топит корабль, но без него корабль не мог бы плыть.

Тот, кто желает лишить человека страстей на том основании, что они опасны, уподобляется тому, кто пожелал бы выпустить из человека всю кровь, исходя из того, что она является причиной апоплексического удара.

Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших – чтобы вовсе о себе не говорить.

Всякое желание есть зачаток новой скорби.

Самолюбие есть надутый воздухом шар, из которого вырываются бури, когда его прокалывают.

Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость.

Постоянная важность является лишь маскою посредственности.

Зависть – яд для сердца.

Надежда выздороветь – половина выздоровления.

Старость создана для того, чтобы получать огорчения, но она должна быть достаточно благоразумна для того, чтобы переносить их безропотно.

Для глупца старость – бремя, для невежды – зима, а для человека науки – золотая жатва.

Старый поэт, старый любовник, старый певец и старый конь никуда не годятся. В бессмертие отправляются с небольшим багажом.

С летами все страсти умирают, только себялюбие никогда не умирает.

Лучшее – враг хорошего.

ГАЛИЛЕЙ

ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ (1564–1642) – ИТАЛЬЯНСКИЙ УЧЕНЫЙ, ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ ТОЧНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. В ОТЛИЧИЕ ОТ ДЖОРДАНО БРУНО, ПЕРЕД ЛИЦОМ ИНКВИЗИЦИИ ОТРЕКСЯ ОТ УЧЕНИЯ КОПЕРНИКА, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ РАБОТАТЬ, ПРОДОЛЖАТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. ОСТАВШИЕСЯ ЕМУ ДО СМЕРТИ СЕМЬ ЛЕТ ПРОДОЛЖАЛ ДОБИВАТЬ АРИСТОТЕЛЕВСКУЮ ФИЗИКУ. СТАЛ СИМВОЛОМ УЧЕНОГО, РАДИ НАУКИ, РАДИ ИСТИНЫ ЖЕРТВУЮЩЕГО ДАЖЕ СВОЕЙ ЧЕСТЬЮ.

Только со смертью догмы начинается наука.

Поистине, как у того нет ушей, так и у этих глаза закрыты для света истины… Этот род людей думает, что философия – какая-то книга, как «Энеида» или «Одиссея», истину же надо искать не в мире, не в природе, а в сличении текстов.

Аристотель научил меня удовлетворять свой разум только тем, в чем убеждают меня рассуждения, а не только авторитет учителя.

Говорить путано умеет всякий, говорить ясно – немногие.

Невежество – мать злобы, зависти, алчности и всех прочих низких и грубых пороков, а также грехов.