Другими чувствами непосредственной близости являются чувства вкуса и запаха. Каждое из них связано с прикосновением и очень важно для новорожденного: ребенок уже в возрасте пяти дней может по запаху и вкусу молока отличить свою мать от других людей. Младенцы также обладают химическими «подписями», по которым матери могут отличить их от других детей. Исследования показывают, что многие матери могут опознать одежду своего ребенка по запаху.
Зрение и слухУдаленные чувства зрения и слуха могут быть очень важны для эмоциональной привязанности к матери – связи, которая чрезвычайно существенна для развития здоровых отношений между родителем и ребенком. Однако даже если ребенок родился с нарушениями слуха или зрения, он не будет страдать от нехватки такой привязанности, если у него просвещенные родители. Материнское прикосновение не менее эффективно при решении этой задачи, чем зрение и слух. На самом деле прикосновение может многое, поскольку это наиболее важное и высокоразвитое чувство.
Еще до рождения ребенок может видеть. До того как вы узнали о своей беременности, оптический нерв ребенка (структура, которая передает сигналы между глазом и головным мозгом) уже сформирован. К шести-семи месяцам беременности мозг ребенка уже реагирует на свет, он может открывать и закрывать глаза, смотреть вверх, вниз и в сторону. Ваш новорожденный запрограммирован на то, чтобы видеть вас. Его глаза довольно четко фокусируются на предметах, находящихся на расстоянии двенадцати дюймов (30,4 см. – Прим. ред.) – на таком расстоянии ребенок видит вас, когда вы держите его на руках. Его особенно привлекают формы глаз и соска. Пристальный зрительный контакт и контакт «кожа к коже» формируют привязанность к матери и позволяют ребенку выжить. Кроме того, стимуляция пристального зрительного контакта способствует миелинизации нервов и оптимизации психологического развития.
В статье Анжелы Огунджими для сайта www.livestrong.com «Может ли младенец слышать за пределами матки?» говорится о том, что ребенок может слышать уже во время беременности. Формирование ушей уже завершено к двадцать четвертой неделе беременности, когда ребенок может моргать и реагировать на пугающие звуки извне. В течение второго триместра малыши начинают реагировать на шумы, а знакомые голоса могут спровоцировать «пинок». Младенец может испугаться, услышав неожиданные звуки. После шести месяцев мозг уже достаточно развит для того, чтобы позволить малышу размышлять. Он может «прыгнуть» в ответ на громкий шум или успокоиться в ответ на колыбельную. Наша «массажная» колыбельная «Ами Томаке Бхалобашт Бэйби» поется в ходе сеанса массажа и доступна на CD-дисках, которые можно проигрывать во время беременности и после, чтобы успокоить вашего малыша.
В одном эксперименте младенцам было предложено четыре конфигурации речи и четыре зрительных образа, из которых они могли выбрать предпочтительный вариант: мать, говорящая своим нормальным голосом; незнакомец, говорящий своим нормальным голосом; мать, говорящая голосом незнакомца и незнакомец, пытающийся говорить голосом матери. Вариант выбора матери, говорящей своим нормальным голосом, был самым предпочтительным из всех! Младенцы почти не смотрели на незнакомца, говорящего своим нормальным голосом. Но зрительно-слуховая смесь матери и незнакомца была невыносима для младенцев, и они реагировали на нее громким плачем каждый раз при прослушивании записи. В другом эксперименте на новорожденных надевали наушники, через которые они слышали голос, читающий им сказку. Как только они начинали сосать соску, им проигрывалась версия голосом матери. Когда они прекращали сосать, то получали версию с голосом незнакомца. Очень скоро младенцы научились вызывать голос матери через усердное сосание соски, так как голос матери они предпочитали любому другому.
Начальные этапы обучения родному языку можно наблюдать в движениях ребенка в синхронности с материнскими паттернами речи, интонацией и паузами. Компьютерные исследования, анализирующие видеоматериал с участием матерей и младенцев, говорят о том, что каждый ребенок обладает уникальным репертуаром телесных движений, которые синхронизируются с ритмами окружающего его речевого потока. По мере того как ребенок растет, его движения становятся микрокинетическими, что возможно выявить только при помощи специального оборудования. Сначала ребенок демонстрирует постоянные рефлекторные движения, затем следует развитие вокализации, появляются эмоциональное содержание и лепет. Наконец появляются слова, слова эти имеют значения, которые ребенок знает, и он не нуждается в рефлекторных движениях, их сопровождающих. Однако даже дошкольница все еще рефлекторно пошевелит ногой, если ее попросить сказать слово «ступня». У ребенка все еще есть внутренняя ассоциация с голосом матери, говорящим «ступня», и тело малыша отвечает на это рефлекторно. Звуки, которые произносит родитель, включая «сюсюкание», ритмичные песенки и стишки, попадают прямо в нужное место в правом полушарии головного мозга ребенка, которое на этой стадии развития развито лучше, чем левое.
Ребенок слышит голос родителей с момента завершения формирования органов слуха в матке, а ритмы речи ему доступны даже раньше – через вибрации звуков, перемещающиеся через кости матери. Сейчас ученые говорят о том, что младенцы начинают расшифровывать язык уже возрасте шести недель после рождения. Другие исследования показали, что младенцы могут реагировать на различные виды предложений и комбинации отдельных слов.
В 1997 году невролог Вашингтонского университета Патрисия Кул доказала, что родители неосознанно утрируют гласные звуки, помогая младенцам фонетически развить свою речь. К примеру, слова bead, bed и bid можно легко перепутать между собой. Но родители говорят со своими младенцами на «младенческом» языке, растягивая гласные, произнося звуки нараспев, высоким голосом, неосознанно помогая ребенку понять разницу и таким образом помогая им в будущем научиться говорить, а позднее читать.
Кул пришла к выводу, что шестимесячные дети классифицируют гласные звуки по степени их значимости в родном языке и что утрирование родителями гласных звуков – это универсальная практика во всем мире и на любом языке. Так что, похоже, мы запрограммированы на передачу слуховой информации, в которой нуждаются наши младенцы для того, чтобы начинать понимать, а затем и говорить на родном языке.
«Я люблю тебя»
Позднее, когда вы начнете делать первый массаж, вы увидите, что движения сопутствуют определенным стишкам и звукам, ассоциирующимся с ними, что позволяет достичь цели, описанной выше. Прием «я люблю тебя» выглядит следующим образом: массаж производится на животике ребенка, родители произносят слова «я люблю тебя», удлиняя гласные звуки и произнося их высоким голосом. На каждом занятии, которое я вела сама или просто наблюдала, младенцы моментально реагируют именно на это движение. Зачастую, если какой-то из малышей беспокоится, все родители в группе одновременно делают движение «я люблю тебя», произносят эти слова громко и удлиняют гласные. Беспокойство моментально прекращается, и все малыши хихикают, улыбаются и явно ожидают повторения. Это движение – одно из самых любимых и среди уже ходящих детей, которые любят повторять эти слова сами.
Ранняя стимуляция
Хотя остается неоспоримым тот факт, что младенцы естественным образом притягиваются к тем видам стимуляции, которые им нужны для здорового развития, исследователи все еще спорят на тему ценности искусственного стимулирования чувств. Приверженцы ранней стимуляции говорят о том, что рассматривание ярких контрастных черно-белых картинок, прослушивание аудиозаписей (в том числе «белых шумов» – таких монотонных звуков, как гудение пылесоса или звук мотора) и другие сенсорные стимуляторы способны ускорить развитие ребенка и увеличить его интеллектуальный потенциал. Также они оптимизируют сон и снижают уровень дискомфорта от колик.
Стремление помочь ребенку успешно сдать тесты на определение уровня интеллекта часто подталкивает родителей принимать программы, которые, будучи эффективными или нет, могут потенциально негативно сказаться на эмоциональном и духовном развитии ребенка. Производители товаров для младенцев зачастую дают понять, что наши дети не смогут быть компетентными (и успешно бороться за деньги и статус в соревновательной среде), если они не будут иметь доступ к определенным объектам и не научатся как можно раньше обрабатывать информацию. «Привязывание» наших младенцев к таким материальным объектам, как сенсорные стимуляторы, безусловно, имеет положительное влияние – но только на финансовый успех компаний – производителей этих товаров и экспертов, их продвигающих.
В то же время родители, которые не получают достаточной поддержки своей родительской роли, часто ощущают облегчение или смягчение чувства вины, покупая такие механические изобретения. Я очень обеспокоена постепенно снижающимся уровнем способности родителей воспринимать вещи интуитивно и верить в себя. Однажды мы можем прийти к слепой вере в то, что материальные объекты на самом деле лучше справляются с задачей стимуляции, успокоения, расслабления и наиболее эффективно развивают детский мозг, чем мы сами, и что без этих товаров нашим детям не жить. Вместо того чтобы дать нашим детям эмоциональную подпитку, воспитать духовно и позволить им естественно исследовать окружающий мир, мы все больше и старательней работаем, чтобы иметь возможность дать нашим детям все «необходимые» предметы для стимуляции их развития.
Позитивные результаты от использования раннего массажа интересуют не только специалистов по раннему развитию; наши методики не прошли мимо тех, кто ищет новые источники прибыли. Много лет назад я шутила, что если мы хотим заработать много денег, мы можем создать приспособление по раннему массажу, к которому можно будет «подключать» ребенка. Здесь налицо лишь одна проблема: все преимущества массажа при этом будут отсутствовать.
К моему вящему смятению одна компания на самом деле создала массажер для младенцев, похожий на приспособление для массажа шиацу, которое отлично продается и которое, как правило, заканчивает свое существование в шкафу. Потому что ничто на свете не может так расслабить ребенка и снизить уровень его напряжения, как прикосновение рук человека. Согласно статье в «Цифровом журнале», «уже скоро измученные усталостью родители по всему миру смогут наконец-то вздохнуть с облегчением при появлении доступного уникального приспособления для раннего массажа». Это приспособление, как написано в издании, есть панацея от родительского стресса; оно якобы естественным образом успокаивает плачущего ребенка, симулируя прикосновение матери. Прибор называется уникальным и инновационным изобретением и включает в себя клипсы для пристегивания к одежде ребенка, мягкую и расслабляющую музыку, проигрывание материнского голоса, а также дополнительные опции безопасности (автоматическое отключение, если ребенок перевернется на живот и придавит прибор).
В целом меня уже мало что беспокоит в жизни. Но когда я читаю подобные статьи и вижу фотографии этих приспособлений, я долго расстраиваюсь. Ранний массаж включает в себя зрительный контакт, живой голос родителя, его запах, прикосновение «кожа к коже» – все это очень важно для формирования крепкой связи между взрослым и ребенком. Массаж также помогает развить пищеварительную функцию, кровообращение и стимулирует дыхательную систему. В практике массажа, как ему обучают в Международной ассоциации раннего массажа, подчеркивается важность эмоционального и духовного контакта между ребенком и родителями. Каждое движение отличается от другого, и у каждого есть свой смысл. Последовательность движений помогает ребенку расслабиться и выпустить газы из кишечника. Массаж, которому мы обучаем, занимает от пятнадцати до тридцати минут, и едва ли это может глобально решить проблему родительского стресса, хотя опытным путем было выявлено, что, делая массаж ребенку, каждый родитель получает свою дозу позитива. Регулярный массаж расслабляет, успокаивает, он связывает ребенка и родителя невидимыми узами и помогает избавиться от таких банальных проблем, как колики. Никакое приспособление не способно заменить руки любящего родителя, делающего настоящий массаж.
Когда я увидела это приспособление, я подумала: «Ну вот, скоро у нас появятся механические приспособления, в которые мы сможем поместить наших младенцев, чтобы не прикасаться к ним и вовсе не тратить время на попытки их успокоить». Меня огорчает, что авторы таких статей рассматривают подобные приспособления как «уникальные и инновационные» и любуются их «изящным, футуристичным дизайном». Нет никаких исследований, которые подтверждали бы хоть какую-нибудь пользу от таких изобретений. Они не могут быть альтернативой родителю, делающему массаж своими руками, с любовью реагирующему на сигналы младенца, смотрящему малышу в глаза, напевающему, разговаривающему с ребенком все это время. Я беспокоюсь, что многие некомпетентные родители купят это приспособление, думая, что оно каким-то образом будет полезно их ребенку.
Специалисты по раннему развитию сегодня едины в том, что младенцы учатся естественным образом и получают все, что им нужно из окружающей их теплой и любящей среды. Базовый уровень безопасности, который формируется благодаря сильной связи между родителями и ребенком, позволяет младенцу выйти в большой мир и развиться до своего полного потенциала как физически, так и ментально и духовно. Ранний массаж дает огромный объем сенсорного опыта. Ваши глаза, волосы, улыбка, запах, звук вашего голоса, читающего сказку или поющего песенку, – все это не только необходимо ребенку, но и дает наполненную любовью отдачу родителям. Массаж не только ускоряет процесс миелинизации нервов, но позволяет ребенку понять, что он пришел в живой, дышащий мир. Нет слаще музыки, чем голос поющей матери. Никакая игрушка не расскажет историю так, как расскажет ее папа. Никто не сможет изобрести замену любящему прикосновению. Никакой вестибулярный стимулятор не сможет сравниться с ощущением укачивания и ношения в любящих руках. А что касается «белого шума», то ничто не заменит звук дыхания и сердцебиения близкого человека.
Глава 3
Важность стимуляции кожи
Выбросьте все приспособления.
Избавьтесь от мнений экспертов.
Забудьте об игрушках, целью которых является стимуляция интеллекта.
Не покупайте приспособлений для симу- лирования того, что есть в реальном мире.
Вернитесь к реальности.
Воссоздайте контакт с вашими детьми – сердцем к сердцу.
Позвольте им смотреть на вас, на дерево, на воду и на небо. Позвольте им чувствовать свою боль.
Сочувствуйте им.
Прикасайтесь к ним своими руками, своими глазами и своим сердцем.
Позвольте им войти в контакт с живым миром.
Позвольте им ощутить свои чувства и научите называть их. Вернитесь к простоте.
Вимала МакКлюр«Тао материнства»Стимуляция кожи важна для млекопитающих
Чувствительность кожи – фундаментальная функция тела. Заботливая стимуляция кожи крайне важна для адекватного органичного и психологического развития как животных, так и человека. Когда антрополога Эшли Монтегю спросили, что он думает о детском массаже, он ответил так: «Люди не понимают, что самый первый вид языковой коммуникации происходит через кожу. Если бы все люди поняли это, они бы уже давно давали своим детям такую стимуляцию через кожу, какая им нужна».
С точки зрения поведения млекопитающие делятся на тех, кто оставляет своих детей и уходит в поисках добычи, и тех, кто везде носит их с собой. В первом случае мать прячет своих малышей и уходит на продолжительное время на поиски еды. Ее детеныши должны молчать в течение этого времени, чтобы не привлечь хищников, поэтому они не плачут. По этой же причине они не мочатся и могут это делать только после стимуляции матери. Кроме того, у малышей есть внутренние механизмы, которые контролируют температуру тела. Молоко матери содержит чрезвычайно высокий процент белка и жира, и младенцы быстро насыщаются.
Носящие на себе детенышей виды млекопитающих сохраняют постоянный тактильный контакт со своим потомством и часто кормят. Малыши едят медленно, мочатся часто, плачут в состоянии стресса (или вне контакта с родителем) и нуждаются в присутствии родителя для сохранения температуры тела. Молоко матери содержит мало белка и жира, так что младенцу нужно есть часто. Человек создан по образу видов животных, носящих на себе детенышей. Человеческое молоко идентично по уровню белка и жира тому молоку антропоидных приматов, которые являются носящими на себе видами. Наши младенцы нуждаются в близком физическом контакте с нами настолько, насколько это возможно.
У котят не бывает колик!С физической точки зрения массаж действует таким же образом по отношению к человеку, как лизание в животном мире. Животные лижут своих младенцев и сохраняют близкий телесный контакт с ними. Детеныши животных, которых не лижут, не ласкают и которым не позволяют хвататься за родителя, вырастают тощими и более подверженными стрессу. Они часто дерутся с другими и плохо относятся к своим собственным детям. Лизание служит цели стимуляции физических систем организма, а также необходимо для формирования эмоциональной связи между матерью и детенышем. Мать-кошка больше половины времени проводит в близком контакте со своими малышами, и вы никогда не увидите котенка с коликами! Без такой стимуляции, которая помогает пищеварительной и выделительной системам начать функционировать должным образом, новорожденный котенок умирает.
Ученые не раз отмечали поведение и реакции у животных, которые точно отражают этапы роста и развития наших детей. Эти параллели действительно потрясающи. В животном мире мочеполовой тракт не состоится без стимуляции через частое лизание. Даже количество раз, которое мать лижет своих малышей, и количество времени, которое она уделяет каждой определенной области тела, заложено генетически.
У животных более развита иммунная системаКогда детеныш млекопитающего получает раннюю стимуляцию кожи, это положительно влияет на его иммунную систему. В одном эксперименте было выявлено, что крысы, с которыми нежно обращались в раннем возрасте, обладали большим количеством антител. Другими словами, у этих животных было больше возможностей успешно побороть болезни.
Для наших целей важно рассмотреть поведение этих более «мягких» крыс. Эшли Монтегю пишет в своей книге «Прикосновение»: «Когда с животными в детстве обращаются мягко, они расслабленны и легко даются в руки. Их нелегко испугать. Исследователь, который вырастил их, делал это в условиях, в которых их часто держали в руках, гладили и говорили им приятные вещи, а они отвечали бесстрашием, дружелюбностью и полным отсутствием мышечного перенапряжения и раздражительности. Те крысы, которые не получали никакого внимания со стороны человека, были часто напуганы, не знали, как себя вести, всего боялись и были напряженными».
Среди других важных открытий можно отметить следующее. Крысы, с которыми обращались физически нежно в течение трех и более недель, показывали более быстрый набор веса, чем другие крысы при тех же условиях; те, с кем обращались мягко, умели противостоять негативным эффектам стресса и недостатку необходимых для существования элементов в питании.
В одном исследовании крысы с удаленной щитовидной и паращитовидной железами, регулирующими работу иммунной системы, с невероятной позитивностью реагировали на массаж. В экспериментальной группе крыс нежно массировали и разговаривали с ними несколько раз в день. Они были расслабленны, позволяли трогать себя, не особо легко пугались, их нервная система оставалась стабильной. Крысы в контрольной группе не получали такого вида ухода и были нервными, всего боялись, раздражались и злились; они умирали в течение сорока восьми часов. Другое исследование показало крыс, которых гладили в детстве. Они имели более сильный иммунитет, быстрее набирали вес и демонстрировали быстрое неврологическое развитие.
Двигаясь по восходящей линии, можно увидеть, что высокоразвитые виды животных – собаки, лошади, коровы, дельфины и другие – также показывали подобные результаты при нежном контакте в раннем возрасте. Прикосновение человеческой руки улучшает функции практически всех систем организма животного (дыхательной, кровеносной, пищеварительной, выделительной, нервной и эндокринной) и повышает «дружелюбность» индивидуума, степень его положительного отношения к телесному контакту и бесстрашие. Эшли Монтегю пишет: «Чем больше мы узнаем об эффекте стимуляция кожи, тем больше мы осознаем, насколько она важна для здорового развития».
Известные эксперименты Гарри Харлоу были первыми научными данными, показавшими, что для младенцев контакт с целью получения комфорта даже более важен, чем питание. Детенышам обезьяны давался выбор между фигурой из проволоки, дающей еду, и мягкой игрушкой, но без еды, и они выбирали мягкую игрушку. Человеческие младенцы с синдромом отставания развития и слабым набором веса проявляют такой же тип поведения. Даже если им дают необходимое по количеству и качеству питание, их состояние будет ухудшаться, если не вмешаться и не предложить им эмоциональный контакт и нежный уход.
Практически для каждого вида изучаемых млекопитающих и птиц близкий физический контакт был определен в качестве самого важного фактора выживания и здоровья младенца, а также способности матери ухаживать за ним. В исследованиях с участием крыс, если беременным самкам не позволяли лизать себя (форма самомассажа), уровень материнских способностей животных был существенно снижен. Когда беременную самку мягко гладили каждый день, ее детеныши показывали лучшие результаты в наборе веса, низкий уровень возбудимости, матери показывали больше заинтересованности в своем потомстве, у них было более насыщенное молоко в достаточном количестве.
Стимуляция кожи важна для человеческого младенца
Те же выводы можно сделать по отношению к человеку. Прикосновение и физический контакт с ребенком помогают матери производить молоко при помощи стимуляции секреции пролактина – так называемого «гормона материнства». Процесс начинается на стадии развития эмбриона и продолжается позднее, способствуя естественному разворачиванию потенциала ребенка в безопасных и любящих руках его матери.
Заботливая стимуляция кожи посредством физического контакта, объятий, укачивания и массажа способствует улучшению кровообращения и функций работы сердца. Массаж стимулирует дыхательную, кровеносную и пищеварительную системы, и особенно это важно для младенцев, склонных к коликам, и их родителей.
Первый тактильный опыт младенец получает через прикосновение еще до рождения, к шестнадцатой неделе беременности. Природа начинает «массаж» еще до рождения ребенка. Есть мнение, что, в отличие от характерно коротких родовых схваток у животных, человек компенсирует отсутствие этапа лизания через затяжной период родовой деятельности. Другими словами, продолжительные схватки у человека обеспечивают подготовку внутренних систем организма младенца и являются альтернативой вылизыванию в животном мире.
Прикосновение оказывает краткосрочное влияние на ребенка в течение раннего детства, но также имеет и долгосрочный эффект. Через физический контакт новорожденный может многое узнать об окружающем мире, сформировать связь с родителями и передавать информацию о своих потребностях. Получив в раннем детстве опыт бережного родительского прикосновения, эти дети позднее обладают большими шансами успешно развиваться – социально, эмоционально и интеллектуально.
Младенцы, которым в большей степени доступен физический контакт с родителями, демонстрируют более высокий уровень умственного развития в первые шесть месяцев жизни по сравнению с детьми, получающими ограниченный физический контакт. Такое когнитивное улучшение развития, как было показано в ходе исследований, длится на протяжении восьми последующих лет жизни и иллюстрирует значимость позитивных взаимодействий. Младенцы, которые испытывают частые проявления любви со стороны родителей, скорее всего будут менее агрессивными, пугливыми или эмоционально-неустойчивыми взрослыми.
Использование практик, схожих с описанными в этой книге, подтвердило, что ежедневный массаж обладает феноменальным позитивным воздействием. Исследования медицинского центра университета Майами (проводившиеся под руководством основательницы Института исследования прикосновения доктором Тиффани Филд) показали замечательные результаты. В одном исследовании двадцать недоношенных младенцев получали массаж три раза в день в течение пятнадцати минут за сеанс. Их результаты в прибавке веса были на 47 % лучше, чем у детей из контрольной группы. Получавшие массаж были более активны и интересовались происходящим вокруг, показали более зрелое неврологическое развитие по сравнению с младенцами, которые его не получали. Более того, их пребывание в больнице в целом не превышало шести дней. После нескольких лет исследований и наблюдений Международная ассоциация раннего массажа опубликовала руководство по использованию массажа для недоношенных детей. Мы более подробно поговорим об этом в главе 16.