Средневековье и Просвещение в цитатах и афоризмах
© Издание, оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2022
* * *Афоризмы IV–XVIII века
Абеляр
ПЬЕР АБЕЛЯР (1079–1142) – ФРАНЦУЗСКИЙ ФИЛОСОФ, БОГОСЛОВ И ПОЭТ. ТРАГИЧЕСКУЮ ИСТОРИЮ СВОЕЙ ЛЮБВИ К ЭЛОИЗЕ ПОВЕДАЛ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ «ИСТОРИИ МОИХ БЕДСТВИЙ».
Никто не познает точно добродетели, если не имеет понятия о пороке, в особенности когда некоторые пороки до такой степени близки к добродетели, что легко обманывают своим подобием.
Любовь – одно из зол, которых нельзя скрыть, одно слово, один нескромный взгляд, иногда даже молчание выдают ее.
Одно дело – лгать, другое – заблуждаться в речах и отступать от истины в словах в силу заблуждения, а не злого умысла.
То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости.
С сильной любовью не могут ужиться черные подозрения.
Человеческие чувства часто сильнее возбуждаются или смягчаются примерами, чем словами.
Абу-ль-Фарадж
АБУ-ЛЬ-ФАРАДЖ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ИМЯ ГРИГОРИЙ ИОАНН БАР-ЭБРЕЙ) (1226–1286) – СИРИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ, УЧЕНЫЙ. АВТОР ТРАКТАТОВ ПО МЕДИЦИНЕ, ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ, ГРАММАТИКЕ, А ТАКЖЕ НРАВОУЧИТЕЛЬНОЙ И САТИРИЧЕСКОЙ «КНИГИ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЙ».
Глупцы замечают только промахи людей и не обращают внимания на их достоинства. Они подобны мухам, которые норовят сесть только на воспаленную часть тела.
Душа, в которой отсутствует мудрость, мертва. Но, если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь.
Снисходительное отношение к глупости присуще каждому умному человеку.
Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести.
Лучшая похвала – это та, что исходит от человека, которому ты ничего хорошего не сделал.
Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина: он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи.
Почему завистники всегда чем-то огорчены?
Потому что их снедают не только собственные неудачи, но и успехи других.
Удивительно устроен человек – он огорчается, когда теряет богатство, и равнодушен к тому, что безвозвратно уходят дни его жизни.
Умеренность – союзник природы и страж здоровья. Поэтому, когда вы пьете, когда вы едите, когда двигаетесь и даже когда вы любите, соблюдайте умеренность.
Я часто раскаиваюсь в том, что говорил, но редко сожалею о том, что молчал.
Терпение – прекрасное качество, но жизнь слишком коротка, чтобы долго терпеть.
Не пренебрегай маленькими людьми – они могут помочь тебе возвыситься.
То, что скрываешь от врага, не сообщай и другу, ибо нет гарантии, что дружба будет длиться вечно.
Августин
АВРЕЛИЙ АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ (354–430) – ХРИСТИАНСКИЙ ТЕОЛОГ И ЦЕРКОВНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ. СВОИМИ ТРУДАМИ ОКАЗАЛ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ И КАТОЛИЧЕСКУЮ ТЕОЛОГИЮ. АВТОР ОТЛИЧАЮЩЕЙСЯ ГЛУБОКИМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ АНАЛИЗОМ «ИСПОВЕДИ», ИЗОБРАЖАЮЩЕЙ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.
Забавы взрослых называются делом, у детей они тоже дело, но взрослые за них наказывают, и никто не жалеет ни детей, ни взрослых.
Никто ничего не делает хорошо, если это против воли, даже если человек делает что-то хорошее.
Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.
Я осуждаю не слова, эти отборные и драгоценные сосуды, а то вино заблуждения, которое подносят нам в них пьяные учителя.
Можно ли, преследуя другого, погубить его страшнее, чем губит вражда собственное сердце.
И гордость ведь прикидывается высотой души.
Время не проходит впустую и не катится без всякого воздействия на наши чувства: оно творит в душе удивительные дела.
Почему душа больше радуется возврату найденных любимых вещей, чем их постоянному обладанию?
Человек не будет наслаждаться едой и питьем, если не перестрадает от голода и жажды.
Друзья, льстя, развращают, а враги, браня, обычно исправляют.
Люди сотворены не для того, чтобы владеть так называемыми хорошими вещами, но, если люди сами стали хорошими, они делают и вещи хорошими по-настоящему, используя их ради добра.
Ни один человек не вправе вести столь созерцательную жизнь, чтобы забыть о своем долге служения ближнему.
Нет великой заслуги в том, чтобы жить долго, ни даже в том, чтобы жить вечно, но велика заслуга того, кто живет добродетельно.
Холод милосердия есть молчание сердца, пламя милосердия есть ропот сердца.
Существует высшая дружба, основанная не на привычке, а на разуме, при которой человек любит своего друга благодаря верности и доброй воле.
Каждое существо, до тех пор пока оно существует, должно обладать качеством доброты – точно так же, как обладает качеством существования.
Любовь к ближнему ограничена тем, насколько каждый человек любит самого себя.
Авиценна
ИБН СИНА (ЛАТИНИЗИРОВАННОЕ АВИЦЕННА) (ОК. 980—1037) – ПЕРСИДСКИЙ ФИЛОСОФ, ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ, ВРАЧ, МАТЕМАТИК И ПОЭТ АВТОР НЕОБЫЧАЙНО ПОПУЛЯРНЫХ НА ВОСТОКЕ И ЗАПАДЕ ТРАКТАТОВ, А ТАКЖЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ «КАНОН ВРАЧЕБНОЙ НАУКИ», БЫВШЕЙ МНОГО ВЕКОВ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ РУКОВОДСТВОМ, В ТОМ ЧИСЛЕ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ.
Если друг мой дружит с моим врагом, то мне не следует водиться с другом. Остерегайся сахара, который смешан с ядом, берегись мухи, которая сидела на дохлой змее.
Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.
Кто стар, тот молодым огнем пылать не может.
Душа Вселенной – истина.
Кто счастья не ценил, тот близится к несчастью.
Постоянное пьянство вредно: оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть.
Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни.
Если заниматься физическими упражнениями, нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима.
Аддисон
ДЖОЗЕФ АДДИСОН (1672–1719) – АНГЛИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ. ЗАЛОЖИЛ ОСНОВЫ НРАВООПИСАТЕЛЬНОГО ЭССЕ И РЕАЛИСТИЧЕСКОГО РОМАНА XVIII ВЕКА.
Павлин в своем блеске не выставляет напоказ столько цветов, сколько можно насчитать в праздничном наряде англичанки.
Уверенность в том, что ты любим, смягчает страдания разлуки. Последнее «прости» даже теряет свою горечь, когда в нем еще слышится отзвук любви.
Нескромный человек часто опасней, чем злой, ибо последний нападает только на своих врагов, тогда как первый причиняет вред своим врагам и своим друзьям.
Скромность – это не только орнамент, но и страж добродетели.
Человек отличается от всех других созданий способностью смеяться.
Самое важное и самое трудное для мощного духа – это уметь сдерживать себя: пруд спокойно стоит в долине, но, чтобы сдерживать его, нужны горы.
Неудивительно, что большое количество знаний, не будучи в силах сделать человека умным, часто делает его тщеславным и заносчивым.
Молчание иногда более многозначительно и возвышенно, чем самое благородное и самое выразительное красноречие, и во многих случаях свидетельствует о высоком уме.
Титулы и слава предков придают блеск имени, носимому с достоинством, но делают еще более презренным опозоренное имя.
Наименее шумливая, наиболее скромная дружба часто – наиболее полезная. Поэтому я всегда предпочел бы сдержанного друга не в меру усердному.
Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела.
Хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду.
В беседах с глазу на глаз между близкими друзьями мудрейшие люди очень часто высказывают весьма слабые суждения, потому что разговор с другом – это то же самое, что мысли вслух.
Брак отличается той особенностью, что с ним прекращается поклонение идолу. Когда мужчина ближе присмотрится к своей богине, она снова становится простой женщиной.
Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели.
Когда я вижу эти столы, покрытые столькими яствами, мне чудится, что за каждым из них прячется, как в засаде, подагра, водянка, лихорадка и множество других болезней.
При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины.
Гордость происходит от недостаточного размышления и незнания самого себя.
Ничего люди не принимают с таким отвращением, как советы.
Али-ибн Аби-Талиб
АЛИ-ИБН АБИ-ТАЛИБ (600–661) – АРАБСКИЙ ПОЭТ.
Самое большое богатство – разум.
Самое большое наследство – воспитанность.
Самая большая нищета – невежество.
Когда ты отступаешь, смерть стоит сзади тебя и твоя встреча с ней – неизбежна.
Анвари
АУХАД АД-ДИН АНВАРИ (УМ. 1191) – ПЕРСИДСКИЙ ПОЭТ. СТРЕМИЛСЯ ЗАНЯТЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ МЕСТО ПРИ ДВОРЕ СУЛТАНА САНДЖАРА. ОДНАКО К КОНЦУ ЖИЗНИ ПРЕДПОЧЕЛ УДАЛИТЬСЯ ОТ СВЕТА И СОЗДАВАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЕБЯ.
Для человека мысль – венец всего живого, А чистота души есть бытия основа.
Напрасно не злословь, Чтоб не просить прощенья у совести своей.
Лизоблюдов продажных не считай за людей.
Друг – зеркало для друга, нет зеркала светлей!
Ариосто
ЛУДОВИКО АРИОСТО (1474–1533) – ИТАЛЬЯНСКИЙ ПОЭТ, ПИСАТЕЛЬ. ГЛАВНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ – ГЕРОИЧЕСКАЯ РЫЦАРСКАЯ ПОЭМА «НЕИСТОВЫЙ РОЛАНД».
Жестокость – это порождение злого ума и часто трусливого сердца.
Все человек теряет с годами: юность, красоту, здоровье, порывы честолюбия. И только одна глупость никогда не покидает людей.
Когда рассудок поддается порыву или гневу и слепая ярость оскорбляет друга действием или словом, то позже ни слезы, ни вздохи не в состоянии исправить ошибки.
Ас-Самарканди
МУХАММЕД АЗЗАХИРИ АС-САМАРКАНДИ (XII В.) – ПЕРСИДСКИЙ ПОЭТ, СОЗДАТЕЛЬ «СИНДБАД-НАМЕ».
Дерево, как бы мощны и крепки ни были его корни, можно выкорчевать за какой-нибудь час, но нужны годы, чтобы оно стало плодоносить.
Как часто, подчинившись голосу страсти на один час, мы платим за него долгими днями скорби.
Если болезнь не определена, невозможно и лечить ее.
Если у тебя есть разум, не доверяй неопытному.
Религия без власти погибнет, а власть без религии перестанет действовать.
Мирские блага, являясь обманом, фальшью и вымыслом, по природе своей непостоянны.
У судьбы нет серьезного без смешного, нет назначения без смещения.
Если ты шипы посеешь, виноград не соберешь!
Царь, который наполняет свою казну имуществом подданных, подобен тому, кто мажет крышу своего дома глиной, взятой из-под его фундамента.
Расспрашивать о промыслах и секретах царей не приличествует умным людям.
Обычаи и законы человеческие таковы, что если в начале роста, в самом детстве, в расцвете юных сил, когда ум и рассудок очень восприимчивы и не перегружены, когда дарование и способности в расцвете, – если в это время человек ничего не постигает в науках, то не постигнет и впоследствии в течение долгой жизни.
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и правосудии.
Даруют мудрость тому, кто ее желает, а тот, кто приобрел разум, уже приобрел много благ.
Мудрец не должен останавливаться в городе, в котором нет пяти вещей: во-первых, справедливого государя и строгого и властного правителя, во-вторых, проточных вод и тучных земель, в-третьих, ученых, обладающих практическими знаниями и наделенных умеренностью, в-четвертых, искусных и сострадательных лекарей, в-пятых, щедрых благотворителей.
Не каждый, кто ищет и старается, находит, не каждый, кто уходит, возвращается.
Блаженны подавляющие свой гнев и прощающие людей.
Тот, кто прислушивается к клеветнику и ябеднику, кто верит ему, окажется в трудном положении, которое не может исправить и устранить десница разума.
Когда Аллах захочет причинить зло какому-либо народу, оно неизбежно.
Каждое неисполненное обещание – это безводное облако, ненаточенная сабля и бесплодное дерево.
В четырех случаях не следует высказывать ни одобрения, ни осуждения о деле, пока оно не закончится.
Во-первых, о кушании, пока оно не переварится в желудке. Во-вторых, о беременной женщине, пока она не разрешится. В-третьих, о храбреце, пока он не покинет ратного поля. В-четвертых, о земледельце, пока он не соберет урожая.
Ни один разумный человек не станет навлекать на себя кару и упреки людей ради удовлетворения страсти и вожделения, не станет пренебрегать истиной ради преходящего и мнимого.
Любовь – это то, что запрещает слова и речи.
Счастье – это счастливая случайность.