Книга Средневековье и Просвещение в цитатах и афоризмах - читать онлайн бесплатно, автор Литагент РИПОЛ. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Средневековье и Просвещение в цитатах и афоризмах
Средневековье и Просвещение в цитатах и афоризмах
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Средневековье и Просвещение в цитатах и афоризмах


Из всех несправедливостей судьбыРазлука для сердец страшней всего.
Есть у небес постыдный обычай —Радость увидев, ее губить.
Упрекам и укорам стариков, о люди, с уважением внемлите:Ведь эти люди ведают о зле и о добре всех будущих событий.
Что юный видеть в зеркале привык,То видит даже в кирпиче старик.
Если просит чистый духом у обманщика поддержки,То с обманщиком отныне он разделит и грехи.
Враг, что мудр и много знает, друга может быть ценней —Мудрость уважать пристало у врагов и у друзей.
Если дать противоядия сверх меры,То подействует оно вредней, чем яд.
Тому кто подлость совершил и не подумал о позоре,Потом придется испытать и неожиданное горе.

Тот, кто требует лишнего, несчастен.



Голод и льва заставляет кидаться на падаль.



Тот, кто поступает по совету глупцов и невежд, никогда не добьется осуществления ни одного своего желания, не достигнет ни одной цели, не победит ни в одном деле…



Искренняя дружба зиждется на близости умов и тайных законах, а не на видимых признаках.


Если принял решение ты,Пусть отныне не дрогнет рука:Можешь выбрать ты смелость советчика,Можешь выбрать совет смельчака.

Из-за каждой обиды нельзя отрекаться от друга.



Не сторонись друга из-за небольшой шутки и не обижайся, ибо это – признак глупости.



Если твой друг станет врагом тебе, то люби его, чтобы вновь зацвело древо дружбы, любви и доверия, завядшее из-за того, что его не поливали водой дружбы и не ухаживали за ним.



Совет держи с мудрецами, чтобы избегнуть глупости и чтобы твои поступки не сошли с правого пути.



Берегись и остерегайся домашнего врага, ибо каждая стрела, выпущенная тетивой его коварства и луком его недоброжелательства, принесет гибель.



Не говори необдуманных слов, чтобы не попасть по неведению в трудное положение.

Бабур

ЗАХИРЕДДИН МУХАММЕД БАБУР (1483–1530) – САМАРКАНДСКИЙ ПИСАТЕЛЬ, ПОЭТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ. ПОТОМОК ТИМУРА, ОСНОВАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВА ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ.



Чем жить с дурной славой, лучше умереть с доброй славой.



Делать хорошее дурным людям – то же самое, что поступать дурно с хорошими людьми.



Ты можешь закрыть ворота города, но не можешь закрыть рта врагам.



Сладость вина знает только пьяный. Какая радость от него трезвому?



Тот, кто говорит много, говорит без толку.



Проживешь ты сто лет или один день, все равно придется уйти из этих чертогов, радующих сердце.



Известно: мудрость и любовь не совпадают никогда.


Раз существует в мире страсть,то праведность, смиренье —одни слова: что в них есть смысл,нам явно показалось.

Уж таков ее обычай: красота всегда права.


Когда назначена судьба, ее никто не обойдет,И не помогут ни борьба, ни боль терпения, ни стон.Весельем одолей недуг и скорбью мира не томись:Единого мгновенья мук, поверь, совсем не стоит он!
Наверно, вообще любимых нет таких,Что из-за пустяков на нас не хмурят взгляда.
Кто презирает всех, презрения достоин.Жестокий человек мучения достоин.Хорошим людям бог хороших даст в друзья,А кто с другими плох, отмщения достоин.
Уж лучше совершить тяжелых сто грехов,Принять сто тяжких мук, сто обрести врагов,Чем, став ослушником, родителя обидеть,Чем не прийти к нему в тяжелый час на зов.
Нам нравится подчас то больше, что вдали:Друг, что далек от нас, дни, что давно прошли.

Бейль

ПЬЕР БЕЙЛЬ (1647–1706) – ФРАНЦУЗСКИЙ ПУБЛИЦИСТ И ФИЛОСОФ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РАННЕГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. ОКАЗАЛ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СВОБОДОМЫСЛИЯ.



Нет иной морали, кроме той, которая основана на принципах разума и вытекает из естественной склонности человека к добру.



Умение точно цитировать – талант гораздо более редкий, чем кажется.



Великие и значительные истины обладают внутренними свойствами, поддерживающими их. Именно по этому признаку мы и должны отличать такие истины, а не по внешним особенностям.



Жаль, что мы не можем увидеть того, что происходит в умах людей, когда они выбирают мнение, к которому присоединяются!



Воззрение, будто взгляд, переходящий из века в век, от поколения к поколению, не может быть всецело ложным, – чистейшая иллюзия… Ведь, за исключением нескольких философских умов, никто и не подумает проверить, верно ли то, что все говорят.



Человек – существо разумное… но не менее верно, что он почти никогда не поступает сообразно своим принципам.



Нигде не проявляется так неспособность и ограниченность человеческого ума, как при безукоризненно строгом следовании по многочисленным ступеням рассуждения. Гораздо меньше сбиваются с пути в вопросах чисто умозрительных…

Бёрк

ЭДМУНД БЁРК (1729–1797) – АНГЛИЙСКИЙ ПУБЛИЦИСТ И ФИЛОСОФ. АВТОР ПАМФЛЕТОВ ПРОТИВ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.



Время – великий учитель.



Скажи мне, какие настроения превалируют в умах молодых людей, и я скажу тебе о характере следующего поколения.



Плохие законы – худший вид тирании.



Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой.



Быть интересным – первая обязанность малоизвестного автора. Право быть скучным принадлежит только тем писателям, которые уже прославились.

Бёрнс

РОБЕРТ БЁРНС (1759–1796) – ШОТЛАНДСКИЙ ПОЭТ В СВОИХ САМОБЫТНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПРОСЛАВИЛ ТРУД, НАРОД И СВОБОДУ БЕСКОРЫСТНУЮ И САМООТВЕРЖЕННУЮ ЛЮБОВЬ И ДРУЖБУ.


В крепкой дружбе наша сила,Дружбе слава и хвала.

Кто глуп, тот от дури не спрячется, и тот, кто не в шутку дурак, дурее того, кто дурачится.


И какая нам забота,Если у межиЦеловался с кем-то кто-тоВечером во ржи!..
Бревно останется бревномИ в орденах и в лентах!
Страшнее – чести изменить,Чем быть в отрепьях рваных!
В былом не знали мы добра,Не видим в предстоящем,А этот час – в руках у нас.Владей же настоящим!
Свободе – привет и почет.Пускай бережет ее разум.А все тирании пусть дьявол возьметСо всеми тиранами разом!
Да здравствует право читать,Да здравствует право писать.Правдивой страницыЛишь тот и боится,Кто вынужден правду скрывать.
Когда глядишь со стороны,Как все дары поделены,Нельзя не рассердиться.Тех, кто получше, гнет нужда,А богатеют без трудаНевежда и тупица.
…Судите не по платью:Кто честным кормится трудом —Таких зову я знатью.
Осанка леди и наряд —Образчик вкуса, говорят,Но та сулит нам рай утех,Кого мы любим больше всех.

Боккаччо

ДЖОВАННИ БОККАЧЧО (1313–1375) – ИТАЛЬЯНСКИЙ ПИСАТЕЛЬ-ГУМАНИСТ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ. ГЛАВНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ «ДЕКАМЕРОН» – КНИГА РЕАЛИСТИЧЕСКИХ НОВЕЛЛ, ПРОНИКНУТЫХ ДУХОМ СВОБОДОМЫСЛИЯ И АНТИКЛЕРИКАЛИЗМА, НЕПРИЯТИЕМ АСКЕТИЧЕСКОЙ МОРАЛИ, ЖИЗНЕРАДОСТНЫМ ЮМОРОМ.



Подобно тому, как звезды в ясные ночи служат украшением неба и цветы весной – украшением зеленых лугов, так блестки остроумия украшают приятные беседы.



Употреби текущее время так, чтобы в старости не корить себя за молодость, прожитую зря.



Тот, кто хочет быть здоровым, отчасти уже выздоравливает.



Часто случается, что человек считает счастье далеким от себя, а оно неслышными шагами уже пришло к нему.



Велики силы любви, располагающие любящих к трудным подвигам, перенесению чрезвычайных негаданных опасностей.



Прошлые поступки гораздо легче порицать, чем исправлять.



Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому.



Нет столь пламенного гнева, что с течением времени не остывал бы.



Говорят, что умирать хорошо, спасая жизнь другому.



Угрозы – оружие тех, кто сам под угрозой.



Насмешка должна кусать, как овца, а не как собака.

Бомарше

ПЬЕР ОГЮСТЕН БОМАРШЕ (1732–1799) – ФРАНЦУЗСКИЙ ДРАМАТУРГ. ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ЕГО КОМЕДИЙ – ПОЛНЫЙ ЭНЕРГИИ, ОСТРОУМНЫЙ СЛУГА.



Жить – это бороться, бороться – это жить.



Без песен и вина Жизнь даром пропадает!



Обладание всякого рода благами – это еще не все. Получать наслаждение от обладания ими – вот в чем состоит счастье.



Известно, что суть дела – это область самих тяжущихся, меж тем как форма – это достояние судей.



Так всегда в жизни: мы-то стараемся, строим планы, готовимся к одному, а судьба преподносит нам совсем другое. Начиная с ненасытного завоевателя, который способен проглотить весь мир, и кончая смиренным слепцом, которого ведет собака, мы все – игрушки ее прихотей. И пожалуй, слепец, который идет за собакой, следует более верным путем и реже бывает обманут в своих ожиданиях, чем тот, первый слепец со всей его свитой.



Если начальник не делает нам зла, то это уже немалое благо.



Обычай часто является злом.



Как только было замечено, что с течением времени старые бредни становятся мудростью, а старые маленькие небылицы, довольно небрежно сплетенные, порождают большие-пребольшие истины, на земле сразу развелось видимо-невидимо правд. Есть такая правда, которую все знают, но о которой умалчивают, потому что не всякую правду можно говорить. Есть такая правда, которую все расхваливают, да не от чистого сердца, потому что не всякой правде можно верить. А клятвы влюбленных, угрозы матерей, зароки пьянчуг, обещания власть имущих, последнее слово купцов? И так до бесконечности!



Приятное волнение радости никогда не влечет за собой опасных последствий.



Исправить людей можно, лишь показав их такими, каковы они на самом деле.



Утверждать что-либо, не имея возможности доказать это законным путем, означает клеветать.



Для достижения поставленной цели деловитость нужна не менее, чем знание.



Ум невозможно унизить, так ему отмщают тем, что гонят его.


В жизни есть закон могучий:Кто пастух – кто господин!Но рожденье – это случай,Все решает ум один.Повелитель сверхмогучийОбращается во прах,А Вольтер живет в веках.

Глупости, проникающие в печать, приобретают силу лишь там, где их распространение затруднено.



Умному человеку нет смысла слушать все подряд: он и так догадается.



Раболепная посредственность – вот кто всего добивается.



Глупость и тщеславие вечно идут рука об руку.



Любовь к изящной словесности несовместима с усердием к делам службы.



Клиент, хоть сколько-нибудь сведущий, всегда знает свое дело лучше иных адвокатов: адвокаты из кожи вон лезут и надрываются до хрипоты, лишь бы показать свою осведомленность решительно во всем, кроме, впрочем, самого дела, но вместе с тем их весьма мало трогает то обстоятельство, что они разорили клиента, надоели слушателям и усыпили судей…



Заставьте самого беспристрастного судью разбирать свое собственное дело и посмотрите, как он начнет толковать законы!



Где нет свободы критики, там никакая похвала не может быть приятна.



Прикидываться, что не знаешь того, что известно всем, и что тебе известно то, чего никто не знает; прикидываться, что слышишь то, что никому не понятно, и не прислушиваться к тому, что слышно всем; главное, прикидываться, то ты можешь превзойти самого себя; часто делать великую тайну из того, что никакой тайны не составляет; запираться у себя в кабинете только для того, чтобы очинить перья, и казаться глубокомысленным, когда в голове у тебя, что называется, ветер гуляет; худо ли, хорошо ли разыгрывать персону, плодить наушников и прикармливать изменников, растапливать сургучные печати, перехватывать письма и стараться важностью цели оправдать убожество средств. Вот вам и вся политика…



Политика – искусство создавать факты, шутя подчинять себе события и людей. Выгода – ее цель, интрига – средство… Повредить ей может только порядочность.



Небо всегда покровительствует невинности!



Чистосердечное раскаяние ничем не отличается от любого хорошего поступка: оно тоже приносит награду.



Робким человеком помыкает любой проходимец.



Когда поддаешься страху перед злом, то уже начинаешь чувствовать зло страха.



Умный человек никогда не станет связываться с сильным.



Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.



Ох уж эти женщины! Если вам нужно, чтобы самая из них простодушная научилась лукавить, заприте ее.



Женщины очень любят, когда их называют жестокими.



Когда женщина сердится, здравого смысла в ее речах не ищи!



О женщина!.. Создание слабое и коварное!..



Если принять в рассуждение все добродетели, которых требуют от слуги, то много ли найдется господ, способных быть слугами?



Недаром женской верности придавали такое огромное значение! Общественное благо, общественное зло связаны с их поведением. Рай или ад в семье вызываются исключительно той молвой, какая идет про женщин, а зависит молва только от них самих.



Так отрадно, когда тебя любят ради тебя самого.



Могут ли покой и любовь ужиться в одном сердце?



Время – честный человек.


…Любви – только сладостна тайна,Придает она прелести ей!

Наши жены думают, что если они нас любят, так это уже все. Вбили это себе в голову и уж так любят, так любят (в том случае, если действительно любят) и до того предупредительны, так всегда услужливы, неизменно и при любых обстоятельствах, что в один прекрасный вечер, к вящему своему изумлению, вместо того чтобы вновь ощутить блаженство, начинаешь испытывать пресыщение.



Ветер, задувающий свечу, раздувает огонь в жаровне.



Если мы ищем на стороне того наслаждения, которого не находим у себя дома, то это потому, что наши жены не владеют в достаточной мере искусством поддерживать в нас влечение, любить всякий раз по-новому, оживлять… прелесть обладания прелестью разнообразия.



Честные люди любят женщин, обманщики обожают их.



Немалое благо для семьи – изгнание из нее негодяя.



Чтобы рассуждать о предмете, вовсе не обязательно быть его обладателем.



Из всех шутовских вещей брак – самая шутовская.



Умение мужественно преодолевать самого себя – вот что всегда казалось мне одним из самых величайших достижений, которыми может гордиться разумный человек.



Наиболее виновные – наименее великодушны, это общее правило.



У кого доброе сердце, того благодарность не тяготит.



Только мелкие людишки боятся мелких статеек.



Интрига рано или поздно губит того, кто ее начал.



Гнев добрых людей – это не что иное, как настоятельная потребность прощать.



У бедняка не должно быть ни единого недостатка.



Всеисцеляющего средства не существует.



Каждый человек всегда чей-нибудь ребенок.



В определенном возрасте порядочные люди прощают друг другу ошибки и прежние слабости, бурные же страсти, которые проводили между ними резкую грань, уступают место нежной привязанности.