Для подростков-дигиталов характерны отрешенность и интроверсия. Они спокойны, усидчивы, хорошо обучаются по книгам и конспектам. Ввиду того, что внешность и физическая активность их мало интересуют, они показывают плохие результаты в спорте.
Дигиталу нужно все подробно логически осмыслить. Для этого он использует цифры и знаки. Такие люди любят четкие формулировки, аккуратную документацию. Дигитал выбирает смысл и функциональность, а не эмоции.
Такие подростки обычно зажаты, прямые, скупы на жесты и похвалы, всегда контролируют то, что говорят. Для них сказанное слово – не пустой звук. Данный тип близок к кинестетикам, но прежде, чем что-то делать, он сначала решит, как это лучше воплотить в жизнь.
Это дети-исследователи, которые с радостью разберут пульт от телевизора, распотрошат подушку, попытаются вскрыть лягушку. И не из-за жестокости, а из-за любознательности.
Таких детей очень мало, не более 1-2%. Это люди, воспринимающие только логику. От детей-дигиталов нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно. Пока такой ребенок не поймет тему, он не отстанет от вас с вопросами и будет приставать: “А как это устроено? А почему это работает?” Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть ее устройство. Из детей с дигитальным каналом восприятия вырастают талантливые шахматисты, программисты, ученые и исследователи.
Как работать с дигиталами?
В объяснении для дигитала важна логичность, доходчивость, доступность. Новую информацию они лучше воспринимают через графики, схемы. Педагогам, работающим с подростками-дигиталами, неплохо бы взять на вооружение инфографику – успех будет обеспечен.
Правила обучения и воспитания детей-дигиталов:
В общении с подростком-дигиталом руководствуйтесь логикой. Объясняйте всё доходчиво и доступно.
Новый материал лучше воспринимается через схемы, чертежи, инфографику, интеллект-карты, сжатые планы, собственноручно составленные тезаурусы.
Рекомендации от Коуча Юлика
Не отмахивайтесь от ребенка, если он постоянно задает вопросы. Если не знаете ответ на вопрос, не бойтесь в этом признаться и предложите поискать вместе в GOOGLE.
Хотите, чтобы ребенок запомнил и смог пересказать книгу, которую прочитал – научите его рисовать инфографику и схемы.
Хотите помочь подростку-дискрету выучить иностранный язык, предложите ему разработать собственный алгоритм – как ему удобно будет учить язык, а главное, объясните, зачем ему это необходимо, логику этого занятия.
КАК РАСПОЗНАТЬ ПСИХОТИП СВОЕГО ПОДРОСТКА?
Предложите подростку представить, что он оказался один в лесу. Потом попросите объяснить вам то, что он(а) чувствовал(а), что делал(а), что важного хотел(а) бы рассказать:
Аудитал станет рассказывать о том, как шумит листва, щебечут птички и журчит ручей.
Визуал возьмется за карандаши: нарисует лесной пейзаж, возможно, добавит и животных.
Кинестетик расскажет о вкусе лесных ягод, мягком на ощупь мхе и свежем воздухе, наполненном ароматами леса.
С дигиталом разговор будет коротким: он будет искать возможность выбраться из леса, причем с использованием современного технологического оборудования.
И конечно же, наблюдение – наше все. Наблюдайте за свои подростком, просите понаблюдать за ним педагога, сконцентрировав его и себя на определенных вещах.
Словарь общения психотипов от коуча Юлика
Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите , я не видел, я увидел, я заметил, мне кажется, это было красочно и великолепно, это выглядит, фокус сосредоточен, контраст, перспектива, видите ли).
Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный,не могу понять, что говоришь; не услышала; мне послышалось; я недавно услышал; рада тебя слышать; мне послышалось; идея звучит заманчиво).
Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх, не выношу этого; это противно; это так приятно; мурашки по коже; такое приятно тепло; это было сильнейшее переживание.) Их язык – невербальный. Часто их невербальные знаки очень показательны, мимика и жесты говорящие, отражают состояние и эмоции человека, даже если самих невербальных знаков не много.
Дигиталы (дискреты) обращают внимание на логику и связи. Какой-то конкретный набор слов для них не характерен: могут появляться фразы аудиального и кинестетического типа. Часто дигиталы спрашивают: какой же в этом смысл; не пойму, как это связано; хотелось бы привести все в систему; надо это как-то упорядочить, как это устроено? логично, знаю, понимаю, функциональность. Однако подобные выражения характерны для большинства типов с хорошим чувством организованности. Поэтому определение дигитала по речи должно происходить с тщательной осторожностью.
У визуалов при общении взгляд направлен, в основном, вверх, у аудиалов – по средней линии, у кинестетиков – вниз, дигитал будет смотреть прямо в глаза.
Особенности внимания.
Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает, дигитал должен уединиться, составить свои логические связи.
Особенности запоминания.
Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами.
Аудиал – то, что обсуждал; запоминает слушая.
Кинестетик помнит общее. Запоминает двигаясь.
Дискрет – запоминает, исключительно составляя свои схемы, алгоритмы, находя логику в данной информации для себя.
Схема от коуча Юлика.
А сколько возможностей у родителей понаблюдать за детьми в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.
Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.
Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
Дигитал : подойдет к учителю, чтобы задать еще 100 и 1 вопрос, чтобы уточнить правильно ли он понял тему
Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене.
Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное – возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
Дигитал будет готовится к следующему уроку, аккуратно раскладывая тетради и книги или обедать, будет выполнять ровно те действия, которые он запланировал
О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.
Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в обучении:
– от визуала можно требовать быстрого решения задач;
– от аудиала – немедленного повторения услышанного им материала;
– от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого – он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и родителей!
– от дискрета – логически объяснять, зачем ему все это. Необходимо разрешать составлять алгоритмы и схемы.
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
– визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать;
– аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами – так ему легче справиться с заданием;
– кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома – сходить в другую комнату, выпить воды, съесть яблоко, сделать зарядку, потанцевать под любимую песню т. д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
– дигиталу дать возможность сосредоточиться и все логично продумать.
Если кратко, то визуалы – это люди, которые воспринимают информацию с помощью зрения, аудиалы – через слуховой канал, кинестетики – используют другие чувства, например, обоняние и осязание, при этом могут постоянно двигаться, дискреты – через логическое мышление и структурирование информации.
Разумеется, важно общаться с ребенком на “его языке”.
Общение с визуалом:
Используйте слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия;
В общении они могут спокойно и долго смотреть в глаза. Визуальный контакт, обращенность позы в общении, открытые позы необычайно важны именно для визуала. При этом они не любят быть близко к собеседнику, держатся на расстоянии. Главное – это хорошо видеть. Подростки этого типа восприятия быстро на интуитивном уровне считывают сигналы языка жестов и мимики, часто этого не замечая. Иногда им кажется, что по одному только взгляду они знают мысли другого человека.
В случае, если вам нужно произвести впечатление на визуала, старайтесь наибольшее внимание уделить внешней красоте. Обстановка, ваша одежда, походка, мимика, жесты должны быть максимально располагающими. В доказательство своих слов приведите наглядные примеры, графики, рисунки, обязательно демонстрируйте на образцах и опытах свои аргументы. Вместо чисел покажите рисунок: визуалы плохо поймут разницу между 1 000 и 10 000, но наглядный пример разницы убедит их в большинстве случаев.
Общение с аудиалом:
Используйте разные варианты речи (меняйте громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
Разговор с аудиалом бывает часто очень приятен. Аудиалы сами требовательны к своей речи, говорят размеренно, с грамотными изменением интонации. Их приятно слушать, приятно разговаривать с аудиалом. Но и сами аудиалы весьма требовательны к речи своих собеседников, не выносят ошибок в речи, непонятной и исковерканной речи. На аудиалов совершенно нельзя кричать или повышать голос, это приведет к отчуждению подростка. Аудиала всегда приятно слушать, это прекрасные рассказчики и не менее прекрасные собеседники, которые по интонации и манере речи могут понять с полуслова. Если, конечно, вы относитесь к тинейджеру как к личности, а не как к части себя.
Общение с кинестетиком:
Используйте жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помните: кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволяйте им проигрывать в ролях части вашей информации.
Подростки-кинестеты чувствительны к пространственной обстановке и дистанциям между собеседниками. Близких людей допускают в личную зону, а людей малознакомых держат на расстоянии. Для кинестета вторжение в их личную зону является оскорбительным, они начинают испытывать сильные отрицательные эмоции. Лучше всего завоевать внимание и доверие кинестета действиями, совместными делами, общей деятельностью.
Если приходится что-то запоминать, то лучше это написать или нарисовать самому собственными руками. Разговоры и словесные доказательства произведут наименьшее впечатление на подростка этого типа восприятия. А к близким людям кинестетик всегда стремится прикоснуться, погладить. Ему важно телесное соприкосновение.
Общение с дигиталом:
Они малочувствительны в общении, редко проявляют эмоции на людях. Особенно сильно обращают внимание на смысловую, содержательную часть разговора. Красивая, но пустая речь им неприятна. С подростком-дигиталом лучше всего в разговоре переходить к сути дела, доказывая логичности и верность своих слов числами и фактами.
Рекомендации Коуча Юлика
Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано “на его языке”:
визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
аудиалу – сказать шепотом “ш-ш-ш”;
кинестетику – положить руку на плечо, похлопать по нему.
Хочу рассказать вам пример из своей личной жизни. Моя дочь Юлия, как и любой подросток, не любит убирать в комнате. Я всегда ей говорила: “Юля, убери вещи – это так некрасиво выглядит!” И что происходило – ничего. Потом мы все-таки ругались, Юлия убиралась. Вы уловили мой канал восприятия информации? Да, я – визуал. А моя дочь – она кинестетик. И что для нее мои слова – некрасиво? А вот фраза, которую я стала говорить на ее языке: ”Юлия, убери вещи в комнате – они валяются как хлебные крошки в кровати!” Я прямо чувствую, как у кинестетиков полезли мурашки по коже!! Увидев, как это работает, всегда тщательно подбираю слова при общении со своими тинейджерами.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и подросток в том числе, использует разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее обучение.
Развитие подростка зависит от обучаемости, а обучаемость – от способа восприятия и скорости усвоения информации. Для того, чтобы выбрать наиболее подходящий метод обучения, лучше сразу определить, к какой из четырех категорий людей относится ваш ребенок, но, если он сейчас уже в 7 или 8 классе, это не значит, что уже поздно определять, к какому типу относится ваш тинейджер: к визуалам, аудиалам, кинестетикам или дигиталам (дискретам).
Помним, что доминирующий канал восприятия информации = пусковой канал.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПСИХОТИП ПОДРОСТКА?
Существует немало тестов, которые могут помочь определить тип восприятия информации у подростка. Например, диагностика доминирующей модальности С. Ефремцева. Его можно найти в интернете, но, на мой взгляд, он устаревший, т.к. там не выделяются дигиталы.
Рекомендации Коуча Юлика
Самый простой способ
Чтобы определить, к какому психотипу относится ваш подросток, предложите ему сыграть в игру: пусть представит себя в лесу и опишет свои ощущения.
Аудиал будет говорить о звуках: пение птиц, шелест листвы, шум дождя.
Визуал «увидит» пейзаж: деревья, тропинки, небо.
Кинестетик почувствует свежий воздух, мягкие листья под ногами.
Дигитал будет думать о том, где раздобыть компас и карту, как выбраться из леса.
Однако не следует думать, что доминирование одного канала означает слабость другого. Просто одна из систем чаще всего является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других психических процессов: памяти, внимания, воображения. Ответьте на вопросы и узнаете, какой канал восприятия является основным у вашего ребенка, а также какие методы лучше использовать в общении с ним.
Итак, предлагаю тест, составленный и протестированный мной на многих подростках:
ТЕСТ
В тесте 25 вопросов, надо ответить на все. Помните, что в тесте нет правильных и неправильных ответов, отвечайте быстро. Ответ, который пришел в голову первым, является истинным.
1. Лучше всего ты запоминаешь:
А. Мелодии и звуки
В. Лица, цвета и картины
Д. Логические построения, данные
К. Ароматы, вкус, фактуру на ощупь
2. Как ты относишся к танцам?
А. Люблю танцевать под хорошую музыку, иногда ритм так меня захватывает, что я забываю обо всем
В. Я, конечно, танцую, но больше люблю смотреть как танцуют другие
Д. Не люблю танцевать и никогда не любил
К. Люблю потанцевать в компании, особенно медленные танцы
3. Вспомните день рождение в кафе с друзьями. Что тебе вспоминается в первую очередь?
А. Крутая музыка, разговоры с моими друзьями, песни, которые мы пели вместе
В. Красивая обстановка, стильное оформление, яркие цвета, шарики
Д. Сколько было блюд, количество подарков, количество друзей и окружающих, чем закончился день рождения
К. Вкусная «кухня», танцы до упаду, комфортная обстановка
4. Я считаю для человека естественным, простым и понятным для меня, когда он:
А. Находит вдохновение в себе самом
В. Выбирает более простой и легкий путь для себя
Д. Организует и планирует все свои дела
К. Умеет применять все новое
5. Когда мне надо принять решение, я всегда полагаюсь:
А. На том, что красивее и лучше выглядит
В. На том, что лучше звучит
Д. На изучении всей информации и различных путей развития событий
К. На интуиции и чувствах
6. Тебе нужно принять важное решение. Что для тебя важно в таком случае?
А. Мнение других людей, буду произносить решение вслух и слушать, как оно звучит
В. Мой взгляд на все плюсы и минусы, точка зрения окружающих
Д. Тщательно проанализирую факты, ситуацию, аргументы и прочитаю все заключения экспертов об этом
К. Что я чувствую, когда думаю об этом
7. Когда мне объясняют материал по предмету, мне важно:
А. Услышать главное
В. Увидеть главное
Д. Все систематизировать и сделать вывод
К. Уловить суть
8. У тебя есть старая, но любимая вещь. Ты хочешь ее надеть, но выглядит она уже совсем плохо:
А. Хочется, конечно, надеть, но все будут смеяться, даже если все думают, что я не слышу – а я слышу. Выберу что-то другое
В. Это какая-то чушь, у меня нет старых вещей, которые плохо выглядят
Д. Не то, чтобы меня совсем плевать на мнение окружающих, но я надену то, что мне больше всего нравится
К. Надену, ведь она так хорошо сидит и ткань мягкая и приятная для кожи
9. Что важно для тебя важно, когда ты разговариваешь с другими людьми?
А. Чтобы меня слышали и слушали
В. Мой внешний вид – как я выгляжу
Д. Возможность делиться своим опытом
К. Ощущение, что меня правильно понимают
10. Как, по твоему мнению, лучше всего общаться с друзьями?
А. Люблю по телефону, могу разговаривать часами
В. Встречаться, когда мы видим друг друга
Д. Через интернет, это быстро, просто
К. Конечно, лично: обнимашки – то, без чего не могу представить встречу с друзьями
11. Вспомните свой «последний звонок», когда ты окончил очередной класс. Что тебе вспоминается в первую очередь?
А. Торжественная музыка, голоса учителей, звон колокольчика
В. Красиво украшенная школа, яркие и разноцветные цветы, красиво одетые мальчики и девочки
Д. Табель, это закончился этап, сейчас небольшой отдых и начнется следующий этап, сценарий был нормальный
К. Букеты в руках, обнимашки с друзьями и учителями, запах цветов
12. Когда ты конфликтуешь с другим человеком, что больше всего тебя заставляет переживать?
А. Интонация и тон его голоса
В. Могу или нет я ясно видеть точку зрения этого человека
Д. Его аргументы
К. Делится ли он своими переживаниями, понимает ли мои чувства
13. Ты отдыхал когда-нибудь летом на море? Вспомни свои впечатления. Что тебе вспоминается в первую очередь?
А. Крики чаек, шум волн, звуки музыки, веселые крики детей
В. Синие море, отблески зайчиков, яркое солнце, белые корабли
Д. Количество экскурсий, прогулок, цены на блюда в ресторанах
К. Жара, соленая вода, горячий песок, прохладная или теплая вода
14. Что лучше всего запоминается у тебя в голове?
А. Звуки и мелодии
В. Картины, цвета, лица
Д. Логические связи и алгоритмы
К. Вкусы и ароматы
15. Покупая новый мобильный телефон, на что ты больше всего обращаешь внимание?
А. Чтобы был хороший динамик и хороший звук. Удобные программы для прослушивания музыки
В. С хорошей камерой, чтобы получались качественные фото. И конечно, с большим экраном
Д. Количество памяти, какие есть уже установленные программы, как легко устанавливать новые
К. Чтобы удобно было держать его в руке, приятная форма
16. Когда мне что-то объясняют или описывают, чтобы понять и запомнить, я:
А. Внимательно послушаю, задам уточняющие вопросы, правильно ли я услышал
В. Хочу на это посмотреть
Д. Составлю схему и таким образом систематизирую информацию
К. Запишу
17. Мне нравится общаться с людьми, если они:
А. Внимательно слушают то, что я говорю
В. Видят мою точку зрения
Д. Понимают тот смысл, который я хочу донести
К. Понимают мои чувства
18. Что ты считаешь для себя наилучшим подарком на день рождения?
А. Стереосистему с колонками, музыкальный инструмент, BTL колонка
В. Модная одежда, картины, коллекция фильмов
Д. Книга, часы, ежедневник
К. Большие плюшевые игрушки, мягкие вязаные вещи, огромный торт
19. Вспомни свои впечатления, когда ты гулял по осеннему лесу. Что тебе вспоминается в первую очередь?
А. Шорох листвы под ногами, звуки ветра, леса, тишина
В. Желтые листья, голубое небо или пасмурное небо, коричневая трава
Д. Маршрут прогулки, подготовка леса к зиме, количество гуляющих по лесу
К. Запах листвы, влаги, свежий ветер, пружинистый мох
20. Я считаю себя:
А. Настроенным на звучание окружающего мира
В. Творческим человеком, способным усваивать большие объемы информации
Д. Легко схватывающим новую информацию
К. Человеком, который хорошо чувствует эмоции других людей
21. Мечтал ли ты участвовать в создании или съемке фильмов? Чем бы ты хотел заниматься?
А. Быть автором музыки, композитором
В. Быть художником по спецэффектам, гримером, костюмером
Д. Быть в съемочной команде: режиссером, оператором, сценаристом
К. Быть актером, каскадером
22. При подготовке к вечеринке, легче и проще всего для тебя:
А. Составить плейлист для вечеринки, подобрать идеальное звучание
В. Подобрать украшения и украсить помещение к вечеринке
Д. Написать сценарий для вечеринки, составить список участников, количество блюд
К. Выбрать самую удобную одежду для участников вечеринки
23. Когда мне задают важный, но трудный вопрос:
А. Внимательно слушаю вопрос, задаю дополнительные вопросы, чтобы понять, правильно ли я услышал
В. Я быстро отвечаю, не задумываясь, наполняю ответ красочным описанием
Д. Мне нужно определенное время, чтобы все обдумать и правильно построить свой ответ, с аргументами
К. Беру паузу, и тогда через определенное время у меня в голове появляется ответ
24. Как ты относишься к тому, во что одет?
А. Все равно, какая одежда. Бывает, не надеваешь вещь, о которой кто-то отозвался плохо
В. Тщательно подбирают гардероб. Люблю выглядеть стильно
Д. Люблю, чтобы все было собрано заранее и соответствовало тому, что я буду делать
К. Мне нравятся теплые, комнатные вещи. Отдаю предпочтение привычной и удобной одежде, не стесняющей движений
25. Чем ты любишь заниматься?
А. Послушать музыку, поговорить с друзьями или родителями
В. Люблю наблюдать за другими. Мне нравится смотреть видео, разглядывать фото в социальных сетях
Д. Люблю квесты, игры настольные или стратегические компьютерные
К. Люблю спорт. Долго не могу заниматься одним и тем же в течении одного время