Книга Best Manager – Лучший руководитель отдела продаж - читать онлайн бесплатно, автор Ахат Наилевич Хусаинов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Best Manager – Лучший руководитель отдела продаж
Best Manager – Лучший руководитель отдела продаж
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Best Manager – Лучший руководитель отдела продаж

Ахат Хусаинов

Best Manager – Лучший руководитель отдела продаж

Глава 1. Мой путь к руководителю

Свою карьеру продавца я начал в 2002 году. Я тогда забросил университет, твердо поняв, что математика в том виде, в котором ей занимаются на мехмате, – это не мое. Хотя надо признать, что в школе я очень любил этот предмет и с удовольствием занимался. Даже сейчас эта любовь не угасла, и я люблю математические задачи, просто как способ развлечения. Первой моей работой, а не приработком, стала продажа дисков. В то время вся музыка и фильмы распространялись уже не на кассетах, но и Интернет не был так доступен, как сейчас. Работа была непыльная и интересная. Я целый день слушал любимые группы и мог брать диски домой, чтобы посмотреть какое-то кино. Эта работа приносила мне небольшой доход и давала возможность пить пиво с друзьями и более-менее себя содержать. Когда место перестало приносить адекватную прибыль, а это случилось очень быстро, в первую очередь из-за стремительного развития Интернета, то мой руководитель пригласил меня на другую работу.

Надо сказать, что времена тогда были тяжелые, но интересные. Моя работа заключалась в копировании документов и наборе текста. А в то время компьютер дома был в лучшем случае у каждого десятого, а не как сейчас – у каждого первого. Работа была не только легкой, но и прибыльной. Я как раз устроился весной, перед тем как многим студентам нужно было сдавать сессию. А наш копицентр находился недалеко от университета. Народ валил как из рога изобилия. Ежедневно к нам приходили десятки, если не сотни человек, которым нужно было что-то распечатать, что-то копировать или что-то набрать. В это время я в первый раз почувствовал себя не только способным зарабатывать приличные деньги, но и очень нужным человеком. Отцы девушек, для которых я набирал дипломные или курсовые работы, приходили и благодарили. То принесут коньяк, то конфеты, то просто дополнительно накинут к стоимости заказа. Я был настолько занят, что часть работы забирал домой (благо компьютер у меня уже был). А когда я спал, то подрабатывала моя сестренка. Но, как и всегда, всему хорошему рано или поздно приходит конец. Сессия закончилась, и поток иссяк. Настало лето – самый сложный период для любого копицентра. Несколько недель я продолжал ходить на работу, хотя в этом не было никакой надобности – я просто был не нужен. Оклада у меня не было, точнее, он был крайне смешной, а зарабатывать премию я не мог. Пришлось увольняться и продолжить свою карьеру в другом месте.

«Дом Обоев» – как много в моем сердце откликается на эти два простых слова. Я пришел в эту компанию на позицию стажера в отдел лакокрасочных изделий. Через некоторое время я стал сначала продавцом, а потом и руководителем этого отдела. Это был мой первый опыт, когда я мог относительно самостоятельно принимать решения и делать то, что считаю нужным. Именно работая в этой компании, я понял, что такое продажи и как важен коллектив. В то время еще не было тренингов о том, как продавать, а о разных методиках никто не слышал, по крайней мере среди моего окружения. Мы действовали скорее по наитию, чем действительно осознавая, что делаем, но у нас получалось, и достаточно хорошо. Мы стабильно приносили прибыль и сами зарабатывали неплохие деньги по тем временам.

Отдельно хочу сказать про коллектив. Всем магазином руководила главный менеджер Мария. Именно она создала такой коллектив, в котором не просто приятно работать, а ты приходишь туда как к себе домой. Тебе там всегда рады и всегда встречают как дорогого гостя. Каждый помогает каждому вне зависимости от обязанностей и должностных инструкций. Это была настоящая команда, которая могла сворачивать горы. У нас не задерживались лентяи или склочные люди. Мария грамотно за этим следила и всегда сама первая бралась за работу. Она стала для меня примером первого руководителя, на которого я сам бы хотел быть похож.

Через два года работы я стал торговым представителем. Один лакокрасочный концерн предложил мне эту должность, и я с удовольствием согласился. К моему глубокому сожалению, я был еще не готов к этой должности и к этой работе. Главным моим минусом было то, что я не умел работать самостоятельно и в отрыве от коллектива, а в моем регионе я был один. Все мое руководство находилось в Москве, а я был предоставлен самому себе. Но я был к этому не готов и в итоге потерял эту работу. Но ошибки не страшны, если мы умеем из них извлекать опыт и не допускать их в будущем. Я свой урок извлек, и в будущем мне это помогло.

Следующей работой стала обычная временная подработка. На мой взгляд, любому человеку будет полезно откатиться назад. Когда ты начинаешь все заново, начинаешь как бы с чистого листа. Я устроился простым продавцом в строительный магазин, просто в первое же место, в которое меня пригласили. Но именно это дало мне понимание, что меня не устраивает такая позиция и не устраивает то, как я сам живу. А значит, нужно было что-то делать и менять. Изменения не заставили себя долго ждать, достаточно быстро я устроился на совсем другую работу.

Произошло это следующим образом. Я увидел объявление в газете, что требуется представитель поставщика по строительным материалам. Тогда если и существовал сайт HH.RU, то о нем никто толком не знал. Я позвонил по указанному телефону, и меня пригласили на собеседование. Каково же было мое удивление и удивление директора, когда мы узнали друг друга. Его звали и зовут Ильдар. В какой-то мере он стал моим наставником, давшим мне новый толчок, а впоследствии и другом. Меня приняли на работу и быстро отправили в один из гипермаркетов на работу. Суть заключалась в том, что на территории чужого магазина я должен был продавать продукцию только своей компании. У меня хорошо получалось делать мою работу, за что мне стали выписывать дополнительные премии. А через некоторое время, когда мой начальник был уволен, мне предложили его место.

В это время Ильдар и стал тем наставником, который передавал мне свой опыт. Он делал это очень грамотно, позволяя мне совершать ошибки и учиться на них. За это ему огромное спасибо и низкий поклон. Он стал для меня еще одним ориентиром в том, на кого я бы хотел быть похожим, когда сам стану руководителем. Подробнее я расскажу ниже, когда буду разбирать, как, по-моему, должен вести себя хороший начальник.

Но все рано или поздно приходит к своему логическому завершению. Мне захотелось побыть по другую сторону баррикад и хотя бы заглянуть за этот занавес. Чтобы было понятнее, я устроился в строительную компанию и стал заниматься не продажами, а закупками. Это очень интересный опыт, который дал мне намного большее понимание того, как именно действуют те, кто принимает решение о покупке. Это дало мне дальнейший толчок к развитию. Однако работа мне не понравилась, на ней мне не хватало грамотных руководителей, у которых я мог бы чему-то научиться, и сплоченного коллектива. Мы действовали сами по себе, почти никогда не помогая друг другу. И именно тогда я осознал, от кого зависит настроение в коллективе и то, насколько он сплочен. В первую очередь это цель и ответственность руководителя. Он и только он формирует настроение, нанимает и увольняет людей. И именно он имеет самое большое влияние на коллектив и на настроения в нем.

В закупках я проработал совсем недолго и все, что мне было нужно, узнал. После этого я устроился работать в компанию, занимающуюся продажей кирпича и других строительных материалов. Здесь уместна шутка «обезьянка Чичичи продавала кирпичи». На тот момент мы были лучшими дилерами многих заводов и достаточно сильно укрепили свои позиции. Даже после увольнения в течение еще нескольких лет мне звонили клиенты с просьбой достать кирпич, хотя я уже им не занимался. В этой компании были не очень сильные руководители, но очень душевные. Команда относилась друг к другу как друзья, и даже проблемы решались сообща и слаженно. А это, я вам скажу, стоит очень дорого. Такой коллектив может справиться с любыми проблемами и с любыми планами. Но мне нужно было двигаться дальше, я хотел большего.

Следующей остановкой на моем пути стала компания «Гуд Вуд». Один из ее основателей, известный в строительных кругах Александр Дубовенко, построил то, что удается совсем немногим. Он построил компанию, ориентирующуюся на качество, а не на цену своих услуг. Мы занимались строительством домов из клееного бруса и делали это очень хорошо. В отличие от большинства конкурентов, только заявляющих, что они умеют строить, но на деле это не совсем так, «Гуд Вуд» действительно работал так, как многие могут только мечтать. У моего клиента сносили фундамент, когда поставили некачественный бетон и он не набрал заявленную прочность. В других компаниях такого не происходит. «Гуд Вуд» дал мне новый толчок к развитию, у нас был свой собственный тренер по продажам – Максим, и он действительно вкладывал в нас знания и навыки. Пожалуй, это был единственный раз, когда такой функционал был вынесен в отдельную должность, а не был одной из функций руководителя или директора по продажам.

После этого я решил сменить сферу своей деятельности. Я много лет посвятил себя строительным материалам и многое узнал об этом рынке. Но Интернет, который стал развиваться очень стремительно, дал новые возможности и открыл новые перспективы для маркетинга и для продаж. Я очень хотел развиваться именно в этом направлении. Помотавшись по нескольким компаниям на разных должностях, я нашел то, что искал, – «Артклен».

Компания была основана программистом и коммерсантом. У обоих были сильные стороны, которые они смогли объединить и тем самым усилили друг друга. Вдумчивый, пытливый, дотошный ум программиста получил энергичность, коммерческую жилку и ум предпринимателя. Так появилась компания «Артклен». С самого начала она занималась сайтостроением и продвижением в поисковых системах (то, что сейчас называется СЕО – продвижение). Я пришел на роль руководителя отдела продаж и проработал в ней 5 лет. За это время нам многое удалось сделать. Мы совершали ошибки и исправляли их. Добивались успеха и радовались ему. В компании работали настоящие профессионалы своего дела, которые прекрасно разбирались в сайтостроении. Мы делали очень сложные проекты, и я многое узнал о том, как работает Интернет.

И в «Артклене» я нашел еще один коллектив, в котором находиться очень приятно и хорошо. Это, конечно, заслуга руководителя, который хорошо понимал, кого на работу брать и как нас сплотить. Наши корпоративы были самыми веселыми на моей памяти. Однако они не были слишком частыми, но при этом и не были редки. Все было в меру. Иногда случалось так, что в один из дней кто-то просто говорил: «Что-то давно не было корпоратива», и уже в конце недели мы собирались и выбирались куда-то.

На данный момент я работаю уже на должности руководителя филиала в «Школе вокала № 1» и теперь сам полностью создаю коллектив. Эта работа совмещает в себе многое, что я узнал раньше, но и дает еще больше возможностей для проявления своих способностей и опыта. Я не знаю, сколько я буду работать, и не знаю, чем все закончится, но уверен, что все будет не просто хорошо, а великолепно. Ведь у меня были отличные учителя и наставники.

Выводы из моего личного опыта

Если проанализировать мой опыт, то можно выделить несколько факторов, которые на меня повлияли. Конечно же, это субъективные факторы, но я уверен, что они помогут каждому, кто будет заниматься продажами и захочет вырасти в руководителя отдела продаж. Разберем их по порядку.

Первый из важнейших факторов – наставник. Это те люди, которые не просто выполняют функцию руководителя, но и еще заботятся о своих менеджерах. Их не так много, как может показаться на первый взгляд. Но их всегда можно найти. Эти люди занимаются непосредственно развитием своих подчиненных – не только как профессионалов, но и как людей, как личностей. Если вам на пути встретился такой человек, то держитесь его. Попросите уделить вам побольше времени, что-то объяснить, что-то рассказать. Наставники этому будут только рады, ведь дух наставничества в них требует выхода и воплощения в жизнь. Они и сами не могут без этого, так что вы и им окажете услугу, впитывая знания и применяя их на практике. А уж как им будет приятно наблюдать ваш рост и результаты их труда, вы себе даже не сможете представить, пока сами не станете такими же. Наставник даст вам больше, чем любая книга, больше, чем любой тренер. Главное, чтобы вы слушали его и действовали соответственно.

Второй фактор – коллектив. Никому из нас не хочется работать с неприятными людьми. Тем более участвовать в склоках, интригах и расследованиях. Если вы пришли в компанию, и вместо того, чтобы вас встретить, обучить, напоить чаем, помочь вам освоиться, вас сразу же ставят в жесткие рамки и изначально начинают на вас давить, если в коллективе вы видите напряжение, то сразу бегите оттуда. Распознать это очень просто: посмотрите, общаются ли между собой люди на отвлеченные темы. Вовремя обеда, на перекуре, как пришли на работу, перед тем как уйти. Рассказывает ли кто-то, какое кино посмотрел, какую книжку прочитал, чем занимался на выходных. Если да – то это хороший признак здорового коллектива. В противном случае лучше уйти оттуда как можно скорее. Хороший, дружный, веселый и целеустремленный коллектив – это то, ради чего вы будете идти на работу с удовольствием.

Третий фактор – собственное образование. Никогда не останавливайтесь на этом пути. Как бы вам ни казалось, что вы достигли вершин, вам всегда есть чему научиться. Изучайте все, что касается вашей области. Хорошо владеете навыками продаж – изучайте психологию, ораторское мастерство, юридическую сторону вопроса и, конечно же, сам продукт, который продаете. Залезайте в такие дебри, которые на первый взгляд вам могут показаться необязательными или ненужными. Знания всегда можно применить. Становитесь в продукте вашей компании настоящим экспертом, таким, чтобы даже технологам на заводе было с вами интересно общаться. Будьте максимально голодными до знаний. Читайте, изучайте информацию в Интернете, общайтесь с экспертами в области. Я сам, например, узнал очень много о строительстве и о сайтостроении, хотя у меня нет профильного образования. Однако эти знания не раз выручали меня в трудных ситуациях и при общении с представителями клиента, особенно с теми, кто владеет материалом на техническом уровне.

Четвертый фактор – поиск. Это вообще отдельная тема и отдельная история, но приведу ее здесь вкратце. Искать нужно все. Наставника, коллектив, зарплату, удобное место работы, информацию, новые знания, вообще все. Этот поиск скорее всего продлится всю вашу жизнь, так как совершенству нет предела. Но, кто ищет, тот всегда найдет. Поэтому не сдавайтесь на этом пути и всегда продолжайте искать. Я видел много менеджеров, которые остановились на пути своего развития, и они до сих пор там же, где и были. Но даже если вы решите остановиться, пусть это будет ваш осознанный выбор. Я же призываю вас развиваться. Чем больше будет в обществе специалистов своего дела, тем лучше всем будет жить, и вам в том числе. Согласитесь, что всегда приятно общаться с дружелюбными и умными людьми, но если они еще и специалисты в своей области, а вам что-то от них нужно, то это просто сказка.

Глава 2. Как строить свою карьеру от менеджера к руководителю

На самом деле построить такую карьеру достаточно просто. Нужно всего лишь уделить этому время и приложить усилия. Каждый из нас ходит на работу не только за деньгами, но и для того, чтобы реализоваться как личность, как профессионал своего дела. Этим я и предлагаю вам заняться. И начнем мы с поиска работы.

Первое место для реализации своих талантов и возможностей я предлагаю выбирать следующим образом. Так как это первое место, а значит, у нас нет предыдущего опыта, то мы не можем рассчитывать на большую зарплату. Но выбрать другие параметры нам вполне по силам. Сосредоточиться я предлагаю на следующих.

Первое – система обучения в компании. Спросите прямо на собеседовании, как проходит обучение, есть ли система оценки сотрудника, кто обучает (лучше всего, если руководитель отдела). На начальном этапе это очень важно! Основы, которые вы получите с самого начала, могут повлиять на ваше будущее. Лучше всего выбирать небольшие, но экспертные компании. В крупных к новичкам, как правило, относятся как к мясу, а вам это не нужно. В идеале найти компанию, которая смогла завоевать лидирующие позиции на рынке, пусть даже и на региональном. Очень часто в таких фирмах работают люди, прошедшие через многое и способные уберечь вас от многих ошибок. Не пренебрегайте этим параметром.

Второе – обращаем внимание на сам офис и коллектив. Самый простой способ узнать, какой офис, – это попроситься в туалет. Не обращайте внимания на ремонт, он в этом случае не важен. Лучше посмотрите на чистоту. Если в туалете грязно, то там работают и такие же люди, если чисто – то соответственно. И это почти невозможно скрыть. Еще обратите внимание на другие моменты. На столы сотрудников, на наличие цветов в офисе, на ресепшен, если он есть, на полы и все остальное. Единственное, что вам надо найти, – это признаки того, что здесь живут люди. Если сотрудники приходят на работу только за деньгами, то это большая беда. Но если они на работе себя реализуют или «живут» (я взял это слово в кавычки, ведь на работе мы проводим очень много времени), то они обязательно будут окружать себя приятными вещами и стараться улучшить свое пребывание на работе. Такие мелочи делают жизнь лучше, комфортнее, приятнее.

Третье – интересная сфера. Очень важный параметр, которым многие пренебрегают. В зависимости от того, насколько вам интересна сама сфера, настолько вы и будете вкладываться в работу. Выбирайте по душе и сердцем. Если вам интересен дизайн, то идите в дизайн-студию, интересно строительство – идите в строительную компанию. Люди, занимающиеся продажами, нужны везде, абсолютно в любой сфере, исключения составляют специфические виды бизнеса. Главное, чтобы вам было интересно. Это даст вам огромное преимущество перед теми, кому не нравится то, чем они занимаются. Забудьте о том, какое у вас образование, куда вам говорят идти родители или знакомые. Только вы можете сказать, где вам будет интересно, а где нет. Если вам сложно определиться, то просто остановитесь. Сядьте и подумайте. Если бы у вас был решен вопрос с деньгами, то чем бы вы занимались? Ни один человек не может ничего не делать. Если не верите, то вот вам упражнение. Сядьте на диван или в любимое кресло, главное, чтобы вам было комфортно. И попробуйте ничего не делать хотя бы пять минут. Не думать, не спать, не шевелиться, не смотреть вокруг. Просто ничего не делать. Вы с удивлением обнаружите, что это почти невозможно, так мы устроены. А раз это так, то найдите сферу себе по душе. Не обязательно на всю оставшуюся жизнь, но ту, к которой вы, пусть и временно, будете испытывать настоящий, неподдельный интерес.

Четвертое – карьерный рост. Пожалуй, последний из важных параметров. Он совсем не обязателен, и если предыдущие три вас полностью устраивают, то его можно пропустить. Если же в каком-то из параметров пробел, то обращайте внимание на возможность карьерного роста. Это может компенсировать недостаток в другом. Но надо определиться, какой рост нам нужен. Первый и самый простой рост – это от стажера до менеджера. Второй момент, который может нас интересовать, – это ведущий менеджер. И третий – это старший менеджер. Разница между последними двумя позициями заключается в том, что ведущий менеджер ведет более важных клиентов, имеет больший оборот по продажам и ему поручают самые ответственные проекты. Старший менеджер, помимо этого, еще и обучает стажеров. Обычно не более двоих за раз. То есть старший менеджер – это руководитель и наставник для небольшой группы. Можно представить, что такие менеджеры – правые руки руководителя отдела продаж. Они частично выполняют его функции и помогают в меру своих возможностей. При этом на них может быть и ответственность за результат стажеров. И важно, чтобы вам могли озвучить четкие и ясные требования для роста. Не размытое – по результату, а конкретные цифры и требования. Но помните, что для начала нам это не так важно, гораздо важнее первые три параметра.

Все остальные параметры, такие как зарплата, расположение офиса, дополнительные плюшки, пока не важны. На старте нам нужно совсем другое. Конечно, не стоит от них отказываться, если их вам предлагают. Хорошая заработная плата, удобное месторасположение офиса, классный ремонт, известность фирмы и любой другой положительный параметр всегда будет плюсом. Но на начальном этапе мы не выдвигаем таких требований.

Цели нашей работы на первом месте. Самая главная – набраться опыта и научиться продавать. Здесь все индивидуально, кто-то обучится быстрее, а у кого-то это займет намного больше времени. Но вы обращайте внимание только на себя, сконцентрируйтесь на этом. Ваша задача – получить результат и пройти стажировку. После этого стремитесь из месяца в месяц увеличивать свои показатели и стабильно держать планку. Если в короткий срок вам удастся стать одним из лучших в своем коллективе, то это можно будет считать отличным стартом.

Есть несколько правил, которые следует соблюдать на начальном этапе. Не бойтесь задавать вопросы. Адресуйте их своему руководителю или более опытным коллегам. Они обязательно вам помогут, главное, чтобы ваше желание было искренним. Внимательно слушайте, что вам скажут, и пробуйте применить это на практике. Но не делайте глупую ошибку, которая заключается в одноразовой попытке. Если вам дали совет, то попробуйте последовать ему несколько раз и только после этого сделать вывод. Очень часто случается так, что человек попробует один раз, ему не понравилось, и он начинает думать, что это не работает. Но на самом деле работает и еще как, просто в тот конкретный момент что-то случилось. Неподходящий клиент, не было настроения, не устроили условия. Пробуйте еще и еще, если ваши более опытные коллеги делают именно так, то это работает. Не бойтесь спрашивать, переборите в себе этот страх. Чем больше у вас будет информации, тем лучше, – это даст вам дополнительную возможность маневра в разговоре с клиентом.

Второе правило – пробуйте и пробуйте. Никогда не опускайте руки и не сдавайтесь. Каждый новый потенциальный клиент – это ваша попытка добиться успеха. Я повторюсь, чтобы было понятнее: КАЖДЫЙ. Не бывает плохих клиентов, это вы не смогли найти к нему подход. Чем больше у вас будет попыток, тем лучше для вас самих. Поэтому никогда не пренебрегайте этими попытками, а наоборот, используйте их на максимум.

Третье и, пожалуй, самое важное правило – не сдавайтесь. Если у вас не получилось, то это не страшно. Страшно, если вы сдались после этого. Вот это действительно печально. Я видел множество примеров, когда у менеджеров вначале не получалось, а потом они становились лидерами своих компаний. То же самое может случиться и с вами, но только если вы не сдадитесь и все не бросите. Действуйте! Не получилось? Действуйте снова.

После того как вы устроились на свое первое место работы и стали одним из лидеров, самое время подумать, что делать дальше. Мой вам совет: отработайте там хотя бы год. Это даст вам достаточный опыт и уверенность в себе. К тому же работодатели не любят тех, кто «скачет» с места на место, а наоборот, предпочитают людей, работающих стабильно и надежно. Но в любом случае рано или поздно вы начнете думать – а что дальше?

А дальше мы ищем вторую работу. Но перед этим идем к своему начальнику с предложением дать вам больше работы и ответственности. Даже если в компании это не предусмотрено, попросите дать вам стажера на обучение. Если вам откажут, то это явный признак того, что вам пора. Пора искать вторую работу.

Наша цель теперь – измениться. Мы уже умеем продавать, но пока совсем не умеем руководить. Поэтому мы и движемся дальше, обращая внимание на совсем другие факторы.

Первое, что нас интересует, – это карьерный рост. Пусть даже на начальном этапе мы станем снова менеджером, но в перспективе у нас должна быть возможность стать ведущим менеджером, а потом и старшим. При этом мы обращаем внимание на то, какие условия для этого роста. Чем они более четкие, тем лучше. Если критерии выражены в цифрах, то это лучше всего. Например, нам надо делать 40 сделок в месяц в течение 3 месяцев. Вполне приемлемые критерии, при условии, что их хоть кто-то выполнял до этого. Самодуры бывают везде, помните об этом. И руководитель отдела, и директор, и основатель бизнеса тоже может им быть. Но если мы меняем сферу, в которой работаем, то нам непонятна возможность выполнения этих критериев. Может быть и так, что это просто нереально. Однако это риск, на который мы идем для того, чтобы двигаться дальше. Если вы устроились на работу и понимаете, что критерии для роста невыполнимы, то просто смените работодателя.