По следам трудов Иосифа Флавия замечательный немецкий писатель еврей Лион Фейхтвангер написал знаменитую трилогию. Первая её часть – «Иудейская война» – вышла в 1932 году, вторая – «Сыновья» – в 1935 и заключительная часть – «Настанет день» – в 1945 году.
У истоков антисемитизма
Так или иначе, но события Иудейской войны 66–73 годов считаются переломными в ходе иудейской истории. Поэтому прервём соблюдаемый нами ход исторических событий и поговорим об антисемитизме, который возник именно в античную эпоху, в период расцвета эллинистической культуры. Ах, какие это были времена! Какими философами, какими писателями и поэтами, какими математиками, ораторами, скульпторами и архитекторами славилась эта пора! Мы не будем называть знаменитых представителей того времени – они общеизвестны. Всплеск греко-римской культуры, вознёсшей человеческий гений на вершину цивилизации! И греки, и римляне, как мы уже неоднократно говорили, были язычниками, или, говоря современным языком, политеистами, то есть людьми, верившими во множество богов.
И вот эти античные гордецы, считавшие своё сообщество средоточием всего самого лучшего, что только мог создать человеческий социум, столкнулись с каким-то «диким», по их мнению, народом, который не признавал не только их образа жизни, но и их богов, таких мужественных и романтичных.
Евреи со своим «против» не вписывалось в греко-римские понятия цивилизованных людей, каковыми они себя считали. И естественно, они, полагая себя гораздо выше этого презренного народа, – евреев, испытывали некую неприязнь к нему. Римский историк Тацит так и писал: «Иудеи были единственными, не желавшими покориться, и это усиливало ненависть к ним».
Подумать только: завоёванные римлянами народы подчинялись, усмирялись, а эти упрямые евреи не только не покорялись, а ещё и начинали восставать. Вот и знаменитый римский император-философ Марк Аврелий после того, как посетил Ближний Восток (а о нем говорили, что это очень добрый и спокойный человек), «от досады на зловонных и часто бунтующих иудеев» горестно воскликнул: «О маркоманы, о квады, о сарматы! Наконец я нашёл тех, кто беспокойнее вас». (Маркоманы и квады – древнегерманские племена, сарматы – кочевые скотоводческие племена).
Что же: опять иудеи хуже всех? Не хуже – не такие, как все. Чем объяснить их удивительное свойство: во все времена, стоило лишь дать евреям равные права, как они довольно скоро, развивая невероятную деятельность, оказывались среди самых верхов общества той страны, в которой проживали? Составляя ничтожную долю населения этой страны, евреи занимали значительную часть ее финансовой, интеллектуальной, а иногда даже и политической элиты. И это не могло не вызывать неприязни и раздражения у народов, бок о бок с которыми они сосуществовали.
Так случилось и в эллинизированном Египте в эпоху Птолемеев. Если искать истоки неприязни к евреям, то их можно найти в те времена именно в египетском городе Александрия.
Евреи в Александрии
В 332 году до новой эры Александр Македонский в походе против персов без боя захватил Египет и в западной части дельты Нила заложил новый город – Александрию Египетскую. После смерти Александра Македонского, как мы знаем, Египет отошёл к Птолемеям. Чего только не делается честолюбивыми людьми для усиления престижа своей власти. И вот самый первый из Птолемеев решил в полном смысле этого слова украсть тело Александра, своего недавнего повелителя, которого предполагалось похоронить в Македонии. Птолемей напал на траурную процессию, проходившую в Сирии, и, похитив забальзамированные останки Александра Великого, захоронил их в Александрии.
Александрия превратилась в богатейший город с широкими мостовыми, парками, ипподромами, водопроводом и уличным освещением. Здесь же находились знаменитый Александрийский музей – Мусейон, богатейшая Александрийская библиотека, грандиозный маяк на острове Фарос… Что говорить, Александрия стала средоточием греческой культуры. А кроме всего прочего, сюда стремились многие увидеть гробницу знаменитого полководца и основателя города Александра Великого.
Евреи, как полагал Иосиф Флавий, стали заселять Александрию ещё со времён Александра Македонского. В эпоху Птолемеев отношения между евреями и правителями были, как правило, вполне приемлемыми. По крайней мере, из пяти кварталов города два были заселены евреями, которые занимались в основном ремёслами и торговлей. Конечно, среди них встречались и богачи как, например ростовщики, купцы и сборщики налогов. Многие евреи даже стали александрийскими гражданами.
Хотя Александрия в значительной степени была заселена евреями, все же она оставалась преимущественно египетским городом, населённым греками. И евреи – эти упрямые люди с непонятной религией – начинают потихоньку вытеснять греков с насиженных ими мест. Эта конкуренция возмутила высокомерных эллинов, считающих себя хозяевами жизни. Но что можно было поделать? Первым делом очернить соперников, показав их мерзкую сущность. Это же так легко!
И вот нашёлся такой негодяй – и это ещё мягко сказано, – который это сделал. Краткая Еврейская Энциклопедия отмечает, что «первым литературным источником, в котором вражда к евреям представлена как одно из проявлений борьбы между цивилизованным миром и варварством, было сочинение египетского эллинизированного жреца Манефона (3 век до нашей эры)».
Сын грека и египетской жрицы из высших кругов Манефон стал верховным жрецом и служителем знаменитого Александрийского Мусейона. Он известен как автор книги «История Египта». Признавая исход евреев из Египта, он позволил себе «чуть-чуть» исказить картину, утверждая, что евреи не сами ушли из этой страны, а их изгнали потому, что они были больны проказой и представляли для египтян известную опасность. А вывел евреев из этой страны сумасшедший и тоже прокажённый жрец Моше-Моисей.
Манефон со смаком поливал грязью евреев: они де грязные, нечистоплотные, дикие, они назло египтянам приносят в жертву коров и быков в Иерусалимском Храме. И это возмутительно для египтян, у которых существовал культ быков и почитание священных коров. Как же кривил душой этот бытописатель, зная, что у евреев есть ритуальный забой млекопитающих и птиц, употребляемых в пищу, в соответствии с требованиями кашрута (термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения Галахи).
Животное должно быть забито «с уважением и состраданием» ритуальным забойщиком – религиозным евреем, прошедшим специальную подготовку и с разрешением на эту работу.
Увы, достаточно спокойное существование евреев в Александрии кончилось, когда Египет был покорен Римом. Это случилось в 30 году до новой эры в правление последней царицы эллинистического Египта из династии Птолемеев Клеопатры VII.
Да, да, это та самая знаменитая Клеопатра, которая прославилась любовной связью с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От Цезаря она имела сына, от Антония – двух сыновей и дочь. А чего стоят драматические самоубийства Антония, бросившегося на меч, и Клеопатры, принявшей яд!
Впрочем, мы отвлеклись… В начале римского периода положение евреев в Александрии ухудшилось. Не будем забывать, что город этот все же располагался в Египте, а римляне стремились проводить различие между греками – гражданами, которые пользовались всеми правами, и египтянами, которые облагались подушным налогом и рассматривались как подданные. Разумеется, что при этом евреи стали энергично добиваться гражданских прав. Однако за это время антисемитизм широко укоренился. Александрийцы, в основном греки, яростно противились тому, чтобы евреи становились гражданами их города. В 38 году нашей эры, в царствование римского императора Калигулы, вспыхнули антиеврейские беспорядки, отчасти вследствие позиции, занятой римским губернатором. Многие евреи были убиты, их руководители – подвергнуты публичному бичеванию, синагоги осквернены и закрыты; всем евреям было предписано проживать лишь в одном из кварталов Александрии.
После смерти Калигулы евреи вооружились и напали на греков. Бунт был подавлен римлянами. Император Клавдий возвратил александрийским евреям их религиозные и национальные привилегии, но запретил им добиваться расширения гражданских прав. В 66 году под влиянием Иудейской войны александрийские евреи восстали против Рима. Их восстание было подавлено. Было убито 50 тысяч евреев. В 115 году в Александрии вспыхнуло новое восстание, которое вскоре переросло в мятеж, продолжавшийся два года и охвативший почти всю еврейскую диаспору в Римской империи, известный как Вторая Иудейская война. В результате этого еврейство Александрии опять пострадало: была сожжена главная синагога, ухудшилось экономическое положение, число евреев в городе стало падать. На этом, пожалуй, мы остановимся и скажем о страшном навете на евреев, который тоже возник в Александрии.
У истоков кровавого навета
И снова Манефон. Он выдвинул дьявольское обвинение против евреев, утверждая, что они приносят в жертву людей иной веры с целью выделения из них крови… Он писал: «Ежегодно они похищают грека, откармливают его в течение года, потом заводят в лес, убивают, тело его приносят в жертву всесожжением, согласно их обычаю, и дают клятву ненавидеть греков». Какая страшная ложь! Однако прекрасный метод разжечь ненависть к евреям.
Вот мы и добрались до истоков кровавого навета…
А через триста лет после Манефона появился достойный его продолжатель – Апион, греко-египетский грамматик и софист, опять же из Александрии.
Честолюбивый Апион, стараясь изо всех сил, обеспечил мнение о себе как о великом учёном. Недаром римский философ Сенека презрительно заметил на его счёт: «Вся Греция была полна его славы». Речистый Апион мог нести любую ахинею, и слушатели жадно внимали ему. Ещё бы, он рассказывал интересные, по его мнению, байки, уверяя собравшихся, что по ночам якобы беседует с тенью Гомера или, например, что видел, как человек совокупляется с дельфином…
Такую же чушь Апион нёс в своих сочинениях. Повторив обвинения своих многочисленных предшественников – хулителей иудеев – об изгнании их, прокажённых, из Египта, он с дьявольским наслаждением обвинил евреев в человеческих жертвоприношениях и каннибализме.
Судите сами. В одном из своих многочисленных сочинений он написал, что греческий царь Антиох Эпифан видел в Иерусалимском Храме одного грека, который возлегал от изнеможения за столом, полным яств. Грек, обливаясь слезами, поведал правителю, что его откармливают для ритуального убийства. Так каждый год иудеи ловят и откармливают очередного эллина, убивают его, едят внутренности и клянутся над изуродованным трупом в вечной ненависти ко всему греческому народу.
Иосиф Флавий высмеял эти россказни, указав, что в иудаизме нет человеческих жертвоприношений и что в описываемой части храма язычника-грека просто не могло быть. И вообще, Флавий – автор сочинения, повествующего о древности еврейского народа, в котором он полностью разгромил наветы Манефона, Апиона и прочих еврейских недоброжелателей. Этот трактат, как мы говорили раньше, он так и назвал: «Против Апиона».
Будучи современником Апиона, Иосиф Флавий также сообщил, что тот «умер от нагноения в страшных мучениях». Вероятно, историк считал, что такая кончина Апиона – наказание за его поклёпы на евреев…
Выискивать первых юдофобов – занятие довольно бесполезное. Что говорить? Вот ты считаешь – нашёл, вот он – первый хулитель евреев, ан нет, оказывается, есть ещё более ранние.
Вот так, ещё за четыреста лет до Апиона великий древнегреческий философ Демокрит, один из основателей атомистики и материалистической философии, как его характеризуют, утверждал: «Каждые семь лет евреи хватают иностранца, ведут его в Храм и убивают, изрезая мясо на мелкие куски».
Потрясающе! Ни единого доказательства, ни единого факта, подтверждающего ритуальное убийство у евреев, а этот кровавый навет, между прочим идущий от греков, живёт уже 2500 лет!
А вот пятничная проповедь в мечети Аль-Акса в октябре 2015 года. Слушатели восторженно внимают арабскому проповеднику и безгранично верят ему: «У сынов Израиля был праздник Песах. И каждый праздник каждая группа евреев искала маленького ребёнка. Хватали его и крали. Потом помещали его в специальную бочку, утыканную внутри гвоздями. Гвозди кололи тело ребёнка, а внизу бочки размещался кран, из которого вытекала кровь ребёнка. Потому что шайтан требовал, чтобы они ели хлеб из теста, замешанного на детской крови».
Но зададимся вопросом: почему евреев обвиняют не просто в употреблении крови людей иной веры в своих ритуальных обрядах, а во вкушении крови именно христианских младенцев?
С появлением христианства в завоёванной римлянами Иудее началось гонение на этих новых сектантов, которых римляне не особенно отличали от иудеев. И вот первым христианам стали приписывать то, что они при исполнении обряда таинств причастия умерщвляли детей, чтобы «вкусить их крови». Это было настолько страшное обвинение, что отцы церкви и христианские деятели вынуждены были защищаться от этой клеветы. Итак, сначала такое гнуснейшее действо приписывали христианам, но по прошествии десяти веков в этом им с успехом удалось обвинить… евреев. Почему так долго? Ну, пока христианство обретало силу, превращаясь из изгоя в главенствующую религию, пока веками подогревалась вера в еврейское злодейство. Помогали и выкресты, выказывая в этом обвинении свою преданность принятой христианской вере…
Почему именно кровь? С незапамятных времён человеческие жертвоприношения у древних связывались с признанием священности крови как воплощения жизненной силы человека. И это было то самое ценное, которое надо было пожертвовать божеству, чтобы приобщиться к нему. У христиан тоже существует такое приобщение к Богу, получившее название евхаристии.
Вот представляющееся мне точное определение этого слова: «Таинство Причащения (Евхаристия) – главнейшее из христианских Таинств, в котором верующий под видом хлеба и вина принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Богом и делается причастником вечной жизни».
Известно, что первыми христианами были евреи и что они многое взяли из иудаизма, переиначив на свой лад. Вот и эта самая евхаристия, согласно Евангелиям, проходила в пасхальный седер и была установлена самим Иисусом Христом во время Тайной Вечери незадолго до его смерти на кресте в первый день опресноков, когда он возлегал с двенадцатью учениками.
Почему вдруг я так подробно останавливаюсь на этом? Потому что пытаюсь показать, как обвинение в ритуальном использовании крови, висевшее на христианах, они запросто «перевесили» на евреев.
Заметим, что Иисус и все, что с ним происходило – это христианское верование, принятое именно евреями и явившееся очередной еврейской катастрофой.
Итак, из Евангелия (сочинения, повествующего о земной жизни Иисуса): «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, едите: сие есть Тело Моё. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».
Вот именно за эту самую евхаристию и обвиняли первых христиан в употреблении крови в своих обрядах. Разумеется, при этом они не ели неприготовленную, сырую пищу и не пили свежую кровь. Для этого символически причащающиеся вкушают облатку – тонкий листок выпеченного пресного теста, наподобие вафли, воплощающую «тело Христово» и пьют вино – воображаемую «кровь» Иисуса.
Попервоначалу, когда ещё христиане подвергались гонению, никто не разбирался, что они пьют – вино или кровь. Христиане утверждали, что пьют вино, подразумевая кровь какого-то, тогда ещё кроме них, никому не известного Христа. Вино как-то не воспринималось, а вот кровь, алая кровь – будоражила воображение. Вот так и возникла легенда о ритуальном употреблении крови.
О кровь! Она-то действительно возбуждала. Кровавый навет оказался прекрасным оружием в клевете на евреев.
Это любимая тема всех ура-патриотов, нацистов, фашистов и прочей мерзости, находящих смак в любой антисемитской пропаганде.
Вообще, антиеврейский настрой в средневековой Европе был обычным явлением, нормой жизни. Евреев искренне считали исчадиями ада, способными на любое зло, раз у них в своё время поднялась рука на «сына Божия» – Христа. На них возлагали ответственность за землетрясение в Риме, случившееся в 1020 году, за эпидемии чумы и оспы, за голод. Широко было распространено обвинение евреев в отравлении колодцев и водных источников во время эпидемий. И к ним же обращались с мольбой излечить от страшного недуга. Вот только спасти от неведомой болезни тех, кто полоскал бельё умерших больных в той же речке, откуда брали воду для питья (естественно, без кипячения), было не под силу даже еврейским лекарям.
Здесь, к слову, стоит упомянуть о выдающемся еврейском враче докторе Хавкине. Именно он, Владимир Аронович, или, как он себя именовал, Маркус-Вольф Хавкин в конце XIX века, создал вакцины против холеры и чумы, сначала испытав опытные образцы на себе. А из России, где Хавкин родился, он вынужден был эмигрировать, так как его не признавали и не давали работать. На родине от его услуг по вакцинации против этих болезней отказались по причине его еврейства.
Начиная с XI–XIII веков, ко всему прочему ненависть к евреям возросла и за счёт того, что они «вымогают деньги у бедных христиан» (имелись в виду евреи-ростовщики). Народное возмущение против евреев, росшее под влиянием проповедников-монахов, привело христианское население Европы к представлению об иудеях как посланцах Сатаны, носителях зла, занимающихся чёрной магией, и особенно, как об изуверах, убивающих детей, чтобы использовать их кровь. Такие жуткие сказки! Жуткие? Но как легко им верится, особенно когда ты ненавидишь этот мерзкий народец – евреев.
В трапезе во время праздника Песах – Седере – евреи используют ритуальные пасхальные хлебцы – мацу, которой придают особое значение в память об исходе из Египта. Христиане при обряде причащения применяют точно такие же хлебцы, называя их опресноками, облатками или гостиями, и вкушают их как Тело Христа.
По мнению христиан, евреи в мацу добавляют христианскую кровь, и это – тоже прикосновение к Богу, но с обратным знаком: не причащение к Иисусу, но поругание его, отвержение. Вот такая изощрённая, изуверская философия церковников-юдофобов.
Между тем евреи никогда ни в мацу, ни в какую другую пищу не добавляют кровь. Это строжайше запрещено законами Танаха.
Маца! Это только мука и вода. И больше ничего: ни соли, ни масла, ни пряностей, ни-че-го! В самом начале у людей, готовых изготавливать мацу, тщательно осматривает руки машгиах – человек, отвечающий за процесс её изготовления. Допускаются к приготовлению только те, у которых на руках нет никаких дефектов: царапин, ранок, мозолей…
Евреи строго соблюдают запрет Торы употреблять в пищу кровь. Например, яйца проверяются на наличие крови и, обнаружив её, такие яйца выбрасывают; если кровь от порезанного пальца попадает на хлеб, – отрезают тот кусок, на который попала кровь, и не едят его.
Вот страстные библейские призывы на эту тему: «Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови её и покрыть её землёю, ибо душа всякого тела [есть] кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть её, истребится» (Левит. 17:13–14).
«…только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом; не ешь её: выливай её на землю, как воду» (Второзаконие. 12:23).
«…все движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душою её, с кровью её, не ешьте» (Бытие. 9:3).
Но почему же христиане стали утверждать, что евреи добавляют именно в мацу кровь христианских младенцев?
Наберёмся терпения и попытаемся разобраться. Евреи действительно имеют отношение к жертвенной крови. Это связано с величайшим событием в иудейской истории – исходом евреев из Египта.
В соответствии с книгой Исход, Моисей именем Бога требует у фараона отпустить его народ, демонстрируя чудеса, призванные убедить фараона и его приближённых в божественности его предназначения. Эти чудеса получили название 10 казней египетских из-за того, что каждое продемонстрированное Моисеем чудо сопровождалось бедствиями для египтян. Накануне последней из десяти казней египетских – поражения первенцев – Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки еврейских жилищ. В ночь 14 нисана Бог «прошёл мимо» (пасах) домов евреев и они были спасены, в остальных же домах (египетских) погибли все первенцы. После того, как за одну ночь погибли все египетские первенцы, фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет. Так начался Исход. В честь этого и существует древнейший еврейский праздник Песах.
Заметим, что спасение еврейских первенцев произошло только тогда, когда евреи принесли в жертву ягнёнка и его кровью помазали косяки дверей – вот тут-то и выступает значение жертвенной крови. Мы уже говорили о том, что жертвоприношение, жертвенная кровь несёт идею приобщения к Богу. В этом смысле евреи не были исключением. Однако миролюбивые евреи в качестве жертвы приносили не человека, не человеческого младенца, а ягнёнка – пасхального агнца (агнец – это ягнёнок, традиционно означающий безобидное существо, которое уже по кротости своей принадлежит Богу).
Заклание ягнёнка должно напоминать о «неприкосновении к первенцам», ибо перед Исходом бог прошёл по Египту и погубил всех нееврейских первенцев – людей и животных. И потому, дабы спасти своих первенцев, иудеи приносили заместительную жертву – убивали ягнёнка. Прекрасный библейский сюжет: Авраам должен заклать своего первенца, чтобы доказать преданность богу. Но в последний момент бог остановил его руку с ножом и указал на агнца, запутавшегося в кустах.
Это у евреев. А христиане, можно сказать, развившие эту идею жертвенности, присовокупили сюда Иисуса Христа, ибо, согласно их доктрине, его смерть искупает грехи всего человечества. Поскольку распятию и смерти Иисуса предшествовала его общая с учениками пасхальная трапеза (Тайная вечеря), она толковалась как жертвоприношение «агнца Божьего» по ассоциации с закалывавшимся жертвенным ягнёнком, которого Тора предписывала каждой еврейской семье съедать за вечерней трапезой в праздник Песах в память о чудесах, совершенных Богом при исходе израильтян из Египта. Христиане так и называли Иисуса Христа: Агнец Божий.
Евангелие, возлагающее вину за казнь Иисуса на евреев, породило представление о них как о «народе-богоубийце». Христиане были убеждены в чудодейственных свойствах «крови Христовой» и приписали евреям подобную веру в магическое действие не только крови Иисуса, но также христианских святых и мучеников. Таким образом, верующие были твёрдо уверены, что евреям к празднику Песах для ритуальных нужд необходима именно христианская кровь.
В средние века, когда христианство оказалось главенствующей религией в Европе, когда оно полностью отделило себя от иудаизма и развернулось в полную силу, стало возможным сбросить с себя обвинения в позорном кровавом навете. А на кого указать? Разумеется, на иудеев, заклятых религиозных врагов христианства и всего «прогрессивного человечества».
Слухи, повторим, только слухи, о том, что в данном месте евреи убивают христианских детей с целью использования их крови, всюду вызывали страшные бесчинства бушующей темной толпы, погромы и убийства евреев.
Пожалуй, один из самых ранних случаев кровавого навета произошёл на Пурим в 423 году в городе Инместар близ Антиохии. Тогда местных евреев обвинили в распятии христианского мальчика. Это вызвало резню членов еврейской общины и разрушение антиохийской синагоги. Заметим, что здесь в течение многих лет было сосредоточение евреев, а также один из центров христианства. Именно здесь последователей Христа впервые назвали «христиане», именно здесь произошло углубление конфликта между христианством и иудаизмом.
История человечества богата парадоксами, и один из них заключается в том, что христианство стало государственной религией в такой могущественной языческой стране, как древний Рим. Вот тогда-то положение евреев сначала в Антиохии, а затем и во всей Европе значительно ухудшилось.
Сегодня древняя сирийская Антиохия – это город Антакья на территории современной Турции.
А вот первый кровавый навет в Европе произошёл в английском городе Норвиче 22 марта 1144 года. Тамошних евреев обвинили в распятии на кресте и убийстве мальчика Вильяма. Якобы его кровь понадобилась для использования в пасхальной маце. Клеветники и подстрекатели утверждали, что это происшествие соответствует еврейскому заговору против христианского мира, когда каждая из еврейских общин ежегодно по очереди должна приносить в жертву христианского ребёнка. В этом случае еврейского погрома не последовало. Однако же мальчик Уильям был провозглашён мучеником и святым, в честь которого возвели храм. Об этой клевете на евреев мы более подробно расскажем ниже.