Первый случай кровавого навета во Франции произошёл 26 мая 1171 года. Тогда в городке Блуа сожгли евреев, отказавшихся креститься. Поводом для такой изуверской расправы послужило обвинение евреев в распятии христианского ребёнка. Считалось, что распятия евреями христианских детей и их мучения производятся в насмешку над страстями Иисуса.
Стоит заметить, что до сих пор в России и Польше чтут мощи отрока Гавриила Белостокского, якобы замученного евреями в XVII веке.
В изданной в 1913 году и приписываемой Владимиру Далю брошюре «Записка о ритуальных убийствах» сообщается, что в «Минской губернии, у Слуцка, в Свято-Троицком монастыре, почиют мощи младенца Гавриила, замученного в 1690 году жидами. В надписи рассказаны все подробности этого происшествия; злодейство совершено в Белостоке, труп найден в густом хлебе, с обычными в сих случаях знаками. Собаки открыли лаем своим тело младенца, признанного впоследствии местным угодником. В честь его сложены молебные песни, известные под названием тропаря и кондака. Еврей, арендатор Шутка, был главный убийца. О судебном производстве по сему делу памятников не осталось из-за пожаров». В августе 2012 года Патриарх Московский Кирилл во время визита в Польшу поклонился мощам Гавриила Белостокского, на месте гибели которого возведена церковь.
Против кровавых наветов издавались папские буллы и суровые королевские указы. Просвещённые круги европейской общественности осуждали появление кровавых наветов в цивилизованном мире. Но в глазах безграмотных слепо верующих это вины с евреев не сняло.
Не осталась в стороне от кровавых наветов и Америка. Первый такой случай произошёл в 1850 году в Нью-Йорке, в иммигрантской среде, и окончился погромом. В начале ХХ века обвинения в ритуальном убийстве участились: в 1910-х годах четыре таких инцидента зафиксировано на Восточном побережье и один в Чикаго. Самым громким был кровавый навет в городке Массина, штат Нью-Йорк, в 1928 году. 22 сентября (за два дня до Йом Кипура) в городке исчезла четырёхлетняя Барбара Гриффит. Власти и жители городка предположили похищение и бросились искать девочку. Альберт Комнас, иммигрант из Греции (опять греки!), сказал национальным гвардейцам, зашедшим в его кафе-мороженое, что у евреев скоро праздник, на праздник им нужна христианская кровь и, вероятно, Барбару похитили они. Мэр Гилберт Хоус поверил в это и приказал устроить обыски в еврейских магазинах городка. Наутро он вызвал на допрос раввина Берла Бреннгласса. Возле полицейского участка, где происходил допрос, собралась агрессивно настроенная толпа. Когда Бреннгласс вышел, ему преградили дорогу, и только присутствие полицейских спасло раввина от линча. Между тем за два часа до начала Йом Кипура маленькую Барбару нашли. Тем не менее у синагоги, где проходила служба, стояла воинственно настроенная толпа. В городе шли разговоры, что евреи-де испугались и вернули девочку, и надо их выгнать из города. Мэр нехотя принёс извинения. Однако в течение двух недель после происшествия жители Массины бойкотировали еврейские магазины.
Можно ещё долго приводить примеры ни в чем не повинных евреев, пострадавших от кровавых наветов. Но что с того? Россказни об употреблении евреями христианской крови – самый большой успех юдофобской пропаганды.
На этом ставим точку и возвращаемся снова к событиям в Иудее, где разворачивалось восстание против римлян. Наступил 132 год новой эры.
Иудейская война диаспоры
(Её ещё называют война Квиета)
Эту войну некоторые числят как Вторую Иудейскую, но так как она происходила не в самой Иудее, а в еврейской диаспоре, назовём её Иудейская Война диаспоры.
Итак, с 73 года, когда закончилась первая Иудейская война, Иудея лишилась автономного статуса и превратилась в римскую провинцию. Гнет Рима был невыносим. Для евреев римское владычество усугублялось еще и тем, что римляне были язычниками. Да и мессианские настроения, о которых мы говорили выше, играли значительную роль…
После невероятного калейдоскопа смены римских императоров в первом веке новой эры во второй век вошёл правитель Марк Ульпий Траян. В 115 году римская армия, под его началом, вела борьбу с одним из главных врагов Рима, Парфянской империей (древнее государство, располагавшееся на территории современного Ирана).
В это время среди евреев диаспоры начались восстания, охватившие восточные провинции Римской империи: Киренаику, Мармарику (историческая область в Северной Африке, расположенная между дельтой Нила и Киренаикой), Египет, Кипр, Иудею и Месопотамию. Вероятно, важную роль в этом сыграли зелоты и сикарии, которым удалось после поражения бежать из Иудеи в Киренаику.
В Кирене, одном из величайших городов античности, посвящённом Аполлону, центре исторической области Киренаика, на территории современной Ливии, евреи подняли восстание во главе с Лукой и Андреасом (возможно, как утверждают, это было одно лицо). Лука-Лукас был провозглашён царём, и его даже где-то воображали Мессией-Машиахом, которого ожидали с нетерпением. Лука разгромил местных греков и приказал разрушить храмы и многие сооружения, которые символизировали Рим. Так велика была ненависть иудеев к язычеству. Высланные против Луки римские войска были разбиты и бежали в Александрию, где устроили еврейский погром.
В ответ на это Лука подверг опустошительным набегам территорию Египта. Евреи рассеялись по Египту, грабя и убивая, особенно охотясь за римскими чиновниками и офицерами. Помните, тот самый знаменитый хулитель евреев, так называемый историк Апион, занимавший тогда муниципальную должность в Александрии? Так вот он чуть не попал в руки восставших. Нижний Египет был залит кровью. Бежавшие язычники преследовались, как дикие звери (так писалось). Со стороны Суэцкого перешейка можно было наблюдать, как в пустыне скрывалась масса людей.
Лука двинулся на Александрию, оставленную римскими войсками, и поджёг город. Языческие храмы и могила Помпея (завоевателя Иудеи) были разрушены. Вот так, пожалуй, был дан выход народному гневу евреев не только по отношению к римским поработителям, но и к невыносимому для иудеев язычеству, в том числе и греческому.
Греки с римлянами сначала укрылись в укреплённом лагере, а затем начали наступать и устроили резню евреям. А вскоре подоспела подмога в лице одного из лучших римских полководцев Марция Турбона, который прибыл с флотилией, пехотой и конницей. После длительных и ожесточённых сражений, потеряв 20 тысяч убитыми, римляне подавили восстание и устроили массовое истребление евреев. Говорят, якобы сам Траян способствовал разрушению великолепной александрийской синагоги. Еврейский квартал в этом городе тоже был уничтожен.
Волнения в Египте и Киренаике были усмирены только осенью 117 года. В том же году и на Кипре против Рима выступили еврейские повстанцы под руководством Артемиона. К сожалению, об этом событии известно немногое. Согласно римским источникам, евреи разрушили столицу острова, Саламин, и убили 240.000 греков. Для подавления восстания на Кипр прибывает успешный военачальник Марций Турбон, который восстановил контроль, как мы помним, над Египтом и Киренаика, разгромив восставших евреев. Усмирил он и восставших евреев Кипра. Это был жестокий и кровожадный человек, подвергший бунтовщиков страшным и мучительным казням. После подавления восстания последовал закон императора Траяна, по которому ни один еврей даже в случае кораблекрушения у берегов Кипра не имел права высаживаться на этом острове. Всякое пребывание там евреев наказывалось смертной казнью.
Теперь пришлось подавлять восстание евреев в Месопотамии (исторический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух великих рек – Тигра и Евфрата). Туда был послан сын берберского вождя, римский полководец Лузий Квиет.
Здесь римляне покорили древние города Нисибус, Эдессу и Селевкию-на-Тигре, где были богатые еврейские общины, в которых сосредотачивались значительные денежные средства, прибывающие сюда как пожертвования Иерусалимскому Храму. Еврейские жители этих городов оказали ожесточённое сопротивление римлянам, но одолеть их не смогли. Города были разграблены, а их развалины были усеяны трупами евреев…
Вот как древнеримский историк греческого происхождения Дион Кассий (III век) в своём фундаментальном труде «Римская история» описывает действия еврейских повстанцев: «В Киренаике они вырезали 220 тысяч греков, на Кипре – 240 тысяч, и очень большое множество в Египте. Многие из этих несчастных жертв были распилены на части, в соответствии с прецедентом, примером, который подал Давид. Победившие евреи пожирали плоть, лизали кровь и кишками их опоясывались как ремнями». Как, знакомо?
Ещё не успев до конца подавить восстание евреев в Киренаике, Кипре и Египте, уйдя из Месопотамии, заболевший император Траян передал правление своему племяннику Адриану, ставшему также императором. Война перекинулась в Иудею, куда бежали руководители еврейского восстания в Месопотамии во главе с Лукой, Лукасом.
В Иудее командование римской армией принял Лузий Квиет, успешно подавивший восстание евреев в Месопотамии. Он был назначен там консулом и приступил к осаде Лидды (теперешнего Лода), где выступало еврейское большинство под предводительством братьев Паппоса и Лулианоса. Город был взят римлянами и разрушен.
Стоит упомянуть, хотя это не имеет особого отношения к нашему рассказу, что на месте древней Лидды возникла колония с греческим названием «Город богов». Именно там, как считается, жил и был похоронен Георгий Победоносец. В память об этом победителе современный Лод был известен как Георгиополь («город Георгия») до арабского завоевания.
В Иудее во главе революционной партии находились братья Паппос и Лулианос. Они были схвачены в Лаодокии (античный город; до настоящего времени не сохранился) и приговорены к смерти Лузием Квиетом. По преданию, братья стояли на эшафоте, и Лузий, издеваясь над ними, сказал: «Если вы принадлежите к народу, к которому принадлежали Анания, Мисаил и Азария, то пусть ваш Бог спасёт вас из моих рук, как он спас тех троих из рук Навуходоносора». Герои, приговорённые к смерти, ответили так: «Навуходоносор был великий царь и был достоин, чтобы на его глазах свершилось чудо их спасения. Ты же, нечестивец, – человек ничтожный, недостоин ты, чтобы через тебя чудо свершилось. Кроме того, мы же, видно, провинились перед Богом Нашим и заслужили гибели своей, и если не ты казнишь нас, то есть у Господа много других истребителей, – достаточно есть медведей, львов, тигров, чтобы напасть и умертвить нас. И если предал нас Господь в руки твои, то Он же и взыщет с тебя за кровь нашу».
Но прежде чем приготовления к казни были закончены, на площадь прибыли два посланца из Рима с приказом императора об устранении Квиета от должности. В том же году он был казнён по приказанию Адриана, вероятно потому, что император опасался конкуренции с его стороны.
День спасения братьев (12 Адара) был объявлен праздником под названием «Траянов день». Братьев все же казнили и «Траянов день» был отменен.
Аанания, Мисаил и Азария – «три отрока в пещи огненной», иудейские юноши в Вавилонском пленении, брошенные в огненную печь по приказу царя Навуходоносора за отказ поклониться идолу, но были сохранены архангелом Михаилом и вышли оттуда невредимыми. Это притча из книги пророка Даниила (VI век до новой эры). Вопрос Квиета к братьям на эшафоте – это явно легенда. Вряд ли этот римский солдафон знал об иудейских сказаниях.
Множество убитых евреев в Лидде упоминаются Талмудом в выражениях почтительного благоговения.
Так закончилась Иудейская война диаспоры. Евреи ее называли Меред ха-Галуйот, или Меред ха-Тфуцот: «восстание в изгнании».
Вторая иудейская война, или восстание Бар-Кохбы
(В Краткой еврейской энциклопедии значится как Иудейская война II)
Для еврейского народа поражение в Первой Иудейской войне обернулось не только очередной катастрофой, но и разрушением римлянами Второго Храма в 70 году, когда для иудеев нарушился привычный уклад жизни. Теперь они не знали, куда им идти в праздник для жертвоприношений, ведь Храм разрушен. Как вообще исполнять «заповедь паломничества», кому отдавать десятину, как поддерживать связь со своими братьями в других странах, где теперь будут служить священники? Настоящая жизнь была разрушена, а будущее – непонятно.
И здесь на историческую сцену выходит римский император Адриан. Его, своего двоюродного племянника, усмиритель Иудейской войны диаспоры Траян на смертном одре усыновил и провозгласил императором, как мы уже говорили выше. Адриан, в отличие от своего дяди, войны не любил и не стал расширять границы империи. Он был разносторонне развитым человеком, покровительствовал учёным, артистам, музыкантам, писателям. Говорят, на охоте он мог в одиночку убить льва. Адриана занимали дела государственные и особенно городские, настолько, что преобразованный им Рим недаром назвали Вечным городом.
И вот этот всемогущий эстет в 130 году посетил Иерусалим, более полустолетия лежавший в развалинах, находясь в состоянии заброшенности и запустения. Люди стали забывать имя некогда прекраснейшего из городов Востока. Адриан решил, с одной стороны, осчастливить эту отсталую разорённую землю привнесением ей цивилизации. Он полагал, что именно Рим в его лице осчастливит несчастный иудейский народ. С другой стороны, для искоренения варварства, в котором, по мнению Адриана, погрязли иудеи, необходимо было покончить с культом их почитаемого Бога. Ах, эти самонадеянные и в тоже время наивные цивилизаторы! Что они знали о несгибаемом характере иудеев в борьбе за свои ценности, которые в первую очередь составляла религия?
В своём рвении Адриан издал указ, запрещавший широко распространённую на Востоке практику обрезания. Такое распоряжение часто относят к разряду недоразумений. Римляне считали любое вмешательство в данное богами человеку тело вредным и опасным занятием, а обрезание – чуть ли не кастрацией, нанесением увечья. Но для евреев это постановление означало национальную трагедию.
Под властью римского императора находились разные народы. Он должен был учитывать особенности каждого из них, чтобы не задеть очередным указом религиозные чувства своих подданных. Талмуд считает виновниками недоразумения советников Адриана, которые знали, чем обернётся для евреев такое распоряжение, но не сообщили об этом императору.
Но самое главное, Адриан наложил запрет на изучение Торы и другие проявления еврейской духовной жизни. Свитки Священного писания сжигались, а тех, кто их хранил – убивали. Евреев принуждали к участию в церемониях языческого культа. Повсюду воздвигались статуи греческих богов…
Понимал ли Адриан, какое исключительное значение имели для евреев и их священная столица – Иерусалим и, особенно, их иудейский Храм? Так ли, иначе, Адриан построил здесь в честь самого себя римскую колонию под названием Элия Капитолина. Почему именно Элия? Потому что полное родовое имя императора было Публий Элий Адриан. На месте Храма было воздвигнуто капище в честь Юпитера. Мало того, что прежние римляне разрушили Храм как священную ось, вокруг которой вращалось иудейское существование, теперь они хотели уничтожить всякую память о нем.
Историки утверждают, что в древнем мире были лишь две попытки тотального запрещения изучения Торы и уничтожения её ревнителей: гонения Антиоха Эпифана, о которых мы говорили выше, и такие же действия против иудеев императора Адриана. Римлян вообще возмущали правила, которым подчинено существование евреев, абсолютно непонятные этим «носителям прогресса». Особое неприятие римлянами вызывало соблюдение субботы, которое рассматривалось публичным вызовом «нормальному» образу жизни.
После разрушения Второго Храма римлянами евреи могли бы продолжать своё существование. Но все их привычки и жизненные цели были лишены смысла. Они были в растерянности и не видели своего существования без Храма. Именно поэтому большинство иудеев готовы были бороться не столько против римского владычества, сколько за восстановление своего Храма. Именно в этот кризисный период христианство заявляет о себе как о мировой религии, и часть евреев отступает от иудаизма, принимая новую веру.
И вот такое противление римскому насилию породило иудейское восстание. Его возглавил человек, известный как Шимон Бар-Кохба. Пожалуй, с точки зрения обращения к прошлому, это антиримское выступление было очень популярным у тех советских евреев, которые кое-что слышали о нем, но практически ничего не знали о еврейской истории вообще. Особое восхищение вызывало романтическое имя его предводителя – Бар-Кохба – Сын Звезды. В сущности, восстание Бар-Кохбы было продолжением антиримских выступлений евреев диаспоры в 115–117 годах, названных Иудейская война диаспоры, о которой мы говорили выше.
О восстании Бар-Кохбы имеются лишь разрозненные и отрывочные сведения. Основным источником, в какой-то мере отражающим это событие, служат несколько глав труда «Римская история» грека Диона Кассия. Помните, это тот самый, который в том же сочинении утверждал, что евреи пожирают своих врагов и пьют их кровь? Правда, имя предводителя восстания Дион Кассий не называет.
Талмуд толкует о начале этого восстания так. Древний обычай был у евреев, живших в окрестностях города Бетар: если в семействе рождался мальчик, сажали крепкий кедр, а если девочка – душистую акацию. Перед свадьбой эти деревья срезались и из них делали хупу. Как-то мимо Бетара проезжала дочка римского императора и у экипажа, в котором она ехала, отвалилась стенка. Сопровождавшие её солдаты срубили кедр, посаженный в день рождения мальчика, и починили экипаж. Священные иудейские традиции, защищая которые евреи были готовы умереть, были нарушены. Возмущённые евреи напали на римлян и избили их. Те пожаловались императору, возопив: «Иудеи восстали против тебя!».
Это только красивая легенда, так как у Адриана был сын. Но, может быть, действительно конфликт разгорелся из-за какой-то ссоры. Заметим, что Бетар – это крепость Бейтар, которую Талмуд называет Бейт Тора – дом Торы.
Так или иначе, но евреи втайне от римлян собирали воинские отряды, ожидая удобного случая для выступления. Он представился после отъезда императора Адриана в Грецию летом 132 года. Повстанцы захватили несколько городов и укрепили их, возведя стены и прорыв подземные переходы. Прокуратор Иудеи Тиней Руф попытался потопить мятеж в крови, но это ему не удалось; легионы Руфа были разгромлены. Бар-Кохба вёл партизанскую войну небольшими отрядами, которые устраивали засады и нападали на врага. Повстанцы прятались в пещерах и подземных ходах, в крепостях, ущельях и в горах. Восстание уже распространилось по всей Иудее, Самарии и Галилее. В короткий срок Бар-Кохбе удалось установить контроль над всей Иудеей.
На помощь Руфу пришёл наместник Сирии, но и он потерпел поражение. Успехи Бар-Кохбы укрепляли веру евреев в том, что именно он – царь-Машиах, пришедший избавить еврейский народ.
Крупной победой восставших было взятие Иерусалима, служившего для евреев символом их объединения и стремления к свободе. Но центром восстания был именно Бейтар, о котором и говорится в Талмуде.
Сначала Адриан наблюдал за событиями издалека, так как все ещё не мог поверить в разгром своей армии. Вернувшись, он срочно вызвал одного из своих победоносных полководцев, Юлия Севера, который прибыл в Иудею из Британии. По своим размерам и накалу восстание Бар-Кохбы приобрело масштабы войны, представлявшей значительную угрозу Риму.
В борьбе с повстанцами принимали участие отряды римских легионеров, прибывшие изо всей империи, войска из Египта и из далёкой Британии, а также сирийский флот. Решающие сражения происходили в Иудее, на Прибрежной равнине, в горах и в Иудейской пустыне.
Под ударами римской армии Бар-Кохба отступил в крепость Бейтар, удобную для защиты благодаря выгодному стратегическому расположению. Крепость стояла на горе, возвышавшейся над долиной реки Сорек и господствовавшей над важной дорогой Иерусалим – Бейт-Гуврин. Усиленная осада Бейтара римлянами началась после того, как они захватили Иерусалим. Но даже и во время этой осады защитники Бейтара поддерживали связь с лагерями повстанцев в Иудейской пустыне.
Осада Бейтара длилась долго. Евреи сражались, не щадя себя, и порой выходили и атаковали осаждавших римлян. Но, к сожалению, заметно таял запас продуктов и воды. Осаждённые бейтаровцы стали испытывать голод.
Римляне обнаружили каналы, откуда вода поступала в крепость, и перекрыли их. Так держался Бейтар более двух лет, но положение осаждённых стало безнадёжным. Император Адриан нисколько не сомневался в исходе осады и уехал из Иудеи. Он был страстным любителем путешествий.
И действительно, в последнем бою погибли Шимон Бар-Кохба и его лучшие воины. По некоторым сведениям, Бейтар пал из-за предательства, подстроенного самаритянином. Якобы это было сделано, чтобы повстанцы не одержали победу, которая еще больше укрепила бы иудейскую религию и повредила бы верованиям самаритян (после возвращения евреев из Вавилонского плена произошло окончательное размежевание евреев и самаритян, сопровождавшееся взаимной враждой). С другой стороны, были серьёзные разногласия между религиозными авторитетами и Бар-Кохбой, ускорившие поражение восстания.
В еврейской традиции падение Бейтара считалось несчастьем, равным разрушениям Первого и Второго Храмов, происшедших 9 Ава. Иудейский трактат Мишна говорит, что разрушение крепости Бейтар также произошло 9 Ава 135 года. Да, многие трагические для евреев события происходили именно в день 9 Ава.
Есть сведения, что и после падения крепости Бейтар оставалось ещё множество очагов сопротивления римлянам. Это восстание, а скорее война, продолжалась три с половиной года.
Результат поражения евреев был печален. Все тот же Дион Кассий сообщает, что было разрушено 50 крепостей, 985 поселений, 580 тысяч евреев погибло в ходе военных действий, не считая умерших от болезней и голода. Возможно, эти цифры преувеличены, как и те, которые приводят Талмуд и Мидраш, когда рассказывают, что в Бейтаре было 500 школ, в самой меньшей из которых училось 500 детей, и из всех остался в живых лишь один ребёнок. А Талмуд говорит, что только в Бейтаре погибло 800 тысяч человек. Можно верить этим цифрам или нет – важно оценить результат трагедии.
Основная задача римлян была искоренить особую и непонятную им сущность народа Иудеи и разорвать связь евреев со священными для них заповедями Торы. Было создано три сторожевых поста в разных районах страны, чтобы ловить евреев, спасающихся в недоступных местах, подземных убежищах и пещерах. Римляне выслеживали их и безжалостно убивали. Оставшихся продавали в рабство, отправляли на судах в Египет, топили в море, чтобы не кормить.
Победа Рима в этом кровопролитном восстании привела к тому, что большая часть еврейского населения Иудеи была уничтожена. В стране наблюдалось превышение нееврейского населения над еврейским. Уцелевшие евреи подвергались жестоким преследованиям, продавались в рабство и выселялись из родных мест. Дион Кассий отмечает: «Не было числа тем, кто умерли от голода и болезней либо были сожжены заживо. И вся Иудея была превращена в пустошь, везде – запустение…»
Проведение религиозных обрядов было запрещено. Закрылись синагоги и академии… Евреев сжигали за то, что они соблюдали субботний отдых, убивали за то, что они ели мацу на Песах, избивали плетьми за постройку шалашей в праздник Суккот, за наложение тфилина, за вплетение голубых нитей в цицит.
Между тем Иерусалим со строительством в нем колонии Элия Капитолина окончательно превратился в подобие римского города, населённого язычниками вместо полностью изгнанных оттуда евреев. Более того: еврей, пойманный там, подвергался смертной казни. Позднее посещение города было разрешено, но лишь 9 Ава. Только в этот день евреи допускались к Западной стене молиться рядом с ней и оплакивать разрушение Первого и Второго Храмов. «Стеной Плача» назвали это место англичане. В Израиле название Стена Плача не принято.
Считается, что Западная стена – это остатки подпорной стены Второго храма, возведённого Иродом Великим. Говорят, что этому искусному строителю пришлось пойти на хитрость, чтобы не спрашивать разрешения у Рима на подобное сооружение. Он отправил в Рим гонца за разрешением, зная, что это займёт много времени, а сам начал строительство. Когда гонец вернулся из Рима, строительство было закончено, а в ответном письме императора Октавиана Августа было написано: «Если не начал строить, то не строй. Если начал – разрушь. Если закончил – оставь все как есть». Сегодня Стена Плача является самым святым местом для евреев.
Победа над евреями досталась римлянам слишком дорогой ценой. Император Адриан, сообщая Сенату о своём успехе, не осмелился употребить обычную в таких случаях формулу: «Я и моя армия пребываем в благополучии».
Восстание иудеев против римлян под предводительством Шимона Бар-Кохбы является одним из важнейших событий в истории еврейского народа. Это была попытка восстановления еврейской государственности. Для подавления восстания сильнейшей в то время римской армии пришлось приложить немало усилий. И хотя евреи потерпели поражение, они показали, что жизнь без Храма не имеет для них смысла. И именно поэтому евреи до сих пор скорбят по разрушенному Храму, верят и надеются, что он будет восстановлен.