Оказывается, у Петра Львовича был приятель Николай Ильич Лисюк. Валентин помнил, как однажды летом 1921 г. он приехал к ним домой на велосипеде и подарил Галине клетку для птиц. В 1922 г. Н.И.Лисюк вместе с товарищем уехал в Германию (в Лейпциг), а через два года перебрался в Америку. Пётр Львович находился с ним в переписке. Все это время Н.А.Лисюк помогал семье Глушко: передавал валюту и присылал посылки с различными вещами. В 1923 г. Марта Семёновна получила медицинские инструменты, а в 1935 г. Галина получила посылку с трикотажными изделиями. Были и продуктовые посылки. В 1924–1925 гг. Николай Ильич предложил Петру Львовичу заняться филателией и присылать ему марки и с этой целью выслал ему 100 долларов. Получив эти деньги, Пётр Львович записался в общество филателистов и регулярно отсылал ему в Нью-Йорк, по указанному им адресу гашённые почтовые марки. Так, что деньги на переписку сына с К.Э.Циолковским родители могли выделять без потерь для остальных членов семьи.
Этому способствовала новая экономическая политика. В Украине НЭП утвердился молниеносно в 1922 г. За Одессу и говорить нечего – она давно была к этому готова, можно сказать, та экономическая политика, которую при Советской власти назвали «новой», существовала там всегда. В городе появились «бизнесмены-нэпманы», стали крутиться большие деньги и создавались частные капиталы. Разрешалось хождение свободно конвертируемой валюты.
Но, Одесса есть Одесса, а потому и тут тоже не обошлось без криминала. Кроме денег, из Америки приходили ещё и марки, предназначенные для продажи в СССР. Нужда в обеспечении семьи толкнула П.Л.Глушко на некоторое преувеличение их стоимости. В результате, по доносу одного из конкурентов, в доме у Валентина Глушко оказалась милиция.
Предъявив ордер на обыск, и потребовав выдачи денег, вырученных со спекуляции марками, и услышав, что их нет, следователь оповестил хозяев, что он вынужден провести обыск.
– Хорошо, товарищ следователь, – Пётр Львович лишь усмехнулся, – ищите.
Спокойное и немного насмешливое поведение хозяина дома убедило оперуполномоченного уголовного розыска, что денег он не найдёт. Только не потому, что их хорошо спрятали, а потому, что их действительно нет.
– Но ведь они были?
– Не отрицаю, – Пётр Львович немного улыбнулся. – Более того, их было много. Врать не стану, и ещё будут.
– А куда же они тогда испарились? – сыщику понравилась прямота и честность хозяина квартиры.
– Хотите посмотреть, пожалуйста… – он пригласил милиционера за собой. Открыл комнату, заставленную книжными шкафами, – прошу Вас, проходите, проходите…
За столом, в груде книг, сидел 15-летний подросток и что-то увлечённо из них переписывал. Казалось, что юноша находится в своём собственном мире и его совершенно не касается то, что происходит за его спиной.
– И что Вы мне хотите показать, гражданин Глушко?
– Вот, – он показал на книги, – вот… И здесь, пожалуйста…
– Вы хотите сказать, что все деньги потрачены на эти книги?
– Именно, именно…
– Но зачем Вам столько книг?
– Всё дело в том, товарищ следователь, что мой сын уже несколько лет интересуется проблемой межпланетных сообщений, и я всячески помогаю ему в этом. Он пишет две научные книги, которые должны будут перевернуть всю советскую науку. И что же, я должен ему в этом мешать или помогать?
– Ну, если перевернут всю науку, – на лице следователя появилась улыбка, – тогда другое дело… А если серьёзно, зачем Вам столько книг?
Вместо ответа, Пётр Львович взял со стола одну из тетрадок сына и, протянув её милиционеру, предложил почитать. Открыв её наугад, оперуполномоченный прочитал несколько строчек, потом перевернул ещё и ещё раз. Выхватывая по несколько фраз в непонятном ему тексте, он запутывался всё больше и больше. Когда же понял, что он ничего вообще не понимает, то решился спросить у хозяина, что ему делать дальше.
– Если человек думает о светлом будущем и готовится стать настоящим гражданином своей страны, а государство из-за вынужденного недостатка средств для образования своих самородков, не может обеспечить его всем необходимым, мы что должны стоять в стороне или быть на передовых рубежах советской науки? Продвигать или тормозить её?
– Ну, я не знаю… – оперуполномоченный замялся. – Но, ведь спекуляция товаром…
– Товарищ следователь! – Пётр Львович посмотрел на него серьёзным взглядом, – Вы что, против политики нашей родной партии большевиков, ставящей своей основной задачей, чтобы всё, созданное в СССР было самым лучшим и самым передовым в мире? – он сделал шаг навстречу следователю.
Гость отступил на шаг назад.
– В прошлом году умер товарищ Ленин…
– А какое это имеет отношение к делу?
– Самое прямое! Вы же грамотный человек, товарищ следователь! Теперь весь мировой империализм поднял голову, расправил, от радости, плечи и готовится снова напасть на нашу страну, – ещё шаг навстречу.
Следователь отступил и прижался к шкафу.
– Ну, это-то так, но причём здесь Ваша спекуляция?
– Как при чём? А чем мы можем ответить мировому империализму? Только нашими новыми мировыми открытиями. Узнает он про наши таланты и поймёт: нельзя идти войной на Советскую Россию, с ней можно и нужно только дружить, иначе ждёт его полный разгром! А кто, как не мой сын, обеспечит эту безопасность для нашей прекрасной Родины?
– Ну, я не знаю…
– Вы что, против мнения товарища Сталина о том, что мы должны поощрять любую инициативу и всемерно способствовать росту своих, советских талантов?
– Нет, конечно, за!
– Вы давно в Городе? – резко сменив тему.
– Три года…
– Понятно… – и немного помолчав, продолжил: – Это, товарищ оперуполномоченный, Одесса. У нас и язык свой, и совесть своя, и причины для спекуляции тоже свои. Вы – умный человек, но изучите Город, это Вам поможет понять нас лучше. Что же касается Бригса, то лучше проверьте его каналы поставки и причины спекуляции, это будет интереснее, чем у меня.
– Почему?
– Там больше живого товара… Это только у меня увлечение сына, а там… Не боялся бы он конкуренции, не стал бы писать доносы на других…
– А откуда Вы знаете, что это он?
– Так больше некому… Как говорил товарищ Ленин (в моём присутствии): «Надо почаще и повнимательнее смотреть по сторонам, товарищи, и тогда мы скорее поймём: кто настоящий большевик, а кто лишь машет нам, стоя у обочины дороги-истории…»
В одном из писем Валентин признался своему учителю, что решил посвятить идее реализации межзвёздных путешествий всю свою жизнь и сделать всё, что он него зависит, чтобы воплотить идеи К.Э.Циолковского в реальность. Ученик одесской профтехшколы понял, что ему выпало огромное счастье: стать учеником великого мыслителя! Да, в некоторых письмах Валентина сквозит и юношеский максимализм, и желание доказать свою, пусть и только кажущуюся ему правоту, и своенравность. Всё это не меняет дела, а говорит о том, что одессит спорит с К.Э.Циолковским на равных, не делая разницы в возрасте, а старик-учитель понимает, что только так, можно воспитать из этого юноши достойного продолжателя своего дела.
К.Э.Циолковский присылает ему книги и всячески поддерживает Валентина в его устремлении. От него он узнаёт, какой путь проникновения в космос является единственно доступным в существующих условиях, и получает ясные и чёткие ответы на конкретные вопросы по устройству ракеты и ракетного двигателя. Диалог с К.Э.Циолковским, убедил его, что поиск источника энергии и использование его в ракетном двигателе является одним из самых главных проблем достижения космоса. «Нет двигателя и самая совершенная ракета мертва…» – как напишет В.П.Глушко будучи уже знаменитым учёным.
В течение зимы 1923–1924 гг. К.Э.Циолковский отправил ему практически все свои труды по космонавтике, кроме классических работ 1903 и 1911–1912 гг., лишних экземпляров которых у него самого не было. В работах 1926, 1927 и 1929 гг. К.Э.Циолковский упоминал В.П.Глушко в числе лиц, публиковавших работы по ракетно-космической технике и приводил цитаты из них, называя студента ЛГУ то математиком, то физиком. В завязавшейся переписке К.Э.Циолковский не поучает, а советует и советуется с В.П.Глушко. Это означало, что отец теоретической космонавтики Константин Эдуардович Циолковский передаёт эстафету творца космонавтики в руки 15-летнего юноши, который пронесёт её через всю свою жизнь.
Одновременно с учёбой в школе, работой в обсерватории, Валентин продолжает работать над двумя книгами. Объём накопленных им знаний уже давно приблизился к «критическому» уровню, за которым следовало желание поделиться ими, систематизировать информацию, изложить на бумаге свои мысли, выводы, заразить своим энтузиазмом других романтиков и мечтателей, уносящихся мысленно в бескрайние просторы космоса, и опубликовать их. Тем временем окончательно сформировались планы книг и их главные идеи. Он решил, что первая книга, которую он назовёт «История развития идеи межпланетных и межзвёздных путешествий», будет посвящена упоминаниям и рассмотрению проблемы межпланетных сообщений по материалам, как художественной, так и научно-популярной литературы. В другой – он собирался доказать необходимость завоевания мирового пространства.
Валентин чувствовал потребность начать проектировать корабль с двигателем на химическом топливе. Работы К.Э.Циолковского позволили ему понять, что центральными являются выбор топлива, как источника энергии и создание взрывной камеры ракетного двигателя. По установленному правилу он начал собирать и изучать литературу по химии взрывчатых веществ, основам процессов горения и взрыва. Однако одной «голой» теории для него оказалось мало. Тем более с жидкостным двигателем сразу появились проблемы, связанные с лабораторией и материальной частью. Тогда, прямо в кухонной кладовке в своей квартире, он организовал домашнюю химическую лабораторию для изучения различных взрывчатых веществ. Он изучает скорость горения жидкого и твёрдого топлива: керосина, бензина, бензола, толуола, дымного и бездымного пороха, динамита и их комбинации. Динамит он добывал вместе с товарищами из неразорвавшихся артиллерийских снарядов.
К работам он привлекает своих старых товарищей по поискам оружия в пригородах Одессы, среди которых был и Сергей Радченко, живший на Херсонской улице, и Николай Лебедев, ставшие постоянными участниками его экспериментов. Так детские увлечения порохом и взрывами формировали в нём исследователя новых видов ракетного топлива.
Неожиданно, интересовавшие Валентина номера «Вестника Воздухоплавания» оказались у любителя астрономии, мироведа, обладателя замечательной личной библиотеки, заведующего Морским музеем на бульваре Фельдмана, 9, Александра Ивановича Стефановского. Воспользовавшись любезностью Александра Ивановича, многие вечера в 1923 г. Валентин проводил у него в гостях, в доме 12 по улице Гоголя. Юный мировед вызывал неподдельный интерес у бывшего морского офицера, человека с широким кругозором. Валентин советовался с ним, пользовался его книгами, которые хозяин домашней библиотеки давал ему читать, но только в своём доме. На одной из встреч Валентин поделился с Александром Ивановичем своими проблемами.
– У меня накопилось довольно много книг о встречах с другими цивилизациями, полётах к звёздам. Популярные книги и фантастика. Много сочинений, в которых эта тема затрагивается в любой форме. Я продолжаю их собирать и постоянно под их впечатлением. Начал писать две книги. В первой «История развития идеи межпланетных и межзвёздных путешествий», хочу поделиться систематическим изложением полученных знаний. Информацию я представлю в виде краткой аннотации, рассмотрения или упоминания проблемы, дополню её своими мыслями и сделаю выводы. Мне кажется, что это будет интересно. Таких книг нет.
– Желание написать книгу похвально. Надо только знать, что писать и кто её будет читать.
– Я уверен, что читатели найдутся!
– Это хорошо, – самому Стефановскому тоже был очень интересно, что из этого получится. – А вторая книга?
– Сейчас мало кто всерьёз принимает идеи полётов человека в космос, поэтому во второй книге, которую я назвал «Необходимость межпланетных сообщений», опираясь на строго проверенные данные, я покажу, что прогресс человеческой культуры приводит к истощению жизненных соков Земли. Этим человечество, в конечном итоге, ставит себя под угрозу краха, как своей цивилизации, так и своего существования. В этих условиях осуществление межпланетных полётов, завоевание мирового пространства не только крайне полезно, но и неизбежно необходимо для спасения человечества, от угроз его существования на Земле. Как я понимаю, это первая попытка всесторонне рассмотреть будущее нашей цивилизации.
– Мне кажется это достойное занятие.
Увидев однажды рисунки юного художника, А.И.Стефановский попросил Валентина нарисовать для музея акварелью на большом листе ватмана цветную карту Марса в меркаторской проекции. В дополнение к карте Валентин сделал карандашом эскиз межпланетной ракеты, конструкцию которой навеяли прочитанные книги. Ракета была изображена в разрезе с жидкостным ракетным двигателем, тормозным устройством и собакой-космонавтом, помещённой в головной отсек. А.И.Стефановскому так понравился рисунок, что он предложил Валентину сделать по эскизу чертежи, а по ним в мастерских музея экспериментальную ракету.
– Я знаю, многие твои сверстники строят планёры. Сегодня планёры, завтра самолёты. Есть кружки планеристов. А вот ракетчиков ещё нет. Надо же кому-то начинать!
Так параллельно с изучением литературы и разработкой принципов создания межпланетных кораблей и изучением топлива Валентин взялся самостоятельно сделать летающую ракету. Он выбрал как наиболее доступное кислородно-керосиновое топливо. В керосиновой лавке его всегда можно купить, а кислород придётся получать самостоятельно лабораторным способом. Разрабатывая конструкцию ракеты и двигателя, он сразу понял, что ракета не планёр, не самолёт. Здесь полностью отсутствует не только прототип, но и какая-нибудь теория, пригодная для поиска подходов к созданию конкретного жидкостного ракетного двигателя. Пришлось в своей домашней лаборатории возвратиться к методу проб и ошибок, как в случае экспериментов с горением взрывчатых веществ.
До пуска ракеты дело так и не дошло, но работа поставила с головы на ноги 15-летнего оптимиста, выявила существенные белые пятна в его познаниях, способствовала пониманию дальнейших шагов на пути к осуществлению полётов человека в межпланетное пространство. А изготовленную им ракету с полным основанием можно считать прототипом будущих свершений пионера ракетно-космической техники академика В.П.Глушко. Сделав выводы из результатов этой работы, Валентин с ещё большей энергией налёг на физику, химию, механику и математику, а затем на производственную практику.
Первая публикация. Молодёжная обсерватория
Это было время энтузиастов, увлечение пятым океаном, самолётами, планёрами и полётами в космос. В начале 1924 г. в газетах появилось сообщение, что американский ракетчик Роберт Годдард собирается 4 июля того же года отправить на Луну ракету собственной конструкции, оно вызвало прилив всеобщего восхищения. На это известие Валентин Глушко откликнулся хорошо аргументированной работой. 18 мая центральная городская газета «Известия одесского губкома КП(б)У» опубликовала его статью «Завоевание Землей Луны 4 июля 1924 г.». Это была первая публикация Валентина. В ней он поделился с читателями некоторыми сведениями о предложенных за предшествующие 3000 лет идеях проникновения человека в мировое пространство и проектах аппаратов межпланетных и межзвёздных путешествий. Показал роль русского учёного К.Э.Циолковского первым почти тридцать лет назад предложившим ракету, как единственно возможный способ достичь Луны и планет. Осуществить вековую мечту человечества преодолеть силы земного тяготения, и описал устройство ракеты и её достоинства относительно других аппаратов. Остановился на работах Э.Пельтри, Г.Оберта и Р.Годдарда, развивавших идеи К.Э.Циолковского, поделился своими соображениями о проникновении в космос и гордостью за предстоящие завоевания человеком мирового пространства. Вряд ли кто-либо из читателей догадывался, что автору статьи было всего 15 лет. На полагавшийся за публикацию гонорар Валентин купил конфет своим брату и сестре и приобрёл первый в своей жизни белый летний костюм. Как говорят в Одессе: «Можно не знать, где бить, но нельзя бить без белого костюму…».
Полёты на Марс, на Луну обсуждаются повсеместно в Стране Советов. В Москве энтузиазм молодёжи был настолько велик, что порядок среди желающих попасть 1 октября 1924 г. в переполненную большую аудиторию физического факультета Московского университета на Моховой на диспут «Полёт на другие миры», организованный одним из обществ, приходилось устанавливать конной милицией. Толпа на входе, на лестнице. Приглушённый шум от разговоров в зале, и буря аплодисментов при появлении на трибуне Ф.А.Цандера. Он сделал сообщение «Об изобретённом новом корабле, разрешающем задачу полёта в мировое пространство». Аудитория, затаив дыхание, слушала его вдохновенный рассказ.
– Какие несметные культурные ценности могли бы быть доставлены на земной шар, если бы удалось туда перелететь человеку…
В своём выступлении один из пионеров звездоплавания, изложил историческую мечту человечества, с древнейших времён стремящегося проникнуть в другие миры и прикоснуться к внеземной жизни. Он говорил о станциях для межпланетных кораблей в мировом пространстве и даже о «способе пожизненного питания людей в межпланетных станциях». Из Ленинграда на диспут прибыл член совета Общества мироведов В.В.Шаронов.
– Сообщение в прессе о посылке снаряда профессора Годдарда на Луну 4 августа 24 года в Америке, – сообщил Шаронов, – это пример мистификации некомпетентных журналистов, которые в погоне за сенсацией выдали желаемое за действительность. Однако выдумка не лишена оснований… Профессор Годдард действительно готовится запустить изобретённую им ракету[13]. Правда, более скромных размеров.
Как руководитель молодёжного отделения РОЛМ Валентин Глушко понимал сложности выделения времени работы на телескопе юным мироведам. Привлечение второй городской обсерватории уже не решало проблему. Он списался с центральным правлением РОЛМ в Ленинграде, которое, учитывая размах работ, передало в Одессу 12-дюймовый рефлектор. Одесские мироведы были безмерно обрадованы приобретением такого инструмента. Перед очередным сеансом наблюдений к Валентину подошёл Мальцев.
– Ты не зря писал в Ленинград. 12-дюймовый рефлектор привезут завтра, багажом. Вот квитанция на получение. Машину я заказал. А ты возьми с собой ребят. Привезёте оборудование сюда, в мой кабинет. Это ещё не всё. Для его установки требуется новое помещение. Придётся договариваться с городскими властями о его строительстве, месте, материалах и расходах.
– Можно, я сам это сделаю?
– А кому же ещё этим заниматься? Ты начал это дело, тебе и заканчивать…
Неугомонный Валентин уговорил директора Одесской астрономической обсерватории О.Я.Орлова выделить место для нового помещения юных мироведов на его территории. Следующим шагом намечался визит в исполком Одесского городского совета. Нужны были строительные материалы, а как их достать, как не у руководства города? Но просто так они ничего не дадут, и нужно было что-то придумывать. Неделю разрабатывали сценарий и ещё неделю репетировали придуманный мироведами спектакль. И вот, когда уже всё было готово, 80 ребят в сопровождении своего председателя – Валентина Глушко и их старшего наставника – В.А.Мальцева, которого В.П.Глушко сам попросил пойти с ним в горсовет для моральной поддержки, пришли по бульвару Фельдмана к зданию старой биржи.
Построив своих товарищей в ряд, лицом к окнам, В.П.Глушко и В.А.Мальцев отправились на встречу с руководством. Будучи записанными на приём, они ещё около трёх часов ждали в приёмной, пока большевики не решили все свои проблемы, касающиеся того, как ворвавшись в Европу на плечах мировой буржуазии, устроить там пожар мировой революции. Наконец, навоевавшись на словах, председатель Одесского горсовета А.В.Иванов вышел в приёмную, поздоровался и пригласил их в свой кабинет.
Послушав увлечённый рассказ В.П.Глушко, он спокойным голосом сказал, что всё понимает, полностью разделяет его мнение, но (к его огромнейшему сожалению) ничего сделать не может, а потому он больше не задерживает своих гостей и просит не мешать ему заниматься более важными делами, чем выделение стройматериалов для строительства никому не нужной обсерватории.
Услышав это, Валентин посмотрел на главу города и горько усмехнувшись, преградил ему дорогу к выходу из кабинета. При этом ещё один человек, находившийся в кабинете, продолжал с интересом смотреть на юношу и его взрослого спутника. Слегка улыбаясь, он внимательно наблюдал за происходящим. Он уже принял решение помочь молодым людям, только для начала хотел понять действительно это им нужно или нет.
– Товарищ Иванов, Андрей Васильевич! Вы же советский человек, глава нашей любимой Одессы, и как Вы не понимаете, что именно от Вас сейчас и зависит будущее нашего Города, его расцвет и всемирная слава!
Председатель Одесского городского совета А.В.Иванов.
– Это, каким образом? – председатель горсовета застыл на месте. Он не ожидал, что дело примет такой оборот.
– Как каким, Андрей Васильевич? – Валентин был изумлён. – Как член самой передовой партии в мире – партии большевиков не видит очевидного?
– А Вы, что об этом думаете? – спросил Иванов у Мальцева.
– Я, Андрей Васильевич, полностью согласен со своим молодым другом, – известный в Одессе астроном говорит, что он на стороне молодёжи, а это значит, что и он, Иванов, должен быть с ними, иначе революция в мировой науке пройдёт без его участия, а этого, ни Мальцев, ни пришедший с ним Глушко допустить не могут. Как же так мировая революция и без городского главы Одессы?
С одной стороны Иванов это хорошо понимал, а с другой ему так не хотелось возиться с пришедшими, и он не знал, как от них отделаться так, чтобы они спокойно ушли и забыли про свои утопические идеи. Ему казалось, что самым лучшим выходом для них будет садиться за уроки, а ещё лучше изучать математику и физику, или идти к станку, и выпускать новую продукцию, каждый день, в несколько раз перевыполняя план.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
В переводе на русский язык с одесского, фраза значит: Мальчик, играй эту музыкальную фразу так, чтобы все заслушались.
2
Сам И.Е.Репин в письме Н.С.Лескову так описывал своих «Запорожцев»: «А знаете ли, я должен Вам признаться, что я и в «Запорожцах» имел идею… И наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъёмом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов, веры православной и личности человеческой… Теперь это покажется устарелыми словами, но тогда, в то время, когда целыми тысячами славяне уводились в рабство сильными мусульманами, когда была поругана религия, честь и свобода, это была страшная животрепещущая идея. И вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума (это интеллигенция своего времени, они большей частью получали образование) усиливается до того, что не только защищает всю Европу от восточных хищников, но и грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием…» – Что это, как не точный ответ на вопрос: откуда у В.П.Глушко такая внутренняя независимость? Независимость, которой восхищались и завидовали очень многие.
3
Попытки найти информацию о месте пребывании семьи Петра Леонтьевича и его работе в Одессе до 1917 г. оказались неудачными. Здесь и далее примечания авторов.
4
Интересно, что во всех метриках и Галины, и Валентина их отец записан так, как он потом будет писаться после Октябрьского переворота – Львовичем.
5
В 1995 г. (Р.Д.Пёрышковой) и в 2004 г. в Государственном архиве Одесской области, при активной помощи начальника одного из отделов В.Харковенко были найдены метрические записи о рождении всех троих детей. Кроме них, в картотеке, составленной ещё в 1930-х гг., по заданию НКВД, были обнаружены метрические записи о рождении ещё четырех Глушко. Однако в первом случае родители ребёнка имели другие имена, а в трех остальных при проверке по самим записям, сведения в картотеке не имели ничего общего с написанным в метрических книгах. Таким образом, можно сделать вывод, что больше детей (умерших в младенчестве) у родителей В.П.Глушко не было.