Книга Как выбрать школу для ребёнка? Серия «Мама, подскажи!» - читать онлайн бесплатно, автор Марина Моисеева. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Как выбрать школу для ребёнка? Серия «Мама, подскажи!»
Как выбрать школу для ребёнка? Серия «Мама, подскажи!»
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Как выбрать школу для ребёнка? Серия «Мама, подскажи!»

Объединялись в комплексы школы по-разному, и это важно знать и понимать родителям. Одна модель объединения предполагала, что если титульная школа, ставшая во главе присоединения (объединения), продолжит своё существование, как и раньше, то другие школы, которые к ней присоединились, тоже более-менее сохранят свою автономность в укладе и содержании обучения. Предположим, что всех вокруг себя объединила известная в городе физико-математическая школа, в которой учатся одарённые дети. Присоединившиеся школы – это обычные микрорайонные школы или школы с каким-то другим профилем обучения. Вероятнее всего, что в каждой из этих школ после реорганизации всё останется по-старому, и даже если ваш ребёнок окажется в этом образовательном комплексе, то он вряд ли получит отличное образование в элитных физматклассах, если он попадёт не в головную школу комплекса, а просто в одно из её подразделений, где не будет сильных учителей по физике и математике и вообще может быть всё совсем не так, как вы ожидали.

Другая модель реорганизации – это объединение нескольких небольших школ, которые активно используют синергетический эффект и грамотно перераспределяют ресурсы с целью создать единую школу с единым образовательным пространством, укладом и максимально повысить эффективность учебного процесса на всех присоединённых площадках. Таких школ мало, и как правило, это образовательные мини-комплексы на тысячу или максимум – 2 тысячи учащихся. Им сложнее бороться за высокие места в рейтингах, зато все подразделения, вошедшие в комплекс, обеспечивают равные условия для учащихся по обучению и воспитанию. Там нет «элитных» профильных классов, куда даже внутри комплекса принимают по строгому отбору, но там созданы условия для раскрытия талантов и способностей разных учащихся.

Важный вопрос – это наполняемость классов. И в больших, и в маленьких школах, особенно если эти школы очень популярны у родителей, классы могут быть переполнены. С экономической (бюджетной) точки зрения государственным школам важно иметь в классе не менее 25 учащихся, но верхняя планка наполняемости ограничивается только размером кабинетов, количеством парт и выносливостью учителей. Иногда бывают классы, в которых учатся по 35—37 детей. Когда я только пришла в школу из пединститута, у меня в классе было по 40 учащихся. Тех, кто сидел «на галёрке», я смогла запомнить по именам только к концу первой четверти.

В начальной и средней школе количество детей в классе – это особенно критично, поскольку все дети разные; иногда достаточно одного-двух шумных и непоседливых детей, чтобы дисциплина на уроке была нулевой. Очень большая наполняемость классов и школы в целом – это не просто большая эмоциональная нагрузка для многих детей, которые не привыкли к толпе. Это ещё и постоянный шумовой фон на уроках и переменах, который приводит к истощению нервной системы у особо чувствительных детей. Это проблемы с организацией питания большого количества детей в школьной столовой, с организацией занятий физкультурой, невозможность отдохнуть в коридорах и школьных рекреациях на переменах и т. п.

Большая школа – это школа, где директор и его заместители вряд ли будут знать в лицо всех учеников и их родителей. Любой возникший вопрос будет решаться долго, проходя по иерархической должностной лестнице от классного руководителя к главному администратору того подразделения школы, где учится ваш ребёнок, а от него – к заместителю директора школы, и только потом – к директору. В маленьких школах гораздо меньшая дистанция власти, все друг друга знают и гораздо проще наладить горизонтальные и вертикальные связи, обеспечить нормальную коммуникацию между родителями и школой. В маленьких школах, как правило, трепетно сохраняются и передаются традиции, сохраняется уклад школы, на чём строится вся воспитательная работа. В таких школах намного комфортнее особым детям. Но минусом является то, что маленькие школы, особенно если речь идёт о государственных школах, не выдают учредителю тех показателей, по которым учредитель судит об успешности школы. Поэтому у них недостаточно стабильная позиция на фоне других школ, учредитель может сменить директора школы (он же не обеспечивает достижения нужных показателей!), школу могут объединить с какой-то другой школой и т. д. В общем, счастье может быть недолгим…

Мы говорим о больших и маленьких государственных школах. А что с частными? Они тоже бывают большими и маленькими, и количество учащихся в школе влияет на те же факторы развития и уклада школы. Только в ситуации с частными школами добавляется ещё один вопрос – стоимость обучения. Есть частные школы, в которых дети учатся в классах по 5—8 человек, но стоимость обучения там более высокая, чем в среднем по аналогичным частным школам. Бывает, что учредители маленькой частной школы и стоимости услуг не поднимали, и хотели делать так, как лучше родителям и детям, а в итоге не справились с финансовыми решениями и… закрыли школу.

А теперь давайте сделаем свой выбор:


Семейные и альтернативные

Для начала обсуждения вспомним о том, что такое семейное образование. Это форма получения начального, основного и среднего общего образования, предусматривающая изучение общеобразовательной программы вне школы и доступная для всех обучающихся по их желанию. Семейное образование считается альтернативной формой получения образования. То есть семейное и альтернативное образование – это практически одно и то же. Просто альтернативное образование – это более широкое понятие, которое обозначает любые формы и виды получения образования вне существующей традиционной системы формального образования. И семейное, и альтернативное вовсе не означает менее качественное образование. Давайте разберёмся.

Директора государственных школ долгое время боялись принимать в школу детей, которые до этого были на семейном обучении. Причин было несколько: эти дети нуждались в адаптации к жёсткому ритму жизни школы, к коммуникации с разными детьми и взрослыми (ведь они до этого общались главным образом либо с членами семьи, либо с ближайшими родственниками или друзьями). Также проблемой могло быть отставание ребёнка по одному или нескольким предметам от программы начальной школы. Вместе с тем не могу не сказать, что дети, приходящие в наши школы после некоторого периода семейного образования, всегда отличались воспитанностью, спокойствием в ходе довольно стрессового для всех детей собеседования по приёму в школу. Этим детям было что ответить на вопрос «А что ты сейчас читаешь?», поскольку они меньше сидели за компьютером и редко играли в компьютерные игры, но вот читать они точно умели и любили, а названия прочитанных и книг всегда приводили членов приёмной комиссии в восторг. Это были хорошие книги, которые и мы сами с удовольствием читали. Серьёзные книги, для которых нужно время и отсутствие суеты вокруг. Итак, это было всего пару лет назад, и действительно слова родителей о том, что их ребёнок «уходит на семейное обучение», вызывали трепет у представителей формальной системы образования. Что будет с ребёнком? А как родители, не имея педагогического образования, будут его сами учить? А вдруг что-то пойдёт не так?

Однако время шло. Сначала, в 2012 году, был принят новый закон об образовании, в котором родителям давалось право самостоятельно выбирать форму обучения для своего ребёнка, в т.ч. и семейную. Но потом начался период затяжных карантинов в школе и онлайн-обучения в связи с пандемией коронавируса. И вдруг оказалось, что семейное образование из почти подпольного стало общепризнанной и вполне удобной для многих семей формой обучения ребёнка. Родители, которые могли заниматься своим ребёнком и учить его самостоятельно, были первыми, кто стал массово забирать детей из традиционной школы во время карантина.

Сейчас семейное обучение реализуется в двух вариантах. Первый – это, собственно как и прежде, обучение ребёнка в семье, когда родители пишут заявление, информируют органы государственной власти и управления (например, местную управу) о том, что они переводят ребёнка на семейную форму обучения, после чего разрабатывают план занятий и учат ребёнка сами. Это могут быть уроки, которые проводят родители, занятия в онлайн-школе, частные репетиторы, а также занятия в системе дополнительного образования (кружки, секции, студии и т.п.), которые комбинируются так, как удобно семье и ребёнку. Если родители не могут сами составить такой план и собрать образовательную программу и учебный план для своего ребёнка, то найдутся помощники в лице персональных консультантов (тьюторов, менторов, коучей). Ещё одним вариантом семейного обучения является обучение по разработанным и апробированным программам, которые предлагаются многочисленными онлайн-школами, частными EdTech-компаниями либо очно-заочными отделениями частных школ.

Надо ещё добавить, что семейное образование, подкреплённое переходом на очно-заочное или дистанционное обучение, – это ещё и единственно возможное решение для родителей, которые путешествуют по миру со своими детьми или работают по контракту за рубежом. Что в этом случае делать с детьми? Как они могут продолжить учиться в школе, чтобы по минимуму отстать от программы и иметь возможность без потери года вернуться в школу тогда, когда семья вернётся домой?

Вслед за массовым увлечением семейным обучением совсем недавно возник и такой феномен, как альтернативные школы. Я не буду сейчас говорить о таких хорошо известных альтернативных школах, как школы Монтессори или вальдорфские школы, школы-парки или садики реджио. Они были и будут существовать, и это тоже очень интересная история. Но на каком этапе и в связи с чем за последние пару лет семейное образование переросло в семейные альтернативные школы?

Новые альтернативные школы – это продукт коллективного творчества и энергии родителей, чьи дети учатся на семейном обучении либо учились в государственных школах, но родителям категорически не понравилось то, что они там увидели, поэтому они решили объединиться и создать такие мини-школы для небольшого количества детей, включая собственных. Эти школы, как правило, не имеют своих помещений, и они ни в коем случае не собираются становиться большими и вступать в конкурентную борьбу за учащихся на рынке образовательных услуг, играть по установленным правилам, получать лицензии и аккредитации. Им это не нужно, поскольку они всегда могут заключить договор с одной из образовательных организаций города, в рамках которого дети из маленькой альтернативной школы смогут официально «прикрепиться» в форме очно-заочного обучения и спокойно проходить все промежуточные и итоговые аттестации, переходя из класса в класс.

У альтернативных школ есть свобода выбора программ обучения, учителей и воспитателей, работающих с детьми; они могут обустроить для детей современную образовательную среду, не спрашивая ни у кого разрешения на покупку нестандартной мебели или детских тренажёров. Они часто возят детей на экскурсии и придумывают для них исследования и экспедиции на природе. Они свободны. Но альтернативные школы не бесплатные; по стоимости они меньше, чем частные школы, но ненамного. Соответствует ли обучение в альтернативных школах государственным образовательным стандартам, принятым в Российской Федерации? В большинстве случаев да, но надо смотреть программу и учебный план каждой конкретной школы. Чаще всего стандарты выполняются. Особенно по ключевым предметам – математике, русскому языку и чтению. А иногда и перевыполняются, ведь при небольшом наполнении класса и интересно выстроенной программе обучения с использованием современных педагогических технологий дети лучше усваивают программу. А если добавить, что в эти школы перешли работать немало известных педагогов, кто принципиально ушёл от массовой школы в сторону альтернативного образования, то станет понятно, почему качество обучения в таких «маленьких, но гордых» школах может быть довольно высоким.

Если альтернативная школа, выросшая за несколько лет из небольшого частного проекта семейного образования, наберёт силы и в неё потянутся другие родители со своими детьми, то дальше ситуация может развиваться следующим образом. Если данная альтернативная школа станет популярной, в неё пойдут дети, а значит, придётся открывать новые классы и увеличивать приём детей. Если сильно развиваться вширь по целому ряду причин не получится, то из-за большого наплыва детей школе придётся вводить входное собеседование и тестирование. То есть, проще говоря, принимать детей по конкурсу и развиваться вглубь. А вслед за этим может подрасти и цена за обучение. Так маленькая альтернативная, но теперь уже вполне успешная школа может плавно превратиться в частную школу.

На каком этапе школьной жизни семейные и альтернативные школы хороши для детей? Ответ прост: на этапе подготовки к школе, а также начальной школы. Большинство альтернативных школ – это именно про начальную школу, в отдельных случаях это школы до 6—7-го класса. Почему? Если за период обучения в этих школах ребёнок достаточно повзрослеет, сформируется как личность, разовьёт свои таланты и способности, разберётся, что ему интересно изучать дальше, то будет вполне логично перейти из альтернативной школы в хорошую государственную или частную школу, где есть система предпрофильного и профильного обучения, где есть несравнимые с маленькой школой современные лаборатории и предметные кабинеты, оснащённые дорогостоящим оборудованием, где есть условия для серьёзного самоопределения и предпрофессионального развития. К этому времени ребёнок становится более самостоятельным и организованным, может сам ездить до школы или куда-то на дополнительные занятия.

Какая форма обучения вам кажется более приемлемой для вашего ребёнка?



Этнокультурные и поликультурные

Возможно, вы даже и не знали, что есть такие школы. Вообще-то, подавляющее число школ являются поликультурными, то есть туда принимаются дети всех национальностей и народностей. Язык преподавания в этих школах – русский, в их образовательные программы и учебные планы не включено изучения языков малых народов России или просто каких-то уникальных иностранных языков (ну точно не английского или немецкого языков), но программы построены так, что дети узнают о разных народах, языках и культурах. Это происходит на уроках и во внеурочной деятельности; дети ходят в этнографические музеи, ездят по городам России и зарубежья, ближнего и дальнего. В последние годы всё чаще поднимается тема толерантности. Если школа расположена в крупном городском мегаполисе или регионе с поликультурным составом населения, то, конечно, такая школа будет поликультурной по своей сути.

Но есть школы, где в качестве второго иностранного языка преподаются необычные языки, например в Москве это школы с изучением иврита, корейского языка, грузинского и литовского языков. В таких школах дети изучают не только язык, но и историю и традиции конкретного народа. Изучение языков, истории и культуры входит в школьный компонент образовательной программы школы. А сами такие школы называются этнокультурными, и они тоже бывают разными.

Этнокультурные школы появились в российской системе образования с 1990-х годов, одновременно с появлением большей части известных и сегодня авторских, нетипичных школ, включая лицеи и гимназии. Государственные этнокультурные школы – это школы, которые создаёт учредитель в лице государства (департамента образования), но помимо государства в их жизни играет большую роль местное национальное (этнокультурное) сообщество. Сразу отметим, что если этнокультурная школа – государственная, т.е. финансируется из государственного бюджета, то это школа светская, в ней не будут преподаваться религиозные дисциплины и там не будет молитв и других подобных традиций. Акцент будет сделан на другом – обязательном изучении иностранного языка, а также культуры и истории страны изучаемого языка. Такие школы, как правило, имеют партнёрские школы в стране изучаемого языка, куда ездят группы детей по обмену. За годы обучения в такой школе дети не только начинают говорить на необычном иностранном языке, но и хорошо узнают историю, традиции, культуру и искусство другой страны. Они бывают там на каникулах, участвуют в международных конкурсах, которые устраиваются разными государственными и некоммерческими организациями, поддерживающими этнокультурное образование.

Если этнокультурная школа не государственная, а частная, то поддерживается она не только государством, но преимущественно религиозной общиной той же этнокультурной направленности. Обучение в таких частных школах стоит меньше, чем в обычных частных школах, поскольку стоимость обучения и содержания детей в значительной мере покрывается религиозной общиной. Как следствие – такие школы более консервативны и закрыты по своему укладу, академический уровень преподавания светских дисциплин (в соответствии с действующими ФГОС) слабее, чем в обычных или светских этнокультурных школах. Значительное время в учебном плане отводится обязательному изучению языка, истории, традиций, а также глубокому изучению основ религии. В религиозных этнокультурных школах так же, как и в светских, отмечаются все праздники – и российские, и того народа (страны), который создал этот язык. Самое главное: приём в государственные этнокультурные школы происходит по государственным правилам, регулирующих приём детей в школу, а в частные религиозные этнокультурные школы можно поступить только в том случае, если родители ребёнка могут документально подтвердить своё отношение к данной национальности.

Обучаясь в этнокультурных школах, учащийся имеет возможность вырасти и сформироваться как личность сразу в двух культурах – российской в широком смысле и той национальности, которая дала название школе. Это не только культура, традиции, история, хорошее знание одной из зарубежных стран, но и значительное расширение контактов, связей с представителями данной национальности. Выпускники этнокультурных школ имеют высокий уровень адаптации к жизни в другой стране; они входят в сообщество выпускников, многие из которых в дальнейшем связаны с этой страной по бизнесу; кто-то получает там высшее образование, а кто-то туда переезжает на постоянное местожительство. Сообщества выпускников этнокультурных школ, как правило, очень устойчивы, т.к. в процессе обучения в таких небольших школах все знают всех и приучаются к взаимопомощи и поддержке.

Давайте подведём итоги:



Специализированные и обычные

Когда-то, ещё в советские времена, на табличках при входе в школы было написано что-то типа «Школа №14 с преподаванием ряда предметов на английском языке». Это были так называемые английские спецшколы. Я училась в одной из лучших московских английских спецшкол, но никаких предметов на английском языке у нас не преподавалось, но вот английский язык был с 1-го класса и по расписанию уроков английского было намного больше, чем в обычных школах. Такие же спецшколы с углублённым изучением языков были открыты для изучения немецкого, французского, испанского и китайского языков. Где эти школы? Они до сих пор есть, но за последние годы они все поменяли свои номера и названия. Помните, мы уже с вами говорили о том, что при образовании крупных образовательных комплексов путём объединения или присоединения школ часть из очень известных в прошлом школ просто растворилась внутри новых образовательных комплексов, потеряв свою индивидуальность, а в некоторых случаях – традиции и сложившуюся систему углублённого преподавания предметов?

Другая проблема связана с тем, что в новых условиях спецшколы уже не могут принимать детей в 1-е классы через сложную систему входного тестирования и собеседований. В школу идут дети из детских садиков в составе образовательных комплексов и из микрорайона. Все ли эти дети имеют способности изучать предмет (иностранный язык, математику и т.п.) на углублённом уровне? Конечно, нет, но их родители хотят, чтобы ребёнок учился именно в этой школе. Отсюда – постепенное снижение качества обучения, введение дополнительных мер по формированию классов углублённого изучения предметов на ступенях средней и старшей школы. Ещё один интересный вопрос – это то, что многие известные спецшколы принципиально не создают начальных школ и уж тем более не присоединяют к себе детских садов. Они вошли в реорганизацию и вышли из неё практически без изменений, ничего не потеряв. Что они сделали? Они принимают на обучение детей только с определённого возраста, например только с 7-го класса, но зато в строгом соответствии с действующими законами. Разрабатывая собственную систему входного тестирования и собеседований, они отбирают себе учащихся «через игольное ушко», предлагая детям пройти многоэтапные испытания по основным предметам, включая предмет углубления.

Вы вряд ли сейчас увидите словосочетание «специализированная школа» в названии образовательной организации. Скорее всего, это будет обычная государственная школа с номером или очевидным названием, ставшим уже давно известным брендом, например «57-я школа» или «2-я школа». В некоторых случаях сохраняются ставшие уже историческими (в действующем законе об образовании их нет) названия «лицей» или «гимназия» (например, «Столичная гимназия», «Лицей НИУ ВШЭ»). Практически в каждой из этих образовательных организаций, независимо от того, на преподавании каких предметов они специализируются, будет следующее:

• приём детей из других школ осуществляется только по специальным правилам поступления, разработанным внутри организации;

• учебные планы сориентированы на углублённое изучение ряда предметов (их будет больше по количеству часов в неделю);

• специализация будет называться профилем, а обучение, соответственно, предпрофильным (8—9-й классы) или профильным (10—11-й классы);

• часть занятий по углублённому изучению профильных дисциплин будет осуществляться на платной основе через систему дополнительного образования во второй половине дня;

• учащиеся более активно, чем в других школах, принимают участие в предметных олимпиадах, конкурсах, занимаются проектной и исследовательской деятельностью и сориентированы на достижение высоких результатов.

Спецшколы – это, конечно, очень престижно, поскольку есть шанс, что уровень обучения в такой школе будет более высоким (хотя бы по предмету специализации) и можно ожидать лучших результатов на выпускных испытаниях и при поступлении в вузы. Но всем ли детям нужно в них поступать? Однозначного ответа на этот вопрос нет.

В спецшколах (например, в хорошо известных физматшколах) учиться очень непросто. Если родители мечтают, чтобы ребёнок учился в такой школе, но ребёнок явно «не тянет», родители берут репетитора, который натаскивает ребёнка на прохождение вступительных тестов. Парадокс в том, что даже прорвавшись на обучение в такую школу, ребёнок всё равно не сможет в ней учиться. Либо ему придётся постоянно заниматься с репетитором по предметам специализации. Любая спецшкола – это высокие требования к интеллекту и мотивации ребёнка, углублённо занимающегося этим предметом. Это фактически разновидность «спорта высоких достижений». Любимым предметом придётся заниматься очень серьёзно, добиваться высоких результатов на мониторингах, экзаменах, олимпиадах и т. д. Это большой интеллектуальный труд, высокий уровень самоорганизации и самоконтроля, нацеленность на результат. В некоторых случаях – полная эмоциональная и интеллектуальная погружённость в предмет изучения; но это уже вопрос, связанный с одарённостью, о чём мы поговорим чуть позже, во второй части книги.

Если ребёнок на самом деле не хочет учиться в такой школе и с такими нагрузками, а решение поступить в школу продиктовано исключительно амбициями родителей и престижностью школы в городе, то ожидаемого результата не будет. Даже при поддержке команды лучших в городе частных репетиторов ребёнок будет чувствовать себя слабее других детей, а в результате через какое-то время, так и не добившись успеха, из школы придётся уходить. Подумайте заранее: нужно ли это вашему ребёнку? Готов ли он вкалывать и так ли уж сильно он заинтересован предметом?


Инклюзивные и коррекционные

Это важный вопрос, независимо от того, есть у вашего ребёнка проблемы с обучением и здоровьем или нет. Большинство родителей знают, что коррекционные школы – это специальные школы, в которых учатся дети, имеющие какие-либо проблемы: физические или ментальные. Этим детям не всегда просто справиться с обычными образовательными программами, поэтому они учатся по адаптированным под их проблему образовательным программам, для них создаётся специальная образовательная среда, включающая специальным образом устроенные учебные кабинеты, дидактические материалы, учебные пособия и т. д. Классы, где учатся такие дети, обычно рассчитаны на наполняемость в 10—15 человек, поэтому учитель может уделить больше внимания каждому ребёнку. В коррекционных школах всегда работают высококвалифицированные специалисты, которые оказывают профессиональную помощь учащимся: учителя-дефектологи, логопеды, психологи и нейропсихологи. В целом уровень подготовки педагогических работников, работающих в таких школах, очень высокий.