Коррекционные школы бывают разными, на сегодня существует 8 видов коррекционных школ: для глухих детей и слабослышащих, для незрячих и слабовидящих, для детей с тяжёлым нарушением речи, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и для детей с задержкой развития. Детям в таких школах комфортно, они учатся в своём темпе, изучают не все предметы по сравнению с обычными школами и в целом не чувствуют себя белыми воронами, находясь в среде детей с такими же проблемами.
Гуманизация образования и российской школы, поддержанная родителями учащихся с особыми образовательными потребностями или ограниченными возможностями здоровья, привела к тому, что теперь выбор образовательной организации, где учится ребёнок, закреплён в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ за родителями. Если родитель ребёнка, у которого есть определённые сложности в обучении, захочет, чтобы ребёнок учился «как все», то есть в обычном классе и в обычной школе, то ребёнок поступит в такую школу и будет учиться. Для поддержки такого ребёнка школа должна создать особую образовательную среду, способствующую инклюзии ребёнка. Что же такое инклюзия и инклюзивное обучение?
Инклюзия – это процесс реального включения в школьную жизнь и реальную социальную среду детей, имеющих трудности в физическом развитии, в т.ч. с инвалидностью или ментальными особенностями. Соответственно, инклюзивное обучение – это включение особого ребёнка в обычный учебный процесс, без дискриминации и сегрегации. Инклюзивное образование – это образование, доступное всем детям, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей. И речь, кстати, идёт не только о больных детях, но также и о других «особых детях», таких как не говорящие на русском языке дети мигрантов; это и особые одарённые дети, которые тоже не вписываются в традиционный формат; это могут быть так называемые социально запущенные дети и т. д. Теперь давайте разберёмся, имеет ли смысл учиться в инклюзивной школе, то есть такой, которая сама открыто заявляет о себе как об инклюзивной (а таких школ очень мало).
Инклюзивная школа – это школа, где не гонятся за высокими результатами, где дети с раннего возраста учатся толерантному отношению к непохожим на других детям, где все равны и все стараются помочь друг другу. А за этим всем стоит определённая система воспитательной работы и преемственности по сопровождению особых детей от дошкольного отделения до старших классов школы. Вы вряд ли увидите эти школы в топе рейтингов школ, но о них будут очень хорошо отзываться дети и родители. В инклюзивных школах непросто работается учителям, поскольку нагрузка на них возложена двойная, ведь в обычных классах и детей не 10—15, как в коррекционных школах, а 25—30, а в классе могут учиться 2—3 ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, 1—2 аутиста с синдромом Аспергера, плохослышащий и плоховидящий дети. Это 7 особых детей в классе из 30 учащихся. Много это? Конечно, да. И учителям в таких школах приходится много учиться, повышать квалификацию, осваивать новые направления своей профессии, погружаясь в вопросы психологии, дидактики и сопровождения «особых детей». И пока они могут только мечтать о том, чтобы в классе, помимо основного учителя, был ассистент, который помогает тем детям, которые в этой помощи нуждаются. Так работают многие зарубежные школы, и так работают некоторые частные школы в нашей стране.
В инклюзивных школах дети могут учиться в обычных классах, но в ряде школ уже появились так называемые ресурсные классы, где учатся дети с серьёзными проблемами, например, с задержкой развития, которым трудно находиться на уроке в обычном классе. Зато учащиеся ресурсных классов участвуют во всех школьных мероприятиях, занимаются наравне со всеми в кружках и учатся с тем классом, к которому они «приписаны», на несложных уроках типа музыки или рисования. Любая инклюзивная школа – это демократичная по укладу школа, где принимают всех детей и умеют с ними работать, и, как правило, в этих школах есть хорошие, слаженно и грамотно работающие психолого-педагогические службы, включающие разных специалистов. В целом наличие или отсутствие психолого-педагогических служб в школе – это один из важных индикаторов, характеризующих школу.
Подведём итоги и сделаем выбор:
Британские и международные
Что такое международная школа? В чем её отличие от обычной школы? Например, в Москве действуют известные Англо-американская международная школа, несколько британских и кембриджских школ. Несмотря на международный фокус, каждая из этих школ адаптирована к условиям и интересам национальной экономики и системы образования. Как правило, международные школы создаются для обучения детей экспатов, дипломатов, желающих, чтобы их дети получили образование, аналогичное тому, которое даётся в их родном государстве. Такие международные школы называются традиционными. Они предназначены для детей, которые в силу своих языковых, культурных и национальных особенностей, обусловленных происхождением, не могли бы обучаться в обычной школе в стране, куда приехали для работы их родители. Период обучения таких учеников напрямую зависит от срока трудового договора их родителей.
Однако со временем в нашей системе образования появился и другой тип международных школ, не традиционных, для детей экспатов, а для «глобалистов», а именно – для детей из семей с высоким достатком, кто может себе позволить обучать детей в очень дорогих частных школах. Эти школы находятся в России, но они сориентированы на подготовку детей к жизни и работе в условиях глобализации. Для таких родителей исключительно важно в образовании своих детей уйти от национального образования и культуры в сторону космополитичного подхода, поливалентности дипломов, аттестатов о среднем образовании и сертификатов, которые признаются в разных странах мира. Эти родители хотят дать своим детям элитное или даже аристократическое образование и готовы спонсировать подобные школы. Чаще всего в названиях таких школ присутствуют слова «британская», «международная», «гимназия» и т. д. Эти школы очень разные, и их уклад, традиции в обучении и воспитании детей, учебные программы, философия и миссия зависят исключительно от учредителей этих школ. Лучше ли в этих школах учат по сравнению с традиционными частными школами или с государственными школами? Как говорится, это зависит (it depends). Зависит от целого ряда причин и условий. В ту государственную школу, где я работала, периодически попадали дети из элитных международных школ, которые отлично говорили на английском, умели играть в гольф и кататься на лошади, но при этом на год-два отставали от своих российских сверстников по математике и русскому языку и имели весьма смутные представления о таких предметах, как физика и химия. Всё зависит.
Рассмотрим два вида международных школ, наиболее популярных в России. Это система международного бакалавриата и система британских школ.
Международный бакалавриат (International baccalaureate, IB) – это школьная программа с универсальным учебным планом, по которому работают школы в разных странах мира. В нашей стране 11-летнее обучение в школе, в то время как во многих странах мира, куда потом уезжают выпускники наших школ поступать в университеты, школьное образование включает 12 лет. Соответственно, нашим выпускникам явно не хватает одного года, и им приходится сначала поступать на подготовительное отделение, чтобы через год уже поступать на I курс выбранного университета. Система международного бакалавриата решает эту проблему. Абитуриент с IB-дипломом может поступить в любой вуз мира, признающий этот диплом в качестве вступительного экзамена. На сегодня это примерно 2 тысячи университетов мира, среди которых Гарвард, Стэнфорд, Оксфорд, Кембридж, Принстон, Массачусетский технологический институт, Йель, Национальный университет Сингапура, Сорбонна, Берлинский университет Гумбольдта и многие другие. В России абитуриентов с дипломом IB принимают МГУ, Плехановский университет, МГИМО (во все остальные вузы поступление происходит на основе результатов прохождения государственной итоговой аттестации). Более того, некоторые вузы могут засчитать абитуриенту все зачётные баллы (кредиты) в соответствии с пройденными в IB программами или выделяют для абитуриентов с дипломами IB специальные стипендии. Важно при этом понимать, что программы IB прекрасно интегрируются с российской национальной системой образования. Международный бакалавриат есть в государственных и частных российских школах, где-то выстраиваясь в дополнительную образовательную вертикаль с 1-го до выпускного класса, а где-то присутствуя только на средней или старшей ступенях образования.
Программа, по которой ведётся обучение в системе международного бакалавриата, включает несколько специальных программ, разработанных для детей от 3 до 19 лет, т.е. включает все ступени начального и среднего образования. Обучение на международном бакалавриате заставляет учащихся обсуждать глобальные мировые проблемы, учиться самостоятельно, развивать исследовательские навыки, критически мыслить и творчески подходить к решению задач. В большинстве школ преподавание хотя бы частично ведётся на английском, а значит к концу обучения дети будут неплохо владеть иностранным языком. Пройденные в IB курсы английского языка учитываются при поступлении вместо IELTS/TOEFL. В программе IB введена двухуровневая система контроля успеваемости учащихся, что исключает субъективный подход. Все работы учащихся проверяют не только преподаватели в школах, но и внешние экзаменаторы, которые используют специальные руководства для оценивания, разработанные IB.
Международный бакалавриат представляет собой продолжительное обучение из четырёх последовательных частей. Оно включает все ступени начального и среднего образования: Primary Years Programme для дошкольного образования и начальной школы, Middle Years Programme для средней школы и Diploma Programme или Career-related Programme для выпускников школы.
Каждый учащийся выбирает 6—7 предметов для изучения по углублённой или дополнительной программе; часть предметов при этом берутся в рамках стандартного учебного плана той школы, где учится ребёнок. То есть программы IB хорошо интегрируются с обычными школьными предметами в рамках учебного плана. Например, если физика, химия или история будут изучаться в рамках традиционного учебного плана, то такие предметы из перечня программы IB, как философия, бизнес и управление, психология или антропология, могут как дополнительные предметы по выбору учащегося. Предметы по выбору могут быть разными, включая творческие – живопись, графику, керамику, музыку, хореографию или драму. А курс под названием «теория познания» вообще обязателен для всех, и по нему пишется отдельная итоговая работа в 11-м классе. Теория познания – это ключевой предмет программы IB, позволяющий учащимся развить критическое мышление и вникнуть в процесс обучения. Учащиеся изучают природу познания и обсуждают понимание знания как результата мыслительной деятельности человека, т.е., по сути, учатся самостоятельно учиться и осваивают другие «навыки XXI века».
Преподавать по программам международного бакалавриата имеют право только школы, авторизованные в системе – т.е. уполномоченные непосредственно организацией IB. Преподаватели таких школ проходят обучение и аттестацию в IB и ведут занятия на английском, французском либо испанском языках. Есть школы, которые ещё не получили авторизации, но уже начали работать по системе IB, имея статус кандидата. Наличие в школе программы международного бакалавриата является отличным маркером высокого уровня преподавания в школе и её соответствия современным критериям оценки школ. А вот выбрать обучение по программе IB для ребёнка, поступившего в школу, где такая система работает, или нет – это вопрос, который нужно решать родителям. Дело в том, что обучение по хоть и интегрированной, но всё же двойной программе российских образовательных стандартов и международных – это большая учебная нагрузка на ребёнка. Обучение на программах IB очень сложное и интенсивное. Учащихся ждут жёсткие сроки сдачи работ, высокие требования и большое количество самостоятельной работы. Справится с этим ребёнок или нет – неизвестно.
Другая система международных школ – это так называемые британские школы. Это, по сути, национальные школы, следующие британскому учебному плану, только расположенные за границей. То есть это больше британские, чем международные школы (в отличие от системы международного бакалавриата). Они только частные; а российские родители выбирают именно эти школы, когда хотят дать своему ребёнку традиционное качественное образование на английском языке и привить соответствующие аристократические манеры. Традиции и аристократические манеры – это не столь важный вопрос, а вот учебный план – это уже серьёзно. Поговорим об этом.
Британские школы работают чаще всего именно по национальному учебному плану и образовательным программам, которые разработаны в Великобритании, а точнее – соответствующим подразделением Кембриджского университета. Поэтому часто при описании этих программ в рекламных материалах школы используют как синонимы понятия «британские программы» и «кембриджские программы». В таких школах основным языком преподавания (в отличие от IB) является именно английский язык, а также используется разработанная в Великобритании (и теперь мы уже знаем, каким именно университетом) система внутреннего оценивания учащихся, или «сертификация». Учащиеся британских школ сдают 2 вида тестов: кембриджские промежуточные тесты (экзамены после окончания каждого класса средней школы) и кембриджский итоговый тест (по окончании курса средней школы). Конечно, большими бонусами для всех выпускников подобных школ являются отличное знание английского языка, возможность сдать тест на знание английского языка на высоком уровне, а главное – выпускники могут учиться на английском языке в любом университете мира.
Британские школьники начинают учиться в школе не с 7 лет, как у нас, а раньше, с 5 лет, поэтому на обучение в британские частные школы российские дети могут поступать раньше. Что делать, если ребёнок совсем не знает английского языка? Для этого в британских школах работают группы ранней подготовки, или что-то типа дошкольных групп для самых маленьких, где с детьми занимаются воспитатели – носители языка, и ребёнок за год начинает довольно активно общаться на английском.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги