Книга Основные термины и понятия по направлению подготовки «Социальная работа». Словарь-тезаурус - читать онлайн бесплатно, автор Галина Викторовна Люткене. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Основные термины и понятия по направлению подготовки «Социальная работа». Словарь-тезаурус
Основные термины и понятия по направлению подготовки «Социальная работа». Словарь-тезаурус
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Основные термины и понятия по направлению подготовки «Социальная работа». Словарь-тезаурус

2. Павленок П. Д. Введение в профессию «Социальная работа». – М.: ИНФРА-М, 1998.

3. Павленок П. Д. Краткий словарь терминов по социальной работе // Введение в профессию «Социальная работа». – М., 1998.

4. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997.

5. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: учеб, пособие / отв. ред. А. А. Козлов. – М.: Логос, 2004.

6. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: учеб, пособие. – М.: Акад. проект, 2002.

7. Фирсов М. В., Студёнова Е. Г., Наместникова И. В. Введение в профессию «Социальная работа»: учеб, пособие. – М.: КноРус, 2011.

8. Шмелева Н. Б. Введение в профессию «Социальная работа»: учебник. – М.: Дашков и К°, 2013.

Тема 2

История социальной работы

АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ПРИЮТ – был основан 1 июля 1839 на государственные средства под названием Приют Петербургской части. С 1840 находился в ведении Санкт-Петербургского Совета детских приютов. В 1847 по повелению императрицы Александры Федоровны о присвоении детским приютам преимущественно наименований тех святых, во имя которых воздвигнуты местные храмы, наименован Приютом св. Владимира в честь небесного покровителя Князь-Владимирского собора. Приют просуществовал по 1917 год.

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ОБЩИНА СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ КРАСНОГО КРЕСТА – Была создана вскоре после окончания Русско-турецкой войны 1877–1878 годов с одобрения Главного управления Российского общества Красного Креста (РОКК) и его покровительницы императрицы Марии Александровны. Первоначально действовала в форме Александровского отдела сестер Красного Креста. В задачу отдела входила подготовка сестер «путем теоретического обучения в мирное время и уходом за больными в госпиталях, больницах и частных домах, к деятельности их на театре войны». Деятельность общины продолжалась до 1918 года.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ – оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями; негосударственная форма помощи нуждающимся; оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам (слоям) населения.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА – это добровольные объединения лиц, имеющие цель помогать нуждающимся в том или ином отношении. Деятельность благотворительных обществ сводилась к оказанию помощи нуждающимся деньгами или вещами, а также к учреждению и содержанию различного рода благотворительных заведений в рамках направлений деятельности общества. Благотворительные учреждения (общества и заведения) условно можно было разделить на две группы: учреждения, которые относились к министерствам и ведомствам, преследующим только благотворительные цели – Ведомство учреждений Императрицы Марии, Российское общество Красного Креста, Императорское человеколюбивое общество и попечительство о домах трудолюбия и работных домах; ведомства, не имеющие специального благотворительного назначения – Ведомство православного исповедания и военного духовенства.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ – неправительственные (негосударственные и немуниципальные) некоммерческие организации, созданные для реализации предусмотренных Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности в благотворительных организациях» целей, путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

БОГАДЕ́ЛЬНЯ (от слов Бога дѣля, т. е. ради Бога) – благотворительное заведение для содержания нетрудоспособных лиц (престарелых, немощных, инвалидов, калек и выздоравливающих).

ВДОВЬИ ДОМА – учреждения для призрения (попечения) неимущих, увечных и престарелых вдов лиц, состоявших на государственной службе в Российской империи.

ВЕДОМСТВО УЧРЕЖДЕНИЙ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ (ВУ-иМ) – управление, ведавшее в дореволюционной России некоторыми учебно-воспитательными учреждениями (институтами, так называемыми мариинскими гимназиями и училищами), приютами. Императрица Мария Федоровна (жена Павла I) заведовала этим ведомством более 30 лет (1797–1828). Отсюда название ВуИМ с 1854 г. ВуИМ вело начало от основанного в 1796 г. Воспитательного общества благородных девиц. Затем под покровительством императрицы Марии открылось военно-сиротское отделение Воспитательного дома, основаны два училища для дочерей солдат и два училища для детей нижних чинов морского ведомства. По инициативе Марии создавались заведения для детей обер-офицеров, училища для детей солдат гвардейских полков.

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ГОРОДСКИХ УЧАСТКОВЫХ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВАХ О БЕДНЫХ (1894) – Согласно этому нормативному документу для руководства новой отраслью была создана Комиссия общественного благотворения при Московском городском общественном управлении. Ведущим структурным подразделением в городской системе общественного призрения неимущих был определен попечительский участок. Средства участковых попечительств складывались из ассигнований Городской думы, благотворительных обществ, окружного попечительства, членских взносов, пожертвований и других источников.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИЗРЕНИЕ – организованная система помощи нуждающимся, когда субъектом присмотра является государство, мотивом деятельности является забота правительства о благе населения, а целью – разумное обеспечение людей и предупреждение нищеты.

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ДОМ (нидерл. tuchthuis) – пенитенциарные и (или) благотворительные учреждения, направленные на изоляцию и (или) принуждение/стимуляцию к труду нуждающихся, мелких преступников и нищих.

ДОМ ПРИЗРÉНИЯ – в дореволюционной России название благотворительных заведений с характером богадельни, дававших приют престарелым, убогим, а иногда и сиротам; хотя дома призрения сирот относились к сиротским домам, дома призрения исключительно малолетних бедных – к детским приютам, а дома призрения душевнобольных – к домам умалишенных. Как и богадельни, дома призрения были сословные и всесословные.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – Законодательство о благотворительной деятельности включает соответствующие положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

ИМПЕРАТОРСКОЕ ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВОЕ ОБЩЕСТВО – система благотворительных учреждений для вспомоществования истинно бедным. Основано как Человеколюбивое общество 16 мая 1802 г. Александром I для работы в столице. С 1816 г. общество стало называться Императорским Человеколюбивым обществом. В деятельности Императорского Человеколюбивого общества принимали участие 4500 человек.

ИМПЕРАТОРСКИЙ ВОЕННО-СИРОТСКИЙ ДОМ – Учебно-воспитательное заведение военного типа с преимуществом поступления для детей-сирот. В 1794 г. цесаревич Павел Петрович на свои средства устроил на Каменном острове и в Гатчине школы для детей призреваемых им инвалидов. В 1795 г. он соединил обе школы в одно заведение в Гатчине, назвав его Сиротским домом.

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ – совершенствование субъектной и объектной базы социальной работы, поступательное развитие ее исторических моделей и форм их проявления. Предмет изучения истории социальной работы – это знания о видах, формах и способах функционирования в прошлом социальной помощи, взаимопомощи, профессиональной социальной работы.

ИСТОЧНИКИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ» – формируются путем систематизации и анализа нормативного, статистического, документально-фактологического и иного материала. Его разнообразие образует источниковую основу данного предмета.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ – В период всемирного, признания прав человека на национальном и международном уровне огромное унифицирующее значение имеют конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). Социальная политика должна строиться в соответствии с базовыми Конвенциями МОТ, а также с национальными особенностями понимания целей и задач социальной защиты. Конвенции и рекомендации МОТ являются важным и перспективным источником права социального обеспечения в Российской Федерации.

МИЛОСЕРДИЕ – любовь на деле, готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами.

МИРСКОЕ ПРИЗРЕНИЕ – территориальная система помощи в XIX в., осуществляемая волостными обществами. Основные виды помощи: призрение сирот, инвалидов, больных, бедных; попечение умалишенных.

ОБЩЕСТВА ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЯ, ВСПОМОЖЕНИЯ — форма частной организованной благотворительной помощи, а также форма сословной, профессиональной взаимопомощи в XIX в. В основе обществ – касса взаимопомощи, капитал, который образуется посредством ежегодных частных взносов. Касса используется для нужд лиц, не имеющих средств к существованию. Первые кассы были учреждены в Саратове на содержание вдов и сирот пасторов протестантских колоний (1806), в Дерпте (1813), в Санкт-Петербурге (1822) – для вдов и сирот биржевых маклеров.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗРЕНИЕ – организованная система помощи в XIX в. со стороны государственных институтов или общества нуждающемуся населению. Система общественного призрения была представлена Министерством внутренних дел, земскими и городскими учреждениями, учреждениями Императрицы Марии, Императорским человеколюбивым Обществом, попечительствами о бедных различных ведомствах, частными благотворительными обществами. От милостыни общественное призрение отличается организацией, мотивами и целями.

ОБЩЕСТВО ПОСЕЩЕНИЯ БЕДНЫХ – благотворительная организация, существовавшая с 1846 по 1855 г. в Санкт-Петербурге.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ – деление процесса развития социальной работы на основные, качественно отличающиеся друг от друга периоды в соответствии с представлениями общества о задачах социальной работы, состоянием системы ее учреждений, управленческих структур, взаимоотношениями государства с благотворительными организациями. В качестве основных периодов развития помощи и взаимопомощи в России, целесообразно выделить следующие: архаический период – родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до X в.; период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII–XIII века; период церковно-государственной помощи – с XIV в. по вторую половину XVII в.; период государственного призрения – со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в; период общественного и частного призрения – с конца XIX в. до начала XX в.; период государственного обеспечения – с 1917 по 1991 г.; период социальной работы – с начала 1990-х гг. по настоящее время.

ПРИКАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ (1775–1864) – территориально-административные органы управления учреждениями государственной помощи; губернские административные органы в России XVIII–XIX вв., которым подчинялись благотворительные и медицинские учреждения для неимущих слоев городского населения. Приказы общественного призрения образованы 7 ноября 1775 г. Екатериной II. В их состав входили: народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных и сумасшедших, работные дома, смирительные дома.

ПРИХОДСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ – система территориальной поддержки нуждающихся на основе конфессионального и гражданского благоустройства. Основные формы поддержки нуждающихся: милостыня, беспроцентное кредитование, материальная помощь, просветительская деятельность. Приходская благотворительность в XIX в. осуществлялась на средства от кружечных сборов, пожертвований, членских взносов, подушного сбора, процентов с капитала и т. п.

СТОЛОВЫЕ – учреждения частной благотворительности, предназначенные для раздачи малоимущим бесплатных обедов. Первая народная кухня открыта 21 февраля 1872 г. в Москве на Хитровом рынке Обществом поощрения трудолюбия. В 1876 г. на Международной выставке в Брюсселе модель Московской народной столовой удостоена похвального отзыва и бронзовой медали.

УСТАВ ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ПРИЗРЕНИИ НИКОЛАЯ II (1912) – В Уставе указывалось, что губернские, уездные земские учреждения по делам общественного призрения должны действовать «в том составе и тем порядком, какие определены Положением о земских учреждениях правилами этого же Положения определяется отчетность и ответственность сих учреждений по вышеозначенным делам». Четко обозначена суть управления общественным призрением, определены две цели: 1) ведение дел по управлению благотворительными капиталами и имуществом; 2) ведение дела, собственно к призрению относящиеся. В Уставе дан очень подробный перечень тех конкретных условий, при которых предусматривалось взыскание штрафных и пенных денег на благотворительные цели, получения так называемых хозяйственных и случайных доходов.

ЭМЕРИТАЛЬНЫЕ КАССЫ – в XIX в. земские пенсионные фонды для государственных служащих. Согласно постановлению от 5 апреля 1883 г., земские Эмеритальные кассы учреждаются по ходатайству губернских земских собраний. Фонд эмеритальных касс образовывался путем вычетов из содержания служащих, наград и пособий, из ежегодных ассигнований.

ЭЛЬБЕРФЕЛЬДСКАЯ СИСТЕМА – система реализации социальной помощи возникла по постановлению совета общины города Эльберфельда, принявшего решение о создании нового порядка призрения бедных. Под председательством бургомистра был создан совет по призрению бедных, для осуществления помощи неимущим город был разбит на участки.

Рекомендуемая литература

1. Астэр И.В. Социальная работа как служение. История, современные практики, перспективные направлени: хрестоматия. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2011.

2. История социальной работы / под. ред. В.И. Жукова. – М.: Изд-во РГСУ, 2013.

3. История социальной работы. Документы и практикумы / М.Н. Коныгина [и др.]. – М.: Дашков и Kо, 2015.

4. Кузьмин К.В. История социальной работы за рубежом и в России (с древности и до начала XX века]: учеб, пособие. – М.: Акад. проект, 2005.

5. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: учеб, пособие. – М.: Дашков и Kо, 2015.

6. Словарь – справочник по социальной работе / под ред. Е.И. Холостовой. – М., 2000.

7. Словарь-справочник основных терминов и понятий по специальности «Социальная работа» (учебно-методическое пособие] / И.А. Алехин, А.А. Чертополох [и др.]. – М.: ВУ, 2010.

8. Современный толковый словарь, БСЭ. 2003.

9. Социальная работа: теория и практика: учеб, пособие / отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001.

10. Тютченко А.М. Словарь справочник по истории социальной работы и Российской армии: словарь. – М., 2001

11. Фирсов М.В. История социальной работы: учеб, пособие для высшей школы. – М.: Акад. Проект; Трикста, 2009.

12. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России: учеб, пособие. – М.: Дашков и Kо, 2015.

13. Холостова Е.И. Зарубежный опыт социальной работы: учеб, пособие. – М.: Дашков и Kо К, 2015.

14. Холостова Е.И. История социальной работы в России: учебник. – М.: Дашков и Kо, 2015.

15. Шарин В.И. История социальной работы: учеб. Пособие. – М.: Дашков и Kо, 2013.

16. Шаяхметова В.Р. Из истории социального обеспечения в России: учеб, пособие. – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2012.

Тема 3

Теория социальной работы

АЛЬТРУИЗМ – (фр. altruism, лат. alter – другой) – нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, готовности жертвовать для их блага личными интересами, противоположен эгоизму.

АНАЛОГИЯ (от греч. analogia – соответствие) – сходство предметов, явлений, процессов по каким-либо чертам, признакам или свойствам; сравнение, целью которого является указание на определенную степень сходства, но не на полную идентичность объектов.

АНДРАГОГИКА (от греч. andros – взрослый человек и agoge – руководство, воспитание) – наука о теоретических и практических проблемах образования и воспитания взрослых.

АНОМИЯ – состояние общества, при котором отсутствует непротиворечивая регуляция поведения индивидов, образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Аномия характерна для быстро меняющихся обществ, общин или групп, подверженных катастрофическим стрессам. В подобных обществах люди становятся отчужденными, апатичными, лишенными целей, которые ставились ранее.

АНТИСОЦИАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ – личность, общественное поведение которой не совпадает с общепринятыми в данном обществе социальными нормами, сложившимися традициями.

БЕДНОСТЬ – состояние, при котором основные потребности человека или социально-демографической группы, необходимые для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности, превышают средства для их удовлетворения. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» устанавливает официальный показатель бедности и его использование в качестве социального индикатора.

БЕЗДОМНОСТЬ – отсутствие постоянного жилища у индивидов или семей, что делает невозможным как ведение оседлого образа жизни, так и полноценное социальное функционирование; отсутствие укрытия, проживание в убежищах без права на владение ими и под угрозой немедленного выселения.

БЕЗРАБОТИЦА – незанятость в производстве трудоспособного желающего работать населения.

БЛАГОСОСТОЯНИЕ – обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами, т. е. предметами, услугами и условиями, удовлетворяющими определенные человеческие потребности. Зависит от уровня развития производительных сил, характера производственных отношений, степени развития общества в целом. Благосостояние оценивается системой показателей, характеризующих уровень жизни.

ВОЛОНТЕРСТВО – добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимися в сложных жизненных условиях.

ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫЕ – 1) система социально-экономических и правовых средств, обеспечивающих условия жизнедеятельности членов общества, социальных групп, реализацию их интересов, разнообразных связей и отношений, функционирование и развитие общественной системы в целом; 2) материальные и духовные средства, юридические акты, обеспечивающие реализацию прав человека в современном обществе.

ГАРМОНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – согласованность, соразмерность в области общественных отношений между социальными группами, слоями населения, национальными общностями, а также отдельными личностями и обществом в целом. Выступает как состояние общественных отношений, при котором интересы субъектов максимально согласованы.

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД – способ исследования социальных явлений и процессов, основанный на анализе их происхождения и развития. Главное в генетическом методе – выявление связи явлений во времени, последовательное изучение трансформации от низших форм к высшим, установление начальных условий развития, главных его тенденций, этапов.

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneutikos – истолковывающий) – искусство понимания, толкования, интерпретации.

ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД – метод научного познания и рассуждения, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок.

ГОСУДАРСТВО – 1) социальный институт организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сфера общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которого лежит частный интерес); 2) основной орган политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в том числе принуждение. Важнейшими характеристиками государства являются государственное устройство и политический режим.

ГОСУДАРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ – правовое демократическое государство, проводящее сильную социальную политику; форма организации общества, обеспечивающая правовые и законодательные предпосылки для наиболее эффективного экономического развития в целях максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей всех членов общества, а также максимальное соответствие между естественными правами и обязанностями члена общества и его материальным вознаграждением. Социальным является такое государство, которое в полной мере выполняет свои социальные функции (наряду с экономическими, политическими и духовными) и одновременно является правовым и демократическим государством.

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ (welfare state) – государство, утверждающее возможности радикального преобразования общества в вопросах распределения собственности, доходов, организации управления предприятиями, а также функций государства в интересах всех граждан. Концепция государства всеобщего благосостояния основана на идее нейтральной надклассовой силы, способной удовлетворить интересы всех социальных слоев путем перераспределения доходов и таким образом ликвидировать социальное неравенство. Государство всеобщего благосостояния призвано обеспечить реализацию программы достижения высокого уровня жизни населения путем создания государственной системы образования, здравоохранения, жилищного строительства, программы социального обеспечения, регулирования минимального размера заработной платы, а также защиты национальной культуры.

ГУМАНИЗМ – 1) в широком смысле – исторически изменяющаяся система воззрений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а гуманизацию социальной среды – одним из ключевых направлений социального воспитания; 2) в узком смысле – культурное движение эпохи Возрождения.

ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ – материальная, финансовая, экономическая благотворительная поддержка людей, оказываемая международными государственными, общественными организациями и частными лицами в случае стихийных бедствий и социально-экономических потрясений, войн и иных несчастий, постигших страну и ее граждан.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – совокупность граждан, добровольных объединений и организаций, которые строят свою деятельность на основе признания приоритета общества и необходимости служения ему государства и его органов. Во второй половине XX в. развитие гражданского общества стало одной из форм осуществления новейших научных идей общественного прогресса (экономического роста, модернизации, открытого общества, постиндустриального общества, информационного общества и др.), перехода от авторитарно-диктаторских режимов к демократическим (Германия, Италия, Испания, Греция, Чили), либерализации экономических отношений, социально-политических институтов, национально-культурного возрождения и самоопределения в ряде стран Восточной и Центральной Европы, других регионов мира. Наблюдается четко очерченная тенденция постепенного движения национально замкнутых обществ отдельных стран мира к гражданскому обществу нескольких этнорегиональных сообществ, близких между собой по уровню и степени развития.

ГРУППЫ СОЦИАЛЬНЫЕ – устойчивые группы людей, занимающие определенное место и играющие присущую им роль в общественном производстве (классы).

ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – локализованный в пространстве и времени конкретный акт деятельности общественного субъекта по преобразованию социальной ситуации соответственно его потребностям и целям, реализуемый посредством изменения поведения, установок, стремлений других индивидов или общностей.

ДИАЛЕКТИКА (от греч. dialektikn teknn – искусство вести беседу, от dialegomai – веду беседу, рассуждаю) – теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Для диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе как она есть в совокупности ее многообразных существ, отношений к другим вещам. Основными законами диалектики являются: единство и борьба противоположностей; переход количественных изменении в качественные; закон отрицания отрицания. Каждый из этих законов отражает важнейшую закономерность движения внешнего мира и его отражения в сознании, а вместе взятые они характеризуют сущность диалектической концепции развития в ее существенном отличии от метафизики. Диалектические принципы: 1) конкретности истины; 2) единства логического и исторического; абстрактного и конкретного; 3) практики как критерия истины. Материалистическая диалектика, ее законы и категории постоянно развиваются, совершенствуются. Основу этого развития составляют обобщения новейших данных естественных и общественных наук.