Библиотека ненаписанных сказок
А. В. Архипова
Иллюстратор А. Л. Гриневич
© А. В. Архипова, 2020
© А. Л. Гриневич, иллюстрации, 2020
ISBN 978-5-0051-6310-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Если бы в детстве какой-нибудь волшебник сказал мне, что я стану писать сказки, я бы очень удивилась. Как и многие, я любила слушать сказки, которые читала моя мама, придумывать и фантазировать, представлять себя героиней этих историй. Но все это осталось в далеком-далеком детстве. Когда я училась в четвертом классе, в школе дали задание – сочинить сказку. Помню, что сочинительство вызвало у меня большие затруднения. Я не могла ничего придумать, поэтому не нашла ничего лучшего, чем взять толстую книжку, отыскать там небольшую, малоизвестную сказку, переименовать в ней героев и таким образом выполнить заданное. Когда мы становимся совсем взрослыми, сказка и вовсе уходит из нашей жизни, повседневные заботы и хлопоты не дают нам оглянуться вокруг и заметить, что жизнь вокруг нас кишит волшебными предметами и событиями. Ведь в нашем детстве еще не было компьютеров, Интернета, смартфонов, планшетов, всего того, без чего наши дети уже не представляют свою жизнь. А ведь это именно то, о чем издавна мечтали наши предки. Посредством одного движения, проведя пальцем по планшету, мы можем увидеть, что творится сейчас в самых удаленных уголках нашей планеты, чем вам не «катись, катись яблочко по серебряному блюдечку» из одноименной народной сказки? Даже яблочко на многих устройствах имеется. До сих пор удивляюсь, как наши предки заглядывали в будущее и так точно описывали совершенно неведомые им предметы? А знаменитое «свет мой зеркальце скажи, я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?». Ведь это же всем нам привычные Skype или Instagram. Я уж не говорю про ковер-самолет и самоходные сани, которые давно стали частью нашей жизни. Поэтому нужно замечать чудеса вокруг нас и радоваться им. А ведь многие этого не успевают. Только купил один телефон, он уже вышел из моды, нужно покупать следующий. Не успел порадоваться новой машине, автопром выкинул на рынок другую, более совершенную модель, которую непременно хочется иметь. Бесконечная потребительская гонка, не успевают люди радоваться и ценить то, что у них есть. Все развивается как в сказке «О золотой рыбке» А. С. Пушкина.
Как же появились те сказки, которые вы, дорогой читатель, держите сейчас в своих руках?
Многие писатели открывают в себе талант сказочника благодаря детям. Так, несравненная шведская сказочница Астрид Линдгрен сочинила свою первую сказку, которую мы знаем под названием «Пеппи Длинный чулок» в 1941 году, когда ее маленькая дочка Карен заболела тяжелым воспалением легких. Лекарств не было, денег тоже. Астрид лечила дочку народными средствами и сказками… Причем весьма успешно, дочка выздоровела, а Астрид Линдгрен впоследствии записала придуманные истории и отправила их в издательство, в 1945 году книга увидела свет, а Астрид проснулась знаменитой. Так болезнь ее дочери Карен подарила нам замечательные истории про Пеппи Длинный чулок, а затем и Карлсона, который живет на крыше.
Знаменитая сказка «Алиса в Стране чудес» тоже родилась благодаря десятилетней Алисе Лиддел, которая была знакома с Льюисом Кэрроллом и отправилась с ним в сопровождении своих сестер на пикник. В дороге девочке стало скучно, и, чтобы развлечь ее, была придумана эта сказка.
Знаменитый Ганс Христиан Андерсен тоже черпал свое вдохновение, общаясь с детьми. Сказка «Цветы маленькой Иды» родилась от вопроса шестилетней девочки Иды Тиле. Андерсен дружил с ее отцом, тоже сказочником, собравшим и опубликовавшим датские народные сказки. Ида показала Андерсену увядший букет цветов в вазе и плача спросила: «Неужели они умерли, мои цветочки?» Андерсену стало жаль девочку, и он принялся сочинять сказку о том, что цветы вообще никогда не умирают. Они уходят на бал и так веселятся там, что потом имеют весьма усталый вид. Маленькой Иде сказка очень понравилась.
Антоний Погорельский, под таким псевдонимом написал свою сказку «Черная курица» Алексей Перовский, своих детей не имел. Он принимал участие в воспитании племянника Алеши. В письме из пансиона десятилетний мальчик написал своему дяде, что подружился с… курицей, каждый день носит ей крошки со стола. Видимо, мальчику было совсем одиноко в Петербурге, где он получал образование. Читая его письмо, Перовский вдруг подумал: «А что, если Алешина птица только в нашем мире простая курица-чернушка, а в другом, например, подземном, – это человек в черном камзоле, возможно, даже министр?» Напечатанная в 1829 году «Черная курица» стала первой русской литературной сказкой для детей.
Появлением моей первой сказки я обязана своему сыну. Он занимался в художественной школе, и однажды ему задали, на мой взгляд, странное задание – нарисовать гвоздь. Казалось, чего проще? Но вся фишка была в том, что гвоздь надо было нарисовать так, чтобы, посмотрев на него, можно было поведать миру историю этого самого гвоздя. Гвоздь мой сын нарисовал, задание сдал. У меня же этот гвоздь не шел из головы, и в один миг, когда я занималась хозяйственными делами, меня просто озарила история о счастливом гвозде. В то время я занималась в клубе КРОСС у М. Е. Литвака, и в сказке нашли отражение многие идеи, почерпнутые из книг и семинаров. Я прочла эту сказку в качестве отчета на одном из семинаров. Сказка нашла живой отклик у слушателей. Какова же была моя радость, когда М. Е. Литвак предложил включить мою сказку в качестве заключения в книгу «Религия и прикладная философия». Это был мой творческий дебют, и сразу же такая удача! Хотелось ли мне продолжать это занятие? Еще бы! Сказки полились из меня рекой. Иногда приходилось вставать среди ночи, чтобы записать очередную сказку, стремившуюся вырваться из моей головы наружу. Теперь каждое событие в жизни было особенным и волшебным. Сказка могла родиться из любого пустяка: замеченного сломанного дерева, воспоминаний детства, брошенной кем-то фразы, или прочитанной книги. Помню, как-то меня до глубины души тронули строчки А. Ахматовой из стихотворения «Мне ни к чему одические рати»:
Когда б вы знали, из какого сораРастут стихи, не ведая стыда,Как желтый одуванчик у забора,Как лопухи и лебеда.Тогда еще, будучи ученицей одиннадцатого класса, я думала: «Как же из сора может рождаться нечто прекрасное, возвышенное, духовное – то, что заставляет людей становиться лучше?» Теперь я хорошо понимаю, что имела в виду Анна Ахматова. Любой валяющийся на дороге гвоздь может вызвать к жизни историю, главное, его заметить, не пройти мимо. И каждый человек способен рассказать эту историю по-своему.
Издревле люди передавали из уст в уста народную мудрость, содержащуюся в сказках. Ведь неспроста даже присказка существует: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Сказка – это кладовая человеческого опыта и миропонимания с древнейших времен. Читая сказки, люди осознают себя и свои мечты. Сказки дают нам возможность вспомнить, что мы созданы по образу и подобию Главного Творца. Человек, читая сказки, сам может почувствовать себя Творцом Вселенной, а не ее крошечным винтиком. А Творцом Вселенной нельзя управлять, его невозможно принизить, нельзя объявить никем и ничем. Он сам творит свою судьбу. Сказки дают нам ощутить свою значимость и возможность противостоять злу в любых его проявлениях. Сказка дает нам силы изменить свою жизнь к лучшему. Видимо, поэтому сказка имеет терапевтический эффект.
Многие думают, что сказка – это только для детей. Но ведь в каждом из нас живет ребенок. Так Э. Берн описывал три Я-состояния: Я-родитель, Я-взрослый и Я-ребенок. Все три состояния необходимы для жизни. Ребенок – источник наших желаний, влечений, потребностей. Именно здесь содержатся радость, интуиция, творчество, фантазия, любознательность. В Ребенке сосредоточена вся психическая энергия. Это может быть лучшая часть нашей личности. Не потому ли, когда мы становимся взрослыми, продолжаем читать и смотреть современные сказки: детективы, триллеры, фэнтези, любовные романы. В каждой сказке зашифрован какой-то глубинный смысл, каждый читатель найдет что-то свое. Сказка похожа на многослойный пирог, где каждый выбирает тот слой, который подходит ему, созвучен мироощущению или может дать ответ на важный внутренний вопрос. Именно поэтому в любом возрасте в сказке можно открыть что-то совершенно новое.
Сказка о душе
При рождении каждый человек получает живую и трепещущую душу. Она похожа на птичку. Пока человек мал, его душа-птичка щебечет и поет, когда ему хорошо, и громко кричит, когда ему плохо. Некоторые людям удается вырастить из маленькой птички большую-пребольшую птицу, которая уносит их в небеса. И нет ничего прекраснее такого полета. Но большинство людей стараются посадить свою птичку в клетку. Кто-то – в золотую, кто-то – в железную или просто в деревянную.
Птичка вынуждена сидеть в маленькой клетке, и от этого она часто грустит. В маленькой клетке птичка не растет. Хуже всего приходится птичке, когда под воздействием воспитания в клетку начитают вбивать острые шипы, у каждого из них есть свое название: «ты должен», «нельзя», «тебе еще рано», «тебе уже поздно», «не высовывайся», «как тебе не стыдно», «неудобно», «что скажут люди», «ты виноват», «страшно», «обидно» и множество других. Чем взрослее становится человек, тем длиннее становятся эти шипы, и все меньше и меньше остается в клетке места для бедной птички. Наступает момент, когда острые шипы касаются красивых перышек, а затем начинают ранить плоть птички. Она плачет и зовет на помощь, но голос ее не слышат, и еще более острые и длинные шипы проникают в клетку. Чтобы спастись от боли, волшебная птичка начинает залечивать свои раны, наращивая на них роговые заплатки. Все больше и больше их, уже совсем не видно нежных перышек, одни роговые пластинки, они не дают шипам ранить тело души. Постепенно с годами птица обрастает панцирем, как черепаха. Тяжел и толст панцирь, тянет к земле, уже никогда не подняться с ним в небеса. Даже ходить человеку с такой тяжестью трудно, не то что летать. Но душа все же жива и хочет летать, ведь для этого она создана, она помнит, как прекрасно состояние полета. Зовет она человека в небеса и во сне, и наяву. Тот, кто услышал плач своей души, понял его, ищет спасения. Но не так-то легко избавиться от панциря, острых шипов и клетки. По одной маленькой пластинке снимаются ужасные наросты, так и норовят острые шипы причинить боль измученной душе. Но птица, данная человеку при рождении, очень сильна и может победить все преграды.
Превращение
В одном лесу жила семья львов. Папа лев, мама львица и маленький львенок. Папа безраздельно царствовал в лесу. Этот лев был силен, ловок и умен. Все лесные звери с уважением ему подчинялись. Мама львица кормила семью. Она была непревзойденная охотница: ловкая, быстрая, как молния, гибкая, но вместе с тем любящая, нежная и заботливая мать. Львенок пока ничем не прославился, он был просто милый и смешной ребенок. О нем всегда заботились его сильные добрые красивые родители.
Как-то раз в лес приехали охотники. Все звери в страхе разбежались, а львы, так как они были царственные особы, не стали убегать. Они бросились на охотников, защищая свой лес и своих подданных. Но у охотников были ружья. Папа лев и мама львица были застрелены. Львенок затаился под кустом, и его не заметили. Так он остался единственным львом в этом лесу.
Оставшись без царя, звери собрались на совет.
– Кто же будет нами управлять? – задала вопрос обезьяна. – Львенок еще мал, он не справится, а вырастет он еще не скоро, – продолжала она.
– А зачем нам вообще царь? – вмешался волк. – Мы сильные звери, обойдемся без правителя, сами сможем за себя постоять.
– Но ведь львенок все равно вырастет и станет самым сильным в лесу и займет свое царское место, – отозвалась с дерева мудрая сова.
– А если мы не скажем ему, что он лев, что он сильный, и что он царь зверей, а будем воспитывать в нем слабость и трусость, тогда он никогда не станет настоящим львом и царем зверей, – заголосили гиены. Они больше всех зверей в лесу ненавидели семейство львов за их силу и храбрость.
Звери договорились никогда не упоминать слова «лев» в лесу, а львенка стали называть Никто. Шло время, львенок подрастал. Ему очень больно было вспоминать, как люди убили его родителей. Он видел все, но его память все реже и реже возвращалась в тот трагический момент его детства, и вскоре он вообще забыл своих родителей и о том, что он лев.
Любопытная сорока иногда спрашивала львенка:
– Ты кто?
– Я Никто, – отвечал львенок.
– Кто твои родители?
– Я не знаю.
– Куда они исчезли?
– Я не помню.
Каждый раз сорока улетала, посмеиваясь, а львенок оставался в недоумении. Он изо всех сил старался вспомнить ответы на эти вопросы и не мог. Его память хранила полное молчание.
Все животные рассказывали ему, как страшен мир вокруг. Какие злые бывают звери, а люди еще хуже. Они охотятся на зверей, убивают их. Дошло до того, что даже зайцы пугали львенка. Они неожиданно выскакивали из кустов с громкими криками. А львенок, дрожа от страха, убегал в лесную чащу, зайцы смеялись над ним.
Волки говорили ему:
– Никто, ты должен кланяться, когда видишь волка. Мы самые сильные звери в лесу.
Гиены вторили:
– Как только увидишь кого-нибудь из нас, сразу беги куда подальше, а то мы тебя съедим!
В шипении удава львенок слышал угрозу:
– Задуш-ш-ш-шу!
Медведь говорил львенку:
– Ты слабое, глупое, никчемное, трусливое животное, от тебя в лесу никакого толку.
После таких речей львенок уходил в самую чащу и громко навзрыд плакал. Ему было очень обидно слышать такие слова.
По его наблюдениям, все в лесу приносило какую-то пользу. Будь то маленький муравей, пчелка, ягодка или зверь. Как же так получилось, что он один никчемный, ненужный и бесполезный? Его не брали играть с собой другие звери, он часто оставался один и размышлял над своею тяжелой судьбой. Он часто задавал себе вопросы: кто же он такой? зачем он в этом лесу? какова его роль? что ему делать? Он чувствовал в себе какую-то необъяснимую силу, но не знал, что с нею делать, куда ее направить. Он часто приходил к лесному озеру, рассматривал свое отражение в воде и пытался понять кто же он.
– Почему я один такой в лесу? Вот, например, зайцев, обезьян, волков, медведей много. Сорок, сов, муравьев, бабочек еще больше, а я один такой и зовусь так странно – Никто.
В один прекрасный день в этот лес явился тигр. Он присмотрелся к обстановке, увидел, что в лесу нет царя, а звери ведут себя, как кому вздумается. Он издал раскатистый рык, призывая собраться всех зверей и птиц леса на поляне.
Когда все звери собрались, он сказал:
– Я ваш новый царь. Я сильнее всех в этом лесу. Любой зверь должен кланяться, встречая меня. Каждый зверь-охотник обязан отдавать мне половину своей добычи, а те, кто не охотятся, должны мне каждый месяц приносить на съедение по одному своему детенышу.
Звери стали возмущенно шуметь, тут тигр, грозно рыча, ударил лапой, и три волка, сидевших в первом ряду, упали замертво. Это произвело впечатление на лесных обитателей. Все они притихли, и грустные разошлись домой.
Лес стал жить по новым правилам. Горе наполнило этот лес. Хищники отдавали тигру половину своей добычи, при этом их собственные дети голодали, а сами они от слабости не могли охотиться так же удачно, как раньше. Травоядным животным приходилось отдавать своих детенышей на съедение. Звери плакали, вздыхали, но подчинялись жестокому тигру. Он убедил всех, что тигр – самое сильное и умное животное на земле, и все беспрекословно его слушались. Львенок тоже жил по новым порядкам. Он видел всю несправедливость новоявленного правителя, но сделать ничего не мог, поэтому все больше замыкался в себе и много времени проводил в уединении на берегу лесного озера в самой глуши леса. В один из таких дней он рассматривал свое отражение в водах озера, и тут из озера высунулась змеиная голова. Голова зашипела. Львенок по своей привычке в испуге стал пятиться. Голова огляделась вокруг, и на берег стала выползать черепаха. Глядя на льва, она от души рассмеялась. Лев спрятался за куст, а черепаха смеялась все громче и громче. Черепахе было далеко за сто лет. Она очень редко вылезала на сушу и не знала последних лесных новостей.
– Как смешно, лев – царь зверей – прячется в кусты при моем появлении! – воскликнула она.
– Т-т-ты ошиблась, я не лев, я – Никто, – заикаясь, пробормотал лев.
– Как это Никто? – возмутилась черепаха. – Если я и старая, это не значит, что я выжила из ума и не смогу определить, кто передо мной. Передо мной могучее, ловкое животное с великолепной гривой, мощными когтистыми лапами, острыми, как бритва, клыками, – настоящий царь зверей. И этот царь зверей боится меня, обыкновенной черепахи? Как все изменилось в этом мире!
Лев, почувствовав, что ему уже не угрожает опасность, подошел к кромке воды и заглянул в нее, как в зеркало. На него смотрел взрослый могучий зверь с косматой гривой, белыми острыми клыками, и только в грустных глазах его прятался затравленный зверек.
Черепаха продолжала:
– Я знала твоих родителей. Они были смелыми, ловкими и красивыми львами, справедливыми правителями этого леса. Как ты можешь быть Никем, если у тебя такие родители? Ведь ты просто копия своих отца и матери, только еще сильнее, красивее и могущественнее, потому что в тебе объединились достоинства их двоих и всех твоих предков, а их тоже было немало. Они с честью защищали свой лес, своих подданных, вершили правосудие, устанавливали справедливые законы и следили за их исполнением. Тебе на роду написано стать царем этого леса. Это твое и только твое право!
– Я совсем не помню родителей, не знаю, куда они делись, и почему меня покинули. Я – слабое, никчемное существо, не приносящее никакой пользы. Так считают все звери в этом лесу.
– Все звери – это значит каждый зверь в этом лесу, но я ведь не считаю тебя никчемным и бесполезным существом, значит, твое высказывание ложно. Ты должен занять свое царское место, – продолжала черепаха.
– Какой же я царь, если я всех боюсь? – продолжал ныть лев.
– Да, царями просто так не становятся, для этого нужны напряженные тренировки. Царь должен много уметь и знать. Для начала нужно знать историю своего рода, как жили и правили лучшие из лучших. На их примере можно научиться. Потом надо освоить науку, которая изучает законы жизни, она называется философией. Для того чтобы научиться общаться со своими подданными и создавать справедливые законы, надо освоить науку логику, а для того, чтобы тебя слушали лесные звери, нужно уметь выступать публично. Кроме того, отвоевывать свое место под солнцем тебе придется в яростной борьбе, ты должен быть вынослив и силен, уметь драться, знать военные приемы и хитрости.
Лев задумался, все это казалось ему очень сложно, но цель стать царем была очень заманчива. Он сказал черепахе:
– Ты сможешь научить меня тем наукам, про которые ты рассказывала? Я буду старательным учеником.
– Я не смогу тебя научить. Я могу только передать тебе знания, а научиться ты сможешь только сам! – сказала черепаха. – Мало того, я могу передать тебе только те знания, которыми я обладаю. В других же знаниях ты должен искать лучших и просить передать тебе их опыт. Действительно знающий никогда не откажет в передаче знаний. Знать – это священное право того, кто ищет знаний! А тот, кто не хочет делиться знаниями, на самом деле ничего не знает сам, а только делает вид, что знает.
Эти слова заставили льва задуматься. Он стал ходить по лесу и присматриваться к зверям. Он был наблюдательным и умел делать выводы из своих наблюдений. Он давно замечал, как охотится пантера.
«Вот это скорость, вот это грация!» – думал лев.
Как-то раз, набравшись смелости, он подошел к пантере и попросил:
– Пантера, я не видел более грациозного животного и более удачливого охотника, пожалуйста, научи меня охотиться так, как делаешь это ты.
Пантера, немного смутившись, ответила:
– Я согласна, охоться со мной и учись.
Потом лев заметил, как силен медведь. Одним ударом своей могучей лапы он мог повалить дерево. Лев подошел к медведю и попросил его:
– Медведь, ты самый сильный зверь в лесу, научи меня быть таким же сильным как ты.
– Хорошо, – сказал медведь, – только, чур, тренировки каждый день, и не отлынивать, не ныть, что лапы болят и хвост отваливается!
– Я согласен, – сказал лев.
А еще лев заметил, как слаженно охотится волчья стая. Он подошел к вожаку волков и сказал:
– Никто из зверей не охотится так дружно, как вы – волки. Как ты управляешься с таким большим коллективом, и все слушаются тебя с одного полувзгляда?
– О, это мое искусство, поэтому меня и выбрали главным – ответил вожак стаи.
– Я хочу научиться твоему искусству, – продолжал лев.
– Я с радостью поделюсь с тобой своим опытом, – ответил удивленный волк.
Лев и дальше продолжал свои наблюдения и подмечал, кто из зверей делает что-то лучше других, и просил этих зверей поделиться с ним своими знаниями.
У лисицы лев учился хитрости, у совы брал уроки истории, у соловья – уроки музыки, с гепардом занимался бегом, с крокодилом учился плавать, с черепахой занимался логикой и философией. Вся жизнь льва теперь проходила в уроках по расписанию. Теперь у него совсем не оставалось времени, чтобы предаваться меланхолии и раздумывать о своей тяжелой судьбе на берегу лесного озера. И, что удивительно, никто из зверей, так плохо обращавшихся с ним ранее, не отказал ему в передаче своих знаний. Каждый был рад поделиться собственным опытом, особенно когда лев признавал его первенство в чем-либо. В таких занятиях прошел не один год. Лев стал совсем другим, с ним уже не поступали как раньше, а если кто-то по старой привычке пытался испугать или обидеть льва, он этого просто не замечал. И таких животных становилось все меньше и меньше, потому что обижать того, кто не обижается совсем не интересно, как и пугать того, кто не пугается. Наконец настал тот день, когда медведь сказал:
– Я больше не могу учить тебя, ты сильней меня.
Лисица сказала:
– И я не могу учить тебя, ты хитрей меня.
Пантера отозвалась:
– Ты более быстр и ловок, чем я.
А черепаха сказала:
– И мне уже нечему учить тебя, ты мудрее меня! Ты стал настоящим царем зверей. Так иди и займи свое место, которое принадлежит тебе по праву! Освободи своих подданных от тирании тигра.
И лев пошел навстречу тигру. И все в его движениях, гордой осанке, мягкой походке, умных глазах и грозном рыке выдавало в нем истинного царя зверей. Тигр, живя на всем готовом, совсем потерял былую форму. Его мышцы стали дряблыми, как опавшие листья, а ум медлительным, словно улитка. Он попросту испугался настоящего царя зверей и сбежал. Льву даже сражаться с тигром не пришлось.
Лев стал царствовать в лесу. И, как гласит лесная летопись, был умным и справедливым правителем.
Кем быть
Однажды замечательным африканским утром слониха наблюдала за полетом бабочки. Ей так нравилось, как та грациозно перелетает с цветка на цветок, порхая в воздухе яркими крылышками. Слониха призадумалась:
– Вот бы мне так!
Она даже несколько раз взмахнула своими могучими ушами, потом повертела хоботом, но взлететь у нее не получилось.
– Да, я, конечно, уже не так молода, грациозна и легка, как раньше, поэтому у меня ничего не получается. Но ведь у меня есть замечательная доченька Долли, вот бы ей порхать так с цветка на цветок.
И слониха, окрыленная своей идеей, понеслась домой. Она разбудила ничего не подозревавшую Долли и сказала ей:
– Доченька, ты обязательно должна стать бабочкой, ты будешь перелетать с цветка на цветок, махать красивыми крылышками. А как изыскано, должно быть, питаться нектаром!
Дочка спросонья захныкала:
– Мама, я совсем не хочу быть бабочкой, я хочу быть большой красивой сильной слонихой!
– Какие глупости ты говоришь! – возразила мать, – Посмотри на меня, я всю жизнь большая сильная красивая слониха, и что? Ну что в этом хорошего? Я не хочу, чтобы и ты всю жизнь мучилась, будучи слонихой, я хочу для тебя более счастливой жизни. Я мечтала стать бабочкой, яркой и красивой как цветок! Но у меня ничего не получилось. Зато у тебя для этого есть все шансы, ты обязательно сможешь. Давай умывайся и пошли учиться летать. Я лучше знаю, что надо для счастья моего ребенка.