Лида посмотрела на меня, как на капризного ребенка. Анна нахмурилась и принялась рассматривать тусклую проекцию звездного неба под потолком.
– Совсем на звезды не похоже, – сказала она.
– Зато красиво, – улыбнулась Лида.
Анна пожала плечами.
– Кстати, – оживилась Лида, – вы знаете, что на следующей неделе начинается факультативный курс по робототехнике? На портале есть программка. Я решила, будет интересно. Думала, может, записаться.
– Факультативный курс? – Я впервые об этом слышал. – В августе?
– Да. Всего три занятия. Это у них новая такая штука. Решили в качестве эксперимента, наверное. Для тех, кто летом не ездит по искусственным островам.
Лида выразительно взглянула на Анну.
– Платный?
– Да, но… Я точно не помню, но совсем не дорого. Так что если сэкономить на кафешках…
– Робототехника – это интересно! – Я уже представлял, как буду обсуждать с Лидой прослушанные лекции в институтской столовой. – А о чем там? Программа есть на портале?
– Ага. Первая лекция называется «Абстракции и моделирование».
– Вам этого мало было на курсе? – простонала Анна.
– Да ладно тебе! – отмахнулась от нее Лида. – Там на самом деле о распознавании образов. Причем на первую же лекцию обещают привезти какой-то экспериментальный агрегат. Новейшую разработку. Она умеет делать…
Лида пригубила кофе и поморщилась.
– Горький? – спросил я.
– Горячий. Так вот. Роботу можно сказать – найди мне чашку. И он находит. Не просто некий объект, похожий на чашку, а именно чашку.
– Ух ты! – Я качнул головой. – Прямо сразу готовое промышленное применение. Может заниматься обслуживанием в кафе.
Мы покосились на официанта, который втолковывал что-то скучающему клиенту за соседним столиком, позабыв о нашем десерте.
– Ага, – сказала Лида. – Робот-официант – это отлично. К тому же необязательно оставлять на чай.
Мы рассмеялись.
– А что в этом интересного? – спросила Анна; на ее лицо падала прямоугольная тень, скрывая темнотой лоб и глаза, как маска. – Уже сто лет такое делают. Обычный лазерный указатель с распознаванием голоса. Говоришь ему название предмета, и он на него показывает. Не сказать, что сильно увлекательно.
– Это не совсем так, – возразила Лида. – То, что сейчас делают, работает весьма примитивно. Помните ту статью о кризисе робототехники?
– Погоди, – вмешался я, – а что вообще значит – чашка? Может быть, это просто имитация чашки? Искусная и почти неотличимая.
– Или чашка без донышка! – подхватила Лида. – Из которой весь чай выливается. В том-то и дело, что это совсем не просто.
– А как тогда это работает? Алгоритмы какие…
– Вот и узнаем, – сказала Лида. – Если пойдете.
– Я пас, – сказала Анна.
– Я пойду, – сказал я.
– Кстати, могу показать программку. – И Лида развернула на столе суазор.
Она быстро перелистывала какие-то файлы, чуткий сенсор распознавал движения ее рук еще в воздухе, и казалось, что она творит над суазором заклинание.
– Вот. – Лида повернула суазор ко мне.
Программка больше походила на рекламный проспект – ворох роликов с пафосными названиями, которые я не стал смотреть, краткое содержание курса, биографическая справка о лекторе и внушительная стереография главного экспоната – робота, выглядевшего, как вытянутая конская голова с тонкой и ненадежной на вид шарнирной шеей.
– Может, вы потом, а? – загундосила Анна. – Учеба пока не началась.
Я вернул Лиде суазор.
Когда нам принесли десерты, уже смеркалось. Закат причудливо отражался в зеркальных стенах одинаковых кубических высоток – красный карлик, тающий в перистых облаках.
– Как твоя работа? – поинтересовалась у меня Лида.
– Не слишком увлекательная, конечно. Но хоть какие-то деньги.
– Лаборант? – скривилась Анна.
– Да, лаборант. Я хотел записаться в пилоты, но, говорят, институт надо сначала окончить.
Лида хихикнула.
– А как твоя? – спросил я у Анны.
Мы посидели в кафе еще полчаса, а потом Лида сама попросила счет. Но на сей раз я был расторопнее.
– Моя очередь! – напомнил я, вытаскивая бумажник.
Мы вышли на сонную улицу.
Анна зевнула, небрежно прикрыв рот. Фонари, стоявшие вдоль аллеи, которая вела к станции, зажигались прямо перед нами, один за другим – их огромные стеклянные сферы наливались космическим голубоватым светом, напоминая нимбы газовых планет.
– Как тут красиво!
Лида с намеком взглянула на подругу. Анна нехотя открыла сумочку, достала суазор и деловито ткнула пальцем в экран.
– Ладно. Мне в другую сторону. Пойду возьму такси.
– Пока. – Лида чмокнула ее в щеку.
Анна на секунду задержала на мне недовольный взгляд и засеменила на другую сторону улицы.
Мы с Лидой остались одни – посреди тусклой аллеи, которую окутывал призрачный свет ночных фонарей.
Лида повернулась ко мне.
– Ну, – сказала она, – не хочешь меня проводить?
Мы зашагали по аллее, в мягкое электрическое зарево. Ранние сумерки пронизывала тоскливая синева. По обочине дорожки стояли маленькие неудобные скамейки – узкие и невысокие, как будто сделанные для детей.
Мы молчали.
Анна ушла, и я вновь не мог придумать тему для разговора. От волнения вспотели руки. Свет за нами гас, и вся улица медленно проваливалась в темноту – исчезал тротуар, потухшие фонари, захудалая кафешка, где забывают про десерт, Анна со своим искусственным островом – весь остальной мир. И не было уже пути назад.
Я боялся обернуться.
Лида шла справа, перевесив сумочку на другое плечо, но я не решался взять ее за руку. Она приглаживала волосы на висках – с таким видом, словно смотрелась в невидимое зеркало – и тоже молчала.
Когда мы проходили мимо очередной декоративной скамейки, я наконец набрался смелости.
– Не хочешь немного посидеть?
Лида остановилась.
– Вообще-то уже поздновато. К тому же я не уверена, что здесь чисто.
– Ты права, – согласился я. – Извини.
– Ладно.
Лида села на скамейку и, вздохнув, посмотрела на темное, почти ночное небо.
– Вот ведь, – сказала она, – вечер такой приятный, а звезд все равно не видно.
– Зато фонари как звезды, – сказал я, устраиваясь рядом.
– Фонари – это не звезды, – сказала Лида.
Станция была уже недалеко, я думал, Лида в любую секунду произнесет неумолимое «ну что, пошли?», и нас снова разведет эта сумеречная улица – она поедет в центр, а я вернусь в институт и буду по вечерам просматривать ее страницу в соцветии, не решаясь ни позвонить, ни написать.
Я опустил руку на скамейку и случайно коснулся ее руки. Лида посмотрела на меня и улыбнулась.
– Скажи… – начал я и чуть не закашлялся от волнения, – а можно тебя еще куда-нибудь пригласить?
– Куда? – спросила Лида.
– Не знаю, – я едва не заикался, – можем сходить еще куда-нибудь. Я тут смотрел в сети…
– Ладно, – перебила меня Лида. – Пригласи. Только придумай на этот раз что-нибудь поинтереснее кафе.
– Хорошо, – сказал я, чувствуя каждое биение сердца. – Придумаю.
Лида убрала руку.
– Ты, кстати, и правда запишешься на этот факультатив? – спросила она.
– Конечно! Обязательно запишусь.
– Давай, будет интересно.
– Значит, «Абстракции и моделирование»? И начинается уже на следующей неделе? Надо посмотреть на портале.
– Ага, кажется, во вторник. Кстати, – Лида поставила на колени сумочку, – по поводу моделирования. Я сегодня как раз купила такую забавную штуку. Даже не знала, что такие есть в природе. Забыла тебе показать. – Лида осмотрелась, словно пыталась найти что-то в подсвеченном газовыми фонарями вечернем воздухе. – Здесь достаточно темно. Хорошо.
И вытащила из сумочки куб размером с ладонь.
– Что это?
– Проектор, представь? В смысле, проектор звездного неба. Кстати, – Лида улыбнулась, – с абсолютно точными картами. Не такой, конечно, впечатляющий, как в том кафе, но все равно очень и очень красивый.
– Необычный цвет.
– Да, цвет, конечно, своеобразный. Они вообще разноцветные, но мне только такой достался.
– И как он работает?
– Возьми.
Лида отдала мне куб, я нерешительно повертел его в руках, но не нашел ни отверстий, ни кнопок, ни индикаторов. Куб был пластиковый, легкий и напоминал старомодную детскую игрушку – вроде детали из конструктора, чтобы строить бутафорские города.
– Непонятно, – сказал я.
– Ага! – обрадовалась Лида. – Я тоже без инструкции не разобралась. Нужно повернуть верхнюю часть куба по часовой стрелке. Вот так! – Она взмахнула перед собой рукой – как волшебник, делающий забавные пассы, чтобы отвлечь внимание зрителей. – Все просто на самом деле.
– Как кубик Рубика?
– Почти.
У меня всё равно ничего не вышло – куб был монолитным.
– Да нет же! – сказала Лида. – Верхнюю часть!
– А как тут понять, где верх, а где низ? Он же квадратный.
Лида рассмеялась.
– Дай сюда!
Я вернул ей куб.
Лида взяла его пальцами за основание и, подняв перед собой, аккуратно повернула две части куба в разные стороны. Раздался тонкий электрический щелчок, и верхняя грань куба засветилась.
82
Звезды.
Передо мной простиралась бездонная ночь, открытый и бесконечный космос, где призраки давно погасших звезд, свет которых путешествовал через солнечные системы, складывались в удивительные созвездия вместе с мерцающими огнями спутников связи и выходящих на орбиту кораблей.
Мы стояли у обрыва – черного и пологого. Стоило лишь посмотреть вниз, как начинала кружиться голова. Был второй час – глубокая и немая ночь, – и даже бледный свет звезд, пробивавшихся сквозь корону атмосферного газа, казался ярким. Я неплохо знал навигационные карты, хотя соответствующего предмета у нас еще не было, однако живое ночное небо мне доводилось видеть так редко, что, оказавшись вдали от города, я растерялся.
– Смотри, а вон там, – неуверенно начал я, показывая пальцем на яркую искорку, – вроде как Венера.
Лида задумалась.
– Не уверена. Странное расположение для Венеры… – Лида пару секунд следила за мнимой звездой. – А она ведь движется! Это не Венера, это какой-то спутник.
– Где же тогда Венера?
– И правда, не видно. Нет сегодня Венеры. Сегодня только Земля.
Лида улыбалась.
После плоского городского неба, в котором отражался искусственный свет многоквартирных домов и круглосуточных иллюминаций, лишая его глубины и жизни, можно было подумать, что мы оказались на другой планете, пустой, холодной и безжизненной, точно самая глухая ночь, и в то же время красивой до дрожи – как бывает красивым то, чего еще не коснулась рука человека.
Мы были одни.
Лида на сей раз надела простенькую серую ветровку с высоким воротником, а вместо сумочки взяла маленький рюкзачок – как будто мы собрались в поход, на звездную ночевку. Даже волосы она заплела в длинную косу – впервые со дня нашего знакомства.
– Красиво, – сказала Лида. – Но, честно…. Мне кажется, в институтском городке тоже должно быть все хорошо видно.
– Мне говорили, здесь лучшее место.
– Да ладно, я не против. Здесь довольно… – Лида склонила голову, – романтично.
И тут же поежилась, потирая плечи:
– Хотя меня немного пугает то, что здесь никого нет. К тому же ты оставил машину почти на дороге.
– Ничего страшного. Она застрахована.
– Ага, только как мы будем отсюда выбираться.
– Ты хорошо подготовилась. – Я коснулся ее плеча.
Лида была одета уже совсем по-осеннему, хотя осень и началась лишь час назад – под ветровкой у нее был вязаный свитер с толстым воротником, а привычной узорчатой юбке она предпочла теплые брюки.
– А ты дрожишь, как осиновый лист, – сказала она.
Мы стояли на утесе, над ночной рекой, в которой, вздрагивая в волнующейся воде, отражались растущий месяц и звезды – или планеты, или восходящие по орбите корабли, – похожие на тающие в глубине песчинки. Легкий ветерок приносил запах воды, играясь с выбившейся из косы челкой на лбу Лиды, и она постоянно приглаживала ее рукой.
– Здесь красиво, – повторила Лида, – и…
Она подняла с земли небольшой камешек – выточенную ветром гальку – и, размахнувшись, бросила его в воду. Легкий всплеск – как плач ночной реки.
– Спорим, закину дальше? – завелся я.
– А я и не пыталась далеко бросить.
– Хотела, чтобы он подпрыгнул на воде?
– Я не умею так, – насупилась Лида.
– Я тоже, – признался я.
Лида подняла еще один камешек.
– Забавно. – Она крутила в руке гальку с мраморными прожилками, поблескивающими в сумраке, как фосфор. – Если знаешь вес камня, угол падения, то можешь предсказать все волны, все круги на воде, которые он вызовет, еще до того, как упадет.
– Логично.
– Все дело в том, что… – Лида бросила гальку в реку. – Иногда я думаю, мы и сами – лишь круги на воде.
Она чуть заметно улыбнулась, неожиданно смутившись.
– Люди не так уж и предсказуемы, – сказал я.
– Я не об этом.
– А о чем?
– Неважно. – Лида качнула головой. – Ох, и завез ты меня! Здесь какой километр?
– Чуть больше ста от институтского городка. Примерно.
– Неплохо, – сказала Лида. – Это, конечно, интереснее, чем кафе, но… Вообще-то я намекала на планетарий. – И толкнула меня локтем.
– А как же «Патрокл»? – картинно возмутился я.
– Ах да! Та фотография!
Порывистый ветер, перепутав в сумраке направления, подул откуда-то со стороны, из-за утеса, и Лида повернулась ко мне, зябко обхватив себя руками.
– «Патрокл», значит? – спросила она.
Ее глаза в темноте были черными.
– Ну, – принялся оправдываться я, – мне показалось, это будет…
– Символично, ага, – закончила за меня Лида и произнесла чуть тише: – Балбес.
– Что? Почему?
Лида не ответила.
Я невольно прислушивался к глубоким вздохам волнующейся реки. Отблески звезд в воде вздрагивали, и волны, которые поднимал ветер, наводили на мысли о причудливых искажениях пространства – вроде тех, которые создают в фантастических фильмах двигатели космических кораблей.
Лида вдруг начала обеспокоенно проверять карманы куртки.
– Забыла суазор?
– Да. Сколько там времени до выхода на орбиту?
– Еще почти полчаса.
Лида задумалась, нахмурив лоб.
– Нам же завтра с утра. Если я завтра просплю первую пару, то ты будешь во всем виноват.
– Я готов понести наказание, – согласился я.
– О, ты понесешь! – прыснула со смеха Лида.
Мы говорили, как друзья, знакомые множество лет, хотя недавно я даже не решался набрать ее номер. Я понимал, что уже не могу представить свою жизнь без нее.
Лида почувствовала что-то и посмотрела на меня.
– А как это будет? – спросила она.
– «Патрокл»?
– Ага. Я ни разу не видела, как такой большой корабль заходит на орбиту. Просто появится еще одна звезда? Мы, наверное, и не увидим ничего.
– Да нет, не думаю. Ты сама ведь знаешь, какой он огромный. Самый большой корабль, который когда-либо запускали с Земли. Он встанет на геосинхронную орбиту, а это в десять раз ближе, чем Луна. Я думаю… Впрочем, я и сам никогда ничего подобного не видел. Но, мне кажется, это будет не просто еще одна яркая звезда.
– Будет как Луна?
– Все же, наверное, не настолько…
– Ой, слушай, надо это заснять обязательно. – Лида вновь стала ощупывать карманы ветровки. – Давай попробуем на камеру твоего суазора. Тут, правда, так темно…
– Погоди! – спохватился я. – И как я мог забыть! Я же взял с собой специальную камеру для съемки звёзд! Она должна быть в машине. Сейчас принесу.
– Предусмотрительный, – улыбнулась Лида. – И что еще у тебя в машине?
– Камера, – повторил я.
– Ладно, – рассмеялась Лида. – Неси камеру, я жду.
– Только никуда не уходи, – сказал я.
– Даже если бы захотела, – сказала она.
Я быстро зашагал к дороге, где бросил взятый напрокат представительский седан. Лида одиноко стояла у обрыва, глядя на отражения звезд и потирая плечи.
Я не сразу нашел машину.
Это был огромный шестиметровый седан, за один прокатный день которого мне пришлось отдать почти половину лаборантской зарплаты. Я не сообразил, что автомобиль стоит заказывать заранее и когда явился в контору, услышал безжалостный приговор – все бюджетные варианты были давно разобраны, а бессовестно разрекламированный в сети «широчайший выбор» сводился к одному-единственному представительскому седану с вызывающе-броскими гранеными формами. Который к тому же был предательски черного цвета, а черный цвет – не лучший выбор для путешествия в темноту.
Седан отыскался в развесистой тени совсем еще летних, густых деревьев, вдали от фонарей. Когда мы приехали, я так нервничал, что даже не запомнил место, где припарковался.
Я подошел к машине и остановился.
Я вспомнил слова Лиды – то, как она говорила, что ей страшновато в этой безлюдной глуши. И правда – на перепутье между столицей и сонными областными городками стояло такое непререкаемое затишье, словно по рассыпающейся в пыль дорожке пару сотен лет не проезжал ни один автомобиль. Редкие газовые фонари, половина из которых бесшумно мерцала, догорая последние минуты, усиливали чувство странного одиночества, как будто мы с Лидой оказались на самом краю земли.
Меня сковала оторопь.
Звездное небо над головой тянулось до самого горизонта – как купол, – и сливалось с ночной темнотой. Узкая загородная дорожка с разбитым асфальтом уходила не к очередному населенному пункту, а в бесконечный космический мрак. Света газовых фонарей едва хватало на то, чтобы очерчивать в темноте призрачно-бледные силуэты собственных столбов, выхватывая, отвоевывая у сумрака небольшие островки земли и дороги, над которой нависал плотный саван безраздельной, почти осязаемой темноты.
Я открыл дверь автомобиля с водительской стороны.
Камера должна была лежать в бардачке или внутри подлокотника – я и сам точно не помнил, где ее оставил.
Я заглянул внутрь.
Приборная панель выглядела необычно – совсем не так, как в других машинах. Она была похожа на развернутый к водителю триптих, в крыльях которого мерцали многочисленные кнопки и переключатели, а всю центральную часть занимала непонятная решетка с широкими прямоугольными прорезями.
Я стал садиться в массивное, с высоким подголовником кресло. Я чувствовал пронзительный страх, для которого не было ни малейших причин. Я решил, что это просто волнение – первое настоящее свидание с Лидой, звездное небо, выходящий на орбиту «Патрокл», – и провалился в кресло.
81
Меня затягивала безграничная, сводящая с ума темнота. Нет ничего хуже сна, когда все, что ты видишь – это отсутствие света. Особенно, если понимаешь, что спишь.
«Патрокл».
Только это воспоминание позволяло мне бороться с темнотой.
«Патрокл».
Он быстро наливается светом и скользит по небосклону, как падающая звезда, которая неумолимо приближается к линии горизонта, низверженная в темноту. Вдруг это стремительное падение застывает в холодном ночном небе и кажется, что звезды гаснут из-за его лучистого света.
Вынужденный странник.
Лишь раз в двенадцать лет он возвращается домой, к Земле. Говорили, что гравитационные возмущения, которые вызывает корабль таких размеров, могут привести к серьезным наводнениям и бурям, поэтому «Патрокл» всегда встает на дальнюю орбиту – на высоте в тысячи километров над Землей.
Он ярче, чем народившаяся луна.
Мы смотрим на вечного странника, не говоря ни слова, а тем временем на другой стороне планеты поднимается ужасающий ураган.
Но потом «Патрокл» исчез, сгинув в бездонной ночи, и надо мной вновь сомкнулась темнота.
Я попробовал приподняться на кровати, и на секунду мне почудилось, будто в кармане брюк лежит пластиковый куб – большой и угловатый, до треска растягивающий ломкую синтетическую ткань, – однако в кармане ничего не оказалось.
Свет все так же не горел.
Собственное тело стало незнакомым и чужим. Я готов был поверить, что, пока лежал без чувств, сознание мое перенесли в другого человека. Или что гнетущая темнота и пустые, как космическая бездна, сны окончательно лишили меня рассудка.
Я попытался сесть на кровати, однако из-за болезненной слабости едва пошевелил рукой.
Мне было страшно.
Я задыхался, огромный невидимый груз – налившийся невыносимой тяжестью воздух – давил мне грудь, не давая вздохнуть. У меня мелькнула мысль, что из комнаты откачивают воздух.
Голова закружилась, точно от удушья.
Я закрыл глаза, чувствуя обморочную легкость, как в невесомости, и поплыл в пустоте – навстречу забвению.
Прошло несколько секунд. Или часов.
Я снова мог дышать, хотя грудь по-прежнему болела. Я лежал с закрытыми глазами, но по судорожной пульсации где-то за опущенными веками я понимал – в комнате горит свет.
Было что-то еще.
Я слышал тихие осторожные шаги – как в больнице, где ходят в тканевых бахилах – и едва различимый скрытный шепот. Однако я почти ничего не мог разобрать – лишь отдельные слова и обрывки фраз.
– …в порядке… – сказал женский голос, – …не думаю, что в действительности… Да, думаю, он слишком… не стоит… в каком-то… подождать…
Прошло время, прежде чем я решился открыть глаза.
Свет в комнате горел, но не обжигал глаза, а мягко обтекал ровные белые стены, оставляя приятные островки мрака на потолке и в углах. Я лежал на запакованной в полиэтилен кровати. На мне была новая одежда – бесформенное темно-серое одеяние, похожее на дешевую униформу для обслуживающего персонала на орбитальных станциях.
Я попытался вспомнить…
Последнее, что сохранилось в памяти, – это девушка, до невозможности похожая на Лиду, и пронзительный укол в правое плечо, которое все еще нарывало от боли.
Мне это приснилось?
Но я правда был не один. Я видел высокую женскую фигуру в приталенном комбинезоне. Женщина сутулилась, склонив голову и сведя плечи, и нашептывала что-то в корабельный коммуникатор или суазор.
Я хотел окликнуть ее, но не решился. Девушка еще не поняла, что я проснулся, и стояла, отвернувшись. Ее обтягивающий серый комбинезон напоминал противорадиационный костюм. Длинные черные волосы распадались по плечам.
Нет!
У меня потемнело в глазах.
– Лида? – хрипло позвал я.
Девушка вздрогнула и обернулась. В руке она держала длинный тенебрис.
– Лида? – спросила она.
Она смотрела на меня с удивлением и даже страхом.
– Почему? – произнесла девушка дрожащим голосом. – Почему вы называете меня Лидой?
– Но ты… вы…
Она так походила на Лиду, что это не могло быть совпадением.
Девушка взволнованно откинула со лба прядь волос и отступила к двери.
– Но разве это не ты? – пробормотал я. – Я ничего не понимаю. Где мы находимся? Что это за место?
Девушка успокоилась.
– Меня зовут не Лида. Я – Таис. Вы меня с кем-то путаете. Это возможно в вашем состоянии. Вы сейчас находитесь в нашем центре. Вы в безопасности. Не стоит волноваться.
– В центре? – Я приподнялся на кровати. – В каком еще центре? Мы на Венере? Я военнопленный?
– Военнопленный? – Таис рассмеялась, но смех вышел натянутым. – Как вы можете быть военнопленным, если никаких военных действий не ведется?
– Судя по тому, что я помню, это не совсем так.
Таис закрыла глаза и устало потерла лоб, но тут же опасливо покосилась на меня, точно боялась, что я сейчас брошусь на нее, как бешеный зверь.
– Вы не военнопленный, – сказала она. – Мы на Земле.
– Если я не военнопленный, то почему меня держат в этой камере и…
Я хрипло втянул в себя воздух и медленно, как больной, едва отошедший от комы, уселся на кровати, упираясь руками в скользкую пленку.
Таис сделала еще один шаг к двери.
– Что здесь происходит? – спросил я. – И если ты… если вы не Лида, то где она? Где остальные члены экипажа?
– Вас держат здесь ради вашей же безопасности.
Таис нервно сжимала тенебрис.
– Где остальные? – спросил я громче.
Я попытался встать, но снова упал на кровать. Голос мой почти срывался на крик.
– Где Лидия?!
– Остальные члены экипажа… – Таис стояла у самой двери; еще один шаг – и она уткнулась бы в нее спиной. – Я даже не знаю, как…
Таис не договорила.
– О чем вы? – Сердце в груди свело судорогой. – Что произошло?
– Я не уверена… – Таис запнулась. – Я не могу пока вам обо всем рассказать. Это может быть слишком. Но, поверьте…
Из последних сил, как человек с безнадежным ранением, делающий предсмертный рывок, я поднялся на ноги, оттолкнувшись от кровати, и встал, покачиваясь, опираясь рукой о металлическое изголовье. Я понимал, что в любую секунду могу свалиться без чувств.
– Не подходите, – сказала Таис и сжала губы.
– Где Лидия?! – с ненавистью прохрипел я, почти не различая ничего вокруг. – Что с ней?