Глава Пятая
5.1Рибху́:Я́ расскажу́ о пусто́тности ми́ра,кото́рый подо́бен за́йцу с рога́ми.Это Зна́ние ре́дкое во́ всех мира́х.Слу́шай внима́тельно, с откры́тым умом.5.2Всё́, что я́влено в э́том ми́ре,всё́, что ты ви́дишь, и всё́, что слы́шишь,все формы ви́димого и́ форма ви́дящегоподо́бны рога́м и копы́там за́йца.5.3Земля́ и вода́, ого́нь и простра́нство,во́здух и ра́зум, и отде́льное «я́»,а та́кже душа́ всего́, что проя́влено,подо́бны рога́м и копы́там за́йца.5.4Разруше́ние, ка́к и творе́ние,бытие́ всех миро́в и гала́ктик,доброде́тель и гре́х, прова́л и побе́да —подо́бны рога́м и копы́там за́йца.5.5Вожделе́ние, гне́в, жа́дность и стра́сть,го́рдость, аффе́кт, упря́мство, влюбле́нность,Гу́ру, подопе́чные его и́ наставле́ния —рога́ и копы́та за́йца всё э́то.5.6«Ты́», «я» и «ми́р», и всё́ в таком ду́хе,коне́ц, и нача́ло, и́ середи́на,про́шлое, бу́дущее и́ настоя́щее —рога́ и копы́та за́йца всё э́то.5.7Пло́тное тело и то́нкое тело,«причи́на» и «сле́дствия», и всё́ в таком ду́хе,всё́, что ви́дится, и́ само ви́дение —рога́ и копы́та за́йца всё э́то.5.8Наслажде́ние и́ объе́кт наслаждения,и́ наслажда́ющийся, и́ их еди́нство;бла́го, дово́льство и́ проница́тельность —рога́ и копы́та за́йца всё э́то.5.9Но́рмы эти́ческие и духо́вные,контро́ль дыха́ния и про́чие пра́ктики,суета́ и движе́ния, мы́сли и чу́вства —рога́ и копы́та за́йца всё э́то.5.10У́ши, глаза́, лю́ди и на́ции,секре́тность, беспа́мятство, Ви́шну и Ши́ва,и про́чие бо́ги, и к свобо́де стремле́ние —рога́ и копы́та за́йца всё э́то.5.11Все о́рганы чу́вств и́ ощуще́ний,все́ части те́ла и́ его о́рганы,сны́ и я́вь, и глубо́кий со́н —рога́ и копы́та за́йца всё э́то.5.12Все духо́вные да́нности и́ предпосы́лкидля фина́льной реализа́ции Бра́хмана,все́ одноро́дности и́ разноро́дности —рога́ и копы́та за́йца всё э́то.5.13Все миры́ и все́ существа́,все́ филосо́фии и́ культу́ры,все ви́ды неве́жества и нако́пленных зна́ний —рога́ и копы́та за́йца всё э́то.5.14Все́ социа́льные институ́ты,все соо́бщества и́ все ка́сты,все святы́е места́ и святы́е Писа́ния —рога́ и копы́та за́йца всё э́то.5.15Все ти́пы око́в и о́свобожде́ния,всё́ богосло́вие и зна́ние И́швары,все́ времена́ и инстру́кции все́ —рога́ и копы́та за́йца всё э́то.5.16Всё́, что живе́т, и всё́, что де́йствует,обще́ние с му́дрыми, со святы́ми,различе́ние того́, что «не́-существу́ет», —рога́ и копы́та за́йца всё э́то.5.17Вся́ Веда́нта и все́ филосо́фии,все́ объясне́ния свяще́нных Писа́нийи тракто́вки приро́ды су́ществова́ния —рога́ и копы́та за́йца всё э́то.5.18Что́ бы там ни́ было пости́гнуто-по́знано,что́ бы там ни́ было в ми́ре уви́дено,что́ бы там ни́ было от Гу́ру услы́шано, —рога́ и копы́та за́йца всё э́то.5.19Что́ бы там ни́ было в мы́слях поду́мано,что́ бы когда́ бы заду́мано ни́ было,что́ бы там ни́ было решено́ интелле́ктом, —рога́ и копы́та за́йца всё э́то.5.20Что́ бы слова́ми ни́ было ска́зано,и каки́ми бы у́мными слова́ ни каза́лись,что́ бы и ка́к бы воспри́нято ни́ было, —рога́ и копы́та за́йца всё э́то.5.21Кака́я бы ве́щь ни была́ отве́ргнута,и́ что бы ни́ было ви́дено-слы́шано,и кто́ бы когда́ и че́м ни «владе́л», —рога́ и копы́та за́йца всё э́то.5.22Что́ бы та́м ни каза́лось и́стинным,что́ бы та́м ни каза́лось реа́льным,что́ бы умо́м предста́влено ни́ было, —рога́ и копы́та за́йца всё э́то.5.23Что́ бы там ни́ было на́звано Су́тью,что́ бы там ни́ было на́звано ве́чным,что́ бы там ни́ было умо́м разо́брано, —рога́ и копы́та за́йца всё э́то.5.24Ши́ва, миры́ растворя́ющий ло́жные,Ви́шну, все э́ти миры́ охраня́ющий,Бра́хма, все э́ти миры́ создаю́щий, —это рога́ и копы́та за́йца.5.25То́, что зове́тся отде́льной душо́ю,то́, что зове́тся ми́ром-самса́рой,каки́ми слова́ми бы ни́ называ́ли, —это рога́ и копы́та за́йца.5.26О че́м бы в Пура́нах ни́ было ска́зано,о че́м бы Ве́ды ни́ говори́ли,и всё́, о чем ска́зано в У́паниша́дах, —это рога́ и копы́та за́йца.5.27Всё́, что ска́зано в э́той главе́, —то́же «рога́ и копы́та за́йца».Но то́т, кто хоть ра́з эту та́йну услы́шит,неизбе́жно себя́ распозна́ет как Бра́хмана.5.28Слу́шай внима́тельно, прекра́сный Нида́га!Уве́ренность в то́м, что ты́ – сам Бра́хман,в челове́ческом ца́рстве встреча́ется ре́дко,и́ даже в ца́рстве бого́в не всегда́.5.29Всё́, о че́м говоря́т «вот э́то»,всё́, о че́м говори́тся «Я́»,всё́, что мо́жет быть уви́дено-по́знано, —всё́, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.30Убежде́нность в то́м, что «Я́ – это те́ло»,кото́рая в ко́рне все́х наших стра́хов,во все́ времена́ абсолю́тно ло́жна.Ведь всё́, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.31Убежде́нность в то́м, что «Я́ – это те́ло»,кото́рая в ко́рне любо́го позна́ния,во все́ времена́ абсолю́тно ло́жна.Ве́дь всё, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.32Убежде́нность в то́м, что «Я́ – это те́ло»,веду́щая к ци́клу пе́рерожде́ний,во все́ времена́ абсолю́тно ло́жна.Ве́дь всё, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.33Убежде́нность в то́м, что «Я́ – это те́ло»,кото́рая, в су́щности, и е́сть несвобо́да,во все́ времена́ абсолю́тно ло́жна.Ве́дь всё, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.34Зна́ние, бу́дто «Я́ – это те́ло»,кото́рое, в су́щности, про́сто а́д,во все́ времена́ абсолю́тно ло́жно.Ве́дь всё, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.35Убежде́нность в то́м, что «Я́ – это те́ло»,кото́рая, в су́щности, ве́сь мир явле́ний,во все́ времена́ абсолю́тно ло́жна.Ве́дь всё, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.36Убежде́нность в то́м, что «Я́ – это те́ло»,«серде́чный у́зел о́тождествле́ния»,во все́ времена́ абсолю́тно ло́жна.Ве́дь всё, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.37О́тождествле́ние «Я́ – это те́ло»допуска́ет иде́ю, что «те́ло реа́льно»,во все́ времена́ абсолю́тно ло́жную.Ве́дь всё, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.38О́тождествле́ние «Я́ – это те́ло»допуска́ет иде́ю, что «ми́р реа́лен»,во все́ времена́ абсолю́тно ло́жную.Ве́дь всё, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.39Убежде́нность в то́м, что «Я́ – это те́ло»,во все́ времена́ абсолю́тно ло́жная,допуска́ет реа́льность пяти́ элеме́нтов.Но всё́, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.40Убежде́нность в то́м, что «Я́ – это те́ло»,кото́рая, в су́щности, про́сто неве́дение,во все́ времена́ абсолю́тно ло́жна.Ведь всё́, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.41Заключе́ние, бу́дто «Я́ – это те́ло»,во все́ времена́ абсолю́тно ло́жное, —корень все́х загрязне́ний и́ омраче́ний.Всё, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.42Заключе́ние, бу́дто «Я́ – это те́ло»,во все́ времена́ абсолю́тно ло́жное,веде́т к явле́нию отде́льного «я́».Но́ всё, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.43Убежде́нность в то́м, что «Я́ – это те́ло»,во все́ времена́ абсолю́тно ло́жную,мо́жно счита́ть велича́йшим а́дом.Ве́дь всё, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.44Заключе́ние, бу́дто «Я́ – это те́ло», —это лишь у́м, игра во́ображе́ния,и во все́ времена́ абсолю́тно ло́жно.Ве́дь всё, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.45Заключе́ние, бу́дто «Я́ – это те́ло»,веде́т к появле́нию грани́ц и усло́вностей,и во все́ времена́ абсолю́тно ло́жно.Ве́дь всё, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.46Понима́ние, бу́дто «Я́ – это те́ло»,веде́т к появле́нию все́х печа́лей,и во все́ времена́ абсолю́тно ло́жно.Ве́дь всё, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.47Понима́ние, бу́дто «Я́ – это те́ло»,мо́жет быть на́звано велича́йшим про́махом,и во все́ времена́ абсолю́тно ло́жно.Ве́дь всё, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.48Заключе́ние, бу́дто «Я́ – это те́ло»,мо́жет быть на́звано, в су́щности, сме́ртью,и во все́ времена́ абсолю́тно ло́жно.Ве́дь всё, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.49Заключе́ние, бу́дто «Я́ – это те́ло», —зна́к поте́рянной благода́ти,и во все́ времена́ абсолю́тно ло́жно.Ве́дь всё, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.50Заключе́ние, бу́дто «Я́ – это те́ло»,мо́жно назва́ть велича́йшим грехо́м,и оно́ всегда́ абсолю́тно ло́жно.Ве́дь всё, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.51Заключе́ние, будто «Я́ – это те́ло»,причиня́ет уще́рб, порабоща́ет,и во все́ времена́ абсолю́тно ло́жно.Ве́дь всё, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.52Убежде́нность в то́м, что «Я́ – это те́ло»,называ́ют исто́чником все́х недоста́тков,но она́ всегда́ абсолю́тно ло́жна,ве́дь всё, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.53Убежде́нность в то́м, что «Я́ – это те́ло»,кото́рая в ко́рне любо́го поро́ка,во все́ времена́ абсолю́тно ло́жна,ве́дь всё, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.54Убежде́нность в то́м, что «Я́ – это те́ло»,называ́ют та́кже «вели́ким сомне́нием»,но она́ всегда́ абсолю́тно ло́жна,ведь всё́, что е́сть, – это то́лько Бра́хман.5.55Если е́сть хоть мале́йшая те́нь страда́ния,если е́сть хоть мале́йшие зна́ки «мирско́го»,если е́сть хоть мале́йшие зача́тки жела́ния,если е́сть хоть мале́йшее не́что «нечи́стое»…5.56Если е́сть хоть мале́йший намё́к на зло́бу,если е́сть хоть мале́йшее движе́ние ду́манья,если е́сть хоть мале́йшая к результа́там привя́занность —име́ем мы де́ло с велича́йшей боле́знью.5.57Если е́сть хоть мале́йшая к результа́там привя́занность,налицо́ велича́йшее заблужде́ние.Если е́сть хоть мале́йшая к результа́там привя́занность,зна́чит страда́ний не́ избежа́ть.5.58Если е́сть хоть мале́йшая к результа́там привя́занность,гне́в и жа́жда то́же проя́вятся.Если е́сть хоть мале́йшая к результа́там привя́занность,это по́просту свя́занность – ни́чего бо́льше.5.59Если е́сть хоть мале́йшая к результа́там привя́занность,то печа́ль неизбе́жно то́же поя́вится.Если е́сть хоть мале́йшая к результа́там привя́занность,значит ты́ в нереа́льном ми́ре иллю́зий.5.60Если е́сть хоть мале́йшая к результа́там привя́занность,э́то свиде́тельствует об оши́бочном ви́дении.Если е́сть хоть мале́йшая к результа́там привя́занность,значит ты́ пребыва́ешь в иллю́зии вре́мени.5.61Если е́сть хоть мале́йшая к результа́там привя́занность,возника́ет повсю́ду мно́жество фо́рм.Та́м, где возни́кла к результа́там привя́занность,возника́ет тут же огро́мный ми́р.5.62Та́м, где прису́тствует к результа́там привя́занность,та́м, несомне́нно, цвете́т нереа́льное.Если е́сть хоть мале́йшая к результа́там привя́занность,то, несомне́нно, есть ка́жимость ми́ра.5.63То́, в чем возни́кла к результа́там привя́занность, —про́сто ничто́, будь в э́том уве́рен.У́м, только у́м – весь проя́вленный ми́р.У́м, только у́м – велича́йший из де́монов.5.64У́м, только у́м – э́то самса́ра,у́м, только у́м – все миры́ из возмо́жных.У́м, только у́м – большо́е страда́ние,у́м, только у́м – боле́зни и ста́рость.5.65У́м, только у́м – э́то ход вре́мени,у́м, только у́м – э́то испо́рченность,у́м, только у́м – э́то привя́занность,у́м, только у́м – отде́льное «я́».5.66У́м, только у́м – всегда́ загрязне́ние.У́м, только у́м – колдовство́, наважде́ние.У́м, только у́м – иллю́зия, ми́ф.У́м, только у́м – сын беспло́дной же́нщины.5.67У́м, только у́м – это то́, чего не́т.У́м, только у́м – ине́ртная ма́сса.У́м, только у́м – это лишь мы́сли.У́м, только у́м – про́сто мысль «я́».5.68У́м, только у́м – вели́кая свя́занность.У́м, только у́м – все тала́нты, спосо́бности.У́м, только у́м как земля́ проявля́ется,у́м, только у́м – это та́кже вода́.5.69У́м, только у́м – э́то ого́нь,у́м, только у́м – это во́здух и ве́тер.У́м, только у́м – э́то простра́нство,у́м, только у́м – исто́чник всех зву́ков.5.70У́м, только у́м – опло́т осяза́ния,у́м, только у́м – созда́тель всех фо́рм,у́м, только у́м – основа́ние вку́сов,и у́м, несомне́нно, созда́тель всех за́пахов.5.71Пло́тное те́ло – по су́ти лишь у́м.То́нкое те́ло – всеце́ло у́м.Мыслефо́рмы все – то́же по су́ти лишь у́м.Объекти́вное зна́ние – то́же всё у́м.5.72У́м, только у́м – те́ло блаже́нства.Состоя́ние бде́ния – то́же всё у́м.У́м, только у́м – все́ сновиде́ния.И глубо́кий со́н – это то́же всё у́м.5.73У́м, только у́м – все бо́ги и де́моны.У́м, только у́м – Я́ма, бог сме́рти.Что́ бы то ни́ было – всё́ только у́м.У́м, только у́м. Всё, что ви́димо, – у́м.5.74Вселе́нная вся́ ума́ преиспо́лнена.Всё́ это те́ло ума́ преиспо́лнено.Всё́, что я́влено, ума́ преиспо́лнено.Дво́йственность вся́ ума́ преиспо́лнена.5.75Всё́ разнообра́зие ума́ преиспо́лнено.Все сво́йства и ка́чества ума́ преиспо́лнены.Всё́, что мы ви́дим, ума́ преиспо́лнено.И глу́пость то́же ума́ преиспо́лнена.5.76Всё́, что бы ни́ было, ума́ преиспо́лнено.У́м проявля́ется и в ли́чностном «я́».Жела́ть чего́-то «друго́го» – неве́жество,ведь «жела́ть» – значит ви́деть ра́зницу.5.77Жела́ть чего́-то – пло́д многих зна́ний,жела́ть чего́-то – жи́ть в мире дво́йственном,жела́ть чего́-то – жи́ть в рамках вре́мени,жела́ть чего́-то – жить в грани́цах земно́го.5.78Жела́ть чего́-то – исто́чник те́ла.Жела́ть чего́-то – исто́чник эне́ргии.Жела́ть чего́-то – исто́чник мышле́ния.Жела́ть чего́-то – исто́чник слу́ха.5.79Жела́ть чего́-то – еди́нственный а́д.Жела́ть чего́-то – та́кже и ра́й.Жела́ть чего́-то – э́то созна́ние.Жела́ть – это зна́чит иска́ть Себя́.5.80Бу́дь то жела́ние или что́-то реа́льное —на всё́ воля Бра́хмана, зна́й это то́чно.Но каки́м бы жела́ние ни́ было ма́лым,оно́ ничто́ во все́ времена́.5.81Жела́ния не́т, по́просту не́т.Никаки́х нет простра́нств, без сомне́ния, не́т.Гу́руджи не́т, по́просту не́т.И ученика́, без сомне́ния, то́же.5.82Тела не́т никако́го, по́просту не́т.Нет ума́ никако́го, без сомне́ния, не́т.Ничего́ никогда́, никогда́ ничего́.Никако́го нет «ми́ра», по́просту не́т.5.83Не́т живы́х суще́ств никаки́х,нет вообще́ ничего́, зна́й это то́чно.Э́та глава́ «Всё – ничто́» назовё́тся,и в не́й я пове́дал тебе́, Нида́га,то́, что услы́шав хотя́ бы одна́жды,Себя́ распозна́ешь как чи́стого Бра́хмана.5.84Веда́нты поко́я, поко́я ума́,невозмо́жно дости́гнуть ника́к по-друго́му,кро́ме как че́рез пре́данность Ши́ве,кото́рый луно́ю укра́сил себя́.Отверну́вшись от жи́зни привя́занностейко всему́ дорого́му – будь то к же́не или к де́тям,медити́руя то́лько на сто́пы Всевы́шнегоГо́спода Ши́вы, хо́ть на мгнове́ние всё́ позабы́в.Но́ бесконе́чной зубрё́жкой и ло́гикойк поко́ю ума́ прийти́ невозмо́жно.5.85Для те́х ясно ви́дящих, свобо́дных от мо́рокавсех явле́ний и все́х жела́ний чего́-либо,нет ни я́ви, ни сна́, ни глубо́кого сна́,и не́т для них «жи́зни», и «сме́рти» нет то́же.Так завершается эта глава диалога между Рибху и Нидагой, названная «Описание мира как пустотного и не существующего».
Глава Шестая
6.1Нида́га:О́ пречи́стый мой Гу́ру, скажи́,где́ соверша́ешь ты́ омове́ния?Каки́е ма́нтры при э́том твори́шь?Како́е вре́мя для э́того лу́чшее?6.2Рибху́:Мое́ омове́ние – Естество́,омове́ние ве́чное, неизме́нное.Во́т вели́кое омове́ние —всегда́ быть уве́ренным: «Я́ только Бра́хман».6.3Чи́стый Бра́хман – во́т что есть Я́.Вы́сшее бла́го – во́т что есть Я́.Во́т вели́кое омове́ние —всегда́ быть уве́ренным: «Я́ есть сам Бра́хман».6.4Только Зна́ние чистое – во́т что есть Я́.Ли́шь Запреде́льное – во́т что есть Я́.Чи́стый Поко́й – во́т что есть Я́.Безупре́чность, и то́лько – во́т что есть Я́.6.5Неизме́нное только – во́т что есть Я́.Постоя́нное только – во́́т что есть Я́.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.6Полнота́ всех веще́й – во́т что есть Я́,Я́ всё, что е́сть, и всё́ остально́е.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.7Я за гра́нью всего́ – во́т что есть Я́.Я простра́нство Созна́ния – во́т что есть Я́.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.8Состоя́ние-вне́-состоя́ний – Я́,и́ за преде́лами э́того то́же.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.9Я́ всегда́ – Осо́знанность то́лько,Созна́ние-Бытие́-и-Блаже́нство Я́.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.10Приро́да Моя́ – абсолю́тная це́лостность,приро́да Моя́ всегда́ без изъя́на.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.11Чи́стое Знание – во́т Моя Су́ть,безусло́вность любви́ – во́т что есть Я́.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.12Ли́шь неподви́жность – во́т Моя Су́ть,Я есть То́, что Я е́сть – во́т что есть Я́.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.13Приро́да Моя́ – ве́чный сатса́нг.Надми́рный, небе́сный – во́т что есть Я́.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.14Приро́да Моя́ – еди́нственность только.Я чи́стое сча́стье, ни́чего кроме сча́стья.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.15Приро́да Моя́ не зна́ет грани́ц.Я Блаже́нство, неподвла́стное вре́мени.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.16Приро́да Моя́ – Блаже́нство Реа́льности.Сознание́ Я́, запреде́льность Блаже́нства.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.17Блаже́нство вне вре́мени – приро́да Моя́.Недосту́пен уму́, недосту́пен слова́м.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.18Приро́да Моя́ – Блаже́нство Бра́хмана.Непреры́вность Блаже́нства Реа́льности Я́.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.19Приро́да Моя́ – ли́шь Естество́.Преиспо́лнен Блаже́нства Естества́ Я всегда́.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.20Приро́да Моя́ – Естества́ сия́ние.Я-све́т, Я-се́рдце, Я́-Естество́.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.21У Меня́ нет нача́ла, середи́ны, конца́.Я подо́бен простра́нству, вне грани́ц и усло́вий.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.22Приро́да Моя́ – Бытие́ изве́чное,и Я́ всегда́ соверше́нно свобо́ден.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.23Приро́да Моя́ – постоя́нная це́лостность.И Я́ всегда́ от ума́ свобо́ден.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.24Приро́да Моя́ – Бытие́ изве́чное,и Я́ всегда́ соверше́нно свобо́ден.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.25Приро́да Моя́ – это Ве́чное Сло́во,и Я́ вне всего́, Я всегда́ запреде́лен.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.26Приро́да Моя́ за преде́лами фо́рм,фо́рма Моя́ не́бу подо́бна.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.27Приро́да Моя́ – это ра́дость живо́го,Я Блаже́нства сия́ние во все́ времена́.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.28Приро́да Моя́ – осно́ва всего́.Моноли́тность Созна́ния – ве́чное Я́.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.29Я́ за преде́лами сознава́ния те́ла,и́ за преде́лами ду́манья то́же.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.30Я́ за преде́лами мы́слей о те́ле,Я́ просто ма́нтра, всегда́ – Я Е́сть.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.31Свобо́ден Я́ от всего́, что ви́димо.Приро́да Моя́ – просто чи́стое ви́дение.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.32Приро́да Моя́ всегда́ Абсолю́тна.Са́модоста́точен Я и напо́лнен.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.33Всё́ вои́стину то́лько Бра́хман,и всегда́ Я Созна́ние чи́стое.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.34Е́сть вои́стину то́лько Я́,и друго́го не́ существу́ет.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.35Я вои́стину вели́кое Естество́,Я Есмь – И́стина, це́ль, осно́ва.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.36Я вои́стину вели́кая Пустота́ —и это са́мая лу́чшая ма́нтра.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.37Как «не́что друго́е» проя́влен лишь Я́.И как «те́ло» то́же лишь Я́ проя́влен.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.38Как «иска́тель» проя́влен лишь Я́.Как «миры́» только Я́ проя́влен.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.39Я́ за преде́лами все́х трёх времё́н.Я То́, на что́ указу́ют все Ве́ды.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.40Я То́, о че́м говори́тся в Писа́ниях.Я То́, что лежи́т в осно́ве ума́.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.41Кро́ме Меня́ ничего́ больше не́т.Ве́дь без Меня́ нет да́же земли́.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.42Без Меня́ нет да́же воды́ —и э́то са́мая лу́чшая ма́нтра.Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.6.43Я есть Бра́хман, пречи́стый Бра́хман.Я изве́чно пречи́ст, всегда́.Я вне ка́честв и вне́ устремле́ний —это са́мая лу́чшая ма́нтра.6.44Мои фо́рмы – Бра́хма и Ви́шнуи други́е мно́гие фо́рмы.Но Я вне́ всех разли́чий и ка́честв.Я лишь Бра́хман. Оди́н, несравне́нный.6.45Са́мосия́ющий, Я́ сам све́т,вои́стину, са́м Себя́ освеща́ю.Я́ пребыва́ю в само́м Себе́ —это са́мая лу́чшая ма́нтра.6.46Я́ наслажда́юсь сами́м Собо́й.Я́ преиспо́лнен Собо́й, всё во Мне́.Све́т сам Себе́, са́мосия́ющий,Я́ преиспо́лнен Собо́й, всё во Мне́!6.47Естество́-Я, Собо́й наслажда́юсь,и повсю́ду Я ви́жу Себя́ лишь.Сча́стлив Я́ в свое́м Естестве́ —это са́мая лу́чшая ма́нтра.6.48Я́ пребыва́ю в Свое́м Созна́нии,в царстве ра́дости Естества́,Я на тро́не своего́ Естества́ —это са́мая лу́чшая ма́нтра.6.49Повторя́ющий ма́нтру своего́ Естества́,погружё́нный в Зна́ние Естества́,этой ма́нтрой «Я́ – только Бра́хман»от грехо́в изба́влен наве́ки.6.50Мантра «Я́ – только Бра́хман, Я е́смь»уничто́жит поро́чную дво́йственность.Мантра «Я́ – только Бра́хман, Я е́смь»устрани́т любы́е разли́чия.6.51Мантра «Я́ – только Бра́хман, Я е́смь»уничто́жит привы́чку к ду́манью.Мантра «Я́ – только Бра́хман, Я е́смь»устрани́т боле́знь «интелле́кта».6.52Мантра «Я́ – только Бра́хман, Я е́смь»устрани́т все боле́зни ума́ и те́ла.Мантра «Я́ – только Бра́хман, Я е́смь»раствори́т все миры́ и простра́нства.6.53Мантра «Я́ – только Бра́хман, Я е́смь»уничто́жит поро́к вожделе́ния.Мантра «Я́ – только Бра́хман, Я е́смь»устрани́т заболева́ние гне́ва.6.54Мантра «Я́ – только Бра́хман, Я е́смь»уничто́жит скло́нность к уны́нию.Мантра «Я́ – только Бра́хман, Я е́смь»устрани́т любы́е наме́рения.6.55Мантра «Я́ – только Бра́хман, Я е́смь»устрани́т страда́ния чу́вства «друго́йности».Мантра «Я́ – только Бра́хман, Я е́смь»устрани́т недоста́точность различе́ния.6.56Мантра «Я́ – только Бра́хман, Я е́смь»на корню́ устрани́т заблужде́ния.Мантра «Я́ – только Бра́хман, Я е́смь»раствори́т миллиа́рды изъя́нов.6.57Мантра «Я́ – только Бра́хман, Я е́смь»устрани́т все усло́вности и́ ритуа́лы.Мантра «Я́ – только Бра́хман, Я е́смь»раствори́т отождествле́ние с те́лом.6.58Мантра «Я́ – только Бра́хман, Я е́смь»уничто́жит иде́ю о «ви́димом».Мантра «Я́ – только Бра́хман, Я е́смь»прино́сит свет Зна́ния Естества́.6.59Мантра «Я́ – только Бра́хман, Я е́смь»позволя́ет распозна́ть Естество́.Мантра «Я́ – только Бра́хман, Я е́смь»растворя́ет неи́стинное и́ нереа́льное.6.60Мантра «Я́ – только Бра́хман, Я е́смь»уничто́жит всё́ остально́е.Мантра «Я́ – только Бра́хман, Я е́смь»дару́ет бесспо́рное сча́стье и ра́дость.6.61Мантра «Я́ – только Бра́хман, Я е́смь»устрани́т все иде́и о «не́-Естестве́».Мантра «Я́ – только Бра́хман, Я е́смь»прино́сит Блаже́нство Зна́ния И́стины.6.62Отверну́вшись от мно́жества ма́нтр,несу́щих лишь мно́жество пе́рерожде́ний,остава́йся с одно́й только ма́нтрой,повторя́й вели́кую ма́нтру.6.63Обрета́ется э́тим о́свобожде́ние,в этом не́т ни мале́йших сомне́ний.Тако́в секре́т велича́йшей ма́нтры,о кото́ром ска́зано во мно́жестве Ве́д.То́т, кто смо́жет услы́шать всё э́то,распозна́ет Себя́ как чи́стого Бра́хмана.6.64Только то́т, ум кото́рого чи́ст и откры́т постоя́нно насто́лько,что спосо́бен уви́деть, что то́лько лишь И́швара —блаже́нный изве́чно, неизме́нный исто́чник всего́,не отде́льный ниско́лько от миро́в сотворе́нных бесчи́сленных,не вырази́мый слова́ми и чу́вствами не́ постижи́мый,недели́мый на ча́сти, исцеля́ющий все неду́ги мирски́е,Госпо́дь всемогу́щий и́ вездесу́щий, —только то́т и спосо́бен действи́тельно о́свободи́ться.Так заканчивается эта глава диалога между Рибху и Нидагой, названная «Установление того, что Я есть Брахман».
Глава Седьмая
7.1Рибху:Нида́га, послу́шай, что́ я скажу́.Я пове́даю зде́сь о возлия́нии Бра́хману.Даже в Ве́дах и свяще́нных Писа́нияхговори́тся об э́том ре́дко.7.2Вселе́нная по́просту не́ существу́ет,и не́т никаки́х отде́льных веще́й.Только Бра́хман реа́лен и всегда́ соверше́нен.Э́то и е́сть возлия́ние Бра́хману.7.3Даже в фо́рме являясь, Я всё́ равно Бра́хман,Бытие́, Созна́ние и́ Блаже́нство,Моноли́т, недели́мость Блаже́нства.Э́то и е́сть возлия́ние Бра́хману.7.4Я всегда́ соверше́нная Пустота́,Естество́, преиспо́лненное блаже́нства,Я всё ве́чное и Я всё́ преходя́щее.Э́то и е́сть возлия́ние Бра́хману.7.5Я́ простра́нство Созна́ния то́лько,Я всегда́ Естества́ простра́нство,Са́м в Себе́ Я са́модоста́точен.Э́то и е́сть возлия́ние Бра́хману.7.6Вне исчисле́ний Я́ и вне чи́сел,за преде́лами фо́рмы и дво́йственности,приро́да Моя́ – изве́чно чиста́.Э́то и е́сть возлия́ние Бра́хману.7.7То́ньше Я́, чем да́же простра́нство,Я То́, что еди́нственно существу́ет.Приро́да Моя́ – это све́т всего́.Э́то и е́сть возлия́ние Бра́хману.7.8Приро́да Моя́ – Всевы́шний Бра́хман,Я вы́сшее сча́стье и «ни́зшее» сча́стье.Приро́да Моя́ – все́ подноше́ния.Я́ вне ви́дящего, Я́ вне ви́димого.7.9Что бы ни́ было я́влено, никогда́ Я не э́то.Я́ просто зде́сь, тишина́ тишины́.Приро́да Моя́ – свобо́да по́лная.Э́то и е́сть возлия́ние Бра́хману.7.10Приро́да Моя́ – Блаже́нство всего́.Я всегда́ Блаже́нство чи́стого Зна́ния.Приро́да Моя́ – это чи́стая му́дрость.Э́то и е́сть возлия́ние Бра́хману.7.11Всё́ есть Бра́хман, и́ это фа́кт.Больше не́т ничего́, никогда́ и нигде́.Я есть То́, вне вся́ких сомне́ний.Э́то и е́сть возлия́ние Бра́хману.7.12«Ты́ тако́й-то, а то́ тако́е-то» —всё́ это про́сто не́ существу́ет.Я́ – Созна́ние чи́стое то́лько.Э́то и е́сть возлия́ние Бра́хману.7.13Приро́да Моя́ – полнота́ полноты́.Я вы́ше, чем всё́ высоча́йшее да́же.Я чи́стое Сча́стье, ничего́, кроме э́того.Э́то и е́сть возлия́ние Бра́хману.7.14Не всё́, что́ блести́т, реа́льное зо́лото —всё́, что ты ви́дишь, то́ нереа́льно.Я́ Блаже́нство за преде́лами ка́честв.Э́то и е́сть возлия́ние Бра́хману.7.15Я́ никогда́ ничему́ не свиде́тель,ведь не́т ничего́, от Меня́ отде́льного.Я́ только Бра́хман, еди́ное Це́лое.Э́то и е́сть возлия́ние Бра́хману.7.16Я́ за преде́лами отличи́тельных ка́честв,но И́мя, одна́ко, е́сть у Меня́.Я То́, что невозмо́жно подде́лать.Э́то и е́сть возлия́ние Бра́хману.7.17Приро́да Моя́ вне все́х ощуще́ний.Приро́да Моя́ от всего́ свобо́дна.Я́ вне свобо́ды и́ несвобо́ды.Э́то и е́сть возлия́ние Бра́хману.7.18Приро́да Моя́ – Блаже́нство всего́.Сплошно́е Блаже́нство Всего́ Я Е́сть.Я то́лько Созна́ние, Я́ всегда зде́сь.Э́то и е́сть возлия́ние Бра́хману.7.19Я́ за преде́лами сфе́ры сло́в,ведь у́м и слова́ не́ существу́ют.Я́ преиспо́лнен Блаже́нства Созна́ния.Э́то и е́сть возлия́ние Бра́хману.7.20Везде́ и всегда́ Моя Су́ть – полнота́,везде́ и всегда́ Я чи́стое Сча́стье,везде́ и всегда́ немы́слимый Я́.Э́то и е́сть возлия́ние Бра́хману.7.21Везде́ и всегда́ Я са́модоста́точен,везде́ и всегда́ преиспо́лнен Блаже́нства.Моя Су́ть – соверше́нная пустота́.Э́то и е́сть возлия́ние Бра́хману.7.22Су́ть Моя́ – это то́лько Я́.Запреде́льно-блаже́нный Я́.Я оди́н, и е́сть только Я́.Э́то и е́сть возлия́ние Бра́хману.7.23Я свобо́да сама́, Моя Су́ть – свобо́да.Я́ за преде́лами само́й тишины́.Моя Су́ть – оконча́тельная нирва́на.Э́то и е́сть возлия́ние Бра́хману.7.24Всегда́ и везде́ Су́ть Моя – Е́стьность.Всегда́ и везде́ Я вне тре́х состоя́ний.Я́ состоя́ние-вне́-состоя́ний.Э́то и е́сть возлия́ние Бра́хману.7.25Я́ только И́стина, Я́ только Зна́ние.Блаже́нное Зна́ние И́стины Я́.Я вне́ измене́ний и́ колеба́ний.Э́то и е́сть возлия́ние Бра́хману.7.26Су́ть Моя́ вне рожде́ния-сме́рти.У Меня́ нет жела́ний, у Меня́ нет изъя́нов.Су́ть Моя́ – это Зна́ние Бра́хмана.Э́то и е́сть возлия́ние Бра́хману.7.27В этот ра́з я подро́бно пове́дал о то́м,что́ означа́ет «возлия́ние Бра́хману».То́т, кто хоть ра́з услы́шит всё э́то,распозна́ет Себя как бескра́йнего Бра́хмана.7.28А сейча́с расскажу́ об огня́ подноше́нии.В Ве́дах ре́дко говори́тся об э́том.Но э́то Писа́ний всех су́ть недво́йственная.Слу́шай внима́тельно, с откры́тым умо́м.7.29Я́ есть Бра́хман, пречи́стый и ве́чный.Я Всевы́шний Госпо́дь, Созна́ние.Приро́да Моя́ – значе́ние О́м.Во́т настоя́щее огня́ подноше́ние.7.30Приро́да Моя́ – Естество́ Всевы́шнее.Я́ запреде́льное Вы́сшее Бла́го.Приро́да Моя́ – Блаже́нство-Созна́ние.Во́т настоя́щее огня́ подноше́ние.7.31Приро́да Моя́ – это ве́чность Блаже́нства,ниче́м не запя́тнанная, непоро́чная.Приро́да Моя́ – Созна́ние чи́стое.Во́т настоя́щее огня́ подноше́ние.7.32Моя Су́ть – не что́-то отде́льное.Я не «я́» и Я́ не «он» то́же.Я́ за преде́лами вза́имоде́йствий.Во́т настоя́щее огня́ подноше́ние.7.33Я не ча́сть и не фо́рма Я́.Я не мы́сли, не чу́вства, не ра́зум.Не вибра́ция Я́, даже тонкая.Во́т настоя́щее огня́ подноше́ние.7.34Приро́да Моя́ за преде́лами те́ла,свобо́дна от все́х кла́ссифика́ций.Приро́да Моя́ вне сна́ и вне я́ви.Во́т настоя́щее огня́ подноше́ние.7.35Я́ вне слу́шания и вне́ размышле́ний.Я вне́ медита́ций и́ созерца́ний.Я вне́ концентра́ции на чу́встве «Я е́сть».Во́т настоя́щее огня́ подноше́ние.7.36Не́ существу́ет ума́, его не́т.Интелле́кта не́т ни в како́й его фо́рме.Не́т никако́го «отде́льного я́».Нет про́шлого, бу́дущего и́ настоя́щего.7.37Зна́й, что не́т трех ка́честв мате́рии.Во́т настоя́щее огня́ подноше́ние.7.38Зна́й, всё, что слы́шишь ты, – всё́ нереа́льно.Зна́й, что все зна́ния всегда́ нереа́льны.Зна́й, что конце́пции все́ нереа́льны.Во́т настоя́щее огня́ подноше́ние.7.39Зна́й, что все фо́рмы всегда́ нереа́льны.Всевозмо́жные кра́ски всегда́ нереа́льны.Зна́й, что все ви́ды всего́ нереа́льны.Во́т настоя́щее огня́ подноше́ние.7.40Зна́й, что Писа́ния все́ нереа́льны.Ве́ды и пра́ктики всегда́ нереа́льны.Свяще́нные во́ды всегда́ нереа́льны.Во́т настоя́щее огня́ подноше́ние.7.41Зна́й, что нет гу́ру и у́ченика́,и́ нереа́льны все ма́нтры от гу́ру.Зна́й, что всё ви́димое, не́ существу́ет.Во́т настоя́щее огня́ подноше́ние.7.42Зна́й, наслажде́ния все́ нереа́льны.Мы́сли все́ нереа́льны всегда́.Зна́й, что всё ви́димое не́ существу́ет.Во́т настоя́щее огня́ подноше́ние.7.43Зна́й, ощуще́ния все́ нереа́льны.И все ма́нтры всегда́ нереа́льны.Зна́й, что пра́на всегда́ нереа́льна.Во́т настоя́щее огня́ подноше́ние.7.44Ли́чность и те́ло всегда́ нереа́льны —в Бра́хмане не́т ничего́ тако́го.Не́т ничего́, что во Мне́ возника́ет.Во́т настоя́щее огня́ подноше́ние.7.45Всё, что ви́дишь и слы́шишь, зна́й, нереа́льно,как и все́ паралле́ли и пе́ресече́ния.Нереа́льны все де́йствия, зна́й, и безде́йствия.Во́т настоя́щее огня́ подноше́ние.7.46Зна́й, достиже́ния все́ нереа́льны,и дово́льство, соотве́тственно, то́же.Зна́й, что все де́йствия нереа́льны.Во́т настоя́щее огня́ подноше́ние.7.47Зна́й: что прису́тствует и́ что отсу́тствует,всё́ соверше́нное и не́соверше́нное,сча́стье-страда́ние – всё́ нереа́льно.Во́т настоя́щее огня́ подноше́ние.7.48Зна́й, благоче́стие нереа́льно.Доброде́тель-поро́к всегда́ нереа́льны.Прова́л и побе́да всегда́ нереа́льны.Ведь те́ло реа́льным никогда́ не быва́ет.7.49Зна́й, что успе́х всегда́ нереа́лен,тщесла́вие то́же всегда́ нереа́льно.Зна́й, от ума́ всё всегда́ нереа́льно,в том числе́ все сомне́ния и́ убежде́ния.7.50Зна́й, что все зву́ки всегда́ нереа́льны.И такти́льные чу́вства всегда́ нереа́льны.Зна́й, что все фо́рмы всегда́ нереа́льныи все вку́сы всегда́ нереа́льны.7.51Зна́й, все за́пахи нереа́льны.И зна́ние то́же всегда́ нереа́льно.Про́шлое-бу́дущее нереа́льно.И мате́рия то́же всегда́ нереа́льна.Так заканчивается эта глава диалога между Рибху и Нидагой, в которой даются ответы на вопросы, что такое подлинное «возлияние Естеству» и «подношение огня Естеству».