Книга Москва античная. Мифы Древней Эллады на каменных книгах столицы - читать онлайн бесплатно, автор Ирина Геннадьевна Сергиевская. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Москва античная. Мифы Древней Эллады на каменных книгах столицы
Москва античная. Мифы Древней Эллады на каменных книгах столицы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Москва античная. Мифы Древней Эллады на каменных книгах столицы



Совет богов. 1517 г. Художник Рафаэль Санти. Рим, вилла Фарнезина



«Зевс и Гера», камея, I в. н. э.


Согласно мифам, в самом центре Олимпа стоял золотой чертог Зевса, в центре которого возвышался высокий золотой трон громовержца, у подножия которого находились богиня мира Эйрена и постоянная спутница владыки богов, крылатая богиня победы Ника (у римлян – Виктория). Рядом с Зевсом восседала его жена, прекрасная и величественная богиня Гера, у ног которой находилась легкокрылая богиня радуги Ирида. Врата Олимпа охраняли девственные богини времен года Оры.



Любимец Зевса Ганимед разносит амброзию и божественный нектар. Доходный дом министерства финансов. 1913 г. 1-я Миусская, 24


Жилось олимпийцам беззаботно и весело. Собираясь вместе, они пировали, наслаждаясь амброзией и нектаром, возвращавшими силы и дающими бессмертие. Нектар и амброзию небожителям разносили богиня молодости прелестная Геба и юный красавец Ганимед, любимец Зевса, который похитил его с Земли и сделал бессмертным. Чтобы усладить слух и зрение небожителей, грациозные хариты (у римлян – грации), богини вечной радости, взявшись за руки, водили хороводы. Иногда за свою золотую кифару брался сам Аполлон, и ему нежно подпевали все девять муз. На этих пирах боги решали все дела, на них определяли они судьбу мира и людей.



Ганимед, похищаемый орлом. Слепок с римской копии с греческого оригинала; IV в. до н. э. ГМИИ


Помимо олимпийских божеств, в греческом пантеоне существовало немало почитаемых «младших» богов и богинь, а также мифических существ. В рощах и на деревьях обитали дриады, в реках – нимфы, в горах – ореады, в океанах и морях – океаниды. Облик природы, дикий и непокорный, олицетворяли похотливые кентавры и разгульные сатиры.

Каждый бог имел свой символ в животном или растительном мире, образ которого мог принимать по необходимости.

Так, Зевс как властитель неба имел свое символическое воплощение в виде орла, в растительном мире Зевсу соответствовал дуб, а божественным проявлениям природы главы Олимпа соответствовали гром и молния. Выбор именно такой символики неслучаен. Зевс – бог неба, а гордая свободолюбивая птица орел считается царем всех птиц. Дуб – сакральное дерево у многих народов. Это могучее дерево-долгожитель, стойко противостоящее ударам стихии, полностью соответствует бессмертной сущности Зевса.

Согласно мифам, богиня плодородия Деметра на время превращалась в коня, поэтому ее иногда изображают с лошадиной головой. Дионис время от времени является в образе козла, быка, пантеры или льва. Пан и сатиры изображаются с козлиными ногами и рогами на голове, богиня радуги Ирида, богиня юности Геба, богиня победы Ника – с птичьими крыльями и т. д.

Мир античных персонажей очень многообразен, поэтому поговорим только о тех, чьи маскароны и статуи украшают красавицу Москву. В старой части города они почти на каждом фасаде. При первом взгляде они очень похожи, но на самом деле все божества разные. И функции у богов также разные. Помещая изображение того или иного бога на стену здания, архитектор или заказчик таким образом высказывал свои пожелания жильцам этого дома. Без определения, чей это маскарон, не понять их глубокого замысла.

Различить каменных олимпийцев можно по их сакральным (от лат. sacralis – священный) атрибутам. Так, у Посейдона атрибут – трезубец, у Артемиды – полумесяц на голове, у Эроса – лук и стрелы любви и пр. Каждому богу было посвящено какое-нибудь сакральное животное, а то и несколько: Зевсу – орел – символ власти и могущества; Гере – царственный павлин; Аполлону – волк, Афине – птица мудрости сова и змея; Афродите – голубка; Артемиде – лев, медведь и лань; Аресу – петух; Гермесу – петух и собака. Собаки также посвящены богине мрака и волшебства Гекате и римской богине плодовых садов Помоне, а змея – постоянный спутник бога врачевания Эскулапа.

По словам мудрого Гомера, на Олимпе не дует ветер, там нет ни дождя, ни снега, там все купается в ликующем свете. И путь простым смертным туда заказан… Но если очень захотеть, то увидеть Олимп можно!!! Только не греческий, а наш, московский.


Московские страницы:

Богов-олимпийцев во главе с восседающей на троне Герой можно увидеть на фасаде особняка купца второй гильдии Л.В. Готье-Дюфайе на улице Чаплыгина, 3. Особняк был построен в 1898 году архитектором Н.И. Якуниным. Современный вид здание приобрело после перестройки в 1914 г. по проекту Д.С. Маркова. Здание воплотило в себе изысканные черты классицистического и ренессансного стиля. Обращают на себя внимание медальоны и изысканное панно, изображающее сцену из жизни олимпийских богов. Попытаемся разобраться, кто есть кто.



Олимпийские боги на бывшем особняке Л.В. Готье-Дюфайе (ныне посольство Латвии в России) на ул. Чаплыгина, 3


Итак, по порядку. Первый слева (в доспехах и со щитом) – воинственный Арес, за ним на троне, со скипетром в руке – Гера, покровительница браков и семейных отношений. У ее ног – павлин, символ бессмертия. Справа от нее – Афина с копьем, за ней посланник богов, проводник душ умерших Гермес. Самая правая фигура – богиня домашнего очага Гестия. У ее ног – собака, возможно поэтому, по другой версии, это богиня мрака, ночных видений Геката, которая появляется в образе собаки. На переднем плане вечно юный Эрос (Амур), играющий с головой Медузы горгоны.

Еще один московский Олимп расположен на фасаде дома № 52 на пр. Мира. В центре, на троне, всемогущий Зевс со скипетром и орлом, слева от него – со щитом Афина, справа – Гера. В шлеме с крылышками – Гермес.

Познакомиться с античными богами и героями не так сложно, как может показаться на первых взгляд. Они встречаются в нашем городе повсюду: на фасадах московских домов и особняков, на тенистых аллеях городских парков и усадеб, например в Кусково, Останкино или Царицыно, а также в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ), где собрана уникальна коллекция слепков с произведений античной скульптуры.



Древнегреческий Олимп в современной Москве. Пр. Мира, 52



И.В. Цветаев – основатель Музея изящных искусств имени императора Александра III и его первый директор


Всемирно известный ныне музей был открыт в 1912 году на частные пожертвования, при щедром меценатстве владельца заводов в Гусь-Хрустальном Ю.С. Нечаева-Мальцова и благодаря титаническим усилиям профессора Московского университета И.В. Цветаева, который задумывал его как учебно-образовательный центр при Московском университете. Первоначальной целью музея было «собрать слепки со знаменитых античных подлинников, в подспорье учащемуся юношеству, не располагавшему средствами для обучения искусствам за границей».

По словам дочери И.В. Цветаева, Анастасии Ивановны, проект учебно-образовательного публичного музея был встречен холодно, многие сомневались в возможности его создания, мало кто верил в его успех. Из воспоминаний И.В. Цветаева: «Весною 1895 года г. Витте мне грубо и надменно отказал во всякой поддержке этому Музею, сказавши, что “народу нужны хлеб да лапти, а не ваши музеи”». Несмотря на все трудности и препятствия, 17 августа 1898 года состоялась церемония торжественной закладки здания музея. На ней присутствовали: император Николай II и члены его семьи, представители Московской Городской думы и почётные гости.

Анастасия Цветаева очень точно передала свое чувство при открытии музея «…И было тихое торжество радости: не папе дарят что-то сейчас сильные мира сего, а он дарит всем, кто сейчас здесь, всей России – созданный им музей!» Однако открытие музея вызвало неоднозначную реакцию. Одни считали, что огромные деньги оказались потрачены впустую – на «труху гипсовую», выставленную в каменном «дворце». Другие, к которым принадлежали выдающиеся русские художники, например В.А. Серов и В.Д. Поленов, в полной мере оценили значимость выдающегося деяния И.В. Цветаева. Сам основатель Музея опасался, что хрупкие слепки вряд ли просуществуют долго, но они до сих пор радуют зрителей и приобщают к шедеврам мирового искусства.



Московский Олимп. В ГМИИ собрана уникальна коллекция античных слепков.


В музее ГМИИ в гипсовых слепках представлены прославленные произведения античного искусства, такие как портик храма Эрехтейон, композиции фронтонов храма Зевса в Олимпии, знаменитого Пергамского алтаря, статуи Венеры Милосской, Ники Самофракийской, Аполлона Бельведерского и драматической скульптурной группы «Лаокоон с сыновьями». Цветаевские слепки – уникальные артефакты, которые и сегодня помогают совершить воображаемое путешествие во времени.



Галерея античных богов в ГМИИ


Приобщиться к античным мифам можно в знаменитой усадьбе Кусково, роскошной летней резиденции графа Петра Борисовича Шереметева, сына знаменитого фельдмаршала петровской эпохи графа Б.П. Шереметева. В ней, словно на легендарном Олимпе, «собрались воедино» всесильные боги и герои. Количеством античных скульптур и бюстов в своём парке Пётр Шереметев превзошёл другие московские усадьбы. Мифологические персонажи встречают гостей Кусково на дорожках цветочного партера и прячутся среди аккуратно подстриженного кустарника на парковых аллеях.

Изначально усадьба была небольшой, Шереметевым принадлежал лишь один небольшой участок («кусок», как остроумно называл его граф, отсюда и Кусково). Следуя моде, граф П.Б. Шереметев решил превратить имение в место «для отрад и приятностей» и занялся его благоустройством. В результате в 1750–1770-х годах в Кусково была создана обширная усадьба с роскошным Дворцом и живописным парком с «увеселительными затеями» по образцу царских загородных резиденций. Усадьба предназначалась для блистательных приемов и пышных многолюдных театрализованных празднеств. По воспоминаниям очевидцев, в дни особенно торжественных приемов усадьба собирала до 50 тысяч гостей.



Приобщиться к античным мифам можно в усадьбе Кусково, роскошной летней резиденции графа П.Б. Шереметева


Здесь были: Дворец, Итальянский и Голландский домики, Эрмитаж, Грот, Псаренный и Конюшенный дворы, менажереи, теплица для выращивания экзотических фруктов и растений. В роскошном усадебном парке находились: зеркальные пруды, каскады, водопады, фонтаны, руины, подъемные мосты, карусели и, главное, Воздушный театр. А также Зверинец и Птичник для диковинных птиц, которые радовали гостей сладкоголосым пением. И сегодня в нем можно увидеть царственного павлина, сакральную птицу богини Геры.

Жемчужиной Кусково был и остается Большой Дворец, построенный под руководством архитектора Карла Бланка в стиле раннего классицизма с элементами барокко. С самого начала Дворец цвета «утренней зари» предназначался для приёма гостей, что определило его внутреннюю обстановку, дошедшую до нас в подлинном виде. «Для отрад и приятностей» здесь были созданы роскошные интерьеры, украшенные живописными плафонами, нарядными гобеленами, картинами европейских мастеров и изысканной посудой.

Изысканный Итальянский домик предназначался для «малых» приемов, а также был Дворцом искусств – здесь хранилась коллекция итальянской живописи. В отличие от Большого Дворца и других усадебных павильонов, которые были доступны для публики, небольшой павильон Эрмитаж (от фр. ermitage – место уединения) всегда оставался местом для избранных. Сюда приглашали лишь тех, с кем хозяин хотел поговорить без помех и лишних ушей. Как и Дворец, он был построен по проекту Карла Бланка. В плане павильон похож на цветок с четырьмя лепестками. В одном из «лепестков» находился лифт в виде дивана, на котором поднимались на второй этаж. Таким же образом поднимался на второй этаж столик с яствами.



Грот – один из самых экзотичных павильонов Кусково, украшен наивными статуями античных богов



Павильон Грот сохранил уникальную «гротическую отделку» XVIII века



Наивная белокаменная Диана украшает грот в усадьбе Кусково



Богиня весны и цветов, вечно юная Флора, больше напоминает крепостную пастушку. Грот в усадьбе Кусково


Одним из самых экзотических сооружений в усадьбе является таинственный павильон Грот, единственный сохранивший уникальную «гротическую отделку» XVIII века. Гроты, изначально появившись в Италии («grotto» в переводе с итальянского – «пещера»), выполняли функцию купален. Позже стали использоваться как места отдыха и наслаждения прохладой в жаркий летний день. Поэтому стихия воды в камне – главная тема, которая звучит в архитектуре этого барочного здания, построенного в середине XVIII века под руководством крепостного архитектора Шереметевых – Ф.С. Аргунова. Крепостными мастерами выполнены и «наивные» белокаменные статуи античных богов и богинь: Флоры, Венеры, Юпитера, Цереры, Дианы, Меркурия, Юноны, – расположенные в нишах Грота по периметру павильона.



Фамильный герб графов Шереметевых украшает главный вход в Большую каменную оранжерею


Интерьер Грота, отделанный ракушками, уникален. Он выполнен из камня в барочном стиле «гротичных дел мастером» немцем Иоганном Фохтом. При создании фантастических интерьеров он использовал экзотические и необычные материалы: раковины, битое стекло, перламутр, зеркала и морские камушки. Приглядевшись, в причудливых завитках морских растений можно увидеть изображения драконов, диковинных птиц и загадочных животных.

Увеселительная усадьба Кусково состоит из трех частей – французского регулярного парка, английского парка и запрудной части парка. Вся западная часть парка посвящалась простым домашним радостям, тогда как восточная часть была посвящена искусствам и светским удовольствиям. Благодаря французскому парку с мраморными скульптурами античных богов и аллегорий Кусково называли Московским Версалем. Четыре скульптуры, изображающие время суток, размещены были так, чтобы солнце поочередно освещало фигуры «Утро», «День» и «Вечер» в соответствующее время суток, всегда оставляя в тени грустную «Ночь».



Колонна со статуей Минервы в честь визитов императрицы Екатерины


Главную ось парка задаёт газон-партер, который замыкает Большая каменная оранжерея, главный вход которой украшен фамильным гербом, вызывающим чувство уважения к колену Шереметевых. На изображении герба мы видим: золотой щит, на котором в лавровом венце расположена золотая корона – герб древних Прусских владетелей, под ними боярская шляпка, ниже – на полумесяце скрестились копье и меч; сам щит увенчан графской короной и шлемом дворянским. Держателями щита являются стоящие на задних лапах два льва, которые держат во рту лавровую (символ славы и победы) и масличную (символ мира, победы, долголетия и достатка) ветви, а в лапах скипетр и державу (символы государственной власти).

Большая каменная оранжерея играла роль не только теплицы, но и танцевального зала. Именно здесь был устроен «цветочный бал» в честь визита императрицы Екатерины II. Одна из скульптур, расположенная напротив Большой каменной оранжереи на высокой колонне, представляет собой фигуру Екатерины Великой в виде богини мудрости Минервы. И это не случайно. Колонна прославляет мудрую императрицу, которая победила оттоманскую Порту и соизволила дважды в 1775 году посетить своим присутствием гостеприимного хозяина усадьбы, графа П.Б. Шереметева.

В конце XVIII века усадьба Кусково была хорошо известна всем москвичам. Два раза в неделю радушный граф организовывал там веселые гуляния, куда мог прийти всякий опрятно одетый и, главное, трезвый человек. Он мог бесплатно прогуляться по роскошному парку, посмотреть театральное представление, покататься на качелях или просто поудить рыбу.

Последней постройкой в усадьбе стал украшенный изящным деревянным кружевом романтический деревянный Швейцарский домик – шале, построенный в 1870-х гг. по проекту Н.Л. Бенуа. В нем жил последний владелец усадьбы граф Сергей Дмитриевич Шереметев, передавший после революции свое родовую усадьбу государству. Вскоре она была признана «европейской жемчужиной» и была преобразована в музей.

Знаменитую усадьбу очень полюбили кинематографисты. В бывшей графской усадьбе проводились съёмки таких популярных фильмов, как «Легенда о Тиле», «Лиза и Элиза», «Неудача Пуаро», «Счастье ты мое», «Адмиралъ», «Государыня и разбойник», «Записки экспедитора Тайной канцелярии», «Романовы. История Российской династии 1613–1917», «Екатерина», «Графиня Шереметева», «Ширли-Мырли», и «Здравствуйте, я ваша тётя!», где Голландский домик был представлен как жилище «не знающего слов любви» полковника Чеснея. По словам очевидцев, внутрь Голландского домика киногруппу не пустили. Но киношники и в павильоне умудрились попасть тортом в антикварные часы. Давно сломанные часы, кстати, сразу пошли. Киногруппе фильма «Ширли-Мырли» швыряться тортами в историческом месте, конечно, тоже не позволили. Зато бракосочетание главных героев снимали в одном из парадных залов усадьбы Кусково.

В Кусково также снимались исторические телесериалы «Гардемарины, вперед!», «Виват, гардемарины!», «Тайны дворцовых переворотов», «Институт благородных девиц», «Тайны института благородных девиц» и другие. Именно здесь друзьям-гардемаринам пришлось побороться за своих невест. Вспомните, как они бегут по аллее усадьбы Кусково, чтобы выкрасть Ягужинскую и Софью. В Кусково снято несколько сцен фильма «Достояние республики» с Андреем Мироновым. Через 30 лет дочь актера Мария Миронова отпраздновала здесь свою свадьбу. Кусково и сегодня – любимое место киношников и молодоженов.



Лучезарный Аполлон в усадьбе Останкино много лет встречает гостей


Сонм античных богов можно встретить и в другой усадьбе Шереметевых – Останкино, прозванной в народе «Московским Парнасом». Сердцем Останкинской усадьбы, как и в Кусково, является дворец – подлинная жемчужина русского искусства, выстроенная по заказу графа Николая Петровича Шереметева, одного из самых богатых и пресвященных людей своего времени. В создании дворца принимали участие лучшие русские и иностранные архитекторы: Ф. Кампорези, И. Старов, Дж. Кваренги, а также крепостные мастера А. Миронов и П. Аргунов. Проекты декоративного оформления интерьеров и экстерьеров разрабатывал придворный архитектор Павла I, Винченцо Бренна, под его неукоснительным наблюдением и при его непосредственном участии приобреталось большинство скульптур для дворца.

По замыслу Николая Петровича, это должен был быть не просто дворец, а «Царство муз» с театром, художественными галереями, с богато декорированными парадными комнатами и залами, открытыми для самых почетных и влиятельных гостей. По убранству и роскоши дворец не имел себе равных. Всюду мрамор, золото, бронза, китайский и японский фарфор, изысканная мебель, венецианские зеркала, редкие гобелены, уникальные картины и беломраморные статуи античных богов и героев. По словам современников, граф мечтал превратить свою усадьбу в «Пантеон искусств» и с особой тщательностью собирал для нее коллекцию скульптуры. Когда-то во дворце хранилось 30 подлинных античных статуй, но, к сожалению, большинство древних скульптур было по разным причинам утрачено.



Н.И. Аргунов. Портрет графа Николая Петровича Шереметева


Скульптурный декор Останкинского театра-дворца содержит двадцать семь композиций, расположенных на стенах Итальянского и Египетского павильонов и центрального корпуса дворца. Из них тринадцать фризов и панно объединены общей мифологической тематикой, изображая жертвоприношения Зевсу и Деметре.

Отдельную группу барельефов Останкинского дворца составляют восемь композиций в медальонах. Они изображают два повторяющихся сюжета: на одном из них почтенная матрона наставляет девушку перед браком, на другом запечатлена обнявшаяся молодая пара, и, кажется, «вечно длится гипсовый поцелуй Амура и Психеи». Купидон, приложив пальчик к губам, всем своим видом изображает тайну.



Н.И. Аргунов. Портрет П.И. Ковалевой-Жемчуговой. Около 1803 г.



Граф Н.П. Шереметев в саду театральных скульптур в Останкино


Излюбленная любовная тематика и образ Афродиты (Венеры), благословляющей брак, приобрели здесь дополнительный сокровенный смысл. Прекрасная Афродита неизбежно ассоциируется с другим, не менее известным персонажем, коим стала «бедная Параша» – дочь крепостного кузнеца Прасковья Ковалева, которую мы знаем под сценическим псевдонимом Жемчугова. История любви графа Николая Петровича и крепостной актрисы вот уже 200 лет тревожит сердца людей.

В 1798 году граф Н.П. Шереметев дал Прасковье вольную, а в 1801 г. тайно с ней обвенчался. Бывшая крепостная актриса стала графиней Шереметевой. Счастье молодых было недолгим. В 1803 году у четы Шереметевых родился сын Дмитрий, а через 20 дней Прасковья, так и не признанная в свете, скончалась от чахотки. Памятником их любви стало строительство в Москве Странноприимного дома графа Шереметева, в котором размещались богадельня и больница для неимущих.

Строительство останкинского дворца закончили в 1797 году – к коронации императора Павла I, в честь которого был дан торжественный коронационный приём. Блистательный приём, красота и великолепие дома так восхитили государя, что разговоры о торжестве ещё долго носились по всей Москве. Восторги и похвалы дошли и до польского короля Станислава Августа Понятовского, и он с радостью и любопытством посетил «Увеселительную усадьбу Шереметева» 7 мая того же года. После пышных торжеств по случаю визита короля почетному гостю и его свите был представлен музыкальный спектакль, в котором участвовал весь домашний театр графа Шереметева, более 300 человек. После спектакля последовал роскошный бал, а затем – не менее роскошный ужин.



Одна из усадебных беседок венчает гору Парнас


В 1801 году, в дни коронационных празднеств, Останкино посетил император Александр I. Не менее богатый праздник был дан в усадьбе и в 1817 году во время пребывания здесь великого князя Николая Павловича с молодой супругой. В 1856 году в Останкинском дворце останавливался перед торжественным въездом в Москву и император Александр II, в честь которого был устроен пышный праздник с блистательным фейерверком в Увеселительном парке.

Облик парка дополняли две беседки. Одна из них, украшенная изящной лепниной, венчала искусственно насыпанную горку – Парнас. Беседки так же, как и парковая и дворцовая скульптура, не только украшали аллеи, но и приобщали посетителей к античным мифам. Так, гора Парнас издревле считалась прибежищем муз и вдохновительницей поэтов. Среди многочисленных античных статуй и барельефов Останкинской усадьбы явно чувствуется доминирование трех образов – Диониса, Аполлона и Венеры, символически раскрывающих назначение «Увеселительного дома». Две статуи грациозного «Аполлино» напоминают о предназначении дворца – быть Храмом искусств, призванным объединить под «куполом» «знатнейшие» искусства, празднества и увеселения. Не случайно бельведер дворца намеревались увенчать статуей лучезарного Аполлона, стоящего теперь в центре парадного двора. Не случайно фасады здания были окрашены в цвет «утренней зари», то есть в Аполлонов цвет.