Книга Москва античная. Мифы Древней Эллады на каменных книгах столицы - читать онлайн бесплатно, автор Ирина Геннадьевна Сергиевская. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Москва античная. Мифы Древней Эллады на каменных книгах столицы
Москва античная. Мифы Древней Эллады на каменных книгах столицы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Москва античная. Мифы Древней Эллады на каменных книгах столицы



Лучезарный Аполлон в Останкино


Останкино оставалось родовым имением Шереметевых вплоть до 1917 года. После революции усадьба была национализирована и превращена в музей. С тех пор здесь ведется большая научная работа по восстановлению дворца. На время реставрации коллекция шедевров скульптуры из Останкинского дворца переехала в Оперный дом музея-заповедника «Царицыно», где их может увидеть каждый желающий. Среди прибывших 126 предметов искусства – несколько подлинных антиков («Гигейя», головка Афродиты), копии прославленных античных скульптур, выполненные в XVIII веке знаменитыми французскими и итальянскими скульпторами (Э.М. Фальконе, Ж.Б. Пигаль, Ж.А. Гудон), и произведения мастеров XIX века, попавшие в Останкино уже после смерти Н.П. Шереметева.

И еще об одном московском Олимпе. Он расположен в величественном особняке в палладианском стиле на улице Спиридоновка, 30. Роскошный особняк был построен архитектором И.В. Жолтовским в начале XX века для купца первой гильдии, мецената Г.А. Тарасова. Он не дожил до конца строительства – скончался в 1911 г. Достраивали особняк его сыновья, но им тоже не пришлось пожить в особняке – практически все время после окончания строительства и до революции они провели в судебных тяжбах по вступлению в наследство. После 1917 года потомки Г.А. Тарасова покинули Россию и осели во Франции. Один из его потомков вошел в мировую культуру под именем Анри Труайя, известного французского писателя. После революции и до 1937 г. здание занимал Верховный Суд СССР, затем особняк был передан дипломатическим службам. В настоящее время в нем находится Институт Африки.



Владыка неба и земли Зевс. Особняк Г. Тарасова на Спиридоновке, 30/1. Роспись интерьеров – худ. И. Нивинский и Е. Лансере


Особняк славен своими уникальными интерьерами, а именно росписью потолка, к которой были привлечены такие известные театральные художники, как Игнатий Нивинский (он расписывал апартаменты хозяев) и Евгений Лансере, который украсил своими работами залы приемов. Тарасов полностью отдал внешнее и внутреннее оформление особняка на волю архитектора и художников, поставив только одну задачу: главное – торжественность, благородство и роскошь. Однако внутреннее убранство получилось гораздо интересней лаконичного фасада.

Самое богатое убранство – в комнатах, расположенных вдоль Большого Патриаршего пер. Росписи потолков – это стилизация под стиль Возрождения. В основном потолки кессонированные, в кессонах – уникальная роспись по мотивам мифам Древней Эллады. Здесь можно увидеть и Громовержца Зевса, и владыку морей Нептуна, и совоокую Афину, вездесущего Гермеса, могучего Атланта и других античных богов и героев.

Античные сюжеты прослеживаются и в росписях жилых комнат второго этажа (это копии картин Тинторетто, Тициано, Пинтуриккьо, Джулио Романо). В парадном кабинете находится картина Нивинского Тинторетто «Рождение Млечного Пути». По легенде бог Кронос прикладывает к груди богини Геи маленького Геракла, чтобы обожествить его, поскольку он рожден от простой женщины. Брызги молока из груди становятся звездами Млечного Пути. Другой вариант этой картины можно увидеть в Малом зале для приемов в жилой части дома.

Громовержец Зевс

Итак, главой греческого Пантеона был всемогущий Зевс, бог неба, грома и молний, внук Геи (Земли) и Урана (Неба). Согласно мифам, их сын Крон оскопил серпом своего отца, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость. С тех пор серп стал символом уничтожения и смерти, а Крон (Кронос или Хронос) стал олицетворять время. Именно поэтому костлявая Смерть изображается с серпом или косой.

Воцарившись вместо отца, Крон взял в супруги свою родную сестру Рею. Таким образом, жизнь будущего Громовержца началась с того, что инцест – это нормально. Согласно предсказанию, Крона должен был лишить власти собственный сын, поэтому, как только у Реи рождались дети, Крон, чтобы обмануть судьбу, тотчас проглатывал их. Однажды Рея обманула Крона, подложив ему вместо младшего сына, Зевса, камень, завернутый в пеленки, который и был проглочен ее мужем. Младенец был спрятан на острове Крит, где его тайно вскормила своим молоком коза Амалтея. Она и после своей смерти хранила Зевса. Шкурой священной козы Громовержец обтянул свой щит, который стал символом могучей защиты – эгидой. Позже Зевс взял Амалтею на небо, а случайно сломанный рог божественной козы сделал рогом изобилия, ставшим главным символом достатка. Именно поэтому он многократно изображен на фасадах московских домов.



Бога Кроноса можно встретить в особняке С.П. Берга в Денежном пер., 5. Рядом его атрибуты: песочные часы, символ быстротечности времени, и коса смерти



Рог изобилия – символ достатка и процветания. Усадьба Усачевых – Найденовых. Земляной Вал, 53



В ГМИИ находится скульптура Зевса (римская копия с бронзового оригинала V в. до н. э.)


Согласно мифам, возмужавший Зевс опоил Крона волшебным питьем, благодаря которому тот изрыгнул на свет братьев и сестер Зевса: Посейдона, Аида, Геру, Деметру и Гестию, – которые объявили войну титанам и установили порядок во Вселенной. После победы Зевс поделил власть над миром с двумя своими братьями – Посейдоном и Аидом. Все трое тянули жребий. Зевсу досталась земля и небо вместе с Олимпом, Посейдону выпало море, Аиду – подземное царство мертвых. Владыка земли и неба объявил себя верховным богом, которому все должны беспрекословно подчиняться.



Зевс из грота усадьбы Кусково имеет очень провинциальный вид



Зевс в окружении гениев славы. Здание Опекунского совета, 1826 г.



Доходный дом А.С. Смирнова. (1898 г., арх. И.С.Кузнецов). Нащокинский пер., 18/3



Всемогущий Зевс – хранитель закона, гарант соблюдения договоров, честности и порядочности. Усадьба Усачевых – Найденовых. Земляной Вал, 53



Могущественного Зевса часто изображают вместе с Афиной и Афродитой, что символизирует триединство: Силу, Мудрость и Красоту


С тех пор Олимп стал царством Зевса, царя небес и всей природы, отца богов и людей. Он дал людям законы, вложил в людей стыд и совесть, учредил царскую власть, поэтому царские и другие знатные роды вели от него свое происхождение. В руках Зевса находится судьба людей; добро и зло, жизнь и смерть. И горе тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок. Однако не один Громовержец хранит божественные и земные законы. У его трона стоит строгая, но справедливая богиня правосудия Фемида и дочь Зевса богиня Дика, защитница правды и враг обмана. По соседству с ними обитает богиня случая, удачи и судьбы, счастья и благоденствия Тиха (у римлян – Фортуна). Из рога изобилия сыплет она дары людям, и счастлив тот человек, который встретит ее на своем пути.


Атрибуты Зевса (Юпитера):

• Зевса изображали величавым в виде зрелого мужа с волнистыми волосами до плеч и обязательно бородатым, так как борода была символом мудрости. Длина ее зачастую приравнивалась к «долготе» ума и являлась знаком мужской зрелости. Толковалась она и как символ божественной и земной власти.

• Атрибутами Зевса являются громы и молнии (отсюда его эпитет «громовержец), эгида – сделанный Гефестом щит, потрясая которым, Зевс вызывал бури и дожди, а также двойной топор (лабрис), магическое орудие, отмеряющее божью справедливость и ставшее надежным амулетом у многих народов мира. Он служит защите от вражеских атак и нечестных поступков, позволяет распознать друзей и врагов, помогает открыть истину и способствует победе справедливости.



Магический топор Зевса (лабрис) надежно оберегает доходный дом № 4а в Могильцевском переулке



Карающий топор Зевса на решетке Александровского сада



Молнии Громовержца на решетке Александровского сада


• Иногда ведающий всем миром Зевс изображается с Никой – богиней победы в одной руке, со скипетром в другой и с орлом, сидящим у его трона.

• Священным цветком Зевса считается алая гвоздика, которую так и называют: божественный цветок. Согласно мифам, возвращавшаяся после неудачной охоты богиня Артемида повстречалась с пастушком, громко игравшим на свирели веселую песенку, которая невольно разогнала всех зверей в округе. Разгневанная богиня выпустила стрелу в сердце юного музыканта. Вскоре она раскаялась и упросила Зевса превратить погибшего юношу в красивый цветок, напоминающий цветом невинно пролитую кровь. С тех самых пор греки называют гвоздику цветком Зевса, который подарил юноше бессмертие.

Воцарившись над миром, Зевс взял в жены богиню разума Метиду, однако их семейное счастье оказалось недолгим. Владыке неба и земли было предсказано, что Метида родит ему двоих детей: дочь, которая не уступит ему в мудрости, и сына, который будет так силен, что свергнет его с трона. Узнав об этом, верховный бог решил ликвидировать эту неприятность по-своему: он убаюкал Метиду приятными речами, а потом проглотил ее, а уже затем, из собственной головы породил богиню мудрости и справедливой войны Афину, которая появилась на свет в полном вооружении.

Второй супругой Зевса называют Фемиду (богиню справедливости и правосудия), которая принесла олимпийскому властелину многочисленное потомство, в том числе трех Ор, богинь, ведавших сменой времен года и порядком в природе, а также трех мойр, неумолимых богинь человеческой судьбы, самой жизни, удачи и счастья. Считалось, что у каждого человека была своя «мойра» (участь), с которой связывалась его планида. Мойр представляли в виде женщин, прявших нить человеческой жизни: одна из них начинала прясть, другая проводила нить через все превратности судьбы, а третья, перерезая ее, обрывала в фатальный час земной путь. Судьба самого Зевса была в их руках, так как рок властвует как над смертными, так и над богами.


Атрибуты мойр:

• Обычно мойры изображались в виде сидящих в белых одеждах женщин: Клото с веретеном в руке, Лахесис с меркой или весами, а Атропос с книгой жизни и ножницами.

Иногда богиню справедливости Фемиду путают с богиней возмездия и кары Немезидой. Они вошли в наше сознание как символы справедливости и законности, воздаяния за зло. Немезида карает за нарушение установленного порядка, Фемида восстанавливает его. При этом и она может карать, но правосудие не сводится лишь к наказанию виновных, оно рассудит и оправдает невиновного.


Атрибуты Немезиды и Фемиды:

• Немезида изображалась с атрибутами равновесия, контроля, наказания и быстроты. Равновесие обозначалось весами, символом контроля за непокорными была уздечка, атрибутом их наказания – меч или плеть, а быстрота и неотвратимость возмездия символизировались крыльями или колесницей, запряженной грифонами. Кстати, в обязанности богини входило не только наказание за преступления, но и наблюдение за честным и равным распределением благ среди смертных.

• Наиболее типичные атрибуты Фемиды – весы в руках и повязка на глазах. Весы воплощают идею справедливости, повязка на глазах – символ беспристрастия. Иногда Фемида изображалась с факелом, освещающим ей путь к истине.



Это многодетная Фемида – «шедевр» Церетели и украшает вход в галерею искусств его имени. Пречистенка, 19


Были у Немезиды и Фемиды помощницы эринии (у римлян – фурии) – дочери Земли и Мрака, не знающие жалости богини мести и кары, карающие преступников ради восстановления всемирного порядка. Древние греки изображали их безобразными старухами с кровавыми глазами, седыми космами, перевитыми ядовитыми змеями. По приказу бога подземного царства Аида они летят на землю, чтобы разжигать в людских сердцах злобу, безумие и жажду мести. Они терзают виновного угрызениями совести. Позже слово «фурия» (от лат. furire – «неистовствовать») стало нарицательным. Оно означает злобную женщину, которая в неистовстве уничтожает все на своем пути. Имя одной из фурий – Мегера – тоже стало нарицательным для сварливых и склочных особ.


Атрибуты эриний (фурий):

• Согласно мифам, богини возмездия фурии украшали свои головы венками из нарциссов. Этот цветок, символ самовлюбленности, связан с античной легендой о красивом юноше Нарциссе, который влюбился в собственное отражение в воде. Не в силах отойти от ручья, он перестал есть, стал медленно таять, пока не исчез бесследно. А на земле, где его видели, последний раз вырос белый цветок холодной красоты.

Царица богов Гера



Женская половина Олимпа. Фронтон доходного дома Стуловых, Малый Знаменский пер., 8


Несмотря на обилие жен и возлюбленных, главной супругой Зевса по праву считается его седьмая жена – величавая и царственная Гера, известная у римлян как Юнона, богиня брака и хранительница семьи. (Не важно, что Громовержец был ее братом, – у олимпийцев свои собственные правила или отсутствие их, когда дело касается интимной жизни.) Согласно мифам, чтобы добиться близости с невинной девушкой, Зевс превратил себя в крохотную трепещущую от холода птичку. Чтобы согреть замерзшее создание, Гера поместила ее на своей груди. Вот тут-то любвеобильный Зевс, вернувший себе свой облик, и попытался силой овладеть ею. Девушка отчаянно сопротивлялась, пока Громовержец не пообещал жениться на ней. Медовый месяц, как гласит миф, продолжался триста лет. Как законная жена Гера стала считаться символом супружеской любви, родов и кормящих матерей.

Когда медовый месяц закончился, Зевс объявил Геру царицей богов и вернулся к своему добрачному разгульному образу жизни. Как и положено жене всемогущего мужа, Гера была страшно подозрительна и ревнива, мстительна и злопамятна. Однако ярость обманутой богини устремлялась не на ее неверного супруга, а на «разлучниц» и на детей, зачатых ими от Зевса.


Атрибуты Геры (Юноны):

• Маскароны Геры легко отличить от изображений других богинь. Ее представляют в виде красивой, зрелой и величественной женщины, восседающей на троне. У нее на голове либо корона, либо покрывало, либо диадема, которые в античной Греции носили замужние женщины.

• Главным атрибутом Царицы Небес является священная птица – павлин с разноцветным пышным хвостом, «глаза» которого символизировали бдительность Геры. Ей посвящены гранат – символ брачной любви, лилия и кукушка – вестница весны, поры любви, и аист. Символами Геры были священная корова и Млечный Путь, явившийся из грудей Великой Богини.



Богиня Гера на троне украшает бывший особняк Л.П. Берии. Вспольный пер., 28/1



Коронованная Гера на доходном доме № 53 на Пятницкой улице. Корона указывает на ее верховный статус на Олимпе



В ГМИИ можно увидеть очень редкое изображение царицы богов Юноны – Соспиты (Спасительницы). Слепок. Мраморный подлинник II в. хранится в музеях Ватикана



Новые времена – новая мода. Гера с жемчужным ожерельем на Никольской улице


Главная супруга верховного бога Олимпа родила ему сына Ареса и двух дочерей: Илифию и Гебу, ставшую символом цветущей юности. Именно она обносила пирующих нектаром и амброзией, благодаря чему боги были здоровы и бессмертны. А ещё Геба кормила верного слугу Зевса – орла. Русский поэт Ф.И. Тютчев посвятил юной богине такие строки:

Ты скажешь: «Ветреная Геба,Кормя Зевесова орла,Громокипящий кубок с неба,Смеясь, на землю пролила».

Геба и орел. Малый Палашевский пер., 7


Илифия стала покровительницей родов и охранительницей детства. Ее маскарон часто изображали на многих родовспомогательных и богоугодных заведениях. Иными словами, акушерка и воспитательница. Илифию можно встретить на южном флигеле усадьбы И. Баташева.


Атрибуты Илифии:

• По традиции Илифию изображали молодой женщиной, закутанной в плащ, с факелом в руке – знаком начала жизни, иногда с младенцем на руках.

Помимо многочисленных жен, у Зевса было огромное количество возлюбленных, которых он склонял к близости с помощью обмана или превращения. Так, Алкмене он явился в образе ее мужа, к Данае сошел в виде золотого дождя, Леду прельстил, приняв вид лебедя, Европу похитил, обернувшись белым быком. Ну и вкратце далее: в облике муравья он соблазнил Евримедусу, в облике голубя – Фтию, в огненном обличье – Эгину, в облике сатира – Антиопу, в облике змеи – Персефону. Даже Гере, собственной жене, Зевс являлся в виде кукушки. На самом деле девиц было больше, и большая часть героев-полубогов – его рук дело.


Московские страницы:



Замысловатый фонтан «Похищение Европы» на площади возле Киевского вокзала


В Москве находится необычный фонтан из замысловатых гигантских труб – «Похищение Европы», дар столице России от Брюсселя, столицы Европейского союза. Об этом свидетельствует надпись на граните, где говорится о том, что подарок сделан в 2002 году во имя дружбы между европейскими странами. Москва с благодарностью приняла этот щедрый дар и переименовала площадь возле Киевского вокзала в Европейскую.

Фонтан, облаченный в буйство воды и света, очень необычен. Он выполнен в абстрактном стиле и показывает сцену из мифологии Древней Греции. Когда-то на побережье Средиземного моря правил царь Агенор, у которого была красавица дочь по имени Европа. Зевс со своего Олимпа увидел прелестницу, влюбился в нее и явился царевне и ее подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного белого быка. Когда Европа решилась сесть на спину быка, тот бросился в море и увез царевну на остров Крит, где она родила ему впоследствии трех сыновей-героев.



Похищение Европы. Особняк Г. Тарасова на Спиридоновке, 30/1. Роспись интерьеров – худ. И. Нивинский и Е. Лансере


Согласно мифам, у любвеобильного Зевса было огромное количество детей. Так, Возлюбленная Зевса Эвринома родила ему трех дочерей, которых греки называли харитами (у римлян – грации). Возлюбленная Зевса Деметра родила ему дочь Персефону. От Леты (Вечности) появились Аполлон и Артемида, от Мнемозины (Памяти) – девять муз. Другие источники упоминают еще о союзе Зевса с Дионой, родившей богиню красоты Афродиту, и с Семелой, родившей Диониса. Сплошная семейственность. И все они боги! И почти всех можно увидеть на стенах домов нашего города.

На Олимпе рядом с троном могущественной Геры всегда находится ее посланница – богиня радуги Ирида, готовая по первому зову нестись на радужных крыльях исполнять желания «великой госпожи». Древние греки верили, что так же, как радуга соединяет землю с небом, так и богиня Ирида связывает их с всемогущими богами. Так же, как и Гермес сопровождает души мужчин, она сопровождает в Аид души женщин. Именно Ирида готовила супружеское ложе для Геры и Зевса.


Атрибуты Ириды:

• Чаще всего богиня радуги изображается летящей, с распростертыми крыльями, с золотой чашей в руке. Этой чашей она черпала из подземной реки Стикс воду, которую отдавала облакам, которые дождем орошали землю. Иногда Ириду изображают с цветком ириса, названным в ее честь.

Хранительница дома – богиня Гестия

После царицы богов Геры самой священной из богинь античного Пантеона для простых смертных была ее сестра, богиня домашнего очага и священного жертвенного огня Гестия (у римлян – Веста). Как богиня чистого огня, Гестия была девицей; Аполлон и Посейдон сватались за нее, но она дала клятву навсегда сохранить девственность и сдержала ее. За это владыка Олимпа даровал ей преимущество: на всех семейных очагах именно богине Гестии первой приносили священные дары.



Хранительница домашнего очага, счастья и домашнего уюта – богиня Гестия. Реконструкция по римским копиям греч. бронзовой статуи около 460 г. до н. э. ГМИИ


Как старшая сестра олимпийских богов и незамужняя тетушка богов второго поколения, Гестия заняла позицию уважаемой старицы. Она стояла вне интриг, не соперничала со своими родственниками и избегала сиюминутных страстей. Она охраняла мир, любовь и согласие в семье, а также чистые и целомудренные нравы.

Для того чтобы здание стало домом, требовалось присутствие Гестии. Существовали специальные сакральные ритуалы, посвящённые богине, так, когда пара вступала в брак, мать девушки зажигала факел от своего домашнего очага и несла его перед новобрачными, чтобы освятить дом молодоженов. Посвященный Гестии очаг был средоточием всей домашней жизни, и вследствие этого она считалась богиней домашнего счастья.

Эллины почитали богиню Гестию не только как хранительницу дома, но и как хранительницу города. В каждом античном городе-государстве имелся общественный очаг со священным огнем. Здесь принимали самых важных гостей.

Колонисты брали с собой священный огонь из родного города, чтобы зажечь его в новом поселении. Таким образом, богиня Гестия приходила на новое место в виде священного огня, связывая старый дом с новым и символизируя преемственность поколений.

Позже, в Риме, Гестию почитали как богиню Весту. Священный огонь объединял всех граждан Рима в одну семью. В храмах Весты о священном огне заботились девушки-весталки, олицетворявшие девственность богини, которые следили, чтобы священный огонь на алтаре не потух, что считалось величайшим несчастьем для римского государства. Весталки пользовались большим почетом, им всегда верили на слово, не требуя клятвенных подтверждений. Если служительница Весты теряла девственность, то, по закону Древнего Рима, она оскверняла целомудренную богиню. В наказание ее хоронили живой, помещая в подвале, в котором оставляли светильник и немного пищи. Затем вход в подвал замуровывали, и засыпанная сверху землей девушка постепенно угасала, как гаснут тлеющие в очаге угольки.


Атрибуты Гестии (Весты):

• Изображения Гестии в человеческом обличье достаточно редки, чаще всего в этом облике ее изображали под видом величественной женщины в полном одеянии со спокойным выражением лица. Ее атрибуты: факел, круг (очаг).

Гестия недолго была одной из правящих богов Олимпа. Когда Дионис прошёл свой путь от безумного странника до Олимпа, Гестия отдала ему свое место. Она решила, что будет полезнее рядом с людьми, ведь в чертогах Олимпа ей не было места – ей были чужды интриги, споры и войны. Возможно, поэтому скромница Гестия, одна из самых любимых и высокопочитаемых богинь Эллады, менее известна, чем другие богини и боги древней Греции.

Посейдон и морская компания

Брат Гестии и Зевса Посейдон (у римлян – Нептун) – один из главных олимпийских богов, владыка морей и океанов. В честь него названа самая дальняя планета Солнечной системы Нептун. Основная черта, отличающая Посейдона от остальных богов Олимпа, – это властность и несокрушимая сила. Яростен гнев этого бога, так же, как и его бурная стихия. В античных изображениях его лицо носило большей частью выражение гнева и возбуждения, в противоположность олимпийскому спокойствию Зевса.