Книга Необъявленная война - читать онлайн бесплатно, автор Ханиф Фахрутдинов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Необъявленная война
Необъявленная война
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Необъявленная война

В Советском Союзе идеологическое и патриотическое воспитание народа, особенно молодёжи и школьников, было самым передовым во всём мире. Ринат, как и многие его сверстники, воспитанный коммунистической идеологией, был твёрдо уверен в правильности проводимой партией и правительством политики. Среди его одноклассников и знакомых было немало патриотически настроенных мальчишек и девчонок, в большинстве из семей рабочих и крестьян, которые скорее, пока не закончилась война, стремились выполнить свой интернациональный долг – хотели добровольцами поехать служить в Афганистан. Тут, наверное, немалую роль сыграл и юношеский максимализм советских молодых людей, воспитанных на примере героев Гражданской и Великой Отечественной войн. Где ещё в наше мирное время можно проявить себя, как не в боевых точках?

В военкомате, когда Рината спросили, где и в каких войсках он хочет служить, ответ был таков: «Прошу меня направить в Афганистан в десантные войска или в разведку». Но, к большому неудовольствию Рината, который со школьной скамьи готовил себя к службе в армии, упорно занимался спортом и в этом, надо сказать, добился очень даже неплохих успехов: он стал кандидатом в мастера спорта по боевому самбо, также неплохо владел приёмами восточных единоборств, – его направили в автомобильный батальон…

* * *

Рината чуть ли не со дня рождения воспитывали его дед Арслан и бабушка Нафиса. Его родители с утра до ночи были на работе, зарабатывали на жизнь. Дед Арслан был здоровенным мужиком, косая сажень в плечах, под два метра ростом, одним словом, он был гренадерского телосложения. Что удивительно, его сын, отец Рината, Махмут, таким здоровьем не отличался. Он был среднего роста и от других мужиков ничем не выделялся. Видно, Ринат пошёл в деда, вырос высоким, стройным, сильным парнем.

Несмотря на то что у деда Арслана за душой было всего четыре класса образования, тем не менее он обладал аналитическим, можно сказать даже, и философским складом ума, играл в древнейшую игру – шахматы на уровне мастера спорта. Одним словом, мудрый был старик.

Как-то восьмилетний Ринат спросил у деда:

– Дед, скажи-ка мне, что такое мудрость? Я много раз слышал, как взрослые говорили про старых людей, что они мудрые. А правда, что все старые люди мудрые?

Услышав от своего внука такой непростой вопрос, дед Арслан задумался.

– Сынок, – сказал он, – утверждать, что все старые люди мудрые, было бы неправильно. И среди старых людей немало глупцов, и среди молодых людей достаточно много умных, но, чтобы стать мудрым, человеку нужны ещё кое-какие качества.

– Дед, ты так и не ответил на мой вопрос, что такое мудрость? – не отставал от деда внук.

– Сынок, вот ты ещё маленький, а задаёшь такие сложные вопросы. Ответить на такой вопрос не так-то просто. Как я сам понимаю, это, пожалуй, ум, помноженный на жизненный опыт, который человек приобретает, накапливает по крупицам в течение всей своей жизни. Жизнь человека состоит из многочисленных эпизодов. Даже неожиданная, малозначимая случайность может изменить человеку всю его жизнь. Бывают ситуации, когда в экстремальных ситуациях человек должен найти одно-единственное правильное решение, чтобы сохранить собственную, а может быть, и чужую жизнь. Человек с сильной волей способен концентрировать умственную энергию в единый кулак, и она является не только двигателем прогресса, но и позволяет найти выход в критических ситуациях. Сынок, ни при каких тяжёлых ситуациях нельзя опускать руки. Человек, обладающий такими качествами, со временем становится мудрым, но, к сожалению, мудрость к человеку приходит поздно, когда ему уже пора идти на постоянное место жительства – в небеса. Вот, например, посланец Аллаха пророк Мухаммед был мудрецом. Несмотря на большие лишения и преследования, он людей учил, как правильно жить, не совершать безрассудных поступков. Мудрого человека можно сравнить с провидцем. Он как хороший шахматист, способный на несколько ходов вперёд предвидеть последствия принятого решения. Такие качества очень нужны правителям: царям, королям, эмирам, ханам, которые вершат судьбами миллионов простых людей. Но, к сожалению, таких мудрых правителей в истории человечества было очень мало, что приводило к бессмысленным войнам с огромными человеческими жертвами.

Любимым делом деда Арслана было плотничество. Он был умелым столяром. Знакомые его называли краснодеревщиком или мастером на все руки. Он на заказ делал красивые шифоньеры, шкафы, тумбочки и другую мебель. Мог построить и бревенчатую избу. Ринат в свободное время постоянно крутился возле деда, помогал ему во всём. Со временем он так же, как и его дед, стал хорошо владеть всеми плотницкими инструментами. Физический труд и пять лет занятий борьбой помогли ему завоевать звание кандидата в мастера спорта. Ему прочили большое спортивное будущее, если бы не служба в армии, он мог стать великим спортсменом. Главный тренер спортклуба Силин долго умолял его забыть про интернациональный долг, обещал отсрочить или вообще отмазать от армии, но Ринат хотел проверить себя в боевой обстановке, да и, по его мнению, парень, не служивший, не испытавший трудностей армейской службы, вовсе не мужик, а маменькин сыночек.

Подготовка военных извозчиков

После ускоренной подготовки на курсах младших командиров отделения боевых машин в городе Самарканде Узбекской ССР сержанта Сафина с другими однокурсниками отправили в Афганистан военно-транспортным самолётом ИЛ-76М с аэродрома «Тузель», что под Ташкентом.

Сразу же по приезде в часть узнав, где им предстоит служить, эйфория у новичков быстро прошла, так сказать, их спустили с неба на землю.

Построив новобранцев, командир автобата подполковник Соколов спросил:

– Сколько месяцев вас готовили для войны в Афганистане? – И узнав, что их совсем не обучали военным действиям, он в сердцах, с горечью в голосе сказал: – Ну зачем совсем неподготовленных мальчишек со школьной скамьи отправлять на эту бойню?

Новички не совсем ясно представляли и никак не могли понять: ну какая может быть «бойня» с феодальной страной, у которой нет даже централизованной государственности, нет ни одного километра железной дороги, никаких заводов и фабрик, кроме кустарных мастерских? Из-за отсутствия крупных заводов и фабрик рабочий класс был немногочисленным, поэтому костяк вооружённых сил составляли малограмотные кишлачные парни. Какая сила может противостоять сильной Советской армии, которая сломала хребет в то время самой могучей армии в мире – фашизму?

На политзанятиях замполит батальона солдатам и младшим командирам рассказывал, что Афганистан – феодальная страна, количество жителей примерно равняется двадцати-тридцати миллионам. В стране было немало кочевых племён, которые постоянно мигрировали. Самые многочисленные племена – это пуштуны, узбеки, таджики. Каждое племя охраняет свою территорию, и никто никому не подчиняется, никого не признаёт, кроме своего вождя.

Когда Ринату и его сослуживцам сказали, что они будут заниматься перевозкой военных грузов по маршруту Термез – Хайратон – Кабул, они решением командира остались недовольны: не для того они приехали в Афганистан, чтобы выполнять работу извозчика. То ли дело служить разведчиком или спецназовцем. Ринат всё ещё надеялся, что ему удастся попасть в разведку или в десантный батальон, где он сможет проявить себя в самой настоящей боевой обстановке. Когда он ещё раз попытался перейти в спортроту десантником, на такое его желание комбат ответил:

– Очень хорошо, что ты спортсмен, нам в автобате для сопровождения колонн такие спортсмены, как ты, тоже нужны. Ты будешь в одном лице и десантником, и водителем. Так что будет у тебя возможность применить свои спортивные качества в боевой обстановке.

Ринат только потом понял, что в оценке функций военного извозчика глубоко ошибался: доставка и сопровождение военных грузов оказались ещё опаснее, чем служба десантников и разведчиков. Если десантники в операциях участвовали один раз в неделю, а может и в месяц, то военные извозчики рисковали своей жизнью постоянно. Такие поездки выполнялись пять, а иногда и шесть раз в месяц.

Правда, ещё в начале войны эта работа для военных извозчиков особой сложности и опасности не представляла. Были редкие случаи нападения пуштунских племён, самых воинственных и храбрых, не терпящих господства над ними. Но в то время у них ещё не было серьёзного оружия, и поэтому ощутимого ущерба они военным извозчикам не приносили.

Но как только через Пакистан стало поступать вооружение американского, немецкого, итальянского производства, в том числе ПЗРК «Стингер», гранатомёты, миномёты, пластиковые мины и другое современное оружие, ситуация резко изменилась. Со временем появились и наёмные войска – арабские головорезы во главе с американскими и пакистанскими инструкторами.

Американским военным советникам даже в какой-то степени удалось объединить разрозненные афганские племена и вооружить их современным оружием, но у оппозиции как таковой единой армии, единого командования вооружёнными силами не было. А может быть, в такой стране, как Афганистан, где восемьдесят процентов всей территории занимают горы и пустыни, особой необходимости в этом и не было. Да и сама война была не такая, как все войны – ни фронта, ни тыла. Если в ВОВ и других войнах войска, отвоёвывая друг за другом населённые пункты, двигались вперёд, то здесь никто вперёд не стремился, да и зачем куда-то двигаться? Наши войска находились в плотном окружении местного, враждебно настроенного к шурави населения. Попробуй узнай, кто из них душман, а кто мирный житель? Какая народность полюбит чужаков, которые нагло вторглись в их страну и устанавливают свои порядки, свои законы, противоречащие законам шариата? Немало местных жителей днём сотрудничали с представителями революционных сил, а ночью брали в руки автомат Калашникова и принимали участие в войне против «неверных» оккупантов.

Бывало, наши войска с серьёзными потерями завладевали каким-нибудь захудалым кишлаком, но через несколько дней там снова хозяйничали так называемые душманы. Непонятно было, для чего и кому нужен был этот кишлак. А может, это нужно было для того, чтобы показать, кто здесь хозяин? Но шурави в этой стране никогда не были хозяевами. Войска ОКСВА в основном дислоцировались в больших, по местным меркам, городах и населённых пунктах. Даже в тех населённых пунктах, где располагался военный гарнизон ОКСВА, и даже на огороженной колючей проволокой территории воинской части шурави не были в полной безопасности.

Война в Афганистане чем-то напоминала игру в кошки-мышки. Армейские разведчики сообщали командованию, что в горах, в таком-то квадрате, обнаружена большая группировка моджахедов и нужно их уничтожить. Когда десантники добирались до нужной точки, душманов и след простыл. Начиналась погоня за «беглецом». Воспользовавшись таким удобным случаем, душманы на узких горных дорогах устраивали засаду, и такие непродуманные операции для шурави заканчивались большими потерями. Частенько это была хитро спланированная заокеанскими инструкторами операция – заманивание противника в «каменно-огненный мешок».

Борьбе с советскими «захватчиками» способствовали рельеф и климатические условия этой страны. Это узкие горные серпантины: с одной стороны, глубокое ущелье, а с другой – отвесная скала, по которым нашим войскам приходилось перевозить военные грузы. Достаточно было взорвать небольшой участок серпантина, подбить первую и последнюю машины – и, считай, полдела сделано. После того как вся колонна оказывалась в «каменном мешке», можно было устроить камнепад и свинцовый дождь, и с горы прямой наводкой, даже по одному, расстрелять весь состав колонны, что они с успехом и делали.

Достать нападавших, которые сидели высоко в горах за камнями, было крайне тяжело. Попавших в такую критическую ситуацию наших бойцов могли выручить только вертолётчики. Но обеспечить все колонны вертолётным сопровождением командованию было не под силу, так как таких колонн на дорогах Афганистана было множество.

Со временем ни один рейс автоколонны без нападения душманов и гибели наших военнослужащих не обходился. Военные извозчики несли большие потери. Были случаи, когда из колонны в живых никого не оставалось. Днём стояла нестерпимая жара до семидесяти градусов, к тому же нагретые двигатели боевых машин обжигали бойцам дыхательные пути, лицо, руки, а ночью высоко в горах температура воздуха падала до трёх – пяти градусов. В такую невыносимую жару в БМП, БТР и на других машинах невозможно было ехать, не высунув головы, а это – удобная мишень для душманских снайперов.

Земля в Афганистане, как и во всей Средней Азии, глинисто-песчаная. Такого жирного чернозёма, как у нас в средней полосе, там нигде не увидишь. Поэтому при сильном ветре на дорогах поднимается самый настоящий песчаный ураган. Небо заволакивало мельчайшими песчаными частицами, становилось темно, как ночью, и вокруг ничего невозможно было различить.

Волей-неволей колонне приходилось останавливаться, чтобы переждать бурю, что было под руку нападавшим. Они, воспользовавшись благоприятной ситуацией, не боясь последствий, обстреливали колонну.

Для колонны не менее опасным местом была и зелёнка. Когда колонна проезжала населённые пункты, где росла буйная растительность, было тихо, одним словом, ничего не предвещало беды. Но это была обманчивая тишина. Сидящие на деревьях снайперы за несколько минут, бесшумно, под грохот машин успевали отправить на тот свет несколько наших бойцов. А ввязываться в бой и давать отпор категорически запрещалось, так как доблестные советские войска с мирным населением не воюют. По инструкции, колонне останавливаться в пути строго запрещалось, кроме тех мест, где были дислоцированы военный гарнизон и сторожевые заставы. Следовательно, никакая инструкция не могла предвидеть все ситуации, которые возникали по разным, не зависящим от извозчиков причинам.

Пуштуны – народ чести

В России, к сожалению, до сих пор существуют однобокие представления об Афганистане и её населении. Это очень древняя страна со своими традициями и очень непростой трагической историей.

Самый многочисленный народ – пуштуны – соблюдают «пуштунвали» (кодекс чести). Своеобразный уклад жизни пуштунов, их духовные, нравственно-этические ценности восходят своими корнями к обычному праву (адату) и многим доисламским верованиям. Впоследствии к ним добавились нормы и установления ислама. Все пуштуны ведут свой род от общего прародителя по имени Кайс, которого Мухаммед обратил в ислам. Поэтому пуштуны считают себя мусульманами со времён зарождения ислама и наиболее последовательными почитателями шариата. Основными принципами «пуштунвали» являются: чувство собственного достоинства и национальная гордость; честь, репутация, доброе имя; набожность, добросовестность, порядочность; упорство и целеустремлённость; равенство; компенсация. Афганский этикет требует, чтобы каждый член общества не только говорил, но и соблюдал «пушту», то есть чтобы он был воплощением всей совокупности моральных ценностей, представлений «пуштунвали».

Пуштун должен быть гостеприимным хозяином. Он обязан предоставить убежище любому, независимо, кем он является, другом или его врагом, и соглашаться на предложение о перемирии. Пуштун признаёт право кровной мести. Он должен быть храбрым воином, но при этом обязан соблюдать милосердие. Пуштун должен вырабатывать в себе чувство справедливости, стойкости и готовности до конца защитить собственную честь, честь своих женщин, детей, стариков, больных и немощных. Если он не соблюдает этих правил, его могут изгнать из племени, он и его семья станут беззащитными. В этом отношении показательна следующая афганская поговорка: «Лучше лишиться головы и богатства, чем чести».

Кровная месть в пуштунских племенах носит сугубо избирательный характер. В частности, если к убийству причастен соплеменник, то на него, как правило, не распространяется обязательная плата крови. Однако если убийца принадлежит к другому племени, то пострадавшее племя считает себя физически и морально униженным и на основе принципа талиона стремится восстановить свою честь и достоинство. При этом месть направляется не только на убийцу, но и на любого первого попавшегося под руку представителя племени-обидчика. Время и вопрос исполнения мести для афганца большого значения не имеют. Если отец семейства умирает, не выполнив свою месть, то он обязательно завещает её своим детям. Поэтому кровная месть часто становится тяжёлым наследством, а вражда передаётся из поколения в поколение как самая святая обязанность и долг, возложенный и завещанный предками. А невыполнение кровной мести или решение её мирным путём для племени считается самым большим позором. На кладбище каждого племени на некоторых могилах можно увидеть зелёный флаг. Это означает, что за его смерть соплеменники ещё не отомстили…

* * *

Командованию ОКСВА Москвой было вменено в обязанность заключение с каждым вождём племени сепаратного договора, который давал колонне право беспрепятственного проезда через эти территории. Сбором информации об этих племенах и подготовкой заключения договоров занимались бойцы невидимого фронта – военные разведчики СпН ГРУ. Это в основном были прошедшие специальную подготовку спортсмены из среднеазиатских республик, внешне похожие на местных жителей и владеющие несколькими языками, на которых разговаривают жители Афганистана. Они входили в контакт с вождём племени, предварительно обговорив условия договора, назначали встречу со специальным представителем командования, где обе стороны расписывались в этом соглашении. Договора заключались на разных условиях: одно племя остро нуждалось в продуктах питания, другое – в одежде, обуви, ГСМ, а третье – в оружии. Оружие давали тем племенам, которые либерально относились к шурави. Доходило до абсурда: племена, воевавшие против наших войск, зимой, попав в трудное материальное положение, когда их семьи умирали от голода, за помощью обращались не к своему президенту и руководству страны, а к командующему 40-й армией. И, надо признаться, ни одно такое обращение без внимания и помощи не оставалось. Всем таким племенам оказывали всемерную поддержку: давали продовольствие, даже под их честное слово, которое они не всегда сдерживали.

Самое страшное для наших бойцов было попасть к душманам в плен. Если племена защищали свою землю, семью от вторжения иноземных войск, то наёмные войска воевали за деньги и своими зверствами старались оправдать доверие заокеанских «спонсоров». Немало было случаев, когда особо кровожадные наёмники, отрубив головы наших бойцов, уносили с собой, чтобы показать «спонсорам», что им не зря платят такие большие деньги. За голову генерала им платили бакшиш в один млн, за офицера – сто тысяч и за голову солдата – десять тысяч американских долларов. Из пяти погибших генералов в Афганистане один молодой генерал в самом прямом смысле потерял голову на поле боя. Соответственно, за такой ценный трофей наёмники получили очень большое вознаграждение.

Сам по себе афганский народ добрый и совсем не кровожадный. А почему же тогда они постоянно воюют друг с другом? Стычки и войны между племенами происходили из-за отсутствия единой централизованной государственности, то есть из-за отсутствия хозяина в стране. Государство как орган власти обязано обеспечить безопасность каждой семьи, каждого племени. Из-за того что афганское государство не в состоянии выполнить свою главную функцию – защиту своих граждан, племена с оружием в руках вынуждены сами защищать свою территорию и своих соплеменников от вторжения чужих племён, иногда и от вторжения иностранных войск. А те племена, кто был не в состоянии себя защитить, попадали в зависимость от других племён, иногда и в рабство. По истории известно, что тысяча лет назад при феодальном строе в многонациональной России удельные княжества также воевали друг против друга, пока царь огнём и мечом не объединил разрозненные княжества и не установил централизованное государственное управление.

При непредвиденных остановках возле населённых пунктов колонну окружала местная детвора, а их в каждом кишлаке было множество. При минусовой температуре многие из них были обуты в галоши на босую ногу, одеты в старьё. И все они за проезд через их территорию у наших бойцов просили бакшиш.

Сердобольные бойцы старались детворе подарить кто что мог. Кому-то из них доставалась банка тушёнки, кому-то – сгущёнка, кому-то – хлеб, сахар, конфеты. Многие из них вкус конфеты и сахара испытали впервые. Некоторые бойцы из жалости отдавали весь свой сухой паёк. В афганских семьях царила несусветная нищета. Сказать, что в Афганистане отсутствуют полезные ископаемые и поэтому они такие бедные, было бы не совсем правильно. Были разведанные месторождения полезных ископаемых, в том числе серы, меди, олова, золота, лазурита, свинца, алмазов и других. Афганистан являлся единственным поставщиком на мировой рынок ценного камня – лазурита, из него ювелиры делают браслеты, ожерелья, перстни. Что удивительно, в стране также есть нефть и газ. С помощью геологоразведчиков СССР в 1967 году на севере страны в районе Шибарган было обнаружено крупное месторождение природного газа, который составлял сто тридцать шесть миллиардов кубических метров. В 80-е годы природный газ из Афганистана в большом объёме транспортировался в Советский Союз. Парадокс в том, что жители страны, которая экспортирует за границу газ, не могут пользоваться этим природным богатством. Даже в столице Кабуле в домах природного газа нет. В мирное время велась и эксплуатация угольных, алмазных месторождений и некоторых других полезных ископаемых. Перспективы добычи полезных ископаемых встране затруднены из-за отсутствия не только необходимой горнодобывающей спецтехники, но и транспортной инфраструктуры. Несколько промышленных объектов, построенных с помощью бывшего Советского Союза, из-за отсутствия необходимой техники и специалистов бездействуют.

Дома в основном были слеплены из глины. Зимой если внизу, в субтропиках, было тепло, то высоко в горах морозы доходили до двадцати-тридцати градусов. В домах полы были глиняные, застеленные толстым слоем соломы. Ночью жилища освещались лучиной или свечой.

Чтобы хоть как-то поддержать тепло в жилище, печь топили кизяком, соломой. Другого топлива, как газ, уголь, дрова, не было. Дрова продавали на вес, и в самом прямом смысле слова оно было на вес золота. Таких лесов на многие десятки и сотни километров, как в России, в Афганистане нет. В низинах, у подножия гор растут многочисленные породы деревьев, но у каждого леса есть свой хозяин. Леса занимают всего шесть-семь процентов территории страны. Они сосредоточены прежде всего в восточных провинциях Афганистана. Там растут такие ценные породы деревьев, как сосна, гималайский кедр, дуб, маслина и ореховые деревья. Страна испытывает острую нехватку в древесине, но тем не менее она в основном идёт на экспорт, поскольку её проще сплавлять по рекам в Пакистан, чем через горы доставлять в другие районы страны. Это экономически не выгодно.

А в домах нет ни электричества, ни водопровода. О каких глухих кишлаках может идти речь, когда в самом городе Кабуле бытовые условия горожан мало чем отличаются от кишлачных?

Даже в Кабуле можно встретить продавцов воды с кожаными курдючными мешками. По смертности населения, особенно среди детей, Афганистан в мире занимает лидирующее положение. То, что на их земле находятся советские войска, для племён было даже выгодно. От шурави есть хоть какая-то польза, а что им могут дать свои моджахеды? Ничего, кроме смертей и ещё большей нищеты. Вначале после ввода советских войск, пока в это дело не вмешались страны Североатлантического блока НАТО, многие племена к советским войскам относились лояльно, можно сказать, даже дружелюбно. Да и у наших бойцов воевать с мирным населением, тем более кого-либо убивать, никакого желания не было, поэтому в начале войны крупномасштабные военные действия не проводились. Но тут своё веское слово сказала местная оппозиция. Это она с помощью западных спонсоров подняла племена на борьбу с неверными. Нет, это не народ, а кучка непримиримых, которые раньше были у власти. Их целью было не улучшение жизни простого народа, а вновь захватить власть и прибрать к рукам народное богатство.

* * *

Прежде чем отправиться в свой первый рейс, новички под руководством опытных младших командиров и офицеров, которые неоднократно принимали участие в перевозке военных грузов, прослушали подробный инструктаж и в небольшом автополигоне прошли практические занятия по вождению в горных условиях. Большинство водителей свои водительские права получили перед самым призывом в армию. Соответственно, у многих бойцов автомобильного батальона практического опыта совсем не было. Для них это было романтическим путешествием по экзотическим горным склонам и субтропикам. Они ещё не догадывались, насколько это опасная для жизни и здоровья работа. Потом только поняли, что каждый метр горного серпантина, как и зелёнки, таит большую опасность. Малейшая невнимательность и оплошность при движении стоила им жизни. Колонна при первой же поездке понесла потери. В пятисоткилометровой дороге от Хайратона до Кабула были очень опасные участки, крутые повороты, где небольшая неточность вела к обрыву в глубокую пропасть. Там внизу, как игрушечные машинки, валялось целое кладбище разбитой вдребезги военной техники. В тех местах, где было одностороннее движение и не было возможности объезда, при поломке, будь то БТР, БМП или большой грузовой машины, их вместе с грузом сталкивали в ущелье. Это была вынужденная мера, так как даже небольшая задержка колонны на таких участках могла привести к потере не только грузов и техники, но и всего личного состава.