Что мы можем сказать о жизни?
•
Мы ходим кругами вокруг простого, запутывая и усложняя его своими поисками. Тогда как простое, истина, Бог в нас.
Надо каждое мгновение знать это, пока это не станет уверенностью,
второй реальностью, первой.
•
Слушать можно всё, только великое слышать.
•
Даже с умным бараном стадо овец будет стадом овец.
•
Каждая ошибка общества, каждый его удар по человеку всё больше
убеждает последнего в его ненужности обществу и замыкает в себе,
где он строит свой внутренний, изолированный от общества мир,
в меру своих чувств, понятий, мировоззрения.
•
Я отворачиваю от тебя глаза не потому, что не могу подать копейку,
а потому, что не могу подать бессмертия.
•
Душа не та вещь, которой разбрасываются.
Бессмертие укрепляет в человеке высокое чувство о себе.
•
Не гордись, оценка тебя обществом
всегда будет ниже собственной оценки.
•
Когда всеединое чувство расчленяется, является мысль,
деление на бело-чёрное, добро-зло, Бога-Дьявола и т.п.
Остаётся, таким образом, возможность постигать
только один из многочисленных рядов и временных отрезков
человеческого существования.
•
Юмор, ирония, гротеск, не говоря уже о штыковой гражданственности,
всегда ниже искусства, равно как и басня, анекдот.
Народная песня гораздо выше всего этого.
•
Всё, действительно, игра.
Однако не взрослая, жестокая, беспросветная,
а серьёзная, детская, искренняя.
•
Цинизм для отталкивания, дистанции.
В соприкосновении с чем-, кем-либо – сокрытие своей силы.
Сокрытие слабости?
•
Искусство поднимает и уносит наши чувства
туда, где душа гуляет без тела.
•
Искусство остаётся искусством, даже когда исчезают имена его творцов.
В истории остаются только имена, сама же она искривлена
до безобразия, которому и верят.
•
Существование общества основано на последовательных
ошибках и нелепостях, необходимых для его
сохранения и упрочения. Индивидуум всегда ограничен.
Но ему ведь не запрещено свободно говорить и творить? – скажут.
Это всё равно, что индивидуум скажет власть держащим:
–Но вам ведь не запрещено свободно воровать
и свободно говорить, что вы не воруете.
•
Надо всегда оставлять в себе свободное место, чтобы иметь возможность наблюдать, чем занято занятое.
•
Мы язычники больше язычников.
У каждого из нас свой Бог, и каждый из нас – Бог.
И потому не собрать воедино Бога, пока мы сами не соберёмся
воедино, слитно, смертно.
•
Много не читай. Читай своё. И тогда будет много.
•
Писано: муж и жена одна сатана.
Жена ослабла сердцем, и у меня приключилась его аритмия.
А может быть, она приключилась ещё раньше?
•
Лики страждущие и лица праздные, выдавленно светлые, с зубами.
Боже мой, какая отличительность. Снег и грязь на стекле.
•
Мясо, даже одухотворённое, – это всё-таки проза.
Стихи – парок над горячим мясом.
•
Бог рождается и умирает в каждом из нас.
•
На одной струне играл только Паганини, и то вынужденно.
Произведение искусства – это хоралы чувств, не оставляющие никакой возможности осмыслить себя.
•
Только вдохновением не правит любовь, это такая же безоглядная,
умопомрачительная страсть, не знающая оговорок и отступлений.
•
У Розанова через раз о славе.
Это тот, который прячется от славы.
•
Пробежал Розанова.
Чудо человек. Такой, как все мы, хотящий непонятно чего.
•
Нищему нужна копейка, обывателю кружка пива, богатому много денег.
Только умирающему нужна душа.
Поэт и рождается и умирает ежедневно, собирает души и раздаёт их.
•
Чего не хватает? Пространства.
Конечно, не того, что комната, место, улица.
Мешают другие человеческие пространства.
Сколько нас таких рядом и как развернуться?
А развернёшься, улетишь – сразу тянет назад, в тесноту людскую.
•
Никто ничего никогда не рассказал, чтобы было сразу и всё ясно.
•
Никаких задач, никаких целей, всё это пустое, особенно если
выполнишь и достигнешь. Жить жизнью и баста.
•
Не трогает…
Искусство не женские губы.
Или не всё – искусство.
•
Нам осталось не так много жить, чтобы жить без ссор.
•
Верно всё, что ты думаешь, верно всё, что ты делаешь.
Но верно только сегодня и только для тебя.
•
Искусство, наука, различные институты, религия нужны не человеку,
но обществу. То, что нужно человеку, – в нём одном.
Там ни общественных, ни нравственных границ,
ничего сдерживающего, но и не опасного для иного,
так как есть в одном и только, наружу не выходит.
В одном только одно: есть и пребудет.
•
Надо снять маску с человека, оголить его до души, и тогда подследственный заговорит, он поймёт, что он весь виден
и уже ничего не потеряет.
•
Покажите мне начало, и я буду знать, где искать конец.
•
Отдающий обретает бессмертие.
•
Каждый член общества ограничен обществом же,
каждый мудрец ограничен знанием.
Потому поэзия выбирает чувство, стихию.
•
Пока длится тайна, чудо, человек верит.
Когда всё это кончается, человек закрывает глаза
и пыль покрывает его ресницы.
•
Чужие руки твой дом не построят.
•
Когда сравниваешь себя с другими, значит ещё недостаточно высок сам.
•
Вытащи нож из ножен, место ему в спине твоей.
•
Только в любви и творчестве человек божествен,
в иных случаях он только человек, ибо не может делать
три дела одновременно:
быть собой и чувствовать высокое и низкое.
•
Искривление мысли приводит к чувству, а чувство уже само искривляет,
то есть творит.
•
Не трогайте жующего, это животное, заговорите с тем, кто курит
или пьёт пиво или томатный сок.
•
Приди в свой сквер, сядь на свою скамейку, закури свою сигарету
и ты вспомнишь то, что думал миллион лет назад.
•
Романы, повести, рассказы можно уместить в несколько строк,
надо только крепко прислушаться к себе и успеть записать.
Читать это удобно и интересно.
•
Мужчина – естество (сила, мощь),
женщина – иллюзия естества (красота, женственность).
•
Добро от добра отталкивается, чтобы не стать пресным.
Зло липнет ко всему, чтобы наполниться добром.
•
После шестидесяти все на Земле родственники.
•
Если всё от Бога, уже ограничено, Богом.
•
Как ни странно, в стихах Пастернака не хватает именно поэзии.
•
Читая стихи, не приседайте с автором, когда у него слабы коленки.
•
Ни для писателя, ни для читателя нет прошедшего, нет будущего,
да их и не может быть.
Есть настоящее, сейчас, мгновение,
то, что не вспоминает, не воображает – говорит.
•
Как ни крутись, последним и верным спасением есть вера.
В ней источник выхода к новому и противостояние косному.
•
Истины и справедливости для всех не будет никогда. Вот истина.
Чтобы не знать этого реального и жесткого положения,
мы приходим к вере: в себя, в других, в удовольствия,
в чувственность, свободу, искусство, в истину же…
•
Счастье поймёт только тот, кто был (правильно) несчастным
и вернулся к обычному состоянию, которое и есть счастье.
•
Если ты думаешь, как все, ты теряешь способность думать.
Если ты думаешь, как никто другой, ты теряешь способность чувствовать.
Если ты разучился думать, ты приходишь к знанию.
Общение с духом должно быть подобно общению с женщиной.
Это неспособность чувства понимания и потеря понимания чувства.
•
В жизни самый важный вопрос – о смерти.
•
Когда молодость жестока к старости, она чувствует время.
Когда молодость понимает старость,
она знает бесконечность (с опозданием).
•
Кто живёт прошлым или будущим, тот сегодня спит.
•
Литературу русскую, всю, будут веками взвешивать и оценивать,
как литературу античную.
•
Чтобы разобраться в иллюзорности, в которой мы существуем,
мы впадаем в ещё большую иллюзию – науку.
И дальше: в религию и искусство.
•
Самое крепкое – родовое ядро, семья.
Когда одна часть этого ядра пытается осознать больше,
т.е. объединиться с другими частями ядра большего –
человечества, другие части сдерживают
это стремление, но со своей стороны делают то же.
Нарастает гармония противоречий,
целое, единое обретает новые границы.
•
Сползающей кожей, слой за слоем, мы открываем себя и всё.
Предметы внешнего мира лишь сподручные инструменты для
осознания, конкретизирования, удобопонимания (затемнения)
того, что есть истина.
•
Ритм, рифма, звук…
В стихах всё подчинено центростремительной силе,
стремлении к одному.
Иллюзии завершённости.
•
Большой художник не врёт, потому что говорит не своими словами,
он ясновидец, ему открывается.
•
Будь выше всех, но говори со всеми на равных.
Выслушай собеседника до конца, ему уже нечего сказать,
а ты ещё не начинал говорить.
•
Никогда не суетись, мыслями и чувствами будь сразу во всём.
•
Третий глаз, третье ухо и шестой палец – вот и всё, что использует гений.
•
Молчат в двух случаях: когда ничего не знают или когда знают много.
Говорит тот, кто учится говорить.
•
Наша помощь Богу не надобна, мы нужны ему всей своей сущностью.
•
Мы постоянно и безрезультатно ищем смысл жизни,
чтоб не потерять саму жизнь.
•
Мы большие тугодумы и нерешительны.
Иногда нам надо подсказать: да, вот это есть великое.
•
Религия и искусство больше сближаются, чем отталкиваются друг от друга, потому что и та и другое великие обманщики,
позволяющие жизни нести надежду.
•
Самое удивительное то, что мы существуем в вечности,
и ещё удивительно то, что мы не можем этого доказать,
но вечно пытаемся это сделать.
•
Наполняй себя своими желаниями, своими мыслями, своими чувствами.
Всё должно быть своё. Чужое – искажение себя.
•
Когда кто-то говорит: «национальные интересы…», я уже не верю ему.
Ограниченность, даже в святости, – есть агрессия, злодейство, бесчеловечность.
•
Чтобы быть красивой, женщине достаточно улыбаться.
Мужчина с улыбкой на лице – придурок.
•
Мы не так долго живём, чтобы жить для себя.
•
На съезде писателей: Будем писать и писать.
Потому что если не будем писать, всё останется ненаписанным.
•
Путешествуя: Все люди такие же шалопаи, как и русские.
Разве что практичнее.
•
Гомер не читал Дементьева и ничего, помер благополучно,
написав Илиаду и Одиссею.
•
Человек – загадка, таинство до тех пор, пока он не начнёт говорить или созидать.И тогда тайна исчезает вдруг и остаётся тщета и суета.
•
На жизнь надо смотреть как на одно целое: капнула дождинка, смочила землю, капнула слезинка, высветила душу…
•
Бог ограничивает нас любовью как своё разнообразное Я,
непослушное, уходящее, рассеивающееся.
•
Слепо верит только слепой или святой.
•
Жить – это когда постоянно нужны деньги.
•
1. Не думай о других так, как думаешь о себе.
2. Всегда сомневайся только в том,
в чём никогда не сомневаешься.
3. Отдавай всё и каждый день.
4. Найдёшь истину только в себе.
5. Не ищи концы и начала.
6. Улыбайся и плачь одновременно.
7. Смотри только третьим глазом.
8. Будь всегда всем.
9. Не забывай своего имени.
10. Забудь всё, что я сказал.
•
У меня два оценщика моих произведений: жена и время.
Первый уже не ценит, второй ещё забудет.
•
Что бы мне ни говорили, как бы мне ни доказывали,
я не знаю ограничений и правил.
В мире всё идёт само по себе.
Чтобы просто посмотреть, стоит ли его останавливать?
•
Каждый человек – человек своего времени и не виноват тот, за кем время
в отдельные моменты не поспевает.
•
Человек таков, каким сам себя представляет.
•
Единственное, что можно делать в кромешной темени, – смотреть в себя.
•
И гения, и посредственность знают все, и никто их не читает.
Единственная разница в том, что гениев знают и не читают тысячелетиями.
•
Активные люди вызывают подозрение в нечистоплотности своих замыслов.
•
Беда в том, что мы за куском хлеба не видим руки его дающего.
•
Отдай не всем, но каждому.
•
Неспособный, или не желающий, делать судьбу, придумывает её.
•
Когда о страшных вещах говоришь спокойно, они становятся
ещё страшнее.
•
Атомная энергия – энергия будущего.
Для кого? Для нас, будущего не имеющих?
•
Надо бы быть довольно жёстким и требовательным к своему творчеству,
хотя бы в отборе и сохранении только удачных вещей.
Сжигая мусор, собранный с бумаги или выбранный из груди
т.н. великих творцов, можно обогревать целые города.
•
Мы не уходим, мы просто начинаем смотреть
на мир и людей с другой стороны другими глазами.
•
Не будем путать человечное с художественным, человечное пахнет потом и нередко оборачивается против человека.
•
Я часто слушаю современную музыку, чтобы она напоминала мне,
что есть вечная.
•
Писать, как и писать, мы начинаем со дня своего рождения,
но я до сих пор сомневаюсь, что пишу.
•
Это же не колбаса: чем больше, тем лучше; красота в единственности.
•
Бездуховность присутствует во все времена,
только называется она в каждом случае по-разному:
мещанство, диссидентство, авангард, интеллигенция…
•
Зачем сооружать новые философские и прочие системы, если они
всё равно будут разрушены.
Вероятно, у каждого поколения (эпохи) своё слово,
не дольше жизни этого поколения.
•
Мы запускаем космические снаряды
и пристально вглядываемся в ночную глубь,забывая, что смотрим
в прошлое, тогда как настоящее и будущее – в нас, рядом с нами.
•
Бах, Чайковский, Моцарт, Бетховен, Мусоргский…
Есть веха творчества, за которой невозможно сравнение,
да и зачем сравнивать?
•
Пустая культура порождает ярких политических выродков.
•
…А я каждое утро перед рабочей сменой упрашивал себя:
–Вставай, иди…
•
Из правильных, бунинских слов не складываются стихотворения.
•
Газета – каждодневный губитель языка.
•
Что тихий ужас у Ахматовой, у Цветаевой тихий шок.
•
Чем чаще поэт женщина вспоминает, что она женщина,
тем она больше поэт.
•
Как ни парадоксально, Цветаева ограничена
именно своей раскрепощённостью.
•
И ещё.
Задача поэта – не рожать, а принимать роды.
И родившийся – автор, у которого нет личного будущего.
•
Короткий стих Цветаевой, как езда верхом без седла и поводьев.
Только и гляди, чтоб не удариться, не упасть, не сломать шею.
•
Дело не в стадионных поэтах,Высоцкий, Галич (позже Цой)
могли бы собрать песней и по пять стадионов.
Пришло время выпустить из чайника пар. Что власть и сделала.
•
Народ – тело. Прыщи на нём постоянно удаляются,
и какие бы нездоровые отложения ни присутствовали в организме,
он продолжает жить и расти, выздоравливая.
•
С одной стороны: испытание славой и богатством,
с другой – страдания через гнойные язвы и прочие мерзопакости.
Где же человек с его подобием?
Бесу – бесово,
Богу – Богово,
Человеку – человеческое.
•
Даже себе не признавайся, что узнал что-то.
•
Надо хотя бы раз крупно проиграть, чтобы почувствовать, как бывает плохо тем, у кого ты выигрываешь.
•
Иногда кажется, что время идёт так медленно, как будто отстаёт
от самого себя.
•
Всё кончается там, где начиналось, презирая время.
•
Когда мы осознаём, что Земля круглая и вертится,
начинаем с сумасшедшим беспокойством искать точку опоры
и, естественно, не найдя её, плюём на всё и летим без оглядки
куда-то в какое-то нечто.
•
Если у меня нет возможности закрыться в своей комнате,
я замыкаюсь в себе.
•
Постмодернизм: не литература (искусство), отражающее время, а время,
отражающее литературу (искусство).
•
Жизнь сплошь прекрасна, несмотря на её сплошное уродство.
•
Где двое, там нет одного.
•
Когда ты не можешь оценивать поступки и понимать желания женщины
ты влюблён.
•
Долгий, во всю жизнь, вой по труду, по новому дню и новому труду.
Да. Это Чехов.
•
Отсутствие таланта имеет свойство заполнять пустоту
различными усложнёнными системами и выражениями.
•
Я всегда и с удовольствием помогаю человеку в любом его начинании,
чтобы он лишний раз убедился в том, как бесполезно это его начинание.
•
Не оставляй на завтра то, что не хочешь делать сегодня.
•
Чиновники. Люди, делающие вид, что они делают работу.
•
Почему мы молчим, со дня рождения зная о смерти?
Почему не собираемся и не говорим о ней?
Почему не собираемся и не говорим о жизни?
Наши судьбоносные задачи и жизненно важные вопросы
из уличной оперы.
•
Автор никогда не знает, что напишет, никогда не знает, когда напишет.
Автор знает только, как (а как?) он пишет.
•
Читателю иногда не хватает и жизни, чтобы разочароваться
в уже прочитанном.
•
Истина исчезает именно тогда, когда начинаешь её искать.
•
Достаточно мгновения полноты сознания,
чтобы помнить о ней всю жизнь.
•
Поэзия – чудный ряд соотнесённости предметов и явлений, спровоцированной автором посредством слова.
•
У меня более десятка определений поэзии,и все разные, и все верные.
•
Мы здесь только для того, чтобы помочь друг другу уйти отсюда.
•
Не успеваю задержаться на одной мысли,
как тут же утверждаюсь на иной.
•
Принимают закон о борьбе с коррупцией.
Какой идиот будет бороться сам с собой?
•
У самых отчаянно разных философских
школ и направлений сходства больше, чем кажущихся
непреодолимыми на первый взгляд различий.
•
Я бы может и поверил в существование истины,
если бы кто-нибудь объяснил мне вразумительно, что есть она такое.
•
Каждая последующая строчка стихотворения – уже иное (новое)
и в то же время – то же (повторяющееся, цельное).
Высокое противоречие создаёт высокое единство, загадку слова,
блаженное непонимание понятного.
•
Если бы союз писателей принял мои условия касательно членства,
то в союзе писателей остался бы один писатель – я.
Кому нужен такой союз писателей?
•
Чем больше граждан притворяется, что не видит беззакония, тем и более давления на членов этого общества.
•
У нас, в Марьинке, говорят: ежели я что-то решил, то обязательно выпью.
•
Мужчина представляет собой то, что видит в нём женщина.
•
Прежде чем что-то подумать, надо подумать.
•
Кто не хочет в 70 лет, не умел и в 20.
•
На Востоке история и жизнь вещей неотделима от человека.
•
Однажды останавливаешься и думаешь:
как-то не так живём, не то делаем, вот уже изменился сам, знакомые,
а мир всё тот же.
•
Страшна не совершённая ошибка, а невозможность исправить её.
•
Не всем ученикам учитель рассказывает самого себя.
•
Другая смерть только и напоминает о том, что ты существуешь.
•
Когда придётся выбирать между другом и женщиной,
ничего не поделаешь, выбери себя.
•
Человеку Востока Бог дал большую мотыгу,
человеку Запада Бог дал большой ум,
русскому Бог дал большое поле,
где тот потерял и большую мотыгу,
и большой ум, которые дал ему Бог.
•
Мы так привязались к своему любимому, тёплому телу, что забыли,
ради чего оно существует.
•
–Это и все твои стихи? Что же ты делал всю жизнь?
–Выбрасывал остальные.
•
Как ни хочется полюбить читателя, однако нужно сказать, что
судья твоим произведениям один – ты сам.
•
Так? Так! Так? Так! – шумит, кричит, расширяя сосуды, кровеносный ток.
Каждое мгновение утверждение останавливает вопрос,
едва тот поднимает голову.
Каждое мгновение напоминает нам о том,
что оно имеет свойство заканчиваться,
и если не начинается новое, останавливается всё.
Каждое мгновение мы помним об этом.
И потому относительно спокойно думаем о том,
что останавливается всё старое и начинается всё новое.
Новое не придёт, не похоронив старое.
•
Жили-были писатель и читательница.
А когда читательница осталась одна, то она пожалела, что проглотила писателя, потому что не с кем было продолжать род человеческий.
•
То единственно правда, что в тебе.
Надо только правильно услышать то и правильно и точно извлечь.
•
Остерегайтесь задающих вопросы.
Они уже ответили за вас и не способны ничего слышать.
•
Если мы не имеем права (мы чувствуем это) самовольно лишать себя жизни, следовательно, сама жизнь есть не что иное,
как некий высший долг.
•
Новое, даже основанное на фактах, всегда интуиция.
•
Может быть, всё дело в том, что Бог просто оставил нас:
жить как есть и разбираться во всём самим.
Множественное когда-то должно прийти к единому.
•
Любі друзі, я так щиро люблю рідну мову, що аж не люблю москалів.
•
Зачем тело? Чтобы увидеть его, прекрасного и молодого,
способность к разложению?
•
Заканчивая дело, понимаешь, что его можно было и не начинать.
•
Самый сумасшедший из всех, сошедших с ума на Земле, поэт.
Он так непонятно как сильно пишет о том, чего не было, нет
и никогда не будет, что все так же сильно верят ему и сходят с ума.
•
Одно время мы были с ней в тесных дружеских объятиях.
•
Иди своей дорогой, дважды с ума не сходят.
•
К цели не ногами, к Богу не головой.
Как жизнь через смерть и как смерть через жизнь.
•
Большой роскошью было бы несохранение чувств, разума.
Так что будем дальше.
•
После Иисуса на распятие идти смешно, читать проповеди смешно.
Остаётся только верить в Иисуса.
•
Истина ослепляет. Нашедший её вдруг не видит (не узнаёт) свою удобную действительность. И сразу же истину забывает,
потому что не может назвать её.
Потому творчество постоянно и тяжело изо дня в день.
•
Называя чёрным белое, а затем это же белое чёрным,
Сократ убедительно доказывал, как мы рабски зависим от мира сего.
•
И возвратился Бог в то, из чего когда-то ушёл, в человека,
и не знал, что с собой делать.
•
Если я не жил, как я могу умереть?
•
Из двух монет не сваришь похлёбки, но из подножной травы можно.
За две монеты не построишь храм, но вера не требует платы.
За две монеты не купишь себе жену, но она может прийти к тебе сама.