Обе группы условий тесно взаимодействуют. Так, плохая организация охраны имущества не только облегчает преступные посягательства на него, но и отрицательно воздействует на неустойчивых, корыстолюбивых лиц, в психологии которых в результате этого укореняется преступное отношение к собственности.
Таким образом, вторая группа условий не только облегчает саму преступную деятельность и достижение ее результатов, но и фактом своего существования оказывает информационно-формирующее воздействие на социально неустойчивые элементы общества, способствует возникновению у них готовности совершить преступление, вселяя надежду на безнаказанность.
Социальная сущность криминогенных причин и условий определяется во взаимосвязи с основными закономерностями развития общества, прежде всего, как отмечалось, его противоречиями.
В криминологии в зависимости от задач исследования используются и иные классификации причин и условий преступности и преступлений. Например, по близости к событию преступления или к их определенной совокупности причины и условия подразделяются на ближайшие и отдаленные, непосредственные и опосредованные.
Причины и условия преступности различаются также по источникам на внутренние и внешние. Внутренние детерминанты преступности связаны с внутренними противоречиями нашего общества, внешние – с противоречиями на международной арене.
3. Причины и условия преступности в период экономической реформы
Отправляясь от провиденных и сходных методических позиций, причины и условия преступности следует раскрывать, во-первых, путем анализа обострения социальных противоречий, во-вторых, базируясь на статистических данных о преступности и криминогенных условиях, наконец, в-третьих, используя криминологические показатели личности субъектов преступности. Причины и условия преступности, как было показано выше, прежде и более всего проистекают из обострения противоречий в обществе на соответствующий период его развития. На переходном этапе реформирования общественных и экономических отношений криминогенно деформированная психология общества и общностей выражается более всего в корысти, агрессии, безответственности и пренебрежении уголовно-правовыми запретами.
Корысть имеет несколько разновидностей: корысть-стяжательство, составляющая причину организованной преступности; корысть-паразитизм, порождающая профессиональную и рецидивную преступность; «хозяйственная» корысть, заключающая в себе психологию узковедомственности, местничества, группового эгоизма, противопоставляющая экономические интересы группы лиц интересам общества; корысть-легкомыслие, свойственная «пьяной» преступности, ситуативным разбоям и грабежам подростков. На корысть приходится 70 % всей совокупности причин преступности в настоящее время. В системе причин насильственной преступности обращает на себя внимание постоянное увеличение веса корыстно-насильственной мотивации.
Криминогенная безответственность, самонадеянное либо легкомысленное пренебрежение правилами безопасности на производстве, на транспорте и в быту выступает причиной неосторожной преступности. Ущерб от нее может во много раз превышать физический и материальный вред от всех преступлений против жизни и здоровья вместе взятых.
Сопричину всех без исключения преступлений составляет правовой нигилизм: утрата правонарушителями страха перед наказанием, расчет на безнаказанность. Высокая латентность преступлений, низкая раскрываемость, рассогласованность профилактических усилий правоохранительных органов между собой, слабое участие общественности в предупреждении преступности – все это способствует формированию правового нигилизма и откровенного его выражения в преступности.
В результате экономического кризиса, связанного с разрывом экономических связей между бывшими союзными республиками после распада СССР, многие производственные предприятия были вынуждены приостановить, снизить свое производство из-за несвоевременного приобретения сырья, горючего и запасных частей. Появился еще один негативный процесс – безработица, которая оказывает влияние на формирование антисоциальных взглядов, приводящих часть населения к выбору незаконных путей удовлетворения своих интересов и потребностей, к социальному расслоению общества.
Прогресс развития мира показывает, что основной путь выхода из создавшегося кризиса – это переход на рыночные отношения. Только организованная экономика раскроет трудовые и творческие возможности населения, даст преграду иждивенчеству, заново возродит потерянные чувства к хозяйству и инициативности, подчинит производства интересам потребителя.
Вместе с тем переход на рыночные отношения приведет, наравне с положительными изменениями в социальной жизни общества, и к конкретным негативным последствиям. «Рынку сопутствуют, особенно на стадии его становления, затяжные и глубокие экономические кризисы, рост безработицы, инфляция, банкротство многих предприятий и разорение предпринимателей, резкое расслоение населения по уровню его материального достатка, активизация противоправных действий и преступности. Эти пороки рынка надо знать, быть к ним готовыми, уметь находить правильные решения по их нейтрализации»[17].
Следует, однако, подчеркнуть, что безработица является следствием не только перехода на рыночные отношения, но и допущенных недостатков и ошибок со стороны должностных лиц, руководителей предприятий, учреждений, организаций, государственных органов. Исследования показывают, что численность безработных среди совершивших преступления в данное время увеличивается, и было выявлено, что в середине 90-х годов больше половины имущественных преступлений (кража, растрата, разбой) совершены нигде не работающими, не учащимися лицами выше 16-летнего возраста. Эти данные указывают на негативное воздействие безработицы на преступность.
Еще одним негативным последствием перехода на рыночные отношения является все более усиливающееся социальное расслоение в обществе. Являясь объективным процессом, оно, конечно, тоже считается явлением, воздействующим на преступность и способствующим ее причинам. Усиление этого негативного процесса связано с рядом факторов.
1. Процесс перехода на рыночные отношения начался в Казахстане в не лучших социально-экономических условиях. «Основная масса населения проживала за чертой бедности. Демографическая структура населения предопределяет и высокий процент иждивенцев. Почти три четверти населения республики были не в состоянии обеспечить самих себя в самых элементарных потребностях и нуждались в поддержке государства».
2. Пороки прежней системы распределительных отношений породили у людей уравнительскую психологию, утрату правильной мотивации труда. В результате «человек уже не вырабатывал свой потенциал, а старался найти не очень приемлемые методы обеспечения своего достатка за счет „рвачества“, присвоения незаработного дохода, паразитируя на общественных выплатах. В условиях уравниловки, когда труд не оценивается по достоинству, человек начинает комплексовать, изменяется его мышление».
3. Должностными лицами были допущены ошибки и недостатки при выполнении ответственных задач по осуществлению реформ во время перехода на рыночные отношения.
4. Как было сказано выше, одним из последствий кризиса, возникшего под воздействием административного командования и трудностей перехода на рыночные отношения, явилось повышение уровня преступности. Но «у преступности есть скрытая и самая гнусная форма. Это – коррупция и взяточничество. Эта форма может вывести из строя не только управленческий аппарат, но и все рыночные основы. Если бюрократ может замедлить темпы процесса из-за боязни или безответственности, то взяточник чаще всего думает только о своей пользе и принимает решения, которые наносят ущерб интересам государства и народа»[18].
5. Переход на рыночные отношения требует выбора пути приведения этого процесса в порядок обществом, государством и выбора такого пути, который не приведет к усилению расслоения общества. Поэтому Президент Республики Н. А. Назарбаев, учитывая возникшие в Казахстане социальные, экономические, политические, нравственные, культурные, демографические обстоятельства, разработал пять основных принципов перехода на рыночные отношения и обосновал их всесторонне и конкретно в своей работе «Казахстан – собственная модель перехода на рыночные отношения»:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Концепция правовой политики Республики Казахстан. – Алматы: Жетi жарғы, 2011. – С. 47.
2
Солодник И. И. Очерки истории русского уголовного права 1-й четверти XIX века. – Л.: ЛГУ, 1961. -С. 34.
3
Таганцев Н. С. Русское уголовное право: Лекции. Часть Общая. – СПб., 1902. – Т. 1. – С. 407.
4
Чернышевский Н. Г. Избранные философские сочинения. – М., 1951. – Т. 3. – С. 217.
5
Жижиленко А. А. Русское уголовное право: Пособие к лекциям Н. Д. Сергиевского. Часть Общая. 5-е изд., с дополн. – СПб., 1904. – С. 18.
6
Жадбаев С. Х. Криминология: Краткий курс лекций. – Алматы, 2002. – С. 7–8.
7
Каиржанов Е. И. Причинность в криминологии. – Алматы, 2000. – С. 45.
8
Меньшагин В. Д. Криминология. – М.: Юридическая литература, 1976. – С. 6.
9
Аванесов Г. А. Основы криминологического прогнозирования. – М.: Высшая школа МВД СССР, 1970.
10
Lernell L. Zaris kryminologii ogolnej. – Warszawa: Panstwowe wydawhictwo naukowe, 1973. – S. 19.
11
Vermes M. A. Kriminologia alapkerdisei. – Budapest, 1971. olg. 45.
12
Каиржанов Е. И. Понятие, структура и виды профилактики. – Караганда: КВШ МВД СССР, 1986. – С. 19.
13
Преступность и правонарушения (2000–2004 гг.). Статистический сборник. – М, 2005. – С. 15.
14
Статистические данные КПС и СУ Генеральной прокуратуры Республики Казахстан // Юридическая газета. – 2008, 31 января. – № 15 (1241). – С. 1.
15
Кузнецова Н. Ф. Проблемы криминологической детерминации. – М., 1984. – С. 56.
16
Кудрявцев В. Н. Социальные деформации. – М., 1992; Карпец И. И. Преступность: иллюзии и реальность. – М., 1992. – С. 251.
17
Назарбаев Н. А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана: Казахстан – собственная модель перехода на рыночные отношения. – Алматы, 2005. – С. 85.
18
Назарбаев Н. А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана: Казахстан – собственная модель перехода на рыночные отношения. – С. 84.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги