Сказки призраков
Премия имени Эдгара По. Игра в Иную Реальность
Александра Крючкова
Шеф-редактор В. Шильцын
Редактор В. Хатмуллина
Корректор В. Хатмуллина
Дизайн оформления А. Крючкова
Иллюстрация на обложке Shutterstock.com
Иллюстрации в тексте Pixabay.com
Благодарности:
Автор сердечно благодарит
каждого читателя
за проявленный интерес к книге!
Отзывы после прочтения
можно направить автору
по электронной почте:
alex50476@mail.ru
Читайте все книги
из серии
«Игра в Иную Реальность»!
Возрастной ценз 18+
Шрифт Serif Buratino 10 Centered
Книга издаётся по технологии
печать по требованию
© Александра Крючкова, 2023
ISBN 978-5-0056-2207-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
СКАЗКИ ПРИЗРАКОВ
О ЛЮБВИ И СМЕРТИ ИЗ СТРАНЫ ТУМАНОВ сборник рассказов из серии «Игра в Иную Реальность»О КНИГЕ
Буктрейлер: https://youtu.be/L4Oyw98pgaM
Переиздание №4,
дополненное и доработанное автором.
Печатная, электронная и аудиокнига в продаже в:
Litres, Amazon, Ozon, Wildberries, Aliexpress и др.
Книга на английском языке:
· «TALES of GHOSTS», ISBN 978-5-0056-9222-1, 2023.
Билингва (RU+ENG):
· «СКАЗКИ ПРИЗРАКОВ / TALES of GHOSTS», ISBN 978-5-0059-2520-6, 2023.
Предыдущие издания:
(совокупный тираж => 1 500 экз.):
· «ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ В ПРИЗРАКОВ?», ISBN 978-5-7949-0371-3, М.: – Московская городская организация Союза писателей России, НП «Литературная Республика», 2013 – 184 с.
· «КУВШИНКА», ISBN 978-5-7949-0373-7, М.: – Московская городская организация Союза писателей России, НП «Литературная Республика», 2013 – 74 с.
Благодарности
Автор выражает сердечную благодарность
всем персонажам и прототипам рассказов,
в том числе:
многочисленным призракамД.И. Немельштейн: «О любви и смерти из Страны Туманов»
Книга философско-мистических рассказов Александры Крючковой «Сказки призраков» (о любви и смерти из Страны Туманов) похожа на ларец с драгоценностями: на каждой странице – нечто уникальное, но, примеряя истории на себя, читатель обязательно найдёт «своё»! Даже тот, кто не обременён страстью к мистификациям и со скепсисом воспринимает разговоры о Потустороннем мире, будет очарован смыслами, искусно вплетёнными автором в ткань увлекательного повествования. Эти истории не только отражают высокую степень писательского мастерства – они излучают Свет потаённой мудрости и наполнены божественной Любовью.
С автором «Сказок призраков», как ни странно, я познакомился у Евгения Борисовича Рейна1 на его семинаре поэзии в Школе букеровских лауреатов 2012 в Милане, где в итоге Е. Б. Рейн объявил Александру Крючкову победителем по классу поэзии с вручением ордена им. С. Есенина «Золотая осень» и сертификата на бесплатное издание книги от Московской городской организации Союза писателей России.
Там же, в Милане, Александра была отмечена и на курсе прозы писателем Виктором Ерофеевым2, который выделил для семинаристов её роман «Книга Тайных Знаний», открывающий авторскую серию книг «Игра в Иную Реальность».
«Сказки призраков» гармонично дополняют эту серию. Восхищает идея сборки рассказов в книгу: все главные герои – уже призраки. Переместившись на Тот Свет, они вместе с автором оказываются в длинной и медленной очереди в Небесную Канцелярию, расположенную в Городе Солнца, где каждому будет озвучена его дальнейшая участь. Чтобы скоротать время и согреть душу, призраки разжигают костёр, бросая в него свои истории – о жизни на земле. Волей Всевышнего автор – по факту слушатель историй – в итоге возвращается из Города Солнца на Землю, чтобы уже «по памяти» записать и передать людям «Сказки призраков».
Книга неслучайно состоит из нескольких частей. Скомпонованная по принципу от земного к небесному, она неспешно уводит читателя всё дальше – в Тонкий Мир, туда, откуда планета-Земля видится едва различимой точкой в Бездне Космического Разума.
Часть I. «Люби меня сейчас!» – философские истории о любви, объединённые сожалением и раскаянием главных героев в том, что они не смогли прожить данную им возможность любви по-настоящему. Причины различны, но итог невозможно изменить: невыраженная любовь гложет душу, тянет в прошлое, куда вернуться уже не получится. Но возможно ли воплотить мечты в посмертной реальности?
История «Кошачье имя» из данного цикла достойна самых высоких похвал: она не просто трогательна – читатель ни капли не усомнится в том, что её рассказывает… преданный хозяину пёс!
Часть II. «Вершитель Судеб» — шокирующие истории о тех, кто возомнил себя Богом: извращенцы-маньяки и вполне себе на уме – хладнокровные, расчётливые убийцы совершают преступления без зазрения совести.
Невероятная способность автора проникать в сознание маньяка достигает кульминации в леденящем душу, чисто «хичкоковском» рассказе «Клюква» и сражает читателя наповал, вызывая в нём страх не только болот, но и самой клюквы!
Часть III. «Неприкаянные» – мистические истории в духе Эдгара По о явлениях призраков, каждая из которых поражает непредсказуемым сюжетом. География явлений обширна: Лондон, Париж, Рим, Прага, Москва, Нью-Йорк… Но где бы призраки ни появлялись – в современных офисах или в домах, идущих под снос, гуляют ли в парке у Лувра или посещают морской курорт в Италии – они ищут возможность завершить некую подвисшую при их земной жизни ситуацию, которая не даёт им покоя после смерти, либо приходят на помощь ещё живущим близким. Рассказы столь трогательны, что не оставят читателя без сопереживания: он невольно ищет путь спасения для главных героев, обретая его вместе с ними и для себя.
И здесь – очередной шедевр – душещипательный рассказ «Дом у станции» о заброшенном деревянном доме, в котором собирается не одно поколение призраков, чтобы попить чаю, поиграть в шахматы и пережить счастливые мгновения прошлого. Именно третья (центральная) часть книги является дверью в Иную Реальность.
Часть IV. «Ностальгия по телесному» и Часть V. «Сказки Страны Туманов» представляют собой рассказы обитателей Тонкого мира: ещё не воплощённых, но готовящихся к воплощению душ; развоплощённых, но тоскующих по телесности, а также истории иных существ – например, Чёрного Ворона, служащего Стражем в Стране Туманов, персонажей сказок и прочих мыслеформ.
Здесь улавливается влияние Г. Х. Андерсена и Э. Т. А. Гофмана, О. Уайльда и С.-Экзюпери, и жемчужиной данной коллекции, на мой взгляд, является сказка «Кувшинка», кстати, трижды переизданная и полюбившаяся читателям. А вот рассказ «Гостья» взрывает сознание, казалось бы, тривиальным чаепитием… со Смертью.
В книгу «Сказки призраков» вошли как новые рассказы, так и изданные ранее (из книг «Верите ли Вы в призраков?» и «Кувшинка»), получившие положительные отзывы литераторов ещё при первом выходе в свет. Известный поэт и прозаик Александр Карпенко3 правомерно сравнил новеллы Крючковой с мистическими триллерами Эдгара По.
Рассказы из книги «Сказки призраков» отмечены премиями: им. Эдгара По «Тень птицы» и им. А. Хичкока «Дело №…» (Московская городская организация Союза писателей России, НП «Литературная Республика», 2021), им. Г. Х. Андерсена и Э. Т. А. Гофмана «Сказки для взрослых» (Открытый Литературный Клуб «ОткЛиК», 2022), «Литературный Олимп» (Лига писателей Евразии, 2012).
Поразительная особенность прозы Крючковой – полное отсутствие грани между земной действительностью и Иной реальностью: за увлекательным чтением мы, подчас, даже не замечаем, что герой или героиня уже перешли в Потусторонний Мир! А всех персонажей книги – решительных и не очень, романтичных и расчётливых, любящих и ненавидящих, умных и наивных, счастливых и несчастных, богатых и бедных – объединяет одно: они смертны и, в основном, внезапно.
Мистическая составляющая мастерски сопрягается автором с повседневной рутиной и реальными событиями эпохи. Так, за фабулой «Города Дождей» стоит зловещая панорама гибели двух башен-близнецов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, в «Застрявшем Плутоне» – эпидемия коронавируса. В рассказе «Развоплощённая» слышится эхо Великой Отечественной войны: призрак женщины, некогда входящей в агентурную сеть и заброшенной в Италию в годы войны, с материнским упорством уже полвека разыскивает своего сына, эвакуированного с детским домом в Сибирь.
В маленькой повести «Спокойной ночи» воссоздана картина бешеного ритма жизни и вращения в бизнес-кругах Москвы в зловещие 1990-е, когда были востребованы такие беспринципные люди, как обкрадывающий владельца мебельной фирмы Мешков и готовая на всё ради денег любвеобильная Оксана, с лёгкостью продавшая свою подругу заказчику убийства.
Весьма примечателен и образ Хрючкина (рассказа «Фотоплёнка»), выпукло и ярко выписанный автором с явным сарказмом. Мы видим госчиновника, благополучно перебравшегося из советской эпохи в эпоху кардинальных перемен: как получал он свои чаевые в виде процентов, взяток и откатов, так и получает. И он не погибнет – «Хрючкины» вечны…
Удивительно, что многие произведения из книги созданы Александрой в подростковом возрасте, настолько хорошо они огранены. Написанные пастельными тонами, они лиричны, нежны, в них сквозит лёгкая печаль и недетское понимание красоты мира, в котором надо всем превалирует Божественная Любовь. Изрядную её долю продуцирует и сам автор, будто так и оставшаяся жить на Земле в возрасте девочки-подростка. Но прав персонаж из её «Прощания с детством»:
«Времени не существует. Оно условно и относительно. И ты научишься им управлять, когда поймёшь, что на самом деле совершенно не важно, сколько тебе лет на Земле, главное – кем ты себя ощущаешь…»
Да! Смотреть на мир детскими глазами, будучи взрослым человеком, – дар Творца.
После прочтения книги возникает ощущение, что автор неотрывно и пристально наблюдает за своими героями – и даже за читателем! – не со стороны, а как бы сверху, с разной высоты, то приближаясь к ним, то удаляясь, но никогда их не покидая… словно… ангел-хранитель.
Впрочем, на вопрос «Верю ли я в призраков?», процитирую мудрое «Письмо из Астральных Скрижалей», включённое автором в «Сказки призраков»:
«Безусловно, любезный друг мой… в жизни моей происходили и другие необъяснимые случаи, связанные с перешедшими в Мир Иной, но признаюсь Вам, что больше всего меня всегда беспокоили взаимоотношения живых людей, поскольку именно они превращают некоторых из нас в призраков…»
Дмитрий Иосифович Немельштейн,
поэт, писатель, историк, член Союза писателей России
Журнал «Дети Ра» №1 (194), 2022,
Журнальный зал «Горки Медиа»:
http://detira.ru/arhiv/publication.php?id=30279
https://magazines.gorky.media/ra/2022/1/aleksandra-kryuchkova-skazki-prizrakov.html
https://reading-hall.ru/publication.php?id=30279
А. Н. Карпенко: «Верите ли Вы в призраков?»
Лирические новеллы Александры Крючковой никого не могут оставить равнодушным. Они повествуют о самом уязвимом и хрупком в судьбе человека – становлении и распаде отношений между мужчиной и женщиной, о разных ликах посю- и поту- сторонней жизни. Рассказы Крючковой совсем небольшие, странички две, не больше, но как много переживаний выпадает на долю их героев! Писательница использует эффект «детективной» концовки: все, как правило, заканчивается не так, как предполагает читатель. И высший пилотаж драматургии этих рассказов – когда одна эмоция «перебивает» другую и переворачивает исход. Перевернутый исход вызывает у читателя подчас прямо противоположные, зашкаливающие эмоции.
Вторая и третья части книги написаны в духе мистических триллеров Эдгара По. Только в наше время призраки появляются не в старых готических замках, а, например, в фешенебельных офисах известных фирм (рассказ «Письмо»). Видите ли, им, призракам, абсолютно все равно, где появляться. Антураж помещения нисколько их не интересует. Они, как и в произведениях минувших веков, привязаны духом к помещениям, в которых погибли. Хотя, по правде сказать, мне больше по душе рассказы без «потусторонней» жизни – «Пианино», «Кошачье имя», «До завтра».
В книге «Верите ли вы в призраков» представлены рассказы, написанные Александрой в юном возрасте. Они и сегодня не утратили своей первозданной ценности. Все без исключения новеллы Александры Крючковой написаны на высоком художественном уровне повествования и драматургии.
В творческой биографии Крючковой – много удивительного. Стихи и прозу она начала писать в 11 лет. И не просто начала – некоторые новеллы, написанные Александрой в 14 лет, вошли в книгу рассказов, о которой идет речь в моей заметке. Об этом свидетельствуют датировки под произведениями. Рассказы не просто «вошли» в книгу, а заняли в ней достойное место. Давние произведения вундеркинда Крючковой, вошедшие в ее сборник, написаны рукой мастера. А еще говорили, что новых Лермонтовых у нас больше не будет – виною тому якобы «медленное» взросление современной молодежи. Как бы не так! Когда читаешь рассказы Александры Крючковой, не возникает даже мыслей о том, что они написаны девушкой-подростком. Я думаю, что столь раннее взросление Крючковой, как и в случае с Лермонтовым, вызвано преждевременной кончиной обоих ее родителей. Трагическое сиротство не могло не сказаться на детской психике. У Александры Крючковой это вылилось в неподдельный интерес к потустороннему миру. Драматизм жизни рано вошел в ее душу. Как и в случае с Лермонтовым, все узнали про вундеркинда Крючкову «задним числом», когда она уже выросла и стала известным поэтом. А все-таки жаль, что в девяностые годы прошлого века стране было наплевать на гениальных своих детей. И что ранние рассказы Александры Крючковой опубликованы только через два десятилетия после того, как они были написаны.
Александр Николаевич Карпенко4,
Газета «Поэтоград» №12 (113), 2014
http://www.poetograd.ru/arch.html
https://www.reading-hall.ru/publication.php?id=9499
СКАЗКИ ПРИЗРАКОВ
Эта книга посвящается каждому её читателю!А также:
1. ЛЮБИ МЕНЯ СЕЙЧАС!
0. Костёр
Я долго шла куда-то вдаль, в бесконечном густом тумане, пока внезапно не наткнулась на Мужчину.
– Простите, – извинилась я, пытаясь пройти дальше, но поняла, что там тоже кто-то есть.
– За мной будешь, – произнёс Мужчина.
– За Вами… в каком смысле? – уточнила я.
– В очереди…
– А за чем здесь стоят в очереди?
– Каждый – за своим…
– И долго в ней стоять?
Мужчина пожал плечами. Очередь чуть-чуть продвинулась. Я стала различать звуки голосов.
– А Вы не знаете, что там, дальше? – поинтересовалась я.
– Не знаю, – безразлично ответил Мужчина. – Но говорят, что за туманом – Город Солнца. Только не все смогут до него дойти.
– А Вы – из Города Солнца?
– Не думаю, – Мужчина усмехнулся. – Скорее, из Темницы Страны Сновидений.
– Значит, Вы – атеист? – предположила я.
– Уже нет, – вздохнул он.
Очередь снова чуть-чуть продвинулась. Внезапно из тумана вынырнула Девочка лет пяти и, пробежав между нами, тут же исчезла.
– А дети тоже стоят в очереди? – удивилась я.
– Наверно, – ответил Мужчина и пожал плечами.
Девочка снова вынырнула из тумана, но уже с другой стороны, на мгновение остановилась рядом с нами и обратилась ко мне:
– А меня там ждёт Кот! А тебя кто?
– Не знаю, – я пожала плечами.
– Странно! – задумчиво произнесла Девочка. – Там каждого кто-то ждёт! Если бы никто не ждал, тебя бы здесь не было!
Я улыбнулась, и Девочка убежала. Вскоре мы добрались до костра на обочине, и Мужчина произнёс:
– Значит, до утра можно расслабиться…
От костра отделилась тень, к нам подошла Женщина:
– Присоединяйтесь!
Мы с Мужчиной присели к костру. Сколько нас здесь собралось? Я никак не могла сосчитать – господин Туман явно не хотел, чтобы мы видели друг друга…
– А что они бросают в костёр? Дров же нет! – спросила я у Мужчины шёпотом.
– Истории, – улыбнулся он.
– И вы тоже обязательно расскажете нам свои, – улыбнулась Женщина, протягивая мне и моему соседу по очереди чашки с чаем из термоса.
– А зачем… чай и термос?! – не переставая удивляться происходящему, уточнила я у Мужчины, когда Женщина удалилась.
– Так привычней, – спокойно ответил он.
И в тот же момент из тумана отчётливо раздался печальный женский голос: «Он сказал мне: „До завтра!“» И я пожалела, что у меня с собой уже ничего не было, чтобы записать бросаемые в костёр истории, рассказанные призраками в ту ночь… Но… если я когда-нибудь вернусь…
1. До завтра!
Наташа с детства обожала театр, и почти каждый выходной посещала премьеры. Высокая стройная голубоглазая блондинка, обладающая незаурядной силой притяжения мужчин, она только что получила красный диплом и решила посвятить себя сцене. Поздней осенью Наташа уже сыграла свою первую главную роль. Усталая, но счастливая, она шла в гримёрку, как внезапно кто-то догнал её и взял за руку.
– Поздравляю! Ты была великолепна! – восторженно произнёс Сергей, директор театра.
– Спасибо, – спокойно ответила Наташа. – Я не люблю комплиментов. До завтра!
…Сергей вернулся домой и, едва переступив порог, услышал привычное:
– Чтоб ты хоть раз побывал на моём месте! Как же я устала от твоих ночных возвращений!
– Сегодня у нас была премьера. И ты знала об этом. Я предлагал тебе прийти, но ты же сама отказалась! А вот Наталья была восхитительна! Действительно талантливая актриса! Не то, что я о ней думал.
– Эта стерва наверняка уже призналась тебе в любви, а ты и развесил уши, болван!
– Не говори так… – устало попросил он.
– Театр для тебя стал всем! Чихал ты на меня и на сына! Живёшь своей жизнью, в которой нам нет места! Да ты вообще стал похож на призрака!
– Ты не права, – попробовал возразить Сергей.
– Нет, я права! Театр – развлечение для бездельников, пустая трата времени! Лентяй! Ты обожаешь ничего не делать, и театр – твой приют!
Сергей молча развернулся и ушёл в ночь.
…На улице падал снег. Сергей брёл по дороге, куда глаза глядят, погружённый в тяжёлые раздумья. Он любил свою семью. И жену он тоже… любил… Сергей впервые осознал всю тяжесть глагола прошедшего времени! Да, любил, когда-то, потому что всё уже давно прошло. Дом-дача-дом. Посадить картошку. Купить продуктов. Отвезти всех туда. Забрать отсюда. Починить кран. Дать денег на шубу… Когда он пытался заговорить с женой о чём-то неземном, ей это было совершенно неинтересно. Так он замкнулся в себе, и его единственной отдушиной стал недавно созданный им небольшой экспериментальный театр.
Театр – единственное, что держало его здесь. Он погрузился в своё детище с головой, в нём он жил по-настоящему. Сергей поймал себя на мысли, что всё перевернулось с ног на голову: он был самим собой в театре, в то время как стал актёром в реальной жизни…
Автоматически свернув направо в небольшой переулок, Сергей дошёл до детской площадки и присел на качели. Внезапно, будто почувствовав что-то, обернулся. Позади него на точно таких же качелях сидела девушка.
– Наталья! Что ты делаешь здесь?
– Разве Вы не знаете, что я здесь живу? – указав на дом напротив, удивилась она.
Сергей вспомнил, что ещё при собеседовании он обратил внимание на её адрес, указанный в резюме, но не стал говорить, что они – почти соседи.
– Прости, забыл, – смущённо извинился он. – Но почему ты не дома?
– Захлопнула дверь, а потом поняла, что ключи остались в квартире. Соседи спят, а до утра ещё далеко. Вот сижу – думаю, что делать…
– Ты живёшь одна?
Наташа кивнула. Он хотел спросить о чём-нибудь ещё для поддержания разговора, но она внезапно произнесла:
– Когда не знаешь, о чём говорить, лучше молчать… Послушайте, как тихо! Какие звёзды! Мы всё время бежим и смотрим себе под ноги. А они всегда – там, такие красивые. И все смотрят на нас… Вон – самая яркая! Когда я умру, я долечу до той звезды?
– Обязательно, но ты станешь звездой при жизни! А почему… ты не спрашиваешь, как я здесь оказался?
– Зачем мне об этом знать?..
…Сергей вскрыл дверной замок при помощи какой-то железки, найденной ими на улице и… вернулся к себе домой, даже не выпив и чашки любезно предложенного чая, но с замиранием сердца шепнув в дверях:
– До завтра!
…И всю неделю они возвращались из театра вместе, разговаривая обо всём на свете и, в то же время, ни о чём. Казалось, они были на одной волне, общались на одном языке и понимали друг друга с полуслова. Но совершенно внезапно, как это обычно и происходит, случилось то, чему ещё некоторое время назад Сергей даже обрадовался бы, а теперь…
Он впервые зашёл к Наташе домой.
– Прости, что я без приглашения… – тяжело выдохнув, сказал он.
Казалось, она ничуть не удивилась его появлению и сразу же пригласила жестом пройти на кухню. Он присел на табуретку и не знал, с чего начать. Тогда она обратилась к нему первой и, как всегда, абсолютно спокойным голосом произнесла:
– Сегодня мне приснилась мама. Сказала, чтобы я жила «здесь и сейчас».
– Сегодня врач сказал мне, что у меня – рак…