Книга Свежий взгляд. Новое видение на открытие и рост церкви - читать онлайн бесплатно, автор Ричард У. Грин. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Свежий взгляд. Новое видение на открытие и рост церкви
Свежий взгляд. Новое видение на открытие и рост церкви
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Свежий взгляд. Новое видение на открытие и рост церкви

Матфея 7:28 – «И когда Иисус окончил слова сии».

Матфея 11:1 – «И когда окончил Иисус наставления».

Матфея 13:53 – «Когда окончил Иисус притчи сии».

Матфея 19:1 – «Когда Иисус окончил слова сии».

Матфея 26:1 – «Когда Иисус окончил все слова сии».

Таких повторяющихся фраз нет в других Евангелиях.

Дух Святой удивителен, Он вдохнул Свою жизнь через авторов Писания. Все эти пять разделов учения соотносятся друг с другом и передают мощную истину, адресованную как ранней церкви, так и нам с вами. Поскольку Иисус – пророческий учитель, как и Моисей, то все, чему Он учит здесь, имеет для нас огромную важность.

Давайте обратимся к самому началу. В Матфея 4:19 Иисус говорит: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Это самое начало.

Теперь давайте прочитаем в конце Евангелия от Матфея 28:19: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». В начале Иисус говорит ученикам следовать за Ним, а в конце говорит пойти и научить все народы.

В этом есть смысл – следовать за Ним и учиться в начале, а потом в конце пойти и научить других. Но научить чему? Всему, что Он повелел! Всему, о чем Он говорит в Евангелии. Если мы хотим иметь учеников, то сами должны быть учениками, жить так, как повелел Иисус, и научить этому других.

Давайте рассмотрим все пять разделов более подробно.

Ученичество в Божьем Царстве: Матфея 5 глава

В этом разделе говорится об образе жизни Божьего Царства. Здесь описывается, как нам воспитывать учеников и как вести себя. Часто эту главу называют Заповедями блаженства, или Нагорной проповедью. Далее этот раздел повествует нам, что должно быть внутри нас, как мы должны взаимодействовать с людьми. Это и есть образ жизни Царства.

Не важно, что мы делаем, если при этом мы не идем правильным путем и не живем с чистым сердцем, тогда все остальное будет строиться на очень слабом фундаменте.

Как только человек, и особенно пастор или лидер, окажется под давлением, строение его жизни даст трещину и рухнет. История знала немало выдающихся мужчин и женщин, которые возглавляли прекрасные служения и церкви, но они не постигли основ ученичества и потому были раздавлены тяжестью обрушившегося на них давления и в процессе собственного крушения также причинили много боли людям. Каждый ученик призван вести образ жизни, описанный в 5–7 главах Матфея.

Расширение Божьего Царства: Матфея 10 глава

Если мы хотим видеть, как расширяется Божье Царство, нам нужна позиция, которая не будет подвергаться никакому сомнению. Этот раздел повествует о том, как выполнять миссию Царства. Здесь Иисус высылает Своих учеников на дело служения. Я верю, что церковь должна быть апостольской. Слово «апостол» означает «посланный, чтобы посылать». Быть апостолом – это не титул, а выполнение функции.

Мы двигаемся в апостольском духе, когда отпускаем от себя людей и посылаем их на дело служения. Мы должны быть апостольскими в своем призвании. Бог посылает силу Своего Духа в этот мир, чтобы мы могли взращивать учеников. Это означает, что, если мы готовы не удерживать людей, но выпускать их в служение, у нас всегда будет рост.

Самая низкая точка на планете Земля – это Мертвое море, в нем самое богатое в мире содержание минералов, но нет ни одного живого существа, потому что в это море все только втекает и ничего не вытекает. Это море не мертвое из-за той воды, которая в него втекает, эта вода чистая и свежая. Но как только эта свежая вода попадает в Мертвое море, она не может никуда вытечь, а потому становится токсичной и непригодной для жизни – то, что должно было нести жизнь, не имеет выхода и становится ядом. Если ты все только принимаешь и ничего не отдаешь, ты омертвеешь. Мы можем быть богаты тем, что имеем, жить в уюте и комфорте, но при этом оставаться мертвыми. Нам нужно уметь отдавать.

Мы призваны быть посланы Духом и посылать других на служение Духом. Это непросто. Что если я начал церковь, и на каком-то этапе развития возник застой? Мне нужно посмотреть правде в глаза и признать это, потому что я не послан, чтобы остановиться. Дух всегда движется, и церковь предназначена к постоянному движению. Возможно, церковь в застое, потому что я, как лидер, перестал смотреть за ее пределы и высылать людей на служение.

Можно начать церковь, иметь 70 человек и быть этим полностью довольным, но лучше сказать: «Господи, измени меня, чтобы мне стать таким, каким Ты хочешь меня видеть». Такие перемены могут прийти только Духом Святым. Это невозможно получить через теологическое образование. Библейский колледж – это хорошо, учиться – это правильно. Хорошо иметь здания, финансовые ресурсы, но не это все приносит перемены, дает силу или снаряжает для служения. В 1 Царств 10:6 сказано, что Саул изменился, когда на него сошел Божий Дух. Он начал пророчествовать и «сделался иным человеком». Трагедия Саула была в том, что он испугался, что подумают о нем люди, и это стало главной причиной, почему он не смог стать тем, кем Бог хотел, чтобы он был. Мы должны разобраться с чувством неуверенности. Мы посланы, чтобы открывать церкви, достигать роста, потом посылать других открывать церкви и достигать роста. Представь на минуту, если бы Бог создал все плоды без семени. Мы бы умерли. Каждая церковь должна иметь в себе семя Царства, которому Бог даст рост. Это непросто, однако это миссия церкви, и Дух Святой поможет нам эту миссию выполнить.

Я считаю, что если мы сможем иметь правильное отношение в своем сердце и вести образ жизни Божьего Царства, то поставим себя в правильную позицию, оставим неуверенность в себе и таким образом будем готовы высылать людей на служение, как это делал Иисус в 10 главе Матфея.

Как происходит рост: Матфея 13 глава

В этом разделе нам рассказывается, как Царство Божье растет. В 13 главе Матфея содержатся все притчи о Царстве. Нам необходимо понять, что Царство Божье в определенном смысле находится вне нашего постижения. Все эти притчи о Царстве содержат в себе элемент тайны. Там говорится о семени, которое посеяно и которое растет само по себе. Там говорится о Царстве внутри нас. Автор хочет, чтобы мы поняли, что Царство Божье вне нашего контроля. Это должно смирить нас и побудить достигать Духа еще больше.

Причина, почему я говорю об этом в начале, – чтобы, когда мы перейдем к практическим аспектам, вы не подумали, что открытие и рост церкви – это исключительно дело техники.

Я не могу заставить рыбу плыть в мои сети, но я могу сделать все, чтобы моя сеть была готова. Твоя сеть должна быть готова! Я не могу заставить дерево расти, но я могу поливать его водой, удобрять и отсекать ненужные ветви, чтобы способствовать росту. А дать рост не могу. Рост приходит от Бога, а не от нас, его стоит ожидать, как естественную часть Божьего Царства, которое постоянно расширяется. Если церковь не растет и не расширяется, если люди не рождаются свыше, мне нужно подумать, что из того, что я делаю, встает на пути роста, который дает Бог.

В следующих главах мы будем говорить о практических вещах, о том, как подготовить свои сети. Это в большей степени будет касаться того, что нам нужно удалить из нашей жизни, чтобы это не препятствовало Царству, и что нужно изменить, чтобы не заграждать ему путь.

Я не знаю ни одного серфингиста во всем мире, который мог бы вызвать волну. Это невозможно. Но факт состоит в том, что если твоя доска для серфинга не находится в нужном месте, если ты ее не отполировал, если ты не наблюдаешь за происходящим и не гребешь достаточно быстро, то каждый раз будешь упускать волну или она будет сбивать тебя с ног.

Отношения в Божьем Царстве: Матфея 18 глава

В 18 главе Матфея говорится о том, как должно взаимодействовать между собой сообщество людей в Царстве Божьем. Эта глава рассказывает, что значит быть великим в Царстве, то есть как нам нужно относиться друг к другу. В этом же разделе содержится притча о потерянной овце перед тем, где говорится, как церковь должна вести работу и относиться к дисциплине. Речь идет о единстве в отношении согрешивших людей и о единстве в молитве – что когда двое или трое собраны вместе, Бог посреди нас. Далее следует притча о немилостивом слуге. Все эти моменты объединены в этом отрывке, чтобы показать, как должно вести себя сообщество верующих.

Члены церкви должны быть слугами друг другу, смириться и не искать позиций или титулов. Нам нужно так организовать церкви, чтобы польза была не только для верующих, не только для тех, у кого все в порядке, но для погибающих людей, для тех, кто заблудился или отступил от веры. Также там говорится о нашей реакции на неправильные поступки людей – что мы должны быть милостивы, всегда помня, что Бог простер милость к нам, дав прощение во Христе.

Пришествие Божьего Царства: Матфея 23 глава

Мы должны всегда помнить, что Иисус снова вернется. То, что мы сейчас делаем, будет судимо во свете Его силы; ничто не будет сокрыто от Иисуса, ни один наш мотив или действие. Он есть Царь, и Он снова придет во власти и славе, чтобы судить живых и мертвых.

Давайте еще раз вернемся к началу – «Идите за Мною» – и посмотрим на конец – «Идите, научите все народы».

А теперь давайте прочитаем Матфея 28:16–19: «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Я хочу, чтобы вы заметили, что одиннадцати ученикам было сказано идти и ожидать. Это те одиннадцать, которые видели чудеса, слышали учение, видели Иисуса распятым и воскресшим. Это они ждут. Когда Иисус пришел к ним, сказано, что некоторые поклонились Ему, а иные усомнились. Заметьте здесь нечто очень глубокое. Иисус говорит им, что Ему дана всякая власть и Он дает эту власть им. Даже тем, которые сомневаются. Если бы это был я, то не дал бы власть сомневающимся. Но Иисус дал власть каждому, кто следовал за Ним, не важно, были они наполнены верой ли нет. Иисус знал, что с ними произойдет нечто, что изменит даже сомневающихся.

Иисус говорит в Деянии 1:8: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

Что делает человека свидетелем? Скажем, если я еду на машине и вижу аварию, то при необходимости могу выступить в суде в качестве свидетеля, потому что я был на месте аварии и все видел. Были ли ученики свидетелями до дня Пятидесятницы? Да, поскольку они находились с Иисусом и были очевидцами всего, что Он делал. В физическом смысле они были свидетелями, но этого было мало.

Чтобы быть Его свидетелями, недостаточно видеть глазами, слышать ушами и иметь человеческие знания в голове. Нужна сила Духа! Только силою Духа Святого их сомнения были преобразованы в уверенность, чтобы выстоять перед лицом противостояния, которое ожидало их впереди.

Глава 3. Когда на нас сойдет Дух Святой

Нам нужна сила Святого Духа, чтобы сделать все то, к чему призывает нас Бог. Мы не сможем видеть Божьи дела, говорить о Божьих делах и исполнять их без присутствия Духа Божьего в нас.

Давайте прочитаем 1 Царств 10 главу. Здесь мы видим, что Саул избран и помазан Богом. И хотя Саул был не совсем готов к тому, во что ему предстояло войти, Бог точно знал, как его подготовить. Саул должен был подняться на гору Господню и встретить группу пророков, спускающихся с этой горы и пророчествующих. Бог сказал, что в тот момент Дух Господень сойдет на Саула, он начнет пророчествовать вместе со всеми и «сделается иным человеком». 1 Царств 10:6: «И найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком».

Пророк говорит то, что хочет сказать Бог. Задумайтесь на минуту: Саул оказался в ситуации, очень похожей на нашу. У него было призвание от Бога, но сам по себе он не мог осуществить это призвание. Он должен был быть изменен. Когда же произошла эта перемена? Когда на него сошел Божий Дух.

«Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день. Когда пришли они к холму, вот встречается им сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них. Все, знавшие его вчера и третьего дня, увидев, что он с пророками пророчествует, говорили в народе друг другу: что это сталось с сыном Кисовым? неужели и Саул во пророках?» (1 Царств 10:9–11)

Саул изменился настолько сильно, что люди стали говорить о нем. Кто-то из них говорил: «Разве это не сын Кисов?» Саул услышал эти слова и, как написано, с тех пор больше никогда не пророчествовал.

Я хочу, чтобы ты подготовил себя. Сейчас, пока ты читаешь эту книгу, позволь Богу начать Свою работу. Дух Господень изменит тебя. Ты начнешь видеть, говорить и действовать по-другому.

Господь хочет влить новое вино в новые мехи

Но как только ты сделаешь шаг вперед, чтобы делать Божье дело, поднимутся голоса из твоего прошлого, из предыдущего опыта. Эти голоса извне и изнутри тебя будут бросать тебе вызов. Они скажут: «Кем ты себя возомнил?», «Почему ты решил, что у тебя получится?», «Ты же из деревни, ты не сможешь стать успешным в городе», «Ты из большого города, тебя не примут в деревне», «Ты недостаточно образован», «Ты слишком старый», «Ты слишком молодой», «Ты одинокий», «Ты разведенный», «Ты женщина», «Ты из другой страны». Ты будешь слышать эти голоса, и без решительного внутреннего настроя продолжать действовать в духе ты остановишься. Помни, новое вино вливается в новые мехи! А когда приходит что-то новое, люди реагируют остро.

Часть II. Необходимость меняться

Глава 1. «Для всех я сделался всем…»

Мы все созданы Богом по-разному и реагируем на людей определенным образом: кто-то из нас черпает энергию, находясь в одиночестве; после общения с людьми тебе нужно время наедине с самим собой, а кто-то, наоборот, приобретает энергию, находясь среди людей; им очень комфортно постоянно быть среди толпы. Также есть те, кто любят бывать одни, но и с людьми тоже с удовольствием проводят время. Даже если какой-то тип личности для нас комфортнее всего, это не значит, что мы не можем функционировать в других, менее комфортных для нас типах темперамента.

Например, я люблю людей, постоянно думаю о людях, всем сердцем хочу привести всех к Иисусу, но, если я провожу слишком много времени среди людей, меня это изнуряет. У нас в выходные дни проходит пять служений, и это немало для человека моего типа. Поэтому я очень уставший в понедельник; у меня такое ощущение, что из меня вытянули все жизненные силы. Мне необходимо побыть в одиночестве, чтобы отдохнуть.

Нам нужно понимать, каков наш тип личности. Однако если наша цель – служение людям, то мы должны выходить за пределы наших естественных возможностей или комфорта – нам нужно «растягивать» себя, потому что именно тогда мы будем полагаться на Божью благодать и помощь. В то же время нам не стоит делать что-то только исходя из рвения или законнического духа.

Вот в чем суть: ты должен знать, каким Бог тебя сотворил, чтобы восстанавливать свои запасы энергии, а также ты должен понимать, что необходимо, чтобы эффективно служить людям.

Я думаю, что одна из самых больших ошибок, допускаемых при открытии и росте церкви, – мы не понимаем, что мы должны делать и какими быть, а потому не знаем, как нам управлять собой.

Апостол Павел пишет в 1 Коринфянам 9:19–23: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его».

Апостол Павел говорит, во-первых, что не принадлежит людям, – он свободен. Я верю, что он также говорит, что люди не принадлежат ему. Когда мы насаждаем церкви и ведем церкви, мы должны понять, что мы рабы Бога и не принадлежим людям. Но и равным образом люди не принадлежат нам. Если мы начнем верить, что принадлежим людям в церкви, то очень сильно изнурим себя и будем раздавлены ожиданиями людей по отношению к нам. Есть еще один очень важный момент в отношении этого: если мы позволяем себе откликаться на каждую просьбу и ожидание людей, мы тем самым говорим им, что они нуждаются в нас. Делая это, мы мешаем им полагаться на Бога. Мы должны помнить, что не мы их спасители, а Иисус. Когда мы поймем, что мы свободны, что мы рабы одного только Господа, а не людей, это поможет нам иметь ясность ума и понимание, как развивать людей в плане ученичества.

Павел также говорит, что для немощных он стал немощным. Он не говорит, что для немощных он стал сильным. Я объясняю это так: для того, кто улыбается, я улыбаюсь. Для того, кто плачет, я плачу с ним. Для того, кто гневается, я ощущаю гнев. Мы должны эмоционально откликнуться на то, что проходят люди. Это первый шаг в открытии церкви – соединиться с людьми на уровне переживаний сердца. На их уровне, а не нашем. Иисус продемонстрировал это нам, придя на землю в образе человека и став подобным нам. Он пришел к нам, не ожидая, что мы пойдем к Нему. И мы, начиная церковь, должны пойти к людям, быть с ними в их среде обитания. Нам нужно создавать возможности для общения, где люди будут чувствовать себя комфортно.

Нам нужно задать себе вопросы: как часто мы встречаемся с людьми так, чтобы это было комфортно для них? На какие мероприятия мы можем позвать людей с собой?

Если вы в большей степени интроверты, как я, вам важно выделить время и бывать наедине с самим собой, чтобы восстанавливаться. Интровертам сложнее в начале церкви, потому что необходимо больше внимания уделять общению. На более поздних периодах жизни церкви наоборот: большим церквям нужны интроверты, когда лидеру нужно больше времени проводить в размышлении и изучении. Тогда труднее становится экстравертам.

Глава 2. Уровни роста церкви

Теперь, заложив определенный фундамент, я хочу перейти к практическим вещам. Идеи, которыми я буду делиться, взяты из моего предыдущего опыта служения, а также из изученных материалов о лидерстве. Когда я старался применять на практике то, что изучал и наблюдал у других людей, у меня появлялись новые, свежие идеи, и именно ими я буду делиться с вами в последующих главах.

Ниже приведу далеко не полный список авторов и их произведений, которые оказали влияние на весь последующий материал:

Рик Уоррен «Целеустремленная церковь» (Warren, R., 1995. Purpose Driven Church. Grand Rapids);

Гордон Мур «Переход на следующий уровень» (Moore, G., 2007. Going to the Next Level);

Гордон Мур «Стили лидерства и уровни церкви» (Moore, G., 2009. Leadership Styles and Levels of Church);

Эд Стетзер «Открывая церкви с миссией» (Stetzer, E. J., 2006. Planting Missional Churches);

Кристиан Шварц «Естественный рост церкви» (Schwarz, C., 1996. Natural Church Development);

Тим Келлер «Теология Евангелия» (Keller, T., 2008. Gospel Theology).

Более полный список изученных мною книг прилагается в отдельном разделе в конце книги.

Чтобы извлечь максимум пользы из всего последующего материала, давайте помнить, что не мы создаем рост; мы лишь делаем все необходимое, чтобы быть готовыми к тому моменту, когда Бог даст нам рост.

Есть много способов рассмотреть рост церкви с практической точки зрения. Один из способов – поразмышлять о разных этапах роста и размерах церкви. Есть немало церковных лидеров, исследователей и авторов, которые изучали разные церкви по всему миру и разделяли их на определенные категории или уровни. Многие из этих авторов считают, что именно в момент перехода от одного уровня роста к другому лидеры церкви сталкиваются с барьерами роста. Возникает необходимость приложить усилие, требуются перемены, которые часто даются нелегко. Если лидер не меняется, церковь упирается в барьер и остается на прежнем уровне.

Разные варианты деления церкви на уровни роста приведены в Приложении 3.

Один из наиболее часто используемых вариантов деления церкви на уровни роста включает четыре этапа:

1. От 0 до 75 человек.

2. От 75 до 200 человек.

3. От 200 до 500 человек.

4. От 500 человек и выше.



Рассмотрим подробнее особенности служения на каждом из этих этапов.

Этап 1. Церковь от 0 до 75 человек. Пастор/служитель

Средний размер церкви по всему миру – 70 человек. Мы часто слышим о мегацерквях, но лишь 0,5 % всех церквей в мире насчитывают более 2000 человек. В Америке средняя церковь – 70 человек, в Австралии – 50 человек, в Англии – 45 человек, в Индонезии – около 70, в Новой Зеландии – около 80, в Чехии – 30 человек. Итак, средняя церковь по всему миру насчитывает от 35 до 70 человек. Это означает, что около 50 % всех церквей приблизительно такого размера.

Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что один человек может более-менее хорошо знать около 70 человек. Когда церковь находится на первом этапе роста от 0 до 75 человек, все внимание сосредоточено на служении людям. Пастор или лидер церкви этого уровня сам за всех молится, сам проповедует и посещает людей.

Этап 2. Церковь от 75 до 200 человек. Служитель/лидер

При переходе на каждый следующий уровень нам необходимо меняться. На этапе 75–200 человек служитель начинает больше действовать как служитель/лидер. Это значит, что мы должны перейти от уровня, когда все служение делаем сами, к тому, чтобы нести служение и одновременно привлекать кого-то еще. Другие люди должны начать служить вместе с нами.

Позволь другим людям начать служить вместе с тобой.

Как правило, церкви не вырастают больше 75 человек по трем причинам. Во-первых, пастор не уверен в себе и боится позволить другим стать более важными, чем он сам. Во-вторых, пастор считает, что только он должен обо всех заботиться. В-третьих, пастор считается экспертом по всем вопросам, и никто другой не может ничего делать, потому что у них нет должного уровня образования, опыта или зрелости. Как сам пастор, так и люди могут считать, что только пастор имеет теологическое образование и может принимать решения, только пастор проповедует и навещает людей. Изменение, которое должно произойти, если вы хотите преодолеть барьер 75 человек, – нужно начать привлекать других людей к пасторской работе, посещению людей и, если приемлемо, к проповеди в церкви. Другой альтернативы на данном этапе просто нет.

Ты можешь думать, что люди не прошли обучение в библейской школе, но, если ты действительно хочешь вырасти и перейти на следующий уровень, тебе нужно их вовлекать. Люди вырастут в своих способностях и навыках и еще удивят тебя. Посмотрите на Иисуса, Он не ждал, пока ученики станут идеальными. С того момента, как ты только начинаешь церковь, нужно начать выявлять тех людей, которые смогут помогать тебе нести служение. Когда мы начали нашу церковь, в течение первых нескольких недель я определил тех, в кого планировал инвестировать, чтобы, когда мы дорастем до 75 человек, они были бы готовы.

Традиционная западная модель XVII–XX веков – это когда человека отправляют в семинарию или библейский колледж, где его обучают профессора. Эта модель до сих пор практикуется сегодня, но быстро теряет популярность, так как не производит эффективных церковных лидеров. Студентов обучают высокообразованные люди, которые при этом в жизни не открывали и не вели ни одной церкви. Кого-то из них назначили пастором в их деноминации, но большинство из них не вело церковь с нуля.

Модель, которой придерживаюсь я, основана на Евангелии от Луки 6:40: «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его».

Ученик становится таким, как его учитель. Поэтому если тебя научит пастор, ты станешь пастором; если тебя научит пророк, ты будешь пророком. Если тебя научит человек, который открывает новые церкви, ты будешь открывать новые церкви. Основатели церквей воспроизводят основателей церквей, лидеры церквей воспроизводят лидеров.

Открывая церковь, мы начинаем с «семени» церкви, из этого семени вырастает дерево, которое производит плод, в котором еще много семян. С самого первого дня мы понимаем, что не просто открываем церковь и все; мы открываем церковь, которая откроет другую церковь. Когда мы начали нашу церковь, я сказал: «Господь, мы не просто открываем одну церковь, я хочу, чтобы от нее родилась дочерняя церковь и церковь-внучка». Мы настраиваемся на это с самого начала. Вот поэтому мы должны определять лидеров также с самого начала.