Homo Unus
Том 1
Магомед Гамаюн
Посвящается памяти
Магомед-Герея Меджидовича Зульпукарова
(30.06.1978—10.05.2009)© Магомед Гамаюн, 2016
ISBN 978-5-4483-3986-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Благодарности
За плодотворные беседы, взаимный обмен мнениями и информацией автор выражает глубокую искреннюю признательность членам и гостям экспертной группы «Лобное место».
Короткая справка и пара цитат.
Состав экспертной группы «Лобное место» (период деятельности лето 2006 г. – зима 2009 г.): Михаил Хазин, Олег Григорьев, Андрей Паршев, Леонид Пайдиев, Максим Калашников, Александр Сегал, Олег Матвейчев, Василий Ильичев, Игорь Бощенко, Александр Никонов, Андрей Кобяков, Сергей Щеглов, Михаил Сухарев, Павел Крюков, Денис Ракша.
Первая цитата:
– Ты делаешь успехи! А что тебе известно о тайном обществе в Москве под названием «Лобное место»?
– Нет. Нет. Нет. Ничего. Ничего. Ничего.
– Уф… Ну а хотя бы что такое доктрина «Крепость Россия» знаешь?
– Так мало слышал, что не рискну сказать «да».
– Про концепцию «Третий Проект», как я понял, можно и не спрашивать? (…)
– Меня интересуют два вопроса. – Баунти наворачивал очередной круг вдоль огромной, во всю стену, электронной карты мира. – Первое. Насколько идеи ЭТИХ РАЗНЫХ ПРОЕКТОВ, Я ИМЕЮ В ВИДУ «КРЕПОСТЬ РОССИЯ», «ПРОЕКТ РОССИЯ», «ТРЕТИЙ ПРОЕКТ», «ЛОБНОЕ МЕСТО» и «СУВЕРЕНИТЕТ ДУХА», действительно популярны среди интеллектуалов и политических элит?1
Вторая цитата:
История знает немало случаев, когда молодые политики, деятели искусства или науки периодически неформально собирались в каком-нибудь месте, и из этих посиделок потом вырастало нечто великое. Из простого кружка любителей реактивного движения родилась гигантская отрасль советского ракетостроения, которое вывело человечество в космос… Из неформального общения молодых любителей экономики, которые вместе тусовались на излете советской власти и горячо обсуждали экономические реалии, вышли многие российские младореформаторы… Кружок Сципиона Африканского оказал немалое влияние на проникновение в республиканский Рим греческой культуры, что изменило облик римской цивилизации, а с ним и всего нашего мира… [3] Из завсегдатаев посетителей церкви Святого Якоба в Париже родились якобинцы и вся Великая французская революция, практически все ее титаны, включая Наполеона.
Переходные эпохи горазды на такие штуки. Собираются люди и обсуждают то да се. Генерируют идеи. Главное – собраться вместе критической массе недюжинных умов. А место встречи совершенно неважно. Это может быть церковь, вилла римского патриция, мюнхенская пивная, пустая аудитория… Однажды в такую «могучую кучку» пригласили и меня. Собиралась (да и сейчас еще собирается) эта горстка интеллектуалов недалеко от метро ВДНХ, в шесть часов вечера каждую пятницу в неприметном кафе, хозяином которого является бывший выпускник Физтеха по имени Магомет. Он выходец с Кавказа, но в этом нет ничего страшного.
Сам удивляюсь, что я туда попал, потому как на фоне тамошней публики я просто белая ворона. Не в том смысле, что «все в дерьме, а я весь в белом» (хотя это, конечно, верно), а просто идеологически мы очень разные. Я – знамя российского либерализма, чистое, непорочное. А вокруг меня за столом пьют нефильтрованное пиво такие люди, как посконно-консервативный экономист-алармист Михаил Хазин, задолго до наступления предсказавший мировой кризис; русский фашист (как он себя называет) Максим Калашников – автор косого десятка книг о былом величии Советского Союза, любитель Сталина. Тот самый Калашников, который написал в блог президенту Медведеву открытое письмо о необходимости построения городов будущего, и президент это письмо заметил и раструбил о нем, прославив «русского фашиста» на всю Россию. А пригласил меня в сей кружок не кто иной, как Андрей Паршев, автор знаменитой книги «Почему Россия не Америка»… Представляете компанию? И я среди них – как нежная роза среди разбойников. Впрочем, удивляться этому не стоит, Наполеон тоже не сильно был похож на Робеспьера, но в церковь Святого Якоба захаживал.
Порой в кабачке «У Магомета» завязываются весьма интересные беседы. То Павел Крюков – изобретатель летающих электростанций [4] чего-нибудь расскажет про атмосферную цивилизацию. То экономист Олег Григорьев за пинтой пива познакомит присутствующих со своей теорией кризисов и предельного разделения труда. Прикольно. Если бы еще не дымили при этом как паровозы…
Меня эта ситуация настораживает на самом деле. В последний раз я видел подобные «подпольные тусовки» в конце восьмидесятых. Они тогда плодились, как грибы, порой выплескивались на улицы – Арбат о ту пору превратился в перманентный гайд-парк, где тусовались разные группки людей и говорили только о политике. Здесь были рабочие, интеллигенты, профессора, студенты, либералы, анархисты, реформаторы, консерваторы, смешанные группки, в которых горячо спорили о дальнейших путях развития страны после того, как большевистская короста будет, наконец, сковырнута. Бурное размножение подобных группок – свидетельство близкого перелома.
И вот – опять…
Жаркие споры у Магомета со стороны выглядят, наверное, забавно. Поскольку я там один весь в белом, дискуссии порой напоминают картину травли медведя собаками: хором, роняя бешеную слюну человеколюбия, псы лают на возвышающегося гиганта мысли (меня!), который, как принц, острыми уколами «шпаги логики» ловко поражает их в самое больное место – родимые пятна дикости.
На одном из заседаний меня пообещали расстрелять. Сделал это русский фашист Максим Калашников.
– Я прочел твоего «Наполеона» и скажу, что я бы тебя, придя к власти, расстрелял – а зачем мне пятая колонна в тылу?
Слова эти вызвали взрыв хохота. Я тоже улыбнулся, понимая, что в реальности все именно так всегда и обстоит. Все эти революционеры, которые собираются по пивным да церквям святого якоба, придя к власти, начинают уничтожать сначала тех, кто мыслит иначе, а потом и единомышленников со своего края политического спектра. Оглядев присутствующих, я даже прикинул, кто из этих сегодняшних друзей будет следующим в очереди у стенки, а кто встанет за ним. Кто из нынешних вежливых и тактичных интеллектуалов будет отдавать расстрельные приказы, а кто ползать по полу с разбитым ртом и сплевывать окровавленные зубы.
…Читатель не имеет возможности лично взглянуть на этих титанов, сидящих в сизом сигаретном дыму, пьющих пиво и макающих жареные куриные крылья в соус. Зато свитер читателя не пропитается запахом сигаретного дыма, и его не будет ругать за это жена (как меня). А что касается теорий, то я, мой читающий друг, всегда готов познакомить тебя с ними. Ну, выбирай, кому предоставить слово? Давай дадим его часто появляющемуся на телеэкранах Михаилу, ибо кризис велик и пророк его – Хазин».
[3] Никонов А. Судьба цивилизатора. Теория и практика гибели империй. – М.: ЭНАС; СПб.: Питер, 2010.
[4] Никонов А. Верхом на бомбе. Судьба планеты Земля и ее обитателей. – М.: ЭНАС; СПб. 1 Питер, 2010».2
Книга «HOMO UNUS» представляет собой пример самосбывающегося пророчества, однако у ее автора нет апостолов – зато у него есть помощники: в работе по созданию книги приняли участие ЖЖ-блогеры [битая ссылка] http://dad-bear.livejournal.com/ и [битая ссылка] http://osteohondros.livejournal.com/
Чтение книг – полезная вещь, Но опасная, как динамит, Я не помню, сколько мне было лет, Когда я принял это на вид. Мне скучно смотреть сегодня кино, Кино уже было вчера. И как каждый день ждет свою ночь — Я жду свое слово – «Пора»! … открывать двери, Пора зажигать свет, Пора уходить прочь, Пора!
Виктор Цой, группа «Кино»Дао рождает одно, одно рождает два3, два рождает три4, три рождает тьму вещей.
Лао-Цзы, «Дао дэ Цзин», чжан №42А может быть, (…) будет он тихо корпеть над нашими каракулями и искать, где, в какой точке пересекаются выводы из теории М-полостей и выводы из количественного анализа культурного влияния США на Японию, и это, наверное, будет очень странная точка пересечения, и вполне возможно, что в этой точке он обнаружит ключик к пониманию всей этой зловещей механики…
А. и Б. Стругацкие, «За миллиард лет до конца света. Рукопись, обнаруженная при странных обстоятельствах»Сегодняшние книги – это завтрашние дела.
Томас МаннВход. Первое предупреждение
Предисловие можно назвать громоотводом.
Г. К. ЛихтенбергБудьте бдительны, взяв в руки эту книгу!
Трудно переоценить опасность, которую она для вас представляет. Перевернув ее первую страницу, вы ступаете на путь, о существовании которого мгновение назад даже не подозревали. Путь этот ведет вас за границы вашего мира.
Положите книгу на магазинную полку, верните ее тому, кто дал вам ее почитать, сотрите файл, найденный вами в инете! Еще не поздно вернуться в понятную и близкую жизнь, еще не пройдена точка, за которой уже никакие силы не смогут вернуть вас обратно. У вас остался последний шанс избежать непоправимого – пути назад уже не будет!
Сказали мне, что эта дорога
Меня приведет к океану смерти,
И я с полпути повернула вспять.
С тех пор все тянутся передо мною
Кривые, глухие окольные тропы….5
Есано АкикоВсе еще продолжаете чтение?
Остановитесь, подумайте еще раз. Строка, которую вы сейчас читаете, – это край пропасти, взгляд в которую способен лишить вас рассудка! Вы стоите на краю зияющей бездны, вот он, отвесный край. Последний шаг – и уже нет под ногами опоры, и вы летите в пустоту, бессильно оглядываясь назад на привычный мир, который с таким трудом и упорством вы обживали все эти долгие годы!
Несчастный – кто отвернулся от этой двери. Не найти никогда ему другого входа – ибо нет его.
Рабия ал-АдавийаВсе еще держите книгу в руках?
Это довольно много говорит мне о вас – похоже, книга действительно написана для того, чтобы вы прочли ее.
И поверьте, вас ждет награда за вашу смелость!
Sapere aude6 – мысли сам! – говорил Квинт Гораций Флакк, а вслед за ним и его соплеменники, античные римляне. Поиск смысла жизни – это поиск Истины, за которую имеет смысл умереть. Для вас, ищущие Истину, написана эта книга. Для тех, кто сумеет принять найденный Смысл и превратит его в реальность нашего мира.
Несколько лет назад автор сего труда начал работу, в важности и необходимости которой вам еще предстоит убедиться. Как зародыш могучего дерева пробивается к поверхности земли, взламывая косточку, свою колыбель, – так Дело, которому я посвятил последние полтора десятка лет своей жизни, наконец выходит на свет.
Прежде чем пробиться к солнечным лучам, росток питается соками, запасенными для него в косточке породившего его дерева; поднявшись к свету, он получает доступ к энергии Солнца. Так и эта книга – развиваясь упорством автора и его верой в высокий смысл начатого Дела, сумела пробиться к вам, и теперь будет развиваться и расти, превращаясь в могучее Дерево, питаясь энергией вашей доброты, интеллекта и веры в высший смысл существования Человека.
Если мы вырубим все деревья, то, сжигая сделанные из них книги, сможем греться, пока не вырастут новые леса.
Г. К. ЛихтенбергИз глубины веков, со времен древнего Вавилона сохранилась, дошла до наших дней глиняная табличка. Покрытая птичьими следами древней аккадской клинописи, она гласит: «Настали времена, когда все пишут и никто не читает». Количество текстов в мире удваивается каждый год («одно спасение – нет обязанности читать…»7). Чтение этих строк отнимает вас у других авторов – в эти самые минуты вы безвозвратно теряете последний шанс прочесть некое другое произведение.
Заметка на полях
Впрочем, чтобы не стать тем разночинцем, у которого, по мнению Осипа Мандельштама, нет биографии, а есть лишь список прочитанных книг, надо иногда отрываться от чтения и что-то делать. Совет становится особенно актуальным во времена, подобные нашим, – во времена перемен (фраза «Чтоб ты жил во времена перемен!» по сей день является популярным китайским проклятьем).
Тем не менее я здесь и сейчас предлагаю вам считать этот текст имеющим для вас бóльшее значение, нежели все прочитанное вами ныне и прежде. Ибо есть книги, в которых говорится, как идти, и таких книг много, но существуют книги о том, куда идти, и для каждого времени такая книга – только одна.
Заметка на полях
Впрочем, если вы желаете потратить минимум времени, получив при этом максимум информации, – прочтите лишь последнюю строку этого текста.
Представленный вашему вниманию текст имеет особенность – он избыточен, поскольку содержит очевидные повторы. Не то чтобы одни и те же абзацы навязчиво повторялись из главы в главу (которые в нашей книге названы Ступенями). Но по ходу чтения вам неоднократно будут встречаться одни и те же мысли, сформулированные всякий раз по-разному. Сделано это намеренно, мы действуем в соответствии с древней восточной традицией, стремясь сложное сделать понятным, а простое – очевидным. Эта книга – не справочник, ее задачей является оставить максимально глубокий след в подсознании, а если получится – и в сознании читателя. У некоторых же избранных эта книга оставит глубокий след в их дальнейшей судьбе.
Больше толковать – чтобы лучше понимать.
Поль РикерКаждому из нас хорошо известен эффект повторного чтения: прочитанная в детстве книга (особенно это касается безжалостно изучаемых в средней школе классиков отечественной и зарубежной литературы) практически ничего не дает ребенку, разве что учит его бегло и помногу читать. Та же книга, прочитанная в юности, уже оставляет в памяти и душе более или менее глубокий след. Но наибольшую пользу мы получаем, когда читаем ту же книгу в третий раз – уже в зрелом возрасте. Только тогда нам открывается все множество содержащихся в произведении смыслов.
Нечто подобное произойдет и с вами, уважаемый читатель, по мере чтения предлагаемого текста. В повторах, о которых идет речь, вы каждый раз будете раскрывать для себя все более неожиданные и новые смыслы прочитанного.
Прежде чем продолжить, сделаю еще одно вводное замечание (или, если хотите, признание): при написании этого текста я опирался на базу знаний, которая вполне может оказаться неполной и даже содержащей противоречия. Кроме того, многие высказанные в книге идеи скорее являются правдоподобными гипотезами, нежели научно обоснованными теориями8 (впрочем, любое знание, прежде чем стать таковым, рождается в форме версии или гипотезы).
Заметка на полях
«Сформулированная автором, на основе трудов крупнейших методологов человечества9, совокупность методологических правил построения научной гипотезы рекомендует строить ее так, чтобы она (гипотеза) соответствовала следующим требованиям (посвященную этой важной теме работу автор надеется опубликовать отдельно, в этой книге, опять же, используются только полученные выводы):
1. Была основана на достоверных фактах и представлениях.
2. Была правдоподобной с точки зрения здравого смысла.
3. Была внутренне непротиворечивой.
4. Имела четкую систему, объединяющую факты в единое целое.
5. Была простой и рациональной.
6. Допускала безусловную возможность доказательства.
7. Допускала безусловную возможность опровержения.
Комментарий
Имеется в виду проверка научной теории принципом фальсификации К. Поппера – теория является научной, если существует принципиальная возможность ее опровержения. Интересно, способен ли сам принцип фальсификации выдержать проверку принципом фальсификации?
8. Вела к предсказанию новых явлений
Как известно, научное исследование любого нового и неизвестного явления должно начинаться с выдвижения рабочей гипотезы. То есть с ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ исследователя о том, как, собственно, устроено и в чем состоит изучаемое явление.
И, как ни странно, эту важнейшую составляющую своей работы любой взрослый, важный и бородатый ученый может начать только самым что ни на есть «ненаучным» способом. Иррациональным.
Да-да! При всей своей солидности и представительности официальная наука за многие тысячи лет существования так и не научилась выдвигать рабочие гипотезы строго рациональным и солидным «научным» путем. Самое первое предположение о характере изучаемого явления ученый выдвигает «от фонаря», по наитию, по Божьему внушению, в похмельном бреду – как угодно, но только НЕ РАЦИОНАЛЬНО!
Почему? Да потому, что по-другому у людей не получается.
То есть сначала «бредовая» ИДЕЯ, и только потом ее строгое тестирование на предмет соответствия критериям научности. Если идея проверку не выдерживает, она отвергается. Если же проверка пройдена успешно, РАБОЧАЯ гипотеза превращается в НАУЧНУЮ.
Подтверждение истинности научной гипотезы переводит ее в разряд НАУЧНОЙ ТЕОРИИ.
Если вы скажете вслух об иррациональной составляющей научного поиска в обществе маститых докторов и академиков, то большинство из них с гневом подвергнет вас остракизму – удивительно, но они просто не знают этой фундаментальной истины».10
Моей специальностью по первому образованию является «инженер минус физик» – я выпускник МФТИ 1980 г., с 1985 г. – кандидат физико-математических наук, диссертацию написал и защитил в Институте радиотехники и электроники АН СССР. Меня очень интересует обсуждаемый предмет, но должен признать: я им владею не на профессиональном уровне, а в тех пределах, в которых этот предмет можно изучить, не имея задачи стать в нем глубоким профессионалом, – пользуясь не специальной, а чаще научно-популярной литературой. С другой стороны, тема, которая будет раскрыта, настолько сложна, что знания человечества в этой области носят все еще предположительный, оценочный, гуманитарный характер. Что в достаточной степени извиняет попытку непрофессионала высказать свои суждения в этой сфере знаний. Согласитесь, на поле давно ведущихся научных разработок дилетант изначально обречен на исполнение роли шута. Тогда как в области исследований, только-только поднявшейся над элементарной феноменологией, сбором первичной информации, именно множественность подходов, мозговой штурм специалистов из различных областей, перекрестное опыление идеями может придать предмету необходимый импульс развития – зачастую в направлении, мало кем заранее предполагаемом. К тому же зачастую по-настоящему трудные и ключевые проблемы никогда не решаются исключительно средствами той науки, в рамках которой они сформулированы (эту закономерность можно считать еще одним частным случаем проявления теоремы Геделя о неполноте).
Человечеству предстоят великие подвиги междисциплинарных открытий, закрытие бесчисленных белых пятен, предстоит подвиг создания совершенно нового мировоззрения, объединяющего науку, искусство и этические установки в единое целое.
В. П. ЭфроимсонУ книги, которую вы читаете, есть еще одна особенность, за которую автор хотел бы сразу принести читателю свои искренние извинения.
Автор понимает, сколь негативное впечатление могут произвести на читателя длинные выдержки из многочисленных цитируемых источников. Однако их наличие объясняется тем фактом, что формат изготовленной в типографии книги, скажем прямо, давно устарел. Поскольку не позволяет тексту быть гипертекстом, как это вполне возможно в книге, выложенной в интернете. Практикующий углубленное чтение читатель вправе рассчитывать на возможность ознакомиться со всеми материалами, имеющими отношение к делу. А это возможно лишь при условии их, материалов, обильного цитирования.
Помимо указанной особенности у книги, формируемой в инете, есть и неоспоримое достоинство – дополнительную ценность ей придает способ ее создания, позволяющий практически любому жителю Земли, имеющему доступ к инету и владеющему русским языком, быть не только ее читателем, но и стать соавтором – при условии внесения весомого вклада в ее создание.
Вовсе не легко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими.
Фридрих Ницше, «Злая мудрость. Афоризмы и изречения»По мере написания книга выкладывается в инете – в созданном 5 января 2006 г. ЖЖ-сообществе11, координатором которого является автор настоящего труда, взявший себе ник ucmok_peku. В качестве авторов книги помимо ucmok_peku выше указаны ЖЖ-ники тех участников сообщества, чьи замечания, предложения и критика были учтены в публикуемом тексте.
У этой написанной в инете книги, по сравнению с ее бумажным вариантом, есть масса достоинств: помимо возможности не отрываясь от текста пройти по указанным в ней гиперссылкам, возможность сделать для себя выдержки, поместить понравившуюся часть у себя в блоге, поделиться найденным с товарищами. Еще одним неоспоримым достоинством инет-издания является возможность размещения в нем аудио- и видеоматериалов.
Это открытая книга, а когда ее закроешь, можно продолжать писать ее; так же как она имеет своих лексикографов в прошлом и настоящем, то и в будущем могут проявиться те, кто будет ее переписывать, продолжать и дополнять.
Милорад ПавичПоявившись на свет, непрерывно совершенствуясь, эта книга будет жить своей жизнью, эту книгу нельзя закончить, можно лишь прекратить над ней работать.
Ступень первая. Пролегомены12
Шаг первый. Divide et impera
Стратегия «разделяй и властвуй» (divide et impera, лат.) с древнейших времен является основным принципом политического искусства. Захват власти (а скорее ее перехват), от мятежа (захвата неудавшегося) до революции (успешного захвата), во все века предварялся размежеванием населения захватываемой страны на антагонистические группы. Размежевание проводилось идеологами политических групп, пытавшихся выдернуть власть из рук ослабевших конкурентов.
Мятеж не может кончиться удачей,В противном случае его зовут иначе.Джон Харингтон13В далеком 1726 г. сатирик всех времен и народов Джонатан Свифт создал гротескный образец применения указанного принципа, описав в «Путешествии Гулливера» королевство, разделенное на «остроконечников» и «тупоконечников» – на тех, кто ел вареные яйца, разбивая их с острого конца, и тех, кто, соответственно, с тупого. Однако зачастую жизнь превосходит даже самые высокие литературные образцы: как только не расчленялось народное тело надвое для того, чтобы третьи – а именно группа организаторов захвата – сумели осуществить свои политические планы, столкнуть друг с другом две группы, две половины единого народа! Народ делили по признакам: религиозным, расовым, национальным (подвид расового разделения), имущественным (по наличию или отсутствию прав собственности на средства производства). Читая книгу14 Эдуарда Лимонова, обнаруживаем, что проблема отцов и детей, поднятая и вполне размятая в одноименном романе И. С. Тургенева, сгодилась и для того, чтобы стать еще одним способом натравить людей друг на друга. Гламурный политик предлагает поделить людей по возрастному признаку – на отцов, которые владеют всем, и детей, которым (пока!) ничего не досталось. И предлагает детям захватить то, что сейчас принадлежит отцам. Оставляя за кадром тот очевидный факт, что через положенное число лет дети сами превратятся в отцов и закономерно будут владеть всем тем, чем сейчас им (скажем так, по возрасту) владеть не положено. Будут владеть – опять-таки если к тому времени уже их собственные дети, вдохновившись трудами видного теоретика национал-большевизма, в свою очередь не перережут им глотки.
Заметка на полях
Идея не нова.
В качестве иллюстрации – цитата из книги В. С. Варшавского «Родословная большевизма»: «Рассказывая о своих встречах с Ткачевым в редакции журнала «Дело», П. П. Суворов описывает его так: «Небольшого роста, тоненький, молоденький, стыдливый, вкрадчивый, скрытный, с улыбающимся личиком, Петр Никитич походил на институтку, в первый раз попавшую в общество».15