Книга Кровавые наветы на евреев в России - читать онлайн бесплатно, автор Маргарита Васильевна Акулич
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Кровавые наветы на евреев в России
Кровавые наветы на евреев в России
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Кровавые наветы на евреев в России

Кровавые наветы на евреев в России


Маргарита Васильевна Акулич

© Маргарита Васильевна Акулич, 2021


ISBN 978-5-0055-3723-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие


Данная книга посвящается связанной с антисемитизмом и холокостом теме – теме кровавого навета на евреев в России. В книге приведено много примеров, касающихся кровавых наветов.

Гибель детей по причине их убийства – это страшно,  не дай Бог никому такого для своих дочерей и сыновей. Но обвинение целого народа (еврейского) по типу кровавого навета – также страшно, тем более, что итогами многочисленных судебных процессов против евреев явились вынесенные оправдательные приговоры.

Наверное, чтобы нееврею понять боль евреев, испытываемую от кровавых наветов, нужно быть действительно сочувствующим человеком. Не у каждого получается…

I Понятие кровавых наветов на евреев. Первые наветы


1.1 Понятие кровавых наветов в России. Позиция Русской православной церкви

Понятие кровавых наветов в России

Кровавые наветы на евреев в России рассматриваются в качестве ложных, неоправданных обвинений евреев в потреблении ими крови в ритуальных целях в Русском царстве, Российской империи, в Союзе ССР и в Российской Федерации.

В основном имело место заимствование кровавых наветов в период семнадцатого – восемнадцатого столетий из литературы (европейской католической, в первую очередь, немецкой и польской). Однако впоследствии наблюдалось их укоренение и распространение среди христиан православного направления.

Кровавый навет базируется на фольклорном сюжете, в соответствии с которым евреями обеспечивается ежегодное принесение в жертву христианского человека (чаще всего ребенка), и использование его крови в еврейских религиозных ритуалах.

Особенно часто подобные обвинения евреев на просторах России происходили в девятнадцатом столетии. Среди всех дореволюционных кровавых наветов особо выделяющимся считается т.н. дело Бейлиса, вызвавшее множество случаев критики властей России (в самой стране и за ее пределами) и огромный международный интерес.

Из статьи «Кровавый завет» Владимира Бейдера [10]:

«В России существует богатая и, как время от времени выясняется, не исчезающая традиция подозревать евреев в совершении ритуальных убийств. Не какой-либо другой народ и религию в многонациональной империи, не большевиков, коммунистов, нигилистов, морфинистов, рецидивистов и даже фашистов. Только евреев.

Евреи были первым народом на Земле, а иудаизм – первой религией, запретившей человеческие жертвоприношения. Язычники, даже Европы, приносили человеческие жертвы еще две тысячи лет после этого вплоть до принятия христианства. Но обвинения в религиозном пристрастии к человеченке предъявляли только этому народу.

Справедливости ради следует сказать, что кровавый навет на евреев не русское изобретение. Он родился раньше России самой. В античные времена греческие и римские авторы обвиняли в ритуальных убийствах и использовании крови для совершения религиозных обрядов не только иудеев, но и ранних христиан. Однако широкое распространение кровавый навет на евреев получил благодаря все же христианам в Средневековой Европе».

Позиция Русской православной церкви


Москва. Храм Христа Спасителя в 1920-е годы. Источник: https://pastvu.com/p/15739


Рядом православных авторов (среди них – Лютостанский и Галятовский, о которых еще будет сказано в данной книге) занимались сочинением и распространением обвинительной и отношении евреев информации по типу кровавого навета на евреев.

По словам религиоведа и историка Сергея Фирсова [3]:

«…собственно Православная Российская Церковь ни в лице Святейшего Синода, ни в лице своих учёных-богословов, занимавшихся изучением Ветхого Завета, Талмуда, Каббалы, а также историей иудейской религии, ни разу не высказала своей поддержки идее о существовании ритуальных убийств у евреев».

В девятнадцатом столетии Православной церковью ни разу кровавый навет на евреев на официальных процессах не был поддержан. Если же взять судебный процесс Бейлиса, православные эксперты (Иван Троицкий, являвшийся профессором Петербургской духовной академии, и Александр Глаголев, являвшийся профессором Киевской духовной академии) были выступающими на стороне защиты.

Но некоторыми из иерархов поддерживался тезис о том, что якобы существовала некая секта, ориентированная на использование кровавого ритуала, а обычные священники принимали активное участие в целом ряде судебных процессов, принимая сторону обвинения. К примеру, ими согласовывались свидетельские показания либо они занимались «священническим увещеванием».


Священник Александр Мень. Источник: https://24smi.org/celebrity/42160-aleksandr-men.html


1970-е г.г. имели место критические отзывы о культах Гавриила Белостокского и Евстратия Печерского известного священника РПЦ Александра Меня, о котором известно следующее [4]:

«Алекса́ндр Влади́мирович Мень (22 января 1935, Москва – 9 сентября 1990, Семхоз, Московская область) – протоиерей Русской православной церкви, богослов, автор книг по богословию, истории христианства и других религий, основам христианского вероучения, православному богослужению.

В 1959—1961 годах опубликовал около 40 статей в «Журнале Московской патриархии». Публиковался в Брюсселе: серия «В поисках пути, истины и жизни» (кн. 1—6, 1970—1983; псевдоним Э. Светлов), «Сын человеческий» (1969, псевдоним А. Боголюбов), «Таинство, слово и образ» (1980) и др.; в России с 1990 года издавал книги без псевдонима.

Был убит в 1990 году. Обстоятельства, мотив и виновник этого преступления остались невыясненными».

В 1991 году Патриарх Русской Православной Церкви Алексий II, выступая на встрече с группой американских раввинов, сказал [3]:


https://vk.com/wall237079966_3855

«Во время печально знаменитого суда над Бейлисом эксперты нашей Церкви – профессор Киевской духовной академии, протоиерей Александр Глаголев и профессор Петербургской духовной академии Иван Троицкий твёрдо защищали Бейлиса и решительно высказались против обвинения евреев в ритуальных убийствах.

Доктор наук, профессор кафедры философии религии и религиоведения философского факультета СПГУ Сергей Фирсов отмечает, что «собственно Православная Российская Церковь ни в лице Святейшего Синода, ни в лице своих учёных-богословов, занимавшихся изучением Ветхого Завета, Талмуда, Каббалы, а также историей иудейской религии, ни разу не высказала своей поддержки идее о существовании ритуальных убийств у евреев».

И все же, святых Гавриила Белостокского и Евстратия Печерского возвели в сан мученика как жертв ритуальных убийств. Известным экуменистом, священником Александром Менем утверждалось, что «ни одно официальное постановление православной церкви не поддержало ритуальных наветов на еврейство», и было высказано убеждение, что данных святых деканонизируют.


Несмотря на критику [3]:

«…почитание обоих этих святых распространено в Православной церкви и в наши дни, а в статье Православной энциклопедии, посвящённой Гавриилу Белостокскому, в качестве достоверного факта описывается его ритуальное убийство, совершённое некоей изуверской иудейской сектой».


Святейший Патриарх Кирилл поклонился святыням Белостока. Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/2413961.html


Год 2012-й (восемнадцатое августа. В данное время происходило следующее [3]:

«…мощам Гавриила поклонился Патриарх Московский и всея Руси, предстоятель Русской православной церкви Кирилл во время своего визита в Белосток и посещения Никольского кафедрального собора, где патриарх выступил с проповедью, посвящённой „нравственному упадку современного мира“ Митрополит Иоанн (Снычев) составил „мартиролог христиан, замученных евреями“, предпринимались попытки восстановить практику их канонизации».

О легенде про Гавриила пересказано в семнадцатой главе данной книги. Можно только отметить, что святость Гавриила весьма сомнительная, она не является доказанной, следовательно, поклоняться его мощам (да и его ли это мощи), как минимум, недальновидно.

1.2 Раздел Речи Посполитой и первые наветы. Иоаникий Галятовский

Раздел Речи Посполитой и первые наветы


Икона Евстратия Печерского конца XIX века


До восемнадцатого столетия из-за практически полного отсутствия рассматриваемых обвинений евреев практически не наблюдалось. Однако некоторые жители России почитали мощи Евстратия Печерского. Он, согласно легенде, был обращен в рабство и его иудейский хозяин добивался его отречения от Христа. Но Евстратий не захотел. Тогда он был распят своим хозяином. Мощи его хранятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.

Александр Панченко, являющийся доктором филологических наук, указывая на некоторые параллели между первым зафиксированным европейским кровавым наветом и легендой о мученике Евстратии, считает, что [3]:

«появление историй о Евстратии Печерском и Уильяме Норвичском было в равной степени связано с религиозными настроениями первых крестовых походов с их акцентом на распятии Христа и антиеврейской идеологией».

Подобное рассмотрение европейской и российской фигур и объяснение сходства наветов, которые возникли одновременно на разных полюсах христианского мира, наблюдается у доктора исторических наук Владимира Петрухина, являющегося ведущим научным сотрудником Института славяноведения РАН.

В отличие от Европы, однако, в России первоначально не наблюдалось укоренения указанных обвинений. Появление их началось пятисотлетие спустя, сперва с переходом под власть России Украинского левобережья, а после – при разделах Речи Посполитой, где имело место распространение антисемитизма.


Иоаникий Галятовский


Иоаникий Галятовский – первый автор кровавого навета в православной литературе


Иоаникий Галятовский рассматривается в качестве первого в православной литературе автора кровавого навета, опубликование которого состоялось в 1669-м г. в трактате Иоаникия Галятовского «Мессия правдивый» (трактат был издан в городе Киеве).

Галятовским не использовалась еврейская литература непосредственным образом, им только давались ссылки на пересказы авторов-христиан.

Панченко, основываясь на изучении двенадцати случаев обвинения евреев в крови в разных странах, преимущественно польских и немецких источников, обеспечил выделение у Галятовского четырех причин якобы нужды евреев в крови христианских детей [3]:

«для колдовства;

для тайного подмешивания христианам в еду и питьё, чтобы достичь их «милости» и «приязни»;

для избавления от смрада, которым они смердят «з прироженя своего»;

для своеобразного соборования – умирающего еврея «тоею кровю… намазуют».

1.3 Польские источники русского навета. Сенненское дело

Польские источники русского навета


Источник: https://www.pinterest.ru/pin/657455245577695052/


Сочинения Галятовского – не единственный источник влияния на русский «наветный дискурс». Имеются и другие [3]:

«польские книги Пшеслава Мойецкого „Еврейское зверство, убийства и суеверия“ (польск. Żydowskie Okrucieństwa, Mordy i Zabobony, 1589), Гауденты Пикульского „Еврейская ненависть“ (польск. Złość żydowska, 1758), анонимная брошюра „Бредни Талмудовы“ (польск. Błędy Talmutowe, 1758), а также греческая Книга монаха Неофита».

Польские книги, в свою очередь, по мнению исследователей, имели источником сочинения евреев-выкрестов, в частности некоего бывшего брест-литовского раввина Яна Серафимовича.

Францисканец Пикульский писал, что «евреям Литвы нужно для ритуала ежегодно 30 гарнецов христианской крови, а в Польше – ещё больше».


Сенненское дело


Карта Могилевская Губерния 1900-й г. Источник: http://raremaps.ru/vse/mogilevskaya-guberniya.html


Сенненское дело явилось первым на просторах Российской империи судебным делом, связанным с кровавым наветом на евреев, впоследствии ставшее прообразом для некоторых подобных дел.

Особенностью данного дела является то, что оно не базировалось на каких-либо уликах против каких-то лиц, оно базировалось лишь на мнении, что евреи нуждаются в христианской крови, а также то, что обвинителем был еврей-выкрест.

Год 1799-й явился годом, когда в Сенненском уезде (сегодня это территория Беларуси) во время, близкое к еврейскому Пейсаху (к еврейской пасхе), рядом с еврейской корчмой, располагавшейся в стороне от дороги, нашли женский труп. Согласно заявлению одного из свидетелей, за 2 дня до этого он посещал то место, но трупа там не находилось. Это указывало на умерщвление жертвы не в этом месте, а в совершенно другом. Ее в данное место явно подбросили. Однако показания другого свидетеля были другими – он сказал, что незадолго до случившегося он видел убитую женщину в еврейской корчме.

Показания 2-го свидетеля оказалось достаточно для того, чтобы следственной властью, «имеющей основанием народный слух, что евреям нужна христианская кровь», были обвинены в убийстве находившиеся внутри корчмы евреи (их было четыре чел.).


Сенно, к югу от Витебска. Источник: https://smolbattle.ru/threads/Сенно-путешествие-в-прошлое.63090/


Данное дело следовало рассматривать в магистрате. Но имело место заседание в беларуских магистратах наряду с христианами и евреев. По этой причине беларуским губернатором дело было передано в уголовный департамент главного беларуского суда. В этом суде было обеспечено рассмотрение и пополнение следственного материала. Причем имело место поручение уголовным департаментом секретарю по фамилии Стуков «секретным образом изведать и дойтить: нет ли по народному слуху, засвидетельствованному под присягою многими людьми, в законах еврейских положения, что евреям христианская кровь нужна?».

Стуковым при помощи перекрещенного еврея, звавшегося Станиславом Костинским, были раздобыты 2 книги еврейские «Шулхан арух» («Сульхан-Орух») и одна книга польская. Костинским были плохо (искаженно) переведены некоторые отрывки из Шулхан аруха, а Стуковым (присовокупившим к ним соответствующий доклад) книги были переданы в уголовный департамент.


Шулхан Арух – древнееврейская книга


Для подсудимых окончание процесса оказалось благополучным: арестованных по данному делу евреев освободили.


Настроенный против евреев поэт Гавриил Державин


Примечательно то, что несмотря на полную абсурдность обвинения евреев по этому делу, кровавый навет поддержал сенатор и поэт Гавриил Державин, явно настроенный против евреев. В его проект преобразования быта евреев, который был разработан в 1800 -м г., имело место внесение следующего текста [3]:

«В сих кагалах исполняются, или по крайности теперь только защищаемы бывают те христианские кровопролития, в коих иудеи по разным временам и царствам подозревались, и поныне по архивам замечаются, что видеть можно из приложения под литерой Д; хотя я, с моей стороны, о сих кровопролитиях думаю, что если они и бывали где-либо в древности, то не иначе как токмо по исступлении некоторых из фанатиков, но счёл, однако, за нужное не выпустить их из вида».

Под литерой «Д» была рукописная копия изданных в Санкт-Петербурге на русском языке в 1787-м г. «Обрядов жидовских» сокращенного перевода «Бредней Талмудовых».

1.4 Из статьи Blood Libel. Народная традиция. Отношение к употреблению крови в иудаизме

Из статьи Blood Libel

Статья Blood Libel, Иегуда Слуцкий [5]:

«В современную эпоху Россия была главным виновником кровавого навета, сочетание средневековых и современных факторов, которые сделали возможным его преднамеренное распространение среди невежественных масс. Первый случай кровавого навета в России произошел в окрестностях Сенно, к югу от Витебска, накануне Пасхи 1799 года, когда тело женщины было найдено возле еврейского трактира: четверо евреев были арестованы на основании «народной веры в то, что евреям нужна христианская кровь». Муртады предоставили суду отрывки из искаженного перевода Шулхан Аруха и Шевет Иегуды.. Обвиняемые были освобождены за отсутствием улик.

Тем не менее поэт и администратор Г. Р. Державин в своем «Мнении, представленном царю по поводу организации положения евреев в России», позволил себе заявить, что «в этих общинах должны быть найдены лица, которые совершают преступление или, по крайней мере, могут позволить себе». защиту тех, кто совершает преступление в пролитии христианской крови, в чем евреи подозревались в разное время и в разных странах. Если я со своей стороны считаю, что такие преступления, даже если они иногда совершались в древности, были совершены невежественными фанатиками, я счел правильным не упускать их из виду.

Таким образом, клевета была полуофициально закреплена в России. Официальные российские круги разделились во взглядах на клевету. Был возбужден ряд расследований обвинений, в то время как взгляды самих царей колебались».

Народная традиция

Из статьи «Кровавый завет» Владимира Бейдера [10]:


Скупой рыцарь. Пушкин. Источник: https://mc.eduirk.ru/index.php?

«Кровавый навет послужил основой для многих фольклорных и классических литературных произведений, устойчивых народных традиций.

Образы еврея-ростовщика Шейлока из «Венецианского купца» Шекспира и «Скупого рыцаря» Пушкина стали нарицательным»и».


Уильям Шекспир: Венецианский. купец. Источник: https://www.labirint.ru/screenshot/goods/450029/11/


Отношение к употреблению крови в иудаизме

Об отношении к употреблению крови в иудаизме сказано статье «Проверка версии о так называемом „ритуальном убийстве“ семьи российского Императора Николая II и лиц из его окружения в 1918 году» (автор Старший прокурор-криминалист Главного следственного управления Генеральной прокуратуры РФ В. Н. Соловьев) [38] :

«Иудаизм подчеркнуто отрицательно относился к употреблению крови. Библия наложила строгий запрет на употребление крови как пищи: „…Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится“ (Левит 17, 14). Поиски „обоснования ритуальных убийств“ у евреев в различных священных книгах (Торе, Талмуде и других) не дали результата. До настоящего времени для иудаизма характерна целая система запретов, связанных с употреблением в пищу продуктов, содержащих кровь. Даже куриное яйцо, в котором имеется капелька крови, считается непригодным для еды».


II Кровавые наветы: девятнадцатое столетие

«Описывая ситуацию с ритуальными наветами XIX века, Хасин отмечает, что судебные дела почти всегда заканчивались оправдательными приговорами за отсутствием доказательств, что никак не мешало поддерживать в общественном сознании этот миф. Особую роль, по мнению Хасина, играли массовые лжесвидетельства, которые воспринимались самими участниками фальсификаций «как благое дело, как доказательство непреложной истины, где методы её поиска не имели никакого значения» [3]

2.1 Девятнадцатое столетие – самое массовое в плане кровавых наветов. Цари и наветы. Из статьи Blood Libel, Иегуда Слуцкий

Девятнадцатое столетие – самое массовое в плане кровавых наветов


Девятнадцатое столетие в России в плане кровавых наветов было самым массовым. Наибольшей известностью отличаются такие дела, как гродненское, саратовское, велижское, кутаисское, Блондеса. Данное столетие явилось также временем издания книг с соответствующими обвинениями. Объясняется это, прежде всего, кризисными явлениями в институте православной церкви и иных признанных государством конфессий, проявление чего выражалось в ухудшенном отношении разных слоев населения к их представителям и массовости перехода в сектанство.

Светские и духовные власти империи в сложившихся условиях сделали одним из своих приоритетов борьбу с сектантством, взяв на вооружение в качестве инструмента этой борьбы кровавый навет. Именно девятнадцатое столетия стало временем активных попыток связывания кровавых ритуалов с сектами и с хасидизмом. Но это не влияло на тех, кто относился к представителям образованного дворянства Литвы, которые хотя и не особо хорошо относились к евреям, считали кровавый навет в середине рассматриваемого столетия предрассудком или чем-то наподобие сказки.


Неизвестный художник. Портрет императора Александра I Россия, Первая четверть XIX века. Источник: https://www.pinterest.ru/pin/305541155944635342/


Цари и наветы


Александром I (годы правления – 1801-й—1825-й) было дано указание о возобновлении расследования по делу об убийстве христианского ребенка в городе Велиже (под беларуским Витебском), где не были найдены реальные убийцы, а преступление было приписано местным знатным евреям. И это несмотря на то, что после растянувшегося на десятилетие процесса евреев окончательно оправдали.


Император Николай I (1796—1855)


Позднее Николай I не пошел на одобрение циркуляра 1817-го г. из-за своего мнения, что [5]:

«среди евреев есть дикие фанатики или секты, требующие христианской крови для своих ритуалов, и особенно потому, что, к нашему сожалению, такие страшные и удивительные группы также существуют среди нас, христиан».

В России наблюдался рост антисемитизма на фоне официально поддерживаемой антиеврейской политики. Тем не менее при правлении Александра III (период 1881-й—1894-го г.г.) царскими властями особого значения кровавым наветам не придавалось.


Из статьи Blood Libel, Иегуда Слуцкий


Статья Blood Libel, Иегуда Слуцкий [5]:

«Между 1805 и 1816 годами в местах Черты оседлости имели место различные случаи кровавой клеветы, и расследования всегда заканчивались разоблачением лжи, на которой они основывались. В попытке остановить их распространение министр церковных дел А. Голицын 6 марта 1817 года разослал циркуляр на этот счет главам губерний по всей России. Основывая свое указание на том факте, что как польские монархи, так и папы неизменно признавали недействительными клеветы и что они часто опровергались судебными расследованиями, он заявил в своем циркуляре, что царь распорядился „чтобы впредь евреи не обвинялись в убийстве христианских детей без доказательств“., и только из-за предубеждения, что они якобы требуют христианской крови».

2.2 Ритуальные обвинения после войны 1812-го года. Кровавые наветы, происходившие с ростом антисемитского движения в России. Публикации еврейских писателей